Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодёжь / государственная политика / частная собственность / рыночные отношения / образование / самореализация / малый и средний бизнес / модернизация / система хозяйствования. / Youth / public policy / private property / market relations / education / selfrealization / small and medium business / modernization / management system.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьяков А. В.

В статье рассматривается формирование государственной политики по привлечению молодёжи к развитию рыночных отношений, малого и среднего предпринимательства в постсоветской России. Автор показывает государственнорегиональную систему привлечения молодёжи к занятию бизнесом путём создания комплекса надлежащих условий для самореализации молодёжи в новой рыночной повседневности. Из работы видно, что законодатель особое внимание обращал на социально-психологический и образовательный факторы. Они рассматривались как системообразующие в механизме молодежной самореализации в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY ON ATTRACTING YOUNG PEOPLE TO BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES

The article discusses the formation of a state policy to attract young people to the development of market relations, small and medium-sized businesses in post-Soviet Russia. The author shows the state-regional system of attracting young people to business by creating a set of appropriate conditions for the self-realization of young people in the new market everyday life. It can be seen from the work that the legislator paid special attention to socio-psychological and educational factors. They were considered as system-forming in the mechanism of youth self-realization in market conditions.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

УДК 930.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

© 2022 А. В. Третьяков

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr tretiyakov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается формирование государственной политики по привлечению молодёжи к развитию рыночных отношений, малого и среднего предпринимательства в постсоветской России. Автор показывает государственно-региональную систему привлечения молодёжи к занятию бизнесом путём создания комплекса надлежащих условий для самореализации молодёжи в новой рыночной повседневности. Из работы видно, что законодатель особое внимание обращал на социально-психологический и образовательный факторы. Они рассматривались как системообразующие в механизме молодежной самореализации в рыночных условиях.

Ключевые слова: молодёжь, государственная политика, частная собственность, рыночные отношения, образование, самореализация, малый и средний бизнес, модернизация, система хозяйствования.

STATE POLICY ON ATTRACTING YOUNG PEOPLE TO BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES

© 2022 A. V. Tretyakov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian History e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Kursk State University

The article discusses the formation of a state policy to attract young people to the development of market relations, small and medium-sized businesses in post-Soviet Russia. The author shows the state-regional system of attracting young people to business by creating a set of appropriate conditions for the self-realization of young people in the new market everyday life. It can be seen from the work that the legislator paid special attention to socio-psychological and educational factors. They were considered as system-forming in the mechanism of youth self-realization in market conditions.

Keywords: youth, public policy, private property, market relations, education, self-realization, small and medium business, modernization, management system.

Развитие молодёжного предпринимательства в постсоветской России - проблема весьма актуальная и сложная. Актуальность определяется, прежде всего, его ролью и значимостью молодёжной деятельности как в развитии собственно экономики, так и в гармонизации общественной жизни в условиях социально-экономической дифференциации, вызванной радикальными рыночными реформами и процессом

формирования рыночной экономики. В современной историографии названной проблемы авторы справедливо показывают значение молодёжного предпринимательства в обеспечении устойчивости социально-экономического развития.

К примеру, Е.А. Юзеев говорит о том, что молодёжному предпринимательству в сфере малого и среднего бизнеса «принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, а также повышения конкурентоспособности [22, с. 289]. А.А. Кошелев отмечает, что «данная форма проявления социальных отношений способствует повышению уровня материально-духовной культуры и создает необходимую базу для реализации способностей индивида, сохраняя целостность и национальное единство современного социума» [4, с. 57].

Истоки формирования государственной политики по стимулированию участия молодёжи в развитие предпринимательской деятельности восходят к закону СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности». Законодатель в это время ещё не использовал понятие «предпринимательство», но допускал уже возможность в кустарно-ремесленных промыслах, бытовом обслуживании населения и других видах хозяйствования индивидуальную трудовую деятельность, основанную «исключительно на личном труде граждан и членов их семей» как общественно-полезную по производству товаров и оказанию платных услуг. Эта деятельность организовывалась «в интересах общества», а потому законодатель исключал привлечение и использование наёмного труда.

В условиях дефицита товаров и услуг и в соответствии с законом индивидуальная трудовая деятельность в СССР разрешалась и организовывалась «для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда» [6]. Законодательство дозволяло заниматься индивидуальной трудовой деятельностью всем совершеннолетним гражданам «в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся» [Там же]. Данное положение становилось основой социально-экономической самореализации молодёжи.

Значительным шагом в привлечении молодёжи к организации новых форм производственно-хозяйственной деятельности стал Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)». Сохраняя централизованные основы развития народного хозяйства страны как базовые, законодатель стимулировал усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократических основ и развитие самоуправления [11]

Такой подход к организации хозяйствования экономически стимулировал производственную активность и инициативность молодёжи. Для активизации привлечения населения к новым формам хозяйствования в 1989 г. в данный закон были внесены дополнения. Для формирования экономической мотивации всех членов трудовых коллективов предприятию разрешалось использовать «новые прогрессивные методы социалистического хозяйствования, в частности коллективный подряд, арендные отношения, кооперативные формы. Предприятие как самостоятельный товаропроизводитель может выступать на рынке ценных бумаг и выпускать для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов акции, осуществлять целевые займы» [8]. Также данное положение можно рассматривать как элемент рыночного просвещения всех и особенно молодых работников.

Принципиальное значение в деле привлечения молодёжи к новым формам организации хозяйствования имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. «Об аренде и арендных отношениях в СССР». В Указе аренда уже рассматривалась как новая и прогрессивная форма социалистического хозяйствования. В организации арендаторов, которые создавались только на добровольной основе, кроме работников государственных предприятий могли приниматься «и другие граждане, достигшие 16-летнего возраста» [5]. Историография показывает, что аренда рассматривалась как одна из форм обучения социалистической предприимчивости.

Большое влияние на творческую молодёжь, желавшую самостоятельно работать, оказывали положения о возможности арендатора «самостоятельно определять направления своей хозяйственной деятельности и распоряжается произведенной им продукцией (работами, услугами) и полученным доходом в соответствии с действующим законодательством и договором аренды. Вмешательство арендодателя в использование арендованного имущества, хозяйственную деятельность арендатора не допускается». Также арендатору законодатель устанавливал право на защиту имущества «наравне с защитой, установленной гражданским законодательством в отношении права собственности» [Там же].

Широкий простор для реализации молодёжной инициативы и проявления самостоятельности в хозяйственно-производственной сфере открывало Постановление Совета министров СССР от 20 марта 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». «Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса» [17].

Малые предприятия могли «создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности». Они могли быть индивидуальными, семейными или коллективными [Там же].

Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 г., закрепил положение о частной собственности и открывал широкие хозяйственно-предпринимательские перспективы для самодостаточной и инициативной молодёжи. «Имущество, - установил законодатель, - может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций)» [20]. Предприниматель по своему усмотрению мог пользоваться и распоряжаться своим имуществом, а также привлекать имущество других для своего дела. Это давало собственникам возможность учреждать инициативным порядком разноплановые хозяйственные организации, проводить эксперименты и учиться хозяйствовать по-новому.

Психологически и экономически привлекательным для молодёжи в рыночных условиях хозяйствования стало положение о том, что гражданину «принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду» [Там же], и о возможности в целях развития собственного дела объединять имущество, находящееся в разных формах собственности. В этих условиях гражданин имел право делать всё самостоятельно или на основе договорных отношений в интересах всех сторон, что также предполагало творческое и самостоятельное начало.

Учитывая опыт формирования рыночного законодательства, развитие новых форм хозяйствования в государстве, а также консолидацию контингента социально и экономически активных людей из различных групп населения, желающих и готовых

хозяйствовать по-новому, заниматься предпринимательством, в стране 25 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Предпринимательская деятельность (предпринимательство), -определял законодатель, - представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия» [19].

Особый интерес у молодёжи, стремившейся к самостоятельному хозяйствованию, вызывала ст. 8 закона об индивидуальном предприятии. В соответствии с законом индивидуальным могло быть предприятие, которое на праве собственности принадлежало гражданину или на праве общей собственности членам его семьи, что открывало большие хозяйственно-творческие перспективы. Большой предпринимательский стимулирующий эффект несло в себе положение о том, что имущество индивидуального предприятия формируется «из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных источников». Это открывало простор для предпринимательского творчества для всех, но особо импонировало молодёжи, вступавшей в рыночную повседневность.

До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., в период с 1990 по 1993 г., в стране вышел ряд законодательных актов, нацеленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В них законодатель не только выступал за создание надлежащих организационно-правовых условий для всех желавших заниматься бизнесом, но и предлагал меры государственно-муниципальной поддержки, в том числе и работавшим предпринимателям.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., и Гражданский кодекс России 1994 года стали рубежными стимулирующими молодёжь документами.

Особое для молодёжи стимулирующее значение имели положения, закреплённые в 1-й и 2-й главах Основного закона. В ст. 34 Конституции закреплялось положение о том, что любой гражданин имел «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [3]. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещалась.

В Гражданском кодексе Российской Федерации с учётом положений Конституции было систематизировано и приведено в соответствие с реалиями рынка законодательство, регулировавшее процесс развития предпринимательских отношений. В нём содержались базовые нормы гражданского права о физических и юридических лицах, видах имущества и имущественных прав, сделках, представительстве, праве собственности, общих началах обязательственного права и иные аспекты, имевшие прямое отношение к организации предпринимательской деятельности [1].

В формирующихся в ходе реализации радикальных реформ рыночных отношениях особое значение имело положение о предпринимательстве. Для всех и особенно для молодёжи как наиболее мобильной категории населения разъяснялось, что предпринимательство не только инициативная, систематическая, нацеленная на извлечение прибыли, основанная на рисках, но и деятельность профессионально подготовленных и ответственных людей.

Большую стимулирующую роль для начинающих предпринимателей играло положение о том, что все «лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих

законодательству условий договора» [1]. Это фактически исключало административно-командный подход к экономическому развитию. Законодатель предоставлял гражданам право развивать бизнес без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В сельскохозяйственной сфере производственной деятельностью разрешалось заниматься также без образования юридического лица, но на «основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве» [Там же].

Источники показывают, что формирующееся в России в это время рыночное законодательство имело ярко выраженный обучающий характер для всех, но в большей степени оно было ориентировано на молодёжь, которая всё активнее связывала с предпринимательством свои жизненные перспективы. Как базовое, рыночное законодательство стимулировало развитие отраслевого и категориального государственного и регионального законодательства, органично связанного со стимулированием участия молодёжи в развитии предпринимательства в постсоветской России. Фактически в это время у властных структур формируется понимание того, что успешность развития рыночной экономики и её устойчивость предпринимательства в большей степени определяются активной и осознанной позицией молодёжи в социально-экономической жизни страны.

Об активизации привлечения молодёжи к развитию новых форм хозяйствования в постсоветской рыночной повседневности свидетельствуют постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Постановлением Верховного Совета устанавливалось, что в России население в возрасте от 14 до 30 лет относится к категории молодёжи. В силу молодости, недостатка социально-организационного и жизненного опыта у молодых людей законодатель определял цели государственной молодёжной политики. Они сводились к тому, чтобы в условиях реальной экономической ситуации создавать условия для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, расширять возможности молодёжи в выборе направлений жизненных ориентиров, достижения личного успеха, а также реализации инновационного потенциала в интересах государственно-общественного и собственного развития [7].

Существенную стимулирующую роль в поощрении молодёжной активности имел Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон прямо не затрагивал вопросы экономической деятельности молодёжи, но законодатель предусматривал возможность участия лиц в возрасте до 35 лет через общественные организации в обсуждении и подготовке различных государственных актов по реализации молодёжной политики и финансовой поддержке различных молодежных, в том числе инновационных экономических инициатив [12].

Историография и анализ источников показывают, что переход от плановой к рыночной экономике в России в конце XX в. проходил весьма сложно и противоречиво, что, естественно, сдерживало участие молодёжи в этом процессе. Мы полагаем, что в большей степени именно поэтому был принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Политико-стимулирующая и социально-экономическая сущность для молодёжи названного закона состояла в том, что в нём была предложена и сформулирована достаточно стройная и выполнимая система поддержки молодых людей, развивающих малое и среднее предпринимательство в постсоветской России. Она включала практически все аспекты, которые были значимы для начинающих и работающих предпринимателей: законодательство о поддержке, понятие субъектов малого предпринимательства, систему государственной поддержки и программы её осуществления, систему и механизм кредитования, информационную и производственно-техническую поддержку. Особо значимым для молодёжи стало положение о поддержке субъектов малого бизнеса «в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров» [13].

Развитие федерального законодательства, регулировавшего процесс перехода от плановой к рыночной экономике, опыт работы начинающих бизнесменов в различных сферах и трудности формирования рыночных механизмов хозяйствования на всех уровнях и сферах стимулировали деятельность властных структур по созданию регионального рыночного и молодёжного законодательства, стимулировавшего молодёжную активность в развитии рыночной экономики [21]. Надо отметить, что по регионам этот процесс развивался неравномерно.

К примеру, закон Курской области от 23 января 1998 г. «О молодежной политике в сфере трудоустройства, развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области» [15] комплексно решал насущные молодёжные проблемы. Законодатель исходил из того, что одной из менее защищенных категорией населения в период радикальных реформ является молодёжь, которая одновременно представляет кадровую основу формирования рыночной экономики. Поэтому на законодательном уровне обоснованно, а не отвлечённо было предложено решать молодёжные вопросы в части трудоустройства путём вовлечения молодёжи в развитие малого и среднего предпринимательства.

«Под молодежными организациями, предприятиями, - определял законодатель, - понимаются вновь создаваемые в сельской местности организации, предприятия любых форм собственности, если от общего числа работающих в этих организациях, предприятиях общее число молодежи в возрасте 17-27лет составляет не менее 70 процентов» [Там же]. В качестве основы для создания молодёжных организаций, предприятий рекомендовалось «использовать (на добровольной основе возврата, долевого участия) убыточные и обанкротившиеся промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и предприятия, выведенные из строя и неиспользуемые промышленные и сельскохозяйственные объекты, недостроенные объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, дома быта, магазины, базы хранения, свободные или неиспользуемые земли, месторождения природных сырьевых ресурсов» [Там же].

На привлечение молодёжи к развитию малого предпринимательства был направлен закон Курской области от 10 августа 2001 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Курской области». Целями государственной поддержки определялись: «стимулирование экономически активной части населения к занятию малым предпринимательством; создание дополнительных рабочих мест; повышение доходов населения; снижение социальной нагрузки на областной бюджет; увеличение объемов товаров, продукции, работ, услуг для удовлетворения нужд областного хозяйства» [14]. Закон в большей степени был ориентирован на молодёжь. Важно то, что её стремились привлечь к развитию малого бизнеса через устранение ведомственных, правовых, хозяйственных и финансовых противоречий, а также путём

формирования единой политики в сфере поддержки малого предпринимательства в области.

Особую роль в стимулировании молодёжи на развитие предпринимательства оказал закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с законом под субъектами малого бизнеса понимались хозяйствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели. В целях успешного развития малых предприятий, способных решать насущные социально-экономические проблемы населения, в том числе и молодёжи, законодатель предусматривал формирование гибкого механизма поддержки на всех уровнях власти. Кроме того, создавалась «национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства» [18].

Основной целью закона являлось максимальное привлечение населения, особенно молодёжи, к участию в развитии предпринимательской деятельности. Законодатель выступал против необоснованных деклараций, характерных для законодательства рассматриваемого периода, и предлагал формирование действенного механизма поддержки всех субъектов малого бизнеса. Прежде всего, законодатель определял стимулирующие особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства (специальные налоговые режимы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления статистических данных). Видя сложности работы в рыночных условиях, законодатель выделил « особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [18].

В ходе упрочения рыночных отношений в России, накопления опыта предпринимательской деятельности закон дополнялся актуальными нормами, нацеленными на активное вовлечение молодёжи в развитие малого и среднего предпринимательства. В июне 2015 г. закон был дополнен статьёй 25.1 «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства». Ей вменялось осуществлять свою деятельность «в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, предусмотренной» законом [9]. Данное положение было особенно привлекательным для молодых начинавших дело бизнесменов.

Историография и источники (см.: [2]) показывают, что в постсоветской России изначально особенностью развития малого бизнеса была его исторически обусловленная социальная ориентированность. Надо отметить, что в начале XXI в. данное направление получило широкую инициативную поддержку в молодёжной среде и части населения, что стимулировало внесение дополнения закона статьёй о социальном предпринимательстве.

В соответствии с законом под социальным предпринимательством понимается «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества», а социальным предприятием является «субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства» [10]. Историография показывает, что данный вид малого предпринимательства весьма популярен среди российской молодёжи.

Большой вклад в формирование государственной системы привлечения молодёжи к занятию предпринимательской деятельностью внёс закон от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации». При её формировании

законодатель исходил с позиции понимания единства интересов всего населения и государства. В законе было предложено решать возникающие в условиях устойчивого развития рыночных отношений насущные государственно-общественные проблемы путём формирования системы осознанной молодёжью деятельности по самореализации. Молодёжи предоставлялось право самостоятельно определять направления деятельности, а также пути и методы реализации намеченного.

Кроме того, закон устранил разночтения в толковании возрастных рамок молодёжи, отнеся к ней лиц «в возрасте от 14 до 35 лет включительно» [16]. Законодатель закрепил линию на комплексное формирование условий, стимулирующих привлечение молодёжи к развитию малого и среднего бизнеса: «комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации» [Там же].

Главным стимулирующим началом в законе стало положение о достижении страной устойчивого социально-экономического развития как базы обеспечения национально-государственной безопасности путём создания системы условий на базе «межведомственного взаимодействия» для всесторонней самореализации молодёжи. Особое внимание в решении данного вопроса акцентируется на социально-психологическом факторе, который стимулирует и раскрывает ментально-историческую обусловленность и значимость активной, постоянно обновляющейся деятельности молодёжи в новых условиях. Психология самореализации становится движущим фактором непрерывной предпринимательской модернизации.

Вышеизложенный материал позволяет нам сделать вывод о том, что процесс формирования и развития рыночных механизмов хозяйствования в России конца XX -начала XXI в. носил сложный и противоречивый характер. Противоречивость эта определялась отсутствием опыта рыночной организационно-хозяйственной деятельности и, главное, ментально-психологической неподготовленностью работоспособного населения, в том числе молодёжи, к новому типу хозяйствования и в целом жизнедеятельности, основанной на частной собственности.

В новых условиях, когда директивные методы вытеснялись экономическими способами организации хозяйствования, властные структуры в постсоветской России стали проводить политику, нацеленную на создание надлежащих условий для развития бизнеса и привлечения к занятию малым и средним предпринимательством молодёжи, которая рассматривалась в качестве ключевой категории в деле формирования рыночного хозяйства.

Анализ экономического и молодёжного законодательства в постсоветской России показывает, что правительству удалось создать достаточно гибкую и действенную политику по рыночной модернизации системы хозяйствования за счёт

активного привлечения молодёжи к развитию малого и среднего предпринимательства. В центр этой политики были положены принципы комплексной, основанной на межведомственном взаимопонимании системной деятельности, позволяющей молодёжи постигать сущность новых условий хозяйствования и самореализовываться в предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвёртая): Действующая редакция. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.03.2022).

2. Ильинова, А. И. Становление и развитие социального предпринимательства в Курской области в конце ХХ - начале XXI века: автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / А. И. Ильинова. - Курск, 2020. - 26 с.

3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.03.2022).

4. Кошелев, А. А. Молодёжное предпринимательство: специфика развития,

основные проблемы и пути их решения / А. А. Кошелев// Тенденции развития науки и

образования. - 2020. - № 58-8. - С. 56-58.

5. Об аренде и арендных отношениях в СССР . Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. N 10277-XI. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3465#GBkLyzSQxj2UMeke1 (дата обращения: 13.03.2022).

6. Об индивидуальной трудовой деятельности. Закон СССР от 19 ноября 1986 года. -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=245#nM2nvzSYHEwTd mRa1 (дата обращения: 13.03.2022).

7. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-I. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9004367 (дата обращения: 13. 03. 2022 )

8. О внесении изменений и дополнений в закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Закон СССР от 03.08.89 N 319-I. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11068#Hb1ewzSkLep 6v3El (дата обращения: 13.03.2022).

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ. - URL: https://base.garant.ru/71106416/ (дата обращения: 18.03.2022).

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» Федеральный закон от 26.07.2019 N 245-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/ (дата обращения: 19.03.2022).

11. О государственном предприятии (объединении). Закон СССР от 30 июня 1987 года. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=ESU&n=44513#4YtDwzSvT 1 SpJ2WL (дата обращения: 13.03.2022).

12. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8019 (дата обращения: 15.03.2022).

13. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88- ФЗ. - URL: https://duma.consultant.ru/documents/1155902 (дата обращения: 15.03.2022).

14. О государственной поддержке малого предпринимательства в Курской области. Закон Курской области от 10 августа 2001 г. № 64-ЗКО. - URL: https://base.garant.ru/21403759/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/ (дата обращения: 16.03.2022).

15. О молодежной политике в сфере трудоустройства, развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области. Закон от 23 января 1998 г. N 2-ЗКО. - URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/388270 (дата обращения: 16.03.2022).

16. О молодежной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ. - URL: https://base.garant.ru/400156192/ (дата обращения: 19.03.2022).

17. О мерах по созданию и развитию малых предприятий. Постановление Совета министров СССР от 20 марта 1990 года № 790. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9006100 (дата обращения: 14.03.2022).

18. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 14.03.2022).

19. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445- 1. - URL: https://base.garant.ru/3961922/ (дата обращения: 14.03.2022).

20.О собственности в РСФСР. Закон РСФСР от 24 декабре1990 г. .N 443-1. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37/ (дата обращения: 14.03.2022).

21. Шапиева, А. В. Региональное законодательство государственной молодёжной политики в РФ (до 2000-х гг.) / А. В. Шапиева // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития. Сборник статей V Международной научно-практической конференции / Отв.

редактор А.А. Русанова. - Чита, 2016. - С. 31-37.

22. Юзеев, Е. А. Состояние и развитие молодёжного предпринимательства /

Е. А. Юзеев // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-1. - С. 289-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.