Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
45
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПОЛИЦИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошин Николай Алексеевич, Марченко Геннадий Викторович, Чимаров Сергей Юрьевич

Проведение единой образовательной политики осуществляется на основе реализации основных положений кадровой политики государства. Поэтому их общие (исходные) начала нормативно закреплены в федеральном законодательстве, а ведомственные особенности, учитывающие отраслевые интересы, регулируются ведомственными документами. Проведённый авторами анализ правовых норм показывает, что в настоящее время цели, задачи и другие концептуальные основы государственной политики в сфере образования и науки содержатся не только в положениях Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, но и в других правовых актах, регулирующих деятельность субъектов образовательной политики. Государственная образовательная политика прежде всего исходит из закреплённого в Конституции Российской Федерации приоритета прав, свобод и интересов человека и гражданина. В соответствии с положениями основного закона страны право на образование признаётся одним из основных и неотъемлемых конституционных прав российского гражданина. Успех реализации государственной политики по подготовке кадров в образовательных организациях МВД России, по мнению авторов статьи, напрямую зависит от соответствия системы научно-методического обеспечения образовательного процесса её целям. В рамках представленной на рассмотрение научной общественности публикации предлагается познакомиться с результатами научных исследований, связанных с определением направлений научно-методического обеспечения воспитания и обучения сотрудников полиции в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошин Николай Алексеевич, Марченко Геннадий Викторович, Чимаров Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY ON PERSONNEL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA: TRENDS AND PROSPECTS

The implementation of an unified educational policy is carried out on the basis of the realization of the main provisions of the state personnel policy. Therefore, their general (initial) principles are statutory in federal legislation, and departmental features taking into account sectoral interests are regulated by departmental documents. The analysis of legal norms carried out by the authors shows that at present the goals, objectives and other conceptual foundations of state policy in the field of education and science are contained not only in the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law «Education Act in the Russian Federation», Federal State Educational Standards, but also in other legal acts regulating the activities of subjects of educational policy. The state educational policy, first of all, proceeds from the priority of the rights, freedoms and interests of man and citizen enshrined in the Constitution of the Russian Federation. In accordance with the provisions of the country’s fundamental law, the right to education is recognized as one of the fundamental and inalienable constitutional rights of a Russian citizen. The success of the realization of the state policy on personnel training in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia, according to the authors of the article, directly depends on the compliance of the system of scientific and methodological support of the educational process with its goals. As part of the publication submitted for consideration to the scientific community, it is proposed to get acquainted with the results of scientific research related to the determination of the directions of scientific and methodological support for the education and training of police officers in educational organizations of the system of the Ministry of Interior of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 370.1

ао1: 10.35750/2071-8284-2021-3-198-208

Ииколай Алексеевич Мгошин

кандидат юридических наук, доцент ORCID: 0000-0003-0478-5362, n_a_igoshin@mail.ru

Геннадий Викторович Марченко

доктор исторических наук ORCID: 0000-0002-9942-2553, gen.marchenco@yandex.ru

Сергей Юрьевич чимаров

доктор исторических наук, профессор ORCID: 0000-0002-8323-6953, serg120756@gmail.com

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198096, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Государственная политика по подготовке кадров в образовательных организациях МВД России: тенденции и перспективы

Аннотация: Проведение единой образовательной политики осуществляется на основе реализации основных положений кадровой политики государства. Поэтому их общие (исходные) начала нормативно закреплены в федеральном законодательстве, а ведомственные особенности, учитывающие отраслевые интересы, регулируются ведомственными документами.

Проведённый авторами анализ правовых норм показывает, что в настоящее время цели, задачи и другие концептуальные основы государственной политики в сфере образования и науки содержатся не только в положениях Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, но и в других правовых актах, регулирующих деятельность субъектов образовательной политики. Государственная образовательная политика прежде всего исходит из закреплённого в Конституции Российской Федерации приоритета прав, свобод и интересов человека и гражданина. В соответствии с положениями основного закона страны право на образование признаётся одним из основных и неотъемлемых конституционных прав российского гражданина.

Успех реализации государственной политики по подготовке кадров в образовательных организациях МВД России, по мнению авторов статьи, напрямую зависит от соответствия системы научно-методического обеспечения образовательного процесса её целям. В рамках представленной на рассмотрение научной общественности публикации предлагается познакомиться с результатами научных исследований, связанных с определением направлений научно-методического обеспечения воспитания и обучения сотрудников полиции в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: воспитание, обучение, теоретические проблемы, практические проблемы воспитания, обучение сотрудников полиции, научно-методическое обеспечение, качества личности, полиция, подготовленность, полицейская деятельность

Для цитирования: Игошин Н. А., Марченко Г. В., Чимаров С. Ю. Государственная политика по подготовке кадров в образовательных организациях МВД России: тенденции и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 3 (91). - С. 198-208; ёо1: 10.35750/2071-8284-2021-3-198-208.

© Игошин Н. А., Марченко Г. В., Чимаров С. Ю., 2021

198

Nikolai A. Igoshin

Cand. Sci. (Jurid.), Docent ORCID: 0000-0003-0478-5362, n_a_igoshin@mail.ru

Gennady V. Marchenko

Dr. Sci. (His.)

ORCID: 0000-0002-9942-2553, gen.marchenco@yandex.ru

Sergey Yu. Chimarov

Dr. Sci. (His.), Professor ORCID: 0000-0002-8323-6953, serg120756@gmail.com

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

State policy on personnel training

in educational organizations of the Ministry of Interior of Russia: trends and prospects

Abstract: The implementation of an unified educational policy is carried out on the basis of the realization of the main provisions of the state personnel policy. Therefore, their general (initial) principles are statutory in federal legislation, and departmental features taking into account sectoral interests are regulated by departmental documents.

The analysis of legal norms carried out by the authors shows that at present the goals, objectives and other conceptual foundations of state policy in the field of education and science are contained not only in the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law «Education Act in the Russian Federation», Federal State Educational Standards, but also in other legal acts regulating the activities of subjects of educational policy.

The state educational policy, first of all, proceeds from the priority of the rights, freedoms and interests of man and citizen enshrined in the Constitution of the Russian Federation. In accordance with the provisions of the country's fundamental law, the right to education is recognized as one of the fundamental and inalienable constitutional rights of a Russian citizen.

The success of the realization of the state policy on personnel training in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia, according to the authors of the article, directly depends on the compliance of the system of scientific and methodological support of the educational process with its goals.

As part of the publication submitted for consideration to the scientific community, it is proposed to get acquainted with the results of scientific research related to the determination of the directions of scientific and methodological support for the education and training of police officers in educational organizations of the system of the Ministry of Interior of the Russian Federation.

Keywords: education, training, theoretical problems, practical problems of education, education of police officers, scientific and methodological support, qualities of the personal, police, qualification, policing

For citation: Igoshin N. A., Marchenko G. V., Chimarov S. Yu. State policy on personnel training in educational organizations of the Ministry of Interior of Russia: trends and prospects // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 3 (91). - C. 198-208; doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-198-208.

При определении стратегических приоритетов и выработке механизмов, способствующих их реализации, органы государственной власти выполняют свои функции, обеспечивая тем самым правовой прогресс и социальное развитие общества. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции неразрывно связано с приоритетами стратегии развития системы профессионального образования в Российской Федерации. При решении стратегических задач развития профессионального образования необходимо уделять особое внимание определению места и роли личности при осуществлении профессиональной деятельности. Для этого, по мнению специалистов, следует определиться «... с проблемой кадров - кадровой политики и работы с кадрами»1. Человеческий фактор, как ключевой ресурс службы в полиции, становится при этом основным. Его учёт позволяет развивать систему профессиональной подготовки полицейских кадров при формировании, освоении и развитии компетенций, обеспечивающих достижение необходимых результатов выполнения правоохранительных задач.

Анализ профильной литературы и нормативных источников свидетельствует о том, что среди учёных, занятых проблемами государственного управления, нет единого подхода к определению термина «кадровая политика».

Прежде всего, необходимо выделить авторов, рассматривающих «кадровую политику» как составляющую общей политики организации. Они видят цель такой политики в поддержании оптимального соотношения количественного и качественного состава кадров, который соответствует потребностям организации и требованиям действующих нормативных правовых актов и состоянию рынка труда2.

По мнению других учёных, «кадровая политика» организации является конкретной программой действий кадровой службы и реализуется при несомненном учёте интересов ор-ганизации3.

Позиция авторов близка к позиции И. К. Макаровой, считающей, что «нельзя сводить кадровую политику только к программе

1 Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел : учебно-метод. пособие / под ред. Г. Г. Зуйкова. - Москва: ВШ МВД СССР, 1973. - С. 44.

2 Управление персоналом : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - Москва, ЮНИТИ, 2002. - С. 108 и др.

3 Государственная кадровая политика и механизм её реализации: Кадроведение : курс лекций. - Москва, РГАС, 1997. - С. 23.

деятельности кадровых служб. кадровая политика включает систему правил и норм, определяющих взаимоотношения людей и органи-зации»4. Кадровая политика отражает взгляды, принципы и практические мероприятия, проводимые в масштабах организации. Опираясь на корпоративную систему ценностей, кадровая политика организации определяет методы и формы работы с персоналом, отражая отношение организации к человеческим ресурсам. Представляется, что подобная характеристика понятия «кадровая политика» наиболее полно соответствует действительности. Тем более что она подтверждается исследованиями А. Я. Киба-нова, установившего связь кадровой политики государства и стратегии кадровой работы с персоналом организации, при этом подчеркнув государственную функцию по формулированию целей, выявлению проблем, а также постановке задач, решаемых в процессе реализации государственной кадровой политики5. В то же время оценки этих специалистов требуют определённого уточнения с учётом содержания и особенностей подготовки кадров в образовательных организациях МВД России.

Базовые понятия государственной кадровой политики Российской Федерации включают исходные идеи, цели, задачи и принципы, определяющие направления формирования профессионального кадрового ядра, обеспечивающего стабильную реализацию стратегии развития государства6. При этом кадровая доктрина Российской Федерации исходит из положений Конституции, согласно которым: «. человек обладает правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и в то же время: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Суть кадровой доктрины состоит в формировании социального партнёрства личности и государства в профессионально-трудовой сфере. Поскольку, кадровая политика министерств и ведомств является инструментом и неотъемлемой частью кадровой политики государства,

4 Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного ЫЯ-менеджера. - Москва: Дело, 2007. - С. 169.

5 Основы управления персоналом : учебник / под. ред. Кибанова А. Я. - Москва, Инфра-М, 2005. - С. 185.

6 Кобозев А. А. Современная система подготовки

кадров органов внутренних дел: теоретические, организа-

ционные и правовые вопросы формирования и развития : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.11 / Кобозев Алексей Анатольевич. - Москва, 2007. - 652 с.

представляется возможным экстраполировать её на специфическую по своему содержанию деятельность полиции, что позволит нам в целом уяснить, что же представляет собой «кадровая политика» для полицейских структур в Российской Федерации.

Сегодня кадровая политика органов государственной власти, осуществляемая в отношении полицейских структур, превратилась в особую систему со своими специфическими требованиями, которые определяют цели, принципы, задачи, формы и методы профессиональной деятельности. Поскольку основным инструментом полицейской деятельности является человек, то для повышения эффективности процесса формирования сотрудника полиции как высокопрофессионального специалиста, необходимо совершенствовать каждый элемент системы подготовки кадров, что потребует создания условия для достижения общей цели под-готовки7.

Связь единой образовательной политики с кадровой политикой государства в рамках норм федерального законодательства подчёркивает в своих работах А. А. Кобозев8. Но, по нашему мнению, особенности подготовки по различным специальностям должны регулироваться с учётом отраслевых интересов, в данном случае - в сфере полицейской деятельности. Такой процесс хорошо отражает схема «идея - правовая норма - правоотношение», а в качестве специализированных требований к результатам подготовки выступают ведомственные нормативные правовые акты, представляющие собой научно-методические основы отраслевой деятельности в сфере подготовки ведомственных кадров.

Государственная политика Российской Федерации в области образования заключается в научной интерпретации роли образования в жизни современного общества [1]. Она представляет собой «концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленное на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учётом экономических возможностей государства)» [2]. Такие подходы отражают содержание конституционных принципов в этой сфере деятельности.

Однако необходимо подчеркнуть, что практическое воплощение в жизнь государственной политики возложено на Правительство Рос-

7 Там же.

8 Там же.

сийской Федерации, которое разработало конкретную государственную программу9, определяющую расходы в рамках экономических возможностей государства на решение конкретных задач. При этом данная программа не обеспечивает финансированием ведомственные образовательные организации МВД России, что ставит их, впрочем, как и образовательные организации Министерства обороны, в обособленное положение. В постановлении Правительства в качестве направлений (подпрограмм), которые приведут к выполнению поставленных задач, определены следующие:

- реализация образовательных программ профессионального образования;

- содействие развитию дошкольного и общего образования;

- развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодёжной политики;

- совершенствование управления системой образования;

- развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога.

Таким образом, комплекс обозначенных мероприятий, направленных на дальнейшее развитие образования, представляет собой целостную государственную политику, охватывающую различные аспекты образовательного процесса. При этом, по нашему мнению, на первом месте должна стоять задача развития профессионального образования, представляющая наибольшую ценность, в том числе по определению мероприятий программы, способствующих совершенствованию системы подготовки полицейских кадров. Очевидно также, что перечисленные выше направления характеризуют общие рамки государственной политики по повышению эффективности и качества образования [3], формируют базу системных преобразований, которые обеспечивают решение вопросов социально-экономического развития.

Резюмируя рассмотрение приоритетных направлений современной государственной политики в области профессионального образования, необходимо сделать вывод, что они позволяют построить структурно-нормативную модель профессиональной подготовки сотруд-

9 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 1. - Ч. II. - Ст. 375.

ников полиции. Стратегические приоритеты, указанные цели и задачи являются общим началом и исходной базой для разработки концепции поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции [4]. Такая подготовка отражает ведомственную образовательную политику, выступает элементом кадровой политики МВД России и обеспечивает реализацию кадровой политики Российской Федерации в отдельной подсистеме, имея при этом свои специфические особенности. Раскроем их подробнее.

Во-первых, регулирование образовательной политики Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется как общероссийскими (федеральными) нормами в сфере просвещения и образования, так и нормами, распространяющимися только на сотрудников органов внутренних дел.

Во-вторых, образовательные организации МВД России обладают особым правовым статусом структурных подразделений МВД России, осуществляющих отдельные полицейские функции. Как следствие особый правовой статус обучающихся и постоянного состава (сотрудники полиции), порядок прохождения службы, воспитания и обучения.

В-третьих, образовательные организации МВД России, в отличие от иных образовательных организаций, ориентированных на свободный рынок труда, реализуют ведомственную кадровую политику, основываясь на прогнозе потребности в кадрах, целевом заказе и планах комплектования по определённым специальностям.

В-четвертых, заказчики (территориальные органы МВД России), предъявляют иные, по сравнению с гражданскими образовательными организациями, запросы к результатам подготовки выпускников и их личным качествам.

Однако, несмотря на явные отличия от системы воспитания и обучения студентов в гражданских образовательных организациях, ориентацию на предстоящую практическую деятельность в сфере подготовки для ОВД, сохраняются многочисленные проблемы, не позволяющие говорить, что этот процесс удовлетворяет запросы общества и руководства МВД России [5].

Сформировавшаяся в МВД России система профессиональной подготовки кадров предлагает для освоения обучающимися различные виды образовательных программ, охватывающих основное и среднее общее образование, все уровни профессионального образования: среднее и высшее (бакалавриат, специалитет,

магистратура и подготовку кадров высшей квалификации), предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом право на образование, декларированное статьей 17 Конституции, реализуется во всех предусмотренных формах: очной, сокращённой очной, заочной, сокращённой заочной и др. С 2006 года под руководством ДГСК МВД России активно ведётся внедрение дистанционных образовательных технологий, регламентированное Приказом МВД России от 23.06.2006 № 497.

Сегодня организационная структура образовательных организаций МВД России объединяет 31 учреждение. В их число входят: 3 университета, 4 академии, в том числе Академия управления МВД России, 10 институтов, 7 общеобразовательных организаций и 7 образовательных организаций дополнительного профессионального образования, включая Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России и три его филиала.

Образовательные организации МВД России осуществляют подготовку по 33 специальностям и направлениям подготовки, насчитывая в своём составе около 40,5 тысяч курсантов и слушателей, в том числе около 20 тыс. человек по очной форме обучения. Ежегодно они выпускают от 10 до 15 тысяч выпускников, в том числе от 5 до 7 тысяч человек по очной форме обучения.

Как известно, профессиональное становление личности начинается в период поиска и выбора профессии. Глобальные общественно-политические изменения, связанные с распадом СССР, кардинально повлияли на процесс профессиональной ориентации молодёжи для службы в правоохранительных структурах. Отметим, что практика приёма на службу в органы внутренних дел в советский период отечественной истории содержала требование обязательного прохождения кандидатами срочной службы в Вооруженных Силах и получения военно-учётной специальности, то есть овладения определёнными знаниями, умениями и навыками, в том числе необходимыми для службы в органах внутренних дел [6]. В постсоветское время этот принцип был нарушен и поэтому процесс профессиональной ориентации сместился к более ранним срокам и был направлен в основном на учащихся школ [7].

Профессиональное обучение лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД, является следующим элементом системы непрерывной профессиональной подготовки МВД России. В соответствии с пунктом первым статьи 76 Фе-

дерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», граждане Российской Федерации, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональное обучение10.

В соответствии с этим требованием, в целях приобретения основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский».

Их профессиональное обучение следует считать базовым уровнем, на котором выстраивается вся система профессиональной подготовки сотрудников полиции. Субъектами, реализующими программы профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД, являются образовательные организации МВД России. Организацию профессионального обучения сотрудников полиции в целом определяет второй раздел Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел, утверждённый приказом МВД России от 5 мая 2018 года № 275, в котором на основании пункта 18 статьи 76 упомянутого выше Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализовано определяющее право Министерства внутренних дел. Таким образом, относительно профессионального обучения сотрудников полиции регулирующим государственным органом является МВД России, а не Минобрнауки России, как это происходит обычно.

Профессиональное обучение организуется на основе ежегодных планов, определяющих категории должностей, сроки (даты) и планируемое количество подлежащих направлению на обучение сотрудников. В соответствии с требо-

10 Булавчик В. Г., Очередько В. П. Аспекты административно-правового регулирования управления в структурах органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62). - С. 52-56.

ваниями вышеуказанного приказа МВД России (пункта 25 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел), территориальные органы и образовательные организации системы МВД России на основе анализа результатов реализации кадровой политики разрабатывают и утверждают на календарный год план-график подготовки и переподготовки сотрудников. Данный план-график позволяет заполнить образующиеся вакантные должности, учесть периодичность и равномерность обучения в течение календарного года. Он обеспечивает равномерность наполнения учебных групп в образовательных организациях и способствует плановости их деятельности.

Продолжительность обучения и его содержание определены соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются образовательной организацией МВД России. Следует отметить, что порядок их разработки изменился с апреля 2015 г. Теперь примерные программы разрабатываются авторскими коллективами (авторами) из числа научно-педагогического состава, а не сотрудниками министерства, что, безусловно, является прогрессивным моментом в научно-методическом обеспечении процесса подготовки кадров для органов внутренних дел.

Основные образовательные программы определяют структуру воспитания и обучения, а также требования к их результатам [9]. Положительно зарекомендовала и нашла своё место в структуре программы профессионального обучения 4-х недельная производственная практика. Осуществляется проработка вариантов по увеличению сроков профессионального обучения с 6 до 9 месяцев, что должно повысить уровень профессиональной подготовки молодых сотрудников и сократить время их профессионального становления.

Учебным планом профессионального обучения предусмотрено освоение учебных дисциплин, формирующих необходимые для сотрудников полиции знания, умения и навыки. По окончанию изучения утверждённых учебных дисциплин проводятся промежуточная и итоговая аттестации. Учебный процесс организован в круглосуточном режиме, при этом обучающимся может предоставляться право на увольнение из расположения образовательной организации. Завершившими профессиональное обучение считаются сотрудники, которые не только в полном объёме выполнили учебный план и прошли итоговую аттестацию, но и, что

Таблица 1

Образовательные организации МВД России

Образовательные оргшшшщш МВД Poceini 2005 2020

Университеты 3 3

Академии 5 4

Инстшлты 15 10

Образовательные организации среднего профессионального образования 7 0

Учебные центры МВД. ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД на транспорте и учебные центры региональных управлений вневедомственной охраны, а также их филиалы 158 0

Общеобразовате.1тытые организации (СБУ и КК) 2 7

Образовательные организации дополнительного профессионального образования 2 7

особенно важно, успешно прошли проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [8]. Результаты обучения отражаются в свидетельстве и заключении с приобщением их копий к личному делу сотрудника11.

Особое место среди образовательных организаций, находящихся в непосредственном подчинении ДГСК МВД России, занимают Ростовская школа служебно-розыскного собаководства (ШСРС) и Уфимская школа по подготовке специалистов-кинологов (ШПСК). Данные образовательные организация МВД России ежегодно осуществляют профессиональное обучение около 250 специалистов-кинологов12. За последние пять лет почти в два раза расширился перечень направлений профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации. С 2015 года профессиональное обучение осуществляется по трём направлениям, переподготовка - по семи, а повышение квалификации - по четырём13. Продолжительность об-

11 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: п. 55 Приказа МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 26.02.2021).

12 Игошин Н. А. Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 3 (55). - С. 229-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Профессиональное обучение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уфимской школы по подготовке специалистов-кинологов МВД России. - URL: http://

учения в Ростовской ШСРС и Уфимской ШПСК МВД России по всем направлениям подготовки увеличилась на один месяц. Переподготовка сотрудников с 4 до 5 месяцев и профессиональная подготовка с 5 до 6 месяцев, что составляет 2021 неделю и 23-24 недели соответственно. Весь образовательный процесс в обеих школах осуществляется только по очной форме обучения. Кроме того, и в Уфимской, и в Ростовской школах ведётся научно-исследовательская, опытно-экспериментальная и методическая работа, организуется проведение научно-представительских мероприятий и совещаний по проблемам кинологии.

Необходимо обратить внимание, что общее количество самостоятельных субъектов реализации программ профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации в системе МВД России значительно сократилось, также как сократилось и количество субъектов реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Так, за период с 2005 по 2020 гг. система образовательных организаций МВД России претерпела существенные изменения, которые можно представить в виде сравнительной таблицы № 1.

Перестали существовать учебные центры МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД на транспорте и учебные центры региональных управлений вневедомственной охраны.

www.ushpsk.ru/pervonachalnaya-podgotovka.html (дата обращения: 26.02.2021); Учебные документы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ростовской школы слу-жебно-розыскного собаководства МВД России. - URL: http://www.rshsrs-mvd.ru/uch_doc.php (дата обращения: 26.02.2021).

При всём существующем многообразии типов образовательных организаций и различных форм воспитания и обучения сотрудников полиции, все они имеют единые характерные признаки, которые можно свести к следующим.

Во-первых, система профессиональной подготовки сотрудников полиции интегрирована в единую общероссийскую систему образования, однако имеет определённую специфику и ориентирована на целевой заказ, обеспечивая профессиональную ориентацию молодёжи, профессиональную подготовку и дальнейшее профессиональное развитие кадров [10].

Во-вторых, специфичность системы подготовки кадров для органов внутренних дел обусловлена особым административно-правовым статусом компонентов, её составляющих. Образовательные организации МВД России, являясь государственными образовательными организациями, с другой стороны представляют собой органы внутренних дел ведомственной подчинённости, личный состав которых подчиняется ДГСК МВД России, что предопределяет отличие процесса воспитания и обучения в образовательных организациях МВД России от других образовательных организаций.

В-третьих, важной характеристикой образовательных организаций МВД России является ориентированность всех видов подготовки, переподготовки и повышения квалификации для решения профессиональных задач сотрудниками полиции, что позволяет сократить время вхождения в должность и адаптацию после окончания обучения.

Как показало исследование организационной структуры профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел, модель системы ведомственного образования, которая реализуется в МВД России, имеет такие специфические признаки, как множественность и неоднородность, а также характерные для её структуры элементы. Пройдя по пути становления и развития, она превратилась в качественно новую целостную систему, непрерывно обеспечивающую потребности органов внутренних дел в необходимом количестве сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям.

За годы, прошедшие после вступления в силу положений Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел...», система образовательных организаций МВД России, как и вся система

подготовки кадров для ОВД, существенно изменилась. Перестали существовать специальные средние школы милиции, региональные и отраслевые учебные центры, при этом созданы качественно новые образовательные организации иного вида - училище, корпус.

Преобразование специальных средних школ и учебных центров в институты и факультеты образовательных организаций МВД России, а также создание суворовских училищ и кадетского корпуса способствовало совершенствованию системы образовательных организаций МВД России и появлению у неё новых ин-тегративных качеств. Характеристику системы ведомственного образования необходимо дополнить анализом состава её элементов, диффе-ренцированность пространственно-временной локализации которых является особенностью любой социальной системы14.

Таким образом, современная система непрерывного образования, сформировавшаяся в образовательных организациях МВД России, соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона «Об образовании» и представляет собой совокупность преемственных, взаимодействующих элементов, обеспеченных соответствующими образовательными стандартами. Сегодня в рамках системы подготовки кадров для органов внутренних дел каждая образовательная организация, за исключением суворовских военных училищ и кадетского корпуса, осуществляющих подготовку только в рамках общего образования, является универсальным инструментом, сочетающим подготовку кадров по целому ряду образовательных уровней и форм.

Анализ субординационных административно-организационных связей важнейших компонентов системы профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России позволяет определить следующую принципиальную схему системы профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России (см. схему 1).

На основании содержания данной схемы и определения сфер ответственности должностных лиц и структурных подразделений можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, при обращении к компонентам целостной системы поэтапной профессиональ-

14 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - 2-е изд., доп. - Москва: Политиздат, 1973. - С. 16-17.

Схема 1

ной подготовки кадров МВД России, необходимо определять их количественный состав и основы взаимодействия компонентов (частей). Эти компоненты представляют собой целостную систему, которая активно воздействует, преобразует собственные части в соответствии с собственной природой, интегрирует и объединяет их для достижения общесистемной цели. Подчиняясь целому, части (компоненты) системы развиваются и совершенствуются в ре-

ализации своих функций, подтверждая закономерность объективной диалектики целого и его частей, в том числе методологический принцип, что целостная система профессиональной подготовки кадров искажается при возведении части (отдельного компонента) в целое.

Во-вторых, при удовлетворительных, в целом, параметрах функционально-организационной структуры профессиональной подготовки кадров в системе МВД России,

необходимо отметить наличие ряда организационных проблем, прежде всего, недостаточную согласованность и координированность в реализации информационно-аналитических, организационных и контрольных функций. Перечисленные проблемы указывают на необходимость принятия и воплощения в жизнь конкретных управленческих решений, направленных на распределение предметных административно-функциональных компетенций между элементами организационно-функциональной структуры.

В-третьих, следует распределить управленческие функции между конкретными компонентами, подразделениями и исполнителями

на основе системного анализа действующих организационно-методических документов (положений, уставов образовательных организаций, должностных регламентов и других локальных актов).

В-четвёртых, необходимо согласовывать весь массив функций организационно-управленческого характера между субъектами управления всех уровней по вертикали и по горизонтали, а также между информационно-аналитическими, организационными, контрольными и обеспечивающими функциями. Для этого потребуется нормативное закрепление скорректированных управленческих функций соответствующими подзаконными и локальными правовыми актами.

Список литературы

1. Жевлакович С. С. Образовательная политика МВД России. - Москва: Юнити : Закон и право, 2004. - 94 с.

2. Шкатулла В. И. Развитие концепции законодательства об образовании на период 2014-2020 годов // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 2. - С. 167-172.

3. Кобозев А. А. Государственное регулирование качества подготовки кадров для органов внутренних дел: структура, содержание и юридическое оформление // Труды Академии управления МВД России. - 2008. - № 1 (5). - С. 102-107.

4. Чимаров С. Ю., Тонышев А. В. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности сотрудника органов внутренних дел: в контексте его моральной ответственности// Вопросы педагогики. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - 2021. - № 3-2. - С. 255-257.

5. Чимаров С. Ю., Бялт В. С. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности сотрудника органов внутренних дел: в контексте учения Ф. Бэкона // Вопросы педагогики. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - 2021. - № 3-2. - С. 252-255.

6. Параносенков П. М. Организация правового регулирования профессиональной подготовки кадров полиции на современном этапе реформирования МВД России // Административное право и процесс. - 2014. - № 11. - С. 67-69.

7. Марченко Г. В. Морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел для службы в республиках Северного Кавказа: уроки истории / Российская полиция: три века служения Отечеству : материалы юбилейной Международной научной конференции, посвящённой 300-летию российской полиции / под редакцией Н. С. Нижник. - Санкт-Петербург: СПбУ МВД Рос-сии,2018. - С. 1503-1507.

8. Марченко Г. В. Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивному информационно-психологическому воздействию / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. -Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2021. - С. 522-530.

9. Марченко Г. В. Подготовка кадров силовых структур в условиях информационного противоборства / Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях : сборник пленарных докладов Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2021. - С. 79-86.

10. Игошин Н. А. Об административно-правовом регулировании деятельности образовательных организаций МВД России / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции: в 3 частях. - Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2015. - С. 58-61.

References

1. Zhevlakovich S. S. Obrazovatel'naya politika MVD Rossii. - Moskva: Yuniti : Zakon i pravo, 2004.

- 94 s.

2. Shkatulla У I. Razvitiye kontseptsii zakonodatel'stva ob obrazovanii na period 2014-2020 godov // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. - 2014. - № 2. - S. 167-172.

3. Kobozev A. A. Gosudarstvennoye regulirovaniye kachestva podgotovki kadrov dlya organov vnutrennikh del: struktura, soderzhaniye i yuridicheskoye oformleniye // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2008. - № 1 (5). - S. 102-107.

4. Chimarov S. Yu., Tonyshev A. У Pedagogicheskiy smysl formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del: v kontekste yego moral'noy otvetstvennosti// Voprosy pedagogiki. Nauchno-informatsionnyy izdatel'skiy tsentr «Institut strategicheskikh issledovaniy».

- 2021. - № 3-2. - S. 255-257.

5. Chimarov S. Yu., Byalt У S. Pedagogicheskiy smysl formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del: v kontekste ucheniya F. Bekona // Voprosy pedagogiki. Nauchno-informatsionnyy izdatel'skiy tsentr «Institut strategicheskikh issledovaniy». - 2021. - № 3-2. - S. 252-255.

6. Paranosenkov P. M. Organizatsiya pravovogo regulirovaniya professional'noy podgotovki kadrov politsii na sovremennom etape reformirovaniya MVD Rossii // Administrativnoye pravo i protsess. - 2014.

- № 11. - S. 67-69.

7. Marchenko G. V. Moral'no-psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del dlya sluzhby v respublikakh Severnogo Kavkaza: uroki istorii / Rossiyskaya politsiya: tri veka sluzheniya Otechestvu: materialy yubileynoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchonnoy 300-letiyu rossiyskoy politsii / pod redaktsiyey N. S. Nizhnik. - Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2018. - S. 1503-1507.

8. Marchenko G. V. Formirovaniye moral'no-psikhologicheskoy ustoychivosti sotrudnikov organov vnutrennikh del k destruktivnomu informatsionno-psikhologicheskomu vozdeystviyu / Aktual'nyye problemy psikhologii pravookhranitel'noy deyatel'nosti: kontseptsii, podkhody, tekhnologii (Vasil'yevskiye chteniya - 2021): materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2021. - S. 522-530.

9. Marchenko G. V Podgotovka kadrov silovykh struktur v usloviyakh informatsionnogo protivoborstva / Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty podgotovki kadrov k professional'noy deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh: cbornik plenarnykh dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2021. - S. 79-86.

10. Igoshin N. A. Ob administrativno-pravovom regulirovanii deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava: materialy yezhegodnoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 3 chastyakh. - Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2015. - S. 58-61.

Статья поступила в редакцию.02.06.2021; одобрена после рецензирования.04.08.2021; принята к публикации 13.09.2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors declare no conflicts of interests. The authors have made an equal contribution to the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.