22 (64) - 2011
Рынок труда
УДК 331.5
региональный рынок труда: структурные изменения в условиях преодоления экономического кризиса
(на примере Санкт-Петербурга)
С. В. ДРУЖИНИНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономического образования E-mail: [email protected] Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
В статье рассматривается взаимовлияние таких факторов рынка труда, как демографическая ситуация, структура трудоспособного населения, функционирование служб занятости. Проанализирована динамика коэффициента напряженности на рынке труда, уровня безработицы, спроса и предложения на труд. Определены способы повышения эффективности функционирования трудовых ресурсов в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: население, квалификация, эффективность, функционирование, ресурсы, политика, занятость.
Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики. Именно он определяет степень эффективности использования трудовых ресурсов и тем самым определяет возможности экономического роста, как в стране, так и на уровне региона.
В настоящее время особую роль играет региональный рынок труда. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, для России, как и для других стран мира, имеющих обширную территорию, характерны региональные различия в развитии экономики. Динамика основных элементов рынка труда дифференцирована по регионам страны.
Во-вторых, субъекты Федерации усиливают свое влияние на социально-экономическую политику. Это проявляется в инвестиционной, миграционной политике, в системе профессионального обучения кадров, в политике занятости населения.
В-третьих, на уровне регионов формируется государственная политика занятости населения, которая имеет ряд существенных особенностей.
В-четвертых, региональный рынок труда меняет свою структуру в результате экономического и научно-технического сотрудничества между субъектами РФ.
В настоящее время в России при формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: произошло существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; налицо неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; происходит увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональны миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и жизни населения. Тем не менее за пос-
ледние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре. Стала насущной потребность в повышении эффективности функционирования трудовых ресурсов.
Эти тенденции имеют место и на петербургском рынке труда. По данным Петростата, в 2010 г. численность населения в Санкт-Петербурге составила 4,6 млн чел., в 2009 г. — 4,59 млн чел., в 2008 г. — 4,57 млн чел. Общий коэффициент рождаемости изменился за 2008—2010 гг. на 1,2%о, но по-прежнему сохраняется превышение смертности над рождаемостью [5]. Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население города. В Санкт-Петербурге в 2010 г. проживали 1 749 тыс. пенсионеров, из них свыше 780 тыс. — люди с ограниченными возможностями. Треть пожилых людей — люди старшей возрастной группы (от 75 лет и старше). Пенсионеров в возрасте от 75 до 84 лет более 220 тыс. чел., а от 85 до 94 лет — более 20 тыс. чел., 198 петербуржцев старше 100 лет [3]. В то же время численность трудоспособного населения города составляет 2,718 тыс. чел. [2]. Таким образом, по оценке автора, на одного пенсионера приходится 1,55 трудоспособного человека. Это низкий показатель.
По мнению автора, эффективность функционирования трудовых ресурсов определяется с помощью следующих показателей: уровень квалификации работников, степень организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в регионе и степень мотивации труда.
Структурные изменения на петербургском рынке труда и повышение эффективности функционирования трудовых ресурсов во многом зависят от реализации постановления правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы» (далее — Программа).
В основу Программы легли, наряду с федеральными документами, определяющими государственную политику занятости населения, городские документы средне- и долгосрочного планирования социально-экономического развития. Главная цель Программы заключается в повышении эффективности занятости населения Санкт-Петербурга: обеспечение экономики города необходимыми кадрами, а горожан — работой и гарантированной государством защитой от безработицы. Для достиже-
ния поставленной цели в Программе предусмотрено выполнение целого ряда задач, среди которых:
- расширение спектра, увеличение масштабов и повышение качества предоставляемых услуг в области содействия занятости;
- повышение эффективности реализуемых мер активным содействием занятости населения;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и др.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе в службы занятости за содействием в трудоустройстве будут обращаться не менее 250—300 тыс. чел. в год, что составляет примерно 38—45 % от общего числа граждан, ищущих работу, в целом по городу [4].
В Программе ставится задача развития и укрепления контактов городских служб занятости с работодателями путем улучшения качества предоставляемых услуг по подбору персонала по заявкам работодателей. Это, в конечном итоге, позволит расширить к 2011 г. сбор сведений о вакантных рабочих местах до 60 % вакансий (в 2006 г. — 44 % вакансий), включая вакансии для специалистов высокой квалификации, а также редких и новейших профессий.
В 2008—2015 гг. планируется выделение работодателям значительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на создание и модернизацию рабочих мест, в том числе специализированных, для трудоустройства инвалидов, на реализацию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к рабочим [2].
В результате структурных изменений и реализации Программы в 2009—2010 гг. в Санкт-Петербурге на рынке труда стали сформировываться предпосылки стабилизации основных социально-экономических показателей состояния трудовой сферы. Структурные изменения заключаются в следующем.
За последние годы на петербургском рынке труда образовался дисбаланс между спросом на труд и предложением труда. В большей степени это несоответствие между спросом и предложением на рынке труда связано с профессионально-квалификационной структурой. В банке профессий (специальностей) комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга имеется 284 образовательные программы. Наиболее востребованным в 2009 г. оказалось обучение по 124 профессиям (специальностям) — пользователь ПК, бухгалтер, менеджер, повар-кондитер, парикмахер, секретарь-референт. Численность лиц, направленных на обучение этим специальностям, составила 83 % от всех обученных. Используется такая форма, как совместное с рабо-
тодателями финансирование профессионального обучения безработных. Из безработных, закончивших обучение, трудоустроено 80 % [5]. Подобный опыт следует использовать и в других регионах, в частности с избытком трудовых ресурсов. Чем выше уровень квалификации трудовых ресурсов региона, тем выше эффективность производства и конкурентоспособность.
В настоящее время следует отметить одну особенность: спрос на труд (это в равной степени относится и к его предложению) переходит из состояния стабильности в стадию неопределенности, т. е. происходит относительное сокращение спроса на труд. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди которых преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом.
Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговые инспекции, нотариальные и юридические службы, но в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не представляется возможным.
Вместе с тем стоит такая проблема, как формирование конкурентоспособного работника. Это, в первую очередь, зависит от системы образования и организации трудовой деятельности. Существует дефицит высококвалифицированных работников. Необходимо сформировать такой профессионально-квалификационный состав работников, который бы позволял менять структуру производства и создавать современные рабочие места без ущерба для работников. Их профессиональный уровень должен быть оптимальным для нескольких специальностей, для чего необходима соответствующая система подготовки кадров. Процесс функционирования трудовых ресурсов должен обеспечивать подготовку и переподготовку необходимого числа работников определенных профессий и квалификации по различным отраслям экономики.
Существует три группы работников, различающихся по квалификации. Первая группа — работники квалифицированного труда (в том числе высококвалифицированные специалисты). Сюда относят все профессии и специальности, для овладения которыми требуется определенный минимум общеобразовательных знаний и специальная подготовка. Ко второй группе относят работников малоквалифицированного труда. Эта группа включает профессии и специальности, овладение которыми требует краткосрочной (до двух мес.)
специальной подготовки непосредственно на рабочем месте, а также те профессии и специальности, предельный уровень квалификации по которым ограничен первым и вторым тарифными разрядами. К третьей группе относятся работники неквалифицированного труда. Сюда относят профессии и специальности, овладение которыми не зависит от наличия у работника определенного минимума общеобразовательных знаний, не требует специальной подготовки и ограничивается производственным инструктажем, изучением правил техники безопасности [1, с. 103].
Таким образом, речь идет о предложении труда. Оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения труда, т. е. людей, желающих работать и предлагающих свой труд обществу. Если на 01.12.2009 численность зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге составляла 28 544 чел., то в 2010 г. — 40 000 чел. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,05 %, число заявленных вакансий — 65 000 [3].
По оценке автора, коэффициент напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга составляет 0,61 (соотношение числа зарегистрированных без -работных к количеству вакансий), по сравнению с общероссийским показателем он значительно ниже. Коэффициент напряженности на рынке труда в России в 2010 г. зафиксирован на уровне 3,2 — это в 5,2 раза выше, чем в Санкт-Петербурге.
Характерно, что в службы занятости Санкт-Петербурга обращаются и пенсионеры. Самая высокая численность пенсионеров, обратившихся в государственную службу занятости населения за содействием в трудоустройстве в 2009 г. — 19,4 тыс. чел. Часть из них была трудоустроена. Всего за 1991—2009 гг. в службы занятости обратились 213,9 тыс. пенсионеров [3]. Таким образом, экономически активное население города растет и за счет пенсионеров.
Вместе с тем петербургский рынок труда по-прежнему испытывает недостаток квалифицированных рабочих. Из 65 тыс. заявленных вакансий 60 % — рабочие профессии. Не секрет, что только треть выпускников ПТУ доходит до своих рабочих мест, остальные оседают в частных структурах. В 2009 г. в вузах города обучались 450 000 студентов, а в средних специальных учебных заведениях — 74 000 чел. На вузы приходилось 70 % бюджетных мест (28,3 тыс. чел.), а на средние специальные учебные заведения — 30 % (11,4 тыс. чел.).
Решение этой проблемы — реализация одной из программ комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга — проведение практики выпускников вузов у будущих работодателей. В этом случае заработная плата на время практики выплачивается из федерального бюджета, а работодатели могут выбрать студентов на практику по своему усмотрению. После прохождения практики и окончания вуза ряд студентов получили работу на этих предприятиях.
Кроме этой программы комитетом по труду и занятости Санкт-Петербурга реализуется еще две программы. Первая — переподготовка тех, кто подлежал сокращению, и безработных. Вторая — переобучение военнослужащих, уволенных в запас.
Выполняется и федеральная программа самозанятости (постановление Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»). Поскольку в условиях реализации этой программы из федерального бюджета выделялось всего 58 000 руб. для открытия своего дела, администрацией города в 2010 г. было принято решение выделять из городского бюджета дополнительно 200 000 руб. В ближайшие годы ожидается рост количества индивидуальных предпринимателей и частных предприятий. Так, к концу 2010 г., согласно оценке, прогнозируется увеличение занятых в частном секторе экономики до уровня 1 415,45 тыс. чел.; к концу 2013 г. этот показатель достигнет уровня 1 435 тыс. чел. [3].
Таким образом, выполнение этих программ позволит увеличить эффективность функционирования трудовых ресурсов в городе.
Одной из проблем петербургского рынка труда является миграция населения. В этой области также произошли структурные изменения. Продолжающийся в 2008—2010 гг. общий прирост населения в Санкт-Петербурге за счет высокого положительного сальдо миграции позволяет оценить численность трудовых ресурсов по итогам 2009 г. в 3 215 тыс. чел., к концу 2013 г. численность трудовых ресурсов по варианту прогноза составит 3 237 тыс. чел. [5].
С одной стороны, количество мигрантов обеспечивает положительный естественный прирост населения в городе, с другой, создает напряженность на рынке труда. В Санкт-Петербурге самая высокая численность иностранных трудовых мигрантов — 127,4 тыс. чел. Всего за 2000—2009 гг. в экономику города вовлечены 472,5 тыс. иностранных трудовых
мигрантов. Принимая во внимание необходимость вовлечения в экономику города прежде всего местного неработающего населения, в 2009 г. работодатели обратились с заявлениями о снижении квоты на привлечение иностранных трудовых мигрантов на 48,8 тыс. чел. [3]. Квота была снижена.
Но необходимо учитывать и факт нелегальной миграции. Основная доля прибывших в Петербург — это выходцы из Закавказья, Средней Азии, Белоруссии и Украины. Среди них в основном неквалифицированные работники. В этом случае важно усилить контроль как со стороны миграционных служб, так и со стороны региональных служб занятости (центров занятости населения). Перед ними стоит задача разработать и осуществить комплекс правовых, организационных и финансовых мероприятий, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в Санкт-Петербург привлекались трудовые кадры из Иваново, Новгорода, Пскова, Петрозаводска путем проведения там до 2009 г. ярмарок вакансий. Таким образом, ряд вакансий в городе был занят российскими мигрантами. В настоящее время ярмарки вакансий проводятся для петербуржцев. За 2010 г. их посетили порядка 60 000 чел., некоторые из них нашли работу.
Все эти мероприятия направлены, в частности, на снижение уровня безработицы. К 2013 г. уровень регистрируемой безработицы выйдет практически на докризисный уровень и составит 0,7 % от численности экономически активного населения, которая в 2010 г. составила 2,7 млн чел. [3].
К структурным изменениям на региональном рынке труда относятся и изменения в оплате труда. Привлекательность трудоустройства в таких сферах, как финансы, страхование, кредитование, пенсионное обеспечение, связь, малый бизнес, связана с более высокой оплатой труда по сравнению с предприятиями промышленности, наукой и научным обслуживанием. К сожалению, сохраняется низкая оплата труда в сферах образования, культуре, здравоохранения (для обслуживающего персонала), в сфере социальных услуг. Именно поэтому много вакансий на такие профессии, как медицинская сестра, воспитатель детского сада, кассир, уборщики, подсобные рабочие. К тому же на ряде предприятий существует задолженность по заработной плате, которая не стимулирует дальнейшую работу на данном предприятии. Происходит отток квалифицированных специалистов с ряда промышленных предприятий.
Причем для работодателей в этой ситуации создаются благоприятные условия в использовании
финансовых ресурсов не по целевому назначению, в возможности отсрочки платежей по налогам и отчислениям на социальные нужды. Возникает реальная возможность избавиться от нежелательных наемных работников. Можно обратиться за финансовой помощью в региональные органы управления. Все это не улучшает ситуацию на рынке труда. Просроченная задолженность по заработной плате в Санкт-Петербурге на 01.07.2010 равнялась 26 734 тыс. руб., что составило 54,1 % к 2009 г. [3]. Ситуация улучшается.
В таблице приведена динамика прожиточного минимума и средней номинальной заработной платы.
Величина прожиточного минимума за 2008— 2010 гг. увеличилась в 1,12 раза, а средняя номинальная заработная плата в 1,15 раза. Темпы роста одинаковые. Не изменился и удельный вес прожиточного минимума в средней номинальной заработной плате, он составил, по оценке автора, 4,6. В целом динамика по заработной плате положительная.
На основе анализа структурных изменений на региональном рынке труда Санкт-Петербурга за 2008—2010 гг. можно сделать следующие выводы.
Первое. По-прежнему существует несбалансированность спроса и предложения труда. Происходит относительное сокращение спроса и увеличение предложения. Это вызвано особенностями профессионально-квалификационной структуры на рынке труда, сложившейся в настоящее время. В результате чего безработица носит структурный характер. Вместе с тем коэффициент напряженности на петербургском рынке труда невысокий, что свидетельствует о положительной тенденции в соотношении спроса и предложения на труд.
Второе. В составе обращающихся в службы занятости петербуржцев много пенсионеров, что свидетельствует об их активном образе жизни, желании работать и увеличении за счет их трудоустройства занятого населения, следовательно, и экономически активного населения Санкт-Петербурга.
Третье. В Санкт-Петербурге, как и в других регионах, уменьшается количество трудоспособных граждан, приходящихся на одного пенсионера (1,55). Это свидетельствует о неблагоприятной де-
Динамика прожиточного минимума и средней номинальной заработной платы в Санкт-Петербурге в 2008 — 2010 гг., руб. [4]
Показатель 2008 2009 2010
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения 5 299,9 5 453,6 5 956
Средняя номинальная заработная плата 22 429 23 201 25 785
мографической ситуации, увеличении смертности людей трудоспособных возрастов, уменьшении средств, идущих на выплату пенсий.
Четвертое. Положительный естественный прирост населения в Санкт-Петербурге достигается за счет мигрантов. Уровень миграции, как легальной, так и нелегальной, достаточно высок, а уровень квалификации мигрантов низок, что создает дополнительные проблемы на рынке труда. Увеличивается теневая занятость.
Пятое. Существует положительная тенденция в оплате труда. Растет средняя номинальная заработная плата и уменьшается просроченная задолженность по заработной плате. Тем не менее усиливается дифференциация заработной платы по отраслям производства и сферам занятости. Происходит расслоение общества на бедных и богатых.
Шестое. Дальнейшие структурные изменения на региональном рынке труда в Санкт-Петербурге во многом зависят от реализации региональной политики занятости населения. По мнению автора, она должна включать следующие задачи:
- разработка и принятие программ регулирования занятости;
- обеспечение инвестиций в трудовые ресурсы для повышения конкурентоспособности работников и увеличения эффективности их функционирования;
- сохранение и модернизация рабочих мест;
- социальное страхование от вынужденной безработицы.
Реализация этих задач в Санкт-Петербурге (и в других регионах) позволит повысить эффективность функционирования рынка труда, увеличить количество высококвалифицированных кадров, снизить уровень безработицы и создать оптимальное соотношение между спросом и предложением труда. В этом случае можно будет смело сказать, что экономический кризис преодолен.
Список литературы
1. Дружинина С. В. Эффективность функционирования трудовых ресурсов как фактор конкурентоспособности региона // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 10.
2. Безрукова Л. Такси заказывали? // Российская газета, 2010. 25 марта.
3. Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга. 2010. № 12.
4. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. URL: http://ns.rspb.ru/jobmarket/jcit.html.
5. Петростат: стат. бюллетень. URL: http://petrostat.gks. ru/public/doclib.