МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х
импорта в страну некоторых видов сельхоз продукции, сырья и др.). Также в список ответных санкций вошли страны Европейского Союза. Однако, не смотря на все негативные факторы, влияющие на Россию, ее позиции по-прежнему растут на мировой политической арене. (развитие торгово-экономических отношений с Китаем).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 января 2015 года, проводится Программа, включающая комплекс мер по восстановлению и стабилизации экономики страны, касающиеся банковской сферы, меры по импортозамещению, а также поддержки предпринимательства. Параллельно Россия налаживает торгово-экономические отношения со странами Азии. Результатом сотрудничества в нефтяной сфере стало вступление в строй трубопроводной ветки «Сковородино-Мохэ-Дацин», которая является ответвлением российского нефтепровода ВСТО; в апреле 2014 года на базе Амурского госуниверситета состоялся российско-китайский студенческий научно-исследовательский лагерь Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК). Тема лагеря: «Создание малых спутников».
Таким образом, можно сказать, Россия не стоит на месте, а ищет пути развития в уже существующих экономических ограничениях и стремится к дальнейшему благоприятному развитию экономики, разрабатывая новые перспективы.
Список использованной литературы:
1. http://biznesklubonline.com - БизнесКлубОнлайн
2. http://wikipedia.ru - Свободная энциклопедия
3. http://info.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации.
4. http://market-lab.org - Market Lab:Financial Innovations.[Электронный ресурс]
© Мынбаева К. К., Змановская Е.А., Клочихина Д.О., 2016
УДК 339.9
Назарова Наталья Евстафьевна
канд. техн. наук, доцент, ФГАУ ВО НГУ им. НИ. Лобачевского, г. Нижний Новгород, РФ
E-mail: [email protected] Бочаров Владимир Александрович канд. сельхоз. наук. доцент, ИПТД - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, г. Нижний Новгород, РФ
E-mail: [email protected] Долгополова Светлана Валентиновна канд. техн. наук, доцент ИПТД - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, г. Нижний Новгород, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема продовольственной безопасности региона как составляющей экономической безопасности России. Рассмотрено состояние данного вопроса на примере Нижегородской области. Проанализированы меры государственной политики в области продовольственной безопасности. Охарактеризованы пути решения проблемы продовольственной безопасности в Нижегородском регионе.
Ключевые слова
Продовольственная безопасность; экономическая безопасность; самообеспечение; агоропромышленный
комплекс.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее экономической и национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России.
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Продовольственная безопасность измеряется на 3 уровнях:
- глобальная продовольственная безопасность, которая характеризуется размерами запасов зерна и объемом его производства на душу населения;
- продовольственная безопасность на уровне государства, которая определяется отношением объема импорта к объему производства собственного продовольствия, долей импорта в потреблении продуктов питания, изменением минимального дохода на душу населения и цен на продовольствие;
- продовольственная безопасность на уровне региона, измеряется данными об объемах потребления продовольствия и доходах населения [3, с.27].
В настоящее время наличие основных ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья, насыщенность продовольственного рынка России таковы, что в основном физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления.
В определенной степени это достигнуто за счет роста в течение последних трех лет производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, что повысило уровень самообеспечения страны основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Необходимо отметить, что при общем удовлетворительном уровне насыщенности продовольственного рынка системно возникают ситуации с краткосрочным дефицитом тех или иных видов продовольствия в отдельных регионах, а потребители не защищены от резких колебаний цен на продовольствие.
Это связано с рядом факторов. В их числе: - различный уровень развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в регионах России; - неразвитость инфраструктуры рынка; - высокие тарифы на перевозки и нехватка железнодорожного подвижного состава; - олигополизация продовольственных рынков в ряде регионов; - высокие барьеры доступа производителей на продовольственный рынок и др. При этом отсутствие необходимых оперативных резервов продовольствия у государства не позволяет оказывать достаточную помощь при ухудшении продовольственной ситуации в регионах, поддерживать стабильность на продовольственных рынках.
Современный уровень потребления продовольствия в России соответствует странам с аналогичным уровнем среднедушевых доходов населения, уступая примерно на 20% уровню потребления в ЕС [1, с.182].
В условиях нестабильной экономики постоянно возникают проблемы неудовлетворительного продовольственного снабжения либо отдельных групп населения, либо отдельных регионов, отсутствует налаженный контроль качества питания, собственное производство продовольствия и его импорт подвержены колебаниям в силу целого ряда причин. Все это создает риски продовольственного снабжения страны, а значит - объективную проблему продовольственной безопасности.
В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения
продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, 30 января 2010 года была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [5, с.18-21].
Российские регионы вслед за федеральными властями озаботились проблемой продовольственной безопасности. В марте 2011 года аналогичный законопроект разработало и правительство Нижегородской области.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
В основу этого законопроекта легла Доктрина продовольственной безопасности России. В рамках законопроекта предусмотрена реализация комплекса мер, которые позволят Нижегородскому региону выйти на стопроцентную обеспеченность продовольственными продуктами [4, с.2].
За последние годы поддержка сельских аграриев в Нижегородском регионе из областного бюджета увеличилась в 7 раз; заработали программы по поддержке начинающих фермеров, адресного стимулирования животноводства, что позволило реконструировать и модернизировать три четверти всех хозяйств региона. В Нижегородской области появилась стабильность в сельскохозяйственном производстве, несмотря на то, что регион находится в зоне рискованного земледелия.
По данным регионального Минсельхозпрода, с 2014 года программа перешла на новый этап -строительство животноводческих комплексов.
На сегодняшний день агропромышленный комплекс региона находится в такой стадии развития, когда полное самообеспечение пока не достигнуто. Регион обеспечивает себя только продукцией растениеводства - картофелем, овощами, зерном, мясом - на 50%, молоком - на 75%, доля продукции местных сельхозпроизводителей в сфере торговли Нижнего Новгорода и области достигает 66%. Однако действие эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции в Россию дает дополнительные возможности для нижегородских сельхозпроизводителей.
Правительством Нижегородской области в области решения проблемы продовольственной безопасности поставлены следующие задачи на 2015-2016 г.г.:
- вдвое увеличить поголовье крупного рогатого скота мясного направления путем строительства животноводческих комплексов по откорму свиней по передовым технологиям;
- обеспечивать кормовую базу для животноводства;
- по результатам экспертизы сельскохозяйственных земельных ресурсов на предмет использования их по назначению, согласно разработанным нормативным актам, ввести в сельскохозяйственный оборот земли, которые сейчас не обрабатываются;
- продолжить реализацию программы «Покупай нижегородское!» не только путем реализации качественной нижегородской сельхозпродукции в крупных торговых сетях, но и на вновь открытых торговых сельхозплощадках выходного дня в каждом районе Нижнего Новгорода с целью обеспечения населения региона доступными по цене, качественными продуктами питания.
Нужно отметить, что существенный вклад в решении вопросов продовольственной безопасности вносят и нижегородские ВУЗы, осуществляющие подготовку специалистов сферы торговли, пищевых технологий, таможенного дела, аграрного профиля. Учитывая актуальность кадровой проблемы на селе и в сфере пищевых производств, с целью привлечения специалистов в области действует закон «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области».
Активное использование инновационных образовательных технологий в обучении студентов, «наукоемкий подход» и практическая направленность получения знаний, реализуемые ведущими нижегородскими вузами, способствует формированию национальной системы профессиональных компетенций выпускника [2, с.256-257].
Ведущую роль на сегодняшний день занимает реализация научных исследований в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий, качества продукции.
Комплексное решение вопросов продовольственной безопасности путем тесного взаимодействия науки, агросферы, производства и товароснабжения позволит вывести Нижегородский регион на полное самообеспечение продовольствием, решить вопросы импортозамещения и повысить качество жизни и здоровья населения.
Список использованной литературы: 1. Анфиногентова А.А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы/ А.А. Анфиногентова, О.В. Ермолаева, Н.А. Киреева и др./ Под ред. А.А. Анфиногентовой - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. - 244 с.: ил.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ^БЫ 2410-700Х
2. Задорожный Ю.В. Особенности формирования национальной системы компетенций и квалификаций в РФ / Актуальные проблемы социальной коммуникации: Материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции. -Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2013. С. 255-258.
3. Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2002. -№ 26 (182)
4. Нижегородское правительство одобрило закон о продовольственной безопасности // Опубликовано в РБГ (Новое законодательство) № 795 от 12 апреля 2011 г.
5. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
© Назарова Н.Е., Бочаров В.А., Долгополова С.В., 2016
УДК 338.242
Новосадов Сергей Александрович
профессор кафедры, канд., эконом., наук, доцент Филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД В РУСЛЕ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Аннотация
В статье критически рассматриваются существующие модели принятия управленческих решений в организациях, и дается оценка их практической несостоятельности в русле иной концептуальной парадигмы - человеческой справедливости. Вскрывается двойственность к подходу в управлении либерально-рыночной экономикой и формирования толпо-элитарного общества. Предлагается вариант новой модели принятия решений на предприятии с безиерархической структурой управления.
Ключевые слова
управление, решение, модель, парадигма, концепция, экономика, организация, структура, человечность,
справедливость, подход.
В современных, вузовских учебниках по управленческим решениям, представлены в основном теоретические модели, разработанные западными экономистами, и представляют, с позиции автора однобокую позицию и методологию в экономической науке. Если говорить кратко, то основной направленностью и фундаментом таких теорий, является модель, построенная на принципах либерально-рыночной экономики, а если быть точнее одной их форм капитализма. А это, по словам К. Маркса есть не что иное, как эксплуатация человека человеком, основанная на принципе частной собственности на средства производства. В рамках заявленной темы закономерен вопрос, как относится подавляющее большинство граждан РФ, к сконструированной модели системы экономики? Что бы, не быть голословным обратимся к открытой статистике. Недавно Левада Центр провел социологический опрос граждан Росси, где был поставлен вопрос - «Хотят ли граждане жить в существующей системе рыночной экономике?». 52% ответили, что не хотят и отдают предпочтение плановой государственной экономике, 22 % затрудняются ответить и только 26% (в 1992 году таких было 48%), за рыночную экономику [1].