Научная статья на тему 'Государственная политика в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом'

Государственная политика в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2807
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Набиев B.

С проблемой терроризма столкнулась не только Россия, но и многие зарубежные страны. На сегодня в 70 странах насчитывается около тысячи групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора. Усиливается эскалация террористической деятельности, расширяется ее география, усложняется характер, возрастают численность и изощренность террористических актов, становятся более разнообразными их формы, объекты и цели1. В последнее время террористы стремятся к использованию новых технологий в ядерной, биологической, химической, информационной сфере, которые, по их замыслу, позволят осуществить их человеконенавистнические цели. Террористические акты все чаще оборачиваются массовыми человеческими жертвами, ведут к масштабным разрушениям материальных и духовных ценностей, сеют недоверие, вражду и ненависть между социальными и национальными группами и целыми государствами. Терроризм вышел за национальные рамки, приобрел глобальный характер, превратившись в серьезную проблему международного характера. Происходит количественный рост террористических актов на фоне крайней циничности и жестокости их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом»

Вугар НАБНЕБ

государственная политика в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом

С проблемой терроризма столкнулась не только Россия, но и многие зарубежные страны. На сегодня в 70 странах насчитывается около тысячи групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора. Усиливается эскалация террористической деятельности, расширяется ее география, усложняется характер, возрастают численность и изощренность террористических актов, становятся более разнообразными их формы, объекты и цели1. В последнее время террористы стремятся к использованию новых технологий в ядерной, биологической, химической, информационной сфере, которые, по их замыслу, позволят осуществить их человеконенавистнические цели. Террористические акты все чаще оборачиваются массовыми человеческими жертвами, ведут к масштабным разрушениям материальных и духовных ценностей, сеют недоверие, вражду и ненависть между социальными и национальными группами и целыми государствами. Терроризм вышел за национальные рамки, приобрел глобальный характер, превратившись в серьезную проблему международного характера. Происходит количественный рост террористических актов на фоне крайней циничности и жестокости их исполнения.

НАБИЕВ

Вугар

Мамед-оглы —

подполковник

юстиции,

соискатель кафедры национальной безопасности РАТС

Как отметил руководитель Национального антитеррористичес-кого комитета России (НАК) Н. П. Патрушев, в 2006 году в результате проведения специальных операций удалось нарушить систему управления бандгрупп и нанести руководящему звену незаконных вооруженных формирований, действующих в Северо-Кавказском регионе, значительный урон. «Нам удалось сорвать замыслы международных террористических организаций и бандглаварей и не допустить распространения очагов терроризма и экстремизма на территории Северного Кавказа», — подчеркнул он. В работе НАК Н. П. Патрушев отметил важность своевременного выявления, перекрытия и ликвидации каналов, по которым поступают средства для незаконных вооруженных формирований. Директор ФСБ также привел данные, согласно которым в минувшем году было предотвращено более 300 терактов, которые главари бандформирований замышляли провести на территории Чечни, Дагестана, Ингушетии и Ставропольского края. «За преступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью, в прошлом году осуждены 900 человек», — уточнил Патрушев2.

Вступивший в силу в марте 2006 г. закон «О противодействии терроризму» (включая четыре статьи, которые вступили в силу с 1 января 2007 г.) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, ликвидации последствий терактов, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом. Кроме того, закон определяет правовой режим контртеррористической операции, условия ее проведения и руководство.

1 Указ президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»

2 В Ростове-на-Дону началось VI совещание НАК, 27.03.2007. www.regions.ru/ news

Данный закон нацелен на усиление работы органов государственной власти и управления, общественных организаций в сфере антитеррористической деятельности. На основании этого закона правительством Российской Федерации, министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется разработка соответствующих планов действий. Однако в данной работе не всегда учитываются опыт аналогичной деятельности в зарубежных странах, которые сталкиваются с такими же проблемами, и то обстоятельство, что ряд задач по борьбе с терроризмом приходится решать совместно с зарубежными спецслужбами.

В настоящее время каждое государство в мире может отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать национальную безопасность только в рамках конструктивного диалога с иными государствами. Межгосударственный диалог ведется на различных уровнях, включая и уровень спецслужб. В общей сложности ФСБ России сегодня взаимодействует более чем со 100 иностранными спецслужбами, но наиболее перспективными, по мнению руководства ФСБ, считается развитие сотрудничества в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая «становится реальным фактором стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе». Их взаимодействие и координация деятельности в области борьбы с терроризмом, распространением наркотиков и иными угрозами являются важным условием эффективности этой работы. На современном этапе терроризм непосредственно затрагивает многие стороны жизни общества, следовательно, и борьба с ним должна рассматриваться как общегосударственная проблема. Одним из важных ее направлений считается повышение уровня международного сотрудничества со спецслужбами иностранных государств.

Актуальность исследования данной проблемы определяется также следующими обстоятельствами.

Во-первых, международное сотрудничество органов безопасности по проблемам борьбы с терроризмом является сравнительно новым направлением их

деятельности, в отношении которого государственная политика до конца не сформирована. За рубежом в качестве одного из самых опасных мотивов терроризма является оказание влияния на международную политику.

Во-вторых, организация противодействия терроризму включает международные аспекты, так как террористы часто используют территории других стран как площадки для подготовки террористических актов или мест убежища после их совершения. При подготовке и осуществлении крупномасштабных мероприятий по борьбе с терроризмом важным условием выступают координация функций и согласование действий со спецслужбами иностранных государств.

В-третьих, мировой опыт показывает, что бороться с терроризмом в одиночку бесперспективно. В практику деятельности спецслужб разных стран давно вошли регулярные, но не афишированные встречи их представителей. Однако неразработанность нормативно-правовой базы и механизмов этого сотрудничества, нечеткость государственной политики по данным воппросам затрудняют антитеррористическую деятельность.

Автор полагает, что для повышения эффективности борьбы с терроризмом необходимо определять новые формы и методы противодействия этому феномену, разрабатывать механизмы международного сотрудничества спецслужб, создавать нормативную правовую базу сотрудничества как на двусторонней, так и многосторонней основе, банки данных о международных террористах и их организациях, осуществлять ряд совместных мероприятий. Теоретическая разработка основ государственной политики в данной сфере выступает важным фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Научному осмыслению в первую очередь должны быть подвергнуты следующие проблемные ситуации:

— противоречия в трактовке понятий «террорист» и «борец за независимость» в различных странах, существенные различия в подходах к типологии и классификации терроризма, политика «двойных стандартов» в оценке террористических проявлений;

— терроризм в ряде стран является «государственным», некоторые преступ-

ные организации до такой степени проникли в государственные структуры, что стали неотъемлемой частью существующей политико-экономической системы;

— государственная политика РФ в области международного сотрудничества спецслужб в настоящее время носит аморфный, нечеткий характер и не подкреплена соответствующей нормативноправовой базой;

— несовершенство мировоззренческой и методологической базы доктринальных исследований, недостаточное использование системного подхода при рассмотрении политики в области борьбы с терроризмом как элемента всей политики государства, как части национальногосударственной доктрины России.

У исследователей терроризма в России основное расхождение с западными учеными сводится к неодинаковой трактовке сущности терроризма и в частности международного. В странах Запада главный упор делают на средства, способы деяния — осуждают преступные и антигуманные. Для российских политиков и юристов главным оказывается мотивация, побудительные причины противозаконного деяния. В первом случае преступление квалифицируется по формальным признакам (поджог, захват, взрыв), во втором — по социальным (в каких целях — ради обогащения, смены режима, запугивания оппонентов). Подобные расхождения требуют организации на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или по крайней мере его основных признаков.

Сравнительный анализ определений, выработанных национальными законодательствами и отражающих особенность политической составляющей в определении терроризма (в Великобритании террористический акт-2000: «Совершение или угроза совершения действия», целью которого является «оказание влияния на правительство, запугивание населения или его части... с целью реализации политической, религиозной или идеологической цели»; в США: «Незаконное применение силы или угроза ее применения. с целью запугивания правительства, организации или какой бы то ни было общности с тем, чтобы заставить принять новую политическую или соци-

альную линию»; в России, ФЗ «О противодействии терроризму» и УК России: существуют два определения терроризма, которые также говорят о действиях террористов в целях «устрашения населения» или же «оказания воздействия на принятие решений органами власти»), помогает выявить возможную степень международного сотрудничества в выработке общего определения терроризма.

Особенности международных актов по противодействию терроризму (Европейская конвенция по пресечению терроризма, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом, Конвенция по борьбе с финансированием терроризма) выражаются тем, что ни один из них не определяет термин «терроризм» как таковой и отделяет терроризм от политической составляющей. Так, например, в Европейской конвенции по пресечению терроризма устанавливается, что террористические преступления не рассматриваются как политические преступления или преступления, вызванные политическими мотивами. А в соответствии со ст. 6 конвенции о борьбе с финансированием терроризма зафиксировано: «Каждое государство-участник обеспечивает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы преступные деяния, попадающие под действие настоящей конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким бы то ни было соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера».

Примером плодотворного международного сотрудничества по данному вопросу может стать принятое 7 декабря 2001 г. Советом ЕС Рамочное решение о борьбе с терроризмом. В рамках этого соглашения было выработано общее определение терроризма, первое на международном уровне. В качестве террористических преступлений классифицируются «преднамеренные действия, которые в силу своей природы или содержания могут нанести серьезный ущерб стране или международной организации», «в случае, если они совершены с целью устрашения

населения или незаконного склонения правительства или международной организации к исполнению или воздержанию от исполнения какого-либо действия, или серьезной дестабилизации или разрушения основных политических, конституционных, экономических или социальных структур страны или международной организации».

Определение ЕС допускает достаточно широкие интерпретации, но в то же время главная цель данного Рамочного решения заключается в том, чтобы сблизить законодательства стран — членов Совета ЕС в области борьбы с терроризмом и помочь тем государствам-членам, которые не имеют законодательства в этой области, выработать таковое. Рамочное решение позволяет также и параллельное сосуществование всех национальных законов о борьбе с терроризмом.

Если же сравнить определение Рамочного решения с определением российской законодательной базы (Уголовный кодекс, федеральный закон «О противодействии терроризму»), то можно отметить, что они сходятся по основным пунктам, даже несмотря на то, что российское определение намного шире, чем европейское.

Существование схожих элементов в определениях России и ЕС предоставляет основу для сотрудничества в области борьбы с терроризмом на двусторонней и многосторонней основе. Более того, Россия и ЕС могли бы поддержать друг друга при обсуждении этого определения в международных организациях, например в ООН или ОБСЕ.

В целом отсутствие четкости и единства во взглядах исследователей на определение терроризма и международного терроризма свидетельствуют о том, что понятия «терроризм», «международный терроризм» являются категориями в большей степени политическими, чем правовыми. Это позволяет США и их союзникам оперировать этим термином с позиции «двойных стандартов» и использовать борьбу с терроризмом для достижения геополитических целей на мировой арене.

Среди политических проблем стратегической деятельности российского государства по реализации собственных национальных интересов важное место занимает проблема установления пари-

тетных и адекватных взаимоотношений с иностранными государствами в области борьбы с терроризмом. В структуре данной проблемы можно выделить следующие важные аспекты:

• выполнение Российской Федерацией подписанных и ратифицированных в установленном порядке международных соглашений;

• всестороннее научное обоснование подготовки новых решений по международным инициативам, их экспертизе с учетом национальных интересов РФ и прагматического подхода;

• усиление совместных действий по таможенному и иным формам контроля за международной торговлей оружием, перемещением лиц, причастных к террористической деятельности;

• формирование объективного мнения за рубежом об обстановке в России и проводимых контртеррористических мероприятиях;

• обучение и стажировка российских специалистов в области борьбы с терроризмом в авторитетных учебных и тренинговых центрах за рубежом, а также содействие в получении соответствующих знаний для иностранцев на территории Российской Федерации.

При активной роли Российской Федерации могут и должны формироваться согласованная стратегия использования сил и средств органов безопасности за рубежом при совместном выполнении задач по борьбе с терроризмом, межгосударственного перемещения спецсредств, а также проблемы, связанные с законодательным регулированием, и многие другие проблемы.

Несомненно, компетенция специальных служб и правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения терроризма ограничена в плане влияния на объективные причины преступлений, связанных с терроризмом. Вместе с тем потребность в комплексном и системном решении общегосударственной по сути задачи противодействия терроризму становится все более актуальной. На практике это означает создание единой, комплексной и стратегически продуманной системы мер противодействия терроризму. Эта система должна учитывать как специфические российские особенности, так и международные подходы к решению данной проблемы.

Автор считает, что современная практика антитеррористической деятельности, в том числе и в зарубежных странах, не вполне адекватна современным тенденциям развития, поскольку современные подходы к ее организации в основном охватывают сферу непосредственного предупреждения и противодействия террористической активности, но не предполагают системного и комплексного воздействия на сферу ее причин — широкий спектр общественных отношений, связанных с зарождением, вызреванием и функционированием террористических структур, социальной и политической мотивации террористов. Эту точку зрения поддерживают кафедра национальной безопасности РАГС при президенте РФ, ряд ученых, глубоко изучающих эту проблему1. Данное обстоятельство должно учитываться при выработке государственной политики в области международного сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом.

Одной из корневых причин, порождающих терроризм, является нарушение исторически сложившегося природного баланса между централизованным регулированием и способностью общества к саморегуляции. Если снижениегосударст-венного регулирования не полностью компенсируется институциализирован-ной самоорганизацией, то образовавшийся разрыв моментально заполняется спонтанной самоорганизацией в форме социальных патологий: преступности, терроризма, теневой экономики, коррупции и т. д. Разрушение в любом государстве исторически сложившихся параметров порядка, другими словами, иерархий

— государственных, социальных, культурных, религиозных, ценностных, экономических и прочих с неизбежностью ведет к террористическим проявлениям.

В антитеррористической борьбе современного мирового сообщества объективно действуют две тенденции — интеграции и дифференциации. Первая отражает объединение усилий государств мира в

1 Грачев С. И., Колобов О. А., Корнилов А.

A. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм. Монография. Нижний Новгород, Институт стратегических исследований ННГУ, 1998. Лутовинов В. И. Военно-политические процессы в мире и в России. Учеб. пособие. Лутовинов

B. И., Мотин Ю. Н. (под общ. ред. Прохожева А. А.). РАГС при президенте РФ. Кафедра национальной безопасности. М., Изд-во РАГС

борьбе с международным терроризмом, а вторая выражает реализацию национальных интересов и особенности противодействия терроризму в каждом отдельном государстве. Названные тенденции не исключают, а взаимно дополняют друг друга в процессе взаимодействия, хотя конкретный характер и уровень этого взаимодействия могут проявляться по-разному в зависимости от состояния международных отношений на каждом этапе исторического развития.

Общей чертой политико-правового регулирования в рамках антитеррористи-ческой деятельности в зарубежных государствах являются усиление ответственности и повышение жесткости санкций за уголовные преступления террористического характера, а также стремление осуществить более четкое отграничение между общеуголовными преступлениями и террористическими действиями на базе определения существенных и характерных признаков терроризма. Такими существенными признаками терроризма, как отмечается в ряде законодательных актов, являются следующие: наличие политических и социальных мотивов и целей, применение насильственных методов и средств, осуществление угроз, запугивания и устрашения населения, достижение общественной опасности, угроза жизни и здоровью граждан.

Законодательство зарубежных государств, нацеленное на борьбу с терроризмом, содержит правовые нормы двух направлений: а) нормы, направленные на пресечение террористических действий; б) нормы профилактически-предупреди-тельного характера, вплоть до поощрительных для бывших террористов за оказание соответствующей помощи правоохранительным органам. Общественная практика свидетельствует, что нормы пресечения терроризма являются доминирующими в тех государствах, которые более других подвергаются воздействию терроризма. И наоборот — более «благоприятные» в террористическом отношении государства предпочитают уделять внимание развитию правовых основ, нацеленных на профилактику и предупреждение террористических проявлений.

Разумеется, сами по себе международные нормативные правовые документы не являются панацеей от угрозы международного терроризма. Тем не менее их

значимость определяется усилением правовой базы глобального уровня для принятия практических мер в этом направлении. В таком контексте, например, четко выражена глобальная законность ответа на терроризм, который может быть обеспечен целым рядом средств, основанных на принципах универсальности, законности и широких мандатах ООН.

При этом особенностью международного права в области борьбы с терроризмом является констатация принципа, согласно которому квалифицируемые как акты терроризма преступные деяния ни при каких обстоятельствах не должны быть оправданы по соображениям религиозного, политического, идеологического, расового, этнического или иного аналогичного характера.

В целом межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, создают определенную правовую основу для создания механизмов, ориентированных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также наказывать лиц, виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь. Следует особо подчеркнуть важнейшее значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения так называемой универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа «aut dedere aut judicare» (лат. «либо выдавай, либо суди»), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

Универсальные конвенции обеспечивают единый подход к оценке отдельных форм международного терроризма и мерам борьбы с ними практически всего мирового сообщества. Вместе с тем их недостатком является то, что предназначенные для всех государств мира, они объективно не могут учитывать всех особенностей и потребностей сотрудничества на двустороннем и региональном уровнях. Поэтому многие государства заключают

многосторонние договоры регионального характера, которые составляют группу документов международного антитерро-ристического законодательства так называемого регионального уровня.

В этом плане показателен опыт формирования законодательной базы борьбы с терроризмом прежде всего европейских структур. По мнению большинства специалистов, Европа в силу своей компактности и объединительных тенденций более активно, своевременно и эффективно в правовом отношении реагирует на новые угрозы и вызовы мировой цивилизации и прежде всего угрозы международного терроризма.

Функционирующая современная система международного сотрудничества призвана играть важную роль по гармонизации национальных законодательств и взаимодействию органов представительной власти различного уровня. Это обусловлено тем, что именно различия в национальных правовых системах, слабая совместимость уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных институтов создают непреодолимые трудности в создании общего международного правового поля борьбы с терроризмом.

Особую роль в сфере противодействия терроризму играет Европол. Так, с 15 ноября 2001 г. в рамках Европола функционирует специальное подразделение по борьбе с терроризмом. В его состав включаются эксперты и офицеры по связи из органов внутренних дел и спецслужб государств ЕС. На Европол возложена ответственность за сбор и обработку информации, оперативный и стратегический анализ угроз безопасности, подготовку предложений о мерах по предотвращению и пресечению террористической деятельности. Ему поручается также следить за незаконным оборотом оружия и финансовыми источниками подпитки терроризма. Внутри Европола сформирован антитеррористический отдел из национальных экспертов. Круглосуточно работающий оперативный центр в постоянном режиме снабжает соответствующие европейские правоохранительные структуры текущей и систематизированной информацией. В закрытых банках данных накапливается конфиденциальная информация. В рамках Европола осуществляются взаимосвязанные программы (программы оценки террорис-

тической угрозы, нераспространения, формирования многонациональных сил, координации национальных усилий и сотрудничества с третьими международными организациями, подготовки и переподготовки кадров и др.). При Европоле образована экспертная группа высокого уровня из представителей национальных служб, занимающих ведущие позиции в своих странах в борьбе с терроризмом. Кроме того, предусмотрено, что он должен тесно взаимодействовать с Рабочей группой по терроризму Совета отраслевых министров ЕС и Антитеррористической группой.

Другой опорой Европейского союза в противодействии терроризму является Евроюст — орган Евросоюза, состоящий из прокуроров, магистратов или обладающих аналогичными полномочиями офицеров полиции, созданный решением Совета Европы и Евросоюза в феврале 2002 г. в целях борьбы с тяжкими преступлениями. Главное предназначение Евроюста состоит в усилении борьбы с особо опасными преступлениями, а следовательно, и терроризмом.

Кроме того, Оперативному подразделению руководителей органов полиции ЕС поручено вести реестр национальных антитеррористических мер, разрабатывать предложения по усилению контроля на границах, готовить заседания начальников антитеррористических структур Евросоюза.

Координация действий между Европолом, Евроюстом и Оперативным подразделением возложена на Комитет по ст. 36. Его функции близки к тому, чем занимается Оперативное подразделение, только в сфере деятельности спецслужб, которые также возложены на Антитеррористическую группу.

К сожалению, как показывает практика, наличие столь детально разработанной и унифицированной нормативной базы обеспечивает эффективность решения организационно -координационных воп -росов противодействия терроризму только лишь в рамках самого Евросоюза. В отношениях же с государствами, не являющимися членами данной региональной организации, различие национальных законодательств продолжает оставаться непреодолимым препятствием.

Наиболее наглядно это прослеживается на примерах взаимодействия Евросоюза

с Россией в вопросах пресечения деятельности различного рода экстремистских антироссийских групп, в том числе и чеченских сепаратистов. В частности, например, на Россию не распространяются стандарты Европейского ордера на арест, нет конкретных шагов по сотрудничеству России с Евроюстом, чем достаточно эффективно пользуются чеченские экстремисты, получая возможность беспрепятственно осуществлять свою подрывную деятельность в ряде европейских стран.

Подобная политика, являющаяся рецидивом холодной войны наносит ощутимый вред не только взаимодействию России с европейскими государствами в вопросах борьбы с терроризмом, но и фактически девальвирует всю выстроенную европейскую правовую систему безопасности от террористических угроз на глобальном уровне. Поскольку именно Россия, как показывают последние события, находится в данный момент на переднем крае борьбы с терроризмом, открытие же второго фронта борьбы с этим злом в очередной раз затягивается.

Таким образом, несмотря на осознание сторонами всей остроты опасности международного терроризма, в силу различных обстоятельств существующие провалы в международной нормативной правовой базе не позволяют эффективно координировать деятельность правоохранительных органов и структур безопасности европейских региональных организаций и России.

С выходом терроризма на глобальный уровень, увеличением числа террористических организаций, укрупнением и разветвлением их структур, сопровождающихся налаживанием взаимодействия с организованной преступностью, настоятельной необходимостью стала и более тесная интеграция спецслужб по борьбе с терроризмом.

При этом интеграция спецслужб в рамках национальных систем противодействия терроризму, как показывают события последних лет в США, ряде европейских стран и в Российской Федерации, не отвечает в полной мере реализации целей и задач их антитеррористической деятельности.

Это обусловлено тем, что, как считают специалисты, одна из главных проблем в борьбе с терроризмом состоит в том,

что зачастую террористы готовят удар по одной стране на территории совсем другого государства. Именно так готовились все крупнейшие теракты, начиная с 11 сентября и взрывов в Мадриде.

Все это потребовало взаимодействия и координации деятельности спецслужб на наднациональном уроне. В основе складывающейся в настоящее время практики взаимодействия между спецслужбами различных стран лежит опыт, накопленный и реализованный спецслужбами США, Великобритании и других стран и реализованный на практике во время различных локальных вооруженных конфликтов последних лет.

В ходе Антитеррористической операции в Афганистане в 2001—2002 гг. стало очевидно, что полноценный анализ террористических угроз, готовящихся с территории третьих стран, невозможен без сотрудничества со спецслужбами других государств.

В результате столкновения с новым врагом в лице мобильных групп «Аль-Каиды», перемещающихся по разным странам, спецслужбы США и их союзники по НАТО столкнулись с проблемой обмена разведданными. Спецслужбы разных стран не смогли эффективно контактировать друг с другом, не создавая для этого специальной инфраструктуры. Когда счет идет на часы (ведь никто не знает, когда террористы собираются нанести удар), спецслужбы вынуждены не только договариваться об обмене разведывательными данными о готовящихся терактах между бывшими противниками времен холодной войны, но и создавать

технологическую базу для мгновенного обмена такими большими объемами информации по всему миру.

Поэтому перспективным направлением развития взаимодействия спецслужб в сфере борьбы с терроризмом признано повышение уровня и содержания информационного обмена между ними.

Вместе с тем, как показывает анализ, в настоящее время ни одна страна в мире не готова к созданию глобальной системы обмена. США и Великобритания предпочли пойти проторенным путем и воспроизвели для обмена данными о террористах ту же структуру, которая была создана после Второй мировой войны для глобальной сети радиошпионажа, причем с теми же участниками. В результате англоязычный мир вновь противопоставил себя Европе. Спецслужбы бывших стран Советского Союза так и остались замкнуты внутри пространства СНГ, а в Европе только после терактов в Мадриде задумались о координации борьбы с террором.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее целесообразным и эффективным способом международного сотрудничества является сотрудничество в рамках региональных международных антитеррористических организаций и на основе двухсторонних соглашений и договоров, которые позволяют (в отличие от многосторонних конвенций) полнее учитывать интересы договаривающихся сторон, детализировать взаимные обязательства по выявлению, предотвращению и пресечению террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.