Научная статья на тему 'Политика государства в сфере образования в условиях интеграционных процессов в современном мир'

Политика государства в сфере образования в условиях интеграционных процессов в современном мир Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. И.

Актуальной тенденцией последних десятилетий в политике европейских государств является образовательная интеграция. Она инициирована потребностью в механизмах сопоставимости профессиональных квалификаций специалистов, а также рядом политических и социально-экономических процессов. Участие России в международной образовательной политике оказывает влияние на развитие отечественной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES AS A BASIC FACTOR OF THE EDUCATIONAL POLICY IN THE EUROPEAN COUNTRIES

The educational integration is considered one of the most important trends in the European educational policy of the recent decades. It was triggered by a range of political, social and economic processes and should be used for creating a set of mechanisms for correlating professional skills of various specialists. Russia’s participation in the international educational policy has influence on the development of its higher education.

Текст научной работы на тему «Политика государства в сфере образования в условиях интеграционных процессов в современном мир»

9) Политический процесс: основные аспекты и способы анализа : сборник учебных материалов / под ред. Мелешкиной Е.Ю. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001. 304 с.

10) Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. СПб.: Питер, 2005. 560 c.

11) Современный философский словарь // под. общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.

12) Соловьев А.И. Политология: Политическая теория,

политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. 559 с.

13) Философский энциклопедический словарь / гл. редакция :

Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов.

Энциклопедия, 1983. 840 с.

S.M. Zakharov

STUDENTS AS A POLITICAL ACTOR: THEORETICAL MODELS

In given article author try to use some theoretical models political actors with regard to students. In the opinion of author, students possess the potential subjectivity and capable of fulfill themselves as a political actor in the political process.

The key words: the students, political actor, subjectivity, participation, activity.

Получено 20.03.2011 г.

УДК 328

В.И. Иванова, д-р пед. наук, зав. кафедрой, (4872) 35-37-79, kafedralip @mail. т (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Актуальной тенденцией последних десятилетий в политике европейских государств является образовательная интеграция. Она инициирована потребностью в механизмах сопоставимости профессиональных квалификаций специалистов, а также рядом политических и социально-экономических процессов. Участие России в международной образовательной политике оказывает влияние на развитие отечественной высшей школы.

Ключевые слова: образовательная интеграция, социально-экономические процессы, европейское образовательное пространство.

Социально-экономические и политические реалии, объективные процессы, протекающие в сфере образования как внутри государства, так и на международном уровне оказывают основополагающее влияние на

процесс личностно-профессионального развития специалиста в высшей школе. Б.Г.Ананьев, подчёркивая роль влияния социально-исторического окружения на развитие личности, пишет: «Историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров которого оно является, есть фактор первостепенного значения для индивидуального развития человека.

События в жизни отдельного народа и всего человечества (политические, экономические, культурные, технические преобразования и социальные конфликты, обусловленные классовой борьбой, научные открытия и т. д.) определяют ... различия между поколениями людей, живущих в одной и той же общественной среде, но проходивших и проходящих одну и ту же возрастную фазу в изменяющихся обстоятельствахобщественногоразвития» [ 1. С. 132].

Интеграционные процессы, протекающие во всех сферах человеческой общественной жизни, оказываются сегодня чрезвычайно существенными для развития отдельных регионов, стран и всего человечества. Они как ответная реакция на реалии современного мира проявляются в разных сферах жизнедеятельности человека и на разных уровнях. Так, создание единого экономического и информационного пространства продиктовано необходимостью совместного решения вопросов экологии, разрешения политических споров и национальных конфликтов и т.д. Переход к информационной цивилизации поставил перед человечеством проблему духовного, научного, культурного и нравственного единения.

Интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение) -понятие, означающее «состояние связанности отдельных

дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» [6. С. 500].

Толкования понятия «интеграция» есть в различных концепциях -философских, психологических. В философии Г.Спенсера интеграция означает превращение распыленного незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция - превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения. Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит по Спенсеру в чередовании интеграции и дезинтеграции. В психологии Э.Иенша интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни [7].

Системы образования разных стран имеют тенденцию к установлению связей, это создает предпосылки для их интеграции и формирования элементов единого культурно-исторического пространства.

По мнению А.П.Лиферова, мировое образование объединяет большое число национальных образовательных систем, в значительной мере различающихся по своим философским и культурным традициям, по

уровню целей и задач, а также по своему качественному состоянию. Вместе с тем, за многие столетия в нем оформилось немало общих организационных, содержательных элементов, ценностных ориентиров, которые позволяют рассматривать их в качестве серьезного внутреннего консолидирующего потенциала [5]. Этот внутренний потенциал неизмеримо возрастает за счет всеобщих тенденций к демократизации и гуманизации образования, изменения подходов к образованию (образование не как приобретение на всю жизнь, а как непрерывный процесс). Эти глобальные тенденции еще более «цементируют» мировое образование, как бы отодвигая на второй план (но не устраняя) многие традиционные различия национальных и региональных образовательных систем.

Ориентация отечественной образовательной системы на международные интеграционные процессы в конце 90-х связана с демократизацией государства в целом, с широким развитием международных связей, снятием «железного занавеса». Процесс формирования общеевропейского образовательного пространства является частью глобального интеграционного процесса. После двух мировых войн и глубокого экономического кризиса стала осознаваться необходимость интеграции для обеспечения мира и безопасности, а также повышения благосостояния государств. В значительной степени политическая конкуренция с США вынуждала к сотрудничеству и появлению Европейского Сообщества.

Предпосылкой для развития образовательной интеграции явилась интеграция экономическая. Договор об учреждении европейского экономического союза (ЕЭС) был подписан между шестью государствами (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в марте 1957 г. в Риме и вступил в силу 1 января 1958 г. Целью создания ЕЭС было достижение всестороннего развития экономической деятельности в масштабах всего сообщества, постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет, путём создания «Общего рынка» [3]. Под «Общим рынком» понималось объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривалось постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна была осуществляться постепенно, в течение переходного периода в 12 лет.

Договор содержал статьи, касающиеся непосредственно сферы образования. В главе 3, статье 49 сказано:

«1. Сообщество способствует улучшению качества образования путём поощрения сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, путём поддержки их действий, при полном сохранении ответственности государств-членов за содержание обучения и организацию систем образования и их культурного и языкового разнообразия.

2. Действия сообщества имеют целью:

- развить европейские аспекты в образовании, особенно путём преподавания и распространения языков государств-членов;

- поощрять мобильность студентов и преподавателей, в том числе путём признания в научной среде дипломов и сроков обучения;

- содействовать сотрудничеству между учебными заведениями;

- развивать обмен информацией и опытом по проблемам, общим для образовательных систем государств-членов.» [3. С.149].

Состоявшаяся в декабре 1969 г. в Гааге конференция глав правительств стран-участниц приняла решение о необходимости дальнейшего экономического сближения 6 стран (Гаагская декларация), в соответствии с которым предусматривалось создание в течение 1971-1980 гг. экономического и валютного союза «шестёрки».

Определённые шаги к сближению были сделаны с подписанием на общеевропейском уровне ряда документов. Одним из них является Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты, подписанная Советом Европы в 1953 г. В числе других документов можно перечислить подписанные Советом Европы Европейскую конвенцию об эквивалентности университетских периодов обучения (1956 г.) и Европейскую конвенцию об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.).

Подписание в 1957 г. Римского договора, то есть начало экономической интеграции, стимулировала интеграционные процессы в сфере образования. Конференция министров образования европейских стран в 1971 г. обозначила основные моменты общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; создание Европейского Центра развития образования и формирование неограниченных государственными границами вненациональных институтов высшего образования. В 1976 г. была представлена первая программа действий, которая содержала шесть пунктов, касающихся высшего образования: доступ в вузы, признание дипломов, совместные учебные программы, краткие курсы подготовки, информационная политика и Европейский университет.

В 80-х г. в большей степени наблюдалась кооперация на уровне Сообщества, отчасти благодаря ряду процессов в Европейском суде. Эти

процессы привели к принятию положения о том, что студенты из других стран-членов ЕС имеют те же права, что и студенты данной страны. Было положено начало ряду программ в области образовательной интеграции (Comet, Erasmus, Jean Monnet, Lingua и Tempus). К 1993 г. образовательная политика Сообщества развивалась по трем линиям: воспитание (Sokrates), подготовка (Leonardo), молодежь (Yugend für Europa).

Провозглашенная Европейским Союзом свобода передвижения рабочей силы, потребовали академического признания дипломов и

квалификаций. Поскольку ЕС в середине 80-х г. стал активно развивать программы мобильности студентов, нужна была система признания предшествующего образования и перезачета его результатов. Кроме того, быстрое обновление знаний ставило задачу продолжения образования после окончания вуза и учёта предыдущих результатов образования.

В связи с этим в 1988 г. возникла ECTS (European Credit Transfer System) - Европейская система перезачетов результатов обучения -

пилотный проект программы Европейской Комиссии Erasmus 1988-1995 годов (Схема студенческих обменов между европейскими

университетами). ECTS включала в себя методы измерения и сравнения результатов обучения с последующим их переносом (трансфером) из одного высшего учебного заведения в другое. Она была призвана расширить возможности для мобильности студентов и решить проблему академического признания [8].

Продолжением политических соглашений, направленных на развитие европейской интеграции, явился Маастрихтский договор 1992 г., расширивший Римский договор рядом положений [2]. Стимулом к

развитию интеграции в европейских странах стал конец политического противостояния «Запад - Восток», «капитализм - социализм».

Восточноевропейские страны постепенно присоединялись к интеграционным процессам в Европе.

Наряду с назревшими политическими предпосылками, ряд объективных процессов, развивающихся в высших школах Европы и России, стимулировал интеграцию в области образования:

1. Интернационализация образования, которая проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества.

2. Рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Стремительно развивается транснациональный сектор в образовании, реализуемый через оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное «on-line»-06pa30BaHHe. В данном секторе наблюдается

интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования.

3. Влияние новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией, вызвало необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванной обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом роста перемещений профессионалов. Дальнейшая либерализация мировой торговли приводит к включению сектора образования в международное правовое регулирование с позиции предоставления транснациональных услуг.

4. Изменение функций государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим институтам больше полномочий. Это приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в образовании в целом. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования стимулируют вузы к проявлению активности за пределами национальных границ.

5. Расширение возрастной структуры студентов: речь идёт о реализации концепции обучения через всю жизнь. Данная концепция получает всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения, в том числе, и за рубежом.

Развитие образовательной интеграции сопровождалось рядом международных законодательных инициатив. В числе наиболее важных документов выделим университетскую Хартию - Magna Charta Universitatum (1988г.), Лиссабонскую конвенцию (1997г.), Сорбонскую Декларацию (1998г.), Болонскую декларацию (1999г.).

В университетской Хартии подчеркивается особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований и акцентируется внимание на соблюдении следующих принципов: независимость университетов от политических,

экономических и идеологических давлений; тесная связь преподавания и научных исследований; соответствие потребностям экономики и общества; хранение ценностей европейского гуманизма; реализация

основных задач с целью достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур [11].

Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (Лиссабон, 1997) имела задачу «состыковки» национальных систем образования Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания. Одна из основополагающих идей Конвенции: призыв к

уважению национальных образовательных систем: «... Большое

разнообразие систем образования в европейском регионе является отражением его культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, являющегося исключительным достоянием, которое требует всемерного уважения». Стремление стран-подписантов состоит в том, чтобы «... предоставить всем людям данного региона возможность в полной мере пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений ... к образовательным ресурсам других государств.» [4. С. 3].

Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (Париж, 1998) подчеркнула стремление стран к международному сотрудничеству в образовании, выработке единых рекомендаций с целью достижения признания дипломов и квалификаций, трудоустройства выпускников [9].

Подписание Совместной декларации о создании европейского образовательного пространства 19 июня 1999 года в Болонье (Италия) руководителями образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество, положило начало Болонскому процессу [10]. Процесс представляет собой добровольное обязательство реформировать системы высшего образования самостоятельно и без всякого давления сверху, без жёсткой унификации. Реформа имеет целью сопоставимость, «прозрачность» национальных образовательных систем и квалификаций высшего образования при полном уважении к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии.

На основе упомянутых международных правовых документов, итоговых документов конференций и форумов общеевропейского масштаба выделим несколько ключевых аспектов в создании европейского образовательного пространства:

1. Реализация многоуровневого обучения.

Структура бакалавр - магистр имеет определенные преимущества в сравнении с продолжительными моноуровневыми программами обучения. В настоящее время знания стремительно обновляются, поэтому желательно дать выпускнику широкую базовую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку и ориентирован бакалавриат. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию.

2. Введение кредитной системы учёта трудоёмкости учебной работы.

Принятие системы ECTS в качестве международного эталона

обусловлено поиском адекватного механизма пересчёта национальных систем оценки трудозатрат студента и качества усвоения им учебного материала.

3. Контроль качества образования.

На европейском уровне контроль за выполнением условий Болонской декларации осуществляет Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA). Национальные системы контроля качества включают систему аккредитации и сертификации, оценку со стороны студентов и работодателей. Всё большее распространение получает практика сочетания самообследования вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций - органов государственного контроля или профессиональных агентств.

4. Расширение мобильности.

Академическая мобильность - это возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов провести определённый период обучения/ преподавания в университетах вне своей собственной страны для взаимного обогащения опытом, получения тех возможностей, которые по определённым причинам недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы.

5. Обучение в течение всей жизни.

Возрастающая динамика социальных процессов ведёт к тому, что знания, полученные в вузе, уже не могут эффективно обеспечить социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Изменение среды влечет за собой необходимость приобретения новых знаний, новых компетенций. Нужно расширить возможности для всех граждан в соответствии с их стремлениями и способностями по использованию различных маршрутов обучения в течение жизни.

6. Укрепление связей между наукой и образованием.

Интеграционная политика в сфере науки акцентирует внимание на

увеличении мобильности на докторских и постдокторских уровнях, увеличении межуниверситетского сотрудничества в обучении докторантов и подготовке молодых исследователей. Следует отметить, что в отечественной системе высшего образования принцип неразрывности учебного и научного процессов, установка на фундаментальность образования являются теми преимуществами и достижениями, которые вызывают признание европейских структур.

7. Участие студентов в управлении образованием.

Студенты большинства европейских стран являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием, что закреплено в национальных законодательствах. Имеет место представительство студентов в ученых советах вузов, их систематическое анкетирование с целью выяснения

удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием,

функционирование органов студенческого самоуправления. Подобные процессы сейчас активно развиваются и в российской высшей школе.

Аналитические обзоры позволяют утверждать, что в некоторых позициях относительно достижения сопоставимости профессиональных квалификаций специалистов Российская Федерация находится на более продвинутом этапе, чем некоторые западноевропейские страны. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования в связи со сменой общественно-политического устройства государства проводились в стране с начала 90-х годов и которые по своей общей направленности совпали с развернувшимся позже в европейских странах Болонским процессом. Так, в России многоступенчатая система подготовки специалистов в высшей школе (параллельно с наличием моноступенчатых программ) была законодательно введена в 1992 г. (Постановление КВШ № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» от 13.03.92 г.).

На сегодняшний момент Россия продолжает принимать самое активное участие в международной образовательной политике

европейских стран, и актуальные политические тенденции оказывают непосредственное влияние на формирование образовательной среды подготовки современного специалиста в отечественных вузах.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. СПб, 2001.C. 288.

2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор)// Интернет: Сайт стран Балтии в Европейском союзе <http://www.ruseu.org>.

3. Договор об учреждении Европейского экономического

сообщества// Международная жизнь. 1957. № 7.

4. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе / отд. изд. на англ., франц., исп. и русск. языках. Paris: UNESCO Publishing, 1997. С.75.

5. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов

в мировом образовании: автореф.дис......д-ра пед.наук/ Рязан.гос.пед.ун-т

им. С.А.Есенина. М., 1997. С.50.

6. Словарьиностранных слов. М.: Русскийязык, 1989. С.640.

7. Философский словарь/под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.:

Политиздат, 1986. С.590.

8. European Credit Transfer System: Users’ Guide. Annex E. Brussels: EC, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Joint Declaration on Harmonization of the Architecture of the European Higher Education System. Paris, the Sorbonne, 25 May, 1998// Internet: The Site of the Berlin Summit 2003 <http://www.bologna-berlin2003.de>.

10.The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education. Bologna, 18-19 June 1999 // Internet: The Site of the Berlin Summit 2003 <http://www.bologna-berlin2003.de>.

11. The Magna Charta of University. - Bologna, 18 September 1988 // Internet: The Site of the Berlin Summit <http://www.bologna-berlin2003.de >.

V.I. Ivanova

INTEGRATION PROCESSES AS A BASIC FACTOR OF THE EDUCATIONAL POLICY IN THE EUROPEAN COUNTRIES

The educational integration is considered one of the most important trends in the European educational policy of the recent decades. It was triggered by a range of political, social and economic processes and should be used for creating a set of mechanisms for correlating professional skills of various specialists. Russia’s participation in the international educational policy has influence on the development of its higher education.

Key words: educational integration, social and economic processes, European educational space

Получено 20.04.2011 г.

УДК 327

В.И. Иванова, д-р пед. наук, зав. кафедрой, (4872) 35-37-79,

1<а1еdralip @шаП. ги (Россия, Тула, ТулГУ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Социально-экономические и политические реалии конца XX - начала XXI века обозначили проблему сменыуправленческих парадигм в разных сферах деятельности. В частности, возникла необходимость определения организационно-управленческих аспектов формирования образовательной среды в условиях модернизации российского общества.

Ключевые слова: образовательная среда, управление, личность, социальноэкономическая система, модернизация, оптимизация функционирования.

С целью достижения оптимизации своего функционирования современная система управления образовательной средой высшей школы должна учитывать экономические, политические тенденции развития общества. Довольно жёсткая конкуренция заставляет вузы оперативно реагировать на требования и конъюнктуру рынка труда, заказы работодателей, а также на интересы и потребности личности будущего специалиста - субъекта образовательной среды.

Эффективность управления образовательной средой как социально-экономической системой оказывает непосредственной влияние на успешность её функционирования. Проблема разработки, внедрения в образовательную практику различных технологий, тем или иным образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.