Научная статья на тему 'Предпринимательство как условие эффективного экономического развития сельских территорий'

Предпринимательство как условие эффективного экономического развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АГРОБИЗНЕС / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / BUSINESS / AGRIBUSINESS / RURALYOUTH / THE ECONOMY / RURAL AREAS / MANAGEMENT / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Михаил Анатольевич

В статье обосновано значение развития предпринимательства как важного составляющего элемента устойчивого развития экономики сельских территорийи решения социальныхвопросов.Предложенынаправления государственной поддержки по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению в эту сферу деятельности сельской молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

The paper justified, the importance of development, of entrepreneurship as an element of sustainable economic development of rural areas and social issues. The directions of state support topromote entrepreneurship and to attract this activity for ruralyouth.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как условие эффективного экономического развития сельских территорий»

УДК 338.43 ББК 65.32

М.А. Тимошенко

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В статье обосновано значение развития предпринимательства как важного составляющего элемента устойчивого развития экономики сельских территорийи решения социальныхвопросов.Предложенынаправления государственной поддержки по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению в эту сферу деятельности сельской молодёжи.

Ключевые слова: предпринимательство, агробизнес, сельская молодёжь, экономика, сельские территории,управление, информационные системы.

М.А. Tymoshenko

ENTREPRENEURSHIP AS A CONDITION FOR EFFECTIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Annotation. The paper justified, the importance of development, of entrepreneurship as an element of sustainable economic development of rural areas and social issues. The directions of state support topromote entrepreneurship and to attract this activity for ruralyouth.

Keywords: business, agribusiness, ruralyouth, the economy, rural areas, management, information systems.

В складывающихся современных рыночных экономических отношениях, средний и малый бизнес в аграрном секторе экономике составляют серьёзную конкуренцию крупным предприятиям. Сегодня приходится отмечать, что от уровня устойчивости развития сельскохозяйственного производства зависит не только стабильная работа смежных отраслей народного хозяйства, но и качество жизни сельского населения регионов России. Отмечая роль агропромышленного комплекса в функционировании народнохозяйственного комплекса, вместе с тем стоит заметить, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым и опасным. Для ведения эффективного бизнеса необходимы либо огромные денежные вложения, либо умение «чувствовать землю». Конечно лучше всего и то и другое, но это в идеале, а в действительности всегда чего-то не хватает. Малый агробизнес сегодня является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживающим высококонкурентный характер экономических отношений. Если ранее в экономике крупнотоварный уклад превалировал над средним и мелкотоварным укладами, обеспечивая процесс в развитии отрасли сельского хозяйства страны в целом, то в нынешних условиях имеет место ярко выраженная тенденция утраты крупнотоварным производством своих позиций в экономическом соревновании со средним и мелкотоварными укладами. Такие качества малых и средних предприятий, как гибкость, быстрое адаптирование и мобильность остаются недостижимыми для крупных предприятий как в

промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предприниматели легче, чем кто бы то ни было, улавливают не только возникающий спрос, но и появляющиеся предложения, в особенности новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции. В развитых странах мира основная часть инновационной экономики базируется на предпринимательском секторе. Однако в Российской Федерации малый и средний агробизнес ещё не занял должного места в системе экономических отношений, его доля в аграрном секторе экономики продолжает оставаться низкой. Росту численности малых предприятий в АПК в немалой степени препятствует недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малых предприятий, наличие многочисленных административных барьеров, низкая доступность кредитов и слабый уровень развития информационноконсультативной помощи. Ещё одним фактором, сдерживающим развитие агробизнеса, является затруднённый доступ к новейшим технологиям и разработкам, а также неблагоприятные условия для внедрения собственных инновационных разработок в производство сельскими предпринимателями, особенно молодёжью. Так, например на 1 января 2012г. согласно статистическим данным в Волгоградской области насчитывалось 3247 средних и малых предприятий, однако из них только 360 сельскохозяйственные [2]. Но в последнее время заметно становится, что малый бизнес активно начинает играть определяющую роль в региональной экономике. В Ростовской области каждый третий житель занят в сфере предпринимательства, в Адыгее каждый пятый. В некоторых муниципальных образованиях доля малого предпринимательства в формировании местных бюджетов доходит до 80%, а занятость людей - до 90%. Стоит заметить, что малые предприятия отличаются сравнительно инвестиционной активностью. Только в Южном Федеральном округе объём инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 35 миллиардов рублей. Это составляет 18% объёма в целом по России [3]. Доля мелкотоварного производства как страны в целом, так и в регионах находится на уровне (в разные годы) от 46 до 60% производимой в сельском хозяйстве продукции [1, С.З].

Основная задача развития сельских территорий в посткризисный период — создание условий для переориентации предпринимательства на инновационное развитие, повышение производительности труда, достижение социального и экологического благополучия, но для этого должна быть сформирована инновационная инфраструктура. Именно инновационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем, между научной идеей и её практическим воплощением. В частности для аграрного сектора она позволяет максимально использовать потенциал сельскохозяйственных животных и растений региона; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством. При этом стоит заметить, что развитие инновационных процессов в нашей стране по сравнению с другими государствами имеет ряд существенных особенностей, важнейшей из которых является поэтапное развитие во времени. На каждом этапе модернизационно-инновационного процесса должны быть сформированы как организационные, так и экономические инструменты, наиболее полно отвечающие целям и обеспечивающие в конечном итоге эффективность производства [4,С.135]. В настоящее время вызывает определённую обеспокоенность ситуация, сложившаяся в сфере развития молодёжного сельского предпринимательства. Молодёжное предпринимательство

в сфере АПК является не только механизмом повышения занятости населения, но и важнейшим инструментом развития конкуренции в сельскохозяйственном производстве и повышения качества жизни на селе. Актуальность проблемы развития молодежного агробизнеса обусловлена ещё и тем обстоятельством, что сегодня в силу старения сельского населения остро ощущается дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве.

Решение этой проблемы лежит в плоскости обеспечения сельского предпринимательства необходимыми специалистами, создании для них соответствующих условий для труда и быта, реализации программ стимулирующих инвестиционную активность в жилищной сфере (через организацию фонда поддержки строительства жилья и системы долгосрочного кредитования, доступной всем слоям сельского населения, предоставление субсидий молодым специалистам и др.). Складывающаяся сегодня ситуация в вопросах обеспечения сельскохозяйственного производства рабочими и специалистами на селе показывает, что только от 10 до 30% выпускников школ, остаются на селе, что не позволяет решить вопрос воспроизводства кадров в сельскохозяйственном производстве. Начиная с 90-годов прошлого века большинство сельских школ, пользуясь свободой, свободой представленной им Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 г. ФЗ-№3266-1. исключили из учебных планов подготовку по сельскохозяйственному производству. В результате многие старшеклассники сельских школ не владеют даже минимальными знаниями по сельскому хозяйству, которые должны быть им известны из личного опыта, практики и школьных курсов биологии, зоологии, ботаники. В аграрных высших учебных заведениях сегодня обучается около половины студентов из числа городских жителей. Вряд ли они поедут работать в сельскую местность [5, С.310]. Такая ситуация с кадрами на селе начала складываться с началом так называемой «перестройки», которая в аграрном секторе практически ничем не была подкреплена и не имела под собой четко выраженной и научнообоснованной программы. В результате за годы «перестраивания» и развития рыночной экономики на селе не сформировалось представителей молодых предпринимателей, которые могли бы реально повлиять на развитие экономики и улучшение социальной сферы села.

Сегодня становится очевидным, что предпринимательская среда сельской молодёжи представляет собой сложную систему отражений о складывающихся общественных отношений со сложившимися стереотипами, ориентацией, мотивацией сельской молодёжи на более высокий экономический статус и социальные роли. Всё это зависит от хода аграрных реформ на селе, научно-технического прогресса, от качества профессиональной подготовки самой молодежи и её желания заниматься тяжёлым крестьянским трудом. Вместе с тем стоит заметить, что молодёжь обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими возрастными категориями населения, у молодёжи самый длительный период предстоящей трудоспособности, более лучшие показатели физического здоровья, сравнительно высокий общеобразовательный уровень, лучше усваивают новые знания. В силу своей специфики молодёжь - это важный и уникальный ресурс общества и государства, который должен идти в авангарде решения задач перевода страны на инновационный путь развития. Сегодня чрезвычайно важно не только разработать механизмы и создать условия, обеспечивающие заинтересованное партнёрство власти, бизнеса и гражданского общества с молодёжью, но и дать возможность молодёжи максимально эффективно использовать свой инновационный потенциал.

Учитывая вышеотмеченные моменты, необходимо активизировать работу по вовлечению молодёжи в развитие аграрного сектора экономики. Но для этого необходимо оказать поддержку на государственном уровне молодёжным субъектам предпринимательской деятельности, которая может выражаться в следующем:

- в принятии на федеральном уровне специальной программы, а в субъектах РФ соответствующих подпрограмм направленных на поддержку молодых сельских предпринимателей, должна;

- в представлении для сельской молодёжи грантов на организацию и развитие собственного аграрного дела, выдаче льготных кредитов, а также выделения субсидий на отдельное направление развития малого молодёжного предпринимательства в сельской местности;

- в создании в районах, регионах, федеральных округах различных ассоциаций и сообществ молодых предпринимателей;

- в популязации через средства массовой информации идеи аграрного молодёжного предпринимательства;

- в формировании в субъектах РФ региональных фондов земельных ресурсов для развития молодёжного предпринимательства;

- в вовлечении молодых сельских предпринимателей в работу различных сельскохозяйственных выставок, в том числе и зарубежных;

- в разработке ведущими аграрными вузами учебных программ направленных на развитие и расширение предпринимательской деятельности молодёжью в сельской местности и организации на их базе системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей молодёжных бизнес - структур по вопросам эффективности управления развитием организаций, грамотного землепользования, рационального использования природных ресурсов и работы с персоналом. Потребности в целевой аудитории современного аграрного вуза является одной из проблем образовательной сферы [6, С.101];

- в создании условий обеспечивающих гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, в том числе через государственный и муниципальный заказы.

Любой технологический уклад есть социальное явление, и главным предметом модернизационной концепции выступает сам Человек. В этом контексте целью функционирования аграрной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения через создание высокопроизводительных рабочих мест. Сельское предпринимательство должна функционировать через реализацию следующих принципов:

- тщательный учет потребностей сельского населения;

- развитие рынка труда, через подготовку высококвалифицированных кадров молодежи;

- создание условий, для ведения хозяйственной деятельности в условиях вступления России в ВТО;

- активную реализацию программ, направленных на сближение условий жизни и труда города и села.

Сельская экономика - это не только подсистема социально-экономического комплекса региона, но и самостоятельная экономическая система с циклом воспроизводственного процесса, и лишь ей свойственными особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Основными трендами социально-экономического развития российского села в посткризисный период должны стать:

- ускоренное инновационное развитие предпринимательства на основе снижения институциональных и инфраструктурных барьеров;

- привлечение инвестиций в предпринимательскую инфраструктуру и использование энергоэффективных технологий;

- стимулирование конкуренции за инвестиции и человеческий капитал через создание благоприятного предпринимательского климата.

Аграрный предпринимательский потенциал это средство и стимул возрождения российской науки. Он должен сыграть важную роль в решении этой задачи. Определяющими здесь являются два момента. Первый это коммерциализация НИОКР, придания рыночных качеств, процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могут выполнять специализированные малые предпринимательские предприятия. Второй момент - использование результатов НИОКР для нужд самих малых предприятий.

Современная аграрная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства. Развитие предпринимательства, предлагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определённых благоприятных для этого условий и инновационного начала.

Новая аграрная экономика, или, иначе, экономика, основанная на знаниях, — для многих развитых стран уже реальность. Знания чем дальше, тем больше будут становиться источником благосостояния, поэтому очень важно понять, какие именно знания, какой менеджмент будут способны обеспечить конкурентное преимущество территорий в национальном пространстве. Сегодня в недрах мировой экономики рождается новая модель предпринимательского развития с доминирующей составляющей - интеллектуальными активами. Глобализация и информационная революция предопределили принципы формирования новой модели, получившей название - «новой интеллектуальной экономики».

Список литературы

1. Захаров В.А., Козенко З.Н., Козенко Ю.А., Попова С.А., Христенко М.А., Карпенко Е.А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. -Волгоград. Изд-во Волгоградская ГСХА. 2011,- 200 с.

2. Материалы сайта. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Статистика и аналитика. Режим доступа http//smb.gov.ru (дата обращения 28. 10.2013 г.)

3. Насыбулина В.П., Гарьковенко В.А. Развитие малого и среднего бизнеса в Южном федеральном округе на современном этапе. Электронный ресурс. Режим доступаригпа1. kfrgten.ru> files /1/ 2012 8 9. pdf (дата обращения 2.12.2013 г.)

4. Тимошенко М.А. Модернизационно-инновационные процессы. //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград. 2012. №1. - 268с.

5. Тимошенко М.А. Социальное развитие села: формирование рынка труда и занятости в аграрном секторе экономики. //Научное обозрение. - 2013. - №3. -374с.

6. Широ М.С. Системный подход и формирование имиджа высшего учебного заведения. //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград. Перемена. - 2010. №3. - 134с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.