Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования деятельности служб занятости населения на региональных рынках труда'

Основные направления совершенствования деятельности служб занятости населения на региональных рынках труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1807
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / LABOR MARKET / EMPLOYMENT SERVICES / JOB PLACEMENT / GOVERNMENT CONTROL OF THE LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноговицина Е. С.

Поведен анализ деятельности Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края. Выявлены проблемы в области государственного регулирования рынка труда и содействия занятости, типичные для большинства регионов страны. Внесены предложения по совершенствованию деятельности служб занятости на региональных рынках труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions ofactivity improvement of employment services at the regional labor markets

Analysis of Employment and migration policy Agency activity in Kamchatka region is made. Problems of state labour-market control and employment assistance are typical for the most of national regions. We offer the ways of employment services activity improvement at regional labourmarket.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования деятельности служб занятости населения на региональных рынках труда»

УДК 331.5.07

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА Е.С. Ноговицина

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: alters_ego@mail.ru

Поведен анализ деятельности Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края. Выявлены проблемы в области государственного регулирования рынка труда и содействия занятости, типичные для большинства регионов страны. Внесены предложения по совершенствованию деятельности служб занятости на региональных рынках труда.

Ключевые слова: рынок труда, служба занятости населения, трудоустройство, государственное регулирование рынка труда.

Basic directions ofactivity improvement of employment services at the regional labor markets.

E.S. Nogovitsyna (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

Analysis of Employment and migration policy Agency activity in Kamchatka region is made. Problems of state labour-market control and employment assistance are typical for the most of national regions. We offer the ways of employment services activity improvement at regional labour- market.

Key words: labor market, employment services, job placement, government control of the labor market.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования смешанной экономики является регулирование рынка труда и содействие занятости населения. Проблема занятости является многоаспектной: она сочетает в себе решение не только экономических задач стимулирования общественного производства, но и комплекс социальных вопросов, связанных с повышением уровня жизни населения, обеспечением социальной стабильности и гармоничного общественного развития. Важнейшим механизмом реализации государственной политики занятости, отличающимся высокой стабильностью, гибкостью и прямым характером воздействия на участников трудовых отношений, является государственная служба занятости населения. Актуальность исследования вопросов совершенствования ее деятельности возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

В Камчатском крае исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по реализации региональной политики содействия занятости, является Агентство по занятости населения и миграционной политике Камчатского края (далее - Агентство). Одним из важнейших инструментов деятельности Агентства являются ведомственные программы. В течение 2012 года Агентство реализовывало на территории Камчатского края ведомственные целевые программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах» и «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году», а также долгосрочную краевую целевую программу «Дополнительные мероприятия на рынке труда Камчатского края в 2012 году».

Основная роль в обеспечении социальной защиты населения в вопросах занятости отводилась реализации мероприятий в рамках краевой ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах».

В 2012 г. мероприятиями данной программы было охвачено более 20 тыс. граждан, которым оказаны следующие государственные услуги:

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (уровень трудоустройства граждан, участвовавших в организованных ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, составил 25,4%);

- профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения (проведена для 8 тыс. граждан);

- психологическая поддержка безработных граждан (оказана почти 1 тыс. безработных);

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (проведены для 750 безработных граждан);

- оплачиваемые общественные работы (привлечено более 800 граждан);

- временное трудоустройство (более 3 тыс. граждан);

- социальная адаптация на рынке труда;

- содействие самозанятости безработных граждан;

- содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Эффективность реализации краевой ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Камчатского края в 2012-2013 годах» в 2012 г. составила 131% [1].

С целью закрепления на территории Корякского округа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Камчатского края, в том числе возвращения молодых специалистов в родные села после обучения, реализовывалась краевая ведомственная целевая программа «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году».

В рамках данной программы в 2012 г. были организованы встречи со студентами, в которых приняло участие более 100 выпускников образовательных учреждений Камчатского края. Несмотря на большой охват выпускников, проживающих в Корякском округе, с помощью информационной и разъяснительной работы годовой показатель содействия в трудоустройстве выпускников выполнен на 35,7%. Причинами выполнения целевого показателя не в полном объеме явилось несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также нежелание выпускников трудоустраиваться или возвращаться для трудоустройства по месту жительства. Эффективность реализации КВЦП «Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений Камчатского края по месту их постоянного проживания в организациях Корякского округа в 2012 году» в 2012 г. составила 60% [1].

В целях принятия превентивных мер по предупреждению роста безработицы среди граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2012 г. в Камчатском крае действовала долгосрочная краевая целевая программа «Дополнительные мероприятия на рынке труда Камчатского края в 2012 году», в рамках которой содействие трудоустройству оказывалось незанятым инвалидам, многодетным родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Эффективность реализации этой программы составила 113% [1].

Анализ организации деятельности Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края показал, что в работе Агентства существует ряд серьезных проблем, являющихся типичными для большинства регионов нашей страны.

Так, нередки случаи, когда граждане, прописанные в одних районах, живут не по прописке, а в другом населенном пункте и желают трудоустроиться, обратиться за помощью, государственными услугами в службу занятости по месту пребывания, но в соответствии с действующим законодательством не имеют на это право.

Существующие возрастные ограничения от 18 до 20 лет исключают возможность участия в программах по трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте старше 20 лет и продлевают их период безработицы, поскольку эти граждане после окончания учебы испытывают трудности в поиске работы в течение длительного времени из-за отсутствия опыта работы.

Государственная политика в области содействия занятости населения включает также осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Формулировку «ищущие работу впервые» необходимо уточнить, заменив на «ищущие работу впервые по специальности», так как на практике возникает следующая ситуация: ученики начального и среднего профессионального образования еще во время обучения устраиваются на работу и по

выпуску уже не являются впервые ищущими работу. По этой причине службы занятости не могут оказать государственную услугу гражданину именно как выпускнику учреждения начального или среднего профессионального образования.

Кроме того, существует и ряд других проблем, с которыми сталкиваются службы занятости.

В частности, наблюдается недостаток информации у населения о деятельности служб занятости, о предоставляемых услугах, проводимых программах, что приводит к усложнению процесса поиска работы безработными гражданами, снижению эффективности работы службы занятости.

С 27.03.2012 в классификацию и критерии степеней способности к трудовой деятельности [2] Приказом Минздравсоцразвития России от 26.01.2012 № 60н внесены изменения, касающиеся инвалидов. С этой даты третья степень ограничения, ранее означавшая невозможность работника трудиться, может указывать как на полную невозможность (противопоказанность) выполнения работы, так и на способность выполнения отдельных видов работ при помощи других людей. Однако механизм реализации этой нормы до сих пор не разработан.

Среди безработных в последние годы увеличилась доля явных иждивенцев общества, приходящих в службу занятости переждать трудные времена, получить стаж, не работая, да еще и с денежным пособием. Некоторые склонны рассматривать службу занятости как источник доходов. Они стремятся как можно дольше сохранить статус безработного. В результате теряется мотивация к труду и квалификация, а значит, и потенциальная возможность трудоустройства с сохранением имевшегося ранее «заработанного» статуса. Достаточно типичными клиентами службы занятости являются специалисты с высокой квалификацией и большим пособием по безработице. Они получают максимальное пособие и стоят на учете до окончания срока выплаты пособия (1 год и более). Рабочие места им подобрать весьма сложно, так как уровень предыдущей зарплаты превышает ныне существующие предложения в перечне вакансий. Многие поняли, что обеспечить себя можно и не имея работы - за счет службы занятости.

В 2012 г. в крае отмечалось снижение численности участников мероприятий, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан. Численность безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости в отчетном периоде, составила 354 человека, что ниже показателя аналогичного периода прошлого года на 34,7% (в 2011 г. - 542 человека) [1]. Снижение показателя связано как с трудностями при регистрации предпринимателей на территории Корякского округа из-за отсутствия отделений Инспекций Федеральной налоговой службы, так и со снижением числа безработных граждан, желающих организовать собственный бизнес (в течение 2009-2011 гг. 654 жителя края из числа безработных граждан уже зарегистрировали собственное дело, участвуя в мероприятиях программ, реализуемых органами государственной службы занятости населения). Еще одной причиной снижения количества желающих открыть собственное дело из числа безработных граждан является изменение федерального законодательства в части резкого увеличения сумм налогов, которыми облагаются индивидуальные предприниматели, в частности сумм отчислений во внебюджетные фонды.

Возникают также проблемы при организации общественных работ. Одной из основных проблем является отсутствие вакансий в организациях для проведения общественных работ и недостаток дополнительных средств на выплату заработной платы участникам общественных работ. Дополнительная нагрузка на работников кадровых служб и бухгалтерий по оформлению документов, особенно в весенне-летнее время, также является причиной отказа работодателей от заключения договоров по организации общественных работ.

Для решения указанных проблем необходимо внести изменение в статью 3 Закона «О занятости населения» [3], в соответствии с которым решение о признании гражданина безработным будет приниматься как по месту жительства, так и по месту пребывания в случае длительного (более 6 месяцев) срока, а также в статьи 5 и 7.1 в части снижения нижнего предела и одновременного увеличения верхнего предела возраста участников временного трудоустройства -выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Необходимо шире освещать работу центров занятости и Агентства. В этой связи представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:

- проведение общественных слушаний, круглых столов с участием представителей органов власти, общественной палаты субъекта РФ, работодателей, профсоюзов, общественных организаций, представителей учреждений образования и науки и средств массовой информации, опросов различных целевых групп;

- организация «горячих линий», мониторинг региональных средств массовой информации;

- осуществление взаимодействия с общественными палатами субъекта, объединениями

работодателей, профсоюзами и общественными организациями инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, для оценки эффективности принимаемых мер и выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоустройства указанных категорий граждан;

- проведение информационной кампании о принимаемых мерах по обеспечению занятости инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в средствах массовой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах органов власти субъекта и органов службы занятости, а также посредством социальной рекламы, изготовления и распространения буклетов.

В целях повышения эффективности предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников целесообразно организовать видеособеседования между гражданином и работодателем. Видеособеседование организуется на базе центров занятости (в отдельно стоящей кабинке, кабинете) с помощью программного ресурса 8куре.

Социально-экономическая эффективность от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию государственной политики занятости найдет отражение в повышении материального благосостояния граждан, их конкурентоспособности на рынке труда, а также качества трудовых ресурсов; обеспечении потребности в кадрах в соответствии со спросом на краевом рынке труда путем повышения мотивации к трудовой деятельности выпускников общеобразовательных учреждений; оперативном регулировании рынка труда путем своевременного принятия превентивных мер по снятию напряженности на региональных рынках труда; экономии средств работодателей на процедуре подбора и повышения квалификации кадров; сокращении расходов федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

Литература

1. О результатах и основных направлениях деятельности Агентства по занятости населения Камчатского края в 2012 году [Электронный ресурс]: Доклад: утв. приказом руководителя Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края № 121 от 29 апреля 2013 г. - Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=oiv_din&mcont= 1391&тепи= 4&menu2=0&id=188

2. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-

социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535. Доступ из справочноправовой системы «Консультант Плюс».

3. О занятости населения [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.