Научная статья на тему 'Роль государства в процессе модернизации института высшего образования'

Роль государства в процессе модернизации института высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. И., Вейс Т. П.

Рассматривается государство как фактор модернизации института высшего образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова В. И., Вейс Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE’S ROLE IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ MODERNIZATION

State as a factor of higher education institutions modernization in present-day Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Роль государства в процессе модернизации института высшего образования»

изменений (их подвижность значительно снизилась); частичное преодоление аморфности и диссонансности структуры ценностной системы; баланс коллективистских и индивидуалистских, традиционалистских и модернистских ценностных ориентаций (оформление двух типов

ценностных систем); сохранение ряда противоречий и разрывов между терминальными и инструментальными ценностями; легитимация

либеральных ценностных ориентаций у молодого поколения.

E.V. Brodovskaya, V.M. Tihobaev, I.N. Urkin

ANALYSIS OF SOCIAL VALUES SYSTEM’S STABLE AND DYNAMIC COMPONENTS DEVELOPMENT TENDENCIES IN THE CONTEXT OF POLITICAL TRANSFORMATION: METHODOLOGY AND METHODS OF RESEARCH

Methodology and methods of social values system’s stable and dynamic components development tendencies research in the context of political transformation is given.

Key words: values, value system, methodology, methods.

Получено 10.02.2012 г.

УДК 378.014.55-048.35

В.И. Иванова, д-р пед. наук, зав. каф., (4872) 35-37-79, kafedralip@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Т.П. Вейс, канд. социол. наук, (4872) 33-23-52, forum@tsu.tula.ru (Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. М.Д. Демидова)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается государство как фактор модернизации института высшего образования в современной России.

Ключевые слова: государство, болонский процесс, институт образования, модернизация.

Современный институт образования представляет собой совокупность статусов и ролей, социальных норм, социальных организаций (университетов, академий, институтов, фирм, учреждений, предприятий и т.д.), которые опираются на аппарат управления, персонал, особые процедуры. В соответствии с действующим Законом РФ «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1].

В проекте нового Закона «Об образовании» образование трактуется как «общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых

знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности» [2]. Профессиональное образование определяется как «вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности» [3].

Рассматривая динамику изменения образования в нашей стране, необходимо проанализировать его зависимость от преобразований в обществе. Поступательное развитие России нацелено на активизацию интеграционных процессов в политике и экономике, а, следовательно, и в области образования.

Система образования СССР практически на протяжении всего периода существования государства характеризовалась жесткой унификацией и командно-административным регулированием. Для высшего образования характерна моноступенчатая система с пяти- шестилетним сроком обучения и фиксированным содержанием подготовки специалиста на протяжении всего периода получения образования.

Политические и экономические преобразования в нашей стране в 90-х годах XX века вызвали необходимость изменения концептуальных основ системы профессионального образования. В принятом Комитетом по высшей школе Постановлении № 19 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» от 13.03.1992 г. говорится, что «... для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня» [4]. Таким образом, в России были сделаны первые практические шаги по интеграции системы образования через создание системы непрерывного профессионального образования и первых университетских комплексов непрерывного образования.

Российская система образования активно включается в процесс инновационного развития, в процесс построения «новой» экономики -«экономики знаний». В связи с этим возникает потребность в образовательных системах, в которых структуры, процессы и ресурсы профессионального образования гибко и рационально соединяются во времени и пространстве так, что на каждом этапе, в рамках интегрированного образования, достигается относительная завершенность профессионального образования в рамках его непрерывности, которая способна удовлетворить все множество образовательных потребностей,

возникающих в современном обществе в целом и у каждого человека в частности.

Современные процессы модернизации российского образования происходят на фоне европейской интеграции в области образования. В Декларации Европейской комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002 г.) сформулированы задачи как создания единого европейского пространства в области ПОО, так и обеспечения прозрачности квалификации, признания компетенций и квалификаций, распространения и обмена информацией и развития профориентации, обеспечения качества ПОО и разработки общих критериев и принципов его оценки.

Двигаться к мировому образовательному пространству, по мнению Б.С.Гершунского, «.значит признать все государства мира равноправными в сфере не только экономики и политики, но и образования, способствуя более широкой глобализации образования» [5]. Мировое образовательное пространство - относительно новое понятие. Оно обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира.

Интеграция в сфере профессионального образования является следствием ряда объективных процессов эпохи глобализации. Активизация интеграционных процессов в Европе и России развивается в рамках так называемого Болонского процесса. Его начало было положено подписанием в 1999 году в Болонье (Италия) декларации - «одного из наиболее значимых документов в сфере интеграции образования для Объединенной Европы, а также вовлечения в этот процесс европейских стран, находящихся на периферии этого союза» [6]. В Болонской декларации были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы [7].

В результате совместных усилий по реформированию систем высшего образования европейских стран должна сформироваться зона европейского высшего образования, т.е. сотрудничество и взаимодействие между европейскими государствами и национальными системами высшего образования должно перейти на принципиально иной уровень. Должны уйти в прошлое формальные барьеры, сдерживающие движение информационных и людских потоков, сложиться механизмы совместного принятия решений по наиболее важным вопросам функционирования

систем высшего образования, касающихся разработки стратегических и тактических планов развития высшего образования.

Болонский процесс для России - это возможность осмыслить и модернизировать национальную систему высшего образования, сделать ее соответствующей новому облику общества. При этом интеграция не должна быть «безоглядной», важно сохранение преимуществ и приоритетов отечественного профессионального образования, учета принципа культуросообразности. По мнению В.А. Динес, «достижения нашего отечественного образования общепризнанны, однако к последнему времени по целому ряду причин эти достижения в значительной мере утрачены» [8]. Процесс интеграции российского образования в европейское и мировое образовательные пространства содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышению их конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам.

Необходимость модернизации системы отечественного образования сейчас ощущается значительной частью населения страны, но единого понимания того, куда должен быть направлен ее вектор и каковы конечные идеи модернизации, в обществе нет. Опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две крайние точки зрения по данному вопросу. Значительная группа работников высшего образования продолжает полагать, что советское, а ныне российское высшее образование - лучшее в мире, что любые серьезные реформы имеют целью «развалить» его, и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование полностью архаично и подлежит тотальному реформированию [9].

Вступление России в Болонский процесс требует активных практических действий, т.к. государство поставило задачу завершить вступление России в общее образовательное пространство. В первую очередь это касается модернизации содержания профессионального образования в рамках интеграционных процессов, проходящих в образовательной системе.

Проблеме сопряжения, преемственности содержания различных ступеней непрерывного образования в последние годы уделяется большое внимание. Она является одной из центральных в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования. Наиболее оптимально эти проблемы решаются в интегрированных комплексах профессионального образования, где возможно в полной мере задействовать имеющийся научный потенциал и учебные ресурсы.

Подобная интеграция является актуальной, т.к. современное образование становится все более междисциплинарным. Его целью, как отмечает Ю.В.Косов, становится не просто доведение до обучающихся «определенных сумм знаний и массивов информации, а выработка у них

определенных навыков и умений, установок и подходов к решению достаточно широкого круга профессиональных вопросов» [10]. В связи с усилением интеграционных процессов в образовании институт образования, по мнению В.А.Колесникова, в современных условиях становится новой формой развития общества. «Институт образования сегодня приобретает широкую значимость и становится массовым явлением, связанным со стремлением уставшего от забот и внутренних противоречий человечества к гармонизации социальной жизни. Образование и есть способ достижения гармонии, т.е. реализации единства в согласованном многообразии, когда развитие общества приобретает неискаженный, максимально органичный, целостный эффективный характер, позволяющий преодолевать растущие в нем противоречия и обеспечивать реальный общественный прогресс. Это свидетельствует о том, что образование как социальный институт в наши дни получает возможность приобрести принципиально новое качество посредством диалогового взаимодействия собственного института образования с разнообразными инновационными гранями динамично меняющейся социальной реальности. Подобное диалоговое взаимодействие позволит рассматривать институт образования как способ осуществления и реализации общественного прогресса под углом зрения его ведущей роли по преодолению устоявшегося его видения как формально действующей структуры. Институт образования призван стать сегодня всеобще значимой необходимостью, стилем жизни всего общества, новой формой его развития. Концептуальное переосмысление предназначения образования как качественно меняющегося социального явления может явиться одним из рычагов выхода из кризиса современного общества»[11].

Таким образом, интеграционные процессы, охватывающие институт образования, его структуру, формы и содержание, обеспечивают, в рамках Болонского процесса и других международных процессов, успешное «вхождение» России в европейское и мировое образовательное пространство, что стимулирует увеличение открытости образовательной среды с одной стороны, и повышает статус российского государства, с другой. Сопоставимость образовательных структур разных стран, достижимая во многом благодаря многоуровневой подготовке специалиста, способствует обеспечению конвертируемости российских дипломов за рубежом, увеличению академической мобильности студентов и преподавателей, что стимулирует прагматический интерес личности к будущему социальному успеху, материальную заинтересованность.

Список литературы

1. Об образовании: федер. закон Рос. Федерации от 13 января 1996 г. (новая редакция) // Рос. газ. 1996. 13 января.

2. Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://mon.gov.ru/

3. Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://mon.gov.ru/

4. Постановление Комитета по высшей школе №13 от 13.03.92. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».

5. Малькова З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. 1999. №5. С. 103-110.

6. Федотова Н.Н. Глобализация в образовании: Болонский процесс // Вестник Российского философского общества. 2004. №2. С.23.

7. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, 19 июня 1999г.) // Касевич В.Б. [и др.]. Болонский процесс. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С.65-69.

8. Динес В.А. Новые перспективы развития российской высшей школы // Власть. 2005. №9. С.65.

9. Касевич В.Б. [и др.]. Инновационные процессы в образовании:

Основные материалы Болонского процесса. СПб.: Изд-во Санкт-

Петербургского университета, 2006. С.102.

10. Косов Ю.В. Методологические основы компетентностного подхода // Материалы научно-методической конференции СЗАГС «Современное образование: опыт, проблемы, качество». СПб: Изд-во СЗАГС. 2009. С.19-20.

11. Колесников В.А. От нового взгляда на образование к инновационному развитию общества // Качество образования. 2010. №4

V.I.Ivanova, T.P.Veys

STATE’S ROLE IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ MODERNIZATION

State as a factor of higher education institutions modernization in present-day Russia is considered.

Key words: state, Bologna process, education institutions, modernization.

Получено15.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.