Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 187-197 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 187-197
ПРАВО
Научная статья УДК 341.218.1
doi: 10.17223/15617793/494/20
Системы законодательства Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики от самопровозглашения до принятия в Российскую Федерацию: этапы и основные черты развития
Евгений Сергеевич Аничкин1
1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследована эволюция законодательства народных республик Донбасса (ДНР, ЛНР) как непризнанных государств со времени их самопровозглашения до принятия в состав Российской Федерации. Выявлены и охарактеризованы этапы формирования законодательства ДНР и ЛНР в этот период, а также его специфические черты: активное развитие собственного законотворчества; эклектика элементов украинского и российского законодательства; влияние на формирование правового регулирования режима военного положения. Ключевые слова: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, законодательство, Донбасс, рецепция, военное положение, правовые системы непризнанных государств
Источник финансирования: статья подготовлена в рамках гранта РНФ № 23-28-00138 «Системы права признанных республик Донбасса: проблемы переходного состояния и пути достижения самодостаточности»
Для цитирования: Аничкин Е.С. Системы законодательства Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики от самопровозглашения до принятия в Российскую Федерацию: этапы и основные черты развития // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 187-197. doi: 10.17223/15617793/494/20
Original article
doi: 10.17223/15617793/494/20
Legislative systems of the Donetsk People's Republic and the Luhansk People's Republic from self-proclamation to acceptance into the Russian Federation: Stages and main development features
Evgeny S. Anichkin1
1 Altai State University, Barnaul, Russian Federation, [email protected]
Abstract. This study is aimed at revealing the periodization and specific development features of the legislation of the Donetsk People's Republic (DPR) and the Luhansk People's Republic (LPR) from the time of their self-proclamation in 2014 until their acceptance to the Russian Federation as its subjects in 2022. In preparing the article, a wide list of laws and other normative legal acts of DPR and LPR, as well as doctrinal sources (mainly articles by legal scholars of DPR and LPR) were used. The methodological basis of the study was a wide range of general (dialectical, analysis and synthesis, induction and deduction) and special (synergistic, system-structural and comparative legal) methods of scientific knowledge. General scientific methods, especially the dialectical one, made it possible to study the conditions and the evolution of the systems of legislation of DPR and LPR, taking into account the changing socio-political context. With the help of the synergistic method, the intersectoral communication of the emerging legislation was analyzed. The system-structural method was used in studying the hierarchical, spatial and subject aspects of the relationship between the sources of legislation. By means of the comparative legal method, the legislative acts of DPR and LPR were compared with each other, as well as with Ukrainian and Russian laws. In the course of the study, the features of the legislation systems of the Republics of Donbass were revealed, which include the focus on integration with the more developed legal system of Russia and at the same time moving away from Ukrainian law, the lack of self-sufficiency due to the constant reception of the best legal decisions of Ukraine and Russia and the resulting eclecticism and compilativity, the high level of intensity of lawmaking, the proximity of the pace and content of the legislation of the two republics, caused, among other things, by their formation under the conditions of the special legal regime of martial law. The conclusion is substantiated that the republics have gone through two stages in their legal development and are currently in the third. The first stage is characterized by the formation of the actual republican legislation with a parallel reception of Russian legal experience, but the predominant influence of Ukrainian law (2014-2018). The second stage
© Аничкин Е.С., 2023
is characterized by the further formation of the legislative array of the republics against the backdrop of increased Russian legal influence and a significant decrease in the Ukrainian legal segment (2019-2022). The third stage is explained by the acceptance in September 2022 of DPR and LPR into our state and the beginning of systematic work to significantly update the legislation of the new constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, legislation, Donbass, reception, martial law, legal systems of unrecognized states
Financial support: The research was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00138, https://rscf.ru/project/23-28-00138/
For citation: Anichkin, E.S. (2023) Legislative systems of the Donetsk People's Republic and the Luhansk People's Republic from self-proclamation to acceptance into the Russian Federation: Stages and main development features. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 187-197. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/20
Абрис исследования
Важнейшие для дальнейшего развития и судьбы России события, наблюдаемые в настоящее время (беспрецедентные антироссийские санкции со стороны «коллективного Запада», специальная военная операция нашей страны на Украине, частичная мобилизация и др.) в значительной степени являются следствием тех процессов, которые рельефно обозначились и оформились на Украине в 2014 г. Самопровозглашение Донецкой и Луганской народных республик (далее - ДНР, ЛНР) в апреле 2014 г. и их вооруженная борьба за независимость с материнским государством, последующее международное признание несколькими странами мира (Российской Федерацией, Сирией, КНДР), а затем и включение этих территорий в сентябре 2022 г. в состав Российской Федерации стали важными событиями в обновлении геополитической архитектуры на постсоветском пространстве. Все эти события актуализируют научный и практический интерес к осмыслению специфики и тенденций развития законодательства указанных территорий после 2014 г. и до сегодняшнего дня.
Качественно новый этап развития обусловливает активное формирование республиками собственной государственности и стремление к построению существенно модернизированных автономных правовых систем. Это закономерно встречает на своем пути многочисленные препятствия и сложности как военно-политического, так и организационно-правового и экономического характера. Закономерно, что право непризнанных или частично признанных государственных образований переживает переходный период формирования, характеризующийся коренными изменениями, незавершенностью системы, противоречивостью, неравномерностью развития отраслей и институтов, динамичностью и пробельностью правового регулирования, незрелостью и радикализмом правосознания [1. С. 401-411]. Не являются исключением и формирующиеся правовые системы республик Донбасса. Более того, переходный период в них получил даже формальное отражение. Так, Конституция ЛНР, принятая 18 мая 2014 г., называлась «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики» [2], а в ДНР первоначальный этап ее правового развития ознаменовался принятием Постановления Совета Министров ДНР от
2 июня 2014 г. № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [3], а позднее Постановления Совета Министров ДНР от 31 мая 2016 г. № 7-58 «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» [4].
Поскольку главным компонентом правовой системы является законодательство, то в данной статье основной фокус внимания сосредоточим на основных чертах его развития в период от самопровозглашения республик до их принятия в состав Российской Федерации. Полагаем, что в своем развитии системы законодательства ДНР и ЛНР прошли несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику, обусловленную динамикой текущих внешне и внутриполитических изменений. Нижней хронологической границей первого этапа является самопровозглашение ДНР и ЛНР в апреле 2014 г. Следует согласиться с А.А. Поправко в том, что он характеризуется созданием «смешанной правовой системы с преобладанием законодательства Украины» [5. С. 194], влияние которого заметно ослабевает к 2018 г.
Для второго этапа примерно с 2018 г. и по 2022 г. характерно усиление пророссийской правовой ориентации и расширение рецепции российского опыта. Этот вектор особенно усилился после февраля 2022 г., когда Российская Федерация официально признала независимость республик Донбасса как субъектов международного права и начала на территории Украины специальную военную операцию. Как известно, это признание было оформлено указами Президента РФ [6, 7], а также договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанными Российской Федерацией с ДНР и ЛНР 21 февраля 2022 г. и ратифицированными в форме федеральных законов на следующий день [8, 9]. Показательным «водоразделом» между этапами послужили конституционные реформы в ДНР и ЛНР на рубеже 2018-2019 гг., когда в конституции республик были внесены многочисленные поправки о взаимоотношениях между высшими органами государственной власти (главы республик, народные собрания, правительства), копирующие модель взаимоотношений между Президентом РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ [10, 11].
Третий этап, продолжающийся в настоящее время, юридически обособлен фактом включения территорий
ДНР, ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей 30 сентября 2022 г. в состав Российской Федерации [12-15]. Поскольку третий этап начал формироваться совсем недавно, и необходимый для научного осмысления нормативный и эмпирический материал только появляется, он станет предметом отдельного изучения в рамках настоящего проекта в следующих публикациях. В данной статье поставим исследовательский акцент на характеристике первых двух этапов развития систем законодательства самопровозглашенных республик Донбасса.
У первых двух этапов наблюдались как общие черты, так и различия. Основными общими чертами стали: 1) активное развитие собственно республиканского законотворчества ДНР и ЛНР; 2) смешанное содержание систем законодательства ДНР и ЛНР с эклектикой элементов украинского и российского законодательства и соответствующего правового опыта; 3) влияние на формирование правового регулирования новых республик режима военного положения. Ключевое различие заключается в преобладающем действии на первом этапе украинского законодательства и, напротив, дистанцировании от него и активной рецепции российских правовых практик в последующем. Данные утверждения требуют подробного обоснования.
Развитие собственного законодательства ДНР и ЛНР
Обретение республиками Юго-Востока Украины независимости и активное формирование ими собственной государственности объективно предопределяло необходимость форсированного формирования автономных систем права как в ДНР, так и в ЛНР. По нашим подсчетам за период с 2015 г. (парламент - Народный Совет ЛНР приступил к работе только 17 ноября 2014 г., а первые результаты его законодательной деятельности появились в начале 2015 г.) по 2021 г. в ЛНР было принято 638 законов, причем темп законотворческой активности Народного Совета ЛНР заметно увеличился (на 30-40%) в последние годы, что объясняется увеличением количества законов о поправках в ранее принятые законы. Так, в 2015 г. в ЛНР было принято 75 законов, в 2016 г. - 61, в 2017 - 58, в 2018 - 89, в 2019 - 120, в 2020 - 117 и в 2021 - 118 (данные за 2022 г. пока недоступны в открытых источниках) [16].
Примерно такие же количественные данные о принятых законах в ДНР. В соответствии с данными официального сайта Народного совета ДНР количество принятых парламентом и подписанных главой ДНР законов составило в 2014 г. - 13, в 2015 - 94, в 2016 - 56, в 2017 -62, в 2018 - 57, в 2019 - 78, в 2020 - 153, в 2021 - 105, за 2022 - 84. Таким образом, общее количество принятых законов с учетом 2022 г. составило 688 [17]. В тоже время несколько иные количественные данные приведены А.А. Поправко - 778 законов. При этом далее уточняется, что за период 2014-2021 гг. принято 147 новых законов, 9 кодексов, а также 625 изменений и дополнения к уже существующим законам [18. С. 21]. Примерно
такая цифра действительно складывается без учета законов, принятых парламентом, но отклоненных главой ДНР.
Такое количество принятых законов динамично заполнило все основные сферы общественных отношений, среди которых государственное строительство, хозяйственная деятельность, социальная политика, культурно-образовательная сфера, финансы и налоговая система, экология и недра и др. Это послужило основой генезиса и развития соответствующих отраслей права (конституционного, гражданского, предпринимательского, социального обеспечения, финансового, налогового, экологического и т.д.). Прежде всего, в образовавшихся квазигосударствах были приняты собственные конституции - 14 мая 2014 г. Конституция ДНР и 18 мая 2014 г. Конституция ЛНР. Они послужили основой формирования кодифицированного и обыкновенного законодательного регулирования. Кроме того, в ЛНР изначально было предусмотрено принятие конституционных законов, но вскоре они были исключены из системы нормативных правовых актов Республики [19].
В настоящее время в ДНР принято 10 кодексов, в ЛНР 11, но также несколько проектов кодексов находятся в разработке (например, Трудовой кодекс ДНР, Жилищный кодекс ЛНР). При этом обращают на себя внимания два ключевых различия между республиками в этом вопросе. Во-первых, несовпадение темпов принятия кодексов. Если в ДНР первым был принят Уголовный кодекс (14.08.2014), а все остальные были приняты с 2018 по 2022 г. (Уголовно-процессуальный кодекс 24.08.2018, Гражданский кодекс 13.12.2019, Водный кодекс 07.02.2020, Семейный кодекс 17.07.2020, Арбитражный процессуальный кодекс 30.04.2021, Гражданский процессуальный кодекс 30.04.2021, Кодекс административного судопроизводства 30.06.2021, Уголовно-исполнительный кодекс 30.06.2021, Земельный кодекс 11.04.2022), то в ЛНР, напротив, все кодексы принимались равномерно с 2015 по 2018 г. - Трудовой кодекс 30.04.2015, Уголовный кодекс 14.08.2015, Уголовно-процессуальный кодекс 21.08.2015, Кодекс гражданской защиты 24.06.2016, Кодекс об административных правонарушениях 15.07.2016, Таможенный кодекс 07.04.2017, Арбитражный процессуальный кодекс 14.06.2018, Кодекс административного судопроизводства 14.06.2018, Семейный кодекс 14.06.2018, Гражданский кодекс 08.10.2018, Гражданский процессуальный кодекс 08.10.2018. Во-вторых, обращает на себя внимание частичное различие в видах кодексов. В-третьих, в ЛНР и ДНР кодексы обладают разным уровнем юридической силы: если в соответствии со ст. 3 и ч. 3 ст. 9 Закона ЛНР «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 30.04.2015 г. кодексы занимают промежуточное положение между конституцией и законами [20], то в иерархии нормативных правовых актов ДНР кодексы занимают третье место после конституции и законов (п. 1 ст. 6 Закона ДНР «О нормативных правовых актах» от 07.08.2015) [21].
Сведения о принятии обыкновенных законов и содержании некоторых из них хорошо представлены в ряде научных публикаций [22-24]. Поскольку становление ДНР и ЛНР было обусловлено одинаковыми причинами, происходило в схожей общественно-политической обстановке и имело идентичные ориентиры дальнейшего развития, то неудивительна тождественность многих правовых институтов, источников и норм права этих республик. Также для унификации и синхронизации законодательства ДНР и ЛНР кроме политических (создание на первоначальном этапе Союза народных республик) [25] были и юридические основания, оформившие интеграционные намерения республик в Меморандуме о правовом сотрудничестве 2015 г., Соглашении о сотрудничестве в области регистрации актов гражданского состояния 2015 г., Протоколе о намерениях создания единого таможенного пространства 2018 г., Договоре о создании единого экономического пространства 2021 г. и ряде других подобных документов. Важнейшим направлением этой работы явилось расширение межпарламентского сотрудничества между Народным Советом ДНР и Народным Советом ЛНР. В частности, в Протоколе о сотрудничестве между законодательными органами ДНР и ЛНР от 15 июня 2018 г. предусмотрены регулярный обмен информацией о текущей деятельности обоих парламентов, принятыми нормативными актами и их проектами, находящимися на рассмотрении; совместные консультации при разработке проектов законов; сотрудничество в сфере обмена методическими и другими материалами [26].
В связи с этим хотелось бы сосредоточить внимание не на обзоре текущего законодательства, а на выявлении ряда принципиальных различий в законодательном регулировании двух республик Донбасса. Только сопоставление основных законов позволяет констатировать наличие Счетной палаты в ЛНР и отсутствие таковой в ДНР, запрет продажи земель в ЛНР (п. 4 ст. 5 Конституции ЛНР 2014 г.) и отсутствие такого запрета в ДНР, полномочие Народного Совета ДНР толковать Конституцию ДНР (ст. 69 Конституции ДНР 2014 г.) и, напротив, отсутствие такого права у Народного Совета ЛНР (хотя до 2019 г. такое полномочие в Регламенте Народного Совета ЛНР было), обладание Народным Собранием ЛНР контрольным полномочием в обязательном порядке рассматривать нормативные правовые акты главы Республики с целью рекомендовать ему внести в них изменения, отменить либо обжаловать в судебном порядке (ч. 4 ст. 60 Конституции ЛНР) и отсутствие данного полномочия у парламента ДНР и ряд других. При сравнении первоначальных редакций конституций ДНР и ЛНР различий было еще больше: например, различался срок избрания глав республик и парламентов (4 года в ЛНР и 5 лет в ДНР), признание «первенствующей и господствующей» религией «православной веры, исповедуемой Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом) в Конституции ДНР (п. 2 ст. 9) и отсутствие подобных норм в Основном Законе ЛНР, амби-
циозное и прямолинейное заявление в ч. 1 ст. 55 Конституции ДНР, согласно которому «в случае присоединения Донецкой Народной Республики к федеративному государству Донецкая Народная Республика становится равноправным субъектом федеративного государства» (что свидетельствовало о конституированной пророссийской ориентации), и, в отличие от этого, нейтральные формулировки Конституции ЛНР.
Сказанное свидетельствует об активной деятельности республик в области законотворчества и создания государственного механизма с присущей им самостоятельностью и принятием оригинальных правовых решений.
Влияние правовой системы Украины
Несмотря на активную законодательную деятельность парламентов ДНР и ЛНР, констатировать автономию и самодостаточность систем права данных республик было бы ошибочно и преждевременно. С одной стороны, республики не могли в одночасье разорвать сформировавшиеся правовые связи с материнским государством, с другой стороны, их ориентация в дальнейшем государственном развитии на Россию также получала явное правовое отражение. Поэтому важнейшей чертой права республик Донбасса с 2014 по 2022 г. является его смешанный характер со сложным переплетением различных сегментов украинского и российского права.
В этой связи применительно к ДНР В.В. Введенская справедливо отмечает: «Государственное устройство Украины и ее законодательство сформировали "правовые привычки", которые население принесло с собой в государственные реалии ДНР», что послужило «немаловажным фактором, обусловившим невозможность одновременного полного отказа от использования законодательства Украины на территории ДНР» [27. С. 8]. Поэтому в ч. 2 ст. 86 Конституции ДНР устанавливалось правило, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории ДНР до вступления в силу Конституции ДНР, применяются в части, не противоречащей Конституции ДНР. Иными словами, на территории ДНР продолжилось действие нормативных правовых актов Украины по состоянию на май 2014 г. Аналогичное правило содержалось в ч. 2 ст. 86 Конституции ЛНР. Также в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР от 02.06.2014 № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» до принятия законов ДНР, регулирующих отношения между субъектами права, предписывалось применять законы Украины или законы других государств в частях, не противоречащих Декларации о суверенитете ДНР и Конституции ДНР, но после утверждения их Советом Министров ДНР [3].
Именно Совет Министров ДНР, а не Народный Совет ДНР получил право внесения изменений в законы Украины, действующие на территории ДНР, в целях их адаптации к нуждам республики. Например, посредством Постановления Совета Министров ДНР № 7-58
от 31.05.2016 «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» были внесены изменения в названия, упоминаемые в УПК Украины, но не соответствующие реалиям ДНР (замена «Уголовного кодекса Украины» на «Уголовный кодекс ДНР», «Генерального прокурора Украины» на «Генеральный прокурор ДНР»), исключено применение слов-анахронизмов («Верховный суд Автономной Республики Крым», «областной суд», «прокурор области», «прокурор города Киева»), внесены изменения в редакцию ряда статей УПК с целях их гармонизации с Уголовным кодексом ДНР [4]. При этом примечательно, что в ДНР было подтверждено действие не того Уголовно-процессуального кодекса Украины, который имеет юридическую силу в настоящее время, а УПК УССР 1960 г. (в редакции 2001 г.), действовавшего на территории Украины до апреля 2013 г. Как видно, наблюдается реставрация отдельных компонентов советского права как лучших или во всяком случае приемлемых правовых образцов. В таком адаптированном варианте УПК Украины советского периода действовал на территории ДНР до принятия 24 августа 2018 г. УПК ДНР. Подобным же образом на территории ДНР в скорректированно-усеченном варианте по сравнению с украинским аналогом до сих пор сохраняет действие Кодекс об административных правонарушениях Украины 1984 г., в который постановлениями Совета Министров ДНР несколько раз вносились изменения и дополнения (Кодекс об административных правонарушениях ДНР находится на стадии обсуждения).
Однако есть и примеры необоснованного отказа от украинского законодательного опыта, когда закон принимается ради закона. Депутат Народного Совета ДНР С.В. Рубин приводит пример с заменой ранее действующего Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г. № 504/96-ВР, «который за время своего действия был максимально усовершенствован и доработан, имел обширную правоприменительную практику и ни одной нормой не противоречил Конституции ДНР, на Закон ДНР "Об отпусках" № 16-1НС от 6 марта 2015 года», «в результате чего обществом и государством был получен новый до конца непроработанный закон, на доработку которого в настоящее время тратятся людские ресурсы и бюджетные деньги», а также вносятся многочисленные поправки [28. С. 30].
В то же время не все положения украинского права по объективным причинам применимы на территории самопровозглашенных республик. Всякого рода ограничения и запреты, подчеркивающие непризнание групповой идентичности русскоязычных этнических групп, проживающих на Юго-Востоке Украины, блокируются на территории республик. Так, по данным В.В. Груздева, на территории Луганской области русский язык на переписи 2001 г. определили как родной 68,8% населения области, по сравнению с данными переписи 1989 г. этот показатель возрос на 4,9% [24. С. 14]. В этой связи Л.А. Бердегулова резонно отмечает, что нормы украинского права, установившие запрет на использование русского языка, не были восприняты руководством ДНР и
ЛНР при формировании законодательной базы, и, напротив, положения, «которые увязываются с политикой квазигосударственного образования, становятся предметом рецепции» [29. С. 170]. Более того, украинские нормативные акты в ряде случаев получают официальное толкование верховных судов ДНР и ЛНР и действуют на территориях республик только в соответствующей интерпретации [30. С. 39].
В целом первые годы после самопровозглашения правовые системы ДНР и ЛНР представляли собой постепенное отдаление от украинского законодательства к собственному республиканскому законодательству. Во многом законодательство Украины воспринималось как временное и вынужденное, т.е. до построения республиками самодостаточной системы законодательства. Законы и подзаконные нормативные правовые акты Украины регулировали те общественные отношения, которые в первые годы не были и не могли быть сразу урегулированы законодательством ДНР и ЛНР и применялись в части, не противоречащей конституциям ДНР и ЛНР и декларациям об их суверенитете.
Рецепция российского права
Однако с момента независимости и с каждым годом все более явно набирала силу противоположная тенденция к активной рецепции российского правового опыта. Нацеленность правовых систем самопровозглашенных государств Юго-Востока Украины на гармонизацию с российской правовой системой имеет существенные основания, объясняемые не только военным противостоянием с Украиной, а также социально-экономической и гуманитарной блокадой со стороны материнского государства (невыплаты пенсий, пособий, заработной платы бюджетникам, разрушение инфраструктуры и т.д.), но и «духовной и кровной приверженностью к Русскому миру, его языку, традициям и истории» [31. С. 234]. Ведь из 8 млн русских, проживавших на Украине в 2014 г., более 50% были жителями Донецкой и Луганской областей (около 3 млн чел. в ДНР и около 1,5 млн чел в ЛНР). Восприятие украинским режимом Донбасса как «пророссийской недо-украины», с одной стороны, «стало катализатором раскола общества и формирования внутри него с одной стороны - Евромайдана, а с другой - общественных объединений на Донбассе, образовавших собственную публичную власть, оппозиционную Евромайдану» [27. С. 12] и направленную на политическую, экономическую и правовую интеграцию с Россией. Юридическое непризнание новых республик со стороны Украины на фоне интенсивного формирования ими собственной государственности повлекло за собой образование множества правовых пробелов, которые нужно было чем-то заполнять. С учетом пророссийских ориентиров и сжатых сроков оптимальным вариантом решения образовавшихся проблем стала рецепция отечественного законодательства вплоть до копирования структуры и содержания отдельных федеральных законов. По этой причине Постановление Совета Министров ДНР от 2 июня 2014 г. № 9-1 «О применении Законов
на территории ДНР в переходный период» прямо предусматривало: «до принятия Законов ДНР, регулирующих отношения между субъектами права, применять Законы Украины или Законы других государств в частях, не противоречащих Декларации о суверенитете ДНР и Конституции ДНР». Указанная формулировка о «законах других государств» рассматривается исследователями как очевидный шаг, который «был сделан для использования законодательства России в дальнейшем» [32. С. 40].
Наиболее распространенным вариантом сближения законодательства республик с российским законодательством стало заимствование отечественных правовых образцов в качестве первоосновы для законов ДНР и ЛНР. Таким путем был реципирован в ДНР Гражданский кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ [33. С. 97-98], фактической копией Кодекса РФ об административных правонарушениях стал одноименный кодекс ЛНР [32. С. 41], при разработке законодательства о судебной системе ЛНР было использовано российское законодательство о судоустройстве [34. С. 230], при формировании системы государственной службы ДНР [35] и нотариата ДНР весьма полезным стал опять же российский опыт [36].
Однако были известны и случаи прямого действия отдельных нормативных правовых актов РФ на территории ДНР в первое время после обретения независимости. Например, Постановлением Совета Министров ДНР № 20-3 от 28.07.2014 «О временном положении "О полиции Донецкой Народной Республики"» было предусмотрено (абз. 12), что принципы деятельности полиции, ее права и обязанности, порядок прохождения службы, присвоение специальных званий и иные вопросы функционирования органов полиции устанавливаются Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, не противоречащей основам конституционного строя ДНР и его законодательной базы [37].
Уменьшению правовых различий между законодательствами ДНР, ЛНР и Российской Федерации способствует углубленное правовое сотрудничество, предусмотренное договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанными Российской Федерацией с ДНР и ЛНР 21 февраля 2022 г. и ратифицированными в форме федеральных законов на следующий день. Данные договоры предусматривают обмен правовой информацией, упрощенный прием жителей признанных республик в российское гражданство, взаимное признание документов, выданных органами публичной власти договаривающихся сторон, а также принятие мер по унификации законодательства. Но отдельные проявления правового партнерства наблюдались и ранее, показательным примером чего может послужить признание в России паспортов ДНР и ЛНР и регистрационных знаков транспортных средств на основании Указа Президента РФ от 18 февраля 2017 г. «О признании в Российской Федерации документов и ре-
гистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» [38].
В то же время активная компиляция украинских и российских правовых практик сочетается с сохранением уникальных черт правового развития республик, отличающих их как от материнского государства, так и от государства-патрона. Так, в отличие от России и Украины в республиках отсутствует институт гражданства, нет конституционных судов, не предусмотрена муниципальная служба, а в первые годы было предусмотрено два государственных языка - русский и украинский (впоследствии упоминание об украинском языке из основных законов ДНР и ЛНР было исключено). В отличие от России обе республики провозгласили себя как унитарные государства. Оригинальной выглядит и реставрация отдельных законов советского периода, которые прекратили юридическую силу на территории Украины и России.
Формализация режима военного положения
По объективным причинам с самого начала развитие систем права республик Донбасса происходило в условиях действия особого правового режима - режима военного положения. Согласно статистическим данным, число погибших только среди мирного населения республик в результате боевых действий между вооруженными силами Украины и ДНР, ЛНР составило уже к началу 2019 г. не менее 3 300 чел., раненых мирных жителей - 7-9 тыс. чел., число внутренне перемещенных лиц из ДНР и ЛНР в другие регионы Украины и за рубеж составило 1 361 912 чел. [39. С. 23].
Военное положение было формализовано серией нормативных правовых актов республик в самое первое время после их самопровозглашения. Так, после создания ДНР как независимого государства законодательные полномочия на ее территории первое время до формирования Верховного Совета ДНР исполнял Совет Министров ДНР, издавший за это время два постановления, приравненных к законам, одно из которых № 6-5 от 25.05.2014 «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» [40]. Вскоре последовал принятый уже Верховным Советом ДНР Закон ДНР № 15-5 ВС «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики в условиях агрессии вооруженных сил и вооруженных формирований Украины» от
20.06.2014 [41]. Пришедший на смену Верховному Совету ДНР и приступивший к работе в ноябре 2014 г. Народный Совет ДНР одним из первых принял Закон ДНР 07-1НС «О гражданской обороне» от
13.02.2015 [42] и Закон ДНР 10-1НС «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» от 17.02.2015 [43], действующие до настоящего времени.
В ЛНР режим военного положения был установлен Законом ЛНР № 17-11 «О военном положении» от 24.04.2015 [44] и конкретизирован сопутствующими законодательными актами: Законом ЛНР № 8-11 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Луганской Народной Республике» от 13.02.2015 [45], Законом ЛНР № 30-11 «Об обороне» от 22.05.2015 [46], Законом ЛНР № 147-11 «Об участниках боевых действий в период отражения вооруженной агрессии Украины против Луганской Народной Республики» от 21.02.2017 [47]. Ввиду непрекращающихся боевых действий все указанные законы на сегодняшний день сохраняют юридическую силу.
Режим военного положения предопределил централизованную и милитаризованную систему государственного управления, функционирование специальных органов власти, а также широкий перечень ограничительных мер. Так, в обоих регионах были сформированы добровольческие армии (народные ополчения), в структуре органов исполнительной власти ЛНР было создано Управление мобилизационной работы и Центр управления восстановлением ДНР (действовавший до 2016 г.), на территории боевых действий в ДНР создавались военно-полевые суды. В первые два-три года существования республик полноценно не функционировала судебная система. По свидетельству В.Л. Толстых, в этот период суды ЛНР не рассматривали гражданские дела, а «судебные функции по назначению мер пресечения, наказаний за совершение административных проступков частично осуществляла прокуратура, а в некоторых случаях приговоры выносились по законам военного времени» [30. С. 40], т.е. допускался народный суд, отправление на фронт в качестве вида наказания и смертная казнь. До сих пор судебные решения, вынесенные судами ДНР и ЛНР, не признаются на Украине и за границей.
Кроме того, особый правовой режим повлек за собой целый ряд непопулярных ограничительных мер, среди которых запрет приватизации предприятий, акций, земли, объектов жилищного фонда; запрет продажи земли (характерно только для ЛНР); запрет игорного бизнеса, продажи пиротехнических средств, эмиссии ценных бумаг (ДНР); внешнее управление предприятиями в целях переориентации налоговых поступлений в бюджеты самопровозглашенных республик; частичная национализация рынков, супермаркетов и предприятий, которые принадлежали украинским олигархам, в ответ на торговую блокаду со стороны Украины (ДНР); особый режим въезда и выезда; ограничение свободы передвижения; неоднократные
введения и отмены комендантского часа; запрет забастовок; ограничение проведения публичных манифестаций; допустимость изъятия имущества физических и юридических лиц для нужд вооруженных сил; возможность применения смертной казни. Закономерным последствием режима военного положения являются дополнительные меры социальной защиты населения ДНР и ЛНР и участников военных действий по защите интересов новых республик [48, 49].
Иными словами, с учетом реалий осадного положения для республиканского законодательства 20142022 гг. характерно широкое использование приемов чрезвычайного регулирования. Поскольку системы права ДНР и ЛНР неизбежно сгенерировали все сопутствующие вызовы, то режим военного положения стал вынужденным следствием военной агрессии со стороны материнского государства.
Некоторые выводы
Вышесказанное позволяет с уверенностью констатировать наличие ряда особенностей в системах законодательства республик Донбасса. Эти особенности отражают нацеленность на интеграцию с более развитой правовой системой России и одновременное отдаление от украинского права, отсутствие самодостаточности в силу постоянной рецепции лучших правовых решений Украины и России и обусловленную этим эклектичность и компилятивность, высокий уровень интенсивности законотворчества, близость темпов и содержания законодательства двух республик, вызванных, в том числе, их формированием в условиях действия особого правового режима военного положения. Повторимся, что, несмотря на перечисленные специфические черты, в своем правом развитии республики прошли два этапа и в настоящее время находятся на третьем. Первый этап характеризуется становлением собственно республиканского законодательства с параллельной рецепцией российского правового опыта, но преобладающим влиянием украинского права (2014-2018 гг.). Для второго этапа характерно дальнейшее формирование законодательного массива республик на фоне усиления российского правового воздействия и значительного уменьшения украинского правового сегмента (20192022 гг.). Третий этап объясняется принятием в сентябре 2022 г. ДНР и ЛНР в состав нашего государства и началом системной работы по качественному обновлению законодательства новых субъектов Российской Федерации.
Список источников
1. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода. Барнаул : Алтайский полиграфический комбинат, 2007. 512 с.
2. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/591/ (дата обращения: 27.01.2023).
3. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» : Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 г. № 9-1 // Официальный сайт Совета Министров Донецкой Народной Республики. URL: http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/9- 1.docx. (дата обращения: 27.01.2023).
4. «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» : Постановление Совета Министров ДНР от 31.05.2016 г. № 7-58 // Официальный сайт Донецкой Народной Республики. URL: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/06/Postanov_N7_58_31052016.pdf. (дата обращения: 27.01.2023).
5. Поправко А.А. Перспективы развития правовой системы Донецкой Народной Республики после дипломатического признания со стороны Российской Федерации // Человек - Общество - Культура как предмет философской рефлексии : материалы междунар. науч. конф. Серия: Социально-гуманитарные исследования ученых Донбасса / отв. ред. Т.Э. Рагозина. Донецк, 2022. С. 192-196.
6. Указ Президента РФ от 21.02.2022 г. № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» // Официальный интернет-портал правовой информации. 22.02.2022. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 27.01.2023).
7. Указ Президента РФ от 21.02.2022 г. № 72 «О признании Луганской Народной Республики» // Официальный интернет-портал правовой информации. 22.02.2022. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 27.01.2023).
8. Федеральный закон от 22.02.2022 г. № 15-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» // Российская газета. 2022. 23 февраля. № 39.
9. Федеральный закон от 22.02.2022 г. № 16-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой» // Российская газета. 2022. 23 февраля. № 39.
10. Закон о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики № 01-11НС от 30.11.2018 г. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/konstitutsiya/ (дата обращения: 09.02.2023).
11. Закон о внесении изменений в Конституцию Луганской Народной Республики № 76-111 от 31.07.2019 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/9344/ (дата обращения: 09.02.2023).
12. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» // Собрание законодательства РФ. 10.10.2022. № 41. Ст. 6930.
13. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» // Собрание законодательства РФ. 10.10.2022. № 41. Ст. 6931.
14. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» // Собрание законодательства РФ. 10.10.2022. № 41. Ст. 6932.
15. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6933.
16. Статистика законодательного процесса Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/statistika-zakonodatelnogo-protsessa/ (дата обращения: 27.01.2023).
17. Аналитика законодательной деятельности Народного Совета ДНР. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/statistika-zakonodatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 27.01.2023).
18. Поправко А.А. Основные этапы становления и развития правовой системы Донецкой Народной Республики // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2022. № 1 (12). С. 13-23.
19. Закон «О внесении изменений в Закон Луганской Народной Республики "О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике"» № 151-11 от 07.03.2017 г. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4205/ (дата обращения: 28.01.2023).
20. Закон ЛНР «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» № 24-11 от 30.04.2015 г. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/937/ (дата обращения: 28.01.2023).
21. Закон ДНР «О нормативных правовых актах» № 72-1НС от 07.08.2015 г. URL: http://rst-dnr.ru/documents/zakon-donetskoy-narodnoy-respubliki-o-normativnyih-pravovyih-aktah-ot-07-08-2015-72-ins/?ckattempt=1 (дата обращения: 28.01.2023).
22. Охотский Е.В., Борщевский Г.А. Непризнанные республики Донбасса: правовые основы и особенности организации государственного управления // Публичное и частное право. 2019. № 2 (42). С. 38-58.
23. Введенская В.В. Становление законодательства Донецкой Народной Республики // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, № 8А. С. 115-129.
24. Груздев В.В. Формирование признаков государства в Луганской Народной Республике // Признание государств и правительств: проблемы и перспективы, барьеры и возможности : материалы междунар. научн.-практ. конф., г. Луганск, 18-19 мая 2017 г., МВД ЛНР, Луган. акад. внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. Луганск, 2017. С. 11-40.
25. Руденко М.В., Никольский В.Н. Первая попытка интеграции ДНР и ЛНР: создание союза народных республик и деятельность парламента Новороссии // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса : материалы Междунар. науч. конф. студ. и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ / под общ. ред. С.В. Беспаловой. 2017. С. 137-140.
26. Протокол о сотрудничестве между Народными Советами Донецкой и Луганской Народных Республик от 15.06.2018 г. URL: https://dnrsovet.su/protokol-o-sotrudnichestve-mezhdu-narodnymi-sovetami-donetskoj-i-luganskoj-narodnyh-respublik/ (дата обращения: 28.01.2023).
27. Введенская В.В. Признаки государства Донецкая Народная Республика // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8, № 5А. С. 5-16.
28. Рубин С.В. Формирование правовой системы Донецкой Народной Республики в современных условиях // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания : теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. И.П. Подмаркова. 2017. С. 26-34.
29. Бердегулова Л.А. Оценка влияния рецепции на формирование правовых систем квазигосударственных образований // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 169-172.
30. Толстых В.Л., Григорян М.А., Коваленко Т.С., Халабуденко О.А. Проблемы формирования и функционирования правовых систем непризнанных государств // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 36-44.
31. Бабичева Н.А. Признаки государственности в контексте признания Луганской Народной Республики международным сообществом // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23, №. 3. С. 234-238.
32. Исаков В.С., Тимофеев Е.И. ДНР и ЛНР: особенности законодательства и государственно-правового статуса новых республик // Молодежь в науке: Новые аргументы : сб. науч. работ III Междунар. молодежной науч. конф. / отв. ред. А.В. Горбенко. 2017. С. 38-42.
33. Шестак С.В. Правовая рецепция в законодательстве Донецкой Народной Республики (теоретико-правовой аспект) // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. 2021. № 1. С. 95-99.
34. Коваленко Т.С. Влияние российского опыта организации судебной системы на судоустройство Луганской Народной Республики // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23, № 3. С. 230-233.
35. Сичкар В.А., Гутров А.И. Сравнительный анализ системы государственной службы ДНР и Российской Федерации // Сборник научных работ серии «Право». 2019. № 3. С. 130-140.
36. Мельничайко А.Ю. Значение опыта Российской Федерации для формирования системы нотариата в Донецкой Народной Республике // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности : материалы I Междунар. науч. конф. Т. 8. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. 2016. С. 111-113.
37. О Временном положении «О полиции Донецкой Народной Республики» : Постановление Совета Министров ДНР от 28.07.2014 г. № 20-3 // Официальный сайт Донецкой Народной Республики. URL: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2014/07/ (дата обращения: 05.02.2023).
38. Указ Президента РФ от 18.02.2017 г. № 74 «О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 8. Ст. 1224.
39. Михайлов В.В. Юридические проблемы непризнания уязвимых групп на Украине // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 3 (65). С. 20-33.
40. Постановление Совета Министров ДНР «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» от 25.05.2014 г. № 6-5 // Сайт Министерства Иностранных Дел Донецкой Народной Республики и Новороссии. URL: http://www.mid.donr.su/D0C/20140525.htm (дата обращения: 07.02.2023).
41. Закон ДНР № 15-5 ВС «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики в условиях агрессии вооруженных сил и вооруженных формирований Украины» от 20.06.2014 г. // ГИС НПА ДНР. URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0008-15-5-vs-20140620/ (дата обращения: 07.02.2023).
42. Закон ДНР 07 - 1НС «О гражданской обороне» от 13.02.2015 г. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-grazhdanskoj-oborone/ (дата обращения: 07.02.2023).
43. Закон ДНР 10 - 1НС «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» от 17.02.2015 г. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-mob-podgotovke-i-mobilizatsii/ (дата обращения: 07.02.2023).
44. Закон ЛНР № 17-II «О военном положении» от 24.04.2015 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/902/ (дата обращения: 07.02.2023).
45. Закон ЛНР № 8-II «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Луганской Народной Республике» от 13.02.2015 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/887/ (дата обращения: 07.02.2023).
46. Закон ЛНР № 30-II «Об обороне» от 22.05.2015 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/986/ (дата обращения: 07.02.2023).
47. Закон ЛНР № 147-II «Об участниках боевых действий в период отражения вооруженной агрессии Украины против Луганской Народной Республики» от 21.02.2017 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4131/ (дата обращения: 07.02.2023).
48. Закон ДНР № 47-1НС «О социальной защите ветеранов войны» от 15.05.2015 г. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sotsialnoj-zashhite-veteranov-vojny/ (дата обращения: 07.02.2023).
49. Закон Луганской Народной Республики от № 10-I 10.06.2014 г. № 10-I «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики в условиях агрессии вооруженных сил и вооруженных формирований Украины». URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/597/ (дата обращения: 07.02.2023).
References
1. Sorokin, V.V. (2007) Teoriya gosudarstva i prava perekhodnogo perioda [Theory of state and law of the transition period]. Barnaul: OAO "Altayskiy poligraficheskiy kombinat".
2. Nslnr.su. (2014) Vremennyy Osnovnoy Zakon (Konstitutsiya) Luganskoy Narodnoy Respubliki ot 18.05.2014 g. [Temporary Basic Law (Constitution) of the Luhansk People's Republic of May 18, 2014]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonod atelstvo/normativno-pravovaya-baza/591/ (Accessed: 27.01.2023).
3. Official website of the Council of Ministers of the Donetsk People's Republic. (2014) On the application of Laws on the territory of the DPR during the transition period: Resolution of the Council of Ministers of the Donetsk People's Republic dated 02 June 2014 No. 9-1. [Online] Available from: http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/9-1.docx. (Accessed: 27.01.2023). (In Russian).
4. Official website of the Council of Ministers of the Donetsk People's Republic. (2016) On the application of criminal procedural legislation on the territory of the Donetsk People's Republic during the transition period: Resolution of the Council of Ministers of the DPR dated May 31, 2016, No. 7-58. [Online] Available from: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/06/Postanov_N7_58_31052016.pdf. (Accessed: 27.01.2023). (In Russian).
5. Popravko, A.A. (2022) Perspektivy razvitiya pravovoy sistemy Donetskoy Narodnoy Respubliki posle diplomaticheskogo priznaniya so storony Rossiyskoy Federatsii [Prospects for the development of the legal system of the Donetsk People's Republic after diplomatic recognition from the Russian Federation]. Chelovek — Obshchestvo — Kul'tura kakpredmetfilosofskoy refleksii [Man - Society - Culture as a subject of philosophical reflection]. Proceedings of the International Conference. Donetsk. pp. 192-196. (In Russian).
6. Pravo.gov.ru. (2022) Decree ofthe President ofthe Russian Federation dated February 21, 2022, No. 71: On recognition ofthe Donetsk People's Republic. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru (Accessed: 27.01.2023). (In Russian).
7. Pravo.gov.ru. (2022) Decree of the President of the Russian Federation dated February 21, 2022, No. 72: On recognition of the Luhansk People's Republic. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru (Accessed: 27.01.2023).
8. Rossiyskaya gazeta. (2022) Federal'nyy zakon ot 22.02.2022 g. № 15-FZ "O ratifikatsii Dogovora o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoy pomoshchi mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Donetskoy Narodnoy Respublikoy" [Federal Law No. 15-FZ of February 22, 2022: On the ratification ofthe Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Donetsk People's Republic]. 23 February. 39 S.
9. Rossiyskaya gazeta. (2022) Federal'nyy zakon ot 22.02.2022 g. N 16-FZ "O ratifikatsii Dogovora o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoy pomoshchi mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Luganskoy Narodnoy Respublikoy" [Federal Law of February 22, 2022, No. 16-FZ: On the ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Luhansk People's Republic]. 23 February. 39 S.
10. Official website of the People's Council of the Donetsk People's Republic. (2018) Law on amendments to the Constitution of the Donetsk People's Republic No. 01-IINS dated November 30, 2018. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/konstitutsiya/ (Accessed: 09.02.2023). (In Russian).
11. Official website of the People's Council of the Donetsk People's Republic. (2019) Law on amendments to the Constitution of the Luhansk People's Republic No. 76-III dated July 31, 2019. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/9344/ (Accessed: 09.02.2023).
12. Russian Federation. (2022) Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 04.10.2022 g. N 5-FKZ "O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Donetskoy Narodnoy Respubliki i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novogo sub"ekta - Donetskoy Narodnoy Respubliki" [Federal constitutional law of October 4, 2022, No. 5-FKZ: On the acceptance of the Donetsk People's Republic into the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation - the Donetsk People's Republic]. Sobranie zakonodatel'stvaRF. 10 October. 41. Art. 6930.
13. Russian Federation. (2022) Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 04.10.2022 g. N 6-FKZ "O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Luganskoy Narodnoy Respubliki i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novogo sub"ekta - Luganskoy Narodnoy Respubliki" [Federal constitutional law of October 4, 2022, No. 6-FKZ: On the acceptance of the Luhansk People's Republic into the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation - the Luhansk People's Republic]. Sobranie zakonodatel'stvaRF. 10 October 2022. 41. Art. 6931.
14. Russian Federation. (2022) Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 04.10.2022 g. N 7-FKZ "O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Zaporozhskoy oblasti i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novogo sub"ekta - Zaporozhskoy oblasti" [Federal constitutional law of October 4, 2022, No. 7-FKZ: On the acceptance of Zaporozhye Oblast into the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation - the Zaporozhye Oblast]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 10 October. 41. Art. 6932.
15. Russian Federation. (2022) Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 04.10.2022 g. N 8-FKZ "O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Khersonskoy oblasti i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novogo sub"ekta - Khersonskoy oblasti" [Federal constitutional law of October 4, 2022, No. 8-FKZ: On the acceptance of Kherson Oblast into the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation -Kherson Oblast]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 41. Art. 6933.
16. Nslnr.su. (2023) Statistika zakonodatel'nogo protsessa Narodnogo Soveta Luganskoy Narodnoy Respubliki [Statistics of the legislative process of the People's Council of the Luhansk People's Republic]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/statistika-zakonodatelnogo-protsessa/ (Accessed: 27.01.2023).
17. Dnrsovet.su. (2023) Analitika zakonodatel'noy deyatel'nostiNarodnogo SovetaDNR [Analysis of the legislative activities of the People's Council of the DPR]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/statistika-zakonodatelnoj-deyatelnosti/ (Accessed: 27.01.2023).
18. Popravko, A.A. (2022) Osnovnye etapy stanovleniya i razvitiya pravovoy sistemy Donetskoy Narodnoy Respubliki [The main stages of the formation and development of the legal system of the Donetsk People's Republic]. Vestnik Luganskoy akademii vnutrennikh del imeni E.A. Didorenko. 1 (12). pp. 13-23.
19. Nslnr.su. (2017) Zakon "O vnesenii izmeneniy v Zakon Luganskoy Narodnoy Respubliki "O normativnykh pravovykh aktakh v Luganskoy Narodnoy Respublike"" № 151-II ot 07.03.2017g. [Law: On Amendments to the Law of the Luhansk People's Republic "On Regulatory Legal Acts in the Luhansk People's Republic" No. 151-II dated 07 March 2017]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4205/ (Accessed: 28.01.2023).
20. Nslnr.su. (2015) Zakon LNR "O normativnykh pravovykh aktakh v Luganskoy Narodnoy Respublike" № 24-II ot 30.04.2015 g. [Law ofthe LPR "On normative legal acts in the Luhansk People's Republic" No. 24-II dated April 30, 2015]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/937/ (Accessed: 28.01.2023).
21. Rst-dnr.ru. (2015) Zakon DNR "O normativnykh pravovykh aktakh" № 72-IHC ot 07.08.2015 g. [Law ofthe DPR "On normative legal acts" No. 72-IHC dated August 07, 2015]. [Online] Available from: http://rst-dnr.ru/documents/zakon-donetskoy-narodnoy-respubliki-o-normativnyih-pravovyih-aktah-ot-07-08-2015-72-ins/?ckattempt=1 (Accessed: 28.01.2023).
22. Okhotskiy, E.V. & Borshchevskiy, G.A. (2019) Nepriznannye respubliki Donbassa: pravovye osnovy i osobennosti organizatsii gosudarstvennogo upravleniya [Unrecognized republics of Donbass: legal foundations and features of the organization of public administration]. Publichnoe i chastnoepravo. 2 (42). pp. 38-58.
23. Vvedenskaya, V.V. (2017) Stanovlenie zakonodatel'stva Donetskoy Narodnoy Respubliki [Formation of legislation of the Donetsk People's Republic]. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogoprava. 7 (8A). pp. 115-129.
24. Gruzdev, V.V. (2017) [Formation of signs of the state in the Luhansk People's Republic]. Priznanie gosudarstv i pravitel'stv: problemy i perspektivy, bar'ery i vozmozhnosti [Recognition of states and governments: problems and prospects, barriers and opportunities]. Proceedings of the International Conference. Luhansk. 18-19 May 2017. Luhansk. pp. 11-40. (In Russian).
25. Rudenko, M.V. & Nikol'skiy, V.N. (2017) [The first attempt to integrate the DPR and the LPR: the creation of a union of people's republics and the activities of the parliament of Novorossiya]. Donetskie chteniya 2017: Russkiy mir kak tsivilizatsionnaya osnova nauchno-obrazovatel 'nogo i kul'turnogo razvitiya Donbassa [Donetsk Readings 2017: The Russian World as a civilizational basis for the scientific, educational and cultural development of Donbass]. Proceedings of the International Conference. Donetsk. pp. 137-140. (In Russian).
26. Dnrsovet.su. (2018) Protokol o sotrudnichestve mezhdu Narodnymi Sovetami Donetskoy i Luganskoy Narodnykh Respublik ot 15.06.2018 g. [Protocol on cooperation between the People's Councils of the Donetsk and Luhansk People's Republics dated June 15, 2018]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/protokol-o-sotrudnichestve-mezhdu-narodnymi-sovetami-donetskoj-i-luganskoj-narodnyh-respublik/ (Accessed: 28.01.2023).
27. Vvedenskaya, V.V. (2018) Priznaki gosudarstva Donetskaya Narodnaya Respublika [Signs of the state ofthe Donetsk People's Republic]. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 8 (5A). pp. 5-16.
28. Rubin, S.V. (2017) [Formation of the legal system of the Donetsk People's Republic in modern conditions]. Aktual'nye problemy pravovogo, ekonomicheskogo i sotsial 'no-psikhologicheskogo znaniya: teoriya i praktika [Current problems of legal, economic and socio-psychological knowledge: theory and practice]. Proceedings of the International Conference. Donetsk. pp. 26-34. (In Russian).
29. Berdegulova, L.A. (2015) Otsenka vliyaniya retseptsii na formirovanie pravovykh sistem kvazigosudarstvennykh obrazovaniy [Assessing the influence of reception on the formation of legal systems of quasi-state entities]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 4. pp. 169-172.
30. Tolstykh, V.L. et al. (2018) Problemy formirovaniya i funktsionirovaniya pravovykh sistem nepriznannykh gosudarstv [Problems of formation and functioning of legal systems of unrecognized states]. Rossiyskiyyuridicheskiy zhurnal. 3. pp. 36-44.
31. Babicheva, N.A. (2017) Priznaki gosudarstvennosti v kontekste priznaniya Luganskoy Narodnoy Respubliki mezhdunarodnym soobshchestvom [Signs of statehood in the context of recognition of the Luhansk People's Republic by the international community]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 23 (3). pp. 234-238.
32. Isakov, V.S. & Timofeev, E.I. (2017) [DPR and LPR: features of legislation and state-legal status of the new republics]. Molodezh' v nauke: Novye argumenty [Youth in Science: New Arguments]. Conference Proceedings. Lipetsk. pp. 38-42. (In Russian).
33. Shestak, S.V. (2021) Pravovaya retseptsiya v zakonodatel'stve Donetskoy Narodnoy Respubliki (teoretiko-pravovoy aspekt) [Legal reception in the legislation of the Donetsk People's Republic (theoretical and legal aspect)]. Vestnik Donetskogo natsional'nogo universiteta. Seriya E: Yuridicheskie nauki. 1. pp. 95-99.
34. Kovalenko, T.S. (2017) Vliyanie rossiyskogo opyta organizatsii sudebnoy sistemy na sudoustroystvo Luganskoy Narodnoy Respubliki [The influence of Russian experience in organizing the judicial system on the judicial system of the Luhansk People's Republic]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 23 (3). pp. 230-233.
35. Sichkar, V.A. & Gutrov, A.I. (2019) Sravnitel'nyy analiz sistemy gosudarstvennoy sluzhby DNR i Rossiyskoy Federatsii [Comparative analysis of the civil service system of the DPR and the Russian Federation]. Sbornik nauchnykh rabot serii "Pravo". 3. pp. 130-140.
36. Mel'nichayko, A.Yu. (2016) [The significance of the experience of the Russian Federation for the formation of the notary system in the Donetsk People's Republic]. Donetskie chteniya 2016. Obrazovanie, nauka i vyzovy sovremennosti [Donetsk Readings 2016. Education, science and challenges of our time]. Proceedings of the International Conference. Vol. 8. Donetsk. pp. 111-113. (In Russian).
37. Donetsk People's Republic. (2014) O Vremennom polozhenii "O politsii Donetskoy Narodnoy Respubliki": Postanovlenie Soveta Ministrov DNR ot 28.07.2014 g. № 20-3 [On the Temporary Regulations "On the Police of the Donetsk People's Republic": Resolution of the Council of Ministers of the DPR dated July 28, 2014, No. 20-3]. [Online] Available from: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2014/07/ (Accessed: 05.02.2023).
38. Russian Federation. (2017) Ukaz Prezidenta RF ot 18.02.2017 g. .№ 74 "O priznanii v Rossiyskoy Federatsii dokumentov i registratsionnykh znakov transportnykh sredstv, vydannykh grazhdanam Ukrainy i litsam bez grazhdanstva, prozhivayushchim na territoriyakh otdel'nykh rayonov Donetskoy i Luganskoy oblastey Ukrainy" [Decree of the President of the Russian Federation dated February 18, 2017, No. 74: On the recognition in the Russian Federation of documents and registration plates of vehicles issued to citizens of Ukraine and stateless persons living in the territories of certain regions of the Donetsk and Lugansk regions of Ukraine]. Sobranie zakonodatel 'stva RF. 8. Art. 1224.
39. Mikhaylov, V.V. (2021) Yuridicheskie problemy nepriznaniya uyazvimykh grupp na Ukraine [Legal problems of non-recognition of vulnerable groups in Ukraine]. Leningradskiyyuridicheskiy zhurnal. 3 (65). pp. 20-33.
40. Ministry of Foreign Affairs of the Donetsk People's Republic and Novorossiya. (2014) Postanovlenie Soveta Ministrov DNR "O vvedenii na territorii Donetskoy Narodnoy Respubliki voennogo polozheniya" ot 25.05.2014 g. № 6-5 [Resolution of the Council of Ministers of the DPR "On the introduction of martial law on the territory of the Donetsk People's Republic" dated May 25, 2014, No. 6-5]. [Online] Available from: http://www.mid.donr.su/D0C/20140525.htm (Accessed: 07.02.2023).
41. GIS NPA DNR. (2014) Zakon DNR № 15-5 VS "O neotlozhnykh merakh sotsial 'noy zashchity grazhdan, prozhivayushchikh na territorii Donetskoy Narodnoy Respubliki v usloviyakh agressii vooruzhennykh sil i vooruzhennykh formirovaniy Ukrainy" ot 20.06.2014 g. [Law of the DPR No. 15-5 VS: On urgent measures of social protection of citizens living on the territory of the Donetsk People's Republic in the conditions of aggression of the armed forces and armed formations region dated June 20, 2014]. [Online] Available from: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0008-15-5-vs-20140620/ (Accessed: 07.02.2023).
42. Dnrsovet.su. (2015) Zakon DNR 07— INS "O grazhdanskoy oborone" ot 13.02.2015 g. [DPR Law 07 - INS "On Civil Defense" dated February 13, 2015]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-grazhdanskoj-oborone/ (Accessed: 07.02.2023).
43. Dnrsovet.su. (2015) Zakon DNR 10 — INS "O mobilizatsionnoy podgotovke i mobilizatsii v Donetskoy Narodnoy Respublike" ot 17.02.2015 g. [DPR Law 10 - INS "On mobilization preparation and mobilization in the Donetsk People's Republic" dated February 17, 2015]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-mob-podgotovke-i-mobilizatsii/ (Accessed: 07.02.2023).
44. Nslnr.su. (2015) Zakon LNR № 17-II "O voennom polozhenii" ot 24.04.2015 g. // Ofitsial'nyy sayt Narodnogo Soveta Luganskoy Narodnoy Respubliki [Law of the LPR No. 17-II "On martial law" dated April 24, 2015]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/902/ (Accessed: 07.02.2023).
45. Nslnr.su. (2015) Zakon LNR № 8-II "O mobilizatsionnoy podgotovke i mobilizatsii v Luganskoy Narodnoy Respublike" ot 13.02.2015 g. [Law of the LPR No. 8-II "On mobilization preparation and mobilization in the Luhansk People's Republic" dated February 13, 2015]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/887/ (Accessed: 07.02.2023).
46. Nslnr.su. (2015) Zakon LNR № 30-II "Ob oborone" ot 22.05.2015 g. [Law of the LPR No. 30-II "On Defense" dated May 22, 2015]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/986/ (Accessed: 07.02.2023).
47. Nslnr. su. (2017) Zakon LNR № 14 7-II "Ob uchastnikakh boevykh deystviy vperiod otrazheniya vooruzhennoy agressii Ukrainy protiv Luganskoy Narodnoy Respubliki" ot 21.02.2017 g. [Law of the LPR No. 147-II "On participants in combat operations during the period of repelling the armed aggression of Ukraine against the Luhansk People's Republic" dated February 21, 2017]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4131/ (Accessed: 07.02.2023).
48. Dnrsovet.su. (2015) Zakon DNR № 47-INS "O sotsial'noy zashchite veteranov voyny" ot 15.05.2015 g. [Law of the DPR No. 47-INS "On the social protection of war veterans" dated May 15, 2015]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sotsialnoj-zashhite-veteranov-vojny/ (Accessed: 07.02.2023).
49. Nslnr.su. (2014) Zakon Luganskoy Narodnoy Respubliki ot 10.06.2014 g. № 10-I "O neotlozhnykh merakh sotsial'noy zashchity grazhdan, prozhivayushchikh na territorii Luganskoy Narodnoy Respubliki v usloviyakh agressii vooruzhennykh sil i vooruzhennykh formirovaniy Ukrainy" [Law of the Luhansk People's Republic dated October 10, 2014, No. 10-I "On urgent measures of social protection of citizens living on the territory of the Luhansk People's Republic in the conditions of aggression of the armed forces and armed formations of Ukraine"]. [Online] Available from: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/597/ (Accessed: 07.02.2023).
Информация об авторе:
Аничкин Е.С. - д-р юрид. наук, директор Юридического института, зав. кафедрой конституционного и международного
права Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
E.S. Anichkin, Dr. Sci. (Law), director of the Law Institute, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: rrd231 @rambler. ru
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 08.09.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.
The article was submitted 08.09.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.