Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации'

Актуальные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
741
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ / PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / TRAINING AT EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Цветков Владимир Владимирович

В статье описываются отдельные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, возникшие в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Цветков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vital problems of legal regulation of pedagogical activity of educational establishments of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation

The article describes some problems of legal regulation of pedagogical activity of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in connection with coming into force of the Federal Law «On Education in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ИНТЕГРЯЦИЯ Правовой НЯЧКИ И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРЯЗОвЯНИЯ

(ДИДЯКТИЧЕСКИй ЯСПЕКТ)

УДК 378.14

Супрунов Александр Гэрманович Suprunov Alexandr Germanovich

кандидат юридических наук, начальник учебного отдела

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), head of the office of studies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: tsvetkov vv@mail.ru

Цветков Владимир Владимирович Tsvetkov Vladimir Vladimirovich

кандидат юридических наук, заместитель начальника учебного отдела

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of science (law), deputy head of the office of studies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: tsvetkov_vv@mail.ru

Актуальные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации

Vital problems of legal regulation of pedagogical activity of educational establishments of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation

В статье описываются отдельные проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, возникшие в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: проблемы правового регулирования образовательной деятельности образовательных организаций, обучение в образовательных организациях МВД России.

The article describes some problems of legal regulation of pedagogical activity of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in connection with coming into force of the Federal Law «On Education in the Russian Federation».

Keywords: problems of legal regulation of pedagogical activity of educational establishments; training at educational establishments of the MIA of Russia.

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» содержит около 80 отсылочных норм, непосредственно регламентирующих единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Большая часть из них относится к сфере регулирования Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, а также регламентируется локальными нормативными актами образовательных организаций, которые в настоящее время находятся еще в стадии разработки или публичного обсуждения.

Авторы данной статьи не преследуют цели критического анализа действующей ведомственной нормативной правовой базы и прекрасно осве-

домлены о колоссальной работе, проделываемой Департаментом государственной службы и кадров МВД России в вопросе пакетного принципа реализации норм нового закона об образовании. Однако хочется обратить внимание на качественно важные проблемы образовательной деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах законности и правопорядка.

Считаем, что современная образовательная организация должна начинаться с демонстрации возможностей в материально-техническом обеспечении образовательной деятельности. С учетом этой особенности одной из актуальнейших проблем связанных с финансовым обеспечением

интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования

(ДидактичЕСкий аспЕкт)

деятельности ведомственных образовательных организаций, является осуществление образовательной деятельности на основе принципа самоокупаемости и минимизации привлечения дополнительных денежных средств из федерального бюджета. Изменение статуса образовательных учреждений МВД России в начале 2012 года и фактический запрет на оказание приносящей доход деятельности, с одной стороны, позволили сконцентрироваться вузам исключительно на выполнении государственного заказа, с другой стороны, привели к существенному снижению темпов совершенствования материальной базы образовательной организации.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения заставляет вузы концептуально пересматривать парадигму существующего учебно-воспитательного процесса, вынуждает руководителей образовательных организаций не только совершенствовать существующие, но и подбирать новые, оптимальные формы проведения учебных занятий. Повышение качества педагогического процесса, увеличение перечня используемых дидактических средств, не только отвечающих современным реалиям образования, но и позволяющих работать на опережение противоборствующей стороны в правоохранительной профессии, в конечном итоге приводит к существенным материальным затратам.

Выходом из сложившейся ситуации Нижегородская академия видит скорейшее принятие подготовленного ДГСК МВД России проекта приказа МВД России «Об утверждении Положения о порядке осуществления образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг».

Необходимость разработки проекта обусловлена двумя важными обстоятельствами. Во-первых, требуется детализация принятого постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». Во-вторых, отсутствует правовой механизм реализации возможности, установленной статей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Речь идет о праве образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять платные образовательные услуги.

Основными целями проекта приказа являются совершенствование учебно-материальной базы образовательной организации и обеспечение, развитие и совершенствование обучения в образовательной организации. Также в проекте приказа описан реальный механизм организации и осуществления деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России, проработан механизм обратного возврата заработанных денежных средств образовательной организации.

Принятие указанного положения не потребует финансовых затрат, а образовательным организациям МВД России предоставит легальную возможность продолжить совершенствовать учебно-материальную базу, исходя из собственных возможностей и, что немаловажно, собственных желаний двигаться вперед и держать конкурентоспособность на рынке выпускников юридического профиля.

В 1994 году постановлением Правительства Российской Федерации был создан Российский гуманитарный научный фонд в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки. Фонд является государственной некоммерческой организацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения и относится к наиболее значимым учреждениям науки.

На официальном сайте Фонда [1] можно узнать, что функции и полномочия учредителя фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Целью и предметом деятельности Фонда является финансовая, в том числе в форме грантов юридическим и физическим лицам, и организационная поддержка научных исследований в области гуманитарных наук, способствующая реализации государственной научно-технической политики, распространению гуманитарных научных знаний в обществе, основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований.

На протяжении более двух десятилетий Фонд ежегодно проводит несколько десятков конкурсов различных видов по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогике. За годы существования РГНФ поддержал более 33 тысяч научных проектов, в том числе более 19 тысяч исследовательских проектов, более 2,5 тысяч проектов организации научных мероприятий, более тысячи проектов научных экспедиций и 5 тысяч изданий научных трудов. Всего в рамках выполнения проектов за время своей деятельности Фонд поддержал более 250 тысяч российских ученых. При этом ведомственные образовательные организации, обладая колоссальным научным потенциалом, сегодня принимать участие в указанных конкурсах не могут. Это связано с прямым запретом в правилах проведения конкурсов РГНФ участия казенных учреждений.

Стоит отметить, что в целях разработки и внедрения инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях системы МВД России издавались и реализовывались правовые акты. К примеру, достаточную эффективность имел Указ Президента РФ от 30 мая 2009 года № 609 и по-

интЕГРация правовой начки и высшего юридического оБРазования

(ДидактичЕСкий аспЕкт)

становление Правительства РФ от 12 августа 2009 года № 662. Однако данные нормативные акты действовали на период с 2009 по 2011 год. Вместе с тем, стало очевидно, что механизм «грантовой поддержки» не должен носить бессистемный, разовый характер. К тому же он реально существует, но участие в нем ведомственных организаций фактически невозможно. Таким образом, требуется создание собственной системы поддержки заслуживающих внимания перспективных научных разработок.

В соответствии с пунктом 7.12 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») [2] в образовательной организации высшего образования должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), преподавание в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ образовательной организации, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВПО).

В соответствии с пунктом 7.15 того же стандарта практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практики, юридическое консультирование.

Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой образовательной организации высшего образования. Цели и задачи, формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) или на кафедрах, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» «государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государствен-

ной власти...». Бесплатная юридическая помощь осуществляется в следующих видах: правовое консультирование в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статья 22 вышеуказанного Федерального закона закрепляет участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи: юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Образовательные организации высшего образования могут создавать юридические клиники в двух качествах: юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования его учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.

Приказом Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 года № 433 «О правовых консультациях («Правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» (в ред. приказов Минобразования России от 25 декабря 2002 г. № 4592, от 1 марта 2004 г. № 944) определено содействие и оказание поддержки в создании правовых консультаций («правовых клиник») для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Необходимость появления в образовательных организациях высшего образования системы МВД России юридических клиник в качестве самостоятельных структурных подразделений академии также обусловлена реализацией:

— пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в части, касающейся защиты личности, и части 1 статьи 9 того же Закона в стремлении обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан;

— пункта 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части формирования и развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержки со стороны государства;

— положений ФГОС ВПО (квалификация (степень) «специалист») в части решения профессиональных задач, стоящих перед специалистами по направлениям подготовки в образовательных организациях высшего образования системы МВД России, а именно оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов, осуществления правового информирования и воспитания.

Однако до настоящего времени учредителем образовательных организаций МВД России решение о предоставлении права на создание юридических клиник не принято. Отсутствие четкой

интЕГРация правовой науки и высшЕго юридического овразования

(дидактичЕСкий аспЕкт)

ведомственной правовой регламентации данного вопроса может повлечь существенные материальные затраты при организации прохождения практики будущих магистров.

Еще одной из нуждающихся в правовом регулировании в самые короткие сроки проблем, возникших вследствие реформирования ведомственной системы профессионального обучения, стало сокращение центров профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и передачи их функций образовательным организациям, реализующим программы высшего образования.

Действующий приказ МВД России от 3 июля 2012 года № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» вступает в прямое противоречие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в объеме и содержании используемых основных понятий. Ранее организация образовательного процесса по программам первоначальной подготовки была регламентирована приказом МВД России от 16 сентября 2008 года № 806 «Об организации деятельности центра профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровне», действие которого на образовательные организации не распространялось. Таким образом, на протяжении двух последних лет профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел строилось на основе противоречия ведомствен-

ных нормативных правовых актов нормам, содержащимся в законодательстве об образовании. В целом же, оценивая проблемы планирования профессионального обучения в образовательных организациях на 2015 год, следует отметить отсутствие четкого представления о сроках обучения и примерных программах обучения сотрудников, проходящих повышение квалификации и переподготовку; повторное направление на обучение лиц, ранее проходивших профессиональное обучение и отчисленных по собственному желанию или за нарушение служебной дисциплины; максимальное и минимальное количество человек в учебных группах; формирование перечня оснований для отчисления из образовательной организации.

Перечень проанализированных проблем не является исчерпывающим, а возможным вариантом их скорейшего разрешения должно стать создание «актуальной нормативной базы» МВД России, охватывающей все виды и направления учебной работы образовательных организаций.

Примечания

обращения:

1. 11Р1_: http://www.rfh.ru/index.php/ru/

2. СПС «КонсультантПлюс» (дата 17.11.2014).

Ыо1ез

1. иР_: http://www.rfh.ru/index.php/ru/

2. БРБ «ConsultantPlus» ^е accessed: 17.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.