же вынесение ее в отдельный вид будет окончательно признано). Вряд ли, с точки зрения объекта исследования, вызовет сомнение то, что это два родственных вида. Так, например, судебно-оценочная экспертиза бизнеса - это не что иное, как финансовый, технологический и документарный анализ деятельности и перспектив развития компании. В ходе ее проведения исследуются: активы предприятия, виды деятельности, имущество предприятия, материально-техническая документация и пр. Т.е., по сути, исследованию подлежат микроэкономические характеристики. В связи с этим вопрос о разграничении судебно-экономической и судебно-оценочной экспертизы является дискуссионным.
Список литературы:
1. Буянский С.Г., Саломасова Е.Р. Оценка и прогноз экономической преступности в России // International scientific review. - 2015. - № 1 (2). - С. 48.
2. Шамонова Т.Н. Нужна ли экспертиза до возбуждения уголовного дела? // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - Вып. 42. - С. 424.
3. Маринкин Д.Н. Специфика доказывания при расследовании экономических преступлений, совершаемых руководством товариществ собственников жилья // Научный вестник Пермского университета. - 2013. -Вып. 2 (20). - С. 222.
4. Журавлев С.Ю. Понятийные «метаморфозы» предмета доказывания и проблема его конкретизации в методиках расследования экономических преступлений // Российский следователь. - 2008. - № 2. - С. 74.
5. Прорвич В.А. К вопросу о классификации судебно-экономических экспертиз // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 385.
6. Харченко В.Б. Судебная экспертиза и оценка рыночной стоимости // Судебная экспертиза. - 2009. - № 1. - С. 114.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
© Рудаш Ж.В.*
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт Донского государственного аграрного университета, г. Новочеркасск
В статье изложены основные направления обеспечения продовольственной безопасности России. Рассмотрены положения Доктрины продовольственной безопасности и включены угрозы продовольственной безопасности.
* Аспирант.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, экономическая безопасность, Доктрина продовольственной безопасности, показатели продовольственной безопасности, угрозы продовольственной безопасности, направления обеспечения продовольственной безопасности.
Основным критерием, который отражает степень социально-экономического развития общества в том или ином государстве, является уровень продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность означает уровень доступности продуктов питания для основной части населения страны, для поддержания необходимого и достаточного образа жизни. Продовольственная безопасность является важным составным элементом системы национальной и экономической безопасности государства, Одной из основополагающих трактовок продовольственной безопасности является толкование ее как способности сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить пищевую промышленность сельскохозяйственным сырьем, а население - необходимым продовольствием [1, с. 20].
Следует отметить, что вопросы продовольственной безопасности в современной России имеют общегосударственное значение и являются предметом политики правительства, призванного создавать политические, экономические и социальные условия для решения проблем снабжения населения продовольствием. Продовольственная безопасность РФ является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Продовольственная безопасность, как составная часть национальной безопасности, является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства и должна гарантировать для всех слоев населения доступ к продовольствию, необходимого количества и качества для поддержания активной и здоровой жизни. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов продовольствия в регионах может возникнуть социальная нестабильность в обществе.
Система обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации от 2010 года содержится определение данной категории, где она рассматривается как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продо-
вольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [2].
В Доктрине продовольственной безопасности России прописаны следующие позиции:
- основные показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки;
- риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;
- основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;
- механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с положениями «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются, в том числе, в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении страны в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Таким образом, положения Доктрины являются отражением государственной экономической политики и в первую очередь ставят задачу восстановления уровня потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания. Среднесрочная цель - обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России. Долгосрочная цель - выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.
Что касается основных показателей продовольственной безопасности и критериев их оценки, то обратимся к определениям этих категорий, данных в тексте Доктрины. Так, показатель продовольственной безопасности - это количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе
принятых критериев, а критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности [2].
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении определенных видов товаров. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно-критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.
Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с определенными категориями рисков, такими как макроэкономические, технологические, агроэкологические и внешнеторговые, которые могут существенно ослабить продовольственную безопасность страны и их наличие приводит к формированию угроз продовольственной безопасности. К основным угрозам продовольственной безопасности можно отнести:
- превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией;
- низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты питания;
- ценовые диспропорции на аграрно-продовольственном рынке;
- низкий уровень инфраструктуры рынка;
- дефицит квалифицированных кадров;
- неразвитость системы мониторинга и прогнозирования агропромышленного рынка.
На основе положений Доктрины можно выделить основные направления обеспечения продовольственной безопасности страны (табл. 1).
Проведя некий обзор основных положений Доктрины, можно прийти к выводу, что данный документ, на сегодняшний день, носил чисто декларативный характер. Ведь, фактически Доктрина была призвана отразить три основополагающих критерия - доля собственного производства по основным видам продовольствия, качество этого продовольствия и его доступность для населения. Здесь явно доминирует идея достижения пороговых значений самообеспечения по отдельным видам продовольствия, ведь качество и доступность менее контролируемы.
Таким образом, содержание Доктрины - 2010 соответствовало оборонительной стратегии, придав тем самым аграрным проблемам статус не отраслевых, а национальных. Она не стала действенным элементом аграрной политики по причине декларативности, отсутствию четких механизмов реализации и незначительному влиянию на развитие АПК.
Таблица 1
Основные направления обеспечения продовольственной безопасности
Повышение экономической доступности пищевых продуктов Снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, организация здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы.
Повышение физической доступности пищевых продуктов Развитие межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
Наращивание производства сельскохозяйственной и рыбной продукции Повышение почвенного плодородия и урожайности, ускоренное развитие животноводства, создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки, повышение эффективности государственной поддержки.
Устойчивое развитие сель ских территорий Социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений, увеличение финансирования и реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях, мониторинг уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения, диверсификация занятости сельского населения.
Внешнеэкономическая политика Обеспечение применения мер таможенно-тарифного регулирования, использование защитных мер в случаях демпинга, контроль эффективности работы систем санитарного, ветеринарного и фитосанитар-ного контроля, снижение импортозависимости страны.
Источник: составлено по [2].
Действие прежней Доктрины завершилось 14 октября 2015 года. Министерством сельского хозяйства разработан и опубликован на официальном сайте проект новой Доктрины продовольственной безопасности страны. Основная новация нынешних изменений - корректировка методики расчета показателей продовольственной безопасности. Также обозначены параметры продовольственной безопасности по регионам.
В раздел «Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности» включен пункт о необходимости производства российских машин и оборудования, средств химической защиты растений, кормовых добавок, ветеринарных препаратов и вакцин, семенного и генетического материала, технологических компонентов идобавок для пищевой и перерабатывающей промышленности.
В проект Доктрины включен и пункт о развитии системы продовольственной помощи нуждающимся, что потребует серьезных финансовых вложений, роста объема сельхозпроизводства. Так же планируется создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельхозпроизводителей, ее подработки, переработки, хранения. И, конечно, сбыта. Возможно, предположить, что внесенные корректировки и поправки благотворно отразятся на практике.
Следует отметить, что разработка Доктрины 2010 года осуществлялась совершенно в иных геополитических условиях для России. Россия еще не вступила тогда в войну экономических и продуктовых санкций со странами ЕС.
До недавнего времени главной целью продовольственной политики считалась ценовая доступность продовольствия, что достигалось за счет наращивания импорта. Зарубежные производители благодаря хорошо отлаженной системе государственной поддержки с легкостью выигрывали ценовую конкуренцию. Особенно остро это проявилось в 2013 году после вступления России в ВТО. В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2013 году увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 5,7 %. Рост импорта по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью в среднем увеличился за 2013 год в сравнении с 2012 годом на 4,8 %. Однако, по отдельным товарным группам увеличение импорта было более существенным (от 10 до 40 %). По сравнению с 2012 годом возросли физические объемы импортных закупок молока и сливок сгущенных (на 26,6 %), масла сливочного (на 16,7 %), масла подсолнечного (на 5,4 %), сахара белого (на 10,3 %), зерновых культур (на 19,4 %) [3, с. 40].
В связи с последними геополитическими событиями на мировой арене, Россия острее столкнулась с проблемой продовольственной безопасности. Недостаточная независимость российского рынка продовольствия существенно сказывается и на экономической безопасности в целом. Самообеспеченность РФ молочной продукцией оставляет желать лучшего - до минимального уровня продовольственной безопасности не хватает порядка 10 %. В 2012 г. уровень независимости по мясу составлял 75,9 %, т.е. был ниже порогового уровня на 9,1 %.
В 2014 году введено российское продовольственное эмбарго, которое запрещает ввоз на территорию России «отдельных видов» сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году [4]. В 2015 году Правительство РФ продлило продовольственное эмбарго в отношении стран ЕС до августа 2016 года [5]. Правительство РФ настаивает на том, что продовольственное эмбарго продлится столько же, сколько будут действовать санкции в отношении России.
По оценкам зарубежных экспертов Россия ввозит более 40 % продовольствия, в силу чего быстрый переход на внутренние ресурсы страны невозможен. А резкий отказ от импорта приведет к постоянному росту инфляции, которая только за первое полугодие 2015 года составила 7,9 %.
Продовольственная безопасность - это некий индикатор национального суверенитета, который не должен пострадать из-за расширения санкций в отношении России со стороны западных стран. Поэтому для решения этих
проблем необходимо проводить ряд превентивных мер, таких как повышение таможенных барьеров, проведение рациональной ценовой политики, распространение экспортных субсидий, открытие кредитных линий, рациональное ведение таможенно-тарифной политики.
Подводя итог выше изложенному, следует констатировать, что обеспечение продовольственной безопасности остается одной из важнейших проблем современной России с политической, экономической и социальной точек зрения. Проводившаяся в целях вступления в ВТО государственная внешнеторговая политика России шла в разрез с положениями Доктрины продовольственной безопасности. Сложившаяся современная геополитическая ситуация привела к изменению ориентиров государственной политики России в области продовольственной безопасности и вынужденному применению защитных мер. Однако обеспечение продовольственной безопасности зависит не только от инструментов государственной политики, но, в первую очередь от перспектив развития российского АПК.
Список литературы:
1. Дадалко В.А. Продовольственная безопасность как составляющая национальной и экономической безопасности // Вестник УГАТУ - 2013. -№ 7(60). - С. 17-25.
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30.10. 2010. № 120. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Болдырева И.А. Экономическая безопасность агропромышленного комплекса в условиях современной внешнеторговой политики России // Вестник Российской Таможенной Академии. - 2014. - № 4 (29). - С. 37-43.
4. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.08. 2014. № 560. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 24.06. 2015. № 320. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.