Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере лизинга'

Государственная политика в сфере лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / LEASING SERVICES MARKET / ECONOMY STRUCTURE / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красева Татьяна Анатольевна

Рассматривается состояние рынка лизинговых услуг, его влияние на изменение структуры экономики и внешнеэкономических связей, воздействие государства на развитие лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNMENT POLICY OF THE LEASING SERVICES MARKET

The state of the leasing services market, its influence upon the change in the economy structure and foreign economic ties, the government impact upon the development of the leasing services are considered.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере лизинга»

УДК 658

Т. А. Красева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЛИЗИНГА

Рассматривается состояние рынка лизинговых услуг, его влияние на изменение структуры экономики и внешнеэкономических связей, воздействие государства на развитие лизинга.

Ключевые слова: рынок лизинговых услуг, структура экономики, государственная политика.

В экономических системах рынок выступает как инструмент оптимального распределения ресурсов.

Финансовый рынок, являющийся основным поставщиком инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, и рынок лизинговых услуг как его сегмент, выполняют функцию финансового обеспечения экономического развития и решения многочисленных социально-экономических проблем.

Доля лизинга в инвестициях в основной капитал в России в 2011 году составила 7,7 %, тогда как в развитых странах она достигает 17-20 % [2, с. 1].

В отечественной обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях внутренние ресурсы для технического переоснащения производства, финансирования разработок и применения новых технологий, внедрения инноваций, крайне малы. Дефицит средств производства серьёзно сужает возможности прогрессивного преобразования структуры производства и экономического роста.

Последствием недостаточного объёма инвестиций является увеличение износа основных фондов. Вследствие быстрого морального старения средств производства в некоторых отраслях требуется их постоянная модернизация, а также обновление самих средств производства, предназначенных для их изготовления. Дальнейшее обострение технико-технологических, экологических и других проблем настоятельно требует дальнейшего развития лизинговой деятельности, что, несомненно, окажет положительное воздействие на развитие многих отраслей экономики, рыночной инфраструктуры и рынка в целом.

Характерной чертой первоначального периода развития лизинга в России была узость, поскольку количество лизинговых сделок было ограничено, законодательство недостаточно отработано, а инфраструктура неразвита. С течением времени формирование и использование лизинга стали носить системный характер, лизинговые отношения приобрели комплексность. Современная система организации лизинговой деятельности имеет определённую структуру и включает множество функций, число которых расширяется: приобретение нового имущества через лизинг ввиду ограниченности финансовых ресурсов, стимулирование сбыта продукции и др. Теперь лизинговая деятельность охватывает почти все сферы хозяйственной жизни.

Содержательная сторона лизинговой деятельности, как и любого другого вида предпринимательской деятельности, состоит в завоевании и удержании

конкурентных преимуществ, поэтому государственный лизинг в аграрной сфере, авиации развивается с целью повышения конкурентоспособности не только этих отраслей экономики, но и хозяйственной системы в целом.

С одной стороны, лизинговая отрасль, встроенная в рыночную систему, формируется с учётом финансового потенциала субъектов рынка, их уровня доходности, рыночных цен, а с другой, — лизинг, выступая инвестиционным ресурсом, сам является активным инструментом воздействия на деятельность участников рынка.

Состояние макроэкономической ситуации и возможности государства оказывают значительное влияние на уровень развития, результативность и качество функционирования рынка лизинговых услуг.

Как правило, усиление государственного воздействия на хозяйственную деятельность обусловлено функциональными недостатками рыночного механизма. Однако, такое усиление неизбежно и в случае возникновения настоятельной потребности в коренной модернизации производительных сил общества, оптимизации отраслевой структуры экономики, преодолении кризисных ситуаций.

В условиях экономического кризиса наблюдается положительный эффект воздействия лизинга на экономику. Увеличение числа лизинговых сделок и расширение их масштабов в структурообразующих отраслях (добывающей, энергетической, сталелитейной, транспортной) способствуют развитию этих отраслей и преодолению сложившихся диспропорций в национальном хозяйстве.

Использование техники, оборудования, полученных в лизинг, позволяет увеличить предложение самых разнообразных товаров услуг. Доступность лизинга, по сравнению с другими способами приобретения необходимых средств труда, вызывает рост спроса на них, что приводит к цепной реакции роста спроса на продукцию многих производственных и инфраструктурных отраслей (имеет место эффект мультиплицирующего воздействия). Одновременно происходит увеличение спроса на рабочую силу, прежде всего квалифицированную, рост занятости.

Таким образом, экономический эффект, получаемый от лизинговой деятельности, прямо или косвенно может оказывать влияние на развитие экономики. В первом случае увеличиваются фактические налоговые поступления от продажи товаров и услуг в бюджеты всех уровней; во втором — сохраняются старые и создаются новые рабочие места, конкурентоспособные производства и товары, развиваются каналы сбыта продукции, преодолевается сырьевая направленность национального экспорта.

В течение длительного времени шли дискуссии не только об улучшении сложившейся практики в лизинговой деятельности, но и о принципиальном реформировании подходов к развитию лизинговой отрасли. Продолжается усовершенствование законодательной базы развития лизинга. Концептуальными нововведениями являются: внедрение в законодательство понятия повторного (вторичного) лизинга; включение в число лизингополучателей некоммерческих организаций и физических лиц; расширение круга сделок, связанных с приоб-

ретением фирмой-лизингодателем предмета лизинга и одновременным включением в него договоров подряда в отношении имущества, которое ещё не построено, в результате чего лизинговые компании получат возможность самостоятельно построить объект и далее передать его в лизинг и др.

Усовершенствование действующего законодательства в сфере лизинга (закрепление внесудебного порядка изъятия имущества, находящегося в аренде, расширение способов защиты прав лизингодателей и третьих лиц при нарушении обязательств лизингополучателями и др.) будет, по замыслу, способствовать привлечению на рынок новых экономических агентов, усилению конкуренции, удешевлению лизинговых услуг.

Цены на технику, приобретаемую по лизингу, выше цен приобретения по другим каналам, а доля машин, полученных по финансовой аренде, у сельскохозяйственных товаропроизводителей, невысока, что говорит о непривлекательности федеральной программы. Во многом это объясняется низкой покупательной способностью основной части сельскохозяйственных производителей, что сдерживает развитие рынка лизинговых услуг для аграрной сферы.

До сих пор существуют ценовые диспропорции, сложившиеся между секторами экономики (промышленность и сельское хозяйство), между регионами страны. По мнению Р. Кучукова, «...государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой — это сложный механизм, включающий разнообразный инструментарий, влияющий на структуру сельскохозяйственного производства, финансово-кредитную систему.». Осуществляя различные мероприятия и программы, государство оказывает воздействие на деятельность фермерских хозяйств. Поддержка определённого уровня цен, обеспечивающих стабильность доходов сельскохозяйственных производителей, является основным направлением государственного регулирования аграрного сектора. Цена выступает не объектом, а средством государственного регулирования. Применяемая система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги [4, с. 92].

Во многом тенденции формирования этих рынков определяются экономической политикой государства в аграрной сфере и развитием рынка сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Государственные программы лизинга сельскохозяйственной техники замедляют формирование дистрибьюторской сети предприятий-изготовителей, снижают их конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными поставщиками. Кроме того, ограниченность номенклатуры объектов, предоставляемых по государственному лизингу, снижает стимулирующий эффект государственного регулирования.

В России основной поток инвестиций направлен в добывающие отрасли и производство металлов, данная тенденция определяет будущую структуру экономики и её сырьевую специализацию на мировом рынке, зависимость от мировых цен на энергетическое сырье.

В настоящее время, когда инновационная деятельность выступает определяющим фактором развития всей экономической системы, следует развивать лизинг и в этой сфере.

По мнению Зотова Д. А., активное развитие государственных лизинговых компаний привело к росту в структуре рынка сегментов лизинга подвижного состава и воздушных судов, в то время как традиционные сегменты работы частных лизинговых компаний — лизинг автотранспорта и оборудования — сократились в 4,5 и 3 раза соответственно. Для государственных лизинговых компаний кризисные годы открыли новые возможности: их доля в объёме нового бизнеса выросла с 37,6 % в 2009 году до 60,4 % в 2011 году, в то время как многие частные компании сворачивали свою деятельность.

Успешность государственных компаний в кризисный и посткризисный период объясняется, прежде всего, неограниченной ресурсной базой в лице материнской компании, а также возможностью использования административного ресурса при работе с наиболее финансово устойчивыми и платёжеспособными клиентами высшего кредитного рейтинга [2, с. 1].

Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. в труде «Финансовые институты, рынки и деньги» отмечают, что благодаря рынку капитала эффективность функционирования экономики повышается, за счёт аллокационной, информационной и операционной эффективности.

Применительно к рынку лизинговых услуг, аллокационная эффективность предполагает выбор лизинговой компанией проектов лизинговых сделок, позволяющих получить, при прочих равных условиях, наивысший доход при предельно допустимым риске, для лизингополучателя — при выборе вариантов приобретения имущества (за собственные средства, кредит или лизинг), обеспечивающих большую экономическую прибыль.

Информационная эффективность способствует повышению аллокационной эффективности, поскольку помогает субъектам рыночных отношений получать сведения, необходимые для правильного выбора направлений инвестирования и принятия решений по организации бизнеса.

Наконец, операционная эффективность обусловлена минимизацией издержек, связанных с осуществлением операций на данном рынке. В случае, «. если издержки проведения операций высоки, то число совершаемых сделок будет небольшим и многие высокодоходные проекты останутся только на бумаге...», это «.будет означать, что не произойдёт роста занятости населения и увеличения объёмов выпуска продукции. В результате проиграет все общество...» [3, с. 64].

В большинстве отраслей российской экономики, в отличие от экспортноориентированных отраслей, работающих на внутренний рынок, инвестиционный климат является недостаточно благоприятным, поскольку существующие инвестиционные риски не смягчаются высокой прибылью. Разрыв в прибыльности между этими отраслями, по мнению А. С. Булатова «. могла бы быть повышена через уменьшение инвестиционных рисков, например, путём осуществления в них инвестиционных программ с участием государства. однако для этого требуется структурная (промышленная) политика.» [1, с. 41].

Характерной чертой развития современной экономики является активизации внешнеэкономических связей, выступающих как важная предпосылка роста эффективности общественного производства, повышения его технического

уровня. Международный лизинг позволяет преодолеть некоторое отставание в развитии некоторых традиционных для нашего хозяйства отраслей и видов производств (сельское хозяйство, пищевая промышленность, лесопереработка и др.)

Представляется целесообразным сосредоточить усилия на использовании возможностей поставок по международному лизингу оборудования для повышения технического уровня отечественного машиностроения, что позволит более полно удовлетворить потребности в специализированных и высококачественных товарах. В свою очередь, формирование сильной экспортной базы машиностроительной промышленности позволит повысить в экспорте долю продукции машиностроения и улучшить структуру внешнеэкономических связей.

В современной торговой практике развитых стран лизинг выступает как средство стимулирования экспорта, как форма торговли, объектами которой чаще всего являются инвестиционные товары, а в последнее время — не только комплекты промышленного оборудования, но и готовые промышленные объекты (так называемые «объекты под ключ»). Многообразие проверенных практикой лизинговых операций, широкие финансовые возможности крупных специализированных компаний позволяют увеличить экспортный потенциал фирм-производителей, содействовать продвижению их товаров на зарубежные рынки, рационально распределять финансовые ресурсы кредиторов, ответственность и риски между участниками.

В отдельных случаях лизинг оказывается более эффективным по сравнению с традиционными формами инвестиционной деятельности, применяемыми в международной торговой и кредитно-банковской деятельности, поскольку позволяет уменьшить стоимость инвестиционных проектов, а при предоставлении гарантий, залогового обеспечения инвестиционных проектов — снизить риск невозврата вложенных денежных средств.

Наибольшее распространение в России получил так называемый импортный лизинг, при котором зарубежные фирмы-лизингодатели, получив кредиты от своих инвесторов, приобретают необходимое российским лизингополучателям оборудование у своих фирм-производителей, затем передают его на условиях долгосрочной аренды под гарантии российского правительства или крупных отечественных банков. Страхование договоров осуществляется лизингополучателями в отечественных страховых компаниях с перестрахованием в зарубежных. Наконец, российская фирма-лизингодатель заключает с конечным пользователем-лизингополучателем договор субаренды.

Изучение показало, в предпринимательской практике используются разнообразные варианты организации финансовой аренды, и рынок лизинговых услуг в России развивается, однако он носит неоптимальный, несбалансированный характер, а структура его недостаточно несовершенна.

В процессе становления и развития рынка лизинговых услуг основная функция государства заключается в создании надежной законодательной и нормативно-правовой базы, которая должна быть направлена на закрепление прав всех участников лизинговой сделки. При этом важно установить оптимальный баланс прав, при котором, с одной стороны, система лизинга как свое-

образной формы инвестиционной деятельности была бы надежной и наименее рискованной, с тем, чтобы лизингодатели были заинтересованы в ее реализации, с другой, — доступной и привлекательной для лизингополучателей.

В развитых странах государство оказывало и оказывает значительное содействие субъектам лизинговой деятельности, особенно в период ее формирования, в нашей стране эта помощь крайне недостаточна, поэтому государство должно активным участником рынка лизинговых услуг.

Стратегическая политика в сфере лизинга должна взаимно увязываться с промышленной и инвестиционной политикой, проводимой в рамках национальной экономики. Концепция, положенная в основу стратегии развития лизингового бизнеса в России, должна основываться на системе организационных мер, способствующих обновлению основных фондов отраслей промышленности и сельского хозяйства, следовательно, увеличению производства высококачественных товаров, развитию предпринимательства, росту занятости населения, увеличению доходов участников лизинговой сделки, налоговых поступлений в бюджет, и, в целом, — решении общенациональной задачи экономического роста.

Литература

1. Булатов А. С. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит, 2003. № 4. С. 38-46.

2. Зотов Д. А. Влияние финансового кризиса на рынок лизинга: угрозы и возможности? 12.09.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: All-Leasing.Ru.

3. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л, Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги // Д. С. Кидуэлл, Р. Л. Петерсон, Д. У. Блэкуэлл. СПб.: Изд-во Питер, 2000. 752 с.

4. Кучуков Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // Экономист, 2002. № 11. С. 91-94.

T. A. Kraseva

THE GOVERNMENT POLICY OF THE LEASING SERVICES MARKET

The state of the leasing services market, its influence upon the change in the economy structure and foreign economic ties, the government impact upon the development of the leasing services are considered.

Keywords: leasing services market, economy structure, government policy.

Красева Татьяна Анатольевна —доцент кафедры экономики и управления на предприятии ФГБОУ ВПО ПсковГУ, канд.экон. наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.