Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере труда и занятости населения'

Государственная политика в сфере труда и занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СПОСОБНОСТЬ К ТРУДУ / ABILITY TO WORK / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / РАБОЧИЕ МЕСТА / WORKPLACES / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / PLACEMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов Павел Борисович, Мешкис Дариюс Кестутис

В Российской Федерации в целом сформировалась и реализуется политика содействия занятости населения. В основе такой политики лежит постулат о том, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своей способностью к труду. В целях реализации государственной политики 20 января 2010 г. Правительством Санкт-Петербурга приняты «Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти СанктПетербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге». Целью деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является обеспечение экономики города квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей рабочими местами, отвечающими современным стандартам качества трудовой жизни. В статье представлена деятельность Службы занятости, направленная на гуманизацию рынка труда. Результаты анализа этой деятельности показывают, что она не только положительным образом сказывается на повышении уровня занятости населения и снижении уровня безработицы^ но и способствует решению нарастающей проблемы дефицита кадров в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in sphere of work and population employment

In whole in the Russian Federation the policy of assistance for employment of the population was generated and realized. the postulate that citizens posess an exclusive right lies to dispose of the ability to work inherently of such policy. In order to realize a state policy on January of 20th in 2010 the Government of Saint-Petersburg accepts «the Basic lines of activity of executive powers of the government of Saint-Petersburg for realization of a state policy of the Russian Federation in sphere of work and population employment in Saint-Petersburg». The purpose of activity of executive powers of the government of Saint-Petersburg is maintenance of a city economy with the qualified personnel which necessary for its dynamical innovative development, and inhabitants to provide with workplaces that answering to the modern quality standards of labor life. In article the activity of the Placement service directed on a humanization of a labor market is presented. Results of the analysis of this activity show that it not only positively affects increase of an occupation level of the population and decrease in a rate of unemployment, but also promotes the decision of an accruing problem of a staff deficit in Saint-Petersburg.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере труда и занятости населения»

Государственная политика в сфере труда и занятости населения

State policy in sphere of work and population employment

о о о

со <

Панкратов Павел Борисович

председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук 190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 7

Pankratov Pavel Borisovich

190000, Saint-Petersburg, Galernaya ul., 7

В Российской Федерации в целом сформировалась и реализуется политика содействия занятости населения. В основе такой политики лежит постулат о том, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своей способностью к труду.

В целях реализации государственной политики 20 января 2010 г. Правительством Санкт-Петербурга приняты «Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге». Целью деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является обеспечение экономики города квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей — рабочими местами, отвечающими современным стандартам качества трудовой жизни.

В статье представлена деятельность Службы занятости, направленная на гуманизацию рынка труда. Результаты анализа этой деятельности показывают, что она не только положительным образом сказывается на повышении уровня занятости населения и снижении уровня безработицы^ но и способствует решению нарастающей проблемы дефицита кадров в Санкт-Петербурге.

In whole in the Russian Federation the policy of assistance for employment of the population was generated and realized. the postulate that citizens posess an exclusive right lies to dispose of the ability to work inherently of such policy.

In order to realize a state policy on January of 20th in 2010 the Government of Saint-Petersburg accepts «the Basic lines of activity of executive powers of the government of Saint-Petersburg for realization of a state policy of the Russian Federation in sphere of work and population employment in Saint-Petersburg». The purpose of activity of executive powers of the government of Saint-Petersburg is maintenance of a city economy with the qualified personnel which necessary for its dynamical innovative development, and inhabitants to provide with workplaces that answering to the modern quality standards of labor life.

In article the activity of the Placement service directed on a humanization of a labor market is presented. Results of the analysis of this activity show that it not only positively affects increase of an occupation level of the population and decrease in a rate of unemployment, but also promotes the decision of an accruing problem of a staff deficit in Saint-Petersburg.

Ключевые слова: рынок труда, способность к труду, занятость, безработица, рабочие места, гуманизация, служба занятости

Мешкис Дариюс Кестутис

начальник отдела рынка труда и целевых программ Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук

190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 7

Meshkis Dariyus Kestutis

190000, Saint-Petersburg, Galernaya ul., 7

Keywords: labor market, ability to work, employment, unemployment, workplaces, humanization, placement service

Существующий государственный строй в Российской Федерации с начала своего зарождения озаботился формированием гуманной политики содействия занятости населения. Закон о занятости населения в Российской Федерации, принятый в 1991 г., и Конституция РФ, принятая в 1993 г., стали первыми документами, утвердившими гуманизационную направленность заботы государства о человеке труда, о подготовке граждан России к занятости трудом.

В Законе о занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № Зб-ФЗ) государственная политика в области содействия занятости населения сформулирована следующим образом: «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государство гарантирует социальную защиту от безработицы.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

• развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

■zs

О

С

J

<

со

<

С С

ш J

О

;Е • поддержку трудовой и предпринимательской ини-о циативы граждан, осуществляемой в рамках зао конности, содействие развитию их способностей

к производительному, творческому труду; х • осуществление мероприятий, способствующих за-х нятости граждан, испытывающих трудности в по™ иске работы (граждан ИТПР); 2 • предупреждение массовой и сокращение длитель-о ной (более одного года) безработицы; о • поощрение работодателей, сохраняющих действуем ющие и создающих новые рабочие места прежде ^ всего для граждан, испытывающих трудности в по-2 иске работы;

о • координацию деятельности государственных орем ганов, профессиональных союзов, иных предста-т вительных органов работников и работодателей о в разработке и реализации мер по обеспечению ^ занятости населения;

^ • международное сотрудничество в решении проблем ^ занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской ^ Федерации и иностранных граждан на территории

< Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм».

< В целях реализации государственной политики Рос-2 сийской Федерации в сфере труда и занятости насе-- ления в Санкт-Петербурге разработаны и 20 января 2 2010 г. приняты Правительством Санкт-Петербурга ^ «Основные направления деятельности исполнительных о органов государственной власти Санкт-Петербурга по =т реализации государственной политики Российской Фе-2 дерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-

П Петербурге» (далее — «Основные направления...»). ^ Целью деятельности исполнительных органов гош сударственной власти Санкт-Петербурга (далее — т исполнительные органы) по реализации «Основных 2 направлений...» является обеспечение экономики > Санкт-Петербурга квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей Санкт-Петербурга — рабочими местами, отвечающими современным стандартам качества трудовой жизни.

Задачами деятельности исполнительных органов по реализации «Основных направлений...» являются:

• содействие формированию экономически эффективной системы рабочих мест;

• стимулирование развития и эффективного использования профессионально-квалификационного потенциала жителей Санкт-Петербурга;

• создание в сфере труда и занятости необходимых условий для обеспечения динамичного инновационного развития экономики Санкт-Петербурга;

• формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и частно-государственного партнерства.

Решение поставленных задач позволит достигнуть и поддерживать устойчивое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, обеспечить высокий уровень занятости, в том числе и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, существенно повысить реальную заработную плату и доходы жителей Санкт-Петербурга, улучшить содержание и условия их труда. Тем самым будет внесен существенный вклад в создание достойного (на уровне европейских стандартов) качества жизни в Санкт-Петербурге.

Таким образом, наряду с масштабной задачей обеспечения растущей экономики города необходимыми

кадрами, ставится задача поддержания и развития индивидуальных способностей человека, создания необходимых условий для их приложения в труде. Иначе говоря, вместо содержащегося в Законе о занятости де-юре понятия «подходящая работа», мы все чаще прибегаем де-факто к понятию «востребованная работа» — работа, удовлетворяющая потребности и соответствующая способностям конкретного человека.

При этом гуманизация рынка труда, являясь важнейшей задачей государственной политики в сфере труда и занятости населения, в то же время становится внутренней составляющей деятельности Службы занятости как основного проводника такой политики.

В последние годы государственная служба занятости населения Санкт-Петербурга, региональный рынок труда подверглись испытаниям мирового финансового экономического кризиса и достойно их выдержали.

Наработанная организационная и методическая базы, финансовая поддержка федерального и городского бюджетов, квалифицированные кадры позволили не только выстоять эти годы без рецидивов социальной напряженности, но и достаточно быстро вернуться к стабильным докризисным показателям.

Сегодня можно утверждать, что ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Санкт-Петербурга является управляемой и прогрессирующей. Основные события разворачиваются вокруг дефицита квалифицированных кадров для экономики — расширяется ареал поиска резервов трудовых ресурсов; оттачивается набор учебных программ для профессиональной подготовки кадров; разворачиваются модернизационные процессы и на их основе идет борьба за снижение трудозатрат и рост производительности труда.

Ожидается, что по большинству показателей социально-трудовой сферы к концу 2011 г. экономика выйдет на докризисные рубежи.

Вместе с тем, отдельные категории ищущих работу граждан продолжают испытывать трудности в поиске рабочего места. В помощь таким людям, заключающейся в повышении их конкурентоспособности на рынке труда, организации мест приложения их труда, и прослеживается четкая гуманистическая составляющая деятельности Службы занятости.

Только за последние годы численность граждан ИТПР в составе безработных, состоящих на учете в Службе занятости, выросла с 15 226 человек в 2008 г. до 18 543 человек в 2010 г. При этом доля услуг, оказанных этой группе граждан, росла более высокими темпами. Специфика их обслуживания, предоставления им государственных услуг, находит отражение в мероприятиях активной политики занятости населения, представляющих собой адресную помощь на рынке труда.

Содействие трудоустройству инвалидов как категории граждан, испытывающей трудности в поиске работы, является одной из важнейших социально-экономических задач для Санкт-Петербурга и имеет ряд аспектов, в том числе:

• правовой — реализация в полной мере требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

• экономический — обеспечение динамично развивающейся экономики Санкт-Петербурга трудовыми ресурсами;

• моральный — поддержка государством, работодателями, обществом граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

В целях увеличения количества рабочих мест для трудоустройства граждан, имеющих физические ограничения, и расширения возможности их трудоустройства Служба занятости реализует ряд мероприятий. Среди наиболее значимых:

• квотирование рабочих мест и трудоустройство на них инвалидов;

• создание, модернизация рабочих мест для инвалидов;

• организация временного трудоустройства инвалидов;

• содействие трудоустройству инвалидов на специальные рабочие места;

• осуществление профессионального обучения и переподготовки безработных инвалидов приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям;

• организация и проведение специализированных городских и районных ярмарок вакансий;

• трудоустройство на рабочие места на постоянной основе.

С 2004 г. в Санкт-Петербурге реализуется Закон Санкт-Петербурга от 21 мая 2003 г. № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», в соответствии с которым квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям с численностью работников более 100 человек в размере 2,5% от среднесписочной численности работников.

Установленная квота для приема на работу инвалидов в I квартале 2011 г., например, составила 21 497 рабочих мест. С учетом ранее принятых работников, инвалидами занято 17 190 квотируемых мест. Ежемесячно работодатели предоставляют в Службу занятости информацию о более 1500 вакансий, выделенных в счет квоты.

В целях содействия трудоустройству инвалидов ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства на создание, модернизацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, обеспечение доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, обучение и профессиональную подготовку инвалидов. В 2010 г. создано и модернизировано 282 рабочих места, в том числе 17 рабочих мест на дому. В 2011 г. реализация данного мероприятия продолжена.

Следующей важнейшей категорией граждан ИТПР — получателей услуг Службы занятости является молодежь, включая:

• молодых специалистов — выпускников профобра-зовательных учреждений;

• подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Все они испытывают определенные трудности в поиске работы, приеме на работу, накоплении трудового опыта. И Служба занятости на всех этапах их становления в качестве полноценных работников применяет им в помощь различные организационные и социальные инструменты.

В рамках «Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга» проводится стажировка выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения ими практического опыта непосредственно на рабочем месте, а также содействия их дальнейшему трудоустройству.

Участниками стажировок становятся выпускники учреждений профессионального образования всех уровней: высшего, среднего, начального и дополнительного, зарегистрированные в Службе занятости

в качестве безработных или ищущих работу граждан. х При этом период между датой окончания профес- о сионального обучения и датой обращения в Службу о занятости не должен превышать 12 месяцев.

Организация стажировки представляет собой про- х изводственную деятельность на специально выделен- х ных работодателем рабочих местах как по полученной ™ квалификации (профессии, специальности), так и по £ иным направлениям профессиональной подготовки, о родственным по содержанию работ. о

В рамках мероприятия работодателям возмещают- о ся затраты на заработную плату стажеров, исходя из ^ минимального размера оплаты труда в месяц, и стра- ^ ховые взносы в государственные внебюджетные фон- о ды, а также затраты и страховые взносы на доплаты о работникам за наставничество выпускников, исходя ® из половины минимального размера оплаты труда о в месяц за каждого выпускника, стажирующегося под ^ его руководством. Средняя продолжительность ста- ^ жировки — три месяца. ^

В 2009-2010 гг. в мероприятиях по стажировке еже- о годно принимали участие не менее 600 выпускников. ^ Столько же выпускников примут участие в стажировках ^ и в 2011 г. <

В Санкт-Петербурге в программе временной за- х нятости принимают участие подростки в возрасте ^ от 14 до 18 лет. Для многих из этих молодых людей ^ главным стимулом является возможность заработать 'деньги на карманные расходы. Но при этом попутно ^ они получают еще и опыт практической работы, про- ^ буют свои силы в качестве участника трудовых от- о ношений и учатся устанавливать контакты с новыми =т людьми. Также во время работы в рамках программы 2 временной занятости молодые люди развивают чув- | ство ответственности, уверенность в своих силах и ^ дисциплинированность. ш

Временная занятость молодежи — трудоустройство т подростков в возрасте от 14 до 18 лет в летнее или £ свободное от учебы время на временные рабочие > места — организуется в учреждениях, на предприятиях и в организациях всех форм собственности на основании договора между центром занятости и работодателем.

Временные рабочие места, как правило, организовываются для выполнения несовершеннолетними таких видов работ, как благоустройство территорий; сельскохозяйственные работы; выращивание овощей; ремонтные работы в школах, на стадионах; социальная работа; работа в качестве подсобных рабочих на промышленных предприятиях, в лесхозах, в строительных организациях и другие работы.

Поиск своего места в мире труда — это важный этап жизни человека. Профессиональное самоопределение представляет собой составную часть личного самоопределения. Система ценностных ориен-таций личности определяет основу мировоззрения человека и ядро мотивации его жизненной активности.

Для оказания помощи молодежи в поиске работы в городе организован Центр «Выбор», успешно функционирующий с 1997 г. и предоставляющий молодым людям в возрасте от 14 до 29 лет самые разнообразные услуги.

В Центре можно получить консультацию психолога-профконсультанта, информацию о вакансиях, об учебных заведениях города и области, о подростковых клубах, учреждениях досуга, общественных организациях и учреждениях, реализующих государственную молодежную политику в Санкт-Петербурге.

В рамках «Программы содействия занятости наем селения Санкт-Петербурга» предусмотрены масштаб-о ные меры по профориентации школьников и ищущих ^ работу молодых людей, переобучению выпускников, х не трудоустроившихся по полученной в учебном за-х ведении специальности, временному трудоустройству ™ молодых специалистов и др.

2 Все эти меры, их последовательное наращивание о и реализация, позволяют снижать численность нео трудоустроенных выпускников профобразовательных о учреждений, долю молодежи, обращающейся за по-^ мощью в Службу занятости.

Так, если в 2008 г. в районные центры занятости о обратилось 79,7 тыс. молодых людей в возрасте от 14 о до 29 лет (32,1% от всех обратившихся), то в 2010 г. т их стало 28,1%. При этом численность безработных о выпускников учреждений высшего, среднего и началь-^ ного профобразования практически не росла. ^ В 2011 г. в бюджете Санкт-Петербурга предусмо-^ трены расходы в объеме 21 112,8 тыс. руб. на орга-о низацию временного трудоустройства несовершен-^ нолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в сво-^ бодное от учебы время. Планируется трудоустроить

< 4200 человек.

Кроме того, из федерального бюджета выделено

< 10 247,4 тыс. руб. на выплату материальной под-^ держки несовершеннолетним гражданам в период

их участия во временном трудоустройстве. Выплаты 2 составляют 1275 руб. за отработанный календарный ^ месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о По инициативе Комитета по труду и занятости насе-=т ления Санкт-Петербурга внесено дополнение в Закон 2 Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 ~ «Об организации местного самоуправления в Санкт-^ Петербурге».

ш Так, в соответствии со ст. 10 п.п.30 указанного 2 Закона, муниципальные образования получили пра-2 во ежегодно принимать решения об организации и > финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, определять им виды и объемы работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры своих территорий.

Таким образом, органы местного самоуправления могут организовать в рамках своих полномочий временное трудоустройство подростков.

За получением государственных услуг в Службу занятости в течение года обращается значительная группа женщин. На протяжении всех лет работы Службы занятости состоящих на учете безработных женщин было всегда больше, чем мужчин (1999 г. — 74,1%, 2005 г. — 71,6%, 2010 г. — 58,3%).

Практически большая часть всех услуг оказывается также ищущим работу женщинам:

• профориентационные услуги: 2007 г. — 63,2%, 2010 г. — 51,5%;

• направление на профобучение: 2007 г. — 85,3%, 2010 г. — 68,3%;

• услуги психологической поддержки: 2007 г. — 72,6%; 2010 г. — 66,8%;

• ярмарки вакансий: в среднем 56-58% составляют женщины.

В рамках «Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга» проводится профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Цель обучения — повышение квалификации в соответствии с современными требованиями работодателя или приобретение новой профессии (специальности), позволяющей сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями.

Участниками данного мероприятия становятся женщины, имеющие детей до 3-х лет, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, планирующие возвращение к трудовой деятельности. Работодателям предоставляется субсидия на организацию обучения сотрудниц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Программы обучения и образовательное учреждение работодатели могут выбрать самостоятельно, исходя из текущих и перспективных потребностей предприятия. После обучения предприятие получит высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям производства.

Если женщина, имеющая детей до 3-х лет, решила сменить место работы, Служба занятости также поможет ей в этом, направив на бесплатное профессиональное обучение.

В 2011 г. у жительниц Санкт-Петербурга появилась возможность бесплатно пройти профессиональное обучение (стажировку) в целях смены рабочего места с вредными и тяжелыми условиями труда на более комфортное.

Если работница желает обучиться для работы на другом или на своем предприятии с лучшими условиями труда, она может воспользоваться такой возможностью бесплатного профессионального обучения.

Опережающее профессиональное обучение позволит:

• сохраняя свою занятость на предприятии, получить новую или смежную профессию;

• перейти на рабочее место с безопасными и комфортными условиями труда, тем самым сохранив свое здоровье;

• пройти профессиональную переподготовку и самостоятельно трудоустроиться на другом предприятии.

В 2011 г. проводятся мероприятия в рамках «Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга» по содействию трудоустройству незанятых родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

За счет субсидии федерального бюджета осуществляется приобретение, монтаж, установка оборудования для оснащения рабочего места, с возмещением затрат работодателя на создание данного рабочего места, в том числе на дому, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, в размере не более 50 000 руб. за 1 постоянное рабочее место.

В Санкт-Петербурге реализуется комплекс мероприятий по приему, размещению и трудоустройству военнослужащих, избравших Санкт-Петербург местом постоянного жительства после увольнения с военной службы, и членов их семей.

В рамках «Соглашения о взаимодействии органов государственной власти по реализации государственной политики в военно-социальной сфере на территории Санкт-Петербурга» между Министерством обороны Российской Федерации и Санкт-Петербургом, в городе реализуется «План мероприятий по организации и проведению исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и структурными подразделениями Минобороны России социально-трудовой адаптации, подготовки и переподготовки

военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе формирования нового облика Вооруженных сил Российской Федерации на 2009-2011 годы» от 31 июля 2009 г.

Работа по обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы, в основном ведется по трем направлениям: профессиональная ориентация; подготовка и переподготовка по гражданским специальностям; оказание практического содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

Информацию о наличии вакантных мест по интересующим специальностям можно получить как по месту жительства в центрах занятости населения, так и в отделах экспресс-обслуживания.

В информационных залах центров занятости населения можно ознакомиться с перечнем услуг, предоставляемых гражданам, просмотреть специализированные издания газет с информацией о вакансиях, а также обратиться к объявлениям, размещенным на стендах. Для соискателей работают плац-автоматы, предназначенные для самостоятельного поиска работы.

Анализ состава вакансий и возможностей переобучения в сети учебных заведений города показывает, что при постановке на учет в качестве безработных большинство нуждающихся в переобучении, уволенных в запас военнослужащих и членов их семей могут быть направлены в профобразовательные учреждения с последующим трудоустройством.

Наиболее востребованным является профессиональное обучение по таким профессиям (специальностям), как специалист по логистике, системный администратор (специалист по эксплуатации компьютерных сетей и сопровождению программ «1С: Предприятие»), электрогазосварщик, системный инженер по обслуживанию аппаратно-программных комплексов ПЭВМ и сетей, специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна, заведующий складским хозяйством со знанием «1С: Торговля и склад».

Служба занятости регулярно организует и проводит ярмарки вакансий различного уровня, в том числе специализированные для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее — ярмарки). Посетителям ярмарок предоставляется возможность напрямую встретиться с работодателями: получить информацию о вакансиях (квалификационные требования, уровень заработной платы и др.) и предложить себя в качестве соискателя на заинтересовавшую вакансию; получить консультации специалистов по профориентации или же юристов.

Комитет регулярно информирует органы военного управления Санкт-Петербурга о мероприятиях, проводимых в сфере содействия трудоустройству граждан.

В целях содействия в трудоустройстве граждан, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, специалисты Службы занятости регулярно проводят групповые и индивидуальные консультации в исправительных учреждениях системы УФСИН, расположенных на территории Санкт-Петербурга. В 2010 г. в 15 таких мероприятиях приняли участие 960 граждан, готовящихся к освобождению.

Работа с данной категорией граждан ведется в рамках Программы «Комплексные меры профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310.

В базе данных Службы занятости содержатся вакансии, на которые трудоустраиваются граждане данной

категории, в том числе вакансии с предоставлением х жилья, вакансии, не требующие профессиональной о подготовки. В списке наиболее востребованных на о рынке труда Санкт-Петербурга такие рабочие про- ^ фессии, как подсобный рабочий, каменщик, повар, х водитель, бетонщик, маляр, арматурщик. х

Кроме того, ежегодно в городе проводятся спе- ™ циализированные Ярмарки вакансий для лиц, осво- £ божденных из учреждений, исполняющих наказание о в виде лишения свободы, и граждан без определен- о ного места жительства. 18 мая 2011 г. состоялась о очередная специализированная ярмарка для данной ^ категории граждан, которую посетили 560 человек. ^ Всего в течение года из 500 межрегиональных, о городских, межрайонных ярмарок и гарантированных о собеседований более 30 ярмарок организуются для ® граждан ИТПР — инвалидов, женщин, молодежи; лиц, о ищущих самозанятость; военнослужащих, уволенных ^ в запас, и членов их семей; граждан, отбывших на- ^ казание в местах лишения свободы. ^

Стремясь расширить возможности безработных о граждан по созданию собственного дела, Служба за- ^ нятости принимает активное участие в программах ^ развития индивидуальной трудовой деятельности и < самозанятости. х

Малый бизнес — это сфера приложения труда и ^ источник доходов значительной части населения. Раз- ^ витие малого бизнеса — одна из главных задач госу- 'дарственной политики, где основной целью является ^ формирование среднего класса собственников. ^

Санкт-Петербург занимает первое место в РФ по о количеству малых предприятий (2,4 тыс. на 100 тыс. =т человек населения). В нашем городе разработа- 2 на стратегия развития малого предпринимательства, | в рамках которой проводятся такие мероприятия по ^ развитию и поддержке субъектов малого предпри- ш нимательства, как: т

• повышение конкурентоспособности субъектов ма- о_ лого предпринимательства; >

• совершенствование системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и субъектов малого предпринимательства;

• развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов малого предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

В городе принята Программа развития малого предпринимательства на 2008-2011 гг. Программа предусматривает финансирование формирования инфраструктуры малого предпринимательства и создания условий для эффективной деятельности бизнеса. Созданы региональный венчурный фонд и фонд содействия кредитованию малого бизнеса, работают городские бизнес-инкубаторы, в которых размещены на льготных условиях начинающие малые предприятия, действующие преимущественно в сфере инноватики, промышленности и ЖКХ. В июне 2009 г. был открыт Дом предпринимательства Санкт-Петербурга.

Малый бизнес — наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу молодые люди, впервые ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта. Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей,

малый бизнес становится важным фактором роста благосостояния горожан.

Малый бизнес позволяет стать собственником не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения. Малый бизнес создает базу для формирования среднего класса — социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности. Малые предприятия наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры.

Для отдельного человека, малый бизнес — это занятость и доходы, возможность лучше контролировать свое будущее, возможность самореализовываться, проявить свои способности и таланты. Такие потенциальные возможности малого бизнеса заставляют уделять особое внимание его развитию.

Служба занятости принимает участие в реализации специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса».

Специалисты Службы занятости проводят отбор граждан из числа безработных для участия в программе, консультируют и помогают в составлении бизнес-плана и государственной регистрации.

Усилия Службы занятости позволили сформировать за последние годы несколько сот участников малого предпринимательства и самозанятости.

В то же время Служба занятости оказывает целый ряд государственных услуг по содействию самозаня-

тости безработных граждан, включая консультационные услуги по открытию собственного дела, оказание финансовой и организационной помощи в открытии собственного дела. Ежегодно не менее 1000 человек принимают в них участие.

В рамках «Программы дополнительных мероприятий безработным гражданам в 2010-2011 годах» предоставляется субсидия на открытие собственного дела, которая составляет в общей сложности почти 260 тыс. руб. Так, в 2010 г. более 100 безработных граждан представили свои бизнес-планы и смогли получить субсидии на открытие собственного дела, еще столько же граждан получат такую возможность в 2011 г. Практически все предприятия малого бизнеса, открытые безработными гражданами, продолжают вести хозяйственную деятельность.

Успешное развитие экономики Санкт-Петербурга в 2011 г. и динамика основных показателей рынка труда вселяют оптимизм: уровень занятости населения повысился до 71,2% (в 2010 г. — 70,8%), уровень безработицы (по методологии МОТ) опустился до самого низкого за все годы наблюдения значения — 1,6% (в 2010 г. — 2,8%), уровень напряженности на рынке труда составляет 0,35 человека на вакансию (в 2010 г. — 0,72 человека на вакансию).

Опыт показывает, что, в конечном итоге, деятельность Службы занятости, направленная на гуманизацию рынка труда, не только положительным образом сказывается на повышении уровня занятости населения и снижении уровня безработицы^ но и способствует решению нарастающей проблемы дефицита кадров в Санкт-Петербурге.

Издательство СПбУУиЭ

<

с

>

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики выпускает книги отечественных и зарубежных авторов по актуальным вопросам экономики как для специалистов в области финансово-кредитных отношений, туризма, бухгалтерского учета и аудита, права, статистики, информационных технологий, экологии, физического воспитания, так и для преподавателей и студентов

высших учебных заведений, колледжей и лицеев.

Издательство оказывает квалифицированные редакционно-издательские услуги:

• Редактирование

• Корректура

• Верстка

• Подготовка оригинал-макета

• Полиграфические работы

• Художественное и графическое оформление

Редакция предлагает авторам публиковать свои статьи в российском научном журнале «Экономика и управление», в журналах «Ученые записки» и «Социология и право», которые выпускаются

издательством СПбУУиЭ.

Для получения полной информации просьба обращаться в издательство по адресу: 190103, Санк-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А. Тел.: (812) 448-82-50, e-mail: izdat-ime@yandex.ru; izdat@spbame.ru

и vnffi ЭКОНОМУ эконом ЭКОНОМИ1 эконо иуправле МУ'Р< и управ/ иуправ иуправл ^упраа й'управл< и управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.