Научная статья на тему 'Государственная политика в области правового воспитания: понятие, содержание, особенности'

Государственная политика в области правового воспитания: понятие, содержание, особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минина А. А.

В статье анализируются понятие, содержание и особенности государственной политики в области правового воспитания. Автор приходит к выводу о том, что государственная политика в области правового воспитания находится на стадии институционализации и требует серьёзного научного осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области правового воспитания: понятие, содержание, особенности»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

УДК 340.12

А.А. Минина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ

В статье анализируются понятие, содержание и особенности государственной политики в области правового воспитания. Автор приходит к выводу о том, что государственная политика в области правового воспитания находится на стадии институционализации и требует серьёзного научного осмысления.

Ключевые слова: право, государственная политика в области правового воспитания, правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание.

Право играет особую роль в жизни общества и выступает единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных. Гарантом обеспечения прав отдельных членов общества является закон. Однако, недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона, которой невозможно добиться без обеспечения высокого уровня правовой культуры и правового сознания как российского общества в целом, так и его отдельных членов. Средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства является правовое воспитание.

В настоящее время правового воспитания переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития, который связан трансформацией всех сфер жизнедеятельности общества. Модернизация образования и правовые реформы в российском государстве, предполагающие расширение правового информирования общества и социально-правовой активности, на фоне когда правовой нигилизм стал особенностью правового сознания российских граждан, обусловили необходимость формирования новой системы управления правовоспитательным процессом и потребовали от государства целенаправленных усилий по его противодействию, усилению влияния правовой идеологии и психологии на юридическое значимое поведении людей. Результатом таких усилий стала новая государственная политика в области правового воспитания, документальным воплощением которой стали принятые 4 мая 2011 года Президентом Российской Федерации Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Основы), положившие начало процессу институционализации государственной политики в области правового воспитания.

Государственная политика в области правового воспитания является составной частью социальной политики России и предназначается для регулирования общественных отношений по правовому воспитанию (отношения между субъектами и объектами правового воспитания по поводу повышения уровня правовой культуры и правового сознания и властные отношения по поводу управления правовоспитетельным процессом). При этом, несмотря на то, что сегодня в России не существует базового нормативно-правового акта, регулирующего указанные отношения, рамки проникновения юридических начал в указанную сферу заданы Основами, которые предполагают внесение изменений в целый ряд нормативных актов и принятие целого ряда

© Минина А.А., 2012.

59

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

нормативных актов. В целом анализ Основ позволяет определить правовой статус государственной политики в области правового воспитания: правовое регулирование отношения по правовому воспитанию осуществляется как на федеральном уроне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, так как в Основах заложена необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы находящиеся согласно Конституции Российской Федерации (статья 72, часть 1) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а именно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт «б»), образования (пункт «е»), социальной защиты (пункт «ж»), адвокатуры (пункт «л»). При этом в федеральном законодательстве должны быть определены круг субъектов этой деятельности и полномочия государственных органов, ответственных за руководство ею; одновременно необходимо сформулировать в этой части задачи, уточнить компетенцию, полномочия учреждений культуры, органов образования всех видов и ступеней, по делам молодёжи, других участников. Определённые шаги в направлении реализации государственной политики в области правового воспитания уже делаются. Так, принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи».

Государственная политика в области правового воспитания - это совокупность руководящих идей, которые определяют содержание деятельности субъектов правового воспитание по повышению уровня правового сознания и правовой культуры. Нормативно-правые акты закрепляющие полномочия субъектов правового воспитания в указанной сфере являются инструментов государственной политики в области правового воспитания.

Роль государственной политики в области правового воспитания определяется ролью правового воспитания в системе функционирования политических и социальных институтов современного общества, которое призвано наладить взаимоотношения между ними. Кроме того, правового воспитания является мощных рычагом в профилактике преступности и других негативных явлений в обществе. Между тем, предметом правового воспитания выступают неразвитые элементы правового сознания и правовой культуры. В этой связи следует согласиться с А.С. Бондаревым, который указывает, что правовое воспитание непосредственно направлено на устранение пробелов в правовых знаниях, дефектов правовых убеждений, правовых установок, правовых умений и навыков, правового поведения. Они (правовые знания, правовые убеждения и т.д.), по его мнению, должны быть доведены до уровня высокой правовой культуры современной личности [1, с. 17].

Элементный состав государственной политики в области правового воспитания обусловлен элементным составом правового воспитания. При этом, в качестве необходимых элементов правового воспитания выступают: субъект, объект, содержание и форма.

Объектом правового воспитания могут выступать и личность, и социальная группа, и общество в целом [1, с. 16]. Выбор формы и методов правового воспитания зависит от социальных, демографических, психологических и нравственных особенностей объекта правового воспитания, а также от особенностей его правового статуса. Исследование указанных особенностей позволяет определить познавательные потребности в правовой сфере и особенности правового сознания.

В систему субъектов правового воспитания входит множество различных по своей внутренней структуре и функциям государственных органов, общественных организаций и должных лиц, которые принимают участие в реализации мероприятий по повышению уровня правовой культуры и правового сознания населения в целом и отдельных её социальных и профессиональных групп. Различия между ними состоят не только в характере выполняемых задач, но и в способах реализации мероприятий по правовому воспитанию.

Субъекты правового воспитания могут быть условно разделены по функциональному (Прокуратура Российской Федерации, Минюст России, МВД России, Уполномоченный по правам человека, образовательные учреждения, общественные организации и др.) и территориальному (органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления) признаку. Следует положительно оценить то, что все указанные субъекты осуществляют отдельные мероприятии по повышению уровня правовой культуры и правового сознания в силу нормативного закрепления за ними указных полномочий. Вместе с тем, роль и место отдельных субъектов правового воспитания четко не определены, субъекты правового воспитания, пока действуют разобщено, без учёта уровня правонарушений, негативных явлений в обществе и уровня социально-правовой активности населения, отсутствуют правовые основы взаимодействия между.

60

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Немалая роль в правовом воспитании населения отведена судебным органам, при этом правовое воспитание для них не является нормативно закреплённым полномочием, а кроме того правовое воспитание остаётся внепроцессуальной формой деятельности суда. По мнению Попова А.Д. нет необходимости вносить какие-либо поправки в законы и придумывать формулировки, для возложения на судебные органы задач по правовому воспитанию. Достаточно только, чтобы каждый судья и все, кто имеет отношение к работе судебного ведомства (работники аппаратов судов, сотрудники Судебного департамента), понимали и помнили, что суд выполняет великую миссию в человеческом сообществе. Соответственно, и судьи, и все остальные служители Фемиды должны каждую секунду поддерживать авторитет суда и государства в целом. Любое заседание суда должно воспитывать граждан в духе уважения к законам, поднимать авторитет государства и нравственных ценностей. Любой вердикт, приговор, решение суда, вынесенное по справедливости и закону, воспитывает граждан. Не важно, оправдательный это приговор или обвинительный. Если судья оправдал подсудимого, так как в суде не была доказана его вина, это тоже торжество справедливости, и оно тоже имеет исключительное воспитательное значение. Судья продемонстрировал обществу, что суды от имени государства выносят только обоснованные решения. Что каждый в этом государстве имеет право на объективное рассмотрение дела в суде, защищен от произвола власти. Это, бесспорно, повысит уровень уважения к суду и государству в целом [2, с. 10-13].

Особое место в системе субъектов правового воспитания занимают субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь. Согласно Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»» субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь участвуют в правовом информировании и правовом просвещении населения, при этом субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь являются:

а) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;

б) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

в) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Безусловно, стоит положительным образом отметить принятие Закона Ставропольского края от 18 июля 2012 года № 57-кз «О некоторых вопросах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края», благодаря принятию которому в рамках Ставропольском крае начинает складываться государственная система бесплатной юридической помощи.

Содержанием государственной политики в области правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан правовых умений и навыков, устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта обеспечивающего высокий уровень правовой культуры и правового сознания.

Под формами правового воспитания следует понимать способы осуществления и внешнего выражения её содержания. Формы и методы правового воспитания выступают методологическим механизмом правового воспитания.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность можно выделить два вида правового воспитания:

- общее - правовое воспитание населения в целом;

- специальное - целенаправленное обучение основам правовых знаний отдельных категорий населения или социальных групп (сотрудников правоохранительных органов, молодёжи и т.д.).

До сих пор в теории права нет полной ясности и однозначного решений о формах (направлениях) правового воспитания. Некоторые авторы к формам правового воспитания относят правовое обучение, правовую пропаганду, самовоспитание, юридическую практику [3, с. 415]. Другие - к формам правового воспитания относит: правовое обучение, правовую пропаганду, организованную и контролируемую социально-правовую практику населения [4, с. 150].

Однако следует согласиться с мнением А.А. Алексеева и С.И. Герасимова о том, что «в качестве основных направлений правового воспитания целесообразно рассматривать: во-первых, правовое обучение, заключающееся в реализации комплекса образовательных про-

61

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

грамм профессионально-юридической и иной направленности; во-вторых, правовое просвещение как пропаганду и распространение среди широких слоёв населения юридических знаний, достоверных сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а также обязанностей граждан, способах их реализации и защиты, компетенции и порядке деятельности государственных органов» [5, с. 7].

Государственная политика в области правового воспитания сегодня находится на стадии институционализации, при этом она выступает политико-правовым фактором повышения уровня правовой культуры и правового сознания российских граждан и поэтому требует серьёзного научного осмысления. Между тем, в России отсутствуют фундаментальные теоретические исследования разрешающие методологические проблемы государственной политики в области правового воспитания, определяющие понятие, содержание, принципы и формы её реализации, а также проблемы понимания её правовой природы. Кроме того, остаётся острым вопрос об эффективности государственной политики в области правового воспитания. При этом, эффективность государственной политики в области правового воспитания - это, прежде всего, вопрос эффективности организации системы правового воспитания, которая определяется не самим процессом, а теми положительными изменениями, которые она приносит в развитие правовой культуры данного социума. В целом можно отметить, что сегодня как в теории права, так и в нормативных актах критерии эффективности государственной политики в области правового воспитания не получили своего закрепления.

Библиографический список

1. Бондарев А.С. Основы государственной политики в сфере развития правового грамотности и правосознания граждан: взгляд юриста // Правовая культура. № 2 (11) 2011.

2. Попова А.Д. Фемида и общественное сознание (о воспитательной функции суда: история и современность) // Мировой судья. № 1. 2010. 2010.

3. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4. Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность - стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. Спб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.

5. Алексеев А.И., Герасимов С.И. О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания // Юстиция. Научно-практический журнал. 2009. № 5.

Статья поступила в редакцию 26.11.2012.

МИНИНА Анна Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Ставропольский филиал).

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.