Дмитриев А. И. Терроризм как угроза национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 45-51.
Dmitriev A. I. Terrorism as a threat of national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 45-51. (In Russ.).
УДК 323/324
А. И. Дмитриев
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия
ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дмитриев Александр Иннокентьевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела.
E-mail: dm.a.perm@yandex.ru
В статье рассматриваются понятие терроризма, суть терроризма, основные субъекты международного и национального терроризма, основное содержание террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, политический экстремизм, радикализм, террористическая акция.
A. I. Dmitriev
Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia
TERRORISM AS A THREAT OF NATIONAL SECURITY
Dmitriev Alexander I. - Senior Researcher at the Research and Publishing Department.
E-mail: dm.a.perm@yandex.ru
The article gives the concept of terrorism, the essence of terrorism, the main subjects of international and national terrorism, the main content of terrorist activities.
Key words: terrorism, political extremism, radicalism, terrorist action.
С конца 80-х гг. прошлого столетия терроризм стал неотъемлемой частью общественно-политической жизни нашей страны. Вместе с тем события, которые однозначно квалифицируются в качестве террористических актов (такие, например, как взрывы в 1999 г. в Москве, Буйнакске и Волгодонске или трагедия в США 11 сентября 2001 г.), часто соседствуют с криминальными разборками и диверсионными актами. «Масштабные террористические действия, имевшие место в последние годы в различных регионах мира и сопряженные с невосполнимыми человеческими жертвами, вынуждают по новому взглянуть на проблему терроризма, которая сегодня превратилась в реальную и серьезную угрозу стабильности и безопасности социального мира и прогрессу человечества» [2, с. 38].
Средства массовой информации перегружены кровавой информацией, и обыватель не может отличить террористический акт от происшествия или случайности, это связано еще и с тем, что нет общепринятых международных определений таких понятий, как «террор», «терроризм», «террористический акт», «террористическая деятельность».
© Дмитриев А. И., 2018
«Терроризм - наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, забастовки требуют значительных ресурсов и предполагают широкую поддержку заинтересованных в дестабилизации сил. Для развертывания кампании терактов достаточно поддержки террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на всё крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства» [3, с. 117].
Давно известно, что для эффективного управления любым явлением, будь то живая природа, технический процесс или общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо изучить и знать это явление. Поэтому для борьбы с таким опасным социальным злом, в которое сегодня превратился терроризм, следует сначала исследовать его генезис, познать движущие силы, субъекты, объекты, цели, формы и способы, которые применяют террористы, уметь их различать и классифицировать для поиска наиболее действенных форм борьбы. «Масштабные террористические действия, имевшие место в последние годы в различных регионах мира и сопряженные с невосполнимыми человеческими жертвами, вынуждают по-новому взглянуть на проблему терроризма. Сегодня терроризм превратился в реальную, серьезную угрозу стабильности и безопасности социального мира, прогрессу человечества» [4, с. 14].
Между тем ни в науке, ни у юристов, ни у представителей правоохранительных органов не сложилось однозначного представления о феномене терроризма. Существуют десятки его определений. Некоторые расширенно толкуют термин «терроризм», нивелируя его до понятий «политический экстремизм», «радикализм», иногда сводя его ко всему спектру насильственных действий, ущемляющих права и свободы граждан. В других случаях наблюдается обратная тенденция: под терроризмом понимают вполне конкретные противоправные действия, которые в законодательстве различных стран выписываются диспозициями отдельных статей уголовного кодекса. Многообразие подходов объясняется спецификой регионов, национальными и историческими традициями, уровнем демократии, степенью стабильности политической ситуации в той или иной стране, особенностями юридических школ.
Даже среди серьезных аналитиков нет единого мнения о трактовке понятий, отражающих это общественное явление. Некоторые исследователи считают, что террор - это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов, а терроризм - насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок. Таким образом, оружием террора являются репрессии, а оружием терроризма - террористический акт. При этом государственный террор стимулирует появление оппозиционного терроризма. Такие понятия обосновываются и мнением видных зарубежных экспертов. Например, Уолтер Лакер говорит, что «терроризм - это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (цит. по [1, с. 11]).
Многие специалисты полагают, что террор и терроризм есть политика только государства или общественных организаций. Директор лондонского института по изучению конфликтов Б. Крозье, например, кратко говорит: «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» [6].
Существует мнение, что терроризм - это тактика политической борьбы, связанная с сознательным и систематическим осуществлением насильственных действий, когда терроризм от «уголовной» преступности отличает лишь политическая сущность. В других случаях терроризм представляется в качестве не просто физического устрашения тех или иных влиятельных лиц, а как устрашение правительств или социальных групп. Нередко
терроризм сводится к тактике, состоящей в систематической организации политических убийств без связи с революционной борьбой масс. Часть исследователей полагает, что понятием «терроризм» нужно обозначать все организации и институты, практикующие данную тактику.
Если рассматривать терроризм как тактику политической борьбы, характеризующуюся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, которое выражается в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей, то его можно оправдать целями, которые ставят перед собой те или иные партии (движения). Оценка эта будет исходить из политических пристрастий к подобным движениям или определенной политической системе. Так, западные страны до 11 сентября 2001 г. рассматривали террор со стороны чеченских боевиков как национально-освободительное движение, а контртеррористические действия федеральной власти - в качестве насильственного подавления прав человека.
Вообще слова «террор» и «терроризм» всегда служили объектом различных политических спекуляций. Германские фашисты называли советских партизан не иначе как «бандитами», «террористами» и «поджигателями», а в СССР, например, палестинских угонщиков самолетов и убийц именовали «борцами за свободу», израильских спецназовцев, которые освобождали заложников, - террористами.
В странах, где господствует диктатура или авторитаризм, террористами обычно называют представителей оппозиции, включая в их число даже профсоюзных деятелей, отстаивающих права трудящихся. Вот почему базироваться только на одной составляющей террора - его политической стороне, очевидно, нельзя.
В публицистике и средствах массовой информации в настоящее время «терроризм» часто используется как термин для обозначения экстремистских, хорошо организованных, обученных и законспирированных групп преступников, которые совершают наиболее опасные преступления, как правило, убийства.
Правительства большинства стран придают большое значение международному сотрудничеству в сфере борьбы с террором. Но опыт последних лет показывает: такое взаимодействие далеко не всегда возможно в силу разной трактовки самого понятия «терроризм», что делает иногда сложным разделение понятий «террорист» и «борец за независимость (свободу, справедливость и пр.)».
Кроме того, нет единого мнения и об источниках и проявлениях терроризма, его тенденциях, о формах борьбы с этим явлением. Из содержания ряда работ, посвященных проблеме террора, можно выделить несколько основных мнений об особенностях современного терроризма. Вкратце они сводятся к тому, что, во-первых, считается, что он представляет собой нечто новое, не имеющее прецедента в истории. По этой причине источники терроризма, если таковые и имеются, не представляют особого интереса. Во-вторых, есть мнение, что терроризм - это реакция на несправедливость, а террористы - фанатики-идеалисты, доведенные до отчаяния бесчеловечными условиями существования. Они якобы бескорыстны, и в основе их действий лежат мотивы чисто идеологического характера. Если бы в мире царила политическая и социальная справедливость, никакого терроризма не было бы и в помине. Поэтому единственным способом уменьшения угрозы терроризма может быть борьба с теми социальными и политическими язвами, что вызывают его к жизни.
Такие мнения чаще всего не только не помогают бороться с терроризмом, но и уводят международное сообщество в сторону от решения данной проблемы, распыляют силы и позволяют террористам всех мастей добиваться своих целей через насилие и страх. Причина тому - отсутствие точных и признанных всеми государствами мирового сообщества определений (дефиниций) понятий «террор», «терроризм», «террористический акт»,
«террористическая деятельность» и других, производных от них понятий. И это не позволяет дать объективную оценку сущности отражаемых ими явлений, выявить их взаимосвязь и причины возникновения, определить тенденции их развития, совершенствовать способы борьбы с ними.
Анализ ситуации, сложившейся в мире с проявлениями терроризма, показывает, что он является наибольшей угрозой безопасности любого государства, а также угрозой для всего мироустройства. Экстремисты нашли эффективное средство ведения войны с цивилизованными странами. Их стремления к переделу мира, силовой смене власти в ряде развивающихся стран так сильны, что без объединения здоровых сил в борьбе с экстремизмом сегодня невозможно обойтись.
Понимание этого в мире есть, однако процесс сдерживается в силу различного осмысления странами самого понятия «терроризм» и опасности, исходящей от терроризма как явления. Исследования свидетельствуют, что все меры, принимаемые государствами по борьбе с терроризмом, не столь эффективны, они не позволяют ликвидировать (что в принципе невозможно), но даже надежно ограничить террористическую деятельность в рамках, не влияющих на социально-политическую обстановку.
Современный терроризм не только угрожает отдельным политическим и общественным деятелям, группам граждан, объектам государственных инфраструктур, но и подрывает основы сложившегося миропорядка. Сегодня террористические угрозы приобрели глобальный характер и представляют серьезную опасность как для отдельных государств и народов, так и для цивилизации в целом. Террористам удалось создать международный террористический консорциум, внедрить в руководство ряда государств своих пособников, взять под контроль международные и национальные финансовые и банковские структуры, транснациональные преступные группировки, отдельные политические партии и общественные движения. По всему миру террористами организована широкая сеть лагерей, центров и баз подготовки боевиков, создано глубоко законспирированное террористическое подполье.
Особую опасность представляет использование международными террористическими организациями в качестве прикрытия своих преступных замыслов религиозного фактора. Лидеры созданного в 1998 г. так называемого мирового фронта джихада в соответствии с искаженной трактовкой предписаний Корана и норм шариата провозгласили своей целью свержение правящих режимов и установление теократической формы правления в ряде арабских государств, распространение своего влияния на весь мусульманский мир и создание всемирного «халифата» (первоначально в составе Афганистана, государств Центральной Азии, Пакистана, Ирана, некоторых районов Российской Федерации, а в дальнейшем - Ближнего Востока и Персидского залива).
Сегодня мировым сообществом отчетливо осознана опасность терроризма для судеб цивилизации. Международному терроризму нанесен серьезный удар. Однако необходимо понимать, что в лице международного терроризма мы имеем сильного, жестокого, коварного и циничного противника, до полной победы над которым еще далеко. Чем больше будут успехи мирового сообщества в борьбе с терроризмом, тем злее и изощреннее он будет сопротивляться. Сегодня нужно отдавать себе отчет в том, что в реализации своих преступных замыслов международный терроризм будет применять самые подлые и низменные методы борьбы, его не остановят ни гибель тысяч ни в чем не повинных людей, ни угрозы масштабных экологических катастроф. Он готов переступить все моральные нормы и человеческие ценности, толкнуть мир во времена мрачного средневековья.
Основными субъектами международного и национального терроризма являются:
• радикальные политические движения;
• экстремистски настроенные националистические и сепаратистские движения и группы;
• радикальные (фундаменталистские) религиозные движения и организации;
• национальные и транснациональные преступные группировки и организации;
• спецслужбы некоторых государств, покровительствующие в той или иной степени деятельности террористов;
• антидемократические режимы тоталитарного или полуфашистского типа.
В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа террористических организаций, укрупнению и разветвлению их структур. Этот процесс сопровождается сращиванием террористических организаций с организованной преступностью. Налаживаются связи и взаимодействие между террористическими организациями, действующими в различных странах. Создаются единые органы управления, которые предоставляют друг другу финансовую и иную помощь, обеспечивают тесное взаимодействие.
В современных условиях террористическая деятельность характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, разнообразием применяемых форм и методов, поддержанием устойчивой связи и взаимодействия с международными террористическими центрами.
Основным содержанием террористической деятельности являются:
• организация, планирование, подготовка и проведение террористических актов;
• подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами и организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
• организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции и равно участие в такой акции;
• вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
• финансирование заведомо террористических организаций, террористических групп или иное содействие им;
• насильственный захват власти и ее удержание в странах с «незаконными», с точки зрения террористов, режимами;
• организация переворотов и путчей против «неверных» правительств силами боевиков религиозных экстремистских организаций в целях создания «правильного» государства;
• ведение политической или религиозной борьбы с использованием методов физического насилия;
• осуществление безадресного террора, взрывы и обстрел мест скопления людей, преимущественно мирных жителей, в расчете на создание в обществе обстановки страха и насилия, запугивание населения и подрыв его доверия к власти;
• взрывы, поджоги, разрушение и уничтожение зданий, общественных учреждений, дипломатических и иных иностранных представительств, технических объектов и культурных ценностей в целях дестабилизации общественно-политической обстановки и демонстрации своих возможностей;
• похищения людей и захваты заложников в целях принуждения органов власти к выполнению предъявленных политических требований под угрозой расправы с заложниками;
• угроза проведения диверсионных актов и уничтожения объектов жизнеобеспечения, важных промышленных предприятий, а также применения оружия массового уничтожения в целях оказания давления на государственные органы и принуждения к реализации требований террористов;
• формирование международных и региональных органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции;
• возбуждение радикальных антиправительственных настроений в обществе в целях борьбы за влияние и власть;
• проникновение в общественные, государственные, политические, экономические и силовые структуры;
• создание центров и баз подготовки боевиков, террористического подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах;
• создание сети фирм, компаний, банков, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций;
• использование конфликтных и кризисных ситуаций для расширения своего влияния;
• проведение скоротечных боевых вылазок, нападений на сотрудников органов безопасности, военнослужащих, склады с оружием и боеприпасами;
• убийства политических противников и журналистов;
• террористические акты против военнослужащих армий иностранных государств;
• использование для реализации террористических актов боевиков-смертников.
Основными формами террористической деятельности являются:
• террористическая агрессия - вооруженное вторжение крупных сил международного терроризма на территорию государства в целях свержения существующей власти и установления «правильного», с точки зрения террористов, режима, осуществленное по единому замыслу и плану;
• террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме: взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
• преступления террористического характера - преступления, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях.
Характерная черта современной террористической деятельности - тщательное планирование террористических актов и использование при их осуществлении самых разнообразных методов, основными из которых являются:
• убийства государственных, политических, религиозных лидеров;
• насилие над физическими лицами или организациями;
• похищение людей и захват заложников;
• захват государственных и общественных учреждений и организаций;
• диверсии на государственных и военных объектах и объектах на коммуникациях;
• уничтожение материальных объектов, культурных и исторических ценностей в террористических целях;
• шантаж органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц угрозами совершения террористических актов;
• пропаганда бескорыстности и «высоких идеалов» терроризма;
• подстрекательство к террористическим акциям;
• вовлечение в террористические организации.
Террористические организации постоянно совершенствуют методы своей деятельности, исходя из постулатов, что любой из применяемых методов должен обеспечить внезапность, скандальность (обеспечить как можно более широкую огласку, создать панику и неразбериху, парализовать деятельность органов власти) и вопиющую жестокость (чтобы не оставалось ни капли сомнения в реальности угроз террористов и их способности «идти до конца»).
Справиться с международным терроризмом, не допустить его распространения можно, лишь создав международную систему борьбы с терроризмом. Одной из основных задач войск национальной гвардии Российской Федерации является «участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом»1. В этой системе основное значение приобретают формирование идеологии, идеологическая борьба с экстремизмом вообще и с терроризмом в частности. Именно это, как представляется, и должно стоять на повестке дня мирового сообщества. Все остальные подсистемы могут работать и уже работают как на региональном, так и на международном уровне.
Целенаправленные и объединенные усилия мирового сообщества станут гарантией нераспространения терроризма и сохранения стабильности в каждой отдельно взятой стране [5].
Библиографический список
1. Грачев С. И. Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под общ. ред. О. А. Колобова. Н. Новгород: ФМО / ИСИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010. URL: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2f/51/2f5186d7-eb6c-4ecb-a013-255c63e70529/grachev_terroruzm_i_contrterrorizm.pdf (дата обращения: 16.03.2018).
2. Дмитриев А. И. Воздействие экологического терроризма на объекты жизнедеятельности человека // Актуальные вопросы подготовки специалистов силовых структур: современное состояние и пути развития / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2017. С. 38-41.
3. Дмитриев А. И. Наркотерроризм // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы. В 2-х ч. / под общ. ред. С. А. Куцен-ко: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск: Новосибирск. воен. ин-т им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. С.116-120.
4. Дмитриев А. И., Максимов А. В. Теоретические основы терроризма. Определение экономического ущерба при оценке эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). С. 13-18.
5. Терроризм как угроза национальной безопасности: материалы межвед. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Богданова. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2014. 102 с.
6. Crozier B. Time to get tough with terrorists reader's digest. Plesentville, 1973. Ap. № 612.
1 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.