Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост / предпринимательство / государственная политика / льготные ставки налога / индивидуальные предприниматели / economic growth / entrepreneurship / government policy / preferential tax rates / individual entrepreneurs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян Алексей Владимирович, Синицына Карина Игоревна

Целью исследования является определение проблем в реализации государственной политики по развитию предпринимательства, формированию направлений по ее развитию на основе анализа состояния экономики Донецкой Народной Республики и малого и среднего предпринимательства. В работе применены следующие методы: индукции и дедукции, статистический анализ, ситуационный анализ, метод логического обобщения. Результаты исследования: проведен анализ динамики основных экономических показателей ДНР (объем реализованной промышленной продукции, капитальные инвестиции, численность занятого населения в про-мышленности, экспорт и импорт товаров); представлено состояние малого и среднего предпринимательства ДНР в 2022–2023 гг.; определены факторы, препятствующие эффективной государственной политике по раз-витию предпринимательства, которыми являются боевые действия, время на адаптацию к законодательству РФ, предприятиям необходимо наработать кредитную историю и т.п.), нерешенный вопрос собственности земельных участков сельскохозяйственного и промышленного назначения, а также основных фондов; установлено, что сегодня государственная политика по развитию предпринимательства для обеспечения экономического роста ДНР включает в себя следующие меры: применение льготных ставок налога по упрощенной системе налогообложения, предоставление новой техники и оборудования в лизинг, введение моратория на проведение плановых и внеплановых проверок в отношении налогоплательщиков до 2030 г. Новизна и практическая значимость исследования заключаются в разработке направлений государ¬ст¬вен-ной политики ДНР по развитию предпринимательства, которые включают в себя обеспечение доступности инфраструктуры для предпринимателей; повышение качества контрольно-надзорной деятельности на тер-ритории Республики; обеспечение максимальной включенности субъектов предпринимательства в феде-ральные программы поддержки; создание системы упреждающей подготовки разрешительной документации на применение новых инновационных продуктов и материалов; создание онлайн-сервиса «электронное резидентство»; обеспечение понятных и прозрачных планов по закупке товаров у предпринимателей государственными корпорациями и предприятиями и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Половян Алексей Владимирович, Синицына Карина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP AS THE BASIS FOR ENSURING THE ECONOMIC GROWTH OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The purpose of the research is to identify the problems in the implementation of state policy on the entrepreneurship development, to formulate the directions for its development following the analysis of the state of the economy of the Donetsk People's Republic and small and medium-sized businesses. The paper used the following methods: induction and deduction, statistical analysis, situational analysis, logical generalization technique. Research results: the dynamics of the main economic indicators of the Donetsk People's Republic (volume of industrial products sold, capital investment, number of people employed in industry, export and import of goods) have been analyzed; the state of small and medium-sized businesses in the Donetsk People's Republic in 2022-2023 have been presented; factors that impede effective state policy for the entrepreneurship development have been identified, which are, as follows: military operations, time to adapt to the Russian Federation legislation, a need for enterprises to develop a credit history, etc.), the unresolved issue of ownership of land plots for agricultural and industrial purposes, as well as basic funds; it has been established that today the state policy for the entrepreneurship development in order to ensure economic growth of the Donetsk People's Republic includes the following measures: the use of preferential tax rates under a simplified taxation system, the provision of lease for new machinery and equipment, the introduction of a moratorium on scheduled and unscheduled inspections in relation to taxpayers until 2030. The novelty and practical significance of the paper lies in the development of directions of state policy for the entrepreneurship development in the Donetsk People's Republic, which include, as follows: ensuring accessibility of infrastructure for entrepreneurs; improving the quality of control and supervisory activities on the territory of the Republic; ensuring maximum inclusion of business entities in federal support programs; creating a system for proactive preparation of permits for the use of new innovative products and materials; creation of an online service “electronic residence”; ensuring clear and transparent plans for the purchase of goods from entrepreneurs by state corporations and enterprises, etc.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Научная статья

УДК 334.72:338.246.8(477.62)

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛОВЯН

Доктор экономических наук, доцент, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк e-mail: [email protected]

КАРИНА ИГОРЕВНА СИНИЦЫНА

Кандидат экономических наук, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк e-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. Целью исследования является определение проблем в реализации государственной политики по развитию предпринимательства, формированию направлений по ее развитию на основе анализа состояния экономики Донецкой Народной Республики и малого и среднего предпринимательства.

В работе применены следующие методы: индукции и дедукции, статистический анализ, ситуационный анализ, метод логического обобщения.

Результаты исследования: проведен анализ динамики основных экономических показателей ДНР (объем реализованной промышленной продукции, капитальные инвестиции, численность занятого населения в промышленности, экспорт и импорт товаров); представлено состояние малого и среднего предпринимательства ДНР в 2022-2023 гг.; определены факторы, препятствующие эффективной государственной политике по развитию предпринимательства, которыми являются боевые действия, время на адаптацию к законодательству РФ, предприятиям необходимо наработать кредитную историю и т.п.), нерешенный вопрос собственности земельных участков сельскохозяйственного и промышленного назначения, а также основных фондов; установлено, что сегодня государственная политика по развитию предпринимательства для обеспечения экономического роста ДНР включает в себя следующие меры: применение льготных ставок налога по упрощенной системе налогообложения, предоставление новой техники и оборудования в лизинг, введение моратория на проведение плановых и внеплановых проверок в отношении налогоплательщиков до 2030 г.

Новизна и практическая значимость исследования заключаются в разработке направлений государственной политики ДНР по развитию предпринимательства, которые включают в себя обеспечение доступности инфраструктуры для предпринимателей; повышение качества контрольно-надзорной деятельности на территории Республики; обеспечение максимальной включенности субъектов предпринимательства в федеральные программы поддержки; создание системы упреждающей подготовки разрешительной документации на применение новых инновационных продуктов и материалов; создание онлайн-сервиса «электронное резидентство»; обеспечение понятных и прозрачных планов по закупке товаров у предпринимателей государственными корпорациями и предприятиями и др.

Ключевые слова: экономический рост, предпринимательство, государственная политика, льготные ставки налога, индивидуальные предприниматели

Тематический рубрикатор e-Library: 06.52.13

ALEKSEY V. POLOVYAN

Doctor of Economics, Associate Professor, Economic Research Institute, Donetsk

KARINA IG. SINITSYNA

Ph.D., Economic Research Institute, Donetsk

STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP AS THE BASIS FOR ENSURING THE ECONOMIC GROWTH OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Abstract. The purpose of the research is to identify the problems in the implementation of state policy on the entrepreneurship development, to formulate the directions for its development following the analysis of the state of the

economy of the Donetsk People's Republic and small and medium-sized businesses. _

© А.В. Половян, 2024 50 © К.И. Синицына, 2024

The paper used the following methods: induction and deduction, statistical analysis, situational analysis, logical generalization technique.

Research results: the dynamics of the main economic indicators of the Donetsk People's Republic (volume of industrial products sold, capital investment, number of people employed in industry, export and import of goods) have been analyzed; the state of small and medium-sized businesses in the Donetsk People's Republic in 2022-2023 have been presented; factors that impede effective state policy for the entrepreneurship development have been identified, which are, as follows: military operations, time to adapt to the Russian Federation legislation, a need for enterprises to develop a credit history, etc.), the unresolved issue of ownership of land plots for agricultural and industrial purposes, as well as basic funds; it has been established that today the state policy for the entrepreneurship development in order to ensure economic growth of the Donetsk People's Republic includes the following measures: the use of preferential tax rates under a simplified taxation system, the provision of lease for new machinery and equipment, the introduction of a moratorium on scheduled and unscheduled inspections in relation to taxpayers until 2030.

The novelty and practical significance of the paper lies in the development of directions of state policy for the entrepreneurship development in the Donetsk People's Republic, which include, as follows: ensuring accessibility of infrastructure for entrepreneurs; improving the quality of control and supervisory activities on the territory of the Republic; ensuring maximum inclusion of business entities in federal support programs; creating a system for proactive preparation of permits for the use of new innovative products and materials; creation of an online service "electronic residence "; ensuring clear and transparent plans for the purchase of goods from entrepreneurs by state corporations and enterprises, etc.

Keywords: economic growth, entrepreneurship, government policy, preferential tax rates, individual entrepreneurs

Введение. Предпринимательство - это важная движущая сила, которая может ускорить восстановление экономики и стимулировать устойчивый экономический рост. Активное развитие малого и среднего бизнеса вносит значительный вклад в динамику валового регионального продукта и валового внутреннего продукта в целом.

Государство заинтересовано в поддержке и развитии предпринимательства, так как оно обеспечивает эффективную занятость, способствует инновациям и созданию новых рабочих мест, а также вносит значительный вклад в формирование бюджета через налоговые и неналоговые платежи. Успешное развитие предпринимательского сектора является ключом к процветанию экономики и повышению ее стабильности. Следовательно, государственная политика Донецкой Народной Республики (ДНР) должна быть направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства, обеспечив таким образом необходимую основу для экономического роста и дальнейшего развития.

Материалы и методы исследования. Информационной базой для проведения исследования послужили данные отчетов органов власти, нормативно-правовые акты, информация из сети Интернет. В работе применены следующие методы: индукции и дедукции, статистический анализ, ситуационный анализ, метод логического обобщения.

Анализ научной литературы. Вопросы развития предпринимательства в ДНР отражены в трудах ученых-экономистов. А.Ю. Щербина раскрывает основные перспективы развития предпринимательских структур ДНР на основе взаимодействия со

стейкходлерами через цифровые платформы, что позволит реализовать имеющийся потенциал в отраслях металлургии, энергообеспечения, пищевой, химической и фармацевтической промышленности [1]. М.В. Тимко на основе анализа текущего состояния инновационного предпринимательства в ДНР обосновывает необходимость создания центра трансфера технологий [2]. Коллективом авторов из ГБУ «ИЭИ» выделяются сильные и слабые стороны, а также возможности, угрозы развития малого и среднего предпринимательства в ДНР, а также исследуются целевое видение и стратегические задачи в сфере малого и среднего предпринимательства, реализация которых позволит обеспечить развитие промышленного региона [3].

Однако вопрос выбора эффективных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства остается актуальным в связи с необходимостью обеспечения экономического роста республики.

Результаты исследования. Экономическая ситуация в ДНР значительно изменилась за последнее десятилетие. Валовой региональный продукт по состоянию на 2021 г. составил 150 млрд руб. в текущих ценах, что почти в 3 раза меньше, чем в 2013 г.

Масштабы падения ВРП в ДНР, которое произошло в результате длительных военных действий, снизили стартовый уровень развития региона в качестве субъекта РФ.

Общий объем реализованной промышленной продукции в 2021 г. составил 49,1% от довоенного объема (рис. 1).

100,0

62,5

52,4 51,7

50,4

35 3 35.7

21,6 1 1 1

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Базисные темпы роста общих объемов реализованной промышленной продукции в 2013-2021 гг.

Металлургическое производство 33%

Электроэнергетика

29%

Рис. 2. Структура реализации продукции промышленности по отраслям в 2022 г., %

За январь-июнь 2022 г. общий объем реализации всех отраслей экономики ДНР составил 245,6 млрд руб., что на 40,9% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Наибольший рост объема реализованной продукции наблюдается в промышленности (на 55,5 млрд руб. или 60,6%).

На промышленность приходится значительная доля экспорта продукции, основных средств и занятости населения. Ключевыми составляющими промышленности ДНР являются металлургический, топливно-энергетический, химический, машиностроительный комплексы.

Структура промышленного производства в 2022 г. не претерпела значительных изменений по сравнению с 2013 г. (рис. 2).

Основную долю в промышленности по состоянию на 2022 г. занимали металлургическое производство (33%), электроэнергетика (28,8%), пищевая промышленность (14,6%), коксохимическая промышленность (8,7%), добыча каменного угля (5,7%).

Динамика капитальных инвестиций отраслей промышленности за 2014-2021 гг. отражает незначительное, но поступательное их наращивание, что свидетельствует об улучшении материально-технической базы промышленности, увеличении мощностей производства отраслей промышленности (рис. 3).

Наблюдается снижение среднесписочной численности (в 2,2 раза) и фонда оплаты труда штатных работников в сфере промышленности (рис. 4).

Среднесписочная численность в сфере промышленности снизилась на 1,9% и составила 106 033 чел., при этом фонд оплаты труда штатных работников увеличился на 47,9%.

Во внешнеторговой деятельности произошли значительные изменения (рис. 5).

Сальдо внешнеторговой деятельности из положительных значений перешло в отрицательные. Импорт стал значительно превышать экспорт.

40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

35,6

17 8 п< 22,1

х # .^ 15,2

9,5 9,2

1 I

2014 :

2015

2016 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рис. 3. Базисные темпы роста объемов капитальных инвестиций в отрасли промышленности в 2014-2021 гг.

(база - 2013 г.), %

80,0 75,0 70,0

74,1

60,1

60,8

60,2

59,1

57,1

^ 65,0 -

60,0 55,0

50,0 I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рис. 4. Базисные темпы роста численности занятых в промышленности в 2014-2021 гг. (база - 2013 г.), %

60,0 50,0 40,0 30,0

)

' 20,0 10,0 0,0 -10,0

49,9

26,1

39,7

21,2

39,4

36,6

17,3

2014 г. 2015 г.

2016 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Экспорт товаров Импорт товаров

Рис. 5. Базисные темпы роста экспорта и импорта товаров в 2014-2021 гг. (база - 2013 г.), %

Что касается развития предпринимательства, то по состоянию на начало 2023 г. доля субъектов малого и среднего предпринимательства составляла более 40% от общего количества предприятий на территории ДНР. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства ДНР осуществляют экономическую деятельность в непроизводственном секторе, направленную на обеспечение социальных условий для граждан республики, из них около 30% занимают предприятия в сфере недвижимости, предприятия торговли - 25%, промышленностью занимается около 14% [4].

По состоянию на 1 января 2022 г. в ДНР действовало около 75 тысяч предпринимателей и юридических лиц (без учёта в составе ДНР г. Мариуполя, Вол-новахи и еще нескольких районов). Однако после начала объявленной 18 февраля 2022 г. эвакуации жителей из прифронтовых районов число экономически активного населения сократилось. Эвакуация жителей и мобилизация мужчин повлияли не только на численность гражданского населения в республике, но и на число предпринимателей [5]. По состоянию на март 2023 г. в ДНР экономически активными являлись только 57 тыс. из 69 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сегодня государственная политика по развитию предпринимательства для обеспечения экономического роста ДНР включает в себя следующие меры.

1. Применение льготных ставок налога по упрощенной системе налогообложения [6]:

- освобождение от НДС в сфере общепита. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) в сфере общепита, находящиеся на общей системе налогообложения, освобождаются от НДС при условиях: сумма доходов за 2022 г. составляет не более 2 млрд руб.; удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2022 г. составляет 70% и более. Вновь созданные организации и ИП имеют право на применение освобождения от уплаты НДС начиная с налогового периода, в котором они зарегистрированы, но через год им нужно будет соответствовать общим условиям. Освобождение от НДС распространяется на услуги общепита через такие заведения, как кафе, бары, рестораны, столовые, кафетерии, закусочные; услуги по выездному обслуживанию, при котором сотрудники заведения выезжают по адресу, указанному заказчиком, без ограничений периода действия [7];

- единый тариф страховых взносов. С 1 января 2023 г. применяется единый тариф страховых взносов -30% с выплат физлицам, не превышающих единую предельную базу; 15,1% - с выплат физлицам сверх единой предельной базы [8];

- пониженный размер фиксированных страховых взносов. В августе 2023 г. для всех ИП, состоящих на учете в налоговых органах рассматриваемых субъектов Российской Федерации и работающих на их территории, установлен совокупный размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном раз-

мере до 2025 г. Для ИП, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке, указанные взносы составят: за 2023 г. - 14,4 тыс. руб.; за 2024 г. - 25,2 тыс. руб.; за 2025 г. - 36 тыс. руб. Для этих плательщиков за расчетные периоды с 2023-го по 2025 г. страховые взносы исчисляются только в совокупном фиксированном размере. При этом взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб., не исчисляются [9];

- нулевая ставка единого сельскохозяйственного налога. С сентября 2023 г. на территории ДНР применяется нулевая ставка единого сельскохозяйственного налога для всех категорий налогоплательщиков. Эта мера поддержки для сельхозпроизводителей позволит освободить их от налога на прибыль и налога на имущество и, таким образом, сохранить работоспособность сельскохозяйственных предприятий для их бесперебойной деятельности [10];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- введение специального налогового режима для самозанятых граждан «Налог на профессиональный доход». Для самозанятых граждан предусматриваются следующие преференции: 4% - с доходов от физических лиц; 6% - с доходов от юридических лиц и ИП; других обязательных платежей нет. Также для самозанятых применяется упрощенная форма отчетности, отсутствуют обязанности по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование, предоставляется налоговый вычет в размере 10 тыс. руб., автоматически начисляется налог в приложении [11].

2. Предоставление новой техники и оборудования в лизинг от ГУП ДНР «Республиканская лизинговая компания» [6]. Предпринимателям предоставляется возможность взять необходимое имущество (оборудование) в лизинг новой техники по процентным ставкам: 6% - на технику и оборудование производства Российской Федерации, ДНР и Луганской Народной Республики; 8% - иных производителей. Срок лизинга составляет 5 лет [12].

3. Программы кредитования субъектов хозяйствования, предоставляемые ЦМР и ПСБ, а также действие кредитных продуктов для сельхозпроизводителей, предоставляемых ПСБ (табл. 1) [6].

Субъекты предпринимательства (находящиеся в Едином реестре малых и средних предприятий) смогут получить средства на любые цели предпринимательской деятельности при льготной ставке до 10% годовых. Максимальный размер займа - 50 млн руб. Срок кредита - до 3 лет. Общий объем кредитования программы - до 10 млрд руб. Кредиты выдаются под поручительство «Корпорации МСП» в 2023-2025 гг. [13].

В табл. 2 представлены кредитные программы от ЦМР Банка.

Таблица 1

Кредитные программы от ПСБ (составлено по [6])_

Критерии Кредитование для новых территорий Кредитный продукт «Агро+ (Т)» Кредитный продукт «Без бумаг | Оборотный»

Цель финансирования Пополнение оборотных средств, приобретение недвижимости, оборудования на обеспечение исполнения контрактов и прочее Пополнение оборотных средств, приобретение недвижимости, оборудования на обеспечение исполнения контрактов и прочее Онлайн-кредит на любые бизнес-цели

Сумма Сумма лимита по кредитному продукту устанавливается исходя из потребности клиента, его финансового состояния, генерируемого денежного потока выручки, кредитной истории, прогноза движения денежных средств, целевого использования, условий продукта. Лимит овердрафта устанавливается в зависимости от оборота по расчетному счету клиента в Банке, определяется индивидуально От 500 тыс. руб. до 20 млн руб. До 5 млн руб.

Срок 12 месяцев и больше 12 месяцев 36 месяцев

Процентная ставка Определяется индивидуально, с возможностью выбрать тип процентной ставки - фиксированную или плавающую Фиксированная ставка, определяется индивидуально 14,35%

Таблица 2

Кредитные программы от ЦМР Банка (составлено по [13])_

Критерии Кредит по программе «Агро оборот» Кредит по программе «Агро-Экспресс» Кредит по программе «Лайт- Экспресс» Кредит по программе «Кредит-Лайт Стандарт» (для заемщиков, у которых операционный цикл составляет не более 90 дней)

Цель финансирования Для пополнения оборотных средств сельхозпроизводителей Для пополнения оборотных средств сельхозпроизводителей Пополнение оборотных средств Пополнение оборотных средств

Сумма От 1 до 20 млн руб. От 1 до 20 млн руб. От 1 до 20 млн руб. От 1 до 20 млн руб.

Срок 12 месяцев 12 месяцев 24 месяца 24 месяца

Процентная ставка 0,1% годовых (при возможности кредитования по льготной ставке); базовая ставка - 200% ключевой ставки ЦБ РФ + на 0,1% 0,1% годовых (при возможности кредитования по льготной ставке); базовая ставка - 200% ключевой ставки ЦБ РФ + на 0,1% годовых (для трейдеров -ключевая ставка ЦБ РФ +0,1% годовых) От 7,0% годовых; базовая ставка -ключевая ставка ЦБ РФ + 8,0% Ключевая ставка ЦБ РФ + 6,5%

Обеспечение Поручительство бенефициара(-ов) и залог сельскохозяйственной техники Поручительство бенефициара(-ов) Поручительство бенефициара(-ов) Поручительство бенефициара(-ов)

4. Введение моратория на проведение плановых и внеплановых проверок в отношении налогоплательщиков до 2030 г. [6]. В план проверок на 2023 г. включены только объекты, отнесенные к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска; опасные производственные объекты II класса опасности; гидротехнические сооружения II класса.

Внеплановая проверка в 2023 г. возможна только после согласования с органами прокуратуры: при

непосредственной угрозе либо причинении вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, чрезвычайных ситуациях и т.д.; при выявлении

индикаторов риска нарушения обязательных требований и т.д.; без согласования органов прокуратуры: по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и т.д. [14].

Вопросы для обсуждения. Наличие представленного перечня государственных мер по развитию предпринимательства для обеспечения экономического роста ДНР не оказывает существенного влияния на его развитие по причине воздействия факторов, препятствующих эффективной государственной политике по развитию предпринимательства, среди

которых можно выделить боевые действия на территории ДНР, недостаточность времени на адаптацию к законодательству Российской Федерации (предприятиям необходимо наработать кредитную историю и т.п.), нерешенность вопроса собственности земельных участков сельскохозяйственного и промышленного назначения, а также основных фондов.

Государственная политика по развитию предпринимательства в ДНР может включать в себя следующие направления:

- обеспечение доступности инфраструктуры для предпринимателей;

- повышение качества контрольно-надзорной деятельности на территории ДНР в отношении субъектов предпринимательства (в т.ч. переход к риск-ориентированному подходу);

- обеспечение максимальной включенности субъектов предпринимательства ДНР в федеральные программы поддержки;

- создание системы упреждающей подготовки разрешительной документации на применение новых инновационных продуктов и материалов;

- создание системы электронного обмена данными между государственными органами власти и

субъектами предпринимательства, затрагивающей процедуры регистрации бизнеса, предоставления отчетности, обращения для получения выписок, сертификатов и пр.;

- создание онлайн-сервиса «электронное рези-дентство», которое дает доступ к государственным услугам и специальным программам отдельной страны при отсутствии фактического гражданства;

- урегулирование вопросов собственности земельных участков;

- обеспечение понятных и прозрачных планов по закупке товаров у предпринимателей государственными корпорациями и предприятиями. Заключение. Таким образом, поддержка и поощрение предпринимательской активности должны быть приоритетом для любого государства, стремящегося к интенсивному развитию и экономическому росту. Государство должно стремиться к созданию прозрачных и справедливых условий для ведения бизнеса, сокращения бюрократических барьеров и предоставления необходимой поддержки малому и среднему предпринимательству.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Щербина А.Ю. Перспективы развития предпринимательских структур Донецкой Народной Республики на основе инновационно-цифровой составляющей / А.Ю. Щербина. - Текст : непосредственный // Вестник Института экономических исследований. - 2022. - № 1 (25). - С. 28-35. - EDN JQPUFM.

2. Тимко М.В. Обеспечение развития инновационного предпринимательства в Донецкой Народной Республике в условиях цифровизации / М.В. Тимко. - Текст : непосредственный // Вестник Института экономических исследований. - 2021. - № 4 (24). - С. 42-51. - EDN FFEDIL.

3. Половян А.В. Развитие промышленного региона на основе экосистемы предпринимательства / А.В. Половян, К.И. Синицына, Н.В. Стельмахова. - Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - №6 (132). - DOI: 10.23670/IRJ.2023.132.121. - EDN RUCLPG.

4. Наиболее весомая доля в реализации товаров и услуг в ДНР принадлежит малым и средним предприятиям. -URL: https://www.mk-donbass.ru/economics/2023/01/22/naibolee-vesomaya-dolya-v-realizacii-tovarov-i-uslug-v-dnr-prinadlezhit-malym-i-srednim-predpriyatiyam.html (дата обращения: 12.03.2024). - Текст : электронный.

5. В ДНР подсчитали активных предпринимателей. - URL: https://regnum.ru/article/3789126 (дата обращения: 12.03.2024). - Текст : электронный.

6. Меры поддержки субъектов МСП. - URL: https ://mer. govdnr. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11046:mery -podderzhki-subektov-msp&catid=8:novosti&Itemid=141 (дата обращения: 29.02.2024). - Текст : электронный.

7. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.07.2021 №305-ФЗ. - Текст : электронный. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46117 (дата обращения: 29.02.2024).

8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст.18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» : Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ. - Текст : электронный. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48046 (дата обращения: 29.02.2024).

9. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83. - Текст : электронный. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47593 (дата обращения: 29.02.2024).

10. Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Донецкой Народной Республики : Закон ДНР от 10.08.2023 № 467-11НС. - Текст : электронный. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-ustanovlenii-stavki-edinogo-selskohozyajstvennogo-naloga-na-territorii-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (дата обращения: 29.02.2024).

11. О введении в действие на территории Донецкой Народной Республики специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : Закон ДНР от 30.11.2022 №427-ПНС. - Текст : электронный. - URL: https://dnrsovet.su/427-iins-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vvedenii-v-dejstvie-na-territorii-donetskoj-narodnoj -respubliki-spetsialnogo-nalogovogo-rezhima-nalog-na-professionalnyj -dohod/ (дата обращения: 29.02.2024).

12. О финансовой аренде (лизинге) : Закон ДНР от 24.04.2020 №133-IIHC. - Текст : электронный. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-finansovoj-arende-lizinge/ (дата обращения: 29.02.2024).

13. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2023-2025 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области : Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 №888. - Текст : электронный. - URL: http://static.government.ru/media/files/WhvjevD2nErVHfO7Amtd5dtbAxQsemtl.pdf (дата обращения: 29.02.2024).

14. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 № 372. - Текст : электронный. - URL: http://government.ru/docs/all/146691/ (дата обращения: 29.02.2024).

REFERENCES

1. Shcherbina A.Yu. Perspektivy razvitiya predprinimatel'skikh struktur Donetskoi Narodnoi Respubliki na osnove innovatsionno-tsifrovoi sostavlyayushchei [Prospects for the development of entrepreneurial structures of the Donetsk People's Republic based on the innovative digital component]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovanii = Vestnik of Institute of Economic Research, 2022, no. 1 (25), рр. 28-35. (In Russ.)

2. Timko M.V. Obespechenie razvitiya innovatsionnogo predprinimatel'stva v Donetskoi Narodnoi Respublike v usloviyakh tsifrovizatsii [Ensuring the development of innovative entrepreneurship in the Donetsk People's Republic in the context of digitalization]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovanii = Vestnik of Institute of Economic Research, 2021, no. 4 (24), pp. 42-51. (In Russ.)

3. Polovyan A.V., Sinitsyna K.I., Stel'makhova N.V. Razvitie promyshlennogo regiona na osnove ekosistemy predprinimatel'stva [Development of an industrial region based on an enterprise ecosystem]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Scientific Research Journal, 2023, no. №6 (132). DOI: 10.23670/IRJ.2023.132.121. (In Russ.)

4. Naibolee vesomaya dolya v realizatsii tovarov i uslug v DNR prinadlezhit malym i srednim predpriyatiyam [The most significant share in the sale of goods and services in the DPR belongs to small and medium-sized enterprises]. Availabe at: https://www.mk-donbass.ru/economics/2023/01/22/naibolee-vesomaya-dolya-v-realizacii-tovarov-i-uslug-v-dnr-prinadlezhit-malym-i-srednim-predpriyatiyam. html (accessed 12.03.2024).

5. V DNR podschitali aktivnykh predprinimatelei [Active entrepreneurs have been counted in the DPR]. Availabe at: https://regnum.ru/article/3789126 (accessed 12.03.2024).

6. Mery podderzhki sub»ektov MSP [Measures to support SMEs]. Availabe at: https ://mer. govdnr. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11046:mery -podderzhki-subektov-msp&catid=8:novosti&Itemid=141 (accessed 29.02.2024).

7. Federal'nyi zakon ot 02.07.2021 No. 305-FZ «O vnesenii izmenenii v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law No. 305-FZ of 07.02.2024 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46117 (accessed 29.02.2024).

8. Federal'nyi zakon ot 14.07.2022 No. 239-FZ «O vnesenii izmenenii v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i st.18 i 19 Federal'nogo zakona «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu spetsial'nogo nalogovogo rezhima «Avtomatizirovannaya uproshchennaya sistema nalogooblozheniya» [Federal Law No. 239-FZ of 07.14.2022 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Articles 18 and 19 of the Federal Law «On Conducting an Experiment to Establish a special tax regime «Automated Simplified Taxation System»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48046 (accessed 29.02.2024).

9. Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.2022 No. 83 «O merakh po obespecheniyu uskorennogo razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologii v Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 83 of 03.02.2022 «On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47593 (accessed 29.02.2024).

10. Zakon DNR ot 10.08.2023 No. 467-IINS «Ob ustanovlenii stavki edinogo sel'skokhozyaistvennogo naloga na territorii Donetskoi Narodnoi Respubliki» [Law of the DPR No. 467-IINS of 08.10.2023 «On the establishment of the unified agricultural tax rate in the territory of the Donetsk People's Republic»]. Available at: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-ustanovlenii-stavki-edinogo-selskohozyajstvennogo-naloga-na-territorii-donetskoj-narodnoj-respubliki/ (accessed 29.02.2024).

11. Zakon DNR ot 30.11.2022 No. 427-IINS «O vvedenii v deistvie na territorii Donetskoi Narodnoi Respubliki spetsial'nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional'nyi dokhod» [Law of the DPR No. 427-IINS of 11.30.2022 «On the introduction of a special tax regime «Professional income Tax» in the territory of the Donetsk People's Republic»]. Available at: https://dnrsovet.su/427-iins-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vvedenii-v-dej stvie-na-territorii-donetskoj -narodnoj -respubliki-spetsialnogo-nalogovogo-rezhima-nalog-na-professionalnyj -dohod/ (accessed 29.02.2024).

12. Zakon DNR ot 24.04.2020 No. 133-IIHC «O finansovoi arende (lizinge)» [Law of the DPR No. 133- IIHC of 04.24.2020 «Financial leasing»]. Available at: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-o-finansovoj -arende-lizinge/ (accessed 29.02.2024).

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2023 No. 888 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidii iz federal'nogo byudzheta rossiiskim kreditnym organizatsiyam na vozmeshchenie nedopoluchennykh imi dokhodov po kreditam, vydannym v 2023-2025 g. sub»ektam malogo i srednego predprinimatel'stva na territoriyakh Donetskoi Narodnoi Respubliki, Luganskoi Narodnoi Respubliki, Zaporozhskoi oblasti, Khersonskoi oblasti» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 888 of 05.31.2023 «On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations to Reimburse their Lost Income on Loans Issued in 2023-2025 to Small and medium-sized Businesses in the Territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporizhia Region, Kherson region»]. Available at: http://static.government.ru/media/files/WhvjevD2nErVHfO7Amtd5dtbAxQsemtl.pdf (accessed 29.02.2024).

14. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 10.03.2023 No. 372 «O vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii i priznanii utrativshim silu otdel'nogo polozheniya akta Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 372 of 03.10.2023 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Invalidation of a Separate Provision of the Act of the Government of the Russian Federation»]. Available at: http://government.ru/docs/all/146691/ (accessed 29.02.2024).

Статья поступила в редакцию 20.05.2024; одобрена после рецензирования 27.05.2024; принята к публикации 14.06.2024. The article was submitted 20.05.2024; approved after reviewing 27.05.2024; accepted for publication 14.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.