Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности деятельности местной политической элиты: к проблеме измерения'

Критерии оценки эффективности деятельности местной политической элиты: к проблеме измерения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1317
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова В. И., Лаврикова А. А.

Рассматриваются особенности методологии, методики и процедуры изучения эффективности деятельности местной политической элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванова В. И., Лаврикова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ESTIMATION OF EFFICIENCY OF LOCAL POLITICAL ELITE: TO THE ISSUE OF MEASUREMENT

The article considers peculiarities of methodology and measurement procedures of local political elite efficiency.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности деятельности местной политической элиты: к проблеме измерения»

5. Колесников В. А. От нового взгляда на образование к инновационному развитию общества // Качество образования. 2010. № 4.

V.I. Ivanova

EDUCATIONAL STATE POLICY AS AN INDICATOR OF EFFICIENCY FOR POLITICAL MODERNIZATION IN MODERN RUSSIA

The article considers the efficiency of political modernization in modern Russia through state policy in the sphere of education.

Кy words: state educational policy, principles of state educational policy, institution of education, modernization.

Получено 12.04.2012

УДК 316.3:316.75

В.И. Иванова, д-р пед. наук, проф., зав. каф., (4872) 35-37-79, kafedralip@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

А.А. Лаврикова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, elav@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Рассматриваются особенности методологии, методики и процедуры изучения эффективности деятельности местной политической элиты.

Ключевые слова: политическая элита, элитные группы, эффективность политической деятельности.

Основные характеристики и тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов, начавшихся в 90-е гг. ХХ в. В процессе пост-коммунистического перехода к демократии Россия столкнулась с рядом проблем: экономическим спадом, высокими социальными издержками преобразований, олигархической формой собственности, распространением коррупции, нестабильностью демократических институтов и т.д. Вместе с тем особенности ее политического развития были связаны не столько с самой ситуацией трансформации политического режима, сколько с построением новой государственности и сложносоставными конфликтами, сопровождавшими этот процесс.

Существенная роль в процессе посткоммунистической трансформации России принадлежала политической элите, изменение ценностных ориентаций представителей которой существенно опережало аналогичные процессы в массовой среде. Исходя из этого адаптивность политической

275

системы повышалась/понижалась в зависимости от того, в какой мере создание новых политических институтов/модификация функционирования прежних структур опирались на неформальную культуру массовых групп. Кроме того, трансформация политической системы постсоветской России проходила в сложных социокультурных условиях, так как традиционные компоненты ценностной системы, сложившиеся типы политического сознания, доминирующие стратегии политического поведения в определенной мере препятствовали усвоению демократических норм и укоренению демократических институтов.

Результативность трансформационного процесса во многом зависит от качества политических элит, оказывающих целенаправленное и институционализированное воздействие на развитие социума. Деятельность элит образует содержание инновационно-реформаторского потенциала общества. При этом необходимо учитывать, что становление политической элиты в условиях демократического перехода сопряжено с проблемами внутренней (преодоление раскола в элитных группах) и внешней (снижение интегративных способностей по отношению к разобщенному обществу) деконсолидации.

Формирующееся в России институциональное пространство не может рассматриваться только в формально-правовом аспекте без учета доминирующей в нем субъективно-ценностной составляющей. Анализ функционирования политических элит с указанных позиций представляется особенно актуальным в условиях российского общества, характеризующегося доминированием подданнической субкультуры, что существенно ограничивает возможности внеэлитных слоев оказывать влияние на процесс принятия политических решений.

Становление региональных политических режимов в постсоветской России происходило на фоне строительства федерации, поэтому смена децентрализации в отношениях между субъектами федерации и федеральным центром институциональным оформлением принципов централизации государственной системы управления является базовым фактором, определившим специфику и динамику эволюции ценностных предпочтений региональных элит. Если в условиях децентрализации и деидеологизации региональные элиты в большей степени были ориентированы на «локальность» (повседневные интересы региона), то этап централизации повлек за собой формирование эффекта «атрибутивной лояльности» в отношении усиливающегося федерального центра. Выражением этого эффекта выступает несоответствие между готовностью властной элиты поддержать реформы и несформированностью установки на их практическое воплощение.

Наличие существенных противоречий в ценностных ориентациях и установках представителей региональной элиты не только препятствует внутриэлитному консенсусу как по горизонтали (внутри элитной группы),

так и по вертикали (между элитными группами федерального и регионального уровней), но и детерминирует ценностное размежевание элитных и массовых групп.

Обозначенная проблема предопределила необходимость проведения социально-политического исследования «Особенности ценностных ориентаций и интеграционных возможностей региональных элит» в рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-1.2.1102-015) на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета.

В основе исследования положены выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на изучении процессов трансформации политической системы общества. Анализ базировался на совокупности методов, приемов, принципов, применяемых в политической и смежной с ней науках, прежде всего политической истории, политической философии, политической социологии, политической психологии.

Теоретическую основу исследования составляют труды и научные положения отечественных и зарубежных ученых, выраженные в теориях: политических систем; политической культуры; социальных изменений; политических изменений; модернизации; институциональных изменений; трансформации; демократии; демократического транзита; демократической консолидации. Методологическую основу исследования образуют использованные во взаимосвязи неоинституциональный, структурнофункциональный, бихевиоралистский, социетально-деятельностный подходы, методы сравнительного и системного анализа.

В качестве теоретического объекта были определены ценностные типы региональных элит. Предметом исследования выступали ценностные ориентации региональной элиты Тульской области. Исследовательский коллектив ставил своей целью изучение системы когнитивных, нормативных, интерперсональных и стилистических установок элитных групп Тульского региона для выработки рекомендаций локальным политическим акторам, направленных на оптимизацию идеологической и социализаци-онной функций, выстраивания конструктивного диалога между различными участниками политического процесса.

Реализация поставленной цели предполагала решение ряда задач: определить отношение региональных элит к политическому и экономическому опыту страны (в ретроспективном, актуальном и футурологическом аспектах); охарактеризовать нормативные представления региональных элит относительно политической и социально-экономической систем, сло-

жившихся в посткоммунистической России; проанализировать направленность локуса социальной ответственности (интернальная, экстернальная, неопределенная); выявить характер оценки региональными элитами качества различных сегментов элитных групп (советской номенклатуры, постсоветских элит и т.д.).

Логический анализ объекта и предмета исследования, осуществляемый посредством операционализации основных понятий (табл. 1-2) [1, с. 349], позволил выделить эмпирические индикаторы для выявления эффективности функционирования региональных политических элит.

На трансформацию ценностной системы российского общества существенное влияние оказали следующие факторы: системоцентризм в отношениях власти и общества; мобилизационный тип развития; синкретизм власти и неправовой характер управления; преобладание неформальных институтов над формальными структурами - в политической сфере; расколотый, промежуточный тип цивилизации; патернализм; низкий уровень реципрокности в отношениях государства и граждан; нерасчлененность власти и собственности - в социально-экономической сфере; противоборство традиционной и либеральной ценностных систем, дуалистичность сознания, многослойность, гетерогенность политической культуры - в духовной сфере.

В систему факторов, оказывающих влияние на специфику ценностных ориентаций региональных элит, были включены следующие:

-разрыв между культурным потенциалом элиты и темпами развития «культуры участия» населения;

-сужение сферы влияния традиционных форм политической коммуникации между элитой и массами;

-слабая корреляция между динамикой институционального развития и переменами в индивидуальном сознании, между иерархическими институтами и формами взаимодействия политических субъектов;

-размытые параметры идейно-ценностной идентичности элитных и массовых групп;

-низкий уровень рефлексии группового интереса в массовых слоях при значительном уровне артикуляции интересов элитных групп, определяющих приоритеты развития.

Таблица 1

Структурная операционализация в системе объекта

Показа- тель Переменная Индикатор

Ценностное сознание личности Иерархия надындивидуальных ценностей Актуализированные надындивидуальные ценности

Иерархия статусно-ролевых ценностей Актуализированные статусноролевые ценности

Иерархия личностных (персональных) ценностей Актуализированные личностные (персональные) ценностей

Ценностная система общества Степень гетерогенности Высокая/средняя/низкая

Степень диссонансности Высокая/средняя/низкая

Степень конфликтогенности Высокая/средняя/низкая

Структурированность ценностей Соотношение ядра, структурного резерва, периферии

Динамичность изменений Высокая/средняя/низкая

Ценностные типы Соотношение индивидуалистских и коллективистских (ком-мунитарных) ценностей Модернизация/традиционализация

Соотношение стратегий, ориентированных на самореализацию и выживание Либерализация/делиберализация

Соотношение витальных и смысложизненных ценностей Материализа- ция/постматериализация

Соотношение терминальных и инструментальных ценностей Рационализа- ция/иррационализация

Таблица 2

Структурная операционализация в системе предмета

Тип политических ориентаций Переменная Индикаторы

Когнитивные Отношение к прошлому опыту страны Негативное в целом

Позитивное в целом

Негативное к политическому опыту, но позитивное к социально-экономическому

Негативное к социально-экономическому опыту, но позитивное к политическому

Оконч. табл. 2

Тип политических ориентаций Переменная Индикаторы

Отношение к настоящей ситуации в стране Аналогичные предыдущим

Прогнозный образ будущего страны Развитие демократии/авторитаризма

Становление правового общества/ криминализация

Обретение мирового авторитета/утрата национального суверенитета

Экономическое процветание/экономическое прозябание

Решение национальных проблем/повышенная конфликтогенность

Нормативные Желаемый образ будущего страны Рыночное саморегулирование/государственное регулирование экономики/смешанная экономика/социально-ориентированная экономика

Сильное централизованное государство/ федерация/конфедерация

Государство, активно отстаивающее свои геополитические интересы/внешняя политика на принципах взаимовыгодного партнерства

Причины трудностей переживаемых страной Качество экономической элиты

Качество политической элиты

Качество политического режима

Представления об оптимальной экономической системе «Рыночные»/ «государственнические» ориентации

Представления об оптимальной системе социального обеспечения Аналогичные предыдущим

Представления об акторах ответственных за социальные проблемы страны Локус ответственности: интернальный/ экстер-нальный/неопределенный

Интерперсональные Представления о качествах прежней элиты Позитивные/негативные/неоднозначные

Стилистические Представления о качествах новой элиты Аналогичные предыдущим

В качестве основного метода сбора данных выбран экспертный опрос - опрос специалистов, нацеленный на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов.

Проведение экспертного опроса осуществлялось посредством полу-формализованного интервью. Исходя из имеющегося опыта проведения исследований по данной проблематике техника экспертного опроса предполагает доминирование в инструментарии закрытых вопросов, предна-

значенных для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов. Данный вид интервью отличают: высокая степень формализации опросника; высокая степень директивности стратегий интервьирования; максимальная унификация параметров интервью внутри конкретного исследования.

Процедура экспертного опроса предполагала следующую последовательность действий: указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; формулировка каждого проблемного вопроса; оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; дополнительные замечания, комментарии, предложения.

Эмпирическим объектом исследования выступали представители политического, экономического, социокультурного сегментов элитного сообщества Тульского региона. Что обусловило применение многоступенчатой выборки, построенной с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем.

На первом этапе использована вероятностная (гнездовая) выборка. Единицы отбора первой ступени (первичные единицы) - сегменты региональной элиты (политический, кономический, социокультурный). Единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) определены по иерархии внутренней структуры. Так, внутри экономической элиты предполагается изучение мнений представителей высокодоходных, среднедоходных и низкодоходных групп. Политическая элита структурирована принадлежностью кос-новным политическим институтам (органы законодательной, исполнительной, судебной власти, политические партии и параконституционные институты). Социокультурная элита дифференцирована следующим критерием -характер деятельности. На третьем уровне главным критерием отбора является принадлежность к руководящему составу. Единицы наблюдения отбираются при помощи метода «снежного кома» (snowball sampling) — разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных, в силу закрытости элит.

Объем выборочной совокупности составил 76 человек.

В экспертное сообщество вошли представители политической (21 человек), экономической (31 человек), социокультурной (24 человека) сфер, работающие как в государственном (50,7 %), так и в частном (49,3 %) секторах. В процессе исследования были опрошены руководители структурных подразделений исполнительных органов власти, депутаты представительных органов власти различного уровня, судьи, руководящее

звено региональных отделений политических партий (политическая элита); руководящий состав коммерческих организаций и профессиональных ассоциаций (экономическая элита); творческая интеллигенция, руководство учреждений системы образования, здравоохранения и социального обеспечения (социокультурная элита).

По гендерному признаки участники опроса распределились достаточно равномерно: 56,6 % - мужчины, 43,4 % - женщины. Наибольшее число экспертов составили респонденты в возрасте от 31 до 40 лет (32,9 %), 28,9 % принадлежат когорте «41-50 лет», 11,8 % - «18-30 лет» и 6,6 % -«61 год и более». В исследовании приняли участие преимущественно граждане среднего достатка (78,9 %). Однако, следует отметить, что инструментарий был составлен таким образом, что уровень дохода респондентов определялся посредством самооценки.

Поскольку техника исследования предполагала применение преимущественно закрытых вопросов на этапе обработки данных были получены следующие результаты: таблицы общего распределения по всем интересующим переменным; таблицы сопряженности по таким социальнодемографическим, экономическим и политическим параметрам, как пол, возраст, уровень дохода, сфера деятельности, сектор деятельности, идеологические предпочтения; корреляционные зависимости; графическая интерпретация данных (посторенние графиков, диаграмм по ключевым зависимостям); танскрипт ответов респондентов на полузакрытые вопросы.

Система анализа ценностных ориентаций региональных элит, базировавшаяся на типологии политических установок, разработанной Р.

Патнэмом, позволила определить тип ценностной системы элиты Тульского региона как «переходный» с элементами «советского». Отрицание опыта советской России преимущественно в области регулирования социально-экономических отношений и режимных характеристик сочетается с негативным восприятием современного состояния государства и общества и оптимистичным когнитивным профилем будущего страны. В качестве благоприятного варианта социально-экономического устройства России определена смешанная экономика с системой социального патроната населения со стороны государства. Стилистические установки представителей элитных групп, соответствующие инновационному типу управленца диссонируют с преимущественно экстернальным локусом социальной ответственности. Вместе с тем, присутствуют ценностно-дифференцированные мнения, и по ряду переменных («представления об оптимальной форме государственного устройства», «представления об оптимальной внешнеполитической стратегии России») невозможно определить доминирующую позицию, что характерно также для «расколотого» типа.

Можно сделать вывод о трансформации ценностной системы региональных элит от «советского типа» (характерными признаками которого

являются государственническая ориентация, патернализм, централизм, державность, экстернальный локус социальной ответственности) к «переходному» (доминирование таких социальных ориентаций как управляемый рынок, система адресной социальной поддержки, относительная децентрализация государственного устройства, партнерства во внешней политике, экстернальный локус социальной ответственности). При этом процесс изменения ценностных ориентаций не завершен, что усиливает гибридность, неоднородность и противоречивость ценностных ориентаций региональных элит.

Обозначенный переход способствует консенсусу элитных групп по вертикали (между федеральным и региональным уровнями), вместе с тем, незавершенность данного процесса ограничивает их консолидационный потенциал, детерминирует размытость, неопределенность и конфликто-генность ценностных систем массовых слоев населения.

Таким образом, гипотеза - региональный срез исследования ценностных приоритетов властной элиты современной России демонстрирует то, что, несмотря на наличие постсоветского опыта и относительную ди-станцированность от советских идеологем, по своему профессиональному становлению, ментальности, методам управленческой деятельности современная элита во многом схожа с прежней советской региональной элитой. Это обстоятельство обусловлено тем, что в процессе потскоммунистиче-ской трансформации России не была создана ценностная основа, опираясь на которую в классических моделях демократического транзита происходила модификация позиций элит, традиционно присутствующих на политическом рынке и нетрадиционных, появившихся в связи с новыми запросами населения. Вместе с тем, несмотря на незавершенность процесса формирования ценностных типов региональных элит, одной из базовых тенденций, определяющих перспективы их развития, является увеличение доли носителей «переходного» ценностного сознания - частично подтверждена в процессе исследования. Однако, намеченные цели проекта требуют проведения комплекса качественных и количественных исследований в режиме мониторинга.

Список литературы

1. Бродовская Е.В. Взаимовлияние трансформации и эволюции ценностной системы современного российского общества: монография / под ред. д-ра полит. наук, проф. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.

С. 349.

V.I. Ivanova, А.А. Lavrikova

CRITERIA FOR ESTIMATION OF EFFICIENCY OF LOCAL POLITICAL ELITE: TO THE ISSUE OF MEASUREMENT

The article considers peculiarities of methodology and measurement procedures of local political elite efficiency.

Кy words: political elite, elite groups, efficiency of political activities.

Получено 12.04.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 321

А.М. Саввин, канд. полит. наук, доц., зав. каф.,

(4872) 71-69-02, aleks-savvin@yandex.ru

(Россия, Тула, Институт Законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, РЕГИОНАЛИЗАЦИИ И ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ

Анализируются основные подходы к исследованию процессов децентрализации, регионализации и федерализации современного государства.

Ключевые слова: регион, регионализация, федерализация, децентрализация, федерализм.

В начале 2012 года Президентом Д. А. Медведевым внесен проект федерального закона «О внесении изменений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающего выборы высшего должностного лица субъекта РФ на основе прямого избирательного права. Месяцем ранее на заседании Государственного совета им высказывались предположения о возможном создании дифференцированных правовых, налоговых и инвестиционных режимов в отдельных регионах, изменении механизма консолидации средств в рамках федеральных субвенций и в целом совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это вновь вызывает увеличение исследовательского интереса к проблемам российского регионализма и федерализма, которые, казалось, были уже вытеснены из политического дискурса [1, с. 125].

Несмотря на большое количество публикаций, так или иначе связанных с региональной тематикой, общая картина формирования и развития данных явлений не вполне ясна. Кроме многомерности и внутренней сложности регионализма как явления, это связано с отсутствием адекват-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.