Набибуллаева Р.З.
с.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и
промышленности Республики Узбекистан
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ключевые слова: Республика Узбекистан, социальная политика, здравоохранение.
В условиях глобализации и межрегиональной конкуренции Узбекистану необходимо обеспечить интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международных рынках, с тем, чтобы обеспечить экономическую основу проведения сильной социальной политики. Для достижения этой цели необходимо пропорциональное развитие каждого региона, в том числе, развития сферы образования и здравоохранения, поскольку экономика страны в целом зависит от отдачи административно-территориальных единиц.
Повышение качества образования и здравоохранения во всех регионах республики признается важным направлением социальной политики в Узбекистане1, т.к. уровень образования и здоровья населения являются определяющими компонентами качества трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала, что непосредственно влияет на социально-экономическое развитие страны и региона. Поэтому требуется системный мониторинг соответствующих индикаторов для оценки предпринимаемых мер, реализации программ по совершенствованию систем образования и здравоохранения и их влияния на уровень жизни населения в регионах.
Создание в стране качественной системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, является приоритетным направлением государственной политики. Правительством уделяется особое внимание созданию и укреплению правовых основ дальнейшего развития здравоохранения исходя из демографических процессов и приоритетов социально-экономического развития республики. В частности, в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. определены следующие задачи в отношении охраны здоровья населения:
- дальнейшее реформирование сферы здравоохранения, прежде всего первичного звена, скорой и экстренной медицинской помощи, направленное на повышение доступности и качества медицинского и социально-медицинского обслуживания населения, формирование здорового образа жизни населения, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
- дальнейшая реализация комплексных мер по укреплению здоровья семьи, охране материнства и детства, расширению доступа матерей и детей к качественным медицинским услугам, оказанию им специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, снижению младенческой и детской смертности;
- дальнейшее развитие и совершенствование системы медико-социальной помощи пенсионерам, инвалидам, одиноким престарелым и другим уязвимым категориям населения для обеспечения их полноценной жизнедеятельности;
- дальнейшее развитие фармацевтической промышленности и улучшение обеспеченности населения и медицинских учреждений доступными, качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, реализация мер по недопущению необоснованного роста цен на них;
- обеспечение снижения показателей заболеваемости населения и повышения продолжительности жизни населения.
В целях успешной реализации поставленных задач приняты Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-3894 от 2 августа 2018 года «О мерах по внедрению инновационной модели управления здравоохранением в Республике Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан ПП-5590 от 7 декабря 2018 года «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан», разработана Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы, в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения, а также международными договорами в области охраны здоровья населения в рамках региональной политики Здоровье-2020 и Целей устойчивого развития 20302.
1 См.: Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.01.2019 г. № ПП-4119 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования» в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за качеством образования, а также Указ Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» создана Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров.
2
Указ Президента Республики Узбекистан ПП-5590 от 7 декабря 2018 года «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан».
Состояние и качество здравоохранения в территориальном разрезе могут быть оценены на базе системы показателей и индикаторов, характеризующих уровень заболеваемости, смертности, распространенности социально значимых заболеваний, материально-технической базы. Их можно объединить в четыре компонента, состоящих из следующих блоков: заболеваемость, смертность, материально-техническая база, кадры (табл. 1).
Таблица 1
Система индикаторов (показателей) мониторинга уровня и качества здравоохранения
в регионах Узбекистана1
Основные компоненты
Индикаторы заболеваемости Индикаторы смертности Индикаторы материально-технической базы Индикаторы кадрового потенциала
• Общая заболеваемость • Территориальное распространение наиболее значимых заболеваний: - Болезни органов дыхания - Болезни крови - Болезни органов пищеварения - Травмы и отравления - Болезни мочеполовой системы - Болезни эндокринной системы расстройства питания - Нарушения обмена веществ - Заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями - Болезни нервной системы - Болезни системы кровообращения • Общая смертность • Младенческая смертность • Материнская смертность • Детская смертность •Число больничных коек •Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений Мощность сельских врачебных пунктов • Обеспеченность врачами всех специальностей Обеспеченность средним медицинским персоналом
Источник: разработки ИПМИ.
Применительно к региональному мониторингу на различных уровнях, представленная выше система показателей (индикаторов) качества здравоохранения конкретизируется в соответствии с информационными возможностями и практической целесообразностью расчета и анализа с учетом специфических особенностей территорий.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан, средний показатель по ожидаемости жизни составляет, 73,6 лет. Среди регионов наиболее высокий показатель в Джизакском регионе, с показателем 75,7 лет, а самый низкий в Сырдарьинском регионе - 70,6. Успех в отношении увеличения продолжительности жизни можно признать полноценным при условии сохранения хорошего состояния здоровья. Отсюда вытекает необходимость развития как профилактической и реабилитационной медицины, так и технологий оздоровления, а эффективность мероприятий должна оцениваться на основании качества прожитых и предстоящих лет жизни (рис. 1.).
Джизакская Бухарская г.Ташкент Ферганская Кашкадарьинская Навоийская Самаркандская Ташкентская Сурхандарьинская Наманганская Хорезмская Республика.. Андижанская Сырдарьинская
75,7 75,5
■ 74,5 74,3 74,2 74,1 74
■ 73,3
■ 73,2 73,1 72,9 72,7
72,1
70,6
68 70 72 74 76
78
Рисунок 1.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении регионам (за 2017 год, лет)
Следующий показатель в здравоохранении, которому уделяется особое внимание в процессе мониторинга здоровья населения по регионам, основывается на анализе болезней по классам. В нашей республике наиболее распространены болезни органов дыхания (168,00 на 1000 чел.) и пищеварения (75,683 на 1000 чел.), что связано с ухудшающей экологической обстановкой, а также нездоровым образом жизни и неправильном питанием. Далее следуют заболевания крови и кроветворных органов и отдельные нарушения иммунной системы, органов мочеполовой систе-
1 В качестве регионов выступает Республика Каракалпакстан, 12 областей и г. Ташкент.
972
мы, кровообращения и т. д. В разрезе регионов общая картины по классам болезней сильно не меняется, однако прослеживаются различия в уровне распространенности той или иной болезни в отдельных областях (рис. 2.) Так, например, в Бухарской области состояние по болезням органов дыхания (28,7%) является наиболее благоприятным среди всех регионов республики, хотя болезни, связанные с травмами и отравлениями, (19,1%) имеют более значительный удельный вес в сравнении с другими регионами.
органов дыхания ор гано в пищевар шня крови
мочеполовой сие темы травмыи отравления эндокринной системы системы кровообращения нер вной а 1стемы инфекционные
Рисунок 2.
Заболеваемость по классам болезней по Республике Узбекистан (на 100 000 чел.)
Показатель уровня общей заболеваемости, по сути, характеризует конечный результат проводимых реформ в здравоохранении. В 2003 г. этот показатель составил 675,2 случаев на 1000 населения, а в 2017 г. - 417,2 случаев на 1000 населения. Уровень заболеваемости имеет тенденцию снижения, а также относительно не высок по сравнению со странами СНГ, в частности России (1617 случаев на 1000 населения)1, т.е. ниже почти в 3,8 раза.
Другой положительный момент заключаются в том, что в 2000-2017 гг. наблюдается снижение межрегиональной дифференциации по общей заболеваемости с 3,3 раза до 2,4 раза (табл. 2.). Причин этого может быть несколько. Во-первых, это связано, с улучшением условий по охране здоровья населения по всей республике, программами охраны здоровья матерей и детей в течение нескольких лет. Во-вторых, люди начали уделять больше внимания здоровому образу жизни, здоровому питанию и профилактике некоторых заболеваний.
Группировка регионов по индексу показателя общей заболеваемости показала, что в 2000 г. две области, а именно Сырдарьинская и Джизакская составляли группу регионов с низким уровнем заболеваемости. За 2005-2009 гг. оба данных региона ухудшив свои показатели, остались в группе с относительно низкими их значениями, а к 2017 г. они переместились в группу со средним уровнем заболеваемости.
Таблица 2
Уровень дифференциации общей заболеваемости населения (по индексу на 100 тыс. населения)
в разрезе регионов Узбекистана
2000 г. 2005 г. 2009 г. 2017 г.
Республика Узбекистан 1,00 1,00 1,00 1,00
Республика Каракалпакстан 1,11 0,89 0,85 0,92
Андижанская 1,14 1,01 0,98 0,95
Бухарская 1,12 1,30 1,05 0,77
Джизакская 0,58 0,49 0,80 0,83
Кашкадарьинская 0,86 0,93 0,95 0,85
Навоийская 1,18 1,57 1,47 1,05
Наманганская 1,28 1,12 0,89 1,04
Самаркандская 0,63 0,79 0,85 0,84
Сурхандарьинская 0,78 0,73 0,76 0,91
Сырдарьинская 0,41 0,57 0,64 0,90
Ташкентская 0,98 0,88 0,87 0,87
Ферганская 1,05 1,08 1,19 1,07
Хорезмская 1,28 1,28 1,23 0,99
г. Ташкент 1,34 1,37 1,46 1,87
Межрегиональная дифференциация (раз) 3,3 3,2 2,3 2,4
Источник: рассчитано на основании данных Госкомстата Республики Узбекистан.
1 Министерство здравоохранения Российской Федерации. Заболеваемость всего населения России в 2016 году. -https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/ statisticheskiy-sbornik-2016-god
В группе регионов со средним уровнем заболеваемости произошли определенные сдвиги в 2005-2009 гг. и 2017 г. Республика Каракалпакстан, Андижанская, Хорезмская, Наманганская и Бухарская область значительно улучшили свои показатели, переместившись в группу регионов со средним уровнем заболеваемости, что показывает позитивную тенденцию в этих регионах, что в свою очередь влияет на сокращение уровня дифференциации между регионами.
В группе регионов с высоким уровнем общей заболеваемости наблюдалось сокращение числа регионов с 8 до 4. Данное обстоятельство также подтверждает положительные результаты реформирования здравоохранения в регионах.
Таблица 3
Группировка регионов по общей заболеваемости населения (по индексу на 100 тыс. населения)
2000-2004 гг. Среднее значение индекса 2005-2009 гг. Среднее значение индекса 2017 гг. Среднее значение индекса
1. Высокий уровень - свыше 1,000
Наманганская 1,218 Наманганская 1,024 Наманганская 1,04
Ферганская 1,114 Ферганская 1,120 Ферганская 1,07
г. Ташкент 1,321 г. Ташкент 1,412 г. Ташкент 1,87
Навоийская 1,322 Навоийская 1,509 Навоийская 1,05
Хорезмская 1,313 Хорезмская 1,232
Бухарская 1,173 Бухарская 1,236
Республика Каракалпакстан 1,048
Андижанская 1,040
2. Средний уровень - от 0,700 до 1,000
Сурхандарьинская 0,735 Сурхандарьинская 0,747 0,91
Самаркандская 0,743 Самаркандская 0,811 0,84
Ташкентская 0,927 Ташкентская 0,844 0,87
Кашкадарьинская 0,861 Кашкадарьинская 0,945 0,85
Андижанская 0,978 Андижанская 0,95
Республика Каракалпакстан 0,890 Республика Каракалпакстан 0,92
Сырдарьинская 0,91
Хорезмская 0,99
Наманганская 0,89
Джизакская 0,83
Бухарская 0,77
3. Низкий уровень - до 0,700
Сырдарьинская 0,490 Сырдарьинская 0,596
Джизакская 0,487 Джизакская 0,685
Источник: рассчитано на основании данных Госкомстата Республики Узбекистан.
По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Узбекистан действуют 5296 амбулаторно-поликлинических учреждений. Их число по сравнению с 1991 годом (3027) увеличилось в 1,7 раза. При этом число больничных учреждений, наоборот, уменьшилось в 1,2 раза. Если в 1991 году действовали 1388 больничных учреждений, то в 2017 году их число составило 1135 единиц, 43,4% (493) которых представлены учреждениями малого бизнеса.
На начало 2017 года число больничных учреждений в городе Ташкенте составило 144 единиц, в них коек 19,1 тыс. человек (рис. 3). Самые низкие показатели отмечены в Навоийской (29 ед.) и Сырдарьинской (33 ед.) областях.
За последние годы расходы на медицину в нашей стране существенно выросли. Однако значительные различия в получении медицинских услуг обусловлены неразвитостью дорожно-транспортного сообщения и недостаточным оснащением современным оборудованием. Рекомендуется повысить эффективность распределения медикаментов и доступность медицинской помощи для социально уязвимых групп населения (люди с хроническими недугами, малообеспеченные, жители села).
Индикаторы кадрового потенциала, несомненно, являются не менее важными в развитии системы здравоохранения. Примечательно, что по числу врачей на 10 тыс. населения Узбекистан (2,70 на 10 000 чел.) находится на одном уровне с такими развитыми странами как США (2,57), Великобритания (2,81), Япония (2,37) и др.1 В то же время, учитывая, что расходы на здравоохранение (в % к ВВП) в Узбекистане в 2-3 раза меньше, чем в других странах, такое соотношение говорит о существенном недофинансировании врачей и медсестер Узбекистана. В результате, несмотря на постоянный рост выпускников медицинских вузов, численность работающих врачей продолжает снижаться2. Из-за низкого уровня зарплаты часть подготовленных врачей уезжает в другие страны, что усиливает утечку «мозгов».
Другая проблема - дефицит узких специалистов, особенно на районном уровне, сложившийся из-за выпуска медвузами врачей общей практики (ВОП) и недостаточного выпуска магистров. В то же время, имеется большой недостаток подготовленных ВОПов, что связано с отсутствием мотивации у молодых специалистов работать на этих
1 Данные Мирового Банка по количеству врачей на 10 000 чел. за 1960-2017 гг.
2 Система здравоохранения Республики Узбекистан: основные тенденции и перспективы развития / Центр экономических исследований. - Ташкент, 2011.
должностях в СВП. Также, необходимо, кардинально пересмотреть программы обучения в медицинских вузах с учетом новых тенденций в мировой системе здравоохранения.
I число больничныз учреждений
Источник: по данным ГосКомСтат РУз
Рисунок 3.
Число больничных учреждений в разрезе регионов за 2017 год