Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 1 (74). С. 64-67. THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2023. Vol. 1 (74). P. 64-67.
Научная статья
УДК 378
doi: 10.54398/1818510Х_2023_1_64
Государственная политика в сфере высшего образования в современном Казахстане: особенности и тенденции развития
Бурангулов Эмиль Рауфович
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6693-3896
Аннотация. В последние годы в Казахстане реализуются новые программы государственной политики в сфере высшего образования, что представляет интерес для России в связи с необходимостью модернизации высшей школы с учётом меняющихся условий. В статье на основе сравнительно-исторического метода, системного и неоинституционального анализа, на материалах авторского фокусированного интервью определяются основные особенности актуальной государственной политики в сфере высшего образования Казахстана (выраженная зависимость от Болонского процесса, жёсткость мер, обусловленность периферийным положением высшей школы относительно европейского образовательного пространства, подверженность специфическому социокультурному влиянию), а также выделяются тенденции её развития (оптимизация высшей школы путем сокращения числа вузов и создания лиг вузов, расширение академической свободы, увеличение доступа к высшему образованию малообеспеченным слоям населения, усиление контроля над выполнением условий образовательных грантов, открытие филиалов ведущих международных вузов в республике, повышение качества и престижа высшего образования и его приближение к условиям рынка). Делается вывод о том, что, несмотря на заметные противоречия и препятствия, возникающие в ходе реализации государственной политики в сфере высшего образования, правительству Казахстана в ближнесрочной перспективе удалось добиться успеха, выраженного в признании казахстанской высшей школы, соответствующей европейским стандартам, во вхождении ирлого ряда казахстанских вузов в авторитетные мировые рейтинги, в увеличении численности студентов.
Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, высшая школа, вуз, государственная политика, модернизация высшего образования, оптимизация высшего образования, Республика Казахстан, реформа высшего образования, университет
Для цитирования: Бурангулов Э. Р. Государственная политика в сфере высшего образования в современном Казахстане: особенности и тенденции развития // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 1 (74). С. 64-67. https://doi .org/10.54398/1818510Х_2023_1 _64.
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
State policy in the field of higher education in modern Kazakhstan: features and development trends
Emil R. Burangulov
Ufa State Petroleum Technical University, Ufa, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6693-3896
Abstract. In recent years, new programs of state policy in the field of higher education have been implemented in Kazakhstan, which is of interest to Russia due to the need to modernize higher education taking into account new conditions. In this regard, the article, based on the comparative historical method, systematic and neoinstitutional analysis, based on the materials of the author's focused interview, identifies the main features of the current state policy in the field of higher education in Kazakhstan (pronounced dependence on the Bologn a process, rigidity of measures, conditionality of the peripheral position of higher education relative to the European educational space, exposure to specific socio-cultural influence)., it also highlights the trends of its development (optimization of higher education by reducing the number of universities and creating university leagues, expansion of academic freedom, increasing access to higher education for low-income segments of the population, strengthening control over the implementation of educational grants, opening branches of leading international universities in the republic, improving the quality and prestige of higher education and its approximation to market conditions). It is concluded that, despite the noticeable contradictions and obstacles that arise during the implementation of state policy in the field of higher education, the Government of Kazakhstan in the short term has managed to achieve success, expressed in the recognition of Kazakhstan's higher education corresponding to European standards, in the entry of a number of Kazakhstani universities into authoritative world rankings, in increasing the number of students.
Keywords: Bologna process, higher education, higher school, university, state policy, modernization of higher education, optimization of higher education, Republic of Kazakhstan, reform of higher education, university
For citation: Burangulov E. R. State policy in the field of higher education in modern Kazakhstan: features and development trends Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2023, no. 1 (74), pp. 64-67. https://doi.org/10.54398/1818510X_2023_1_64.
This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.
Введение
Турбулентность, возникшая в мировой политике в связи с известными событиями, задела отечественную систему высшего образования и обусловила необходимость её трансформации. Очередной этап изменений проходит и высшая школа Республики Казахстан (РК), которая имеет с Россией общую историю и наиболее протяжённую границу, играет заметную геополитическую роль в Каспийском регионе, сталкивается с проблемами, схожими с российскими. Поэтому представляется целесообразным провести анализ государственной стратегии Казахстана по реформированию высшего образования для обоснованной оценки её реализации и эффективности и для подготовки фундированного прогноза развития. Такое исследование позволит дополнить современное научное знание о государственной политике в сфере высшего образования и станет полезным для решения вопроса о формировании отечественной стратегии модернизации высшей школы.
© Бурангулов Э. Р., 2023.
Основная часть
Для рассмотрения основных особенностей и тенденций актуальной государственной политики Казахстана в сфере высшего образования автор проделал контент-анализ сообщений о нормативных правовых актах и новостей (всего 53), опубликованных на портале Министерства науки и высшего образований РК и на новостных сайтах с 01 января 2019 по 01 октября 2022 г. Для оценки эффективности и перспектив государственной политики Казахстана в сфере высшего образования автор применил метод группового фокусированного интервью, организованного посредством приложения «Яндекс.Телемост». Для этого двадцать три эксперта были разделены на пять фокус-групп. Участники были отобраны по принципу однородности и соответствовали следующим параметрам: возраст от 35 до 45 лет, работа в вузах Казахстана как основная на момент проведения исследования со стажем не менее пяти лет. В ходе беседы каждый участник высказал свою точку зрения по представленным вопросам согласно плану обсуждения. Ранее дискутанты не были задействованы в аналогичном мероприятии, что уменьшает помехи и нефункциональное поведения.
Авторский анализ и эксперты свидетельствуют, что на сегодняшний день в Казахстане удалось выстроить работоспособную систему высшего образования по образцам, воспринятым прежде всего из европейских университетов. Вместе с тем эта система в последние годы имеет дело с довольно серьёзными проблемами, среди которых особенно выделяются нехватка кадров, коррупция, несоответствие запросам работодателей, нехватка престижа, высокий уровень безработицы среди выпускников [10], что обуславливает большой отток молодёжи за рубеж.
Масштаб проблем в высшем образовании страны в начале 2022 г. снова привлёк внимание президента К.-Ж. Токаева, который дал правительству поручение «переформатировать образование» [14].
Впрочем, такое «переформатирование» ведётся в Казахстане с момента прихода к власти нового президента в 2019 г. При этом эксперты отмечают, что первые изменения, скорее всего, имели политическую подоплеку. Например, под лозунгом повышения степени контроля и регулирования К.-Ж. Токаев изменил способ вступления ректоров в должность с прямого назначения президентом на выборы по конкурсу, а также расширил полномочия Министерства науки и высшего образования РК. Вероятно, скрытой ирлью было ослабление позиций группы ректоров - ставленников Н. Назарбаева. Эту же задачу решало преобразование двадцати восьми государственных университетов в некоммерческие акционерные общества под официальным предлогом повышения эффективности их деятельности. Иная организационная форма не привела к приватизации, т. к. собственником осталось государство, однако был изменён характер администрирования: взамен назначенных Н. Назарбаевым ректоров акционированными вузами стал управлять совет директоров под контролем Министерства науки и высшего образования РК.
Эксперты указали на то, что в ходе реформирования высшей школы правительство Казахстана, похоже, использовало российский опыт оптимизации высшего образования в части мер по сокращению численности вузов (путём закрытия или слияния) на основании оценки качества их деятельности. Полномочия в этой сфере переданы Комиссии по вопросам модернизации высших учебных заведений, которая проверяет эффективность университетов на основании таких критериев, как численность студентов, квалификация преподавателей, позиция в рейтинге Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», отражающем долю трудоустроенных выпускников, уровень их зарплаты, отзывы работодателей и др. Одним из самых заметных результатов работы этого государственного органа стала ликвидация 15 вузов [2]. Кроме того, взят курс на объединение университетов в областях страны. Так, в Таразе местный государственный и педагогический университеты преобразованы в региональный университет в форме некоммерческого акционерного общества. Аналогичным образом произошло и в Кустанае. По первым оценкам увеличились масштаб учебных заведений, количество образовательных программ, возможности по решению региональных задач [7].
Эксперты отметили, что всё более заметной частью государственной политики в сфере высшего образования Казахстана становится поддержка академической свободы. Её расширение началось ещё в 2018 г., когда в законах были закреплены права университетов самостоятельно устанавливать стоимость обучения, определять до 80 % содержания образовательных программ, рассчитывать количество зачётных единиц [15]. В этом же направлении предприняты шаги по расширению участия студентов и профессорско-преподавательского состава в жизнедеятельности вуза: созданы подразделения академической поддержки студентов и комитеты преподавателей, которые прямо вовлечены в процесс принятия решений, значимых для учебного заведения. С начала 2021 г. казахстанские вузы (за исключением военных и специальных) взамен дипломов государственного образца начали выдавать дипломы собственного образца, соответствующие установленному минимальному набору из пяти требований и имеющие уникальный идентификационный номер, зарегистрированный в Национальной образовательной базе данных [4]. По замыслу правительства, эта мера повысит степень ответственности ректората за качество образовательных программ, стимулирует конкуренцию среди учебных заведений, приспособит образовательный процесс к потребностям работодателей и условиям рынка труда. Ещё одной новацией стал курс на сокращение форм отчётности преподавателей: уже отменены более десятка таких документов.
На стимулирование конкуренции и повышение качества образования нацелена и программа разделения вузов на четыре лиги (на основании заявок по результату оценки независимых экспертов под эгидой правительства), инициированная Министерством науки и высшего образования РК и поддержанная лично президентом. Первую лигу составят университеты, отличающиеся высокими научными результатами, конкурентоспособные на международном уровне. Вторая лига включит учебные заведения, достигшие отличных показателей в масштабах страны. Третья лига объединит региональные и отраслевые вузы. В четвёртую лигу войдут все остальные учебные заведения. Принадлежность к лиге определит степень предоставляемой академической свободы, число государственных грантов, уровень квалификационных требований и количество проверок [12].
Ещё одной правительственной программой стало повышение субсидирования обучающихся для большей доступности высшего образования. Так, с 2019 г. планомерно увеличиваются выплаты студентам (с 26 186 тенге в месяц в 2020 г. до 31 000 тенге в 2021 г. с перспективой доведения до 52 372 тенге в 2025 г. [13]) и число образовательных грантов (с 51 000 в 2020 г. до 56 000 в 2021 г. с перспективой доведения до 76 500 к 2025 г. [8]). Кроме того, разрабатываются меры для максимизации социальной справедливости в деле распределения грантов, а также меры для снижения процентной ставки по образовательным кредитам. Вместе с тем усиливается и контроль над выполнением обязательств выпускниками - получателями образовательных грантов. Это обусловлено массовым уклонением молодёжи от соблюдения условий грантов: от отработки в течение трёх лет в организациях по распределению и др., что, в свою очередь, детерминировано социокультурным фактором. Для решения проблемы предполагается истребовать деньги с тех, кто не выполнил условия гранта посредством находящегося в правительственном подчинении АО «Финансовый ц^нтр».
В последнее время нарастают усилия казахстанского правительства по открытию в стране филиалов ведущих зарубежных вузов. Так, в сентябре 2021 г. в Алма-Ате к обучению студентов приступил филиал британского Университета Де Монтфорт Лестер. На финальной стадии находятся переговоры по передаче Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева в доверительное управление Университету Аризоны. Всего к 2025 г. планируется организовать работу пяти филиалов известных в мире университетов. Кстати, с начала 2000-х гг. в республике появились филиалы МГУ имени М. В. Ломоносова, Челябинского государственного университета, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Московского авиационного института. В перспективе намечается открытие филиалов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана [6].
В завершении рассмотрения основных составляющих актуальной государственной политики Казахстана в сфере высшего образования стоит отметить, что генеральным курсом остаётся интеграция казахстанских вузов в европейское образовательное пространство. Для этой цели с 2012 г. действует Центр Болонского процесса и академической мобильности при Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан. Одним из текущих приоритетов центра является работа по совмещению образовательных программ казахстанских вузов с образовательными программами зарубежных партнёрских вузов.
Среди перспектив развития системы высшего образования Казахстана по западным образцам эксперты выделили две основные. Во-первых, внедрение модели предпринимательского университета. Флагманом в этом направлении является частный вуз А 1_МА
University, который на практике реализует подход тройной спирали, сформулированный Генри Эцковицем и Лойетом Лейдесдорфом [18], направленный на создание новаций путём объединения структур власти, бизнеса и университетов. Во-вторых, повторение западного опыта по созданию университетских альянсов [19] с целью повышения роли университетов в образовательной политике и поддержки новых инициатив в сфере науки и образования.
Точная и комплексная оценка эффективности основных составляющих направлений государственной политики Казахстана в сфере высшего образования - это дело будущего, т. к. большая часть программ находится в стадии реализации. Сейчас можно дать только предварительную характеристику, которая довольно противоречива, как считают эксперты и автор.
Положительная сторона реформ представлена заметными успехами. Так, к 2019 гг. численность студентов в казахстанских вузах возросла более чем на треть и составила 604,3 тыс. чел. [3] (хотя к началу 2022-2023 учебного года этот показатель понизился до 578,2 тыс. чел. [1], что, скорее всего, связано с последствиями пандемии). В начале осеннего семестра 2020 г. квалификация высшей школы Казахстана в рамках Болонского процесса была официально признана соответствующей европейским стандартам [5], о чём делается отметка в приложениях к диплому, что повышает престиж казахстанских вузов среди местной и иностранной молодёжи и работодателей. В 2022 г. 16 казахстанских вузов вошли тысячу лучших университетов рейтинга "Quacquarelli Symonds World University Rankings" (в 2017 г. таковых было только 7), причём Казахский национальный университет им. аль-Фараби оказался в топ-200 [16].
Отрицательная сторона реформирования государственной политики Казахстана в сфере высшего образования состоит из нескольких взаимосвязанных проблем, группирующихся вокруг курса на оптимизацию высшей школы. Многие ректоры и другие представители академического сообщества не сомневаются в необходимости модернизации, но недовольны методами правительства по оптимизации высшего образования. Ректоры, особенно из вузов, находящихся под угрозой закрытия, не хотят терять свои позиции и прибыльное дело. Поэтому они предпринимают контрмеры (саботируют министерские предписания, оспаривают их в суде, меняют организационно-правовую форму учебного заведения, чтобы препятствовать переводу студентов в другие вузы и пр.), что расшатывает систему высшего образования и погружает её в затяжные судебные разбирательства. Представители академического сообщества критикуют чрезвычайную жёсткость мер по оптимизации высшей школы, а также непрозрачность и доходящую до предвзятости необъективность процесса оценки эффективности вузов правительственными структурами. В этих обстоятельствах проявляется местная социокультурная специфика. Одним из основных доводов критиков служит аргумент о заметном сокращении числа вузов до 120 [11], что, по мнению экспертов, привело к критическому повышению стоимости обучения, снижению доступности высшего образования, диспропорции в территориальном размещении вузов (т. к. закрываются в основном региональные учебные заведения). Кроме того, задача по сокращению числа педагогических вузов противоречит насущным потребностям страны в учителях и преподавателях, о чём свидетельствует статистика [9].
Выводы
Авторское исследование в качестве нового вклада позволяет выделить основные особенности и тенденции актуальной государственной политики высшего образования Республики Казахстан, дать ей общую оценку и рекомендацию практического характера. К её особенностям относятся: выраженная зависимость от Болонского процесса, жёсткость мер, обусловленность периферийным положением высшей школы относительно европейского образовательного пространства, подверженность специфическому социокультурному влиянию. Тенденции её следующие: углубление интеграции с европейским образовательным пространством, оптимизация высшей школы путём сокращения числа вузов и создания лиг вузов, расширение академической свободы, увеличение доступа к высшему образованию малообеспеченным слоям населения, усиление контроля над выполнением условий образовательных грантов, открытие филиалов ведущих международных вузов в республике, повышение качества и престижа высшего образования и его приближение к условиям рынка.
В целом, несмотря на заметные противоречия и препятствия, возникающие в ходе реализации государственной политики в сфере высшего образования, правительству Казахстана в ближнесрочной перспективе удалось добиться успеха, выраженного в признании казахстанской высшей школы, соответствующей европейским стандартам, во вхождении целого ряда казахстанских вузов в авторитетные мировые рейтинги, в увеличении численности студентов. Вместе с тем в долгосрочной перспективе жёсткость мер, нехватка квалифицированных кадров, сопротивление академического сообщества вкупе с объективной нехваткой финансирования может свести на нет достигнутые результаты. Поэтому сейчас представляется целесообразным корректировка курса для нивелирования перечисленных рисков. Для этого наиболее логичным представляется снижение административного давления и расширение диалога структур власти с представителями высшей школы. Основа этой дискуссии уже намечена в правительственных программах по увеличению степени академической свободы.
Список литературы
1. В Казахстане в частных вузах обучаются свыше 77 % студентов. - URL: https://kapital.kz/gosudarstvoZ111368/v-kazakhstane-v-chastnykh-vuzakh-obuchayut-sya-svyshe-77-studentov.htm (дата обращения: 20.12.2022).
2. В Казахстане могут закрыть еще 6 университетов. - URL: https://forbes.kz/process/education/v_kazahstane_ mogut_zakryitsya_esche_6_universitetov/ (дата обращения: 20.12.2022).
3. В Казахстане растёт количество студентов. - URL: https://kz.kursiv.media/2020-02-04/v-kazakhstane-rastet-kolichestvo-studentov/ (дата обращения: 20.12.2022).
4. Вузы будут выдавать дипломы собственного образца. - URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/vuzyi-budut-vyidavat-di plomyi-sobstvennogo-obraztsa-2021-390147/ (дата обращения: 20.12.2022).
5. За рубежом будут признаны квалификации выпускников казахстанских вузов. - URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=37104901 (дата обращения: 20.12.2022).
6. Могут ли филиалы российских вузов в Казахстане быть элементом «мягкой силы» России. - URL: https://www.ng.ru/kartblansh/ 2022-08-18/3_8517_kb.html (дата обращения: 20.12.2022).
7. Мусабаева, Ж. Слияние двух костанайских вузов: как работает региональный университет А. Байтурсынова сегодня / Ж. Мусабаева,. - URL: https://www.inform.kz/ru/sliyanie-dvuh-kostanayskih-vuzov-kak-rabotaet-regional-nyy-universitet-a-baytursynova-segodnya_a3801379 (дата обращения: 20.12.2022).
8. На 5 тысяч увеличится количество грантов для обучения в вузах в 2022 г. - URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/detai ls/314784?lang=ru (дата обращения: 20.12.2022).
9. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2019 г.). - URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/141963?lang=ru (дата обращения: 20.12.2022).
10. Нурбай, Р. Трудоустройство выпускников вузов: почему сложно найти работу по специальности и что делать / Р. Нурбай. -URL: https://www.inform.kz/ru/trudoustroystvo-vypusknikov-vuzov-pochemu-slozhno-nayti-rabotu-po-special-nosti-i-chto-delat_a3897070 (дата обращения: 20.12.2022).
11. Озвучены принципы построения новой системы образования в РК. - URL: https://total.kz/ru/news/ vnutrennyaya_politika/ozvucheni_printsipi_postroeniya_novoi_sistemi_obrazovaniya_v_rk_date_2022_10_07_14_17_07 (дата обращени я: 20.12.2022).
12. Поделить вузы на лиги предложили в РК. - URL: https://kazpravda.kz/n/podelit-vuzy-na-ligi-predlozhili-v-rk/ (дата обращения: 20.12.2022).
13. Размер стипендии студентов увеличится в два раза. - URL: https://ru.sputnik.kz/20221214/razmer-stipendii-studentov-uvelichitsya-v-dva-raza-30327852.html (дата обращения: 20.12.2022).
14. Токаев призвал отправлять молодых казахов в Россию. - URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/01/21/17175199.shtml (дата обращения: 20.12.2022).
15. Трубачёва, Т. Какие значимые изменения произошли в системе казахстанского образования / Т. Трубачёва, Г. Танкаева,
A. Аульбекова. - URL: https://forbes.kz/process/education/bolshaya_peremena_1_1556256976/ (дата обращения: 20.12.2022).
16. Шестнадцать казахстанских вузов вошли в рейтинг QS World University Rankings. - URL: https://www.inform.kz/ru/16-kazahstanskih-vuzov-voshli-v-reyting-qs-world-university-rankings-2023_a3956094 (дата обращения: 20.12.2022).
17. Яковлев, М. В. Эволюция теоретических подходов к демократическим преобразованиям России на современном этапе / М. В. Яковлев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12-3 (26). - С. 210-213.
18. Etzkowitz, H. The dynamics of innovation: from National Systems and ''Mode 2'' to a Triple Helix of university-industry-government relations / H. Etzkowitz, L. Leydesdorff // Research Policy. - 2000. - Vol. 29, is. 2. - P. 109-123.
19. Vukasovic, M. University alliances in the Europe of knowledge: Positions, agendas and practices in policy processes / M. Vukasovic,
B. Stensaker // European Educational Research Journal. - 2018. - Vol. 17, is. 3. - P. 349-364. doi: 10.1177/1474904117724572.
References
1. V Kazakhstane v chastnykh vuzakh obuchayutsya svyshe 77 % studentov [In Kazakhstan over 77% of students study at private universities]. Available at: https://kapital.kz/gosudarstvo/111368/v-kazakhstane-v-chastnykh-vuzakh-obuchayut-sya-svyshe-77-studentov.htm (accessed: 20.12.2022).
2. V Kazakhstane mogut zakryt eshche 6 universitetov [6 more universities may be closed in Kazakhstan]. Available at: https://forbes.kz/process/education/v_kazahstane_mogut_zakryitsya_esche_6_universitetov/ (accessed: 20.12.2022).
3. V Kazakhstane rastet kolichestvo studentov [The number of students is growing in Kazakhstan]. Available at: https://kz.kursiv.media/2020-02-04/v-kazakhstane-rastet-kolichestvo-studentov/ (accessed: 20.12.2022).
4. Vuzy budut vydavat diplomy sobstvennogo obraztsa [Universities will issue diplomas of their own sample]. Available at: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/vuzyi-budut-vyidavat-diplomyi-sobstvennogo-obraztsa-2021-390147/ (accessed: 20.12.2022).
5. Za rubezhom budut priznany kvalifikatsii vypusknikov kazakhstanskikh vuzov [Qualifications of graduates of Kazakhstani universities will be recognized abroad]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37104901 (accessed: 20.12.2022).
6. Mogut li filialy rossiiskikh vuzov v Kazakhstane byt elementom "myagkoi sily" Rossii [Can branches of Russian universities in Kazakhstan be an element of Russia's "soft power"]. Available at: https://www.ng.ru/kartblansh/2022-08-18/3_8517_kb.html (accessed: 20.12.2022).
7. Musabaeva, Zh. Sliyanie dvukh kostanaiskikh vuzov: kak rabotaet regionalnyi universitet A. Baitursynova segodnya [Merger of two Kostanay universities: how A. Baitursynov Regional University works today]. Available at: https://www.inform.kz/ru/sliyanie-dvuh-kostanayskih-vuzov-kak-rabotaet-regional-nyy-universitet-a-baytursynova-segodnya_a3801379 (accessed: 20.12.2022).
8. Na 5 tysyach uvelichitsya kolichestvo grantov dlya obucheniya v vuzakh v 2022 godu [The number of grants for studying at universities will increase by 5 thousand in 2022]. Available at: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/details/314784?lang=ru (accessed: 20.12.2022).
9. Natsional'nyi doklad o sostoyanii i razvitii sistemy obrazovaniya Respubliki Kazakhstan (po itogam 2019 goda) [National report on the state and development of the education system of the Republic of Kazakhstan (based on the results of 2019)]. Available at: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/141963?lang=ru (accessed: 20.12.2022).
10. Nurbay, R. Trudoustroystvo vypusknikov vuzov: pochemu slozhno nayti rabotu po spetsialnosti i chto delat [Nurbay R. Employment of university graduates: why it is difficult to find a job in the specialty and what to do]. Available at: https://www.inform.kz/ru/trudoustroystvo-vypusknikov-vuzov-pochemu-slozhno-nayti-rabotu-po-special-nosti-i-chto-delat_a3897070 (accessed: 20.12.2022).
11. Ozvucheny printsipy postroeniya novoy sistemy obrazovaniya v RK [The principles of building a new education system in Kazakhstan are announced]. Available at: https://total.kz/ru/news/vnutrennyaya_politika/ozvucheni_printsipi_postroeniya_novoi_sistemi_ obrazovaniya_v_rk_date_2022_10_07_14_17_07 (accessed: 20.12.2022).
12. Podelit vuzy na ligi predlozhili v RK [It was proposed to divide universities into leagues in the Republic of Kazakhstan]. Available at: https://kazpravda.kz/n/podelit-vuzy-na-ligi-predlozhili-v-rk/ (accessed: 20.12.2022).
13. Razmer stipendii studentov uvelichitsya v dva raza [The size of the student scholarship will double]. Available at: https://ru.sputnik.kz/20221214/razmer-stipendii-studentov-uvelichitsya-v-dva-raza-30327852.html (accessed: 20.12.2022).
14. Tokaev prizval otpravlyat molodykh kazakhov v Rossiyu [Tokayev urged to send young Kazakhs to Russia]. Available at: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/01/21/17175199.shtml (accessed: 20.12.2022).
15. Trubacheva, T., Tankaeva, G., Aulbekova, A. Kakie znachimye izmeneniya proizoshli v sisteme kazakhstanskogo obrazovaniya [What significant changes have occurred in the system of Kazakhstan education]. Available at: https://forbes.kz/process/education/ bolshaya_peremena_1_1556256976/ (accessed: 20.12.2022).
16. Shestnadtsat kazakhstanskikh vuzov voshli v reyting QS World University Rankings [Sixteen Kazakhstani universities were included in the QS World University Rankings]. Available at: https://www.inform.kz/ru/16-kazahstanskih-vuzov-voshli-v-reyting-qs-world-university-rankings-2023_a3956094 (accessed: 20.12.2022).
17. Yakovlev, M. V. Evolyutsiya teoreticheskikh podkhodov k demokraticheskim preobrazovaniyam Rossii na sovremennom etape [Evolution of theoretical approaches to democratic transformations in Russia at the present stage]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Evolution of theoretical approaches to democratic transformations in Russia at the present stage]. 2012, no. 12-3 (26), pp. 210-213.
18. Etzkowitz, H., Leydesdorff, L. The dynamics of innovation: from National Systems and ''Mode 2'' to a Triple Helix of university -industry - government relations. Research Policy. 2000, vol. 29, is. 2, pp. 109-123.
19. Vukasovic, M., Stensaker, B. University alliances in the Europe of knowledge: Positions, agendas and practices in policy processes. European Educational Research Journal. 2018, vol. 17, is. 3, pp. 349-364. doi: 10.1177/1474904117724572.
Информация об авторе
Бурангулов Э. Р. - кандидат политических наук.
Information about the author
Burangulov E. R. - Candidate of Political Sciences.
Статья поступила в редакцию 24.12.2022; одобрена после рецензирования 12.01.2023; принята к публикации 30.01.2023.
The article was submitted 24.12.2022; approved after reviewing 12.01.2023; accepted for publication 30.01.2023.