Научная статья на тему 'Двойные стандарты мировой политики в отношении международного терроризма'

Двойные стандарты мировой политики в отношении международного терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1702
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОР / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наниева К.

В статье рассматривается понятие и сущность международного терроризма, как глобальной проблемы современного мира. Так же, понятие политики двойных стандартов в отношении международного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двойные стандарты мировой политики в отношении международного терроризма»

Наниева К.

студентка ГУМРФ адмирала С. О. Макарова

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Аннотация: В статье рассматривается понятие и сущность международного терроризма, как глобальной проблемы современного мира. Так же, понятие политики двойных стандартов в отношении международного терроризма. Ключевые слова: террор, терроризм, террористический акт, двойной стандарт.

На сегодняшний день терроризм превратился в одну из актуальнейших проблем государства. Террор в любых формах все больше угрожает безопасности человечества, несет за собой гибель сотен и тысяч людей, существенные политические и экономические последствия. Он давно вышел за рамки национального характера и приобрел международный. Жертвой терроризма может стать любой человек, более того, который не имеет ни малейшего отношения к конфликту.

Именно поэтому международный терроризм является врагом №1 мирового сообщества. Не один человек нашей планеты не сможет чувствовать себя в безопасности, пока терроризм не будет побеждён. Не зря его называют чумой двадцать первого века. Разрушая и убивая, террористы преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы

« 7

рассматриваются ими лишь как средства достижения целей.

В США и в России принятые законы вызвали в обществе большой резонанс. При этом, критика в основном была направлена на то, что законы наделяют слишком широкими полномочиями

7 Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 2002. №4. С. 34.

правоохранительные органы государства и что такие полномочия могут быть направлены против граждан, не связанных с терроризмом, для того, чтобы установить контроль над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан.

В связи с этим, интересен сравнительный анализ некоторых положений «Акта патриота США 2001 года» и Федерального Закона РФ N 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».8

Основным нормативным актом в Российской Федерации является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, принципы, субъектов противодействия терроризму, правовой режим контртеррористической операции, основы международного сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с терроризмом, а также правовые и организационные основы использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Особое внимание уделено международному сотрудничеству Российской Федерации. В статье 4 Закона регламентирует, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в

8 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В США закон о борьбе с терроризмом именуется «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему» или «Акт патриота США 2001 года».

Уместно начать с понятий терроризма, которые используют в США и России. "Патриотический акт США 2001 года" расширил понятие "федеральное преступление, связанное с терроризмом", включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений, ранее к ней не относившихся, дополнил Титул 18 Свода законов США понятием «внутренний терроризм», который ранее не был предусмотрен законом.

Кроме того, все преступления, преследуемые по статье 2332Ь «Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ» и отнесенные к «федеральным преступлениям, связанным с терроризмом», включены теперь в круг уголовно наказуемых деяний, преследуемых также и по статье 1961 Титула 18 Свода законов США, являющейся частью закона о борьбе с организованной преступностью, известной как Закон РИКО «Коррумпированные и находящиеся под рэкетирским влиянием организации». Это автоматически усилило санкции за преступления, связанные с терроризмом, так как в США уголовное наказание определяется путем сложения санкций,

Статья 2331 (Глава 113В «Терроризм») федерального уголовного кодекса определяет «международный терроризм» как «деятельность, которая:

(А) включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных

законов Соединенных Штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены в пределах юрисдикции Соединенных Штатов или какого-либо штата;

(B) выглядит направленной

• на запугивание или принуждение гражданского населения;

• на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо

• на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и

(C) имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных Штатов или осуществляется с пересечением государственных границ в смысле используемых для ее осуществления средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители».

• «внутренний терроризм» означает деятельность, которая:

• включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата;

• выглядит направленной

• на запугивание или принуждение гражданского населения;

• на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо

• на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и

• имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных Штатов».

В статье 3 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» под терроризмом понимается насилие или угроза его применения, уничтожение или угроза уничтожения имущества, могущие повлечь общественно опасные последствия, в случае совершения такого рода преступлений в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных интересов, а также посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Согласно статье 205 УК РФ терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Из приведенных формулировок можно сделать вывод, что согласно Российскому законодательству терроризм - это определенным образом мотивированные общественно опасные действия.

Новый закон предлагает иное и куда более широкое определение. Из статьи 3 Закона «О противодействии терроризму» следует, что терроризмом является не только «практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий», но и «идеология насилия».

Что законодатель понимает под идеологией насилия, в законе не раскрывается, что может привести к свободной интерпретации Закона. Это в свою очередь приведет к тому, что терроризмом могут признать любую теорию, которая призывает к неподчинению власти, независимо от того, призывает ли идеология именно к вооруженному неподчинению.

Таким образом, в российском законодательстве нет разделения понятий внутреннего и международного терроризма. Это, видимо, связано с тем, США ведут борьбу с терроризмом во всем мире. Россия ограничивается борьбой с террористами на своей территории.

В XXI веке основными регионами подверженными террористическими актам стали:

1. Ближний Восток.

2. США.

3. Россия.

4. Западная Европа.

Диаграмма № 1

Динамика терактов в мировых маштабах за *2000-2017гг.

16818

I I Колличество терактов

148 06

11999

108 02

49 ■ 765

4 78 ■ 8 4 42 ■ 81 06

1814 1907 2014 75 ■ I

1 1 1 1 I 1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

*По данным Global Terrorism Data Base of START Institute

Таблица № 1.

Количество терактов по регионам мира

№ Регион Количество терактов (2000-2017)*

1 Ближний Восток и Северная Африка 31005

2 Южная Азия 30 000

2 Африка (ниже Сахары) 9 433

4 Юго-Восточная Азия 7 756

5 Россия и СНГ 3 502

6 Западная Европа 3 385

7 Южная Америка 3 183

8 Восточная Европа 747

9 Северная Америка 683

10 Центральная Азия 301

11 Восточная Азия 235

12 Центральная Америка и Карибия 209

13 Австралия и Океания 54

ИТОГО: 92 523 теракта за 1997 - 2015 гг.

*По данным Global Terrorism Data Base of START Institute

Статистика по терроризму за 20 лет на данных территориях насчитывает более 6 тыс. крупных терактов.(См. диаграмму № 1) Количество пострадавших - более 16 тыс. Самые горячие точки подверженные атакам -Ирак, Сирия, Ливия. Несколько улучшилась ситуация в Израиле.(См. таблицу № 1) Даже на фоне арабо-израильского противостояния, статистика терроризма в Израиле демонстрирует снижением показателей по сравнению с предыдущими годами.

После самого масштабного по разрушению и количеству жертв в истории человечества теракта (взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке) одной из угроз безопасности остается терроризм в США. Статистика за последние 10 лет насчитывает 38 масштабных проявлений террора, в которых погибло более 600 человек. (см.таблицу № 2)

Таблица № 2.

Статистика терактов ХХI века по странам

Страна

Дата

Место

Количество жертв, чел

США

11.09.2001

Нью-Йорк, башни-

близнецы

2977

Россия 01.09.2004

Беслан, СШ №1

333

Индия 26-29.11.2008

Мумбаи

195

Испания 11.03.2004

Мадрид, пригородный поезд

191

Россия 23.10.2002

Москва, театр на Дубровке

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того, что бы укрепить свои позиции в борьбе с террористической деятельностью была принята глобальная контртеррористическая стратегия. Сентябрь 2006 года является новым этапом борьбы с терроризмом. Стратегия знаменует собой первый случай достижения всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом.

В стратегии указывается план действий:

• ликвидация условий, способствующих распространению терроризма;

• предупреждение террористической деятельности и борьба с ней;

• принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом;

• укрепление роли Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом;

• обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы.

Но складывается впечатление, что борьба не по единому плану, не последовательно, а в режиме реагирования на острые и наиболее сильные проявления террора, точнее только на те террористические акты, которые вызвали наиболее острую реакцию людей.

Частым явлением в международных отношениях являются «двойные стандарты», которые выступают неотделимой частью политики некоторых государств.

Политика двойных стандартов - принципиально различное применение принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов в зависимости от степени лояльности

этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Исходя из ситуаций, государства пользуются тем, что терроризм -очень противоречивое явление, приобретающее религиозные, этнические, национальные и прочие формы.

Вследствие этого они начинают оценивать ситуацию в той или иной стране в зависимости от своих интересов на политической арене. Как следствие, подменяются понятия «сепаратизм» и «национально-освободительное движение.

Практика использования двойных стандартов в отношении международного терроризма свидетельствует о том, что этим далеко не самым корректным способом ведения политики пользуются, как правило, высокоразвитые страны Запада.

Одно из ярких примеров является событие, которое произошло в августе 2008г. на Кавказе, а именно военная операция Грузии направленная против Южной Осетии. Эта провальная операция подняла на уши буквально все источники СМИ, дав повод для множества размышлений, касающихся возрастающей роли Москвы на мировой арене и дальнейшего развития отношений России и Запада. Несмотря на это, американские газеты отчаянно пытались концентрировать внимание на событиях в Гори и напропалую цитируют «обеспокоенного» Дж.Буша, как, например, Washington Post, утверждавшая, что действия российской армии в Гори навлекли на себя жесткую критику президента США, многие европейские издания признали, что события в Южной Осетии наглядно продемонстрировали двойные стандарты, используемые в американской политике.

Хотелось бы отметить, что подобная практика сложилась не вчера. К примеру, США и страны Западной Европы по мере сил

поддерживали те силы в Афганистане, которые прибегали к террористическим по форме способам вооруженной борьбы против просоветского правительства Наджибуллы, так как это отвечало их интересам, ослабляя СССР. Тогда все движения против просоветского режима считались повстанческими, а сегодня, тех же самых моджахедов, нападающих на американских и европейских солдат, они называют исключительно «террористами» и «боевиками».

Против терроризма нужно задействовать все имеющиеся институты - СМИ, систему образования, религиозные объедения, науку и бизнес. Для того что бы избежать более глобального распространения международного терроризма, следует избавиться от двойных стандартов в отношении данного вопроса а для этого следует воздерживаться от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям и принять надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы наши соответствующие территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, совершение которых будет направлено против других государств или их граждан.

Одним из наиболее распространенных способов противостояния терроризму является проведение экономических и политических реформ с целью поднятия жизненного уровня населения и предоставления оппозиции возможности действовать в легальном политическом пространстве

Более эффективным средством может служить идеологическая кампания, тотальная информационная война. Страной, которая

успешно противостояла терроризму и организованной преступности при помощи правильной идеологической кампании является Италия.

Будницкий О.В. пишет о том, что в целях борьбы с терроризмом Российское государство прекращало некоторые программы государственного развития (военные, образовательные и законодательные) или принимало требуемые реформы. «Так, реформы 1905 года были даны, по точному выражению Р. Пайпса, под дулом пистолета. Ранее "диктатура сердца" и конституционные поползновения начались после взрыва, осуществлённого народовольцами в Зимнем дворце»9 В борьбе с терроризмом действенным методом является решение государством общественных проблем, побуждающих людей совершать террористические действия.

Терроризм в наши дни превратился в важнейший фактор угрозы международной безопасности. Система мер противодействия терроризму еще далека от совершенства. Она громоздка, допускает дублирование действий, неэффективное расходование средств и перекладывание ответственности одним исполнителем на другого, ненадлежащее взаимодействие государственных и

правоохранительных органов как внутри страны, так и с аналогичными службами других государств. Тем не менее, она задействует органы федеральной и местной власти, государственные и иные силы и средства, и это позволяет говорить о том, что создана и функционирует единая политика противодействия современному терроризму.

9 Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении : идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 2000. С. 24.

Список использованных источников и литературы:

1. Букреев, В. И. Человек агрессивный: (истоки международного терроризма): учебное пособие / В. И. Букреев; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 334,[2] с. - (Библиотека психолога).

2. Кулагин, В. М. Современная международная безопасность: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»] / В. М. Кулагин. - Москва : КноРус, 2012. - 431 с.; 22 см. -(Для бакалавров).

3. Международное право [Электронный ресурс] : учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2016. - 752 с. - Режим доступа: Электронно-библиотечная система «Znanium.com»: http://www.znanium.com/.

4. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. - Минск : Хервест, 2003. - 816 с.

5. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. - 383 с.

Насоновская М.

студентка ГУМРФ адмирала С. О. Макарова

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА В СТРАНАХ СКАНДИНАВСКОГО

РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассматривается опыт трёх стран данного региона (Норвегия, Швеция, Дания) по применению положений Конвенции о правах ребёнка от 1989 года в рамках национального законодательства. Ключевые слова: права ребёнка, права человека, защита прав, Конвенция о правах ребёнка, международное право, национальное право, скандинавский регион, Норвегия, Швеция, Дания, семейное законодательство.

Вторая Мировая Война по праву считается одной из глобальных трагедий в истории человечества, которая затронула большинство стран мира. Но именно это ужасное событие дало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.