Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АСПЕКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АСПЕКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таланов Сергей Львович

В статье представлены результаты социологического исследования, в котором изучались региональные особенности профилактики терроризма в образовательных учреждениях. В рамках исследования проведено анкетирование и серия глубинных интервью среди студентов ведущих вузов г. Ярославля, осуществлен опрос позиционных экспертов (ФСБ, МВД). Кроме того, проведен вторичный анализ данных судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; Федеральной службы государственной статистики России; Генеральной прокуратуры РФ. Выявлено, что правоохранительные органы в городе и система безопасности в вузах, школах и детских садах позволяет эффективно обеспечивать безопасность в г. Ярославле. В вузах есть план, в котором определен порядок осуществления заблаговременной и безотлагательной эвакуации. Постоянно ведется видеонаблюдение и круглосуточная видеофиксация, в учебных корпусах организован пропускной режим. Периодически происходит проверка готовности (происходит подача звуковых сигналов и т. п.). Было установлено, что в ЯГПУ кураторы (наставники) групп периодически рассказывают о профилактике терроризма, особенно после трагедии в Казани. В частности, они разъясняют, что необходимо делать при захвате зданий террористами, как себя вести при захвате людей в заложники, что делать, если произошел взрыв, как вести себя при завале, порядок действий при обнаружении в корпусе (территории) подозрительных предметов, кроме того, объясняют признаки, которые могут указать на наличие взрывных устройств. Студенты указали, что на ряде факультетов работают преподаватели, которые в свое время проходили службу во внутренних войсках МВД РФ и служили в уголовном розыске. Предлагаются мероприятия для повышения эффективности по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты вузов и их территории, локализации и нейтрализации последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION: ASPECTS OF ITS IMPLEMENTATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents the results of a sociological study that examined the regional features of the prevention of terrorism in educational institutions. As part of the study, a questionnaire and a series of in-depth interviews were conducted among students of leading universities in Yaroslavl, and a survey of positional experts (FSB, Ministry of internal affairs) was conducted. In addition, a secondary analysis of data from the judicial department of the Supreme Court of the Russian Federation, the Federal state statistics service of Russia, and the Prosecutor General's office of the Russian Federation was carried out. It is revealed that the law enforcement agencies in the city and the security system in universities, schools and kindergartens can effectively ensure security in Yaroslavl. The universities have a plan that defines the procedure for carrying out early and urgent evacuation. Video surveillance and round-the-clock video recording are constantly conducted, and access control is organized in the educational buildings. Periodically, there is a readiness check (there is a sound signal, etc.). It was found that the YAGPU curators (mentors) of the groups periodically talk about the prevention of terrorism, especially after the tragedy in Kazan. In particular, they explain what to do when taking buildings by terrorists, how to behave when taking people hostage, what to do if an explosion occurred, how to behave when blocked, the procedure for detecting suspicious objects in the building (territory), in addition, explain the signs that may indicate the presence of explosive devices. Students pointed out that a number of faculties employ teachers who at one time served in the internal troops of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation and served in the criminal investigation department. Measures are proposed to improve the effectiveness of identifying, preventing and eliminating the causes of illegal entry into university facilities and their territories, localization and neutralization of the consequences.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АСПЕКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 323

С. Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285

Государственная политика противодействия терроризму в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

Для цитирования: Таланов Л. С. Государственная политика противодействия терроризму в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 33-56. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-2-11-33-56

В статье представлены результаты социологического исследования, в котором изучались региональные особенности профилактики терроризма в образовательных учреждениях. В рамках исследования проведено анкетирование и серия глубинных интервью среди студентов ведущих вузов г. Ярославля, осуществлен опрос позиционных экспертов (ФСБ, МВД). Кроме того, проведен вторичный анализ данных судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; Федеральной службы государственной статистики России; Генеральной прокуратуры РФ. Выявлено, что правоохранительные органы в городе и система безопасности в вузах, школах и детских садах позволяет эффективно обеспечивать безопасность в г. Ярославле. В вузах есть план, в котором определен порядок осуществления заблаговременной и безотлагательной эвакуации. Постоянно ведется видеонаблюдение и круглосуточная видеофиксация, в учебных корпусах организован пропускной режим. Периодически происходит проверка готовности (происходит подача звуковых сигналов и т. п.). Было установлено, что в ЯГПУ кураторы (наставники) групп периодически рассказывают о профилактике терроризма, особенно после трагедии в Казани. В частности, они разъясняют, что необходимо делать при захвате зданий террористами, как себя вести при захвате людей в заложники, что делать, если произошел взрыв, как вести себя при завале, порядок действий при обнаружении в корпусе (территории) подозрительных предметов, кроме того, объясняют признаки, которые могут указать на наличие взрывных устройств. Студенты указали, что на ряде факультетов работают преподаватели, которые в свое время проходили службу во внутренних войсках МВД РФ и служили в уголовном розыске. Предлагаются мероприятия для повышения эффективности по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты вузов и их территории, локализации и нейтрализации последствий.

Ключевые слова: профилактика терроризма, система противодействия терроризму, педагогическая профилактика.

© Таланов С. Л., 2021

Государственная политика противодействия терроризму 33

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

L. S. Talanov

State policy of counteraction to terrorism in the Russian Federation: aspects of its implementation in educational organizations

The article presents the results of a sociological study that examined the regional features of the prevention of terrorism in educational institutions. As part of the study, a questionnaire and a series of in-depth interviews were conducted among students of leading universities in Yaroslavl, and a survey of positional experts (FSB, Ministry of internal affairs) was conducted. In addition, a secondary analysis of data from the judicial department of the Supreme Court of the Russian Federation, the Federal state statistics service of Russia, and the Prosecutor General's office of the Russian Federation was carried out. It is revealed that the law enforcement agencies in the city and the security system in universities, schools and kindergartens can effectively ensure security in Yaroslavl. The universities have a plan that defines the procedure for carrying out early and urgent evacuation. Video surveillance and round-the-clock video recording are constantly conducted, and access control is organized in the educational buildings. Periodically, there is a readiness check (there is a sound signal, etc.). It was found that the YAGPU curators (mentors) of the groups periodically talk about the prevention of terrorism, especially after the tragedy in Kazan. In particular, they explain what to do when taking buildings by terrorists, how to behave when taking people hostage, what to do if an explosion occurred, how to behave when blocked, the procedure for detecting suspicious objects in the building (territory), in addition, explain the signs that may indicate the presence of explosive devices. Students pointed out that a number of faculties employ teachers who at one time served in the internal troops of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation and served in the criminal investigation department. Measures are proposed to improve the effectiveness of identifying, preventing and eliminating the causes of illegal entry into university facilities and their territories, localization and neutralization of the consequences.

Key words: prevention of terrorism, prevention.

Актуальность исследования

Терроризм - это одна из серьезнейших глобальных проблем современности. Действия террористов сложно предугадать и спрогнозировать. По данным Генеральной прокуратуры РФ ежегодно привлекается к уголовной ответственности незначительное число лиц, совершивших преступления террористического характера (см. табл. 1). Такие показатели объясняются тем, что, с одной стороны, по данным составам пре-

counter-terrorism system, pedagogical

ступлений характерен высокий уровень латентности, а, с другой стороны, и тем, что ФСБ, полиция и др. службы эффективно противодействуют терроризму.

Несмотря на то, что соответствующие структуры (ФСБ и т. п.) ведут систематическую работу по противодействию терроризму, к сожалению, происходят трагедии. Так, 11 мая, в результате стрельбы и взрыва в школе № 175 в Казани погибли 9 человек и 32 пострадали.

34

С. Л. Таланов

Данная трагедия еще раз продемон- сколько не эффективна система стрировала насколько уязвимы об- безопасности в школах. разовательные учреждения, на-

Таблица 1.

Зарегистрировано преступлений террористического характера на территории ЦФО

Субъект федерации Года

2016 2017 2018 2019 2020

1 Белгородская область 1 1 4 — 2

2 Брянская область — 1 0 2 1

3 Владимирская область 5 10 11 9 8

4 Воронежская область 3 4 8 20 17

5 Ивановская область 7 5 8 11 7

6 Калужская область 7 5 5 7 18

7 Костромская область 2 1 — — —

8 Курская область 4 3 2 8 3

9 Липецкая область 6 7 3 2 2

10 Город Москва 67 96 105 115 105

11 Московская область 6 17 30 32 33

12 Орловская область 4 5 4 3 4

13 Рязанская область 6 9 8 5 6

14 Смоленская область 2 2 1 2 2

15 Тамбовская область 4 1 — 2 1

16 Тверская область 11 15 16 10 19

17 Тульская область 3 5 4 7 3

18 Ярославская область 2 5 4 13 7

В Ярославской области в настоящее время системами тревожной сигнализации обеспечены 95,6 % учреждений образования региона, системами наружного освещения -99 %, системами видеонаблюдения, охранной сигнализации - 98 %. Обследованы и получили паспорта безопасности 1 152 организации [Дмитрий Миронов ... ].

Учитывая все вышеперечисленное мы предприняли попытку изучить региональные особенности профилактики терроризма в образовательных учреждениях.

Постановка проблемы

Ученые из разных стран систематически изучают проблемы, связанные с противодействием терроризму, так юристы, социологи, психологи, педагоги изучают личность террориста, кроме того, социологи пытаются выявить установки, систему ценностей тех, кто присоединяется к террористам [Желтов, 2021; Рябова, 2020; Мещерякова, 2019; Ьушагеу, 2018].

Активно изучается роль семьи в формировании агрессивного поведения, роль институтов образова-

С. Л. Талано6

ния в предотвращении агрессии. В частности, предпринимаются попытки установить причинно-следственную связь между уровнем образования, материальным благополучием человека и терроризмом [Kruger and Maleckova, 2003].

Большая часть работ, связанных с профилактикой терроризма в молодежной среде, посвящена арабским странам, но это не говорит о том, что экстремизм - это проблема только стран Ближнего Востока [Steer, Ghanem and Jalbout, 2014; Willman, 2015].

Ряд исследователей анализирует роль религиозных деятелей в борьбе с терроризмом [Mandaville, 2017].

Ученые из Пакистана анализируют причины, которые заставляют молодых мусульман присоединяться к террористическим группировкам [Amjad, 2009].

Исследователи из Ирландии активно изучают превентивные меры способствующие уменьшению преступлений террористической направленности в образовательных учреждениях [Boyd-MacMillan, Campbell, Furey, 2016].

В Ярославской области немало вузов, где учится большое количество студентов из ближнего зарубежья, исповедующих ислам. По этой причине особый интерес для нашего исследования представляют выводы ученых, анализирующих как в школе, в которой учатся только ученики, исповедующие ислам, организована профилактическая

работа по предупреждению экстремизма и терроризма [Brooks, 2017].

Педагоги в разных странах активно изучают специфику организации работы в вузах по профилактике терроризма, в частности, как с помощью занятий по политологии, праву можно обеспечить эффективную профилактику терроризма [Goldberg, 2014].

Проведенное нами социологическое исследование конкретизирует широкое поле поднятых проблем, связанных с профилактикой терроризма, и имеет целью проанализировать, как в Ярославской области обеспечивается безопасность образовательных учреждений; предложить целостную систему по противодействию терактов в образовательных учреждениях.

В последнее время о противостоянии терроризму написан ряд монографий, учебно-методических пособий и защищены ряд диссертаций [Абдулагатов, 2019; Алексеева, 2019; Бешлык, 2019; Айсханова, 2017; Розанов, 2013].

Однако, несмотря на важный вклад, который вносят эти труды в исследование интересующей нас проблемы, следует отметить недостаточную на данный момент разработанность значимых аспектов такого вопроса как региональные особенности профилактики терроризма в образовательных учреждениях.

При решении указанной задачи мы опирались на научные труды О. А. Коряковцевой «Развитие общественно-политической активно-

6

С. Л. Таланов

сти молодежи в условиях модернизации общества» и А. В. Лымарева, С. Л. Таланова «Борьба с терроризмом в США, Великобритании, Израиле, России» [Коряковцева, 2009; Лымарев, 2011].

Эмпирическая база исследования

В мае 2021 г. осуществлен опрос студентов:

- Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ);

- Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ).

Выборка квотная. Выборочная совокупность п=1 200. Переменные квотирования: пол, возраст, вуз, тип семьи.

Проведена серия глубинных интервью со студентами, п=10.

Проведена серия глубинных интервью с преподавателями и вспомогательным персоналом, п=10.

Проведена серия глубинных интервью с позиционными экспертами (сотрудники правоохранительных органов), п=10.

Был проведен вторичный анализ данных:

- судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

- Федеральной службы государственной статистики России;

- Генеральной прокуратуры РФ;

- результатов социологических исследований, проведенных сотрудниками федерального научно -исследовательского социологического центра (ФНИСЦ РАН), ра-

ботниками Академии управления МВД РФ.

Проведен внутренний и внешний анализ документов:

- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3;

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009;

- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 20192023 годы. Утвержден Президентом Российской Федерации 28.12.2018 № Пр-2665;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от 02.08.2019 № 1006;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» от 25.03.2015 № 272;

Государственная политика противодействия терроризму 7

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 07.11.2019 № 1421.

Авторские гипотезы

Государственная политика в сфере противодействия терроризму будет более эффективной в сравнении с имеющейся практикой, если:

1. через социальную рекламу и СМИ будет осуществляться систематическое и целенаправленное информирование населения о порядке действий при угрозе совершения или совершении террористического акта;

2. в образовательных учреждениях будут работать преподаватели, обладающие необходимыми знаниями, навыками и умениями в сфере противодействия терроризму;

3. будут систематически и целенаправленно проводиться учения среди студентов, вспомогательного персонала и преподавателей по безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (территорий);

4. образовательные учреждения повысят эффективность взаимодействия с территориальными органами ФСБ, МВД и Росгвардией (подразделением вневедомственной охраны);

5. будет оказываться серьезная методическая, консультационная, информационная поддержка вузам со стороны правоохранительных органов.

Результаты исследования

Сначала мы изучали, чувствуют ли студенты себя в безопасности после событий 11 мая, в результате которых (стрельбы и взрыва в школе № 175 в Казани) погибли 9 человек и 32 пострадали (см. табл. 2).

Как видно из ответов респондентов, значительная часть опрошенных чувствует себя в безопасности в основном в своей квартире и в подъезде своего дома. Студенты могли пояснить свои ответы, для этого в анкете были предусмотрены открытые вопросы. Так большинство девушек и юношей указали, что данная трагедия их шокировала, но она не возможна в г. Ярославле, так как правоохранительные органы в городе и система безопасности в вузах, школах и детских садах позволяет эффективно обеспечивать безопасность. 76 % юношей и 77 % девушек отметили, что постоянно видят как между корпусами (по прилегающей территории и т. п.) ездят на небольшой скорости автомашины войск национальной гвардии РФ.

8

С. Л. Таланов

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «После событий 11 мая, в результате которых (стрельбы и взрыва в школе № 175 в Казани) погибли 9 человек и 32 пострадали, чувствуете ли Вы себя в безопасности?»*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

В своей квартире 100 100 86 93

В подъезде своего дома 82 80 81 77

Чувствую себя в безопасности благо-

даря городской системе видеонаблю- 52 34 57 36

дения

В районе проживания 53 35 55 37

В общественном транспорте 45 64 45 63

В других районах 34 33 33 34

Затрудняюсь ответить 6 6 5 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов респондентов, значительная часть опрошенных чувствует себя в безопасности в основном в своей квартире и в подъезде своего дома. Студенты могли пояснить свои ответы, для этого в анкете были предусмотрены открытые вопросы. Так большинство девушек и юношей указали, что данная трагедия их шокировала, но она не возможна в г. Ярославле, так как правоохранительные органы в городе и система безопасности в вузах, школах и детских садах позволяет эффективно обеспечивать безопасность. 76 % юношей и 77 % девушек отметили, что постоянно видят как между корпусами (по прилегающей территории и т. п.)

ездят на небольшой скорости автомашины войск национальной гвардии РФ. Студенты из общежития, в частности, указали, что данные автомашины помимо того, что патрулируют у учебных корпусов ЯГПУ, столовой, общежития, подолгу стоят между корпусами факультета физической культуры и историческим факультетом, причем даже в субботу и воскресенье. Это позволяет им чувствовать себя в абсолютной безопасности.

Далее мы изучали, как трагические события, произошедшие в Казани 11 мая 2021 года, отразились на системе безопасности образовательных учреждений (см. табл. 3).

Государственная политика противодействия терроризму 39

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

Таблица 3.

Ответы респондентов на вопрос: «После событий 11 мая, в результате которых (стрельбы и взрыва в школе № 175 в Казани) погибли 9 человек и 32 пострадали, в ваших вузах усилили охрану?»*

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

Усилили охрану на следующий день после трагедии в Казани 100 100 100 100

Да, сразу в этот же день усилили кон- 87 88 86 89

троль

Через несколько дней после трагедии

охрана стала работать в обычном режиме. Никакого усиления и особой 34 32 27 28

бдительности не проявляют

После трагедии стал строгим пропу-

скной режим и до сегодняшнего дня 33 32 34 31

пропускной режим остается строгим

Ничего не поменялось, в нашем вузе и

так обеспечены повышенные меры 24 25 26 24

безопасности (жесткий контроль, видеонаблюдение и т. п.)

В некоторые здания можно кому угодно войти 12 13 10 12

Ничего не изменилось 7 8 6 8

Затрудняюсь ответить 5 6 5 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов опрошенных, абсолютно все студенты указали, что в их учебных заведениях усилили охрану на следующий день после трагедии в Казани. Отрадно, что около одной четверти юношей и четверти девушек из ЯГПУ и Яр-ГУ отметили, что и до трагедии в Казани в их вузе имелся строгий пропускной режим, велось видеонаблюдение и т. п. Настораживает,

что только около одной трети студентов юношей и одной трети девушек из ЯГПУ и ЯрГУ указали, что до сих пор пропускной режим остается строгим.

Далее мы изучали, как именно осуществляется охрана данного образовательного учреждения после трагедии 11 мая в Казани (см. табл. 4).

6

С. Л. Таланов

Таблица 4.

Ответы респондентов на вопрос: «Как именно осуществляется охрана вашего вуза после трагедии 11 мая в Казани?»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Постоянно ведется видеонаблюдение и круглосуточная видеофиксация 100 100 100 100

Охрану обеспечивают сотрудники частных охранных организаций 74 75 100 100

Корпуса оборудованы видеокамерами позволяющими проводить идентификацию личности (распознавание) 73 74 70 71

Корпуса охраняются, а территория нет 65 66 65 64

Организован пропускной режим, вход только при предъявлении удостоверения (пропуска) 56 55 87 88

Есть контрольно-пропускные пункты при въезде на территорию вуза 43 44 30 29

Обеспечена охрана всех зданий и прилегающей к ним территории 35 34 35 36

Охрану обеспечивают вахтеры 26 25 — —

Перед зданиями вузов есть противо-таранные устройства — — — —

Другое 6 5 6 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Мы видим, что примерно около двух третей опрошенных юношей и девушек в ЯГПУ и ЯрГУ считают, что территории при вузах не охраняются. Но, опрос позиционных экспертов в рамках проведенного исследования показал, что реально территории при вузах охраняются, в частности, ведется видеонаблюдение и круглосуточная видеофиксация, патрулируют автомашины с сотрудниками Управления Росгвар-

дии по Ярославской области. Другими словами, видеонаблюдение и круглосуточная видеофиксация обеспечена на должном уровне, так как даже студенты, которые каждый день посещают учебные корпуса, не замечают, что обеспечена круглосуточная охрана.

Далее мы изучали, какие меры предусмотрены на случай возникновения чрезвычайных ситуаций (см. табл. 5).

С. Л. Талано6

Таблица 5.

Ответы респондентов на вопрос: «Какие меры предусмотрены на случай возникновения чрезвычайных ситуаций?»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

Предусмотрена трансляция речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, 100 100 100 100

других действиях, направленных на обеспечение безопасности

Разработан соответствующий план и порядок осуществления заблаговременной и безотлагательной эвакуации 100 100 100 100

Есть двери дополнительных эвакуационных выходов 100 100 100 100

Предусмотрена подача звуковых и

(или) световых сигналов в зданиях и помещениях на случай чрезвычайных 67 66 70 71

ситуаций

Созданы условия для безопасной и

беспрепятственной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, на- 81 83 82 83

ходящихся на территории вузов

Предусмотрено оповещение SMS-

рассылки об эвакуации

Есть средства индивидуальной защи-

ты органов дыхания и средства инди- — — — —

видуальной защиты кожи

Другое 6 5 6 5

*Количество % по так как респонденты могли указа

Опрошенные могли пояснить свои ответы, так значительная часть респондентов, независимо от ген-дерных особенностей, указали, что им неоднократно объясняли, что в вузе есть план, в котором определен порядок осуществления заблаговременной и безотлагательной эва-

вертикали больше 100, ть несколько вариантов ответов

куации. Периодически происходит проверка готовности (подача звуковых сигналов и т. п.), во время учебных проверок открываются двери дополнительных эвакуационных выходов. Респонденты затруднились пояснить, есть ли в их вузах средства индивидуальной за-

Государственная политика противодействия терроризму

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

щиты органов дыхания и кожи и не знают, что предусмотрено оповещение SMS-рассылкой об эвакуации. Чтобы выяснить, есть ли средства индивидуальной защиты и есть ли возможность делать SMS-рассылки об эвакуации, мы обратились к позиционным экспертам, которые пояснили, что за SMS-рассылки отвечает Главное управление МЧС России по Ярославской области, они же обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, если их нет в той или иной организаций.

Таблица 6.

Ответы респондентов на вопрос: «Размещены ли в вашем вузе наглядные пособия (плакаты и т. п.) с информацией о порядке действий студентов, преподавателей и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов?»*

(в %, от числа ответивших)

Данные средства индивидуальной защиты должны быть во всех организациях, это обязанность работодателя.

Далее мы изучали, размещены ли в вузе наглядные пособия (плакаты и т. п.) с информацией о порядке действий студентов, преподавателей и посетителей при обнаружении подозрительных лиц, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов? (см. табл. 6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Да, во всех корпусах 100 100 100 100

Да, такая информация есть на сайте вуза (в частности, указаны сайты всех необходимых служб) 100 100 100 100

Да, только в главном корпусе 64 65 70 72

Да, но их никто не читает 50 49 52 53

Нет 6 5 7 6

Другое 5 5 5 6

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов, данная информация имеется во всех изучаемых в рамках исследования учебных заведениях. В анкете были предусмотрены открытые вопросы.

Так, около половины опрошенных студентов пояснили, что на данную информацию мало кто обращает, так как постоянно об этом информируют во всех общественных мес-

С. Л. Талано6

тах (магазинах, торговых центрах и ного персонала способам защиты и т. п.), а также через СМИ и т. п. действиям в условиях совершения

Далее мы изучали, организуется террористического акта или угрозы ли подготовка (обучение) студен- его совершения (см. табл. 7). тов, преподавателей, вспомогатель-

Таблица 7.

Ответы респондентов на вопрос: «Организуется ли подготовка (обучение) студентов, преподавателей, вспомогательного персонала способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения?»*

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

Нет 65 66 53 54

Да, путем проведения инструктажей, занятий 35 34 47 46

Да, проводятся занятия по минимиза-

ции морально-психологических по- 13 14 11 12

следствий террористического акта

Да, путем проведения тренировок и

учений

Другое 5 6 5 6

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Респонденты пояснили свои ответы. Так, большинство опрошенных, независимо от гендерных особенностей и направления обучения, отметили, что проводятся тренировки и учения, в рамках которых отрабатываются действия на случай пожара, но на случай теракта тренировок не проводилось. Через систему образования, СМИ, а также другие каналы социализации люди имеют возможность получить представление, как себя вести в случае

угрозы теракта или в ситуации, когда, к сожалению, уже произошла трагедия.

Далее мы изучали, обладают ли наши респонденты необходимыми знаниями, навыками и умениями в сфере противодействия терроризму. В частности, изучали, знают ли респонденты, что необходимо предпринять, при обнаружении забытой или бесхозной вещи в общественном транспорте (см. табл. 8).

6

С. Л. Таланов

Таблица 8.

Ответы респондентов на вопрос: «Напишите, что необходимо предпринять, если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте?»*

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

Принять меры по недопущению приближения людей к подозрительному 100 100 100 100

предмету

Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке водителю 62 70 61 72

Ни в коем случае вещь не трогать, не 61 68 59 71

вскрывать и не передвигать находку

Не предпринимать самостоятельно

никаких действий с находкой или

подозрительными предметами, кото- 60 67 60 72

рые могут оказаться взрывными уст-

ройствами

Опросить людей рядом, возможно,

вещь принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщить 32 74 33 75

о находке в полицию

Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы 32 58 30 59

Постараться установить, чья вещь 21 54 19 56

или кто мог ее оставить

Зафиксировать время обнаружения

находки и незамедлительно сообщить 19 9 22 11

в территориальный орган полиции

Затрудняюсь ответить 5 5 6 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Как видно из опроса, абсолютно все респонденты указали, что при обнаружении подозрительной вещи или предмета необходимо сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки. Респонденты могли пояснить свои ответы. Так, значительная часть

юношей и девушек указали, что постоянно в общественных местах встречали информацию о том, как надо себя вести, если нашли забытый предмет или бесхозную вещь. Кроме того, об этом постоянно информирует Антитеррористическая

С. Л. Талано6

комиссия Ярославской области че- предпринять, в случае обнаружения рез СМИ. подозрительного предмета в подъ-

Далее мы изучали, знают ли на- езде своего дома (см. табл. 9). ши респонденты, что необходимо

Таблица 9.

Ответы респондентов на вопрос: «Напишите, что необходимо предпринять, если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Принять меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету 100 100 100 100

Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке в полицию 63 69 61 72

Не предпринимать самостоятельно никаких действий с находкой 62 66 63 71

Ни в коем случае не трогать, не вскрывать и не передвигать находку 60 67 60 70

Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы 56 79 55 82

Зафиксировать время обнаружения находки и незамедлительно сообщить в полицию 19 9 22 11

Постараться установить, чья вещь или кто мог ее оставить 12 34 13 37

Опросить соседей в подъезде 10 32 11 35

Затрудняюсь ответить 6 5 6 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Как видно план, предполагаемых действий респондентов в случае обнаружения подозрительных вещей в общественном транспорте почти не отличаются от предполагаемых действий в случае обнаружения аналогичной вещи в подъезде. Обращает на себя внимание, что девушки в отличие от юношей го-

товы приложить больше усилий для обхода соседей в подъезде, чтобы найти хозяина вещи.

Далее мы изучали, знают ли наши респонденты, что необходимо предпринять, в случае обнаружения подозрительного предмета в вузе (общежитии и т. п.) (см. табл. 10).

6

С. Л. Таланов

Таблица 10.

Ответы респондентов на вопрос: «Напишите, что необходимо предпринять, если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении?»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы 56 79 55 82

Принять меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету 53 70 54 68

Ни в коем случае не трогать, не вскрывать и не передвигать находку 48 52 45 55

Немедленно сообщить о находке администрации или вахтеру (охраннику), а они уже информируют полицию 41 50 39 52

Не предпринимать самостоятельно никаких действий с находкой 32 47 35 48

Зафиксировать время обнаружения находки и незамедлительно сообщить сразу в полицию 11 9 13 10

Постараться установить, чья вещь или кто мог ее оставить. 10 21 8 23

Затрудняюсь ответить 5 5 5 5

*Количество % по так как респонденты могли указа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из ответов видно, в вузе студенты ведут себя иначе. Считают, что в учебных корпусах меньше вероятность обнаружения подозрительных предметов, чем в подъезде или в общественном транспорте. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы. Так, большинство респондентов, независимо от гендерных особенностей, указали, что в подъезде надо проявлять большую бдительность, так как не во всех домах есть консьержки, бдительность надо

вертикали больше 100, ть несколько вариантов ответов

проявлять и в общественном транспорте, а в учебных корпусах, общежитиях, столовой и т. д. всегда есть люди (охрана, повара и т. п.), соответственно меньше шансов, что в вузе могут оказаться подозрительные предметы. То есть, большая часть студентов надеется на охрану и других людей (вспомогательный персонал) в вузе.

Далее мы исследовали знают ли студенты признаки взрывчатых веществ (см. табл. 11).

С. Л. Талано6

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Таблица 11.

Ответы респондентов на вопрос: «Признаки, которые могут указать на наличие взрывных устройств»*

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы Юноши Девушки Юноши Девушки

п=210 п=390 п=252 п=348

Установленные на обнаруженном

предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним при- 100 100 100 100

знакам, схожая с антенной и т. д.

Шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низ- 100 100 100 100

кочастотные шумы)

Наличие связей предмета с объектами

окружающей обстановки в виде растя- 100 23 100 19

жек, прикрепленной проволоки и т. д.

Необычное размещение обнаружен-

ного предмета (не должно его здесь 27 79 25 77

быть, не на своем месте и т. п.)

От предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах 15 — 14 —

Другие 5 5 5 5

Как видно из ответов, значительная часть респондентов имеет достаточно хорошие представления о том, как предположительно выглядит угроза (взрывное устройство). При этом девушки склонны больше уделять внимание странно размещенным предметам и вещам, чем юноши.

Далее мы изучали, проводят ли и если да, то, как часто члены общественного совета при УМВД России по Ярославской области открытые лекции в вузах по профилактике экстремизма и терроризма? (см. табл. 12)

Таблица 12.

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Да 58 56 70 71

Нет 42 44 30 29

Ответы респондентов на вопрос: «Проводят ли члены общественного совета при УМВД России по Ярославской области лекции в вузе?»

(в %, от числа ответивших)

Государственная политика противодействия терроризму

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

Из ответов респондентов видно, что члены общественного совета при УМВД России по Ярославской области проводят лекции в вузах города. Студенты имели возможность пояснить свои ответы. Так, студенты из ЯГПУ и ЯрГУ пояснили, что в их вузы периодически -раз в квартал приходят с лекциями политические деятели, ученые, медицинские работники, представители различных религиозных кон-

фессий, кроме того, в вузах есть преподаватели, которые ранее работали в правоохранительных органах. Данные преподаватели в рамках правоведения рассказывают о профилактике экстремизма и терроризма.

Далее мы изучали, проводят ли кураторы и если да, то, как часто мероприятия по профилактике терроризма в вузе (см. табл. 13).

Таблица 13.

Ответы респондентов на вопрос: «Проводят ли кураторы (наставники, преподаватели) мероприятия по профилактике терроризма в вузе?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Да 88 89 81 82

Нет 12 11 19 18

Как видно из ответов, кураторы групп уделяют серьезное внимание профилактическим мероприятиям. Опрошенные имели возможность комментировать свои ответы. Так, например, студенты-социологи из ЯГПУ пояснили, что их кураторы периодически рассказывают о профилактике терроризма, разъясняют, что необходимо делать при захвате зданий террористами, как себя вести при захвате людей в заложники, что делать, если произошел взрыв, как вести себя при завале, порядок действий при обнаружении в кор-

пусе (территории) подозрительных предметов. Кроме того, объясняют признаки, которые могут указать на наличие взрывных устройств.

Далее мы изучали, какие меры позволят снизить уровень террористической угрозы в обществе (см. табл. 14).

Большинство студентов считают, что уровень террористической угрозы можно уменьшить с помощью ужесточения наказания и повышения эффективности воспитания и образования.

Государственная политика противодействия терроризму 49

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

Таблица 14.

Ответы респондентов на вопрос: «Какие меры позволят снизить уровень террористической угрозы в обществе?»*

_(в %, от числа ответивших)_

Ответы ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=210 Девушки п=390 Юноши п=252 Девушки п=348

Ужесточение наказания за терроризм и за содействие террористам 100 89 100 87

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса в школе и в вузе 100 100 57 61

Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов 90 67 89 65

Вовлечение молодежи в социально-полезную деятельность 60 68 61 71

Пересмотр принципов реализации молодежной политики 45 37 43 36

Повышение уровня и качества жизни населения 44 42 57 63

Другое 5 5 5 5

*Количество % по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

В рамках исследования автор провел серию глубинных интервью со студентами. Далее приводим некоторые типичные высказывания студентов.

Александр, 20 лет.

«Страшно, когда происходят трагедии подобные произошедшей 11 мая в Казани. Мы, к сожалению, жители центральной России привыкли, что теракты, если и случаются, то где-то там, далеко и нам не надо проявлять бдительность. Считаю, что надо систематически проводить учения среди студентов, объяснять как себя вести в ситуации подобной той, которая произошла в Казани. Я помню, как в моей школе обеспечивали «безопас-

ность», формально, типа вахтер сидит в вестибюле за столом, и все. Вроде две видеокамеры есть еще на всю школу. Что он один охранник может?»

Сергей, 19 лет.

«Наши школы не охраняются. Заходи, кто хочет. Вахтер - бабушка, что она может? Необходимо срочно пересмотреть требования к кандидату на должность охранника в школы. Если нет денег, чтобы нанять специализированную охрану, то тогда нужно, чтобы полиция или росгвардия периодически объезжали все территории при школах. И больше надо видеокамер».

6

С. Л. Таланов

Как видно из интервью студентов, они очень обеспокоены тем, как охраняются школы. Высказывают идеи по усилению охраны в школах.

В рамках исследования проведена серия глубинных интервью с позиционными экспертами (сотрудники правоохранительных органов), п=10.

Проведена серия глубинных интервью с преподавателями и вспомогательным персоналом (вахтерами), п=2, п=10.

Преподаватели пояснили, что систематически объясняют студентам о необходимости проявлять бдительность и активную гражданскую позицию. Вахтеры отметили, что серьезно относятся к выполнению своих должностных обязанностей и их рабочие места оборудованы всем необходимым для обеспечения полной безопасности.

Далее приводим наиболее типичные высказывания позиционных экспертов.

Эксперт 1. Сотрудник МВД.

«Большинство граждан не проявляют бдительности. Телефоны доверия МВД и ФСБ молчат. После терактов некоторое время люди проявляют бдительность и звонят в ФСБ и полицию. Проходит время и снова всем все равно. Необходимо, чтобы учителя и родители разъясняли детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность».

Эксперт 2. Сотрудник ФСБ.

«К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность, даже находясь на территории, прилегающей к вузу и в учебных корпусах. Важно, чтобы студенты и преподаватели обращали внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Необходимо усилить охрану всех ДОУ, школ, вузов. Важно студентам разъяснять, как себя вести в случае угроз теракта и т. д. К сожалению, не все проявляют бдительность, и не всегда сообщают обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов».

Как видно, позиционные эксперты высказывают озабоченность по поводу отсутствия бдительности у большинства граждан РФ.

Заключение

В рамках исследования нашли подтверждение рабочие гипотезы.

Для повышения эффективности по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты дошкольных учреждений, школ, вузов и т. д. и их территории, локализации и нейтрализации последствий их проявления необходимо:

— совершенствовать систему пропускного и внутриобъектового режима образовательных учреждений;

— обеспечить оснащение образовательных учреждений совре-

С. Л. Таланоб

менными инженерно-техническими средствами и системами охраны, в том числе видеонаблюдения с распознаванием лиц, оповещения и управления эвакуацией;

— образовательным учреждениям повысить эффективность взаимодействия с территориальными органами ФСБ, МВД и Росгвардией (подразделением вневедомственной охраны);

— в образовательных учреждениях предусмотреть систему электронных пропусков (с распознаванием лиц) как для посетителей, обучающихся, так и работников, и преподавателей (учителей), позволяющую проводить идентификацию личности;

— периодически осуществлять проверки зданий (общежитий, сто-

ловых, учебных корпусов и т. д.), стоянок автотранспорта;

— систематически и целенаправленно проводить учения среди студентов, вспомогательного персонала и преподавателей по безопасной и беспрепятственной эвакуации;

— обеспечить размещение во всех учебных корпусах (столовых, общежитиях и т. п.) наглядных пособий с информацией о порядке действий студентов, преподавателей и посетителей при обнаружении подозрительных лиц, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах;

— активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Библиографический список

1. Абдулагатов З. М. Современный экстремизм и терроризм: состояние и проблемы противодействия : монография. Махачкала : Алеф, 2019. 351 с.

2. Айсханова Е. С. Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях : учебно-методическое пособие / Е. С. Айсханова, И. Д. Маль-цагов. Кисловодск : Учеб. центр «МАГИСТР», 2017. 62 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алексеева М. М. Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом: сопоставление глобальных и региональных инструментов : монография. Москва : Граница, 2019. 82 с.

4. Бешлык В. Э. Терроризм и его социально-экономические аспекты: монография. Пермь : Изд-во ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, 2019. 266 с.

5. Дмитрий Миронов поручил провести ревизию объектов образования и усилить их антитеррористическую защищенность. URL: https://www.yarregion.ru/ pag-es/presscenter/news.aspx?NewsId=21553. (Дата обращения: 28.05.2021).

6. Желтов В. В. Исламский терроризм: радикализация, рекрутирование, ин-доктринация : монография / В. В. Желтов, М. В. Желтов. 2-е изд., испр. и перераб. Москва : Вузовский учебник, 2021. 108 с.

7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы. Утвержден Президентом Российской Федерации 28.12.2018 № Пр-2665.

Государственная политика противодействия терроризму

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

8. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009.

9. Коряковцева О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117-122.

10. Криминологическая характеристика молодежного экстремизма: монография / Л. В. Рябова, Н. В. Сарычева, А. И. Ступницкий, Д. С. Токмаков. Ставрополь : Губерния, 2020. 107 с.

11. Лымарев А. В. Борьба с терроризмом в США, Великобритании, Израиле, России / А. В. Лымарев, С. Л. Таланов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Том I (Гуманитарные науки). С. 138-142.

12. Молодежный экстремизм: интегрированный подход с позиции гуманитарных наук : монография / Э. И. Мещерякова, Д. В. Карелин. Томск : Изд-во Томского университета, 2019. 161 с.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» от 25.03.2015 № 272.

14. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 07.11.2019 № 1421.

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от 02.08.2019 № 1006.

16. Розанов А. С. Программы профилактики терроризма в США, Испании, Франции и России: сравнительный анализ : дис. ... канд. полит. наук: МГУ. Москва, 2013. 188 с.

17. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3.

18. Amjad N., Wood A. M. Identifying and changing the normative beliefs about aggression which lead young muslim adults to join extremist anti-semitic groups in Pakistan // Aggressive Behavior. 2009. № 35(6). P. 514-519.

19. Boyd-MacMillan E., Campbell C., Furey A. An IC intervention for post-conflict Northern Ireland secondary schools // Journal of strategic security. 2016. № 9(4). P. 111-124.

20. Brooks M., Ezzani M. «Being Wholly Muslim and Wholly American»: Exploring one islamic school's efforts to educate against extremism' Teachers college record. 2017. P. 119.

С. Л. Талано6

21. Goldberg T. Looking at their side of the conflict? Effects of single versus multiple perspective history teaching on jewish and arab adolescents' attitude to out-group narratives and in-group responsibility // Intercultural education. 2014. Vol. 25(6). P. 453-467.

22. Kruger. A.B. and Malecková, J. Education, poverty and terrorism: Is there a causal connection? // Journal of economic perspectives. 2003. № 17(41). P. 119-144.

23. Lymarev A.V., Talanov S.L. Prevention of terrorism and extremism in universities // European journal of natural history. 2018. № 2. P. 84-87.

24. Mandaville P., Nozell M. United States Institute of Peace (USIP), Engaging religion and religious actors in countering violent extremism. 2017.

25. Mattsson C., Hammarén N., Odenbring Y. Youth 'at risk': A critical discourse analysis of the European Commission's Radicalisation Awareness Network Collection of approaches and practices used in education// Power and education. 2016. № 8(3). P. 251-265.

26. Steer L., Ghanem H., and Jalbout M. Arab youth: Missing educational foundations for a productive life? Center for universal education at brookings. Washington D.C. 2014.

27. Willman A. Briefing note. Development dimensions of violent extremism. World Bank. Internal distribution. 2015.

Reference list

1. Abdulagatov Z. M. Sovremennyj jekstremizm i terrorizm: sostojanie i problemy protivodejstvija = Modern extremism and terrorism: state and problems of counteraction : monografija. Mahachkala : Alef, 2019. 351 s.

2. Ajshanova E. S. Profilaktika jekstremizma i terrorizma v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah = Prevention of extremism and terrorism in educational institutions : uchebno-metodicheskoe posobie / E. S. Ajshanova, I. D. Mal'cagov. Kislovodsk : Ucheb. centr «MAGISTR», 2017. 62 s.

3. Alekseeva M. M. Sotrudnichestvo gosudarstv v bor'be s terrorizmom: sopo-stavlenie global'nyh i regional'nyh instrumentov = Cooperation of states in the fight against terrorism: a comparison of global and regional instruments : monografija. Moskva : Granica, 2019. 82 s.

4. Beshlyk V. Je. Terrorizm i ego social'no-jekonomicheskie aspekty = Terrorism and its socio-economic aspects : monografija. Perm' : Izd-vo FGBOU VO Permskij GATU, 2019. 266 s.

5. Dmitrij Mironov poruchil provesti reviziju ob#ektov obrazovanija i usilit' ih antiterroristicheskuju zashhishhennost' = Dmitry Mironov instructed to conduct an audit of educational facilities and strengthen their anti-terrorist security. URL: https://www.yarregion.ru/ pages/presscenter/news.aspx?NewsId=21553. (Data obrashhenija: 28.05.2021).

6. Zheltov V. V. Islamskij terrorizm: radikalizacija, rekrutirovanie, indoktrinacija = Islamic terrorism: radicalization, recruiting, indoctrination : monografija / V. V. Zheltov, M. V. Zheltov. 2-e izd., ispr. i pererab. Moskva : Vuzovskij uchebnik, 2021. 108 s.

Государственная политика противодействия терроризму

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

7. Kompleksnyj plan protivodejstvija ideologii terrorizma v Rossijskoj Federacii na 2019-2023 gody. Utverzhden Prezidentom Rossijskoj Federacii 28.12.2018 № Pr-2665 = Comprehensive plan for countering the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023. Approved by the President of the Russian Federation on december 28, 2018 No. Pr-2665.

8. Koncepcija protivodejstvija terrorizmu v Rossijskoj Federacii Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 05.10.2009 = The Concept of countering terrorism in the Russian Federation approved by the President of the Russian Federation on 05.10.2009.

9. Korjakovceva O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi v uslovijah modernizacii obshhestva = Development of social and political activity of youth in the context of modernization of society // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2009. № 2 (11). S. 117-122.

10. Kriminologicheskaja harakteristika molodezhnogo jekstremizma = Criminological characteristics of youth extremism : monografija / L. V. Rjabova, N. V. Sarycheva, A. I. Stupnickij, D. S. Tokmakov. Stavropol' : Gubernija, 2020. 107 s.

11. Lymarev A. V. Bor'ba s terrorizmom v SShA, Velikobritanii, Izraile, Rossii = Fight against terrorism in the USA, Great Britain, Israel, Russia / A. V. Lymarev, S. L. Talanov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. № 2. Tom I (Gumanitarnye nauki). S. 138-142.

12. Molodezhnyj jekstremizm: integrirovannyj podhod s pozicii gumanitarnyh nauk = Youth extremism: an integrated approach from a humanities perspective : monografija / Je. I. Meshherjakova, D. V. Karelin. Tomsk : Izd-vo Tomskogo universiteta, 2019. 161 s.

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashhishhennosti mest massovogo prebyvanija ljudej i ob#ektov (territorij), podlezhashhih objazatel'noj ohrane vojskami nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i form pasportov bezopasnosti takih mest i ob#ektov (territorij)» ot 25.03.2015 № 272 = Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of requirements for anti-terrorist protection of places of mass stay of people and objects (territories) subject to mandatory protection by the troops of the National Guard of the Russian Federation, and forms of safety passports for such places and objects (territories)" dated 03.25.2015 No. 272.

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashhishhennosti ob#ektov (territorij) Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii i ob#ektov (territorij), otnosjashhihsja k sfere dejatel'nosti Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii, i formy pasporta bezopasnosti jetih ob#ektov (territorij)» ot 02.08.2019 № 1006 = Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of requirements for anti-terrorist security of facilities (territories) of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation, its territorial bodies and subordinate organizations, facilities (territories) related to the scope of activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, passport form safety of these facilities (territories) and the recognition as invalid of some acts of the Government of the Russian Federation" dated 07.11.2019 No. 1421.

С. fi. Tanauo8

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashhishhennosti ob#ektov (territorij) Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii i ob#ektov (territorij), otnosjashhihsja k sfere dejatel'nosti Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii, i formy pasporta bezopasnosti jetih ob#ektov (territorij)» ot 02.08.2019 № 1006 = Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of requirements for anti-terrorist security of objects (territories) of the Ministry of education of the Russian Federation and objects (territories) belonging to the sphere of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation, and the form of the safety data sheet for these objects (territories)" dated 02.08.2019 No. 1006.

16. Rozanov A. S. Programmy profilaktiki terrorizma v SShA, Ispanii, Francii i Rossii: sravnitel'nyj analiz = Terrorism prevention programs in the USA, Spain, France and Russia: a comparative analysis : dis. ... kand. polit. nauk: MGU. Moskva, 2013. 188 s.

17. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu» ot 06.03.2006 № 35-FZ = Federal'nyj zakon "O protivodejstvii terrorizmu" ot 06.03.2006 No. 35-FZ.

18. Amjad N., Wood A. M. Identifying and changing the normative beliefs about aggression which lead young muslim adults to join extremist anti-semitic groups in Pakistan // Aggressive Behavior. 2009. № 35(6). P. 514-519.

19. Boyd-MacMillan E., Campbell C., Furey A. An IC intervention for post-conflict Northern Ireland secondary schools // Journal of strategic security. 2016. № 9(4). P. 111-124.

20. Brooks M., Ezzani M. «Being Wholly Muslim and Wholly American»: Exploring one islamic school's efforts to educate against extremism' Teachers college record. 2017. P. 119.

21. Goldberg T. Looking at their side of the conflict? Effects of single versus mul-ti-ple perspective history teaching on jewish and arab adolescents' attitude to out-group narratives and in-group responsibility // Intercultural education. 2014. Vol. 25(6). P. 453-467.

22. Kruger. A.B. and Malecková, J. Education, poverty and terrorism: Is there a causal connection? // Journal of economic perspectives. 2003. № 17(41). P. 119-144.

23. Lymarev A. V., Talanov S. L. Prevention of terrorism and extremism in universi-ties // European journal of natural history. 2018. № 2. P. 84-87.

24. Mandaville P., Nozell M. United States Institute of Peace (USIP), Engaging reli-gion and religious actors in countering violent extremism. 2017.

25. Mattsson C., Hammarén N., Odenbring Y. Youth 'at risk': A critical discourse analysis of the European Commission's Radicalisation Awareness Network Collection of approaches and practices used in education// Power and education. 2016. № 8(3). P. 251-265.

26. Steer L., Ghanem H., and Jalbout M. Arab youth: Missing educational foundations for a productive life? Center for universal education at brookings. Washington D.C. 2014.

27. Willman A. Briefing note. Development dimensions of violent extremism. World Bank. Internal distribution. 2015.

ГГосударственная политика противодействия терроризму

в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.