333^^ Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011
экономика
реализует политику распределяемых субсидий, нацеленную на помощь отдельным категориям граждан при улучшении ими своих жилищных условий [3]. Россия входит в число этих стран. Исключение составляют некоторые страны Европы, которые традиционно используют всеобщие программы жилищных субсидий, рассматривая их как способ выравнивания и перераспределения дохода.
Важнейшим вопросом политики жилищного субсидирования является критерий отбора целевых групп, которым необходимо оказывать финансовую и административную поддержку.
На сегодняшний день поддержка осуществляется в основном наиболее нуждающимся гражданам, не имеющим никакой возможности для приобретения жилья [5].
Нами же предлагается система полина-правленного субсидирования не только необеспеченных жильем граждан, но и граждан, имеющих хоть какое-нибудь жилье, но не способных самостоятельно улучшить условия своего проживания. Реализуя данную систему, можно достичь еще один положительный результат: при субсидировании граждан, имеющих жилье, с целью улучшения их жилищных условий, муниципалитет может выкупать это самое имеющееся жилье, в дальнейшем предоставив его нуждающимся гражданам. При этом отсутствует рыночная составляющая, что пусть в незначительной, но какой-то мере удешевляет жилье для социальных нужд.
Данная схема, на наш взгляд, обеспечивает не только решение жилищного вопроса на селе, но и приток нового населения, повышается заинтересованность молодых специалистов к жизни и работе на селе.
На рис. 1 представлен механизм реализации предлагаемой схемы жилищного субсидирования.
При разработке программ жилищного субсидирования должны учитываться следующие моменты:
Администрация
Выкуп квартиры и продажа очереднику без рыночных наценок
Субсидирование улучшения жилищных условий
Предлагаемая схема
1) для эффективной реализации программы субсидий, предусматривающей повышение доступности приобретения жилья, в том числе с привлечением средств ипотечных кредитов, необходимо устанавливать целевые группы участников программы, имеющие уровень дохода, достаточный для получения доступа к рынку ипотечного кредитования и жилья. Иначе программа превратится в набор декларативных мероприятий, реализация которых невозможна в условиях отсутствия целевой аудитории, реально имеющей возможность воспользоваться субсидиями;
2) программы жилищного субсидирования разрабатываться с учетом ситуации на жилищном рынке. Использование различных форм субсидий, нацеленных на повышение доступности жилья для граждан, целесообразно в условиях развитого рынка жилья, адекватно реагирующего на растущий платежеспособный спрос на жилье;
3) большинство программ, связанных с повышением доступности жилья для граждан, сопряжено со значительными, зачастую неопределенными и скрытыми бюджетными затратами. Наиболее прозрачными и определяемыми являются затраты на программы авансовых субсидий (субсидий на первоначальный взнос при получении ипотечного кредита или приобретении жилья).
Рисунок 1
полинаправленного жилищного субсидирования
На наш взгляд, необходима корректировка действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программ предоставления жилищных субсидий с учетом следующих условий:
1) унификация принципов и исходных данных для определения размера субсидий;
2) привязка размера субсидий к уровню дохода их получателей;
3) возможность использования субсидий в форме первоначального взноса при покупке жилья за счет кредитных средств;
4) прозрачность и обеспечение контроля за финансовым исполнением программ субсидирования на всех этапах прохождения денежных средств.
Выводы. Рекомендации.
Таким образом, в современных условиях формирования среднего класса в нашей стране мы видим необходимым расширение объекта муниципальной жилищной политики, т. к. на сегодняшний день имеется многочисленная категория людей, не подпадающая по закону под государственные и муниципальные льготы, но, в то же время, не способная своими силами улучшить свои жилищные условия. Необходимо развивать институт софинан-сирования решения жилищного вопроса, возвести обеспечение сельского населения жильем в ранг устойчивого развития сельских территорий.
государственная политика кредитования апк в современных условиях хозяйствования ^ИН|
и. п. чупина, кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: государственная политика, инвестиционная деятельность, источники финансирования, финансовая устойчивость.
Keywords: state policy, investment activity, sources of financing, financial stability.
Сельское хозяйство России является
одной из составляющих экономики страны. В данной отрасли сконцентрировано 13 % основных производственных фондов, 14 % трудовых ресурсов, производится около 6 % валового внутреннего продукта. Аграрный сектор является системообразующим для 95 % территории страны, на которой трудятся 27 % населения.
Развитие современного агропромышленного производства как важнейшей составляющей экономики России в
значительной мере определяется уровнем инвестиционной активности. Обладая высокой фондоемкостью, АПК функционирует в условиях слабой материально-технической оснащенности, что обостряет проблему поиска направлений активизации инвестиционных процессов и обеспечения экономического роста отрасли.
Начиная с 1992 г. в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования — реформирование сельскохозяйственных предприятий,
совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация меж-фермерской кооперации.
Цель и методика исследований.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении основных задач, которые стоят перед государственной политикой кредитования в современных условиях, выделении основных противоречий действующей на современном уровне в России налоговой и кредитной политики.
О со б е н н о ст и кр у го о б о р о т а
производственных фондов в сельском хозяйстве, не позволяющие поддерживать нормальный воспроизводственный процесс за счет внутренних источников финансирования, усиливают значение внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, основным из которых в сложившейся экономической ситуации выступает банковский кредит. Возникающие противоречия между существующей потребностью в банковском кредитовании капитальных вложений аграрного сектора экономики и низкой заинтересованностью в кредитовании отрасли со стороны функционирующих на коммерческих началах кредитных организаций обусловливают необходимость поиска новых форм взаимодействия.
Ранее сложившийся механизм кредитного инвестирования в основные фонды АПК обнаружил свою несостоятельность в рыночных отношениях. Новые подходы к организации механизма кредитования капитальных вложений находятся в стадии своего становления и мало способствуют повышению эффективности функционирования агроэкономики в целом. В значительной мере это связано с низкой кредитоспособностью и отсутствием надежных форм обеспечения возвратности кредита в АПК. В связи с нарушением экономических связей в формировании кредитных источников финансирования капитальных вложений необходим поиск такого способа организации взаимодействия банков и агропредприятий АПК, который обеспечивал бы доходность и выгодность размещения кредитных ресурсов в сельском хозяйстве и учитывал бы особенности инвестиционных процессов отрасли.
Развитие агропромышленного комплекса в России стало национальным проектом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Рассмотрим основные параметры данного документа: целями программы является устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Задачи данной программы следующие: создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Сроки реализации данной программы с 2008 года по 2012 год. Объемы и источники финансирования следующие: за счет федерального бюджета
выделено 551,3 млрд руб., из которых 76,3 млрд рублей в 2008 г., 100 млрд руб. в 2009 г., 120 млрд руб. в 2010 г., 125 млрд руб. в 2011 г. и 130 млрд руб. в 2012 г.
За счет бюджетов субъектов РФ выделено 544,3 млрд руб., из них в 2008 г. — 83 млрд руб., в 2009 г. — 99,4 млрд руб., в 2010 г. - 108,3 млрд руб., в 2011 г. — 121,2 млрд руб., в 2012 г. — 132,4 млрд руб. За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь с 2008 г. по 2012 г. 311 млрд руб.
На территории РФ агропродоволь-ственная политика менялась неоднократно. Экономическая ситуация в АПК еще более обострилась и в связи с финансовобюджетным кризисом, вследствие которого объемы социального фонда льготного кредитования предприятий и организаций аграрной сферы и лизингового фонда стали значительно меньшими, чем предусматривалось. В рыночных условиях хозяйствования большинство субъектов нуждается в надежных средствах инвестирования в аграрную сферу. Поэтому требуется кардинальное совершенствование кредитно-финансовой системы страны с учетом проблем АПК. Процентная ставка банков до настоящего времени остается высокой — 20-25 % годовых. Данная ставка непосильна хозяйствующим субъектам, особенно хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам, не стимулирует производство.
Самыми распространенными мерами поддержки АПК являются:
— субсидирование процентной ставки кредитов для сельскохозяйственных производителей;
— частичное обеспечение банковских ссуд государственными гарантиями;
— создание специализированных кредитных институтов для аграрного сектора.
В связи с принятием Правительством РФ Постановления «О распределении и предоставлении в 2009-2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» № 90 от 04.02.2009 г., филиалам банка разрешается осуществлять кредитование физических лиц — владельцев ЛПХ в соответствии со специальным нормативным банковским документом «Порядком предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам, ведущим ЛПХ» № 1429 — Р ОТ 19.05.2006 г.
По данному виду кредита предоставляется государственная субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту. Взаимодействие с органами власти по получению субсидий определяется заемщиком по согласованию с банком. В течение 2010 г. Уральским банком Сбербанка России было выдано более 110 кредитов на общую сумму более 30 млн руб.
Наибольшие объемы выдачи кредитов на развитие ЛПХ осуществлялись на территории Красноуфимского и Алапаевского районов. Причинами недостаточного уровня развития кредитования ЛПХ являются: низкая платежеспособность заемщиков,
владельцев ЛПХ; рост тенденций расходов над доходами (расходы на ГСМ, оборудование растут быстрее, чем цены производителей на реализованную продукцию); недостаточный уровень обеспечения по кредитам.
Одной из возможностей снижения расходов владельцев ЛПХ и предприятий АПК является льготная программа кредитования на покупку техники белорусского производства, реализуемой в рамках Договоров о сотрудничестве между ОАО «Сбербанк России» и Правительством республики Беларусь за № 19 / 01 — 1 от 09.10.2009 г.
Данные кредиты предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — резидентам Российской Федерации на цели покупки новых товаров, произведенных в республике Беларусь, в том числе для дальнейшей их передачи лизинговыми компаниями конечным пользователям. Срок кредитования определяет дату полного погашения основного долга по ссуде и не может превышать 5 лет (процентная ставка на сегодняшний день составляет 8 %).
Соглашением определен перечень организаций и товаров, производимых в республике Беларусь, на покупку которых или рефинансирование затрат в государствах, с которыми отсутствует таможенный контроль и таможенное оформление, выдаются банковские кредиты: ОАО «Минский автомобильный завод» — автомобили и специальная техника на шасси МАЗ, автобусы МАЗ, прицепы МАЗ и т. д.; «Минский тракторный завод» — тракторы «Беларус» и техника на базе тракторов; ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ» — сельскохозяйственная техника (машины для внесения органических удобрений, машины для заготовки, хранения и раздачи кормов, кормозаготовительные комплексы и т. д.); ОАО «Брестский электромеханический завод» — агрегаты почвообрабатывающие посевные, сеялки и т. д.).
Организациями-продавцами по данной программе на территории Уральского Федерального округа являются: ООО «Сельхозкомплект», ООО
«Челябагроснаб», ООО «Белмаш-Югра», ЗАО «Урал МАЗсервис», ООО «УралБелМАЗсервис».
Преимуществами данной программы является то, что процентная ставка для предприятий АПК составляет 7-8 % годовых, появляется возможность приобретения новой сельскохозяйственной техники.
Но здесь существует и ряд трудностей, связанных с тем, что у заемщика собственных средств должно быть не менее 15 %. Например, при покупке дорогостоящей техники стоимостью в 1.500.000 руб. — собственная сумма будет составлять 225.000 тыс. руб. Кроме этого, нужно обязательное согласование условий сделки с Министерством промышленности республики Беларусь.
С декабря 2009 г. 60 организаций и предпринимателей по Свердловской области воспользовались льготной программой кредитования на покупку сельскохозяйственной техники. На кредитные ресурсы общим объемом 151 млн руб. заемщики приобрели 99 единиц сельскохозяйственной техники.
Наибольшее количество кредитов по данной программе предоставлено предприятиям Первоуральского и Асбестовского районов.
За январь 2011 г. с Министерством промышленности республики Беларусь согласовано уже 15 новых сделок на приобретение сельскохозяйственной техники. Это свидетельствует о том, что данная программа кредитования работает и помогает развиваться предприятиям АПК.
Выводы. Анализ.
Агропромышленный комплекс — одна из важнейших отраслей экономики страны. Но он не сможет динамично развиваться без обновления и модернизации производства. Помимо этого, от уровня и качества обеспечения продовольствием во многом зависит национальная и продовольственная безопасность государства. Поэтому стабильное и динамичное развитие аграрного комплекса страны является приоритетной задачей.
Без финансовых вливаний, инвести -рования средств невозможно эффективное развитие аграрно-промышленного комплекса. Платежеспособность предприятий АПК и владельцев ЛПХ не является высокой, следовательно, государству необходимо и дальше развивать субсидирование процентных ставок кредитов для сельскохозяйственных производителей, частичное обеспечение банковских ссуд государственными гарантиями, создание специализированных кредитных институтов для аграрного сектора. Со стороны государства аграрный сектор необходимо превратить в
полноценную инвестиционную площадку, которая бы открывала новые возможности для реализации инновационных решений и эффективных бизнес-проектов.
На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций. Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства.
Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома. Разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли
системы государственных закупок продовольствия. Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.
Необходима целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы. Важнейшей задачей здесь является отработка процедуры банкротства и санаций предприятий АПК.
Необходимо улучшить практику применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда, фонда льготного кредитования.
литература
1. Кузнецова Э. Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве // Экономика АПК Предуралья. 2007. № 6. С. 12-14.
2. Соловьева Л. Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты // Аграрный вестник Урала. 2007. № 1. С. 20-22.
3. Письмо «О кредитовании юридических лиц и ИП в рамках Договора с республикой Беларусь» № 33-28-04 от 27.01.2011 г.
4. Письмо о статистических данных, используемых для определения дохода при ведении ЛПХ» № 19-61 / 474 от 14.09.2010 г.