Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСТИНИЦА / СЕТЬ / СИСТЕМА / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков А. В., Алюшин Р. Е., Яценко К.В.

В статье предпринята попытка показать деятельность предпринимательской общественности по развитию гостиничного дела в Курской области, а также по совершенствованию качества предоставляемых малыми гостиничными предприятиями услуг. В работе показано, что в условиях углубления рыночных реформ большая часть гостиничной инфраструктуры перешла в частную собственность, значительно расширив сферы деятельности. Устойчивое развитие предпринимательства в регионе стимулировало развитие гостиничного бизнеса, который, в свою очередь, становился важным условием развития предпринимательства в различных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения в области, совершенствуя туристскую и инвестиционную привлекательность региона. Направления развития гостиничной сети на рубеже XX-XXI вв. определялось предпочтениями крупного бизнеса, а также возможностями малого и среднего предпринимательства, что стимулировало развитие въездного и внутреннего туризма, а также историко-культурную деятельность предпринимательского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ»

УДК 930.1

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

© 2020 А. В. Третьяков1, Р. Е. Алюшин2

1докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: dr tretiyakov@mail.ru 2канд. пед. наук, доцент, доцент. каф. СКСТ e-mail: Romanaliushin @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье предпринята попытка показать деятельность предпринимательской общественности по развитию гостиничного дела в Курской области, а также по совершенствованию качества предоставляемых малыми гостиничными предприятиями услуг. В работе показано, что в условиях углубления рыночных реформ большая часть гостиничной инфраструктуры перешла в частную собственность, значительно расширив сферы деятельности. Устойчивое развитие предпринимательства в регионе стимулировало развитие гостиничного бизнеса, который, в свою очередь, становился важным условием развития предпринимательства в различных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения в области, совершенствуя туристскую и инвестиционную привлекательность региона. Направления развития гостиничной сети на рубеже XX-XXI вв. определялось предпочтениями крупного бизнеса, а также возможностями малого и среднего предпринимательства, что стимулировало развитие въездного и внутреннего туризма, а также историко-культурную деятельность предпринимательского сообщества.

Ключевые слова: малое предприятие, бизнес, туристская привлекательность, инвестиции, гостиница, сеть, система, услуга.

Анализ отечественной постсоветской историографии и краеведческой литературы, отраслевого законодательства, материалов периодической печати свидетельствует о том, что в постсоветское время не уделялось должного внимания изучению истории предпринимательства в сфере сервиса и туризма в Курской области, формированию комплекса условий, стимулировавших развитие туристско-гостиничной инфраструктуры. Это было вызвано тем, что бизнес в сфере туристско-экскурсионной и гостиничной деятельности находился в стадии становления и, соответственно, не получил должной оценки со стороны властных структур (в регионе отсутствует профильное законодательство).

Вместе с тем углубление рыночных реформ, развитие предпринимательства во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, включая туристское дело в конце XX - начале XXI в., показали, что устойчивое развитие предпринимательства в большей степени определяется наличием надлежащих условий для деятельности активных и деловых людей. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что туристская сфера страны в целом и регионов в частности для государства практически не является финансово-материально затратной сферой. Здесь в основе своей преобладают частные инвестиции. И если говорить о предпринимательстве в собственном смысле этого слова, то туризм является показательной сферой.

Данное суждение можно подтвердить эволюцией федерального законодательства, регулировавшего процесс развития туризма в постсоветской России. В начальный период становления туризма как бизнеса его развитие регулировалось законом «О защите прав потребителей», а по мере накопления опыта развития этой

сферы 24 ноября 1996 г. был принят профильный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Следует обратить внимание на то, что формулировка профильного закона раскрывает сущность состояния самой сферы правового регулирования и несовершенство законодательства.

Вместе с тем главным для нас в этом законе следует считать юридическое определение понятия «туристская индустрия». Закон установил: «Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [5].

Из определения следует, что центральным звеном в развитии туристской отрасли являются коллективные средства размещения, среди которых центральное место занимают гостиницы. Важным представляется то, что «совокупность гостиниц и иных средств размещения» для такого региона, как Курская область, со своеобразным туристско-рекреационным, историко-культурным и хозяйственно-промышленным потенциалом, имеет особенную роль как для развитии сферы туризма, так и для социально-экономического развития региона в целом.

На рубеже XX-XXI вв. малый бизнес в гостиничной сфере стал играть многофункциональную роль. Во-первых, надлежащая в соответствии с законодательством и привлекательная с точки зрения предпочтения туристов гостиничная инфраструктура является существенным фактором повышения туристской привлекательности региона. Во-вторых, гостиничная инфраструктура региона становится важнейшим средством повышения инвестиционной привлекательности и развития делового туризма в области. В-третьих, современная сеть коллективных средств размещения, формируемая с учётом финансово-материальных возможностей населения страны и региона, становится существенным фактором развития въездного и внутреннего туризма.

Анализ источникового материала показывает, что в конце XX в. в Курской области функционировали коллективные средства размещения, которые были востребованны гостями и населением региона. К примеру, в 1966 г. в г. Курске открылось левое крыло гостиницы «Центральная» на 210 мест, позже было построено ещё одно крыло, что расширило вместимость гостиницы до 550 мест. «В первом этаже, - писал краевед В.Б. Степанов, - большой гостиницы разместились ювелирный магазин "Аметист", парикмахерская, кафе и ресторан "Центральный"» [15]. Но по мере развития малого предпринимательства в сфере туризма в конце XX - начале XXI в. гостиница утратила возможности предоставлять современные услуги и нуждается в модернизации. Сеть коллективных средств размещения в Курской области расширилась с 37 в 1990 г. до 54 в 1995 г. и сократилась до 47 в 1999 г. [12, с.164]. Здесь численные колебания были вызваны приватизационными процессами, сопряжёнными с изменением форм собственности и возможным перепрофилированием учреждений.

В условиях развития рыночных форм хозяйствования, привлечения инвесторов во все сферы социально-экономической деятельности региона властные структуры области стали осознавать роль гостиничного бизнеса в развитии области. Поэтому постепенно стали формировать нормативно-правовые отраслевые документы Курской области. В них законодательно определялись и закреплялись основные направления развития туристской инфраструктуры в регионе. В областной целевой программе

«Развитие туризма в Курской области на 2002-2004 годы» в качестве одной из главных целей устанавливалось «стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов» [11].

Данное положение не только подтверждает роль гостиниц в развитии региона, но и показывает, что решение проблемы их развития в рыночной повседневности в большей степени возлагалось на привлечение внебюджетных средств путём привлечения инвесторов, заинтересованных в предпринимательских возможностях региона. Создание современной гостиничной сети является важным стимулом развития не только въездного и внутреннего туризма, но и социально-экономической сферы области в целом. Вместе с тем решение этой проблемы осложняется социально-экономической дифференциацией населения страны и региона. В этой ситуации важно прогнозировать создание необходимого числа средств размещения от самых элитных и «звёздных», рассчитанных на УГР-клиентов, до простых и доступных среднестатистическому путнику или туристу, школьникам. Это весьма важная и сложная проблема с точки зрения стабильности работы средств размещения.

Особенностью развития малого бизнеса в гостиничной сфере региона стало то, что строительство гостиниц для делового туризма не только обеспечивало потребности бизнес- и УГР-клиентов, но и стимулировало развитие иных коллективных средств размещения и их деятельность по повышению уровня и качества предоставляемых клиентам услуг. Примером современного подхода к развитию гостиничного дела в регионе является расположенный в 25 км. от областного центра в м. Свобода гостиничный комплекс «Постоялый двор «ГРИНН». Открытая в 1995 г., в настоящее время это одна из немногих элитных гостиниц Курской области, функционирующая за городом. Она «представляет собой двухэтажный гостиничный комплекс с мансардным и цокольным этажами, охраняемой автомобильной парковкой и зеленой ландшафтной зоной». К услугам клиентов - президентские апартаменты, 2 номера класса люкс, 4 полулюкса, 6 номеров улучшенного типа, 4 стандартных номера, а также 2 сауны; бильярдный зал и конференц-зал; услуги прачечной; автостоянка. Для гостей во всех номерах имеются: мини-бар с обширным ассортиментом напитков, телефон, телевизор и бесплатный доступ к сети Интернет [2].

Совокупность источников показывает, что данная гостиница является универсальным местом как для отдыха, так и для работы, деловых встреч, разовых мероприятий. «Романтические выходные или шумное торжество, отдых в большой компании или бизнес-семинар - поводов приехать в «Постоялый двор» может быть множество» [1], - сказано в газете. И далее пресса акцентирует внимание потенциальных клиентов:

«Местечко Свобода Золотухинского района, где расположен комплекс, считается одной из жемчужин Курской области. Эти легендарные места хранят память о чудесном обретении главной святыни земли курской, став популярными у паломников, а богатые культурные традиции привлекают светских туристов. Неподалеку находится старинная дворянская усадьба Афанасия Фета. А раз в год в Свободе проходит огромная Коренская ярмарка - событие международного масштаба. В гармоничном слиянии национальных традиций и высокого уровня современного обслуживания рождается особый колорит «Постоялого двора «ГРИНН».

Все это делает гостиничный комплекс идеальным местом для снятия городского стресса и отдыха на природе с хорошей компанией. Именно тут можно насладиться свежим воздухом, первозданной красотой среднерусской полосы и по-настоящему почувствовать приход весны. В уютном дворике можно приготовить мясо на огне, под горячий шашлык так хорошо идет дружеская беседа. А продолжить отдых в сауне. Тем

более что с понедельника по четверг в «Постоялом дворе» действует очень выгодное предложение: сауна на шестерых всего за 500 рублей в час и купание в дубовой бочке с отваром из луговых трав в подарок. В гостиничном комплексе работают два бассейна. А для любителей совместить «два в одном» работает гидромассажная ванна. Поддержать мышцы в тонусе помогут современные тренажеры...

Вдали от городской суеты и шума не только хорошо отдыхать. Работается в гостинице также спокойно и плодотворно. Для деловых встреч и переговоров имеется конференц-зал на 60 человек, оснащенный по последнему слову техники. Лучшее место для проведения, скажем, тренингов или бизнес-переговоров придумать сложно.

Уникальное сочетание богатого культурного и духовного наследия, красоты природы и высокого уровня сервиса привлекает сюда паломников и туристов не только из других городов России, но и из-за границы» [1].

На возможности проведения деловых мероприятий в гостинице обращал внимание также региональный менеджер компании «Нестле» Д. Бебкевич, который здесь постоянно проводил производственно-образовательные семинары. Он отмечал: «Во-первых, конференц-зал полностью удовлетворяет тем требованиям, которые компания выдвигает для проведения тренингов. Установлено все необходимое оборудование. Второй момент - оптимальное соотношение цены и качества обслуживания... Еще один критерий в пользу гостиницы - возможность работать по "безналу"». Кроме того, подчёркивал менеджер, «кухня здесь одна из лучших» [10].

Вышеприведённый пример показывает, что в гостиничной сфере Курской области конец XX в. стал своеобразной точкой отсчёта в развитии малого предпринимательства. ранее, в советскую эпоху, учредителями гостиниц, как правило, являлись государственно-муниципальные органы. А уже с конца XX в., когда курс на рыночные отношения приобрёл устойчивость и необратимый характер, в гостиничный бизнес стали активно приходить частные инвесторы: что состоявшиеся предприниматели расширяли сферы собственной экономической деятельности и активно искали сферы выгодного вложения собственных средств.

Анализ источникового материала показывает, что в начале XXI в. стали активнее учреждаться и строиться коллективные средства размещения, способные удовлетворить потребности различных клиентов и представить услуги VIP- и эконом-класса. Изучение первичных источников свидетельствует о том, что последовательная работа бизнес-сообщества способствовала тому, что в области начали формироваться социально-экономические условия для улучшения сети гостиниц прочих средств коллективного размещения. В Курской области в 1997 г. действовало всего 54 гостиницы, мотеля, общежития для приезжих работников [11, с. 164]. В 2007 г. в регионе уже имелось 66 коллективных средств размещения, в 2009 г. - 68, в 2010 г. -75 [16, с.17-28; 20; 4]. Более детально эволюция сети коллективных средств размещения в области представлена в таблице 1.

Таблица 1

Общая характеристика коллективных средств размещения Курской области в начале XXI в.

2007 2010 2013 2015 2016 2017

Общее число средств размещения 66 75 67 84 112 135

В том числе:

гостиницы и аналоги 48 58 50 65 90 93

спец. сред. размещения 18 17 17 19 22 42

Всего номеров 2314 2471 2183 2346 2969 3565

В том числе:

гостиницы и аналоги 1382 1577 1316 1368 1849 1978

спец. сред. размещения 932 894 867 978 1120 1587

Единовременная вместимость всего ( мест)

В том числе: 4787 5037 4324 4828 6803 9832

гостиницы и аналоги

спец. сред. размещения 2546 2897 2247 2419 3664 3939

2241 2140 2077 2409 3139 5893

Составлено авторами по: [18, с. 17; 17, с. 20]

Таблица свидетельствует о том, что в условиях углубления рыночных реформ и развития туризма в регионе весьма активно стали учреждаться коллективные средства размещения гостиничного типа и специальные средства размещения. Обращает на себя внимание тот факт, что последних было меньше не только по численности, но и по количеству номерного фонда. Однако, как видно из статистики, их единовременная вместимость незначительно уступала гостиницам региона.

В связи с этим заслуживает внимания своеобразная обусловленность двух сторон единого процесса в туристской индустрии региона. Развитие всех видов туризма в регионе, и особенно патриотического, паломнического и образовательного, стимулировало и стимулирует деятельность предпринимательского сообщества по формированию и развитию не только туристского продукта, но и сети и системы коллективных средств размещения. Одновременно система всех средств коллективного размещения совместно с туристско-рекриационным потенциалом повышает туристско-инвестиционную привлекательность региона. При этом статистика и периодическая печать отмечают тот факт, что малый бизнес в настоящее время в данной сфере обладает достаточно широкими возможностями и перспективами.

Заместитель председателя областного комитета по делам молодёжи и туризма О.М. Германова в 2009 г., обращая внимание на туристский потенциал региона подчёркивала: «Даже если нас посетят десять тысяч туристов, будет уже хорошо... В любом случае необходимо развивать гостиничный бизнес не бизнес-класса, а среднего класса, что позволит сделать тур дешевле» (цит. по: [20]). Ориентирование на развитие данного направления в гостиничной сфере объясняется также ментальностью населения и географическими особенностями региона и свидетельствует о том, что властные структуры региона реально оценивали финансовый потенциал населения и возможности бизнеса в регионе.

В 2009 г. корреспондент областной газеты В. Тутенко писала:

«По официальным данным, в Курской области гостиниц насчитывается около тридцати. Из них только одна имеет четыре звезды. Остальные - без звёзд. При этом уровень "беззвездных" гостиниц очень разный: от "крыши над головой" до "всё к услугам клиента". Разный, соответственно, разброс и цен. Так, например, в Курске можно снять двухместный номер как за тысячу сто, так и за три тысячи шестьсот рублей. В районных гостиницах самый дешевый вариант - койко-место стоимостью примерно от 320 рублей. Впрочем, возможны и сюрпризы. Так, в дмитриевской гостинице "Юбилейная" можно снять номер за 110 рублей в сутки. Всего гостиницы города и области, по нашим подсчетам, могут разместить одновременно около двух тысяч человек. При этом количество свободных мест, естественно, меньше в разы. То есть, очевидно, если Курская область станет в дальнейшем туристически привлекательным регионом, это даст толчок и развитию гостиничного бизнеса. И наоборот.

Пока же, как нам рассказали в комитете по делам молодежи и туризму, можно, например, задействовать в зимнее время некоторые детские оздоровительные лагеря, где есть отапливаемые корпуса, однако кардинально проблему это не решит» [20].

Анализ источников показывает разницу цифровых данных при оценке реального состояния малого предпринимательства в сфере туризма в Курской области в начале

XXI в. Так, в 2014 г. В. Шелест в своём интервью газете «Курская правда» отметил, что «на территории Курской области в летний период действует не менее 130 фирм», а в областном центре - «порядка 100» (цит. по: [4]). А статданные за 2013 г. отмечают, что в регионе действовали 72 туристские фирмы [6, с. 11]. Что касается гостиниц, то В. Тутенко указывает цифру «около тридцати» [20], тогда как статданные показывают, что в 2013 г. в Курской области действовало 55 коллективных средств размещения [6, с. 19] или 67 [13, с.136], в том числе 40 гостиниц [6, с.19;13, с.196]. В 2018 г. в Курской области сеть коллективных средств размещения насчитывала 92 гостиницы и аналогичных средств размещения, рассчитанных на 4 051 место [14, с.156]. Мы полагаем, что разница в цифровых данных объясняется несовершенством системы статистического подсчёта, а также тем, что определённая часть предприятий туристской индустрии не зарегистрирована в соответствии с законодательством ввиду отсутствия у ряда коллективных средств размещения лицензии на профессиональную деятельность. В рыночных условиях и при противоречивости законодательства, ментальности определённой части предпринимателей не следует исключать также теневую деятельность. Сущность её состоит в предоставлении населению услуг ненадлежащего качества, с получением прибыли и без уплаты налогов. Вместе с тем вышеприведённая статистика подтверждает устойчивость деятельности малых предприятий региона в гостиничной сфере.

Анализ источников показывает, что определённое стимулирующее влияние на процесс развития сети коллективных средств размещения в области оказывали её приграничное положение и активность предпринимательской общественности. Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что сеть коллективных средств размещения, особенно гостиниц в регионе, формировалась и развивается в настоящее время неравномерно - в направлении от областного центра к районам, где сосредоточены культурно-исторические и природные достопримечательности, приграничных районов, а также к местам, где ведётся крупное строительство.

Так, на территории г. Курска располагаются и действуют 23 гостиницы, 19 -в районных центрах региона. Наиболее популярными являются ООО «Туристская гостиница «Курск», ГК «Аврора» 4*, ООО «Соловьиная роща», гостиница «Престиж», «Гостевой дом Строгановых», спа-отель «AQUMARINE», гостиница «Династия» [19, с. 16-17]. Все они являются современными комплексами и предоставляют услуги для клиентов различного уровня достатка и предпочтений.

В целях повышения туристской привлекательности региона и повышения эффективности собственной экономической деятельности предприниматели региона стали создавать коллективные средства размещения, способные не только предоставлять комплекс современных услуг, но раскрыть историко-культурную картину места расположения и окрестностей региона. Примером такой перспективной деятельности может служить работа предпринимателя из г. Льгова М.А. Плотникова.

В 2016 г. льговская районная газета «Курьер» восторженно писала: «5 мая во Льгове произошло поистине историческое событие: после четырех лет реставрации и капитального ремонта в бывшем здании Дома пионеров и школьников по улице Советской открылся гостевой дом "Льгов" - не просто гостиница, а настоящий этноцентр с краеведческим музеем и картинной галереей» [3].

Восхищение корреспондента было обоснованным как минимум по двум причинам. Прежде всего, Льгов открыл для себя талантливого предпринимателя, способного путём развития бизнеса сохранять историко-культурное наследие региона, просвещать и обучать население. А также город приобрел уникальный гостевой дом «Льгов», в котором стали предоставлять широчайший спектр гостинично-ресторанных, выставочных, ремесленных и иных услуг.

Гостевой дом открылся в приобретённом М.А. Поляковым бывшем доме дворян Стремоуховых. Особенность его в том, что к услугам гостей предоставляется «14 тематических номеров, посвященных истории льговской земли и ее достопримечательностям, а также известным льговчанам - Аркадию Гайдару и Николаю Асееву». «Проживание в каждом из них, - отмечал М.А. Плотников, - даст новые идеи для путешествий любителям сельского туризма» [3]. Так, в номере А.П. Гайдара можно «узнать о таинственной звезде "Гайдарии". Ныне утраченное имение князя И.В. Барятинского снова с нами на старых, чудом сохранившихся фотографиях, размещенных вместе с информацией о княжеской чете в одном из гостиничных номеров». О «печальной судьбе последней владелицы памятника архитектуры на улице Советской - супруги предводителя дворянства Льговского уезда Эмилии Августовны Стремоуховой... постояльцы .узнают. в номере дворян Стремоуховых и, возможно, захотят посетить их родовой склеп в с. Фитиж или прогуляться по таинственному подземному ходу, который строители сейчас восстанавливают» [Там же].

Кроме того, хозяева предлагают гостям «работы местных художников и умельцев, в сувенирной лавке можно приобрести изделия курчатовских и суджанских мастеров, проводятся мастер-классы художественного творчества и рукоделия. К услугам гостей «цирюльня и трактир с богатым выбором блюд традиционной русской кухни». Также постояльцам предлагаются «экскурсионные программы по уникальным историческим местам льговской и рыльской земли» [Там же].

Анализ источников свидетельствует о том, что при всех неоднозначных оценках деятельности малого бизнеса в Курской области по развитию гостиничной сети статистика показывает численный рост коллективных средств размещения и относительное улучшение качества предоставляемых в них услуг. Как результат, ежегодно число ночёвок во всех типах средств размещения, численность размещённых лиц устойчиво увеличивались, претерпевая временные спады. В 2009 г. было осуществлено 615 270 ночёвок, в 2011 г. - 577 608, а в 2012 г. - уже 625 525. Соответственно колебалась численность размещённых - 116 355, 104 344 и 122 698 человек [6, с.19]. Однако не следует устойчивость процесса абсолютизировать.

Вместе с тем источники показывают определённые противоречия в деятельности малого бизнеса по развитию гостиниц и их востребованностью у различных категорий потребителей услуг. Численный рост средств размещения в Курской области в исследуемый период не сопровождался адекватным спросом на гостиничные услуги. Туристы в это время предпочитали пользоваться специализированными средствами размещения. В рыночных условиях загородные лагеря, профилактории и санатории, турбазы выставляли цены, адекватные благосостоянию и ментальности основного потребителя.

Таблица 2

Коэффициент использования номерного фонда _в Курской области в начале XXI в._

2009 2013 2015 2016 2017

Во всех средствах размещения 0,41 0,43 0,32 0,29 0,24

В том числе:

гостиницы и аналоги 0,23 0,26 0,24 0,19 0,21

спец. средства размещения 0, 59 0, 58 0, 41 0, 41 0, 26

Источник: [6, с. 19; 17, с. 20]

Источники и практика развития туризма в Курской области показывают, что на востребованность в услугах коллективных средств размещения значительное

влияние оказывали невысокая туристская привлекательность региона и отсутствие стабильной системности въездного туризма, преобладание внутреннего и самодеятельного туризма, а также психологические факторы, характерные для людей с невысоким уровнем дохода. В этих условиях гостиницы и иные коллективные средства размещения не заполнялись в предлагаемых объёмах. В регионе внутренний туризм, как правило, был однодневным и автобусным либо пешим с ночёвками в палатках. Если же вопрос решался о ночёвках в стационарных помещениях, то предпочтение отдавалось более дешёвым специализированным средствам размещения.

В гостиничном деле конец XX и особенно начало XXI в. характеризуются активным и устойчивым усилением роли малого бизнеса в строительстве и развитии коллективных средств размещения. Об этом свидетельствует соотношение численности государственных и частных гостиниц в регионе. В это время количество частных коллективных средств размещения стабильно увеличивалось и по численности превзошло государственные и муниципальные организации коллективного размещения. К примеру, в Курской области в 2009 г. из 56 коллективных средств размещения 28 были частными, 20 - государственными и муниципальными, 2 имели смешанную форму собственности, в 2013 г. соответственно 27, 21 и 2 [ 6, с. 20]. О таком направлении развития также свидетельствует увеличение численности гостиниц и предприятий общественного питания. Так, на конец 2017 г. их в области работало 263, а в конце 2018 - 271 [13, с. 203]. Источники показывают, что к началу 2018 г. более трети коллективных средств размещения находилось в частной собственности.

Таблица 3

Услуги коллективных средств размещения Курской области _по формам собственности в начале XXI в._

2015 2016 2017

Всего средств размещения 84 112 135

государственные 11 11 12

муниципальные 8 8 19

частные 56 83 88

Коэффициент использования

мест в средствах размещения:

государственных 0,52 0,47 0,41

муниципальных 0,23 0,19 0,18

частных 0,24 0,25 0,22

Источник: [17, с. 20]

Вышеизложенный материал показывает, что в начале XXI в. особенно активную роль в развитии гостиничной сети в регионе стали играть частные инвестиции. Малый бизнес, достигнув определённого успеха в ранее открытых видах деятельности, стал активнее участвовать в поиске новых сфер вложения собственных средств в целях расширения бизнеса.

Определённая часть успешных региональных предпринимателей в строительстве гостиниц и иных коллективных средств размещения стали усматривать бизнес-перспективы. Анализ развития гостиничной сети таким путём показывает, что гостиницы рассматриваются как условие развития иных видов предпринимательства, при этом туризм как системообразующий фактор развития гостиничной индустрии не учитывается.

В регионе примерами такой деятельности, помимо вышеназванного гостевого дома «Льгов», могут служить гостиница «ГРИНН» в Курске, гостиница «Белая акация», «Аврора» и «Престиж». Интересный опыт в этой сфере имеет предприниматель

Я.О. Баклагина, являющаяся совместно с Е.Н. Пузановой учредителем ООО «Дорога» [7] и самостоятельным учредителем ООО «Ле-Дент» [8]. Эти организации, занимающиеся деятельностью по аренде и управлению собственным или арендованным имуществом, а также стоматологической практикой, учредили гостиницу ООО «Южные Ворота», получившую с 2016 г. статус микропредприятия. Основным видом деятельности данного предприятия является деятельность ресторанов и оказание услуг по доставке продуктов питания, а также дополнительные виды деятельности: гостиничная деятельность и работа иных мест временного проживания, деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах, подача напитков [9].

Из вышеизложенного материала следует, что конец XX - начало XXI в. в развитии гостиничного дела стал переломным периодом. В условиях устойчивого упрочения рыночных отношений бизнес стал активно включаться в сферу предоставления гостиничных услуг. В результате большая часть коллективных средств размещения перешла в частные руки, что позволило не только улучшить качество предоставляемых услуг, но и значительно расширить сферы предпринимательской деятельности.

В современных условиях малые гостиничные предприятия, оказывая услуги по размещению, становятся центрами иной связанной с оказанием услуг предпринимательской деятельности, что стимулирует развитие предпринимательства в различных сферах и повышает инвестиционную привлекательность региона и качество жизни населения.

1. Весна в «Постоялом дворе «ГРИНН» // Друг для друга (Курск). 2011. 29 марта

2. Гостиничный комплекс «Постоялый двор «ГРИНН». URL: http://grinn-corp.ru/postoyaly-dvor-grinn.html (дата обращения: 9. 07. 2014)

3. Данильченко О. Гостевой дом «Льгов» приглашает! // Курьер (Льгов). 2016.

11 мая

4. Милостная Р. Одни - в Египет, другие - в Обоянь // Курская правда. 2014. 10 июня

5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 01.04.2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c45 3d1be3b77b4c/ (дата обращения: 4.04.2020)

6. О деятельности туристских фирм Курской области. (2009-2013): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2014. 53с.

7. ООО Дорога. URL: https://www.rusprofile.ru/id/11513376 (дата обращения: 6.04.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ООО Ле-Дент. URL: https://www.rusprofile.ru/id/10648016 (дата обращения: 6.04.2020)

9. ООО «Южные Ворота». URL: https://www.rusprofile.ru/id/10490565 (дата обращения: 6.04.2020)

10. «Постоялый двор «ГРИНН»: дом вдали от дома // Друг для друга (Курск). 2009. 14 апр.

11. Развитие туризма в Курской области на 2002-2004 годы: Областная целевая программа. Утверждена постановлением Курской областной думы 6 декабря 2001 г. N 346-III ОД. URL: http://docs.cntd.ru/document/908000941(дата обращения: 9.04.2020)

12. Сводный статежегодник Курской области 1990, 1995-1999 гг.: стат. сб. Курск, 2000. 518 с.

13. Статистический ежегодник Курской области. 2014: стат. сб. Курск, 2014.

445 с.

14. Статистический ежегодник Курской области. 2019: стат. сб. / Курскстат. Курск, 2019. 444 с.

15. Степанов В. Гостиница «Центральная» // Друг для друга (Курск). 2008.

13 мая

16. Текущий архив Курского областного комитета по делам молодёжи и туризму (ТА КОК М и Т) Дело № 13. Справки. Информации. Отчёты. Переписка. 2005-2013. 318 с.

17. Туризм в Курской области (2015-2017): стат. сб. Курск, 2018. 52 с.

18. Туристские услуги Курской области (2007-2011): стат. сб. Курск, 2012. 71 с.

19. Туристский паспорт Курской области. 2015: стат. сб. Курск, 2015. 274 с.

20. Тутенко В. Впору ли Курску «Золотое кольцо» // Курская правда. 2009. 28 мая,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.