Научная статья на тему 'Управление рынком труда в регионе с учетом необходимости приспособления к новым экономическим условиям'

Управление рынком труда в регионе с учетом необходимости приспособления к новым экономическим условиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГО� СУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Змияк С.С.

В статье автором сделана попытка охарактеризовать приоритеты государственной политики на рынке труда субъектов федерации. Рассматриваются ключевые аспекты развития органов государственной службы занятости населения в Российской Федерации, а также обозначены элементы системы основных направлений государственной политики в области активизации стимулирующих инструментов регулирования отечественного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Змияк С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рынком труда в регионе с учетом необходимости приспособления к новым экономическим условиям»

УДК 332.1

Змияк С. С.

д-р экон. наук, доцент.

Южно-Российский институт управления РАНХиГС

УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕ С УЧЕТОМ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ

Аннотация. В статье автором сделана попытка охарактеризовать приоритеты государственной политики на рынке труда субъектов федерации. Рассматриваются ключевые аспекты развития органов государственной службы занятости населения в Российской Федерации, а также обозначены элементы системы основных направлений государственной политики в области активизации стимулирующих инструментов регулирования отечественного рынка труда.

Ключевые слова: региональный рынок труда, региональная социально-экономическая система, региональная экономическая политика на рынке труда, территориальные органы государственной службы занятости

Zmiyak S.S.

Doctor of Economics, Associate Professor.

South-Russian Institute branch of RANEPA

LABOR MARKET GOVERNANCE IN THE REGION IN VIEW OF THE NEED TO ADAPT TO NEW ECONOMIC CONDITIONS

Abstract. In the article, the author makes an attempt to characterize the priorities of the state policy in the labor market of subjects of Federation. Discusses key aspects of the development of public service of employment of the population in the Russian Federation and outlined the elements of the system of basic directions of state policy in the field of revitalization incentive instruments regulation of the domestic labour market.

Keywords: regional labor market, regional socio-economic system, regional economic policy in the labor market, the territorial bodies of the state service of employment

Активное регулирование положения на рынке труда должно осуществляться, прежде всего, на региональном, местном уровне управления. Какой бы показатель состояния рынка труда мы не рассмотрели бы с позиций регулирования рынка труда, его варьирование по регионам и муниципалитетам будет обязательно, и меры по его регулированию для каждой территории должны быть особыми.

Рассмотрим основные моменты, характеризующие текущую ситуацию (по состоянию на 01.01.2015 г.) на рынке труда Ростовской области. В целом областная служба занятости населения констатирует, что на областном рынке труда в 2014 г. сохранялась стабильная ситуация:

- обеспечено сокращение численности зарегистрированных безработных на 0,7%;

- получили содействие в трудоустройстве почти 113 тыс. человек, что на 5,6% выше программного показателя;

- была предоставлена возможность пройти профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям 5,7 тыс. безработных граждан;

- снизился коэффициент напряженности на рынке труда с 0,7 до 0,5 человека на одну вакансию (по России - 0,7 человека). В городских округах показатель равен 0,3 человека, в муниципальных районах - 1,3 человека. Среди всех муниципальных образований коэффициент напряжённости дифференцируется в пределах от 0,1 человека (г. Новочеркасск) до 15,8 человека (Куйбышевский район) [1].

Органами государственной службы занятости на местах обеспечено выполнение поручений, содержащихся в майских указах Президента России:

- на оснащенные рабочие места трудоустроен 561 инвалид при целевом показателе 535 инвалидов;

- профессиональное обучение прошла 381 женщина из числа находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Кроме программных мероприятий, в 2014 году были приняты оперативные меры по консультированию и трудоустройству граждан Украины, вынужденно покинувших Юго-восток страны. Трудоустроено около 8 тыс. человек, в том числе на территории Ростовской области - 6,8 тыс. человек. Консультации получили более 38 тыс. человек.

Кроме того, в Ростовской области началась реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В 2014 году её участниками стали 197 граждан Украины и 320 членов их семей - всего 517 человек при плане 390 человек (132,6%).

Комплексный анализ ситуации в сфере занятости населения и учёт сложившейся экономической ситуации в Ростовской области и в стране в целом показывает, что наиболее актуальными задачами в данной сфере на ближайшие два года остаются:

- сдерживание роста напряженности на рынке труда в результате возможных массовых высвобождений работников предприятий и организаций;

- использование трудового потенциала инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, граждан старшего возраста, молодежи;

- обеспечение потребности экономики области квалифицированными кадрами из числа безработных граждан, а также переселяющихся в Ростовскую соотечественников, проживающих за рубежом.

В этой связи считаем необходимым проанализировать ключевые мероприятия стимулирующей политики занятости, которые центры занятости населения на местах смогут предложить безработным и ищущим работу гражданам в целях защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве в ситуации необходимости обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Для сохранения стабильной ситуации на отечественном рынке труда Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.01.2015 № 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В целях его реализации Управление государственной службы занятости населения Ростовской области (УГСЗН Ростовской области) по состоянию на 15.03.2015 г. разрабатывается региональная программа «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2015 год», предусматривающая реализацию мероприятий:

- временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

- стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;

- обеспечение социальной занятости инвалидов.

Проводя в этой связи некоторые аналогии настоящей ситуации с действиями государственных органов на местах в период 2008-2011 гг., необходимо особо подчеркнуть, что первой реакцией на ухудшение социально-экономической обстановки со стороны Министерства здравоохранения и социального развития России была организация с октября 2008 года еженедельного мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или со-82

кращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Применение данного инструментария было названо первым этапом превентивных мер по активизации государственной политики на рынке труда в условиях обострения влияния последствий кризиса. При этом реальным исполнителям этого мониторинга, центрам занятости, было указано на тот факт, что реализация данного проекта никоим образом не потребует выделения дополнительного финансирования, поскольку это прямая обязанность службы занятости населения и работодатели, в соответствии с законом, обязаны предоставлять информацию о сроках и объемах возможного высвобождения персонала.

В настоящее время также в еженедельном режиме службой занятости населения проводится мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников. По данным мониторинга от 14. 01. 2015 г., в январе - марте 2015 г. 194 организации (предприятия) области планируют высвобождение 3 870 работников; по инициативе работодателя - 10 200 работников 101 организации (предприятия) области находятся в режиме неполной занятости: неполный рабочий день установлен для 9 551 человека, временная приостановка работы (простой) - для 592 человек, в отпуск без сохранения заработной платы отправлено 57 человек [2].

Далее, возвращаясь к сравнительному анализу антикризисных мероприятий, отметим, что с 1 января 2009 г. все отечественные центры занятости населения в муниципальных образованиях начали работу с гражданами по четырем основным направлениям (в дополнение к реализации мероприятий, запланированных ранее в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 годы):

- общественные работы, на которые брались не только безработные, но и те, кто находился в неоплачиваемых отпусках;

- профессиональное обучение или повышение квалификации, которое имело отношение не только к безработным (при этом произошло увеличение финансирования переподготовки кадров - раньше программы ограничивались сроком до трех месяцев и стоимостью до 5000 руб. на человека, теперь программы могли длиться до полугода и стоить 10 000 руб.);

- содействие процессу самозанятости, с выделением средств на первоначальный капитал, который равен размерам годового пособия по безработице;

- помощь при перемещении для работы в другую местность.

Таким образом, набор направлений стимулирующего характера, который действовал, начиная с 2009 года, и предполагаемый перечень приоритетных активных программ 2015 года различаются по многим позициям.

Необходимо особо выделить программу создания временных рабочих мест для того, чтобы организовать социально значимые общественные работы. Во время кризиса создание подобных рабочих мест особенно актуально для предприятий, на которых работники находятся в режиме неполной рабочей недели, что позволяет поддерживать уровень оплаты труда и, в конечном итоге, отказаться от высвобождения персонала. Например, с начала 2009 г. более 500 работников ОАО «Азовский оптико-механический завод» находились в режиме неполной рабочей недели. Благодаря участию в общественных работах в рамках областной программы, 300 работников занимались благоустройством территории, ремонтно-профилактическими работами, общестроительными ремонтными работами на территории предприятия. На компенсацию затрат на заработную плату было направлено 8 196 тыс. руб. Указанные работы позволили сохранить рабочие места, не допустить увольнений работающих и довести уровень оплаты труда до среднемесячной заработной платы (на октябрь 2008 г.) [3].

Важнейшей мерой, направленной на снижение напряженности на региональных рынках труда, является опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в Ростовской области в данной сфере накоплен значительный опыт, связанный с ликвидацией напряженности на «шахтерских территориях», когда закрывались градообразующие предприятия и специалисты област-

83

ной службы занятости организовывали консультационные пункты прямо на выходе из забоев шахт.

Еще одним направлением активной антикризисной политики занятости явилось оказание адресной поддержки гражданам, включающей организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

Реализация данной программы натолкнулась на ряд проблемных моментов, связанных с отдаленностью предлагаемых рабочих мест и мест для проживания работников от центральных населенных пунктов, отсутствием необходимой социально-экономической инфраструктуры, сохраняющимися на практике натуральными видами оплаты труда. Все это, конечно же, не способствовало достижению главной цели данного направления - эффективного перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения квалифицированными специалистами сельских поселений.

Согласимся с мнением Р. Капелюшникова, который считает, что действия государства на рынке труда в 2009 г. свидетельствовали о его готовности вступать с предприятиями в торг (конечно, в первую очередь с самыми крупными), «платя» им за сохранение рабочих мест организацией на их базе общественных работ, финансируемых из федерального бюджета, и краткосрочного повышения квалификации. Отсюда следует, что кризис лишь в очень слабой степени способствовал реструктуризации занятости, если понимать под ней переток рабочей силы из неэффективных секторов экономики в эффективные. Как следствие, искаженная структура занятости, сложившаяся в предшествующий период, может быть надолго законсервирована, а исправление сложившихся диспропорций отложено на неопределенное время [4].

В заключение следует отметить, что большинство из вышеперечисленных направлений активной политики занятости, реализуемых на региональном и местном уровнях, потребовало значительного увеличения финансирования в основном из средств федерального бюджета. Все это говорит, в первую очередь, о низкой социальной ответственности бизнеса, представители которого зачастую стремятся переложить все обязательства по материальной поддержке своих работников на государство.

Поэтому решение задачи постепенного ослабления нагрузки на бюджетную систему в данной сфере видится, на наш взгляд, в скорейшем налаживании конструктивного диалога власти и бизнеса на всех уровнях, в том числе на местном, с целью выработки взаимовыгодной стратегии по снижению напряженности на российском рынке труда. В этой связи можно сделать заключение о том, что большинство предпринятых за кризисные 2009-2011 годы мер было направлено не на лечение болезни, а на устранение ее симптомов. Так, в частности, адаптация отечественного рынка труда к кризису происходила в традиционной для России форме - расширение теневого сектора занятости, т.е. по сути, антирыночным способом. Фактически болезнь загонялась внутрь. Учитывая, что результатом выхода из кризиса должно быть оздоровление ситуации, а не ее сохранение в прежнем виде, с точки зрения перспективы, предпринятые меры имеют своим следствием больше минусов, чем плюсов.

В этой связи больше всего вызывает тревогу тенденция неуменьшения масштабов теневой занятости и формирования значительного сегмента рынка труда, трудовые отношения в котором выходят за рамки правового поля. Они более всего настораживают, потому что блокируют формирование цивилизованного рынка труда, не отвечают фундаментальным принципам социально-ориентированной рыночной экономики и не создают необходимой мотивации работника к высокопроизводительному труду, ограничивают возможности бюджета (налоговые поступления) и, следовательно, тормозят модернизационные процессы в России.

Также с уверенностью можно утверждать, что в кризисной ситуации стали особенно ощутимы барьеры, которые препятствовали перераспределению рабочей силы между трудоизбыточными и трудодефицитными сегментами российского рынка труда: территориальные, институциональные, информационные [5].

Эти барьеры остались, а власти предприняли попытку ликвидации их беспрецедентными

мерами: увеличение расходов на информирование населения о возможностях трудоустройства, оказание адресной помощи на переезд и аренду жилья тем, кто ради постоянной или временной работы готов сменить место жительства и т.д. Результативность данных мер, на наш взгляд, крайне низка.

Оценка реализации региональных и муниципальных программ 2009-2011 гг. показала, по мнению Л.И. Задорожней [6], что в них не был прописан механизм взаимодействия с социальными партнерами на рынке труда. Достижение обозначенных в программах задач возможно только на основе объединенных усилий региональных и муниципальных структур власти. Однако вся ответственность за разработку, реализацию и последствия данных программ была возложена на региональные и местные органы службы занятости. В этой связи решение задач поддержки занятости, сохранения рабочих мест и стимулирования их создания, формирования условий, сдерживающих рост численности увольняемых, поддержки развития малого предпринимательства в условиях 2015 г. требуют консолидации усилий многочисленных государственных, муниципальных и общественных структур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сайт Управления государственной службы занятости населения Ростовской области http:// zan.donland.m/Default.aspx?pageid=120829. Дата обращения: 22.04.2015 г.

2. Официальный сайт Ростовстата http://rostov.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/ statistics/employment/ Дата обращения: 22.04.2015 г

3. Отчет об осуществлении Управлением государственной службы занятости населения Ростовской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2009г. Ростов н/Д, 2010. С. 24.

4. Капелюшников Р.И. Кризис проверяет российскую модель труда на прочность/Шаселение и общество. 2009. 9-22 ноября. С. 44.

5. Локтюхина Н.В. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы// Социальные последствия мирового финансового кризиса. М.: Изд-во РАГС. 2009, С. 145.

6. Задорожная Л.И., Федорко Ф.П. Приоритеты региональной политики занятости в условиях экономического кризиса//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам научно-практической Интернет-конференции. Кн. 1. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.