Научная статья на тему 'Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи'

Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1475
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL CULTURE / YOUTH / LEGAL CONSCIENCE / METHODOLOGY / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сунцов Евгений Анатольевич

Статья посвящена вопросам воспитания правовой культуры молодежи в России. В статье раскрыты формы и методы воспитания правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сунцов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the matters of youth's legal culture education in Russia. In the article were shown forms and methods of youth's legal culture education.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи»

Сунцов Евгений Анатольевич

соискатель кафедры истории государства и права Ставропольского государственного университета _(тел.: 88652354446)

Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи

Аннотация:

Статья посвящена вопросам воспитания правовой культуры молодежи в России. В статье раскрыты формы и методы воспитания правовой культуры молодежи.

Annotation:

The article is devoted to the matters of youth's legal culture education in Russia. In the article were shown forms and methods of youth's legal culture education.

Ключевые слова: правовая культура; молодежь; правосознание; методология; правовое воспитание.

Keywords: legal culture; youth; legal conscience; methodology; legal education.

Щ настоящее время как никогда Щ актуальными являются вопросы изучения современного правосознания и правовой культуры общества. Становление и развитие российского общества на основах Конституции РФ, провозгласившие Россию демократическим и правовым государством. Изучение правосознания и правовой культуры является делом ученых философов, педагогов, юристов, историков, политологов, социологов. В современной науке существуют десятки определений правосознания и правовой культуры. Приведем одно из них: «Правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений и идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» [1, с. 326].

Естественно, правосознание связано с философскими теориями, идеологическими концепциями, религиозными нормами. Правосознание предполагает: осмысление и ощущение необходимости права, его оценку, соотношение правовых ценностей с моральными. Правосознание представляет собой не только знание многочисленных норм, а прежде всего осознанное принятие тех общественных ценностей, которые закреплены в праве. Структурно правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Но и они имеют свои особенности. Индивидуальное правосознание отличается качественными различиями, уровень его определяется целым рядом факторов, формирующим правосознание.

Индивидуальное правосознание на первичном уровне проявляется в согласовании конкретной деятельности индивида с эмпирическими нормами правового поведения. Анализируя высший уровень правосознания необходимо отметить, что для него характерна совокупность взглядов на правовую систему, осознания социальной значимости права, знание правовой идеологии.

В теории государств и права выделяются три функции права: познавательная, оценочная, регулятивная. Познавательная функция правосознания направлена на процесс познания права, его сущностных черт, принципов и представлений. Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правовых знаний молодой человек дает правовую оценку законодательной базе, состоянию современного российского общества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Регулятивная функция проявляется в том, что у молодого человека постепенно вырабатываются правовые установки, которые помогают ему ориентироваться в возникших жизненных ситуациях и выбирать соответствующие нормам права модели поведения. Социализация личности молодого человека, юноши или девушки органически связана с постоянным совершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов.

Мотивы поведения молодых людей органически связаны с социаль-ными ценностями. Молодой человек определяет и корректирует свою поведенческую мотивацию

275

исходя из норм поведения его социального окружения. При этом одни нормы его поведения встречают одобрение, другие - отрицание. В процессе выработки норм поведения происходит формирование ценностной модели поведения. Постепенно ценностно-нормативная модель поведения приобретает самостоятельность, определенную независимость от негативных воздействий окружающей среды. В настоящее время большинство принятых нормативно-правовых актов носят все таки демократичный характер. Не все они выполняются в полной мере. Президент России Д. А. Медведев на V Экономическом форуме в Красноярске особое внимание уделил борьбе с правовым нигилизмом, подчеркнув, что «... правовой нигилизм... продолжает оставаться харак-терной чертой нашего общества» [2]. Правовой нигилизм является определенной характеристикой современного российского общества, а с другой стороны он выражает личностные установки отдельных граждан, так и социальных групп.

Правовой нигилизм в настоящее время характеризует состояние российского общества. Противостоит правовому нигилизму воспитание правовой культуры. Путем формирования правовой культуры является правовое воспитание. В настоящее время в юридической литературе существуют различные определения правового воспитания. Обратимся к некоторым из них. Так, например, В. К. Бабаев в курсе лекций по общей теории права дает следующее определение: «Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения [3, с. 88].

А. А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоение принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда»- продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» [4, с. 18].

Л. П. Рассказов дает следующее определение правового воспитания: «Правовое воспитание -целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование: а) знаний о праве; б) внутреннего уважения к праву; в) умения применять правовое знание на практике; г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями». Далее Л. П. Рассказов раскрывает сущность правового воспитания, которое представляет:»... систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты (воспитатели), объекты (воспитываемые), правовоспитательные мероприятия (формы, методы, средства)» [5, с. 448-449].

Реализуя формы и методы правового воспитания воспитывается высокий уровень правовой культуры. В настоящее время нет единого подхода к оценке правовой культуры. Дефиницией существует множество. Так, например, А. Б. Венгеров дает следующее определение правовой культуры: «... характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опирается исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она интенсивностью убеждений ценности права» [6, с. 585].

Молодежь Ставропольского края, как и других субъектов Российской Федерации не является социально однородной группой. Для характеристики этой группы значение имеет многонациональный состав Ставропольского края. Полиэтничность региона определяет особое значение воспитанию терпимости, толерантности всех социальных групп населения Ставропольского края, в том числе и молодежи. Для нормативно-правового регулирования весьма важным составным элементом понятия молодежь являются возрастные рамки. В документе Правительства Российской Федерации эти рамки определяются возрастом от 14 до 30 лет.

14 июля 2005 г. Государственной Думой Ставропольского края был принят Закон «О молодежной политике в Ставропольском крае», вступивший в силу с 28 июля 2005 г. В Законе особое внимание уделяется привлечению молодежи к участию в законотворческой деятельности и определению

_276

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

приоритетных направлений молодежной политики. Среди основных направлений реализации молодежной политики необходимо выделить следующие: обеспечение прав и свобод молодежи, гарантий в области образования и воспитания, формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания.В программе уделяется внимание и проблемам становления правовой культуры молодежи. При Государственной Думе Ставропольского края создана молодежная палата, в центре внимания которой находились отдельные проблемы молодежной политики. Считаем, что формирование молодежной палаты, молодежных парламентов, получивших распространение в

нашей стране, играет весьма позитивную роль в развитии молодежной политики и патриотическом воспитании молодежи.

Литература:

1. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1998.

2. Российская газета. 2009, 16 фев.

3. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Н.Новгород, 1993.

4. Кваша А. А. Правовые установки граждан. автореф. дис.... канд. юр. наук. Волгоград, 2002.

5. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2008.

6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.