Научная статья на тему 'Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения республики Саха (Якутия)'

Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарбасов В. Р., Никифоров А. Г.

В статье рассматривается государственное регулирование продовольственного обеспечения населения Республики Саха (Якутия). За годы реформирования аграрной сферы и формирования новых экономических отношений в агропромышленном комплексе появилась необходимость создания механизма государственного регулирования, включающего целый комплекс мер воздействия государства на процессы, происходящие в сельскохозяйственном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения республики Саха (Якутия)»

Развитие АПК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

В. Р. ДАРБАСОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора А. Г. НИКИФОРОВ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Формирование и развитие продовольственного рынка Республики Саха (Якутия) происходит весьма противоречиво. С одной стороны, сельскохозяйственные производители получили возможность для самостоятельной деятельности, а с другой — либерализация рынка привела к ухудшению товарообмена между сельским хозяйством и промышленностью, резкому падению доходности в сельском хозяйстве, снижению производства продукции сельского хозяйства. С началом рыночных преобразований произошло ослабление государственного регулирования продовольственного рынка, и с этого момента наблюдается тенденция неуклонного уменьшения объема завозимой продукции и производства местной сельскохозяйственной продукции. Исходя из этого, вытекает важность разработки механизмов государственного регулирования продовольственными ресурсами региона в условиях рыночных отношений.

Каким видится государственное регулирование продовольственного обеспечения населения республики в новых рыночных условиях, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО?

Аграрный протекционизм является одним из важнейших принципов государственного регулирования в цивилизованных странах. В его основе лежат несколько принципов: сохранение продовольственной безопасности страны; подде-

ржание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидирование экспорта; сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства как одной из важных отраслей экономики в целом. Основные направления экономического регулирования: ценовая политика, налогообложение, финансово-кредитная система, антимонопольное регулирование1.

Мировая практика для устойчивого расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве использует значительный арсенал государственного регулирования, в частности: обеспечение рыночного обмена по равновесным ценам товарной продукции сельского хозяйства; регулирование цен на закупки основных видов сельскохозяйственной продукции на основе индексации цен и учета паритетных соотношений; безвозмездное государственное инвестирование по определенным целевым программам; протекционирование объемов производства, цен и тарифов на специфические ресурсы и услуги2.

1 Балабанов В. С. Продовольственная безопасность: (международные и внутренние аспекты) / В. С. Балабанов, Е. Н. Борисен-ко; Рос. акад. предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство Экономика, 2002. С. 51.

2 Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера /

ФГНУ «Ин-т регион. экономики Севера». — Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. С. 132.

Регулирование инвестиционного процесса в аграрной сфере развитых стран заключается, прежде всего, в целевом кредитовании товарного сельскохозяйственного производства. Например, в США — это целевое кредитование постройки жилых и производственных помещений, покупка машин и оборудования в соответствии с принятыми товарными программами. Вся страна покрыта сетью более 500 кооперативных фермерских ассоциаций ипотечного и производственного кредита. Наиболее важными их направлениями является сельская электрификация, дорожное строительство, система телефонизации, фермерское строительство. Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство служат важнейшим элементом государственного регулирования экономического и социального его состояния.

Государство оказывает существенное влияние на развитие объектов сельской производственной инфраструктуры, сооружение и поддержание которых требуют значительных капитальных первоначальных вложений с длительным сроком окупаемости затрат (мелиорация земель, научные исследования, подготовка кадров, транспортные услуги, отпуск газа, электроэнергии и др.).

Государственное регулирование в целях поддержки развития сельского хозяйства на современном этапе концентрируется на производстве продуктов питания для населения, сельскохозяйственной продукции для пищевой и перерабатывающей промышленности. В этой связи в основных направлениях агропродовольственной политики России на период 2001—2010 гг. стратегическими целями политики государства являются: в экономической области — формирование эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения в продуктах питания; в социальной политике — преодоление разрыва в уровнях жизни сельского и городского населения; в экологической сфере — создание условий для обеспечения производства экологически чистых продуктов питания и безопасных для здоровья населения. При этом общие принципы государственного регулирование продовольственного комплекса практически незыблемы: регулирования цен и доходов предприятий, бюджетное финансирование, кредитование, налогообложение, стабилизация рынка продовольственной продукции3.

Действующая система государственной поддержки северных районов включает, например: федеральные целевые, региональные и отраслевые

3 Там же. С. 133.

программы; государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; систему северного завоза; трансферты из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации; целевые меры помощи отдельным объектам, хозяйственным комплексам и населенным пунктам депрессивных регионов из специального федерального бюджетного фонда; дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований; компенсации тарифов на электроэнергию Дальнему Востоку, финансирование социальной сферы и жилищного фонда, передаваемых в ведение органов местного самоуправления.

Правовая основа государственной поддержки — Федеральный закон от 19 июня 1996 г. №78 — ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ». Также приняты законы прямого действия от 8 января 1998 г. № 4 — ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и от 25 октября 2002 г. № 125 — ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Действующие и возможные механизмы государственной поддержки продовольственного обеспечения районов Севера разнообразны и характеризуются следующим. Для агропромышленного комплекса, прежде всего, необходимо продолжить выделение средств на условиях получения льготного кредита, сохранить поставки сельскохозяйственной техники по лизингу, предусмотреть скидки с действующих тарифов в размере 50 % при транспортировке железнодорожным и водным транспортом сельскохозяйственных машин, оборудования, горючего, запасных частей и кормов. Задачи государственной поддержки состоят:

• в 2000 — 2003 гг. и отчасти в среднесрочном периоде (2004—2010 гг.) — в гарантированном выделении федеральных средств товаропроизводителям всех форм собственности на закупку минеральных удобрений, комбикормов, семян;

• в долгосрочной перспективе (2011 — 2015 гг.) — в поощрении выполнения южными регионами функций аграрных опорных районов для своих северных соседей4.

4 Рехин В., Рехин А. О системе государственной поддержки продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера // Экономист. 2000, № 8. С. 82.

Одной из важнейших проблем на переходном к рыночной экономике этапе является разработка системы сбалансированных закупочных, заготовительных и розничных цен на продукцию, которые обеспечивали бы согласование интересов товаропроизводителей (прежде всего сельских) и потребителей. Однако разработать объективный системный ценовой механизм трудно, особенно учитывая установившийся диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. Видимо, этот механизм должен использовать поправочные коэффициенты или прогнозные индексы цен, утвержденные официальными органами власти. Но это лишь один из аспектов государственного регулирования аграрной реформы, который включает также разработку и проведение ценовой, налоговой, бюджетной и инвестиционной политики.

В последние годы механизм государственной поддержки сельских товаропроизводителей существенно изменился. Помощь стала в большинстве своем адресной, осуществляется, в основном, через ГУП «Туймаада Лизинг», Министерство сельского хозяйства РС (Я), Министерство малого предпринимательства и занятости РС (Я), а также якутского филиала Россельхозбанка и через целевые республиканские программы. Так, в 2007 г. была принята государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы». Согласно этой Программе основными механизмами государственной поддержки сельскохозяйственного производства должны стать прямое субсидирование из бюджета республики в расчете на единицу продукции, льготное налогообложение (переход на ЕСХН), выделение инвестиций, предоставление государственных гарантий и поручительств по привлекаемым предприятиями кредитам, предоставление льготных займов из аккумуляционного фонда развития села.

Структурам государственной власти улусов необходимо обратить особое внимание на финансово-экономические службы, ориентируя их на решение задачи повышения уровня самообеспечения продуктами питания жителей села и населения республики в целом. Для этого оно, прежде всего, должно, используя свою власть, установить ограничения (квоты) на завоз продуктов питания определенных видов, особенно из экологически неблагополучных стран мира и субъектов Российской Федерации5.

5 Дарбасов В. Р. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы / В. Р. Дарбасов, А. Г. Никифоров. — Новосибирск: Наука, 2007. — С. 144.

Объем государственной поддержки сельских товаропроизводителей и меры экономического регулирования производства сельскохозяйственной продукции, направления использования средств республиканского бюджета определяются исполнительными структурами правительства республики и утверждаются законодательным органом власти. Объем поставок сельскохозяйственной и промысловой продукции на 2006 г. приведены в таблице.

Органы власти республики каждый год принимают соответствующие нормативно-правовые документы с указанием:

1) утвержденных объемов государственного заказа на закупку и заготовки сельскохозяйственной и промысловой продукции (рыбы, мяса, молока, овощей открытого грунта) для закрытых бюджетных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней;

2) рекомендуемых минимальных цен на утвержденные объемы поставок сельскохозяйственной продукции (с целью защиты интересов местных сельских товаропроизводителей);

3) объемов финансирования государственного заказа для закрытых бюджетных учреждений по рекомендуемым минимальным ценам.

Сельскохозяйственная продукция сверх утвержденных поставок реализуется по свободным рыночным ценам.

Финансовое состояние аграрного сектора республики в данное время все еще не стабилизировалось. Отдельные предприятия находятся на грани банкротства. Основная причина — нарушение паритетности цен на продукцию и услуги промышленности для села и на сельскохозяйственную продукцию. Для повышения экономической эффективности отрасли реализован Комплексный план финансово-экономического оздоровления предприятий и организаций АПК РС (Я) на 2004—2006 гг. в рамках Федерального закона о финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей. Со 111 хозяйствами подписаны соглашения на реструктуризацию долгов на 426 млн руб., в том числе пеней и штрафов на 133 млн руб. На базе предприятий-банкротов создано 29 новых предприятий, по 35 предприятиям проводится процедура финансового оздоровления. К началу 2007 г. количество прибыльных сельхозпредприятий увеличилось с 114 до 187 при сокращении убыточных с 233 до 114. Сальдированный финансовый результат возрос с 121 млн руб. убытка до 49 млн руб. прибыли. С 2003 г. была организована работа Аккумуляционного фонда, сформированного из

Объем поставок сельскохозяйственной и промысловой продукции АПК в Республике Саха (Якутия) на 2006 г. *

Продукция Объем поставок,т Государственный заказ на закупки продукции для муниципальных и государственных бюджетных учреждений Минимальные рекомендуемые цены, руб.

Зерно продовольственное 10 430 - 13 000 — за 1т

Картофель 10 156 262,7 7 000 — за 1 т

Овощи открытого грунта 6 787 140,9 10 000 — за 1 т

Молоко (без кобыльего молока) 84 391 206,5 22 тыс. руб. / тн (АГУ), 17,5 тыс. руб. /тн (ВГУ, ЦГУ)

Кобылье молоко 113 37,5 тыс. руб/тн

КРС (в живом массе) 3 536 - -

Рыба 3 111 66,5 23,58 руб. за 1 кг

* Реализация сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями Министерства сельского хозяйства РС (Я), подсобными хозяйствами других министерств и ведомств по Республике Саха (Якутия) за январь—декабрь 2006 г. Статистический бюллетень №32, Федеральная служба Госстата. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС (Я). — Якутск, 2007. — 28 с.

долгов сельскохозяйственных организаций перед бюджетом республики, переданных Минфином РС (Я) по агентскому договору ГУП ФАПК «Туй-маада». Сумма активов на 1 января 2007 г. составила 2,6 млрд руб., в том числе действующие текущие активы — около 700 млн руб., капитализированные основные средства — почти 800 млн руб., реструктуризировано в рамках финоздоровления более 1 млрд руб. Организована система заготовки сельскохозяйственной и промысловой продукции на базе 125 заготовительных организаций, в том числе 22 республиканских, охватывающих все сельские населенные пункты республики. Благодаря введению с 2002 г. механизма субсидирования из бюджета республики части затрат на уплату процентов по кредитам, организациями АПК активизирована работа по привлечению банковских кредитов. Всего за 2002—2006 гг. из бюджета республики на эти цели направлено 320 млн руб., общая сумма банковских кредитов, по которым получено возмещение, составила 4,3 млрд руб. Создана сеть из 13 МТС с укреплением материально-технической базы, построены и реконструированы 28 АЗС и 3 нефтебазы. Функционирует лизинговый фонд на базе ГУП «Туймаада Лизинг», за эти годы компанией поставлено 2 457 тракторов, 1 124 единиц автомобилей и спецтехники.

При этом субсидирование личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения по заготовке сельскохозяйственной продукции, а также расходов на функционирование традиционных отраслей Севера было направлено, прежде всего, на решение социальной задачи по обеспечению гарантированными доходами сельского населения республики. В условиях высокого уровня безработицы среди сельского населения ведение ЛПХ являлось порой

единственным источником средств к существованию. Поэтому расходы государственного бюджета РС (Я) по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» за 2002—2006 гг. были направлены не только на решение чисто производственных отраслевых задач, но и на оказание социальной поддержки сельскому населению республики в целом.

Меры государственного регулирования аграрного сектора при переходе к рынку, когда основной задачей аграрной политики становится создание эффективного производственного потенциала, способного обеспечить продовольственную независимость республики от импортных поставок и удовлетворить потребности населения в продуктах питания местного производства, должны носить системный характер. Исходя из положения, что продовольственная безопасность республики составляет основу национальной экономической безопасности, следует:

1) создать республиканский продовольственный фонд (РПФ), оптовые рынки для снабжения населения центров улусов, городов и промышленных узлов продовольствием, сырьем и товарами первой необходимости;

2) вести целенаправленную государственную политику по модернизации перерабатывающих предприятий и внедрению новых технологий по переработке и хранению сельскохозяйственной, рыбной и промысловой продукции;

3) разработать республиканскую целевую программу государственной поддержки по обеспечению продовольственного фонда в объеме не менее 15—20 % от общей ресурсной потребности республики, а также предусмотреть создание системы сельскохозяйственной производственной кооперации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов В. С. Продовольственная безопасность: (международные и внутренние аспекты) / В. С. Балабанов, Е. Н. Борисенко; Рос. акад. предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002. — 544 с.

2. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера / ФГНУ «Ин-т регион. экономики Севера». — Якутск: Компания Дани Алмас, 2008. — 400 с.

3. Рехин В., Рехин А. О системе государственной поддержки продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера // Экономист. 2000, № 8. С. 82.

4. Дарбасов В. Р. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы / В. Р. Дар-басов, А. Г. Никифоров. — Новосибирск: Наука, 2007. — 212 с.

5. Реализация сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями министерства сельского хозяйства РС (Я), подсобными хозяйствами других министерств и ведомств по Республике Саха (Якутия) за январь—декабрь 2006 г. Статистический бюллетень №32, Федеральная служба Госстата. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС (Я). — Якутск, 2007. — 28 с.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Центра исследования финансовых проблем Финансовой академии при Правительстве РФ под руководством и общей редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.М.Родионовой

Желающим приобрести сборник следует перечислить за один экземпляр 320 рублей

(включая НДС и оплату за пересылку) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО «Библиотечка РГ», ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ «ЛЕСБАНК», г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391. В платежном поручении обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: «Бюджетный кодекс РФ».

Москвичи и гости столицы могут приобрести названное издание непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. «Савеловская») по цене 280 рублей. Контактные телефоны редакции: 8-499-257-40-31, 8-499-257-52-47 (тел.-факс). Предварительную заявку можно осуществить по электронному адресу: [email protected] Оптовым покупателям предоставляются значительные скидки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.