Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 64-68. DOI: 10.17223/15617793/411/9
УДК 378.4(574)
М.Ю. Ким, Е. Ф. Троицкий
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ
Рассмотрены основные тенденции развития системы высшего образования в Республике Казахстан. Представлен обзор оценки казахстанских университетов национальными и международными рейтингами университетов. Подчеркнуты различия в методологии оценки различных рейтинговых агентств. Проведен сравнительный анализ динамики развития казахстанских университетов между собой, относительно российских и зарубежных университетов. Ключевые слова: высшее образование; университеты; Казахстан; рейтинги университетов.
Российская система высшей школы в настоящий момент, как известно, находится в активном поиске модели, адекватной современным мировым тенденциям, прежде всего, в экономике и научно-технической сфере. Знаковым событием в этой сфере стала реализация проекта по повышению конкурентоспособности российских университетов, получившего название «5-100» [1].
Среди специалистов преобладает мнение, что в процессе реформирования отечественной системы высшего образования необходимо обратить особое внимание на опыт ведущих западных и некоторых восточных университетов, занимающих высокие позиции в мировых рейтингах. Однако, помимо этого, вызывают интерес тенденции в системе высшей школы тех государств, которые, как и Россия, получили в наследство советскую систему образования и в настоящее время на ее основе пытаются сформировать свою национальную модель. К таким государствам относится Республика Казахстан, которая в числе немногих бывших советских республик сумела успешно адаптироваться к рыночным условиям. Казахстан в настоящее время является участником основных международных
документов в области образования (Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе; Болон-ская декларация и др.).
В настоящее время основным инструментом измерения эффективности университетов являются мировые рейтинги. К такому инструменту есть множество вопросов по поводу того, насколько адекватно имеющиеся рейтинги оценивают университеты. Тем не менее современный мир оперирует именно этими инструментами. Хотим мы того или нет, мы вынуждены ориентироваться на данный инструмент, подчеркивая при этом, что рейтинг не является самой целью. Для казахстанских вузов задача вхождения в мировые рейтинги была сформулирована президентом Н.А. Назарбаевым в 2010 г. во время послания народу Казахстана [2]. Наиболее популярными на сегодняшний день являются два международных рейтинга: «QS» (www.qs.com) и «THE» (www.timeshighereduca-tion.com). Для понимания академического уровня казахстанских вузов обратимся к ним. По результатам 2015-2016 гг. рейтинг «QS» (World University Rankings) был представлен девятью казахстанскими вузами (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Позиции казахстанских вузов в рейтинге «QS» 2015-2016 гг.*
П/н Место в рейтинге Название университета Место расположения
1 275 Казахский национальный университет им. Аль-Фараби г. Алматы
2 371 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Астана
3 551-600 Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева г. Алматы
4 601-650 Казахский национальный педагогический университет им. Абая г. Алматы
5 701 + Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова г. Караганда
6 701 + Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана г. Алматы
7 701 + Казахстанско-Британский технический университет г. Алматы
8 701 + Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова г. Шымкент
9 701 + Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина г. Астана
* Составлено по [3].
По мнению влиятельного агентства, данные девять университетов из более чем ста казахстанских вузов являются наиболее успешными в Республике Казахстан. Анализ табл. 1 позволяет выделить три группы университетов в представленном рейтинге. Прежде всего необходимо отметить явных лидеров казахстанской системы высшего образования, которые удерживают довольно приличные позиции в мировом рейтинге. Речь идет о двух столичных университетах:
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби и Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева. Занимая 275-е и 371-е места соответственно, оба университета в этом рейтинге опережают многие российские вузы. Казахский национальный университет им. Аль-Фараби уступил лишь МГУ (108-е место) и СПбГУ (256-е место). Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева пропустил вперед еще два российских вуза. Таким образом,
можно отметить, что оба казахстанских вуза достаточно конкурентоспособны и среди российских университетов.
Ко второй группе можно отнести два алматинских университета, которые в последнее время демонстрируют положительную динамику в рейтинге «QS». В 2013 г. и педагогический, и технический университеты занимали позицию «701+» [4], однако за два года им удалось подняться на 100-150 пунктов, что говорит о достаточно планомерной работе руководства вузов в развитии своих университетов. Для понимания реальной работы внутри этих университетов можно провести аналогию с Томским государственным университетом. ТГУ за этот период тоже поднялся в рейтинге более чем на 100 позиций, и коллективу университета известно, какая серьезная работа была проведена для прохождения этого пути.
Третью группу составляют пять университетов, которые занимают позиции в последней сотне рейтинга. За последние три года данные университеты либо не изменили своих позиций, находясь внизу рейтинга, либо опустились вниз с более высоких мест. Несмотря на это, можно отметить, что они, пройдя аудит рейтинга «QS», уже выгодно отличаются от других казахстанских вузов, которые в этот рейтинг не попали. В эту группу попали два региональных вуза из Караганды и Шымкента. Основная же доля казахстанских вузов в рейтинге пришлась на г. Алматы, который по праву можно считать образовательным и культурным центром республики.
Некоторую противоречивость международных рейтингов, которую мы уже отметили, можно обнаружить, сравнив данные «QS» с рейтингом «THE». Если в рейтинг «QS» входят девять казахстанских вузов, два из которых занимают достаточно приличные позиции в мировой табели о рангах, то в рейтинг «THE» [5] не вошел ни один казахстанский вуз. Необходимо отметить, что и данные российских университетов серьезно отличаются по сравнению с рейтингом «QS». Причина таких сильных расхождений, безусловно, связана с разными методологиями формирования рейтингов университетов. При формировании рейтинга «QS» учитываются шесть основных показа-
В данном рейтинге, в отличие от рейтинга отметим появление новых вузов (п/н 3, 5-9), которые не были представлены в предыдущем рейтинге. Следует также обратить внимание, что и в этом рейтинге пози-
телей: репутация вуза в академических кругах, репутация среди работодателей, соотношение числа преподавателей и студентов, индекс цитирования публикаций, доля иностранных преподавателей и студентов. При этом итоговая оценка университета складывается на 50% из количественных показателей, на 50% - из качественных (мнения работодателей - 20%, академического сообщества - 30%) [6]. Рейтинг «THE» составляется на основе 13 критериев, среди которых: уровень преподавания, объем и значимость научных исследований, их влиятельность и иннова-ционность, международные перспективы обучающихся и др. Однако дело не только в самих показателях, но и в весах, которыми их наделяет каждое агентство. В этой связи казахстанскими вузами ведется серьезная работа по изучению проблем вхождения в мировые рейтинги. В частности, в 2012 г. для руководителей ведущих университетов республики был организован семинар-тренинг по изучению методологии рейтинга «THE» в контексте глобального высшего образования. В семинаре принял участие редактор рейтинга Фил Бати [7].
Рассмотрим результаты еще одного рейтинга, в котором приняли участие казахстанские вузы. Речь идет о рейтинге вузов СНГ 2014 г., составленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Данный рейтинг разбил вузы по пяти классам, где самый высокий класс «А», а самый низкий - «Е»:
«А» - исключительно высокий уровень подготовки выпускников.
«В» - очень высокий уровень подготовки выпускников.
«С» - высокий уровень подготовки выпускников.
«D» - приемлемый уровень подготовки выпускников.
«E» - достаточный уровень подготовки выпускников.
Наиболее высокие рейтинговые классы «А» и «В» были присвоены 15 вузам России, а также трем вузам Украины и одному белорусскому. Ни один казахстанский вуз не попал в эту часть рейтинга (табл. 2). Самый высокий класс «А» был присвоен только одному вузу - МГУ им. М.В. Ломоносова.
ция Казахского национального университета им. Аль-Фараби оценивается выше по сравнению с остальными казахстанскими вузами. Томскому государственному университету эксперты рейтинга присвоили класс «В».
Т а б л и ц а 2
Позиции казахстанских вузов в рейтинге «Эксперт РА» 2014 г.*
П/н Рейтинговый класс Название вуза Место расположения
1 С Казахский национальный университет им. Аль-Фараби г. Алматы
2 D Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Астана
3 D Государственный медицинский университет города Семей г. Семипалатинск
4 D Казахский национальный технический университет им. К.И. Сат-паева г. Алматы
5 D Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави г. Туркестан
6 D Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова г. Павлодар
7 D Университет КИМЭП г. Алматы
8 Е Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева г. Усть-Каменогорск
9 Е Карагандинский государственный технический университет г. Караганда
* Составлено по [8].
В основе оценки университетов данным рейтингом взяты три фактора: условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской активности вуза. При этом наибольший вес получил показатель, связанный именно с образованием. По мнению составителей рейтинга, вышеназванные международные рейтинги делают акцент на научной составляющей университетов, однако это идет вразрез с традициями развития высшей школы на постсоветском пространстве, где много внимания уделялось именно образованию. Эксперты рейтинга учли еще одну особенность, которая игнорируется международными агентствами. Дело в том, что при составлении
Данная таблица была составлена по всем направлениям, за исключением медицинских вузов и вузов искусства. В каждом направлении были взяты первые пять позиций. В табл. 3 наглядно представлены лидеры по каждому направлению, среди которых уже знакомые нам университеты, отмеченные в других рейтингах. Методология рейтинга НКАОКО основана на данных трех анкет. Первая анкета связана с оценкой качества академической деятельности вуза (контингент студентов, профессорско-преподавательский состав, научно-исследовательская работа, международное сотрудничество и др.). На данную анкету, которую вузы предоставляют сами, приходится до 70% веса. Данные второй анкеты собираются путем опроса академической общественности. Третья анкета предназначена для мнения работодателей по поводу того или иного вуза. На вторую и третью анкеты приходится по 15% веса. По сути, данные второй и третьей анкет представляют репутацию вузов.
В системе высшего образования Республики Казахстан отчетливо проявляется одна достаточно интересная тенденция, связанная с появлением университетов принципиально иного формата. Речь идет о трех университетах, которые незаметны в рейтингах, однако пользуются популярностью среди казахстанской молодежи. Два из них находятся в г. Алматы: Казах-станско-Британский технический университет (КБТУ) и АО «Университет» «КИМЭП». КБТУ был создан при поддержке Британского правительства. В вузе реализовывается британская модель образования в области подготовки кадров для нефтегазовой отрасли.
международных рейтингов не учитываются репутация вуза и востребованность выпускников на уровне страны, в то время как, например, подготовка кадров для национальной экономики является одной из задач вузов СНГ [9].
В самой Республике Казахстан имеется свой национальный рейтинг, который ежегодно составляется Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества образования (НКАОКО). Данный рейтинг, как и предыдущие, также имеет собственную методологию расчета [10]. Его особенность заключается в том, что учебные заведения представлены по направлениям: многопрофильные, технические, гуманитарно-экономические, медицинские, педагогические и вузы искусства (табл. 3).
Университет аффилирован с национальными нефтегазовыми и международными компаниями. Обучение ведется на английском языке начиная с первого курса. Большая доля иностранных преподавателей. В вузе реа-лизовываются программы двойного диплома с Лондонской школой экономики, Женевской бизнес-школой, Французским институтом нефтегаза. КИМЭП реализует североамериканскую модель образования в области бизнеса, управления и права. У университета также имеются широкие международные связи, образование ведется на английском языке с большой долей иностранных преподавателей. Оба вуза ориентируются на коммерческое обучение с самой высокой стоимостью в республике.
Еще одним популярным и относительно молодым вузом в Астане является Назарбаев Университет. Вуз был основан по инициативе президента Н. А. Назарбаева и призван стать национальным брендом высшего образования Казахстана. Вуз имеет особый статус в системе образования республики, что закреплено специальным законом «О статусе "Назарбаев Университет"». Основная особенность данного университета, как и в вышеназванных вузах, заключается в том, что образовательный процесс ведется исключительно на английском языке, в связи с чем, большую часть преподавательского и административного персонала составляют иностранцы. Однако в данном университете акцент делается не на коммерческое обучение. Все студенты, выдержавшие высокий конкурс, обучаются исключительно за счет государственного финансирования.
Т а б л и ц а 3
Позиции казахстанских вузов в рейтинге НКАОКО 2016 г.*
Многопрофильные Технические Гуманитарно-экономические Педагогические
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Казахстанско-Британский технический университет АО «Университет» «КИМЭП» Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Карагандинский государственный технический университет Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза Казахский государственный женский педагогический университет
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова Казахский национальный аграрный университет Алматы Менеджмент Университет Павлодарский государственный педагогический институт
Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Университет «Нархоз» Костанайский государственный педагогический университет
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Алматинский технологический университет Университет «Туран» Таразский государственный педагогический институт
* Составлено по [11].
Таким образом, казахстанская система высшего образования активно развивает западные модели обучения, ведущиеся на английском языке с привлечением иностранных преподавателей. Такие университеты имеют широкие связи с образовательными системами и возможностями трудоустройства за границей, что на сегодняшний день высоко ценится современной молодежью вкупе с получением конкурентного образования.
Вузы Казахстана, по мнению специалистов, все больше движутся в направлении превращения в бизнес-структуры, в результате чего сокращается количество бюджетных мест, и все большее количество студентов обучается на платной основе. Например, на такое направление, как 5В060400 «Физика», для поступления в 2015 г. на всю республику было выделено 130 бюджетных мест [12]. Подготовка бакалавров в казахстанских вузах осуществляется по двум отделениям. На казахском отделении учебный процесс осуществляется на казахском языке. Соответственно, на русском отделении - на русском. Соотношение бюджетных мест имеет тенденцию к уменьшению доли бюджетных мест на русском отделении. В 2015/16 учебном году такое соотношение в среднем составляло 2 к 1 в пользу казахского отделения. При распределении бюджетных мест для бакалавров заметна явная тенденция в пользу технических и естественнонаучных специальностей.
Отдельного внимания заслуживает стоимость обучения в казахстанских вузах. К примеру, стоимость обучения в 2014/15 учебном году на магистерской программе в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева в зависимости от направления находилась в диапазоне 721-778 тыс. тенге. Стоимость магистерской программы в другом столичном вузе (КАЗГЮУ) составила 650 тыс. тенге. Обучение по магистерской программе в Алматы, например в Казахском национальном техническом университете им. К.И. Сатпаева, было 646 тыс. тенге. Дешевле сто-
ит обучение магистра (например, экономики) в Карагандинском государственном университете им. Бу-кетова - 400 тыс. тенге. Для сравнения: стоимость магистерской программы в ТГУ значительно ниже, чем в столичных вузах Казахстана. И приблизительно на одном уровне с магистерскими программами региональных вузов.
В целом необходимо отметить, что система высшего образования Республики Казахстан находится в процессе преобразования. Основной вектор развития казахстанских университетов связан с интернационализацией, что вполне соответствует современным требованиям. В этой связи в Казахстане активно используются международные и национальные рейтинги в деле позиционирования и продвижения своих университетов. Внимание этому уделяется на самом высоком правительственном уровне. Поставив задачу войти в топ мировых рейтингов, казахстанские вузы активно занимаются изучением зарубежного опыта, разработкой и реализацией собственных стратегий развития. Однако эта задача, судя по тенденции последних лет, посильна лишь двум столичным университетам: Казахскому национальному университету им. Аль-Фараби и Евразийскому национальному университету им. Л.Н. Гумилева. В этой связи бросается в глаза достаточно большой разрыв между небольшой группой элитных университетов и всеми остальными, которых в республике около 150. Казахстанская модель системы высшего образования все больше ориентируется на коммерческую составляющую. Это заметно и по количеству бюджетных мест, и по стоимости обучения. В процессе интернационализации явно прослеживается уклон в сторону западных партнеров, о чем явно говорит наличие таких университетов, как Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ. Вместе с тем совершенно очевидно, что в вопросе создания современной системы высшего образования Республика Казахстан идет собственным путем, который вызывает интерес у исследователей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт проекта «Повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-
образовательных центров» («5-100»). URL: http://5top100.ru (дата обращения: 04.08.2016).
2. Послание Президента Республики Казахстана Н. Назарбаева народу Казахстана. 29 января 2010 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/
addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-29-yanvarya-2010-goda_1340624693 (дата обращения: 04.08.2016).
3. QS World University Rankings 2015/2016. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-
rankings/2015#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search= (дата обращения: 04.08.2016).
4. QS World University Rankings 2013. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2013#sorting=
rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search= (дата обращения: 04.08.2016).
5. Times Higher Education World University Rankings 2015-2016. URL: https://www.timeshighereducation. com/world-university-
rankings/2016/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank_label/sort_order/asc/cols/rank_ only (дата обращения: 04.08.2016).
6. Трубачева Т. Как казахстанским вузам подняться в глобальном рейтинге университетов QS // Forbes Kazakhstan. URL:
https://forbes.kz/process/education/na_podhode_k_top-300_1 (дата обращения: 04.08.2016).
7. Опыт казахстанских вузов в рейтинге мировых университетов Times Higher Education - семинар-тренинг в КазНУ. URL:
http://www.inform.kz/rus/article/2449803 (дата обращения: 04.08.2016).
8. Рейтинг вузов Содружества Независимых Государств. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part2/ (дата обращения: 04.08.2016).
9. Методологические подходы составления рейтинга вузов СНГ. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part3/ (дата обращения:
04.08.2016).
10. Методология институционального рейтинга. URL: http://nkaoko.kz/metodologiya-rejtinga-iqaa/dlya-vuzov/metodologiya-institutsionalnogo-rejtinga (дата обращения: 04.08.2016).
11. Рейтинг вузов Казахстана 2016. URL: http://nkaoko.kz/rejting-vuzov/2016-07-11-15-21-27 (дата обращения: 04.08.2016).
12. Количество грантов на 2015-2016 год в Казахстане по специальностям. URL: http://granty.kz/rezultaty/10-kolichestvo-grantov-na-2015-2016-god-v-kazahstane-po-specialnostyam.html (дата обращения: 04.08.2016).
Статья представлена научной редакцией «История» 16 августа 2016 г.
HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE LIGHT OF NATIONAL AND GLOBAL UNIVERSITY RANKINGS
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2016, 411, 64-68. DOI: 10.17223/15617793/411/9
Maxim Yu. Kim, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: max198210@yandex. ru
Evgeny F. Troitskiy, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: higher education; universities; Kazakhstan; university rankings.
The paper focuses on the major trends of higher education system development in the Republic of Kazakhstan. It gives an overview of the evaluation of Kazakh universities by national and global university rankings. Most of the experts are of the opinion that reforming the national higher education system requires paying special attention to the experience of the leading Western and some Asian universities which are at the top positions in world rankings. However, the trends of higher education development in the countries that, like Russia, inherited the Soviet education system and try to build their national models are of interest as well. One of these countries is the Republic of Kazakhstan, one of the few former Soviet republics to have managed a successful adaptation to market economy. Nowadays Kazakhstan is a signatory of major international documents in the area of education (the Lisbon Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region, the Bologna Declaration etc.) On the whole, Kazakhstan's higher education system undergoes transformations. In line with the challenges of our time, the major vector of Kazakh universities' development is internationalization. At present, world rankings are used as the main instrument of measuring the effectiveness of universities. Even though this instrument is questionable as to how adequately the existing rankings evaluate the universities, it is widely used in the modern world. Thus, we have to follow it as well. The purpose of entering the world rankings by Kazakh universities was set by President N.A. Nazarbayev in his message to the people of Kazakhstan in 2010. The most popular nowadays are two global rankings: QS and THE. Global and national rankings are widely used in Kazakhstan for the universities' positioning and promotion, with the government paying much attention to it. Trying to enter the top of world rankings, Kazakh universities are actively studying international experience, working out and implementing their development strategies. However, as the trends of the recent years show, this task is feasible only for two metropolitan universities, the Al-Farabi Kazakh National University and the L.N. Gumilyov Eurasian National University. The Kazakh model of higher education is increasingly commercialized. It is evident both in the dynamics of the number of state-funded student positions and in the tuition fees. Internationalization is marked with a bias in favor of Western partners, a tendency underlined by the fact that some universities teach in English and employ mostly foreigners. At the same time it is evident that the Republic of Kazakhstan has its own way of moving to a modernized higher education system.
REFERENCES
1. 5top100.ru. (n.d.) Ofitsial'nyy saytproekta "Povyshenie konkurentosposobnosti vedushchikh rossiyskikh universitetov sredi vedushchikh mirovykh
nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov" ("5-100") [Official site of the project "Improving the competitiveness of the leading Russian universities among the world's leading research and education centers" ("5-100")]. [Online] Available from: http://5top100.ru. (Accessed: 04th August 2016).
2. Akorda.kz. (2010) Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstana N. Nazarbaeva narodu Kazakhstana. 29yanvarya 2010 g. [Address of President of
the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan. January 29, 2010]. [Online] Available from: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-29-yanvarya-2010-goda_1340624693. (Accessed: 04th August 2016).
3. Topuniversities.com. (2015) QS World University Rankings 2015/2016. [Online] Available from: http://www.topuniversities.com/university-
rankings/world-university-rankings/2015#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=. (Accessed: 04th August 2016).
4. Topuniversities.com. (2013) QS World University Rankings 2013. [Online] Available from: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2013#sorting= rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=. (Accessed: 04th August 2016).
5. Timeshighereducation.com. (2016) Times Higher Education World University Rankings 2015-2016. [Online] Available from: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2016/world-
ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank_label/sort_order/asc/cols/rank_ only. (Accessed: 04th August 2016).
6. Trubacheva, T. (n.d.) Kak kazakhstanskim vuzam podnyat'sya v global'nom reytinge universitetov QS [How Kazakh universities can go up in the
global ranking of universities QS]. Forbes Kazakhstan. [Online] Available from: https://forbes.kz/process/education/na_podhode_k_top-300_1. (Accessed: 04th August 2016).
7. Inform.kz. (n.d.) Opyt kazakhstanskikh vuzov v reytinge mirovykh universitetov Times Higher Education — seminar-trening v KazNU [Experience
of the Kazakh universities in the ranking of world universities Times Higher Education - a training seminar in the KNU]. [Online] Available from: http://www.inform.kz/rus/article/2449803. (Accessed: 04th August 2016).
8. Raexpert.ru (2014) Reyting vuzov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Rating of the universities of the Commonwealth of Independent States].
[Online] Available from: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part2/. (Accessed: 04th August 2016).
9. Raexpert.ru (2014) Metodologicheskie podkhody sostavleniya reytinga vuzov SNG [Methodological approaches to the rating of the CIS universi-
ties]. [Online] Available from: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part3/. (Accessed: 04th August 2016).
10. Nkaoko.kz. (2015) Metodologiya institutsional'nogo reytinga [Methodology of institutional rankings]. [Online] Available from: http://nkaoko.kz/metodologiya-rejtinga-iqaa/dlya-vuzov/metodologiya-institutsionalnogo-rejtinga. (Accessed: 04th August 2016).
11. Nkaoko.kz. (2016) Reyting vuzov Kazakhstana 2016 [Rating of Kazakhstan universities 2016]. [Online] Available from: http://nkaoko.kz/rejting-vuzov/2016-07-11-15-21-27. (Accessed: 04th August 2016).
12. Granty.kz. (2015) Kolichestvo grantov na 2015—2016god vKazakhstanepo spetsial'nostyam [Number of grants for 2015-2016 in Kazakhstan by the fields]. [Online] Available from: http://granty.kz/rezultaty/10-kolichestvo-grantov-na-2015-2016-god-v-kazahstane-po-specialnostyam.html. (Accessed: 04th August 2016).
Received: 16 August 2016