Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / КООПЕРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ХОЛДИНГ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ / ПРОДУКТ / УСЛУГА / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков А. В., Арцыбашева Т. Н., Алюшин Р. Е.

В статье рассматриваются предпосылки, причины и ключевые аспекты развития кооперативов в сфере туризма и оказания социально-культурных услуг населению. В работе показано, что в рыночной повседневности усложнения задач по совершенствованию обслуживания потребителей услуг, усиления конкуренции и борьбы за привлечение клиентов все субъекты малого бизнеса сферы туризма в кооперации не только усматривали собственное эффективное и устойчивое развитие, но формировали свой собственный индивидуальный предпринимательский имидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 930.1

РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2020 А. В. Третьяков1, Т. Н. Арцыбашева2 Р. Е. Алюшин3

1докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: dr tretiyakov@mail.ru 2докт. культурологии, профессор кафедры художественного образования и истории искусств e-mail: arhont5 @ yandex. ru 3канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ) e-mail: Romanaliushin @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются предпосылки, причины и ключевые аспекты развития кооперативов в сфере туризма и оказания социально-культурных услуг населению. В работе показано, что в рыночной повседневности усложнения задач по совершенствованию обслуживания потребителей услуг, усиления конкуренции и борьбы за привлечение клиентов все субъекты малого бизнеса сферы туризма в кооперации не только усматривали собственное эффективное и устойчивое развитие, но формировали свой собственный индивидуальный предпринимательский имидж.

Ключевые слова: туризм, туроператор, турагент, кооперация, вертикально-интегрированный холдинг, горизонтальный кооператив, продукт, услуга, качество.

Постсоветская отечественная историография неоднозначно оценивают не только результаты проведённых в конце XX - начала XXI в. реформ, их значение и последствия, но также и замысел идеологов реформ. Безусловно, данная тема ещё долго будет являться дискуссионной. Вместе с тем не вызывает сомнения и тот факт, что в ходе реализации противоречивых социально-экономических реформ сформировались условия для развития рыночного хозяйствования в постсоветской России.

Устойчивое развитие рыночных отношений и малого предпринимательства в социально-культурной сфере, в частности, свидетельствуют о правильности основных направлений реформ начатых в 1990-е гг. С другой стороны, практика их реализации опровергает основные мифы и положения идеологов рыночного фундаментализма, которые набрали силу и господствовали в российских деловых реформаторских кругах конца XX в.

Источники показывают, что основной упор идеологи реформ делали на то, что рынок станет главным стимулом и регулятором развития новых организационно-правовых форм хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения, а также ускорит становление малых форм хозяйствования как основы формирования среднего класса, построения социального правового государства. Однако практика формирования и развития рыночного хозяйствования на рубеже XX-XXI вв. показала, что процесс создания условий для становления малых форм хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения, а также развития малого и среднего бизнеса в России стал не только сдерживаться, но и трансформироваться монополистическими устремлениями крупных компаний и предприятий.

В условиях осуществления радикальных экономических реформ, противоречивости действовавшего рыночного законодательства, отсутствия профильного законодательства по многим направлениям хозяйствования, а также субъективного неприятия определённой частью руководства и населения «капиталистических отношений» вся непроизводственная сфера обеспечения жизнедеятельности оказалась беззащитной от давления различных властно-хозяйственных субъектов и структур. В рыночной повседневности постсоветской России туризм как сфера экономической деятельности, сохранив романтизм путешествий, постепенно эволюционизировал в важную самостоятельную сферу экономической деятельности и обеспечения жизнедеятельности людей.

Анализ практики развития малого предпринимательства показывает, что уже начиная с 1985 г. предпринимательские тенденции стали проникать в среду активных граждан, имевших различный опыт советской предпринимательской деятельности. Особо активно данный процесс стал развиваться с 1987-1988 гг. В это время появились законы о развитии кооперативов в различных сферах (см., напр.: [8, 9]) и закон «О кооперации» [7]. Несмотря на их несовершенство, они были нацелены на стимулирование хозяйственно-предпринимательской активности всего населения России.

В конце XX в. всё рыночное и формировавшееся профильное законодательство, стимулировавшее процесс создания условий для развития как индивидуального, так и коллективного бизнеса, оставалось несовершенным, но активно откликалось на достижения в практической деятельности. Следовательно, законодатель учитывал реальную расстановку сил и положение дел в социально-экономической сфере постсоветской России. В этом смысле кооперацию можно рассматривать как постоянно обновляющуюся и стимулирующую форму личностно-индивидуального, внутрикорпоративного и межорганизационного развития в целях максимального и эффективного решения социально-экономических проблем в целом и отдельных аспектов в различных сферах, углубления производственной специализации в целях повышения качества предоставляемых услуг и эффективной конкурентной борьбы за потребителя в рыночной повседневности.

Туристское дело в России, в конце XX в. постепенно эволюционизировавшее в туристскую индустрию, к 20-м гг. XXI в. являлось по способам и формам оказания услуг, а также по территориально-историческим и национально-культурным условиям их предоставления особым и весьма специфическим видом социально-экономической деятельности. Исходя из этого, мы считаем, что в основном поэтому деятельность туристских и связанных с ними организаций изначально была ориентирована на кооперативную работу или активное использование элементов кооперации для достижения организациями определённых собственных уставных целей и задач.

Актуальность научного осмысления данной темы подтверждается возрастающим историографическим интересом к туристской кооперации. В конце XX и особенно в начале XXI в. исследователи различных научных направлений, определяя перспективы развития туризма, высказывались о кооперации как о важной форме повышения эффективности оказания предоставляемых услуг и действенном средстве повышения конкурентоспособности туристских организаций (см.: [1, с. 90-99; 10, с. 55-58; 11, с. 236-247; 5, с. 127-133]).

Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей развитие сферы туризма, иного законодательства о малом социальном предпринимательстве, а также имеющейся литературы показывает, что туризм как бизнес изначально был ориентирован законодателем на кооперативную деятельность. Так, отраслевым законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. было установлено, что «туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств

размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [20].

Данное определение туристской индустрии показывает, что её следует рассматривать как единый комплекс по предоставлению услуг по разным направлениям, которые могут быть востребованы клиентами не только в настоящее время, но и в различно срочной перспективе, а также как отдельную деятельность туроператоров, агентов, гостиниц и ресторанов и иных сервисных организаций и служб. Важно отметить, что данный процесс хотя и противоречиво, но достаточно устойчиво развивается в настоящее время.

Опыт развития малого и среднего предпринимательства в России показывает, что с 80-х гг. XX в. до начала XXI в. в стране под влиянием рыночного фундаментализма на основе разгосударствления собственности активно начали создаваться обособленные частные предпринимательские организации в сфере туризма. Их особенность состояла в том, что в основе своей они все ориентировались только на самостоятельное извлечение прибыли, а качество предоставляемых услуг в это время не являлось приоритетом деятельности, определявшим перспективы развития организаций сервисной сферы. В условиях неразвитой сети сервисных организаций, отсутствия стабильного рынка предоставления востребованных услуг, а также неприхотливости российского клиента такая деятельность давала определённые и одобряемые бизнес-сообществом результаты и доход.

Вместе с тем углубление рыночных отношений, эволюция и совершенствование сети организаций туристской сферы, накопление опыта предоставления сервисных услуг, а также повышения уровня сервисных запросов и предпочтений потребителей услуг социально-экономическая дифференциация клиентов и их предпочтений стали активнее влиять на развитие имиджевой деятельности организаций, а также обостряли конкурентную борьбу за привлечение туристов и расширение клиентской базы. Источники показывают численный рост гостиниц в постсоветской России. Если в 2000 г. в стране действовали 4 182 гостиницы и аналогичных средств коллективного размещения [12, с. 136], то в 2015 г. их численность увеличилась и составляла 67,4 тыс. единиц [13, с. 198], а в 2018 г. гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения различных форм собственности и организационно-правовых форм насчитывалось уже 75,4 тысячи [14, с. 371].

В условиях рыночной конкуренции и особенно активизации международных «гостиничных» вызовов российские отельеры стали формировать внутрироссийские гостиничные цепи. В начале XXI в. гостиничную цепь можно рассматривать как сетевой кооператив по оказанию услуг гостеприимства, повышения их качества и сдерживания экспансии международных гостиничных цепей. В настоящее время в России 694 гостиницы объединены в 99 сетях. Среди них активно работают Alean Family Resort Collection, Azimut, Central Hotels Group и другие [15].

Аналогичные тенденции также развиваются в деятельности туристских фирм. К примеру «Сеть агентств пляжного отдыха Велл» как туроператор является многопрофильной туристической организацией, которая предоставляет потребителям полный комплекс туристических услуг. В марте 2003 г. в Москве открылось первое турагентство под маркой «ВЕЛЛ». В настоящее время «ВЕЛЛ» является динамично развивающейся туристической сетью. В 2018 г.

под маркой «ВЕЛЛ» работало более 220 турагентств в России и странах СНГ [3]. Анализ материалов показывает, что гостинично-туристские цепи или сети формируются на основе франчайзенговых договоров. «Франчайзинг, - отмечает А.В. Ткач, - представляет собой «льготную» форму предпринимательства и поэтому открывает широкие перспективы для вовлечения малых предприятий в бизнес» [18, с. 15].

Туризм как приоритетная сфера развития малого предпринимательства в различных регионах страны с учётом региональной специфики в условиях социально-экономической дифференциации населения, развития въездных и внутренних туров предлагает поиск широкого и постоянно обновляющегося спектра услуг через высокую степень их персонификации. Осуществление данной деятельности будет постоянно стимулировать процесс кооперативного движения в различных направлениях в целях повышения качества продукта и услуг.

В новых и постоянно обновляющихся и усложняющихся условиях развития бизнеса в туризме, углубления рыночных отношений развитие кооперативных начал во всех сферах бизнеса с начала XXI в. становится важной формой объединения возможностей различных физических и юридических лиц для повышения хозяйственной самостоятельности, эффективности и устойчивости. В настоящее время кооперация начала рассматриваться как существенное условие эффективного развития, важная форма повышения конкурентоспособности на постоянно обновляющемся рынке предоставления услуг.

Исходя из особенностей организации туристской деятельности, изначально развивающейся как индивидуальное дело с широкими возможностями коллективного творчества, законодатель предоставил предпринимательским организациям, работающим в сфере туризма, широкие возможности. В настоящее время вышел ряд работ, затрагивающих проблемы кооперации в туристской индустрии, которые возможно использовать в организации туризма и индустрии гостеприимства. Относительно подходов к развитию кооперации в сфере туризма и обобщения уже накопленного опыта весьма интересны работы Т.В. Журбы, А.В. Митрофановой, А.В. Ткач (см.: [4; 6; 18]). Несмотря на то что в них содержится большой теоретический материал, опыт, описываемый исследователями, будет полезен практикам.

Законодатель в определении понятия «туристская индустрия» к самостоятельным субъектам туристского бизнеса относит гостиницы и другие средства коллективного размещения, транспортное обслуживание, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, а также объекты общественного питания, развлечения, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения. Кроме того, сюда входят туроператорские и турагентские организации, операторы туристских информационных систем, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Следовательно, по действующему законодательству кооперация в туристской индустрии может носить самый разнообразный характер. Диспозитивные нормы гражданского права внутри каждого субъекта предпринимательской деятельности и между несколькими из них в соответствии с договорными целями и обязательствами допускают объединение усилий и возможностей различных организаций и лиц для улучшения качества предоставляемых услуг. В соответствии с законом деятельность юридического лица (туроператора) состоит в формировании, продвижении и реализации туристского продукта. Центральным звеном в его деятельности является формирование всеми востребованного продукта, который

создаётся на основе изучения предпочтений и возможностей жителей региона -потенциальных клиентов.

Практика показывает, что туроператор может полностью самостоятельно создавать продукт, продвигать его и реализовывать. Но опыт предпринимательской деятельности в современной туристской индустрии свидетельствует о том, что в условиях рыночной нестабильности и конкуренции, несовершенства антимонопольного законодательства это не только сложно, но и дорого. Поэтому вертикально-интегрированные холдинги будут постепенно занимать прочное место в системе туристского бизнеса в России и региональных туристских кластерах. Такой вид кооперации даёт возможность творческим предпринимателям разрабатывать новые, соответствующие времени формы предоставления услуг в соответствии с постоянно усложняющимися потребностями. Вместе с тем основным препятствием в такой работе может стать монополизация деятельности.

Вышеизложенный материал показывает, что в туристской сфере вертикально-интегрированный холдинг, с одной стороны, является формой профессионального предоставления сложного и противоречивого комплекса постоянно обновляющихся туристских услуг, а с другой стороны, становится важнейшим условием устойчивого развития малых предприятий узкой специализации, вступивших в данное кооперативное формирование. Вертикально-интегрированный холдинг в туризме в целях предоставления качественного продукта и услуг клиентам обеспечивает всем участникам кооператива финансовую стабильность и устойчивость на взаимовыгодных условиях.

В нынешних условиях эволюции хозяйственно-инновационной активности и деятельности, повышения предпринимательской мобильности вертикально-интегрированные кооперативы постепенно стали создаваться в системе гостиница-ресторан и развлекательно-образовательные учреждения. Такая кооперация позволяет всем участникам кооперирования системно повышать эффективность и качество создаваемого продукта и услуг путём привлечения микропредприятий, а также различных индивидуальных предпринимателей, выполняющих эксклюзивные пожелания клиентов и обладающих быстрой производственной мобильностью.

Практика организации рынка оказания туристских услуг показывает, что в туристской индустрии существенным фактором повышения качества востребованных и системно предоставляемых населению услуг является горизонтальная кооперация. Мы этого вопроса касались выше на примере гостиничных цепей. На принципах франчайзинга могут активно развиваться горизонтальные кооперативы в системе транспортного обслуживания, ресторанной и развлекательной сферах, организации всех видов самодеятельного туризма, оказания услуг экскурсоводов и гидов-переводчиков. Историография проблемы показывает, что в перспективе особо активно горизонтальные кооперативы будут развиваться в отдалённых, но привлекательных рекреационно-туристским потенциалом регионах с недостаточно развитой социально-культурной инфраструктурой.

Однако социально-психологический портрет предпринимательства начала XXI в. в сфере туризма свидетельствует о том, что в деятельности вертикально-интегрированых кооперировов и гостинично-туристских цепей в условиях хозяйственной нестабильности активно стали развиваться монополистические тенденции. Их суть состоит в том, что холдинговые организации при всем своём позитивном воздействии на развитие бизнеса активно ставят под собственное влияние и контроль индивидуальных предпринимателей, интересы которых тесно связаны с туристско-рекреационной сферой. В силу финансово-хозяйственной маломощности такие предприниматели быстро попадают в зависимость от крупных организаций, что сдерживает свободное предпринимательство. В таких постоянно усложняющихся

условиях в целях сохранения самостоятельности и повышения хозяйственной устойчивости эта категория предпринимателей объединяется в различные кооперативы.

В развитии туристского бизнеса в России в конце XX - начале XXI в. одновременно с поиском оптимальных форм и способов оказания востребованных услуг активно развивался процесс по созданию эффективной системы надлежащего исполнения туристскими организациями договорных обязательств. В этих условиях законодатель на основе изучения практики деятельности туристических фирм внёс в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» положение о финансовом обеспечении ответственности туроператоров.

В соответствии с законом «договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами» [20]. В случаях ненадлежащего исполнения обязательств организациями, которые реализуют туристский продукт, «финансовое обеспечение ответственности туроператора должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта: возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта» [Там же].

Организационно-правовые сложности формирования финансовой гарантии и практически всегда невыгодные условия взаимодействия по этим вопросам с банками и иными кредитными организациями побуждают предпринимательские организации, используя международный опыт, создавать в России туристские кооперативы. По данным сообщества ТошйошРгой, туристские организации на основе закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» объединились в потребительское общество «Межрегиональный кооперативный туристический альянс» (ПО «МКТА»). Кооператив принимает в свой состав желающих туроператоров для осуществления деятельности под одной финансовой гарантией [19]. Естественно, это только начало, определившее перспективное направление деятельности.

Интересный опыт организации кооперативов накоплен в Липецкой области. В 2014 г. в Чаплыгинском районе был создан туристический кооператив. В него вошли работники культуры, народные ремесленники, которые открыли развлекательно-культурный центр. Объединение финансовых возможностей различных непрофильных ведомств в рыночной повседневности позволяет успешно развивать туристскую деятельность [16].

В Добринке Липецкой области также начал работать туристический кооператив. Его на собственные средства создали сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются разведением фазанов и страусов. Птичники этих предпринимателей насчитывают тысячи голов, что даёт возможность одновременно развивать производственно-образовательный, эколого-сельскохозяйственный и рекреационно-оздоровительный туризм [2]. Аналогичная работа с учётом местных условий и возможностей проводится в других регионах России.

Вышеизложенный материал показывает, что углубление рыночных отношений в постсоветской России активно стимулировало развитие предпринимательства в туристской сфере страны, зарождение более эффективных организационно-правовых форм хозяйствования, которые становились базой развития новых, адекватных

потребностям населения, форм организации деятельности по оказания услуг в туристско-рекреационной сфере.

Источники и практика показывают, что кооперативное движение в сфере туризма в современных условиях приобрело необратимый, устойчивый характер. Кооперация становится фундаментом саморазвития предприятий туристской индустрии. В конце XX - начале XXI в. оформилось два наиболее существенных направления развития кооперации. Первый развивается внутри собственно индустрии туризма и представлен вертикально-интегрированными кооперативами в туризме и гостиничными цепями. Второй вид связан с кооперацией различных хозяйственно-производственных организаций с целью создания объектов туристской индустрии, которые будут способствовать продвижению и реализации продукции их основной деятельности.

Кооперация в туристской сфере постсоветской России становится не только важным способом повышения эффективности работы и совершенствования качества предоставляемых услуг субъектами различных организационно-правовых форм, но и непрерывным стимулом процесса привлечения клиентов и расширения клиентской базы путём обновления механизмов удешевления продукта и услуг.

Библиографический список

1. Аль-Малики Р.С.М. Вертикально-интегрированные комплексы как приоритетная форма регионального развития туристских кластеров // Предпринимательские инициативы в производственной и правовой деятельности организации: сб. материалов круглого стола УОК «Лесное озеро». М., 2017. С. 90-99.

2. В Добринке появится туристический кооператив. URL: https://dobvesti.ru/v-dobrinke-povavitsya-turisticheskii-kooperativ.html (дата обращения: 16.11.2020).

3. «Велл» - сеть агентств пляжного отдыха. URL: https://well.ru/about/ (дата обращения: 05.12.2020).

4. Журба Т.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в сфере туризма // Экономическое развитие России: тенденции и перспективы: сб. ст. I Междунар. науч.-практич. конф. Н. Новгород, 2015. С. 81-85.

5. Малыгина В.Д., Охременко С.И. Основные направления сотрудничества между предприятиями: гостинично-ресторанной сферы // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. № 2. С. 127-133.

6. Митрофанова А.В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области): автореф. дис. ... канд. географ. наук. Калининград, 2010. 19 с.

7. О кооперации. Закон СССР от 26 мая 1988 года №8998- XI // Известия. 1988. 8 июня.

8. О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения. Постановление Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г. N 161. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/vi-zakonv/s1a.htm (дата обращения: 16.11.2020).

9. О создании кооперативов общественного питания. Постановление Совмина СССР от 5февраля 1987 N 160. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/yi-zakony/s1a.htm (дата обращения: 16.11.2020).

10. Охременко С.И. Кооперация между предприятиями: гостинично-ресторанной сферы: преимущества и недостатки // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч.-практич. интернет-конференции / отв. ред. О.А. Лях. 2017. С. 55-58.

11. Охременко С.И. Кооперация предприятий гостинично-ресторанной сферы: мировой опыт //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 8-1. С. 236-247.

12. Россия в цифрах. 2002: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 398 с.

13. Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с.

14. Российский статистический ежегодник. 2019: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 708 с

15. Сети отелей в России. URL: https://101hotels.com/hotel_chain/russia (дата обращения: 05.12.2020).

16. Сирота Н. Кредит вернётся в срок. URL: https://rg.ru/2014/08/13/credit.html (дата обращения: 05.12.2020).

17. Слинкова О.К., Бочарова Т.А. Развитие туризма в Белгородской области: взаимодействие образования, власти, бизнеса // Муниципальная академия. 2014. № 2. С. 21-25.

18. Ткач А.В. Управление формированием и развитием гостиничных цепей на рынке туристских услуг // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 3 (19). С. 13-16.

19. Туроператоров зовут в кооперативы. URL: https://www.tourdom.ru/hotline/obzory-i-analitika/turoperatorov-zovut-v-kooperativy/ (дата обращения: 16.11.2020).

20. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/ (дата обращения 11.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.