Научная статья на тему 'Развитие гостиничного дела в Курской области в конце xx – начале XXI В. '

Развитие гостиничного дела в Курской области в конце xx – начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1133
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервисная деятельность / туризм / клиент / гостиница / коллективное средство размещения / номер / сеть / система / услуги. / Service activities / tourism / client / hotel / collective accommodation facility / hotel room / network / system / services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. Е. Алюшин, А. В. Третьяков

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с развитием сети, системы гостиничных предприятий в Курской области и повышением качества предоставляемых услуг в конце XX – начале XXI в.; показано, что устойчивое развитие гостиничного бизнеса определяется партнёрскими отношениями предпринимательской общественности и государственно-муниципальных структур по развитию социально-культурной сферы. Гостиничное дело в регионе развивалось как сфера предоставления услуг по размещению, созданию условий для научно-образовательной, оздоровительной деятельности и изучению историко-культурного наследия края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HOTEL BUSINESS IN KURSK REGION IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

The article deals with a set of issues related to the development of the network, a system of hotel enterprises in Kursk region and improvement in the quality of services provided in the late XX-early XXI centuries. The paper shows that steady development of the hotel business is determined by partnership relations between the business community and state-municipal structures for the development of the socio-cultural sphere. It can be seen from the work that hotel business in the region has developed as a sphere of providing accommodation services, creating conditions for scientific, educational, recreational activities and studying the historical and cultural heritage of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие гостиничного дела в Курской области в конце xx – начале XXI В. »

УДК 930.1

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

© 2018 Р. Е. Алюшин1, А. В. Третьяков2

1канд. пед. наук, доцент, доцент. каф. СКСТ e-mail: Romanaliushin@yandex. ru 2докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: drjretiyakov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с развитием сети, системы гостиничных предприятий в Курской области и повышением качества предоставляемых услуг в конце XX - начале XXI в.; показано, что устойчивое развитие гостиничного бизнеса определяется партнёрскими отношениями предпринимательской общественности и государственно-муниципальных структур по развитию социально-культурной сферы. Гостиничное дело в регионе развивалось как сфера предоставления услуг по размещению, созданию условий для научно-образовательной, оздоровительной деятельности и изучению историко-культурного наследия края.

Ключевые слова: сервисная деятельность, туризм, клиент, гостиница, коллективное средство размещения, номер, сеть, система, услуги.

В постсоветской рыночной повседневности туризм претерпел качественные изменения. В настоящее время на базе потребностей населения к путешествиям и отдыху сформировался важный сектор экономики страны, оказывающий существенное влияние на социально-экономическую и культурно-образовательную жизнь людей. Он стал не только индикатором уровня и качества жизни населения, но и видом активной производственно-рекреационной деятельности, способствующей увеличению продолжительности жизни людей.

Историография вопроса, анализ отраслевой нормативно-правовой базы, материалы периодической печати показывают, что развитие гостиничного дела в России и регионах в конце XX - начале XXI вв. в условиях реализации радикальных социально-экономических реформ приобрело устойчивый характер и в определённой степени стало системообразующим фактором развития всех видов туризма, туристской индустрии и повышения туристской привлекательности регионов (см., напр.: [1, 2, 8]).

Всё это нашло отражение и закрепление в законе от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». «Туристская индустрия, - определил законодатель, - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [10]. Говоря о туристском продукте, законодатель подчёркивал, что это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену» [Там же].

Развитие малого и среднего предпринимательства в туристской сфере, формирование организационного опыта, совершенствование нормативно-правовой базы обратили внимание властных структур и предпринимательской общественности

на место и роль гостиничного дела в развитии туристского бизнеса. Теперь устойчивое развитие предпринимательства в стране и регионах стало связываться не только с деятельностью туристских предприятий всех организационно-правовых форм, но и с развитием сети и системы коллективных средств размещения, стимулировавших развитие туристской индустрии.

Данная тенденция хорошо просматривается на материалах Курской области. К примеру, в областной целевой программе «Развитие туризма в Курской области на 2002-2004 годы» одной из целей определялось «стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов» [13].

Системообразующим звеном материальной сферы туризма в документе названы средства размещения. Такой подход особенно актуален для областных и районных центров. Дело в том, что надлежащая сеть современных гостиниц и иных средств размещения активно стимулирует развитие въездного, внутреннего и сельскохозяйственного туризма в регионах. Проблему средств размещения как сегмента туристского бизнеса и самостоятельного дела трудно решать и с точки зрения потребностей и предпочтений туристов, въезжающих в регион, и с точки зрения финансовых возможностей населения области. Рост социально-экономической дифференциации в среде населения в условиях углубления рыночных реформ в стране и регионе требует весьма взвешенного подхода к организации деятельности по развитию предпринимательства в индустрии размещения.

В истории развития гостиничного дела в Курской области можно условно выделить три самостоятельных этапа. В основу периодизации мы положили время основания гостиниц, их целевое предназначение, спектр и качество предоставляемых услуг в зависимости от уровня притязаний клиентов и возможностей предпринимателей. Первый этап охватывает 50-е - начало 80-х гг. XX в. Второй продолжался с середины 80-х до середины 90-х гг. XX в. Третий этап охватывает начало XXI в.

Одной из первых в 1935 г. в г. Курске открылась гостиница областного детского оздоровительно-образовательного центра. Она имела 43 номера, на 100 мест. В 1961 г. в Курске стала работать гостиница «Сосновый бор», имевшая 51 номер, вместимостью на 89 человек [20, с. 14, 16]. В 1966 г. в областном центре было введено левое крыло гостиницы «Центральная» на 210 мест. Правое крыло расширило вместимость гостиницы до 550 мест. «В первом этаже большой гостиницы разместились ювелирный магазин "Аметист", парикмахерская, кафе и ресторан "Центральный"» [17].

Гостиничная сеть постепенно расширялась. В 1968 г. для гостей двери распахнули гостиницы «Соловьиная роща», имевшая 55 номеров на 90 мест, и «Октябрьская», рассчитанная на 54 номера и 120 мест. В 1969 г. в п. Глушково начала работать гостиница «Сейм». В ней было 11 номеров, общей вместимостью 19 человек [20, с. 17]. Все вышеназванные гостиницы были ориентированы на визиты деловых или командировочных людей, приезжавших в областной и районные центры в служебные командировки. Естественно, что услугами гостиниц пользовались и туристы.

Особо активно гостиничная сеть в регионе развивалась в 60-е - 80-е гг. XX в. Это было вызвано с улучшением социально-экономического положения в регионе и повышением уровня и качества жизни людей. В 1982 г. в п. Коренево открылась гостиница «Русь» с 15 номерами на 38 мест. В 1984 г. открылись гостиницы «Россия» в Курчатове с 104 номерами на 168 мест и во Льгове с 45 номерами на 90 мест. Особенностью развития гостиничной сети в это время стало строительство профильных гостиниц [20, с. 18-19].

Таким образом, в Курской области к середине 80-х гг. XX в. сформировалась адекватная времени, возможностям и запросам основной массы населения гостиничная сеть. Услугами гостиниц региона пользовались туристы, командировочные, гости и все любители путешествий. Вместе с тем в рыночной повседневности имевшиеся гостиницы стали утрачивать свои позиции в сфере оказания основных услуг. Дело в том, что начал формироваться более требовательный к комфорту потребитель, совмещавший отдых с организацией деловых встреч на гостиничной базе. Однако в условиях углубления социально-экономических реформ, начатых в конце XX в. ситуация в гостиничном деле стала постепенно меняться.

Открытие в 1985 г. в центре г. Курска туристской гостиницы «Курск» со 180 номерами на 260 мест символизировало начало нового этапа в гостиничном деле [20, с. 14]. Её открытие свидетельствовало о начале становления организованного туристского дела в регионе. Вместе с тем устойчивое развитие предпринимательства в России стимулировало строительство в области современных гостиничных комплексов. В их числе был, открывшийся в 1995 г. гостиничный комплекс «Постоялый двор «ГРИНН». Комплекс, открывшийся в центре возрождавшейся Курской Коренской ярмарки, стал гостиницей загородного типа. «Он представляет собой двухэтажный гостиничный комплекс с мансардным и цокольным этажами, охраняемой автомобильной парковкой и зеленой ландшафтной зоной» [6]. К услугам клиентов комплекс предоставляет 4 стандартных номера, 6 номеров улучшенного типа, 4 полулюкса, 2 класса люкс, президентские апартаменты, 2 сауны, бильярдный зал, конференц-зал, услуги прачечной, автостоянку. Во всех номерах для гостей имеются: мини-бар с широким выбором напитков, телефон, телевизор, бесплатный интернет [6].

Его возможности, преимущества и качество предоставляемых услуг привлекали потребителей. Так, в течение многих лет компания «Нестле» проводила здесь семинары. «Во-первых, конференц-зал полностью удовлетворяет тем требованиям, которые компания выдвигает для проведения тренингов. Установлено все необходимое оборудование, - подчёркивал Д. Бебкевич, региональный менеджер по обучению Воронежского региона компании «Нестле». - Второй момент - оптимальное соотношение цены и качества обслуживания. Если проводить семинар в черте города, как правило, возникают проблемы с гостиницей. Одноместные номера слишком дорогие, а заселение в двухместные не всегда возможно. Но даже если они и есть в наличии, стоимость будет как минимум вдвое дороже. Зачастую гостиницы не оказывают услуги питания, что нас не устраивает. Необходим полный комплекс: и питание, и проживание. Здесь он присутствует. Причем "Постоялый двор" может оказывать как отдельно услуги проживания, так и проживание плюс питание. Все зависит от пожеланий клиента. Еще один критерий в пользу гостиницы, - возможность работать по "безналу".

Сотрудники компании особо отмечают тишину и спокойствие этого места, что важно для тех, кто приезжает сюда поработать. Ведь если в командировке люди останавливаются там, где есть ночная дискотека, больные головы и красные глаза с утра постояльцам обеспечены. А это явно не на пользу, когда речь идет о работе. В местечке Свобода есть что посмотреть: монастырь со святыми источниками, командный пункт, историко-культурный центр... При желании всегда можно устроить экскурсию, никуда не выезжая - впечатлений хватит! Да и до Курска недалеко».

Гости не могли не отметить и здешнюю кухню. «В восторге все, - говорит Дмитрий. - Уж поверьте, нам есть с чем сравнить. Часто бываем в командировках, живем в разных гостиницах Центральной России, и из своего опыта, совершенно не кривя душой, уверяю - кухня здесь одна из лучших. Буквально вчера ребята передавали благодарность шеф-повару» [12]

Из этого следует, что в Курской области в исследуемый период стали учреждаться коллективные средства размещения, способные удовлетворить потребности любого клиента и предоставить услуги ВИП- и экономкласса. В целом анализ статистических материалов показывает, что усилия предпринимателей способствовали тому, что в регионе достаточно устойчиво стала развиваться сеть коллективных средств размещения нового типа.

По нашему мнению, потребность в современных средствах коллективного размещения определила особенности развития третьего этапа гостиничного дела в Курской области в начале XXI в. Активное строительство современных гостиничных комплексов и аналогичных средств размещения в регионе стало результатом устойчивого развития предпринимательства во всех сферах жизнедеятельности. В 2006 г. в области работало 25 737 предприятий различных организационно-правовых форм, в 2012 г. - 23 080, в 2016 их было уже 25 085, в том числе частных 15 483, 16 374 и 18 939 соответственно [16, с. 157]. Увеличение доли частных предприятий, в том числе и совместных российско-иностранных форм собственности, подтверждают углубление рыночных отношений в социально-экономической сфере.

На рубеже XX-XXI вв. туризм в Курской области, как и в России в целом, стал важной сферой экономики и активного развития предпринимательства в этой сфере. В 2007 г. в регионе работали 30 туристских фирм, в 2009 - 37, в 2011 - 69 [18, с. 11]. В 2013 г. их численность увеличилась до 72 [9, с. 11]; в 2014 г. действовали 76 туристических организаций, из них 5 являлись туроператорами [14]. В 2015 г. в регионе уже насчитывалось 79 турфирм [16, с. 137].

В условиях углубления рыночных отношений гостиничное дело постепенно становилось выгодной сферой эффективного вложения свободных средств и развития предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг гостеприимства. Это суждение подтверждается активным и устойчивым ростом сети современных гостиниц в Курской области. В начале XXI в. гостиничное строительство в регионе осуществлялось в тесной взаимосвязи с процессом социально-экономической дифференциации населения, его возможностями и с учётом приграничного положения региона.

В 2005 г. в Курске вступил в строй отель «Престиж». Он имел 67 «роскошных» номеров оформленных в светлых тонах на 140 мест. Все номера были оснащены кондиционерами и мини-барами. Гостиничное экскурсионное бюро помогает клиентам подобрать туры по городу и достопримечательностям области. Клиенты имеют возможность пользоваться греческой сауной с крытым бассейном и гидромассажной ванной, услугами службы проката автомобилей, охраняемой парковкой. На всей территории отеля для гостей предусмотрен бесплатный Wi-Fi. Развитие предпринимательства вносило коррективы в типологию гостиниц. Так, в 2006 г. двери для гостей из числа делового мира распахнула гостиница Автотехцентра ГриНН. В ней имелось 13 номеров на 20 мест [20, с. 15].

Важным шагом в развитии гостиничной сети региона и совершенствовании системы качества предоставляемых услуг гостеприимства для делового мира стало открытие в 2007 г. в Сеймском округе Курска гостиничного комплекса «Аврора», который одновременно является бизнес- и спа-отелем. Высокопрофессиональный персонал отеля разговаривает на русском и английском языках [Там же: 14]. Для бизнеса в отеле предусмотрены: факс (ксерокопирование), современный бизнесцентр, конференц-зал, за дополнительную плату банкетный зал. Для посетителей отеля доступы массаж, спа и оздоровительный центр, сауна и фитнес-центр.

Для удобства клиентов отель предоставляет услуги ускоренной регистрации и отъезда, трансфер, частную автостоянку и охраняемую парковку, прокат автомобилей,

бесплатный Wi-Fi на территории всего отеля. На территории гостиницы предусмотрена работа банкомата, сувенирного магазина, экскурсионного бюро. Клиенты имеют возможность заказывать подвоз продуктов питания, доставку прессы и еды в номер. Особенно важным представляется то, что посетителям отеля разрешается размещать бесплатно в гостинице домашних животных [5].

Важную роль в деле развития гостиничной сети и для удобства туристов и путешествующих стал играть открывшейся в железнодорожном округе Курска в 2015 г. с 35 номерами на 72 места спа-отель AQUMARINE [15]. Близость его к железнодорожному вокзалу делает отель постоянно востребованным как у отдыхающих, так и у деловых людей. Анализ источников показывает, что в отеле предоставляются услуги аналогичные тем, что имеются в гостиничном комплексе «Аврора» (см., напр.: [5]).

В ноябре 2017 г. в Курске открыл двери четырёхзвёздочный отель «Династия» [11, с. 2]. Его особенность в том, что он по архитектурному исполнению и художественному оформлению в определённой степени является центром украинской истории, культуры и быта в приграничной Курской области. Идея создания отеля такого рода восходит к побратимским связям российского Курска и украинских Сум, а также русско-украинской семье предпринимателей, учредивших вышеназванный отель и ресторан украинской кухни «Диканька».

Отель относится к типу малых средств размещения и имеет 29 «роскошных просторных номеров различных категорий с видом на город», оборудованных на уровне современных требований и технологий. Отель предоставляет все услуги бизнесцентра. Для проведения свадеб, торжеств, конференций отель имеет банкет-холл на 150 посадочных мест. В инфраструктуру гостиницы включён открытый ранее ресторан интернациональной кухни [11, с. 2].

Из вышесказанного видно, что углубление рыночных преобразований, упрочение предпринимательства в целом и в туризме в частности активно стимулировало развитие коллективных средств размещения гостиничного и иных видов в Курской области. Их сеть формировалась в направлении от областного центра к районам области, а в г. Курске от его центра к городским округам, что позитивно сказалось на предоставлении квалифицированных услуг размещения различным категориям населения. Устойчивое развитие их сети и системы в совокупности с туристско-рекриационным потенциалом повышало туристскую привлекательность региона и активизировало познавательно-оздоровительную мобильность населения. Важно подчеркнуть, что у малого бизнеса в данной сфере в современной рыночной повседневности открываются широкие возможности и перспективы.

В 2009 г. на эту взаимосвязь обращала внимание заместитель председателя областного комитета по делам молодёжи и туризма О.М. Германова. «Даже если нас посетят десять тысяч туристов, будет уже хорошо, - говорила она. - В любом случает необходимо развивать гостиничный бизнес не бизнес-класса, а среднего класса, что позволит сделать тур дешевле» (цит. по: [19]). Ориентация на развитие гостиниц обозначенного типа объясняется также ментальностью населения, его финансовыми возможностями и трансграничным положением области.

Мы видим стабильное развитие гостиничной сети в регионе. Однако весьма сложно выявить реальную гостиничную сеть. «По официальным данным, - писала в 2009 году В. Тутенко, - в Курской области гостиниц насчитывается около тридцати. Из них только одна имеет четыре звезды. Остальные - без звёзд. При этом уровень "беззвёздных" гостиниц очень разный: от "крыши над головой" до "всё к услугам клиента". Разный, соответственно, разброс и цен. Так, например, в Курске можно снять двухместный номер как за тысячу сто, так и за три тысячи шестьсот рублей.

В районных гостиницах самый дешевый вариант - койко-место стоимостью примерно от 320 рублей. Впрочем, возможны и сюрпризы. Так, в дмитриевской гостинице "Юбилейная" можно снять номер за 110 рублей в сутки. Всего гостиницы города и области, по нашим подсчетам, могут разместить одновременно около двух тысяч человек. При этом количество свободных мест, естественно, меньше в разы. То есть, очевидно, если Курская область станет в дальнейшем туристически привлекательным регионом, это даст толчок и развитию гостиничного бизнеса.

Пока же, как нам рассказали в комитете по делам молодежи и туризму, можно, например, задействовать в зимнее время некоторые детские оздоровительные лагеря, где есть отапливаемые корпуса, однако кардинально проблему это не решит» [19].

Статистика показывает, что в 2013 г. в Курской области действовало 55 коллективных средств размещения, в том числе 40 гостиниц [9, с. 19]. Из туристского паспорта области видно, что в 2015 г. в регионе работали 42 гостиницы. Из них 23 находились в Курске, а 19 действовали в районах. Также имелся 1 гостевой дом в этнографическом ландшафтном комплексе «Песочное» в Медвенском районе [20, с. 19].

Разница данных о численности коллективных средств размещения естественна. Она вызвана, прежде всего, несовершенством механизма статистического учёта. Кроме того часть организаций размещения не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством, ввиду отсутствия у них правоустанавливающих документов на осуществление профессиональной гостиничной деятельности. Не последняя роль здесь принадлежит теневой стороне деятельности определённой части современных предпринимателей. Её сущность состоит в предоставлении потребителям доступных, то есть более дешёвых платных услуг не надлежащего или надлежащего качества, но, избегая при этом налогового бремени.

Таблица 1

Коллективные средства размещения в Курской области в начале XXI века

Коллективные средства размещения (всех) Гостиницы и аналогичные средства размещения

Число организ. Единовр. вместим. Число размещ. Число организ. Единовр. вместим. Число размещ.

Годы

2005 69 5347 123848 51 3090 87857

2009 68 4546 126999 40 2078 88031

2010 75 5037 143016 41 1950 87741

2011 73 4776 123154 41 2005 76557

2012 74 4773 165910 42 1940 91493

2013 67 4324 152360 40 1783 92945

2014 81 4920 157515 47 2111 82833

2015 99 6141 201535 65 2419 118338

Составлено авторами по: [16, с.136]

При всех неточностях и расхождениях в данных источники показывают устойчивое развитие гостиничной сети в регионе. Это хорошо представлено на ниже следующей таблице. Данное положение подтверждается также тем, что в марте 2016 г/ в центральном округе Курска начала работу гостиница «Белая Акация» [4], 6 мая этого же года в г. Льгове открылся уникальный гостевой дом «Льгов» [3], в ноябре 2017 г. для гостей распахнул двери четырёхзвёздочный отель «Династия» [11]. В целом на

конец 2016 г. в Курской области работали 112 коллективных средств размещения [21], в том числе 67 гостиниц.

Источники показывают, что сеть коллективных средств размещения, в особенности гостиниц, в области складывалась и теперь развивается неравномерно. Её расширение от областного центра к районам объясняется естественным расположением там культурно-исторических и природных достопримечательностей региона, а также центрами крупных экономико-хозяйственных преобразований.

Мы уже отмечали, что типология гостиничной сети во многом зависит от социально-экономических возможностей населения, предпринимательской активности людей, места регионов в культурно-хозяйственной жизни страны, развития въездного и внутреннего туризма. Учитывая это, власти Курской области нацеливали бизнес-сообщество на строительство адекватных времени и доступных основной массе населения гостиниц. Результатом стало доминирование в области, как правило, частных гостиниц эконом-класса, мотелей, гостиниц типа «ночлег и завтрак», гостиных дворов и домов. Вместе с тем в гостиницах высоких типов, расположенных, как правило, в областном центре, внутренняя стоимостная дифференциация номерного фонда свидетельствует об ориентации на массового потребителя услуг размещения.

Анализ источников показывает, что система частно-государственного партнёрства в сфере социально-культурного сервиса определяет не только устойчивость процесса развития гостиничной сети, но и её территориальную неравномерность. Особенность и сущность партнерства состоит в большей степени не в соотношении количества финансово-материальных вложений в бизнес, а в системной и последовательной деятельности властных структур по формированию привлекательных условий, стимулирующих частно-инвестиционную деятельность в развитие гостиничной сферы региона.

В начале XXI в. в Курской области взаимодействие в этом деле приобрело достаточно устойчивый и последовательный характер. Туристский паспорт региона свидетельствует, что из 23 гостиниц, расположенных в Курске в 2015 г., 21 являлась частной, из 19, действующих в районах, 11 относились к разряду частных (подсчитано авторами по: [20, с. 14-20]). Открытые после составления паспорта отели «Белая Акация», «Беладжио», «Династия», гостевой дом «Льгов» также стали результатом частной инициативы.

Частно-государственное партнёрство, развиваемое в Курской области в начале XXI в., стимулировало в гостиничной сфере региона зарождение и развитие коллективных средств размещения с элементами музейных и историко-культурных центров. В настоящее время в области работают отели и их аналоги, которые можно рассматривать одновременно как средства коллективного размещения и объекты туристского посещения, то есть культурно-исторические центры.

В этом плане особую ценность представляют гостевой дом «Льгов» и гостинца «Династия». Гостевой дом «Льгов» создал и открыл льговский предприниматель М. А. Плотников. Для создания гостевого дома-музея он реставрировал приобретённый бывший дом дворян Стремоуховых. Для гостей в доме «14 тематических номеров, посвященных истории льговской земли и ее достопримечательностям, а также известным льговчанам - Аркадию Гайдару и Николаю Асееву. Проживание в каждом из них, - отмечал М. А. Плотников, - даст новые идеи для путешествий любителям сельского туризма» [7].

К примеру «в комнате, посвященной неофициальному символу Льгова - башне Шамиля, можно увидеть редкую ее фотографию 1938 года, а в комнате А. П. Гайдара узнать о таинственной звезде "Гайдарии". Ныне утраченное имение князя И. В. Барятинского снова с нами на старых, чудом сохранившихся фотографиях,

размещенных вместе с информацией о княжеской чете в одном из гостиничных номеров» [7].

Есть в гостинице «православный» и «советский» номера, здесь размещены работы местных художников и умельцев; в сувенирной лавке можно приобрести изделия курчатовских и суджанских мастеров, проводятся мастер-классы художественного творчества и рукоделия. К услугам гостей «цирюльня и трактир с богатым выбором блюд традиционной русской кухни». Кроме того, постояльцам предлагаются «экскурсионные программы по уникальным историческим местам льговской и рыльской земли» [7].

Результаты работы предпринимателей и государственно-муниципальных структур по развитию гостиничного дела при всех неоднозначных оценках этой деятельности показывают численный рост коллективных средств размещения и постоянное совершенствование качества предоставляемых в них услуг. В конце XX -начале XXI в. количество частных коллективных средств размещения стабильно увеличивалось и численно превзошло государственные и муниципальные гостиничные предприятия. Так, в 2009 г. из 56 коллективных средств размещения в Курской области 28 были частными, 20 государственными и муниципальными, 2 смешанными, в 2013 г. соответственно 27, 21 и 2 [9, с. 20].

Анализ источников показывает востребованность коллективных средств размещения в регионе. Число ночёвок во всех типах средств размещения, численность размещённых лиц в целом увеличивались, претерпевая временные спады. К примеру, в 2009 г. было осуществлено 615 270 ночёвок, в 2011 г. - 577 608, а в 2012 г. уже 625 525. Соответственно численность размещённых в них постояльцев колебалась 116 355, 104 344 и 122 698 [9, с. 19].

Вместе с тем следует отметить, что потребность туристов в коллективных средствах размещения более высокой комфортности оставалась неравнозначной. Они наибольшее предпочтение отдавали специализированным средствам размещения. Это было естественным и закономерным в условиях обострявшейся конкурентной борьбы за клиентов и неустойчивого финансового положения потребителей услуг. Загородные лагеря, профилактории и санатории, турбазы предоставляли массовому потребителю нужные услуги по более дешёвым расценкам (см. табл. 2).

Таблица 2

Коэффициент использования номерного фонда (наличных мест) _в Курской области в начале XXI в. __

2009 2010 2011 2012 2013

Во всех средствах размещения, 0,41 0,41 0,39 0,43 0,43

в том числе в:

гостиницах и аналогах 0,23 0,23 0,21 0,25 0,26

спец. средствах размещения 0, 59 0, 59 0, 57 0, 61 0, 58

Источник: [9, с. 19]

По нашему мнению, кроме ценовой политики потребность в услугах коллективных средств размещения сдерживалась слабой развитостью въездного туризма, преобладанием внутреннего и психологическими особенностями потенциального потребителя услуг. В условиях незначительного въездного туристского потока гостиницы, как наиболее комфортабельные средства размещения, оставались невостребованными должным образом. В основном они пользовались предпочтением у предпринимательской общественности. Внутренний туризм, как правило, был однодневным и автобусным, либо пешим с палаточными ночёвками. Если же вопрос

решался о ночёвках, то предпочтение отдавалось более дешёвым специализированным средствам размещения.

Из вышеизложенного следует, что в гостиничном деле Курской области конец XX - начало XXI в. - период активного, противоречивого, но устойчивого развития. В процессе совершенствования условий жизни населения формировались потребности людей в активном и познавательно-оздоровительном отдыхе, что стимулировало развитие всех видов туризма и гостиничного дела как малых форм предпринимательства в регионе.

Частно-государственное партнёрство стимулировало процесс развития в регионе малого предпринимательства в сфере предоставления услуг размещения. Гостиничная сеть устойчиво расширялась, совершенствовалась система оказания предоставляемых услуг и их качество в соответствии с уровнем потребностей и финансово-материальных возможностей вероятных потребителей. Развитие гостиничной инфраструктуры способствовало повышению туристской привлекательности региона.

В начале XXI в. в гостиничной системе Курской области начали зарождаться коллективные средства размещения, представляющие собой историко-культурные и этнографические центры регионального значения. Такие гостиницы и их аналоги кроме выполнения просветительско-образовательной функции, становились активными формами сохранения памятников культуры региона. Развитие социально ориентированного бизнеса стимулировало углубление начавшегося процесса.

1. Бадарч О. Б. Развитие гостиничного бизнеса в России // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 2. С. 7-9.

2. Барашок И. В. Гостиничный рынок России: становление, модернизация, перспективы развития // Sochi Journal of Economy. 2014. № 1. С. 28-34.

3. Во Льгове откроют гостевой дом // Друг для друга. 2016. 29 апреля

4. «Белая акация» - комфортная гостиница города Курска [Электронный документ]. URL: http://www.belaya-akaciya.ru/ (дата обращения: 24.12.2017)

5. Гостиница Аврора в Курске, 4 звезды [Электронный документ]. URL: http: //avrorakursk. ru/ (дата обращения: 24.12.2017)

6. Гостиничный комплекс «Постоялый двор «ГРИНН» [Электронный документ]. URL: http://grinn-corp.ru/postoyaly-dvor-grinn.html (дата обращения: 24.12.2017)

7. Данильченко О. Гостевой дом «Льгов» приглашает! // Курьер (Льгов). 2016. 11 мая

8. Конькова Е. Д. К вопросу развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности. 2016. С. 61-66.

9. О деятельности туристских фирм Курской области (2009-2013). 2014: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2014. 53 с

10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (Ред. 28.12.2016) [Электронный документ]. URL: http://fzrf.su/zakon/ob-osnovah-turistskoj-deyatelnosti- 132-fz/st- 1.php (дата обращения: 24.12.2017)

11. Отличный отель. От других // VIP. Взгляд. Информация. Партнёрство. 2017. № 4.

С. 2.

12. «Постоялый двор «ГРИНН»: дом вдали от дома // Друг для друга. 2009. 14 апреля

13. Развитие туризма в Курской области на 2002-2004 годы. Областная целевая Программа. Утверждена постановлением Курской областной Думы 6 декабря 2001 г. № 346-III ОД [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/908000941 (дата обращения: 03.08.2017).

14. Себя показать и других посмотреть // Курская правда. 2014. 30 сент.

15. Спа центр AQUMARINE [Электронный документ]. URL: http://amhotel.ru/spa (дата обращения: 03.08.2017).

16. Статистический ежегодник Курской области. 2016: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2016. 448 с

17. Степанов В. Гостиница «Центральная» // Друг для друга (Курск). 2008. 13 мая

18. Туристские услуги Курской области (2007-2011). 2012: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2012. 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Тутенко В. Впору ли Курску «Золотое кольцо» // Курская правда. 2009. 28 мая

20. Туристский паспорт Курской области. 2015. Курск, 2015. 288 с.

21. Число коллективных средств размещения [Электронный документ]. URL: htttps://www.fedstat.ru/indicator/31579 (дата обращения: 24.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.