УДК 323.28
DOI 10.23672/j1615-4829-1611-d
Тертышникова Анастасия Геннадьевна
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии, Российский университет дружбы народов [email protected]
Ларина Татьяна Игоревна
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии, Российский университет дружбы народов [email protected]
Anastasia G. Tertyshnikova
Candidate of Sociological Sciences, Assistant of the Department of Sociology, Peoples' Friendship University of Russia [email protected]
Tatiana I. Larina
Candidate of Sociological Sciences, Assistant in the Department of Sociology, Peoples' Friendship University of Russia [email protected]
Безопасность глазами
иностранных студентов: в россии и дома
Safety through
the eyes of foreign students: in russia and at home
Аннотация. РУДН, являясь самым интернациональным вузом страны, обладает уникальной возможность изучать представления студентов из различных стран мира. Данный обзор кратко знакомит читателей с результатами социологического опроса иностранных студентов РУДН, посвященному изучению их представлений о безопасности нахождения в России по сравнению с родным регионом. Описаны основные направления понимания студентами терроризма, его причин, черт террориста, студенты оценили безопасность в России и способность властей их защитить. Данная информация может быть полезна службам других вузов, где обучаются иностранные студенты.
Ключевые слова: безопасность; терроризм; студенчество; иностранные студенты; СМИ.
Annotation. RUDN University is the most international university in the country, and as the result it has a unique opportunity to study the ideas of students from different countries of the world. This review briefly acquaints readers with the results of a sociological survey of foreign students of RUDN University, dedicated to the study of their ideas about the safety in Russia in comparison with their native region. The main directions of understanding by students of terrorism, its causes, terrorist features are described, also students assessed the security in Russia and the ability of the authorities to protect them. This information can be useful to the services of other universities where foreign students study.
Keywords: Safety; terrorism; student community; foreign students; mass media.
Ситуация в современном мире такова, что почти в каждом выпуске новостей мы видим репортаж о случаях проявления социального насилия. Это стало одной из важнейших проблем современной изменчивой действительности. Растет беспокойство граждан, связанное с их неуверенностью в собственной безопасности. Можно сказать, что мир, в котором мы живем, полон событий и явлений, носящих как положительный, так и негативный, а порой и ужасающий характер. Говоря об ужасающих явлениях, нельзя не упомянуть терроризм, который получил широкое распространение в XXI веке. Терроризм, в основном, взят на вооружение радикально настроенными группировками или же некоторыми слоями населения тех или иных стран, которые пытаются привлечь внимание мирового сообщества. Террористическая активность и характер ее проявлений, ее стремительное развитие, прямо говорят о высокой степени актуальности террористической угрозы. Количество совершающихся терактов непрерывно растет и большинство специалистов отнюдь не прогнозируют их снижения в ближайшем будущем, именно поэтому изучение
вопросов безопасности представляет собой одну из самых острых и актуальных проблем на сегодняшний день. По данным Фонда «Общественное мнение», страх террористических атак с 2015 года не покидает сознание россиян, хотя и не находится на первой позиции (не более трех ответов на вопрос «Если говорить о ситуации в России, то что из перечисленного прежде всего вызывает у вас лично тревогу и опасения?» 12 % ответов в 2015 году, 19 % - в 2016 году, 17 % - в 2017 году, 16 % - в 2018 году, 12: - в 2019 году) [5].
Терроризм относится к количеству самых небезопасных и труднопрогнозируемых явлений нашего времени. По сравнению с другими типами насилия, собирать данные о терроризме затруднительно, поэтому возрастает интерес научного сообщества к открытым базам о подобных действиях [7]. Гораздо более простым с точки зрения аналитики является изучение представлений о терроризме, которые могут лежать в основе и стимулировать циркуляцию в обществе этнических стереотипов и ксенофобских настроений.
Терроризм, как утверждают аналитики, - малая модель войны, которую начинает и прекращает по своему усмотрению, как правило, сам инициатор боевых действий. Образовательные учреждения страны становятся полноправным институтом противодействия террору, ксенофобии, экстремизму. Конечно, определенный опыт профилактики радикализма и социального насилия накоплен, и он достаточно результативен. Однако системная угроза, какой является современный терроризм, развивается, приобретает все более устрашающие черты и формы [4, с. 2].
Хочется отметить, что представители антитеррористических ведомств констатируют: в настоящее время инициатива перешла к молодому поколению исламистов. Террористы по всему миру становятся все моложе, в большинстве случаев это люди до 29 лет, и данный показатель постоянно снижается [1, с. 89]. В этой связи, подчеркнём, что молодежь, в силу своего особого положения, подвергается рискам в значительно большей степени, чем другие социальные группы, поэтому важна не только профилактическая работа по вопросам экстремизма и терроризма, но и изучение представлений студенчества о терроризме и террористах.
В то же время, известны случаи, когда террористами - смертниками становятся социально благополучные люди. Например, в журнале, издаваемым «Аль-Каидой», подробно описываются биографии шахидов и приводится интервью одного из смертников, который опровергает то, что молодые люди становятся смертниками в результате депрессии и бедности: «Я понимаю, что означает операция самопожертвования. Я студент из состоятельной семьи. У меня нет проблем с психикой и т.д. Я могу закончить обучение и стать врачом» [1, с. 137]. Неоднородность портрета террориста дополнительно актуализирует работу с социальным представлениями.
Психологически, терроризм - продолжение радикализма, экстремизма и фанатизма. Поэтому очень важно вести действенную работу по предупреждению появления этих явлений в обществе, особенно в среде молодого поколения, вовремя распознавать экстремистские настроения, фанатизм и радикализм, принимать необходимые меры воздействия и пресечения.
География террористических актов, прокатившихся по всему миру за последние несколько лет, отчетливо продемонстрировала, что ни один регион мира, ни одно государство не застраховано от жестоких действий экстремистов. На сегодняшний день наблюдается большой наплыв частых террористических актов. В большинстве террористических актов была обнаружена связь с группировками исламского государства. Из этого следует что, большая часть террористических нападений выпала на период большого наплыва эмигрантов в связи с войной в Сирии. Но из-за того, что Европа всегда держалась за образец толерантного общества, на сегодняшний день это является большой проблемой. Эта проблема
затрагивает коренных жителей и сами европейские государства в целом. Терпимость ко всем, кто отличается от тебя, как представителя того или иного большинства. В разумных пределах она необходима для мирного сосуществования людей в современном обществе, но на определённом этапе представляет угрозу.
На базе Российского университета дружбы народов в 2019 году было проведено исследование, посвященное вопросу представлений иностранных студентов о безопасности в России. В первую очередь, речь идет о безопасности в области террористических угроз. РУДН как площадка изучения студенчества очень интересен, поскольку гораздо информативнее получить оценки одних и тех же событий представителями разных стран -и такая возможность есть в РУДН. Изучение сознания студенчества как наиболее реактивной силы общества, в то же время, наиболее подверженной влиянию современных средств массовой информации, чрезвычайно актуально [2].
В ходе анкетирования было опрошено 417 студентов из различных регионов. Выборка квотная, квоты по регионам. Распределение по регионам выглядит следующим образом: Латинская Америка - 32 респондента (7,6 % генеральной совокупности), Африка - 85 человек (20,4 %), Ближний и Средний Восток - 43 человека (10,3 %), Азия -96 человек (23 %), СНГ - 120 человек (28,9 %), Европа - 41 человек (9,8 %).
Первый вопрос, который был задан респондентам, касался определения понятия «терроризм». Для чуть более четверти опрошенных терроризм -это «преступление против нации, народа». Второй по значимости ответ - «вид войны» (19,2 %) и третий - «способ запугивания» (18,1 %). Отметим, что 81,5 % всех респондентов узнают о произошедших террористических актах через СМИ, каждый десятый - от своих знакомых, друзей, родителей, а 6,1 % - в университете. Следующий вопрос, который был задан респондентам, звучал следующим образом: «Оцените свой уровень страха перед угрозой теракта в Вашем родном регионе по сравнению с Россией?». Говоря обо всех респондентах, отметим, чуть меньше половины респондентов не чувствуют разницы в ощущении страха перед терактами между своим родным регионом и Россией. Второй по значимости ответ дали треть ответивших - «по сравнению с Россией в родном регионе чувствуется безопасность и спокойствие», и каждый пятый в России чувствует себя безопаснее, чем в родном регионе». Ситуация идентична для студентов из Африки, Азии, Ближнего Востока и СНГ. А четверть студентов из Европы и треть из Латинской Америки считают, что в России безопаснее, чем в своем родном регионе в отличии от студентов других регионов. Стоит отметить, что число женщин, которые чувствуют себя безопаснее в своем родном регионе по сравнению с Россией больше, чем число таковых среди мужчин (36,6 % против 26 %) (рис. 1). Такие результаты также могут опровергать некоторые устоявшиеся мнения о безопасности.
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: Оцените свой уровень страха перед угрозой теракта в Вашем родном регионе по сравнению с Россией. Распределение по региону
Топ-3 основных причин терроризма, по мнению опрошенных, выглядит следующим образом: религия (53,6 %), личные причины террористов (34,4 %) и причины «столкновение цивилизаций», а также - «невозможность быть услышанными другими методами» набрали по 26,7 % ответов. Больше половины студентов из Африки (63,2 %), Латинской Америки (53,1 %), Ближнего Востока (55,0 %), СНГ (56,0 %) решили, что главной причиной совершения терактов является религия, почти половина студентов Азии (46,2 %) решили также. Студенты из Европы видят причиной как «религию», так и «агрессивную политика США и некоторых стран Европы». Студенты из Африки считают второй главной причиной терроризма, после религии, «личные причины террористов» (37,9 %), студенты из Азии - «агрессивную политику США и некоторых стран Европы» (32,7 %), из Латинской Америки в равной степени - «столкновение цивилизаций» (40,6 %), «агрессивную политику США и некоторых стран Европы» (40,6 %), «личные причины террористов» (40,6 %), студенты ближнего Востока и стран СНГ - «личные причины террористов» (35 % и 36 % соответственно) (рис. 2).
Говоря о предотвращении террористических актов сотрудниками правоохранительных органов, нужно отметить принимаемые в тех или иных странах меры. Так, согласно данным опроса, респонденты, чаще всего, наблюдают в родном регионе «патрулирование полицейских в наиболее многолюдных местах в городе» (50,9 %). За этим ответом следует «осмотр багажа в главных транспортных узлах городов» (36,5 %). На третьем месте - «проверка документов у подозрительных лиц в многолюдных местах» (34,5 %). Идентичная ситуация у респондентов из Африки
и Азии. Студенты из Европы также, отмечают патрулирование полицейских в наиболее многолюдных местах в городе, но при этом 44,8 % говорят дополнительно о наличии рамок-детекторов запрещенных предметов в местах массового скопления людей». Абсолютно равный процент тех, кто отмечает варианты «тщательный осмотр посетителей торговых центров и других многолюдный замкнутых помещений», «осмотр багажа в главных транспортных узлах городов и проверку документов у подозрительных лиц в многолюдных местах» (по 37,9 % соответственно). У студентов из Латинской Америки на втором месте находится вариант «тщательный осмотр посетителей торговых центров и других многолюдных замкнутых помещений» (51,5 %). У респондентов из Ближнего Востока второе место занимают два варианта ответа: «тщательный осмотр посетителей торговых центров и других многолюдных замкнутых помещений» и «ограждение многолюдных территорий от проезда несанкционированных транспортных средств» (27,3 %). Студенты из СНГ на втором месте отмечают проверку документов у подозрительных лиц в многолюдных местах (38,6 %). Ответ - «не знаю» выбрали чаще остальных студенты из Ближнего Востока (22,7 %).
Стоит отметить, что иностранные студенты в большинстве своем полны уверенности, что российские власти смогут защитить население России от новых террористических актов: абсолютно и скорее уверены в этом 63,6 % опрошенных. 18 % скорее не уверены в этом и 5,2 % - «совершенно не уверены» и еще 13,3 % затрудняются ответить. Если посмотреть распределение по регионам, то самый высокий процент тех, кто скорее
и абсолютно не уверен в способности властей защитить от новых терактов и поэтому приехали из Европы (27,5 %). Чуть более четверти студентов из Азии также выразили неуверенность. И примерно каждый пятый студент из всех остальных регионов. Отметим интересный момент, именно студенты из Европы наряду со студентами из
Латинской Америки чувствуют себя в России безопаснее, чем дома, но, в то же время, демонстрируют сомнения в способности властей России защитить их. Данный вопрос следует изучить более глубоко, возможно, подключив к проблеме изучение стереотипов о государстве.
63,2%
Африка Европа Азия Латинская Ближний СНГ Всего
Америка Восток
■ Разрыв между богатыми и бедными странами/бедностью
■ Религия
■ Столкновение цивилизаций
I Агрессивная политикой США и некоторых стран Европы
■ Личные причины террористов
■ Невозможность быть услышанным другими методами
■ Другое
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, каковы основные причины терроризма?» Распределение по региону
69,8 % всех ответивших беспокоит сложившаяся ситуация с террористическими актами, они боятся за жизнь и здоровье близких. В разрезе по регионам видно, что студенты из СНГ, Ближнего Востока и Африки больше других переживают из-за ситуации с террористическими актами. Примерно треть студентов из Европы относятся к этому нейтрально.
Характерные черты терроризма, в первую очередь, предстают ассоциациями с насилием среди
студентов абсолютно всех регионов, на втором месте - религиозный фанатизм, и только студенты из Европы на вторую позицию поместили устрашение, что также легко объяснить новейшей историей терроризма в этом регионе. Также, отметим, что только студенты из Европы в Топ-3 черт вынесли приверженность к крайним взглядам. Борьбу за власть как черту терроризма выделили африканские студенты, что тоже является яркой отличительной чертой от других регионов. (табл. 1).
Таблица 1
Топ-3 характерных черт терроризма по версии студентов разных стран
Африка Европа Азия Латинская Америка Ближний Восток СНГ Все респонденты
Насилие Насилие Насилие Насилие Насилие Насилие Насилие
Религиозный фанатизм Устрашение Религиозный фанатизм Религиозный фанатизм Религиозный фанатизм Религиозный фанатизм Религиозный фанатизм
Борьба за власть Приверженность к крайним взглядам Устрашение Устрашение Устрашение Устрашение Устрашение
Больше половины иностранных студентов, вне зависимости от региона, полностью и скорее согласны с тем, что террористической деятельностью занимаются люди с психическими отклонениями. Наибольший процент несогласных с данным утверждением - студенты из Европы (21,4 %). Также, более половины респондентов (54,5 %) полагают, что, в первую очередь, психические отклонения являются мотивом совершения террористических актов. Второй по значимости ответ -приверженность к определенной идеологии (38,4 %). На третьем месте «стремление ощутить власть» - 28,5 %. Самыми непопулярными ответами, по мнению студентов, являются «любовь к острым ощущениям» и «самореализация». В разрезе по регионам видно, существенных отличий в ответах нет. Вне зависимости от того, откуда приехал студент, психические отклонения - ключевая причина, которая заставляет людей совершать террористические акты. Отметим, что для почти трети студентов из Латинской Америки несколько большее значение, чем для студентов других регионов имеет мотив, связанный со стремлением достичь материального благополучия.
Взаимосвязь вероисповедания и терроризма -вопрос, который так и не нашел однозначного ответа у исследователей данной темы. Причина это или оправдание? Респондентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы, что вероисповедание, является одной из главных причин совершения терактов?» По мнению 39 % ответивших на данный вопрос, вероисповедание - одна из главных причин совершения терактов. Почти треть с данным утверждением не согласны и 33,6 % затруднились ответвить. Студенты из стран Африки (42,3 %), Азии (39,8 %), Латинской Америки (44,8 %), Ближнего Востока (41,7 %) и СНГ (36,0 %) уверены, что вероисповедание является главной причиной
Литература:
1. Меркулов П.А. Распространение идеологии терроризма в молодежной среде: современные реалии и направления противодействия // Управленческое консультирование. 2019. № 5(125).
2. Пузанова Ж.В. Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студентов РУДН) / Ж.В. Пузанова, Н.П. Нарбут, Т.И. Ларина, А.Г. Тер-тышникова // Вестник РУДН. Серия Социология. Вып. 20. № 2. С. 292-306.
3. Нечитайло Д. Террористы-смертники и движение джихада // Ближний Восток и современность. М., 2009. № 40. С. 120-139.
4. Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в исследовании социальных представлений (на примере образа террориста) / Ж.В. Пузанова, А.Г. Тертышникова. М., 2015. № 4. С. 1-4.
5. Тревоги и опасения: повседневная жизнь, страна, мир // Фонд «Общественное мнение. 16.04.2019. иЯ1- : https://fom.ru/Nastroeniya/14194
6. Чурилов С.А. Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации
совершения терактов, но студенты из стран Европы (37,5 %) считают, что вероисповедание -это не основная причина. В то же время, студентам было предложено согласиться или не согласиться с высказыванием: «Не каждый мусульманин террорист, но каждый террорист - мусульманин». 29,3 % всех ответивших с данным высказыванием абсолютно не согласны и еще 23,3 % скорее не согласны, а 28,4 % полностью и скорее согласны с утверждением. Наибольший процент тех, кто полностью согласен, приехали из Азии (19,8 %). Скорее согласен каждый пятый студент из Европы и Ближнего Востока. Среди абсолютно не согласных 40,2 % ответов студентов из СНГ и по 33,3 % студентов из Латинской Америки и Ближнего Востока. Исходя из полученных данных, мы можем прийти к выводу о том, что вопрос взаимосвязи религии и терроризма достаточно спорный и вызывающий трудность в однозначной интерпретации.
В заключении хочется отметить, что иностранные студенты в большинстве своем чувствуют себя в России в безопасности и считают, что власти смогут защитить население России от новых террористических актов. Но вне зависимости от родной страны проблема терроризма затрагивает всех и каждого, поэтому представляется достаточно важным вопрос детального изучения не только вопросов безопасности, но и понимания терроризма, его причин, а также мотивов террористов.
Реализовывая весь спектр работ по профилактике идеологии терроризма, университеты становятся важным звеном в реализации государственной молодежной политики [6, с. 15]. Наш опыт может стать полезным службам воспитательной работы вузов, в которых обучаются иностранные студенты.
Literature:
1. Merkulov P.A. The spread of the ideology of terrorism among the youth: modern realities and directions of counteraction // Administrative Consulting. 2019. Vol. 125. № 5.
2. Puzanova Zh.V. Typology of historical memory about the World War II: methodological aspects of the study (on the example of the RUDN students) / Zh.V. Puzanova, N.P. Narbut, T.I. Larina, A.G. Ter-tyshnikova // RUDN Journal of sociology. Vol 20. № 2. P. 292-306.
3. Nechitailo D. Suicide Terrorists and the Jihad Movement // Middle East and Modernity. 2009. № 40. P. 120-139.
4. Puzanova Zh.V. The method of unfinished sentences in the study of social representations (on the example of the image of a terrorist) / Zh.V. Puzanova, A.G. Tertyshnikova. 2015. № 4. P. 1-4.
5. Anxieties and fears: everyday life, country, world // Public Opinion Foundation. 04/16/2019. URL : https://fom.ru/Nastroeniya/14194
6. Churilov S.A. Counteracting the ideology of terrorism in the educational organization of higher
высшего образования: концептуальное видение // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 1(20).
7. Gary La Free & Laura Dugan Introducing the Global Terrorism Database, Terrorism and Political Violence, 19:2. 2007. P. 181-204.
education: a conceptual vision // Obzor NCPTI. 2020. № 1(20).
7. Gary La Free & Laura Dugan Introducing the Global Terrorism Database, Terrorism and Political Violence, 19:2. 2007. P. 181-204.