УДК 378.014.55-048.35
В.И. Иванова, д-р пед. наук, проф., зав. каф., (4872) 35-37-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Рассматривается эффективность политической модернизации в современной России через призму государственной политики в области образования.
Ключевые слова: государственная образовательная политика, принципы государственной политики в сфере образования, институт образования, модернизация.
Поступательное развитие России нацелено на активизацию интеграционных процессов в политике и экономике, а, следовательно, и в области образования. В соответствии с действующим Законом РФ «Об образовании» образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1]. В проекте нового Закона «Об образовании» оно трактуется как «общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности» [2]. Стратегию развития образования определяет особая область политики государства, местного самоуправления - государственная образовательная политика. Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Следует отметить, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной; образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впер-
270
вые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации; общее образование является обязательным. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [3].
Специального комментария заслуживает вопрос о восстановлении ответственности и активной роли государства в сфере образования. В 1990-е годы по ряду причин объективного и субъективного характера государство несколько ослабило свое влияние на сферу образования. Сегодня ситуация изменилась: государство восстановило утраченные позиции и свое влияние в сфере образования. Совершенствование российской системы образования в современных условиях предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики:
- государственно-общественное управление системой образования;
- бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств;
- развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением;
- государственные механизмы управления качеством образования (в области содержания образования - совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экс-
пертизы учебников; в области кадровой политика - совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров; в области управления образовательными учреждениями - совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования).
Государственная политика РФ сфере образования предполагает: поощрение внебюджетных ассигнований в сферу образования; развитие государственно-общественного управления образовательными учреждениями, стимулирование развития структур гражданского общества - ассоциаций образовательных учреждений и разных категорий педагогических кадров как партнеров государства. Важнейшим условием эффективности перечисленных направлений являются государственные меры по повышению уровня социальной защищенности работников образования, обучающихся и воспитанников.
Таким образом, в узком смысле политика в области образования -система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования. В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. В настоящее время российская система образования активно включается в процесс инновационного развития, в процесс построения «новой» экономики - «экономики знаний». В связи с этим возникает потребность в образовательных системах, в которых структуры, процессы и ресурсы образования гибко и рационально соединяются во времени и пространстве так, что на каждом этапе, в рамках интегрированного образования, достигается относительная завершенность образования в рамках его непрерывности, которая способна удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих в современном обществе в целом и у каждого человека в частности.
Современные процессы модернизации российского образования происходят на фоне европейской интеграции в области образования. Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования. Российская образовательная политика в определенной степени учитывает мировые тенденции развития сферы образования. Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.
Важной задачей для Российской Федерации является сотрудничество с авторитетными международными организация, определяющими перспективы развития образования в современном мире, - ЮНЕСКО, Со-
ветом Европы и др., а также со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. В результате совместных усилий по реформированию систем образования европейских стран должна сформироваться зона европейского образования, т.е. сотрудничество и взаимодействие между европейскими государствами и национальными системами образования должно перейти на принципиально иной уровень. Должны уйти в прошлое формальные барьеры, сдерживающие движение информационных и людских потоков, сложиться механизмы совместного принятия решений по наиболее важным вопросам функционирования систем образования, касающихся разработки стратегических и тактических планов его развития.
При этом интеграция не должна быть «безоглядной», важно сохранение преимуществ и приоритетов национального образования, учета принципа культуросообразности. Процесс интеграции российского образования в европейское и мировое образовательные пространства - совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научнопедагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира - содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышению их конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам.
Одной из центральных в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования является проблема сопряжения, преемственности содержания различных ступеней непрерывного образования. Наиболее оптимально эти проблемы решаются в интегрированных комплексах профессионального образования, где возможно в полной мере задействовать имеющийся научный потенциал и учебные ресурсы.
Подобная интеграция является актуальной, т.к. современное образование становится все более междисциплинарным. Его целью, как отмечает Ю.В.Косов, становится не просто доведение до обучающихся «определенных сумм знаний и массивов информации, а выработка у них определенных навыков и умений, установок и подходов к решению достаточно широкого круга профессиональных вопросов» [4]. В связи с усилением интеграционных процессов в образовании институт образования, по мнению В.А.Колесникова, в современных условиях становится новой формой развития общества. «Институт образования сегодня приобретает широкую значимость и становится массовым явлением, связанным со стремлением уставшего от забот и внутренних противоречий человечества к гармонизации социальной жизни. Образование и есть способ достижения гармонии,
т.е. реализации единства в согласованном многообразии, когда развитие общества приобретает неискаженный, максимально органичный, целостный эффективный характер, позволяющий преодолевать растущие в нем противоречия и обеспечивать реальный общественный прогресс. Это свидетельствует о том, что образование как социальный институт в наши дни получает возможность приобрести принципиально новое качество посредством диалогового взаимодействия собственного института образования с разнообразными инновационными гранями динамично меняющейся социальной реальности. Подобное диалоговое взаимодействие позволит рассматривать институт образования как способ осуществления и реализации общественного прогресса под углом зрения его ведущей роли по преодолению устоявшегося его видения как формально действующей структуры. Институт образования призван стать сегодня всеобще значимой необходимостью, стилем жизни всего общества, новой формой его развития. Концептуальное переосмысление предназначения образования как качественно меняющегося социального явления может явиться одним из рычагов выхода из кризиса современного общества» [5].
Таким образом, приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Интеграционные процессы, охватывающие институт образования, его структуру, формы и содержание, обеспечивают, в рамках международных процессов, успешное «вхождение» России в европейское и мировое образовательное пространство, что стимулирует увеличение открытости образовательной среды с одной стороны, и повышает статус российского государства, с другой.
Список литературы
1. Об образовании: федер. закон Рос. Федерации от 13 января 1996 г. (новая редакция) // Рос. газ. 1996. 13 января.
2. Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/
3. Государственная политика в области образования// Российское образование. Федеральный портал. иКЬ: http://www.edu.ru/index.
php?page_id=105 [Загл. с экрана]
4. Косов Ю. В. Методологические основы компетентностного подхода // Материалы научно-методической конференции СЗАГС «Современное образование: опыт, проблемы, качество». СПб: Изд-во СЗАГС. 2009. С.19-20.
5. Колесников В. А. От нового взгляда на образование к инновационному развитию общества // Качество образования. 2010. № 4.
V.I. Ivanova
EDUCATIONAL STATE POLICY AS AN INDICATOR OF EFFICIENCY FOR POLITICAL MODERNIZATION IN MODERN RUSSIA
The article considers the efficiency of political modernization in modern Russia through state policy in the sphere of education.
Кy words: state educational policy, principles of state educational policy, institution of education, modernization.
Получено 12.04.2012
УДК 316.3:316.75
В.И. Иванова, д-р пед. наук, проф., зав. каф., (4872) 35-37-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.А. Лаврикова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Рассматриваются особенности методологии, методики и процедуры изучения эффективности деятельности местной политической элиты.
Ключевые слова: политическая элита, элитные группы, эффективность политической деятельности.
Основные характеристики и тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов, начавшихся в 90-е гг. ХХ в. В процессе пост-коммунистического перехода к демократии Россия столкнулась с рядом проблем: экономическим спадом, высокими социальными издержками преобразований, олигархической формой собственности, распространением коррупции, нестабильностью демократических институтов и т.д. Вместе с тем особенности ее политического развития были связаны не столько с самой ситуацией трансформации политического режима, сколько с построением новой государственности и сложносоставными конфликтами, сопровождавшими этот процесс.
Существенная роль в процессе посткоммунистической трансформации России принадлежала политической элите, изменение ценностных ориентаций представителей которой существенно опережало аналогичные процессы в массовой среде. Исходя из этого адаптивность политической
275