Научная статья на тему 'Социально-структурные параметры модели организации академической мобильности студентов Республики Казахстан'

Социально-структурные параметры модели организации академической мобильности студентов Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ КАДРЫ / ОБЪЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS / EDUCATIONAL SPACE / COMPETITIVE STAFF / OBJECT FOR MODELING / INTERNATIONAL COOPERATION / ETHNO-CULTURAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маратова Аида Маратовна, Афонин Юрий Алексеевич

В статье рассмотрены основные моменты создания модели организации академической мобильности студентов в вузе. Разработанная модель организации академической мобильности дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. В статье представлены компоненты модели организации академической мобильности студентов. Объектом моделирования стала академическая мобильность студентов Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, предметом организация академической мобильности в учебной и во внеучебной деятельности обучающихся. Цель предлагаемой модели дифинирована как организация академической мобильности, под которой мы понимаем передвижение участвующих в образовательном процессе сторон на назначенный академический период. В ходе исследования были применены такие общенаучные методы, как: анализ, обобщение, сравнение, описание, метод интервью в сочетании с методом «включенного наблюдения», основанным на неформализованных интервью. а также методы системного анализа, анализа статистических данных, метод качественной экспертной оценки. В данной работе предпринята попытка создания модели организации академической мобильности обучающихся в вузе, представляющей собой некий образец, скоординированный с пониманием о предмете и объекте исследования, теоретико-практическую ценность которой мы увязываем с ее соответствием исследуемым сторонам объекта. Исходя из отобранных методологических подходов и синтеза опыта практической деятельности, нами создана и обоснована модель организации академической мобильности обучающихся, которая обеспечит системную и интегративную организацию академической мобильности обучающихся в системе образования Республики Казахстан. Практическое применение модели дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. На основе проведенного анализа сделан вывод о наличии благоприятных перспектив как в личностном развитии обучающихся, стимулировании лингвистического плюрализма и расширении профессиональных и культурных компетенций студентов и выпускников, возможности их последующего трудоустройства и успешной карьеры, так и для повышения конкурентоспособность высших учебных заведений Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маратова Аида Маратовна, Афонин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND STRUCTURAL PARAMETERS OF MODEL OF THE ORGANIZATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In article authors considered highlights of creation of model of the organization of the academic mobility of students at higher education institution. The developed model of the organization of the academic mobility gives the chance of formation of complete idea of the studied phenomenon for implementation of the modeled process in the future. In article authors presented components of model of the organization of the academic mobility of students. The academic mobility of students of the Kazakhstan university of innovative and telecommunication systems became the object for modeling, the subject the organization of the academic mobility in educational and in extracurricular activities of students. The purpose of the offered model is the organization of the academic mobility which we understand as a movement of the parties participating in educational process for the appointed academic period. During the research authors applied such general scientific methods as analysis, generalization, comparison, description, interview method in combination with the method of «included observation» based on unformulated interviews and also methods of the system analysis, analysis of statistical data and method of quality expert standard. In this article authors made an attempt to create the model of the organization of the academic mobility of students at higher education institution representing the certain sample coordinated with understanding about a subject and an object of a research which theoretic-practical value authors coordinate to its compliance to the studied parties of an object. Proceeding from the selected methodological approaches and synthesis of experience of practical activities, authors created and proved model of the organization of the academic mobility of students which will provide the system and integrative organization of the academic mobility of students in the education system of the Republic of Kazakhstan. Practical application of model gives the chance of formation of complete idea of the studied phenomenon for implementation of the modeled process in the future. On the basis of the carried-out analysis authors made the conclusion on existence of favorable prospects as in personal development of students, stimulation of linguistic pluralism and expansion of professional and cultural competences of students and graduates, opportunities of their subsequent employment and successful career, and for increase competitiveness of higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Социально-структурные параметры модели организации академической мобильности студентов Республики Казахстан»

УДК 378.046 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-83-90

СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МАРАТОВА АИДА МАРАТОВНА

Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, г. Уральск, Республика Казахстан, e-mail: maratova_@mail.ru

АФОНИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова г. Москва, Российская Федерация, e-mail: koncy@mail.ru

В статье рассмотрены основные моменты создания модели организации академической мобильности студентов в вузе. Разработанная модель организации академической мобильности дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. В статье представлены компоненты модели организации академической мобильности студентов. Объектом моделирования стала академическая мобильность студентов Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, предметом - организация академической мобильности в учебной и во внеучебной деятельности обучающихся. Цель предлагаемой модели дифинирована как организация академической мобильности, под которой мы понимаем передвижение участвующих в образовательном процессе сторон на назначенный академический период. В ходе исследования были применены такие общенаучные методы, как: анализ, обобщение, сравнение, описание, метод интервью в сочетании с методом «включенного наблюдения», основанным на неформализованных интервью. а также методы системного анализа, анализа статистических данных, метод качественной экспертной оценки. В данной работе предпринята попытка создания модели организации академической мобильности обучающихся в вузе, представляющей собой некий образец, скоординированный с пониманием о предмете и объекте исследования, теоретико-практическую ценность которой мы увязываем с ее соответствием исследуемым сторонам объекта. Исходя из отобранных методологических подходов и синтеза опыта практической деятельности, нами создана и обоснована модель организации академической мобильности обучающихся, которая обеспечит системную и интегративную организацию академической мобильности обучающихся в системе образования Республики Казахстан. Практическое применение модели дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. На основе проведенного анализа сделан вывод о наличии благоприятных перспектив как в личностном развитии обучающихся, стимулировании лингвистического плюрализма и расширении профессиональных и культурных компетенций студентов и выпускников, возможности их последующего трудоустройства и успешной карьеры, так и для повышения конкурентоспособность высших учебных заведений Республики Казахстан.

Ключевые слова: академическая мобильность студентов, образовательное пространство, конкурентоспособные кадры, объект моделирования, международное сотрудничество

Введение. Государственный заказ Республики Казахстан (РК) предусматривает облигатор-ность и важность обучения конкурентоспособных кадров в конъюнктурных условиях интегрирования казахстанской системы образования в международное образовательное пространство, когда субъектами образовательной деятельности становятся сами обучающиеся.

Рассматривая процесс организации академической мобильности студентов как сложное социально-профессиональное образование, необходи-

мо обратиться к моделированию на основе моделей-аналогов как способу познания и проектирования какой-либо определенной части природной или общественной материи. Процесс моделирования позволяет рассмотреть спроектированную модель в виде комплексной системы из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, раскрыть их социально-функциональное назначение и установить их взаимосвязи [1; 2].

Разработка аналога модели воплощает в себе конкретизацию общенаучного принципа связи це-

лого и единичного, где их совокупность и создаваемая при этом интерактивность порождают совершенно новую сторону устанавливаемой модели.

Модель. В своем исследовании мы сделали попытку создать социально-структурную модель организации академической мобильности обучающихся в вузе, представляющую собой некий образец, скоординированный с пониманием о предмете и объекте исследования, теоретико-практическую ценность которой мы увязываем с ее соответствием исследуемым сторонам объекта. Данная модель организации академической мобильности студентов рассматривается нами как субсистема, включенная в сложную социально-образовательную систему вуза. Конструирование любой модели начинается с теоретико-методологического обоснования принципов и походов, присущих данному процессу. Социально-структурная модель организации академической мобильности студентов, как сложное социально-профессиональное образование, с точки зрения генетики системы и ее жизнеспособности, может быть сконструирована на следующих базовых принципах: целостности структурных частей, поэтапного прогресса и ускорения предлагаемой системы.

Принцип целостности структурных частей определяется анализом структуры и функциональности предлагаемой системы, в соответствии с которым при разработке модели выделяются компоненты, обладающие целостностью и работоспособностью. Согласно данному принципу любая социально-структурная модель состоит из диагностического, целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов. Вместе с группой традиционных общенаучных принципов немаловажно выделить группу специализированных принципов, присущих различным категориям мобильности (социальной, трудовой, академической и т. д.). Среди них мы выделяем, прежде всего - принципы последовательности и преемственности, диалогизации, положительной мотивации и толерантности. Для нашего исследования наибольший интерес представляют те принципы, которые имманентно обеспечивают процесс организации академической мобильности студентов. Охарактеризуем каждый из них.

Принципы. Принцип антропоцентризма предполагает реализацию индивидуального подхода к личности студента на основе его психофизиологических и социокультурных характеристик и ценностного потенциала, личностного самоопределения и самоорганизации, признания ценности и уникальности каждого индивида, как основы взаимоотношений между участниками процесса организации академической мобильности.

Принцип коммуникативности предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в коммуникации и уважении, как со стороны преподавателей и сотрудников университета, так и со стороны сокурсников; культивирование способностей обучаюшихся в совершенствовании солидарной деятельности и ценности устойчивого развития, как умение саморегуляции при языковых контактах с другими индивидами. По мнению А. В. Петровского, потребность в коммуникации является причиной освобождения от препятствий в развитии личности [3]. Для того, чтобы начать коммуникацию на иностранном языке необходимо перешагнуть через психологические препятствия, сопряженные с иноязычной речью. Развитая коммуникативность способствует проявлению мобильных и адаптивных качеств студентов в различных ситуациях.

Принцип интегративности как процесс и как результат взаимодействия и взаимопроникновения разнообразных элементов в ходе академической мобильности студентов: во-первых, это обстоятельства, характеризующиеся единством, регламентированностью и устойчивостью связей между различными элементами разработанной модели, во-вторых - это процесс, приводящий к такому положению. Конечной целью интегратив-ности, является саморазвитие студента, которое достигается за счет плюрализма образовательных программ, позволяющих гибко реагировать на запросы рынка в части специализации выпускников, предоставления личности возможности выбора образовательной траектории в зависимости от ее желания и способностей, обеспечения мобильности студентов и преподавателей, в том числе за счет академических обменов, дистанционного, виртуального и сетевого образования [4].

Принцип полифункциональности подразумевает, что в основе академической мобильности лежит деятельность, ориентированная на достижение студентами определенных образовательных и научных успехов. Разнообразная деятельность, как динамичное и изменчивое состояние мобильной личности подразумевает тесную интеграцию с другими субъектами академической мобильности, в силу чего она благоприятствует инкорпорированию студента в образовательное пространство другой страны, развитию его самопознания. Такие свойства личности, как активность и самостоятельность, выделяются учеными в качестве средств положительного протекания деятельности [5]. Особенности организации процесса академической мобильности студентов в сочетании двух подходов - глобального (международного) и локального (национально-регионального), соответствующим двум плоскостям протекания данного процесса. Это порождает необходимость

сочетания в этом контексте двух принципов в деятельности по организации академической мобильности студентов: поликультурного и этно-национального. Особенно это актуально для таких стран как Казахстан.

Принцип поликультурности подразумевает адекватное познание студентами новых элементов человеческой культуры в период академической мобильности, активизацию их самостоятельного развития и формирования жизненной позиции через эволюцию взглядов и идей на основе глубокого и интенсивного погружения в инокультур-ную и иноязычную социальную среду.

Этно-национальный принцип применительно к академической мобильности студентов можно убедительно проиллюстрировать на примере РК, где развивается целостный двуединый процесс совершенствования содержания казахстанского образования и организации условий для академической мобильности обучающихся РК с учетом особенностей ментальности этноса, всемерного задействования его потенциала и внутренних ресурсов, максимального использования возможностей национальных традиций и обычаев социокультурной среды.

В условиях сочетания поликультурных и этно-национальных принципов в организации академической мобильности студентов происходит смена парадигмальных подходов, как к выстраиванию индивидуальных профессионально-личностных траекторий студентов, так и к определению вектора региональной интерпретации социально-образовательного пространства [6].

Переходя к критериально-оценочным параметрам академической мобильности студентов, следует учитывать, что поскольку конструирование модели организации академической мобильности основывается на построении социально-структурных особенностей предлагаемой модели мы взяли за основу ее структурно-функциональные характеристики.

Анализ теории, предоставленной во множестве источников о проблеме академической мобильности студентов, показывает недостаточную разработанность критериев оценивания организации академической мобильности студентов вузов. Обзор литературы и практического опыта по исследуемой проблеме стали основными методами, задействованными для вычленения таких признаков. В данном аспекте рассматриваемой проблемы, наиболее перспективными для нашего исследования стали работы, в которых акцентируется внимание на критериях организации мобильности

[7-11].

Рассмотрение данных работ привело к заключению о конгениальности изученных в них факторах к характеристикам обладающего мобильностью студента. Считаем резонным вычленение

компонентов организации академической мобильности обучающегося на основе сформулированных в данном исследовании принципов и подходов.

Компоненты. Рефлексивный компонент -умения личности делать рефлексию собственной деятельности. Рефлексию в качестве компонента академической мобильности предполагается рассмотреть как навыки и умения студента в анализе и осмыслении фактического оценивания социумом действий и поступков обучающегося, способствование рефлексии претворению в жизнь поставленных индивидом задач, развитие навыков осуществления рефлексию своей деятельности и мобильности.

Динамичность и активность рефлексивности обучающегося в нашей модели выражается в том, что мотивируемый студент составляет свои собственные критерии выполнения деятельности, вследствие чего его решения направлены или на преобразование каких-то процедур собственной деятельности в ходе реализации мобильности, или на изменение критериев выполнения, что также является переменой своей деятельности.

Результативный компонент разработанной модели организации академической мобильности включает в себя: 1) объективную возможность проектирования ориентированности деятельности индивида на развитие собственной траектории образования; 2) высокую степень активности и гибкости личности в целеполагании и разрешении образовательных проблем; 3) креативные навыки в изменении манеры общения, исходя из сложившейся ситуации; 4) твердость и настойчивость в целедостижении; 5) взятие на себя ответственности; 6) осознание значения академической мобильности и сопряжение ее с достижением собственных целей; 7) готовность к осуществлению интернациональных и культурных связей; 8) стремление студентов в приобретении нового познания во взаимодействии в учебной деятельности с индивидуумами иных стран; 9) расширение собственного образовательного поля; 10) готовность к повышению качества результатов своей образовательной деятельности; 11) выполнение рефлексии своей образовательной деятельности.

Диагностический компонент содержит три уровня академической мобильности обучающихся (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень выделяется: 1) наибольшей степенью развития персональной академической мобильности; 2) возможностью непосредственного конструирования вектора действий направленного на прогресс в образованности индивида; 3) высокой степенью адаптивности в разрешении образовательных целей и задач; 4) возможностью варьирования манеры речи, исходя из ситуации, 5) упорным

желанием в достижении целей; 6) умением принимать последствия своих действий; 7) стремлением познать себя и окружающий мир; узнать о новом в знакомстве с другими культурами; 8) установлением новых связей с различными этническими и ци-вилизационными группами, как основой понимания принципов исследуемой темы.

Студенты, представляющие эту ступень развития, характеризуются креативностью в преодолении трудностей, стоящих на их пути, желанием изучать и воспринимать свежую информационную канву с расширением интерактивности своих действий, связанных с другими субъектами, наращиванием своего социально-образовательного потенциала.

Таким образом, конструирование социально-структурной модели на основе вышеуказанных принципов и компонентов может стать принципиально новым подходом к организации академической мобильности студентов в РК.

Полученные результаты. Проведенное исследование показало, что доминирующим факто-

ром стратегии интернационализации Казахстана выступает исходящая академическая мобильность. В 2015 г. 48 875 студентов прошли обучение за рубежом. Основными принимающими странами являлись Российская Федерация (РФ) (35 106), Кыргызстан (4 357), Соединенное Королевство (1 725) и Соединенные Штаты (1 884) [12].

Казахстан многие годы является лидером по числу студентов, обучающихся в российских вузах (на 2 месте - Украина, на 3 - Китай). Студенты из Казахстана предпочитают получать в России инженерно-техническое образование, а также осваивать такие области знаний, как медицина, экономика и юриспруденция. Сравнительный анализ с данными о выпускниках стипендиальной президентской программы «Болашак», обучающихся в 29 странах мира, подтверждают эту тенденцию - 40 % выпускников 2014 г. завершили обучение по техническим и естественно-научным направлениям, 45,7 % - по гуманитарным, 14,3 % - по медицинским и творческим (табл. 1).

Таблица 1

Количество обучающихся по программе академической мобильности по направлениям подготовки [12]

Направления 2012 2013 2014 2015 Итого

Образование 51 146 148 185 530

Социальные науки, экономика и бизнес 38 96 147 122 403

Гуманитарные науки 43 106 80 99 328

Право 11 38 30 28 107

Естественные науки 37 19 45 25 126

Технические науки и технологии 64 124 165 188 541

Сельскохозяйственные науки 15 34 27 20 97

Услуги 4 17 40 44 105

Здравоохранение и социальное обеспечение 19 28 26 59 132

Ветеринария 7 10 2 11 30

Преобладание среди стран назначения РФ может быть объяснено целым рядом факторов. К ним относятся: географическая близость, языковая совместимость, количество стипендий, предоставляемых РФ казахстанским студентам (в частности, для студентов из регионов, граничащих с РФ) и сходство между системами образования двух стран. Тем не менее, вступление Казахстана в Европейское пространство высшего образования приводит к сравнительному увеличению мобильности студентов и из других стран. Во многом это связано с внешним финансированием в рамках программы Erasmus Mundus и некоторых других. Данные таблицы 2 показывают, что на протяжении всего периода с 2000 по 2017 гг. наблюдалась стойкая тенденция количественного роста студентов из Казахстана в государственных

и муниципальных вузах России. В результате контингент обучающихся граждан Казахстана в данных вузах вырос более, чем в 2 раза.

В то же время на фоне количественного роста студентов из Казахстана в государственных и муниципальных вузах России их доля в структуре иностранных студентов из стран СНГ уменьшилась с 2007 по 2014 гг. более, чем на треть [13].

Анализ динамики численности иностранных студентов в негосударственных вузах показывает, что на фоне роста удельного веса численности иностранных студентов (с 2013 по 2017 гг. показатель вырос в 2,4 раза), происходит снижение удельного веса численности иностранных студентов - граждан СНГ в общей численности студентов негосударственных вузов (с 2013 по 2017 гг. показатель снизился в 1,6 раза) [13].

Таблица 2

Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в государственных и муниципальных организациях России (на начало учебного года) [12]

Страна 2000 2005 2016 2017

Всего в том числе по очной форме обучения Всего в том числе по очной форме обучения Всего в том числе по очной форме обучения Всего в том числе по очной форме обучения

Численность иностранных студентов, обучающихся на условиях общего приема -всего, человек 58992 40479 78139 60969 175412 130806 198295 153586

из них граждане стран СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии* 34510 19963 40636 25985 134500 90690 147080 103978

в том числе из стран:

Азербайджан 1248 494 1367 1019 8944 3247 8056 3010

Армения 1097 598 1393 1006 2201 1178 2087 1111

Беларусь 3368 893 5527 1947 7263 3472 7324 3779

Казахстан 16665 11724 17204 12632 50653 34711 52714 37519

Киргизия 1230 519 825 713 4591 4018 5472 4717

Республика Молдова 1047 527 1443 852 2234 1574 2165 1507

Таджикистан 324 221 1172 845 11980 10155 14309 12415

Туркмения 540 383 1065 930 15936 13068 20368 17414

Узбекистан 3221 1162 4099 2003 16760 11051 20283 13998

Украина 4953 2786 5473 3162 12121 7110 12445 7342

Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов, % 1,4 1,7 1,3 1,9 4,5 5,7 5,2 6,7

*На начало 2000, 2005 уч. года - включая Грузию.

Что касается входящей мобильности Казахстана, то ее показатели остаются стабильно низкими, варьируются в течение последних семи лет от 2 до 2,5 % контингента высшего образования Республики и сравнимы с показателями РФ, Азербайджана и Республики Корея. Иностранные студенты в Казахстан прибывают в основном из Грузии и стран Центральной Азии [14; 15].

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в сложившейся в Казахстане ситуации более приоритетной является исходящая академическая мобильность, как средство на развития интеллектуального потенциала и навыков населения. Входящая мобильность студентов в Казахстане занимает более скромные позиции из-за слабой материально-технической

базы казахстанских университетов, неразвитости сервиса и инфраструктуры, ограниченной способности обеспечения обучения на английском языке, а также визовыми ограничениями. Все это негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования. Данные таблицы 3 свидетельствуют, что исходящая мобильность в Казахстане более, чем 2 раза превышает входящую, что не могло не отразиться на факторах конкурентоспособными казахстанских университетов в международных рейтингах мобильности. В рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю «импорт студентов» среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %. [16].

Таблица 3

Международный обмен студентами в странах Таможенного союза [17]

Страна Иностранные студенты, обучающиеся в стране Студенты, обучающиеся за рубежом

Количество человек Показатель подвижности, приезжающие, % Количество человек Показатель подвижности, выезжающие, %

Казахстан 10 458 1.6 30 077 3.9

Беларусь 5 909 1 14 804 1.8

Россия 60 288 0.6 43980 0.5

Заключение. Исследование проблем академической мобильности позволяет сделать вывод о главных преимуществах такой системы, которая заключается в том, что участники программы академической мобильности получают доступ к знаниям и технологиям, недоступным в их собственном университете в связи с его недостаточной престижностью и ограниченными материально-техническими возможностями. Также эта программа позволяет открывать новые горизонты для студентов, поскольку они овладевают инновационными технологиями. Содействие расширению организации академической мобильности в Казахстане будет способствовать созданию новых квалифицированных трудовых ресурсов, которые займут видное место на рынке труда.

Таким образом, дальнейшие усилия по развитию академической мобильности студентов в Казахстане, как входящей, так и исходящей, имеет благоприятные перспективы как в личностном развитии обучающихся, стимулировании лингвистического плюрализма и расширении профессиональных и культурных компетенций студентов и выпускников, возможностей их последующего трудоустройства и успешной карьеры, так и для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений Республики Казахстан.

Литература

1. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012-2020 годы. Астана, 2012. URL: http ://enic-kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobil-nost/strategia-acad-mob-2020.pdf

2. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки РК от 19 января 2011 г.). Астана, 2011.

3. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: 1982. с. 235-252.

4. Носков И. А., Соловова Н. В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 53.

5. Байденко В. И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измере-

ния. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

6. Орлова А. П. Стратегические основы международной академической мобильности и регионализации подготовки специалистов социальной сферы в контексте принципа поликультурности // Вестник Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 2012. № 4(70). С.88.

7. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, В. Wächter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10. № 3. P. 194-223.

8. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundlegung interkulturellen Lernens. В: Bundeszentrale fur politische Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.

9. Orlova L. V, Afonin Y. A. The Tactic of Strengthening One's Influence and Intercepting The Initiative // Japanese Educational and Scientific Review. 2015. № 1. (9) (January-June). Vol. XI. «Tokyo University Press». 2015. P. 282-285.

10. Orlova L. V, Afonin Y. A., Voronin V. V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models // Review of European Studies; Vol. 7. № 9. 2015. P. 75-82. Doi:10.5539/res.v7n9p75 in the Databases Scopus

11. Орлова Л. В. Модель продвижения инновационных проектов // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием // Научный центр социально-экономического мониторинга. Саранск, 2017. С. 169-176.

12. Обзор национальной политики в области образования: высшее образование в Казахстане. 2017. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/ international-student-flow-viz.aspx

13. Першина Т. А. Статистический анализ развития системы высшего образования в Российской федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Орлова Л. В. Социальное становление малого и среднего бизнеса России в региональном измерении: процессы, структуры и институты самоорганизации: ав-тореф. дис. ... д-ра соц. наук. Саранск, 2011.

15. Развитие негосударственных вузов в России // Бюллетень о сфере образования. № 15, март 2018. -Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. С. 13. URL: http://ac.gov.ru/files/publication-/a716511.pdf

16. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы Астана, 2016. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U16-00000205

17. Всемирный доклад по образованию 2011: Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль. Взгляд на образование 2010, ОЭСР, Париж. URL: https://russian.rt.com/-russia/article/415140-inostrannye-studenty-v-rossii

References

1. Strategiya akademicheskoj mobil'nosti v Respublike Kazakhstan na 2012-2020 gody [The strategy of the academic mobility in the Republic of Kazakhstan for 2012-2020]. Astana, 2012. URL: http://enic-kazakhstan.kz/images-/doc/akadem_mobil-nost/strategia-acad-mob-2020.pdf

2. Kontseptsiya akademicheskoj mobil'nosti obuchayushchikhsya vysshikh uchebnykh zavedenij Respubliki Kazakhstan (obsuzhdena i odobrena na soveshchanii rektorov v ramkakh rasshirennoj Kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki RK ot 19 yanvarya 2011 g.) [The concept of the academic mobility of the studying higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan (it is discussed and approved at a meeting of rectors within expanded Board of the Ministry of Education and Science of the RK on January 19, 2011)]. Astana, 2011.

3. Petrovskij A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv [Personality. Activity. Collective]. M.: 1982. S. 235-252.

4. Noskov I. A., Solovova N. V. Innovatsionnye strategii vuza [Innovative strategy of higher education institution] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 5 (96). S. 53.

5. Bajdenko V. I. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya: global'nye i bolonskiye izmereniya [Top trends of development of the higher education: global and Bologna measurements]. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010.

6. Orlova A. P. Strategicheskiye osnovy mezhdu-narodnoj akademicheskoj mobil'nosti i regionalizatsii podgotovki spetsialistov sotsial'noj sfery v kontekste printsipa polikul'turnosti [Strategic bases of the international academic mobility and regionalization of training of specialists of the social sphere in the context of the principle of polylevel of culture] // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. M. Masherova. 2012. № 4(70). S.88.

7. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, В. Wächter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10. № 3. P. 194-223.

8. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundlegung interkulturellen Lernens. В: Bundeszentrale für politi-

sche Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.

9. Orlova L. V, Afonin Y. A. The Tactic of Strengthening One's Influence and Intercepting the Initiative // Japanese Educational and Scientific Review. 2015. № 1. (9) (January-June). Vol. XI. «Tokyo University Press». 2015. P. 282-285.

10. Orlova L. V, Afonin Y. A., Voronin V. V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models // Review of European Studies; Vol. 7. № 9. 2015. P. 75-82. Doi:10.5539/res.v7n9p75 in the Databases Scopus

11. Orlova L. V. Model' prodvizheniya innovatsionnykh proektov [Model of promotion of innovative projects] // Problemy metodologii i metodiki monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossijskoj Federatsii: mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem // Nauchnyj tsentr sotsial'no-ekonomicheskogo monitoringa. Saransk, 2017. S. 169-176.

12. Obzor natsional'noj politiki v oblasti obrazovaniya: vyssheye obrazovaniye v Kazakhstane [The review of national policy in the field of education: the higher education in Kazakhstan]. 2017. URL: http://www.uis.unesco.org/Educa-tion/Pages/ international-student-flow-viz.aspx

13. Pershina T. A. Statisticheskij analiz razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossijskoj federatsii [The statistical analysis of development of the higher education system in the Russian Federation]: avtoref. dis. ... kand. ekon nauk. M., 2016.

14. Orlova L. V. Sotsial'noye stanovleniye malogo i srednego biznesa Rossii v regional'nom izmerenii: protsessy, struktury i instituty samoorganizatsii [Social formation of small and medium business of Russia in regional measurement: processes, structures and institutes of self-organization]: avtoref. dis. ... d-ra sots. nauk. Saransk, 2011.

15. Razvitiye negosudarstvennykh vuzov v Rossii [Development of non-state higher education institutions in Russia] // Byulleten' o sfere obrazovaniya. № 15, mart 2018. -Analiticheskij tsentr pri pravitel'stve Rossijskoj Federatsii. S. 13. URL: http://ac.gov.ru/files/publication-/a/16511.pdf.

16. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan na 2016-2019 gody Astana, 2016 [The state program of development of education and science of the Republic of Kazakhstan for 2016-2019 Astana, 2016]. URL: http://adilet.zan.-kz/rus/docs/U16-00000205

17. Vsemirnyj doklad po obrazovaniyu 2011: Sravneniye mirovoj statistiki v oblasti obrazovaniya, Institut statistiki YuNESKO, Monreal'. Vzglyad na obrazovaniye 2010, OESR, Parizh [World report on education 2011: Comparison of world statistics in the fields of education, Institute of statistics of UNESCO, Montreal. View of education 2010, OECD, Paris]. URL: https://russian.rt.com/russia/-article/415140-inostrannye-studenty-v-rossii

* * *

SOCIAL AND STRUCTURAL PARAMETERS OF MODEL OF THE ORGANIZATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

MARATOVA AIDA MARATOVNA

Kazakhstan University of Innovative and Telecommunication Systems, Uralsk, the Republic of Kazakhstan, e-mail: maratova_@mail.ru

AFONIN YURY ALEKSEEVICH

Lomonosov Moscow State University Moscow, the Russian Federation, e-mail: koncy@mail.ru

In article authors considered highlights of creation of model of the organization of the academic mobility of students at higher education institution. The developed model of the organization of the academic mobility gives the chance of formation of complete idea of the studied phenomenon for implementation of the modeled process in the future. In article authors presented components of model of the organization of the academic mobility of students. The academic mobility of students of the Kazakhstan university of innovative and telecommunication systems became the object for modeling, the subject - the organization of the academic mobility in educational and in extracurricular activities of students. The purpose of the offered model is the organization of the academic mobility which we understand as a movement of the parties participating in educational process for the appointed academic period. During the research authors applied such general scientific methods as analysis, generalization, comparison, description, interview method in combination with the method of «included observation» based on unformulated interviews and also methods of the system analysis, analysis of statistical data and method of quality expert standard. In this article authors made an attempt to create the model of the organization of the academic mobility of students at higher education institution representing the certain sample coordinated with understanding about a subject and an object of a research which theoretic-practical value authors coordinate to its compliance to the studied parties of an object. Proceeding from the selected methodological approaches and synthesis of experience of practical activities, authors created and proved model of the organization of the academic mobility of students which will provide the system and in-tegrative organization of the academic mobility of students in the education system of the Republic of Kazakhstan. Practical application of model gives the chance of formation of complete idea of the studied phenomenon for implementation of the modeled process in the future. On the basis of the carried-out analysis authors made the conclusion on existence of favorable prospects as in personal development of students, stimulation of linguistic pluralism and expansion of professional and cultural competences of students and graduates, opportunities of their subsequent employment and successful career, and for increase competitiveness of higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan.

Key words: academic mobility of students, educational space, competitive staff, object for modeling, international cooperation, ethnocultural groups

Об авторах:

Маратова Аида Маратовна, проректор по воспитательной работе Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, Республика Казахстан, г. Уральск

Афонин Юрий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва

About the authors:

Maratova Aida Maratovna, Vice Rector for Educational Work, Kazakhstan University of Innovative and Telecommunication Systems, the Republic of Kazakhstan, Uralsk

Afonin Yury Alekseevich, Doctor of Economics, Professor of Lomonosov Moscow State University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.