УДК 339.92+378 (574)
Шукушева Е.В., аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия)
РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье исследуется международное сотрудничество Европейского союза и Казахстана в сфере высшего образования, где стороны придают особое значение мерам, направленным на укрепление межинституционального партнерства, поощрение мобильности студентов, профессорско-преподавательского и административного персонала, исследователей и молодежи, и поощрение обмена информацией и опытом. Реализация политики сотрудничества между Европейским союзом и Казахстаном в области высшего образования отражено во многих подписанных нормативно-правовых документах, которые являются основой взаимоотношений сторон. Рассмотрена образовательная политика между Казахстаном и Европейским союзом на примере Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. Уделено внимание реализации программ академической мобильности как приоритетному направлению в организации международной деятельности Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза с вузами-партнерами стран Европейского союза. Результатом исследования послужили приведенные сведения о состоянии образовательного обмена за последние три учебных года с 2017 по 2020 гг. в рамках мобильности, благодаря которым был получен лучший образовательный опыт в ведущих европейских вузах. Ключевые слова: Европейский союз, Казахстан, высшее образование, академическая мобильность, Болонский процесс, сотрудничество, Erasmus+, программы мобильности. DOI: 10.22281/2413-9912-2020-04-03-139-148
Европейский союз (далее - ЕС) и Казахстан поддерживают прочные и дружественные отношения на протяжении более 20 лет с момента установления официальных отношений. Правовой основой взаимоотношений выступают - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейскими сообществами и их государствами-членами (1995 г), вступившее в силу в июле 1999 г. и Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан (2015 г) [17], которое было ратифицировано в 2016 г., вступившее в законную силу 1 марта 2020 года.
Во внешней политике Казахстана важное место занимает развитие плодотворного сотрудничества с Европейским союзом - одним из главных геополитических центров и наиболее эффективных интеграционных объединений современного мира. На протяжении всего постсоветского периода Европейский союз является крупнейшим внешним партнером Казахстана [18, с. 60].
Казахстан и ЕС придают огромное значение вопросу высшего образования и реализации задач по подготовке квалифицированных специалистов и гармонизации образования. Важно подчеркнуть, что налажено тесное сотрудничество Казахстана и ЕС в сфере академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
В статье 51. п. 2. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейскими сообществами и их государствами-членами, одной из областей сотрудничества является мобильность для преподавателей, выпускников администраторов, молодых ученых и исследователей, молодежи с целью повышения уровня общего образования и профессиональной квалификации населения в Республике Казахстан как в государственном, так и в частном секторе [16].
Значительный вклад в развитие партнерских отношений с Европейским союзом внесла успешная реализация государственной программы «Путь в Европу» на 2009-2011 годы, разработанной и имплементированной по инициативе Нурсултана Назарбаева [11].
Необходимость принятия данной Программы была продиктована назревшей важности в решении актуальных задач внутреннего развития Казахстана, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления ряда сфер деятельности, в том числе высшего образования и мобильности [12].
Основным принципом современной европейской системы образования является принцип ориентирования на личный успех
специалиста - обеспечение профессионального роста человека, его продвижения по карьерной лестнице и экономической состоятельности. Главное условие реализации данного принципа - индивидуализация и повышение гибкости образовательного процесса. Условием реализации данного принципа является развитие содержания образования со смещением в сторону формирования личностных и профессиональных компетенций и готовности к изменениям. Важными факторами при этом выступают: развитие академической мобильности, создание единой системы квалификаций, мониторинг качества и в целом реализация идеи единого европейского образовательного пространства, которая направлена именно на осуществление индивидуализации и повышение гибкости образовательного процесса.
С вступлением Казахстана в европейское образовательное пространство при поддержке государства стала активно развиваться академическая мобильность студентов и преподавателей отечественных вузов [10, с.4].
Академическая мобильность закреплена во всех основных документах Болонского процесса, которые определяют основные принципы этого процесса и его базовые характеристики. Положения Болонской декларации, подписанной в июне 1999 г, регулируют процессы академической мобильности. В Пражском коммюнике министров образования 2001 г отмечено, что академическая мобильность обучающихся, исследователей и преподавателей позволит ее участникам воспользоваться европейскими образовательными ценностями. В Берлинском коммюнике 2003 г. и Лондонском коммюнике 2007 г. говорится о том, что мобильность представляет собой основу для формирования Европейского пространства высшего образования, являясь важнейшим элементом Болонского процесса, создающим новые возможности для развития сотрудничества между людьми и институтами.
Стратегия мобильности для европейского пространства высшего образования «Мобильность для лучшего обучения» до 2020 г. была принята на 3-м Форуме политики Болонского процесса в Бухаресте 26-27 апреля 2012 г. Она направлена на повышение качества мобильности, интернационализа-
цию высшего образования и содействие повышению трудоустройства.
Подписание Казахстаном Болонской декларации в 2010 году способствовало развитию академической мобильности студентов и преподавателей казахстанских вузов. Программа академической мобильности стартовала в 2011 году [2, с.56].
На сегодняшний день в Казахстане заложена необходимая нормативная база для развития такой практики. Отметим, в частности, Стратегию мобильности европейского пространства высшего образования 2020, Закон РК «Об образовании», Государственную программу развития образования на 20122020 гг., приказы Министерства образования и науки РК «О направлении для обучения за рубежом в рамках академической мобильности» № 12 от 21.01.2013 г. и «О приглашении зарубежных ученых в вузы Республики Казахстан» № 2 от 11.01.2013 г. и др. [5, с. 18].
Согласно Концепции академической мобильности обучающихся высших учебных заведений РК, принятой в 2011 г. под академической мобильностью необходимо понимать «... перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе» [7].
Университеты в Казахстане осуществляют два вида академической мобильности: внешние (международные) и внутренние (в пределах страны) мобильности.
Основные направления обучения граждан Казахстана за рубежом:
- международные образовательные обмены;
- стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций;
- в частном порядке;
- по международной стипендии Президента РК «Болашак» [8, с. 121].
«Великую хартию университетов» подписали 60 казахстанских вузов. Сегодня Ев-
росоюз предлагает нашим студентам множество образовательных программ: Tempus, Erasmus, DAAT и т. д. В рамках программы академической мобильности молодые люди из Казахстана могут выезжать на стажировку в любую страну Европы. Изучая европейский опыт высшего образования, который восходит к средним векам, мы можем структурировать и собственную систему образования [6].
С 2011 по 2019 годы - 16 834 казахстанских обучающихся приняли участие в программе внешней исходящей академической мобильности в зарубежных вузах мира за счет бюджетных и внебюджетных средств. В том числе, в рамках внешней исходящей академической мобильности - 9729 чел. прошли обучение в ведущих вузах Европы, и в рамках внешней входящей академической мобильности Казахстан принял на обучение - 530 чел. из стран Европы с 2011 по 2019 годы [3, с.5].
В одном из своих выступлений ректор Карагандинского экономического университета профессор Аймагамбетов Е.Б. отмечал, что «Образование - важнейшая часть жизни нашего общества. Не вызывает сомнений, что наступивший XXI пек является веком науки, современных знаний, веком информации, веком стратегического развития новых технологий. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это - вложение средств в будущее страны. Казахстан не может жить в рамках традиционной индустриальной парадигмы, он должен сделать резкий скачок к информационному обществу, учитывая мировую тенденцию роста значимости информации и повышения роли интеллектуальной элиты. Это, и свою очередь, обуславливает изменение функции образования, его содержания, образовательных технологий. Изучение опыта ряда ведущих университетов зарубежных стран (Оксфорда, Кембриджа, Парижского, Роттердамского и Седжонгского, а также Английской школы экономики, кооперативных вузов Великобритании, Швеции и СНГ) показывает, что сегодня важное значение приобретает уровень не только образованности, но и потребности к творчеству, самореализации и самоактуализации большинства выпускников высших учебных заведений.
Таким образом, современные знания, информации, новые технологии, нормы, цен-
ности, интеллект, умственный капитал являются составляющими портрета современного специалиста (выпускника)» [1, с.92].
В 2006 г. в г. Болонья (Италия) ректор Карагандинского экономического университета (далее - КЭУК) подписал «Великую Хартию Европейских Университетов», а сегодня, можно уверенно сказать, что все составляющие Болонского процесса успешно внедрены в рамках образовательного процесса КЭУК.
Одним из основных принципов Болонской Декларации и важнейшей стороной процесса интеграции вузов и науки в международное образовательное пространство является академическая мобильность.
Приоритетными задачами в области развития академической мобильности в Карагандинском экономическом университете являются:
1. активизация внутренней мобильности;
2. обеспечение качества внешней мобильности;
3. обеспечение качества пребывания иностранных преподавателей, исследователей и студентов в Казахстане (входящая мобильность);
4. реализация принципов полиязычного образования (соразмерное обучение казахскому, русскому, английскому и другим иностранным языкам;
5. обучающие курсы и учебные программы, основанные на соизучении языка и культуры);
6. расширение прямых связей вузов с зарубежными вузами-партнерами и международными организациями [4, с.35].
На сегодняшний день Карагандинский экономический университет состоит в партнерских отношениях с 124 вузами из 28 стран мира, таких как: Испания, Австрия, Германия, Румыния, Венгрия, Чехия, Польша, Италия, Словения, Турция, Южная Корея, Китай, Малайзия, Россия, Украина и др. [9]. Из них 30 зарубежных вузов приходится из 13 стран Европы (Италия, Германия, Англия, Греция, Испания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словения, Польша, Латвия, Румыния, Болгария) с которыми осуществляется политика межвузовского сотрудничества в рамках межвузовских соглашений.
Значительная часть международных соглашений, предусматривает возможности для сотрудничества по широкому спектру направлений: академические обмены, стажировки, сов-
местные исследования, организация и проведение конференций, семинаров, летних школ.
Международные студенческие программы позволяют углубить базу знаний институтов участников, расширить рамки научного поиска, обогащают учебные программы. Это также предполагает и знакомство с лучшим образовательным опытом, и использование этого опыта, и взаимодействие, сотрудничество с лучшими учебными, исследовательскими центрами во всех странах мира. В конечном итоге, международные студенческие программы способствуют повышению уровня интернационализации университета, что является одним из самых важных показателей эффективности вуза, учитываемых в мировых рейтингах.
Студенты, участвующие в академической мобильности имеют право обучаться в университетах-партнерах в рамках заключенных соглашений, так и по личной инициативе. Студенты, отлично владеющие английским языком и имеющие высокие показатели успеваемости могут участвовать в грантовых программах Министерства образования и науки РК, в международных программах - Егавтш+ [20] Европейского союза, в других международных стипендиальных программах обмена.
Важными фактором международной интеграции высшего образования является участие КЭУК в программы Егавтш+.
Егавтш+ финансирует краткосрочную мобильность студентов и персонала вузов. Студенты, магистранты и докторанты могут обучаться и пройти стажировку в странах Европы сроком от трех месяцев до одного года.
Сотрудники вузов могут получить грант для преподавания или повышения квалификации в зарубежном вузе сроком от пяти дней до двух месяцев.
В рамках программы возможна как мобильность из Стран Партнеров в Европу (входящая), так и из Европы в Страны Партнеры (исходящая).
Стипендии выделяются на основе межинституционального соглашения между вузами Европы и Стран Партнеров.
Вузы Казахстана принимают активное участие в проектах международной кредит-
ной мобильности - 65% мобильностей из общего количества мобильностей, выделенных на Центральную Азию, приходится на долю казахстанских университетов.
В настоящее время в проектах международной кредитной мобильности принимает участие 61 вуз из 13 регионов Казахстана. Общая сумма гранта за 4 года (2015-2018) на проекты МКМ с участием вузов Казахстана составила 11 338 545 евро, что позволило профинансировать в общей сложности 3224 мобильностей студентов и преподавателей [14].
В результате эффективного сотрудничества, преподаватели, сотрудники и студенты получили доступ к европейскому образованию, европейскому университетскому управлению и европейской культуре.
Анализ количества студентов, принявших участие в программах академической мобильности, свидетельствует о том, что ежегодно число их участников увеличивается. Ежегодно по программам семестрового обучения выезжает более 30 человек в страны ближнего зарубежья (Россия, Украина, Беларусь) и в страны дальнего зарубежья, включая страны Европы (Венгрия, Чехия, Австрия, Польша, Испания, Италия, Румыния и другие страны).
С 2017 по 2020 учебные года общее количество обучающихся КЭУК, прошедших обучение по программе академической мобильности в вузах стран Европы составило -50 человек. Рассмотрим динамику исходящей академической мобильности обучающихся в течение трех учебных периодов в разрезе образовательных программ (Рис. 1.)
Источниками финансирования внешней исходящей мобильности обучающихся вуза явились - собственные средства обучающихся, грантовые средства Министерства образования и науки РК, грантовые средства международной программы Егавтш+ (Рис. 2.). Нужно отметить, что за указанный период государственные средства, выделяемые МОН РК для обучения студентов в странах Европы по программе мобильности, КЭУК были освоены полностью.
Вузы-партнеры стран Европы, принимавшие по программе академической мобильности обучающихся КЭУК в течение трех последних учебных года (табл. 1.).
1
I Учет и аудит Информационные системы Финансы Маркетинг Экономика Мировая экономика Международные отношения Менеджмент
Государственное и местное управление Социальная работа Таможенное дело Стандартизация и сертификация Ресторанное дело
Товароведение проводовольственных продуктов Туризм
Рис. 1. Внешняя исходящая мобильность обучающихся КЭУК в вузы стран Европы в разрезе
образовательных программ (2017-2020 уч.г.), чел.
2
2017-2018 уч.г. 2018-2019 уч.г. 2019-2020 уч.г.
■ Средства программы Егазшиз+ ■ Грантовые средства МОН РК
■ Собственные средства обучающихся
Рис. 2. Источники финансирования внешней исходящей академической мобильности обучающихся в вузы стран Европы, чел.
Таблица 1.
Вузы-партнеры, принявшие обучающихся КЭУК по программе академической мобильности _(2017-2020 уч.г.)__
№ п/п Вуз-партнер, страна Количество обучившихся, чел.
1. Краковский экономический университет (Польша) 2
2. Школа экономики в Катовице (Польша) 3
3. Университет Рома Тре (Италия) 6
4. Университет Милано-Бикокка (Италия) 2
5. Университет Флоренции (Италия) 2
6. Университет Пизы (Италия) 2
7. Университет прикладных наук им. Ян. Кодолани (Венгрия) 7
8. Университет Менделя в Брно (Чехия) 14
9. Бухарестский университет экономических исследований (Румыния) 4
10. Университет Бабеш-Бойяи (Румыния) 2
11. Софийский университет им. Кл. Охридского (Болгария) 4
12. Университет Сантьяго-де-Компостела (Испания) 2
Итого 50
Рис. 3. Источники финансирования исходящей мобильности ППС КЭУК в страны Европы (2017-2020 уч.г.)
Таким образом, странами-лидерами по приему обучающихся КЭУК за указанный период стали - Чехия (14 чел.), Италия (12 чел.), Венгрия (7 чел.).
Большой популярностью у обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета пользуются краткосрочные стажировки в российские и зарубежные ВУЗы. Только за последние три учебных года в стажировках приняло участие более 100 человек.
Мобильность преподавателей университета является возможностью обогащения знаний, реализации совместных научно-исследовательских и учебных программ, участия в стажировках в зарубежных университетах, приобщение к культурным сообществам других стран и т.д. Академической мобильности и интеграции профессорско-преподавательского состава в мировое научное сообщества способствует гранты фонда Егавтш+ и при-
глашения на международные недели, организовываемые вузами-партнерами.
С 2017 по 2020 учебные годы общее количество преподавателей университета, принявших участие в международных стажировках в страны Европы составило - 21 человек. Из них, за счет собственных средств в международных стажировках приняли участие -14 чел., за счет средств программы Erasmus+ - 7 чел. (Рис. 3.)
Сильной стороной международного сотрудничества университета является участие в реализации международных проектов. Все международные проекты с участием университета имеют и практическую, и научно-исследовательскую составляющую, так как деятельность участников проектов не ограничивается рамками университетского сообщества, к сотрудничеству привлекаются образовательные
учреждения и представители бизнес среды.
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза является признанным международным участником и достойным партнером значимых международных проектов, выигранных грантов совместно с европейскими вузами. На сегодняшний день является участником 5 международных проектов, из них 2 проекта были успешно реализованы и завершены, 3 проекта продолжают свою реализацию - Проект TRUNAK («Переход к университетской автономии в Казахстане»)^], Проект MIETC («Разработка магистерской программы по управлению промышленным предпринимательством для стран с переходной экономикой) [15], Проект Жан Монэ Модуль «Theory and Practice of European Integration» («Теория и практика европейской интеграции») [19].
Список литературы
1. Аймагамбетов Е.Б. Повышение качества подготовки специалистов - стратегическая задача высшей школы Респуб.лики Казахстан // Материалы V-ой Сессии Совета ректоров высших учебных заведений потребительской кооперации стран СНГ, от 24-28 сентября 2002 г Часть I. - Кишинэу, 2002. - с. 91-96. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/images/stories/Biblioteka/statiya/rector/7.doc (дата обращения: 21.07.2020)
2. Аналитический отчет по реализации принципов Болонского процесса в Республике Казахстан, 2018 год. - Астана: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2018. 64 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fenic-kazakhstan.kz%2F%2Fuploads%2Fadditional_files_items%2F28%2Ffile%2Fanaliticheskiy-otchet-final-14-12-2018-1.pdf%3Fcache%3D1556191386&embedded=false (дата обращения: 21.07.2020)
3. Аналитический отчет по реализации принципов Болонского процесса в Республике Казахстан, 2019 год. - Нур-Султан: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2019. - 40 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://enic-kazakhstan.kz/uploads/additional_files_items/56/file/analiticheskiy-otchet-za-2019-
god.pdf?cache= 1581490562 (дата обращения: 21.07.2020)
4. Бугубаева Р.О., Горячева Е.В., Даниярова М.Т. Академическая мобильность студентов как составляющая международных интеграционных процессов в системе высшего образования Казахстана // Высшая школа Казахстана. Болонский процесс. 2016. - №1. - С. 35-38. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/attachments/article/2178/%D0%91%D1%83% D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%A0.%20%D0%9E. %20%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1 %81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8 C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81%D 1%82%D 1%8C%20%D1%81 %D1%82%D 1%83%D0%B4%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2.docx (дата обращения: 21.07.2020)
5. Газалиев А.М., Егоров В.В., Головачева В.Н. Проблемы и перспективы развития академической мобильности // Alma mater. Вестник высшей школы, № 3 (март, 2014). С. 17-21. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/2014/07/Alma-mater_2014_3_17.pdf. (дата обращения: 21.07.2020)
6. Казахстан и ЕС: перспективы 05 марта, 2020, четверг / ТОО "Костанайские Новости". [Электронный ресурс]. - URL: kstnews.kz https://kstnews.kz/newspaper/869/item-57851 (дата обращения: 21.07.2020)
7. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2011 года) Астана, 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nkzu.kz/files/documents/Conception.pdf (дата обращения: 21.07.2020)
8. Маратова А.М., Яковенко Н.В., Кайрлиева Г.Е. и др. Академическая мобильность как фактор устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстан) // Журнал Юг России: экология, развитие, 2019 Т. 14 № 3. С. 118-130. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-kak-faktor-ustoychivosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-na-primere-respubliki-kazahstan (дата обращения: 21.07.2020)
9. Международные партнеры. Официальный сайт Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/ru/intrel/partnery.html (дата обращения: 21.07.2020)
10. Методические рекомендации по реализации программ академической мобильности -Астана: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2018. - 48 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://enic-kazakhstan.kz/uploads/additional_files_items/52/file/realizaciya-programm-akademicheskoy-mobilnosti.pdf?cache=1574332857 (дата обращения: 21.07.2020)
11. Новая эра партнерства между Казахстаном и Европейским союзом / Международное информационное агентство «Казинформ» 26 Февраля 2020 10:55. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.inform.kz/ru/novaya-era-partnerstva-mezhdu-kazahstanom-i-evropeyskim-soyuzom_a3618678 (дата обращения: 21.07.2020)
12. О Государственной программе "Путь в Европу" на 2009-2011 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 29 августа 2008 года N 653 / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет». [Электронный ресурс]. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U080000653_ (дата обращения: 21.07.2020)
13. «Переход к университетской автономии в Казахстане» TRUNAK. Официальный сайт Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/ru/section-table/31-materialy/4970-trunak.html (дата обращения: 21.07.2020)
14. Проекты международной кредитной мобильности (МКМ) в Казахстане / Национальный офис программы Эразмус+ в Казахстане. [Электронный ресурс]. - URL: http://erasmusplus.kz/index.php/ru/erasmus/erasmus-v-kazakhstane/mkm (дата обращения: 21.07.2020)
15. «Разработка магистерской программы по управлению промышленным предпринимательством для стран с переходной экономикой (MIETC)». Официальный сайт Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/ru/section-table/31-materialy/6287-razrabotka-magisterskoj-programmy-po-upravleniyu-predprinimatelskoj-deyatelnostyu-promyshlennykh-predpriyatij-dlya-stran-s-perekhodnoj-ekonomikoj-mietic.html (дата обращения: 21.07.2020)
16. Соглашение от 23.11.1995 (г.Брюссель) "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны " / Информационный сервер xFRK. Законодательство Казахстана on-line. [Электронный ресурс]. - URL: https://pavlodar.com/zakon/?dok=03370&uro=080051 (дата обращения: 21.07.2020)
17. Сотрудничество с Европейским союзом // Официальный сайт МИД РК. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-s-evropejskim-soyuzom (дата обращения: 21.07.2020)
18. Токаев Т.К. Сотрудничество Республики Казахстан с Европейским союзом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, № 1, 2010. С. 60-75. [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.rudn.ru/international-relations/article/ download/10520/9971 (дата обращения: 21.07.2020)
19. Jean Monnet Programme. Официальный сайт Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.keu.kz/ru/section-table/31-materialy/5914-jean-monnet-module.html (дата обращения: 21.07.2020)
20. What is Erasmus+? Official website of the European Union. [Электронный ресурс]. -URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en
DEVELOPMENT OF ACADEMIC CONTACTS OF THE EUROPEAN UNION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The article examines the international cooperation between the European Union and Kazakhstan in the field of higher education, where the parties attach special importance to measures aimed at strengthening inter-institutional partnership, encouraging the mobility of students, teaching and administrative staff, researchers and youth, and encouraging the exchange of information and experience. The implementation of the policy of cooperation between the European Union and Kazakhstan in the field of higher education is reflected in many signed legal documents that are the basis of the relationship between the parties. The article considers the educational policy between Kazakhstan and the European Union on the example of the Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz. Attention is paid to the implementation of academic mobility programs as a priority direction in the organization of international activities of the Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz with partner universities of the European Union. The result of the study was the information provided on the state of educational exchange for the last three academic years from 2017 to 2020 within the framework of mobility, thanks to which the best educational experience was obtained in leading European universities. Keywords: European Union, higher education, academic mobility, Bologna process, cooperation, Erasmus+, mobility programme.
References
1. Aimagambetov E.B. Improving the quality of training of specialists-a strategic task of the higher school of the Republic of Uzbekistan.faces of Kazakhstan // Proceedings of the V-th Session of the Council of rectors of higher educational institutions of consumer cooperation of the CIS countries, from September 24-28, 2002. Part I.-Chisinau, 2002. - pp. 91-96. Retrieved July 21, 2020 from https://www.keu.kz/images/stories/Biblioteka/statiya/rector/7.doc
2. Analytical report on the implementation of the principles of the Bologna process in the Republic of Kazakhstan, 2018. - Astana: center for the Bologna process and academic mobility of the MES of Kazakhstan, 2018. 64 p. Retrieved July 21, 2020 from https://docs.google.com/viewer? url=https%3A%2F%2Fenic-kazakhstan.kz%2F%2Fuploads%2Fadditional_files_items%2F28%2Ffile %2Fanaliticheskiy-otchet-final-14-12-2018-1.pdf%3Fcache%3D1556191386&embedded=false
3. Analytical report on the implementation of the principles of the Bologna process in the Republic of Kazakhstan, 2019. - Nur-Sultan: center for the Bologna process and academic mobility of the MES of Kazakhstan, 2019. - 40 p. Retrieved July 21, 2020 from https://enic-kazakhstan.kz/up-loads/additional_files_items/56/file/analiticheskiy-otchet-za-2019-god.pdf7cache=1581490562
4. Bugubayeva R.O., Goryacheva E.V, Daniyarova M.T. Academic mobility of students as a component of international integration processes in the system of higher education in Kazakhstan // Higher school of Kazakhstan. The Bologna process, 2016, N°. 1, P. 35-38. Retrieved July 21, 2020 from https://www.keu.kz/at-tachments/article/2178/%D0%91%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D0%B2% D0%B0,%20%D0%A0.%20%D0%9E.%20%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC %D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B
1 %D0%B8%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1%81 %D 1 %82%D 1 %8C%20%D 1%81 %D 1%8 2%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2.docx
5. Gazaliev A.M., Egorov V. V., Golovacheva V. N. Problems and prospects of academic mobility development / / Alma mater. Bulletin of higher school, no. 3 (March, 2014). P. 17-21. Retrieved July 21, 2020 from http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/2014/07/Alma-mater_2014_3_17.pdf.
6. Kazakhstan and the EU: prospects 05 March, 2020, Thursday / KOSTANAY news LLP. Retrieved July 21, 2020 from https://kstnews.kz/newspaper/869/item-57851
7. Concept of academic mobility of students of higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan (discussed and approved at the meeting of rectors within the expanded Board of the Ministry of education and science Republic of Kazakhstan dated January 19, 2011) Astana, 2011 Retrieved July 21, 2020 from http://www.nkzu.kz/files/documents/Conception.pdf
8. Maratova A. M, Yakovenko N. In. Kayrlieva G. E. etc. Academic mobility as a factor of stability of the higher education system (on the example of the Republic of Kazakhstan) / / journal of the South of Russia: ecology, development, 2019 Vol. 14 No.3. Pp. 118-130. Retrieved July 21, 2020
fromhttps://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-kak-faktor-ustoychivosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-na-primere-respubliki-kazahstan
9. International partners. Official website of the Karaganda economic University of Kazpotreb-soyuz. Retrieved July 21, 2020 from https://www.keu.kz/ru/intrel/partnery.html
10. Methodological recommendations for the implementation of academic mobility programs-Astana: center for the Bologna process and academic mobility of the MES of Kazakhstan, 2018. - 48 p. Retrieved July 21, 2020 from https://enic-kazakhstan.kz/uploads/additional_files_items/52/file/re-alizaciya-programm-akademicheskoy-mobilnosti.pdf? cache= 1574332857
11. New era of partnership between Kazakhstan and the European Union / Kazinform International news Agency 26 February 2020 10: 55. Retrieved July 21, 2020 from https://www.in-form.kz/ru/novaya-era-partnerstva-mezhdu-kazahstanom-i-evropeyskim-soyuzom_a3618678
12. Sate program "Way to Europe" for 2009-2011. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated August 29, 2008 N 653 / Information and legal system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet". Retrieved July 21, 2020 from http://adilet.zan.kz/rus/docs/U080000653_
13. "Transition to University autonomy in Kazakhstan" TRUNAK. Official website of the Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz. Retrieved July 21, 2020 from https://www.keu.kz/ru/section-table/31-materialy/4970-trunak.html
14. Projects of international credit mobility (ICM) in Kazakhstan / national office of the Eras-mus+ program in Kazakhstan. Retrieved July 21, 2020 from http://erasmusplus.kz/index.php/ru/eras-mus/erasmus-v-kazakhstane/mkm
15. "Development of the master's program in industrial enterprise management for countries with economies in transition (MIETC)". Official website of the Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz. Retrieved July 21, 2020 fromhttps://www.keu.kz/ru/section-table/31-materi-aly/6287-razrabotka-magisterskoj-programmy-po-upravleniyu-predprinimatelskoj-deyatelnostyu-promyshlennykh-predpriyatij -dlya-stran-s-perekhodnoj -ekonomikoj -mietic.html
16. Agreement of 23.11.1995 (Brussels) "agreement on partnership and cooperation between the Republic of Kazakhstan, on the one hand, and the European communities and their member States, on the other hand" / xFRK Information server. Legislation of Kazakhstan on-line. Retrieved July 21, 2020 from https://pavlodar.com/zakon/?dok=03370&uro=080051
17. Cooperation with the European Union / / Official website of the Ministry of foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan. Retrieved July 21, 2020 from http://www.mfa.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-s-evropejskim-soyuzom
18. Tokaev T. K. Cooperation of the Republic of Kazakhstan with the European Union // Bulletin of the peoples ' friendship University of Russia. Series: International relations, no. 1, 2010. Pp. 60-75. Retrieved July 21, 2020 from http://journals.rudn.ru/international-relations/article/download/10520/9971
19. Jean Monnet Programme. Official website of the Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz. Retrieved July 21, 2020 from https://www.keu.kz/ru/section-table/31-materialy/5914-jean-monnet-module.html
20. What is Erasmus+? Official website of the European Union. Retrieved July 21, 2020 from https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en
Об авторе
Шукушева Елена Викторовна - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия), E-mail: [email protected]
Shukusheva Yelena Vicktorovna - postgraduate student of the department of the theory and history of international relations, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Russia), E-mail: [email protected]