Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере школьного образования в 2000-х гг. : взаимодействие власти и церкви'

Государственная политика в сфере школьного образования в 2000-х гг. : взаимодействие власти и церкви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЙ КУРС / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРКСЭ / "INTRODUCTION TO RELIGIOUS CULTURES AND SOCIETY ETHICS" / PUBLIC POLICY / EDUCATION / HIGH SCHOOL / CURRICULUM / LEGAL FRAMEWORK / RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Мария Александровна

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия государства и Русской православной церкви в сфере образования в 2000-х гг. Характеризуются основные направления и результаты государственно-конфессиональных отношений в России. Описан учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», в период проведения которого был накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY REGARDING SCHOOL EDUCATION IN THE 2000-S: INTERACTION BETWEEN THE AUTHORITIES AND THE CHURCH

The main directions of cooperation between the state and the church in educational sphere in the 2000-s are discussed in the paper. The author considers areas and results of the church and state relations in Russia. The article describes a training course “Introduction to religious cultures and society ethics" during implementation of which there was accumulated an experience of interaction between the religious confessions, federal and regional authorities governing the education.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере школьного образования в 2000-х гг. : взаимодействие власти и церкви»

УДК 94 (47)

Симонова Мария Александровна

кандидат педагогических наук, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2000-Х ГГ.: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ

Simonova Maria Aleksandrovna

PhD in Education Science, Director of the Scientific Academic Institute of Comparative Education Policy under the Peoples Friendship University of Russia [email protected]

STATE POLICY REGARDING SCHOOL EDUCATION IN THE 2000-S: INTERACTION BETWEEN THE AUTHORITIES AND THE CHURCH

Аннотация:

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия государства и Русской православной церкви в сфере образования в 2000-х гг. Характеризуются основные направления и ре-зультаты государственно-конфессиональных отношений в России. Описан учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», в период проведения которого был накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием.

Ключевые слова:

государственная политика, образование, средняя школа, учебный курс, нормативно-правовая основа, религиозные организации, ОРКСЭ.

Summary:

The main directions of cooperation between the state and the church in educational sphere in the 2000-s are discussed in the paper. The author considers areas and results of the church and state relations in Russia. The article describes a training course “Introduction to religious cultures and society ethics" during implementation of which there was accumulated an experience of interaction between the religious confessions, federal and regional authorities governing the education.

Keywords:

public policy, education, high school, curriculum, legal framework, religious organizations, “Introduction to religious cultures and society ethics".

Одним из основных направлений взаимодействия религиозных организаций с государством является сфера образования, которой присущи воспитательная и ценностно-мировоззренческая функции, формирующие ценностные ориентации и поведение индивида в обществе. В современном мире развиваются государства, в которых отсутствует религиозное образование в государственных школах (например, Франция). Интересен опыт государств, которые системно организуют и контролируют неконфессиональное религиозное образование, в том числе в тесном сотрудничестве с церковью (например, Швеция, Великобритания). Значимыми для научного исследования являются данные о практике развития конфессионального образования, предусмотренного законодательно в том или ином варианте (например, в Греции, Италии, Австрии). В то же время религиозный аспект школьного образования вызывает серьезные общественные дискуссии. Существует несколько подходов к данному вопросу.

Радикальный подход заключается в полном отказе от всякого присутствия религии в школе. Его сторонники требуют последовательного применения положения Конституции об отделении церкви от государства.

Традиционный подход предусматривает сохранение ситуации, существовавшей в 1990-е гг., при которой предметы, рассказывающие о религии, отсутствовали в обязательной школьной программе и могли изучаться лишь факультативно. Сторонники данного подхода обращают внимание на необходимость последовательного нейтралитета государства в церковной сфере.

Модернизированный подход заключается в возможности преподавания в качестве обязательного курса «Истории религий», составленного с культурологических позиций. Его сторонники указывают на то, что этот предмет органично впишется в школьную программу и не вызовет межрелигиозных конфликтов в школе. Они также не исключают возможности присутствия церкви в школе на факультативной основе.

Конфессиональный подход предусматривает введение в средней школе уроков религиозной (духовной) культуры, которые являются обязательными и могут заменяться для желающих уроками этики. Его сторонники считают, что данный предмет носит культурологический характер, утверждают, что обучающимся необходимо получить подробную и достоверную информацию о конфессиях, к которым принадлежали их предки.

Позиция руководства страны по отношению к вопросу религиозного образования в средней школе в течение длительного времени носила неопределенный характер, что давало возможность всем заинтересованным сторонам апеллировать к нему за поддержкой.

В 2000-х гг. российская власть, не принимая конфессиональный подход, также не определила четкого отношения к аргументам сторонников модернизированного подхода и склонна к сохранению статус-кво. В 2006 г. Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования и науки РФ выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законода-

тельстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций [1]. В 2007 г. В.В. Путин заявил, что приказом сверху нельзя вводить обязательное изучение в школах предметов по религиозной тематике. Наиболее важным моментом в разрешении данного вопроса стало обращение лидеров традиционных религиозных общин РФ к президенту России Д.А. Медведеву по вопросу о преподавании религиозной культуры в школах [2, с. 1-2]. В своем обращении лидеры традиционных конфессий выразили желание принимать самое активное участие в работе по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов, учебных программ и методических пособий по преподаванию истории и культуры традиционных религий России.

Реакцией со стороны президента РФ на обращение лидеров традиционных конфессий стало проведение в июле 2009 г. совещания по вопросам религиозного образования [3]. Одним из итогов встречи можно считать осуществления в 18 субъектах федерации эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры в качестве обязательного предмета.

В процессе апробации в 2009-2011 гг. учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) был накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. Государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и церкви как субъектов образовательного процесса. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.

Дальнейшее развитие этого процесса видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 2 августа 2009 г. - о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других [4].

Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе. Предусматривается три варианта выбора учениками на добровольной основе и с согласия родителей изучения предмета в рамках духовнонравственного компонента: обучение основам православной, мусульманской культур, основ иудаизма или буддизма. Если обучающиеся захотят изучать многообразие российской религиозной жизни, то для них предлагается разработать новый курс - историю традиционных крупнейших конфессий России,. Если же не имеется определенных религиозных убеждений, то им предлагается право изучать основы светской этики; внутри нового учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение, являющееся обязательным. Преподавать предметы в рамках духовно-нравственного воспитания должны светские педагоги, но с учетом обширного опыта методических, концептуальных и иных разработок, накопленного традиционными конфессиями России.

По итогам апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» были сделаны комплексные выводы [5]. Так, по мнению большинства педагогов, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. От 81 до 95 % педагогов всех регионов отмечают положительное восприятие курса учащимися; около 40 % отмечают, что дети активны на уроках. Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся, которые считают, что курс детям нравится (от 57 до 100 % (в различных образовательных учреждениях)). Принципиальное нежелание участвовать в апробации высказали менее 1 % из общего числа родителей учащихся.

Педагоги отметили, что введение курса ОРКСЭ способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников. В целом сформировано положительное отношение общественности, средств массовой информации, религиозных конфессий по отношению к вводимому курсу.

В каждом образовательном учреждении в субъекте РФ накоплен положительный опыт организации преподавания курса, воспитания у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами.

Среди лучших педагогических практик отмечены следующие:

- семинары-совещания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в рамках апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- конкурсы на лучшие учебно-методические разработки по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

- детские конкурсы в рамках изучения курса;

- научно-практические конференции актуальных для апробации курса тематик;

- участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по основам православной культуры;

- обучающие, тематические, проблемные семинары;

- интернет-конференции;

- разработка и издание методических материалов, дидактических пособий по курсу в помощь учителю;

- создание электронных сборников и пособий;

- педагогические чтения по теме курса ОРКСЭ;

- фестивали медиа-уроков курса ОРКСЭ;

- банк мультимедийных презентаций и видео-уроков;

- видеофильмы и видеопроекты;

- виртуальные экскурсии.

Во всех регионах Российской Федерации по результатам апробации имела место положительная динамика отношения ее участников к введению нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Одной из публичных форм, используемых РПЦ для влияния на государственные вопросы, являются Рождественские чтения - крупнейший в РФ ежегодный церковно-общественный форум, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковногосударственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, православного воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений РПЦ со светским обществом. В Рождественских чтениях принимают участие Патриарх и священноначалие Русской православной церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые и общественность [6]. Так, на Международных Рождественских образовательных чтениях, прошедших 24-29 января 2010 г. в Москве, рассматривалась тема «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Среди существующих проблем государственно-конфессиональных отношений на форуме были обозначены вопросы о месте религии в средней школе, о содействии благотворительной деятельности, об эффективном сочетании противодействия экстремизму в образовательных учреждениях и защите прав и законных интересов верующих. Особое внимание акцентировалось на таких направлениях их решения, как обращение к позитивному национальному и международному опыту, осмысленному с учетом исторических традиций и современного состояния российского общества.

Доказательством того, что и государством, и основными религиозными конфессиями России осознается необходимость конструктивного сотрудничества в различных сферах деятельности при сохранении самостоятельности каждого из участников диалога, явилось принятие в 2012 г. нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [7], в котором обозначены правовые гарантии организации духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволит заложить правовую основу взаимодействия государства и церкви на всех этапах расширения преподавания православной культуры, других традиционных религиозных направлений и этики по выбору в российской школе. Кроме того, законом гарантированы равные права на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных.

Государство определилось по одному из важных вопросов церковно-государственных отношений, в рамках которого достаточно долгий период времени не удалось достигнуть компромисса и дебаты не прекращаются до сих пор. Решением Президента была определена дальнейшая стратегия развития светской системы школьного образования в направлении духовно-нравственного воспитания. Используя ресурс религиозных объединений, государство надеется решить непростой вопрос о духовно-нравственных идеалах, принципах, патриотизме и моральных нормах в современных условиях.

Политика государства в области укрепления духовной безопасности государства и возрождения духовно-нравственного воспитания создает для религиозных организаций возможность участвовать в этом процессе.

Государство заинтересовано в активизации участия конфессий в моральном воспитании россиян в духе уважения традиций и толерантности. В свою очередь, конфессии рассматривают государство как партнера, способного обеспечить эффективную защиту интересов верующих, оказать содействие в реализации различных программ, направленных на улучшение условий их деятельности. Организован серьезный конструктивный диалог посредством деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты.

Ссылки:

1. Общественная палата Российской Федерации в 2012 году. URL:

http://www.oprf.ru/files/2013dok/o_rabote_OPRF15052013.pdf (дата обращения: 21.07.2012).

2. Обращение лидеров традиционных религиозных общин РФ к президенту России Дмитрию Медведеву по вопросу о преподавании религиозной культуры в школах // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. URL: http://www.religare.ru/2_66919.html (дата обращения: 10.01.2014).

3. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей от 21 июля 2009 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/4863 (дата обращения: 10.01.2014).

4. Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 г. № Пр-2009 Председателю Правительства РФ В.В. Путину. URL: http://sch852zg.mskobr.ru/files/poruchenie_medvedeva.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

5. Министерство образования и науки Российской Федерации // Правительство России. URL:

http://government.ru/department/33/ (дата обращения: 02.08.2013).

6. Выступление министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях. 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/561193.html (дата обращения: 10.01.2014).

7. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL:

http://svouo.dogm.mos.ru/activities/licensing-and-accreditation/doku/13.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.