М.Ю. Калинкина
Государственная политика Германии в сфере социальной и
молодёжной работы
Детям и молодёжи нужно пространство, чтобы они могли проявить в обществе индивидуальность и свои способности. Раскрытие личности и ее интеграция в обществе являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными и совершеннолетними гражданами и взяли на себя ответственность за свободнодемократический правовой и жизненный строй. Привлечение детей и молодых людей направлено на помощь их физическому, духовно-нравственному и социальному развитию. Молодое поколение и поколение взрослых только вместе могут обеспечить, чтобы сегодняшние и будущие жизненные основы сохранили прочность, поэтому задача детской и молодёжной политики Германии - строить мосты в общество.
Детская и молодёжная политика Федеративной Республики Германия (далее в контексте - ФРГ) характеризуется поддержкой молодых людей при их развитии в самостоятельную личность путем раскрытия их социальных способностей, защиты и помощи социально обделённым.
Особое значение придается участию молодых людей в молодёжной работе. Ее содержание определяется и воплощается при участии молодых людей. Их потребности и интересы стоят в центре разнообразных форм работы и организации. При этом молодёжная работа должна внести вклад в индивидуальную самореализацию, большую свободу и справедливость, развивая и укрепляя волю и способность к участию молодых людей в государственной и общественной жизни.
Работе молодёжных организаций в ФРГ уделяется особое внимание. Данная область социализации наряду с вос-
питанием, образованием, общением, организацией досуга, оказанием помощи и консультациями имеет задачу представлять интересы молодых людей во всех сферах перед государством и обществом. Молодёжные организации рассматривают себя как объединения детей, подростков, молодых людей и проводят свою работу самостоятельно, без государственного влияния. Финансирование осуществляется из государственных средств.
Предложения молодёжной работы направлены на детей, молодёжи и молодых взрослых в возрасте до 27 лет. Закон о помощи детям и молодёжи (Kinder -und Jugendhilfegesetz - KJHG, § 11) предусматривает: «Молодым людям должны быть предоставлены необходимые для стимулирования их развития услуги в области работы с молодёжью. Они должны ориентироваться на интересы людей, которые должны принимать участие в их определении и формировании, подводить к умению нести ответственность за общество и социальной активности». Предложения должны быть направлены на интересы молодых людей, должны быть ими определены и способствовать их самоопределению, подведению к принятию социальной ответственности и активности, - прописано в Законе.
Предложения молодёжной работы общедоступны. Для этого применяются здания и помещения досуговых учреждений, дома по соседству, помещения церковных общин и переоборудованные здания. Содержание и формы молодёжной работы в соответствии с ее широкой направленностью и количеством государственных и негосударственных носителей очень разнообразны. Они охватывают спорт, игру, общение и могут
касаться семьи, школы и окружения. Предлагаются, например, послеобеденные игры, настольный теннис и футбол, работы в мастерских по дереву или ремонту велосипедов и машин, компьютерные курсы, посещение кино и театров, граффити, дискотеки, помощь по выполнению домашних заданий, консультации. Одним из важных направлений работы с молодёжью является внешкольное молодёжное образование и международная работа. К последней относятся встречи молодёжи различных стран и национальностей как форма обмена, они служат взаимопониманию народов.
К данной работе относятся детский и молодёжный отдых. Во время каникул для различных возрастных групп предлагаются поездки как по Германии, так и в другие страны. Все предложения молодёжной работы для молодых людей носят добровольный характер.
Дети, оставшиеся во время каникул в городе, могут пользоваться предложениями для отдыха на окраине города. Например, некоторые родители отправляют детей в загородные социально-педагогические учреждения, так называемые «детские фермы», на 2 недели и более продолжительный срок в зависимости от финансовых возможностей семьи. Они учатся ухаживать за домашними животными и птицами, а забота о них благотворно сказывается на развитии детей. Такой отдых пользуется спросом, особенно у детей дошкольного возраста.
Молодёжная работа играет большую роль в предупреждении неблагополучного развития детей и молодёжи. Исходя из этого, концепция молодёжной работы в ФРГ основывается на том, что хорошие и обширные предложения молодёжной работы приводят к раннему решению проблем или их предупреждению. Благодаря этому возможно сокращение проблемно-ориентированных предложений, например, в области молодёжной социальной работы.
Молодёжная работа должна ориентироваться на жизненную ситуацию молодых людей, и они должны участвовать в ней. Поэтому политическая ответственность за нее - задача органов местного самоуправления. Молодые люди имеют возможность оказания непосредственного влияния на процессы принятия решения, и одновременно политическая жизнь становится более прозрачной для них.
Молодёжная работа на местном уровне отражает различную ценностную ориентацию и разнообразное содержание, методы и формы работы. К основным задачам молодёжной работы относятся различные аспекты, которые по-разному проявляются в различных услугах. В частности, помимо государства, соответствующие мероприятия предлагают преимущественно организации негосударственной помощи молодёжи. Закон о помощи детям и молодёжи исходит из партнерского сотрудничества между организациями государственной и негосударственной помощи молодёжи (§ 4 абзац 1 Закона). Помощь как организатору негосударственной помощи молодёжи оказывается церквям, молодёжным и благотворительным организациям, группам самопомощи, родительским инициативам, молодёжным клубам. Для реализации своих идей они в значительной степени зависят от государственных ассигнований. Закон устанавливает в качестве предпосылок соблюдение условий для запланированных мероприятий, гарантий целесообразного и экономного использования средств, преследование общественно-полезных целей. Учредитель должен показать соответствующие достигнутые им результаты и дать гарантию работы, способствующей достижению целей Основного закона.
Внешкольное культурное образование вносит особый вклад в развитие личности и открывает молодым людям возможность участвовать в культурной жизни общества.
Важным объединением молодёжных организаций в ФРГ на федеральном уровне является немецкий федеральный круг молодёжи, к которому, за исключением Немецкой спортивной молодёжи и партийно-политических молодёжных организаций, принадлежат почти все крупные молодёжные организации и земельные круги молодёжи. На земельном уровне большая часть молодёжных объединений (как правило, без политических молодёжных организаций партий) объединяются в земельные круги молодёжи. В Круге политической молодёжи сотрудничают партийно-политические молодёжные организации.
Земельные круги молодёжи - добровольные объединения молодёжных объединений и организаций в землях ФРГ. Правовые формы земельных кругов молодёжи различны. Молодёжные объединения и организации объединились в земельные круги молодёжи для того, чтобы иметь возможность на этом уровне совместно и эффективно представлять интересы данной категории граждан и молодёжной работы в земельных правительствах и парламентах, а также перед общественностью. Земельные круги молодёжи оказывают влияние на молодёжную политику при проведении законодательных мероприятий и помощи детям и молодёжи соответствующих земель. В результате конструктивного сотрудничества они стали признанными партнерами государственной работы с молодёжью.
Городские и областные круги молодёжи представляют интересы в молодёжной политике на местном уровне. Принцип молодёжной работы, действуя с 1949 года, предоставляет возможность в рамках делового сотрудничества заявлять интересы молодых людей государственным органам, политическим и общественным организациям.
Для содействия помощи детям и молодёжи федерацией в 1950 году был создан Федеральный фонд молодёжи, который в 1993 году был преобразован в Федеральный фонд детей и молодёжи.
Через него инициируются и стимулируются устремления помощи детям и молодёжи, включая молодёжную работу, входящие за рамки обязанностей земель и общин. Многообразие проектов, которые поддерживаются из средств Фонда детей и молодёжи, дает представление о задачах и потребностях негосударственной и государственной помощи детям и молодёжи.
Федеральные средства предоставляются в распоряжение негосударственных организаций в форме ассигнований. При этом прежде проверяется, действительно ли проекты имеют значение для всей федерации в целом и не могут ли они по своему характеру финансироваться одной федеральной землей.
Есть различные способы ходатай-ствования о получении федеральных средств: прямой путь, особенно если речь идет об организациях на федеральном уровне - для осуществления собственных проектов; путь обращения через центральные организации - для организаций, которые входят в объединение с центральным органом на федеральном уровне; и путь обращения через землю, так как в некоторых случаях федеральные средства передаются через высшие земельные органы по проблемам молодёжи до местного уровня.
Организация работы в социальной сфере в Германии строится на двух фундаментальных принципах. Первый говорит о том, что заботиться о самих себе и своих согражданах должны сами граждане, а не государство. Задача же государства всячески содействовать этой взаимной поддержке. Второй принцип - приоритетность финансирования общественной инициативы в социальной сфере. Если в какой-либо области существует зарекомендовавшая себя общественная инициатива, то финансируется прежде всего она, а не создается для реализации тех же задач государственная структура. Если государство видит потребность в организации социально-педагогического проекта, то
сначала будет предложено рассмотреть эту проблему общественной организации, деятельность которой по этому проекту будет профинансирована, и только в случае отсутствия желающих для решения проблемы создается государственная структура.
Комитет, курирующий социальную сферу, регулярно публикует сборники с перечнем проектов, реализация которых необходима ежегодно в конкретном городе. В нем содержится информация о целях, задачах проекта, контингент, бюджет проекта, который готово финансировать государство (федеральные, земельные, муниципальные органы власти). Общественная организация может подать заявку на конкурс среди других желающих реализовать тот или иной проект из этого списка.
Услугами социальной работы в ФРГ являются консультации, врачебная, информационная, правовая, организационная помощь. Так, например, важным направлением социальной работы в Германии является консультирование по вопросам наркомании. Проблемы возникают тогда, когда употребление наркотиков ограничивает реальную жизнь потребителей, когда проблемы невозможно преодолеть. Система помощи наркоманам носит посреднический характер. Консультационные пункты входят в систему районов. Такие пункты в Германии регулярно предлагают:
- консультирование и амбулаторную помощь (например, проведение программ контроля медицинских анализов по указанию суда);
- поддержку мотивации и совместную подготовку к длительной терапии;
- консультирование в клиниках и местах заключения;
- посредничество для получения мест для терапии;
- работу с ВИЧ-носителями и заболевшими СПИДом потребителями наркотиков;
- амбулаторное сопровождение после прохождения терапии (например, по-
иск квартиры, образование, работа и общая стабилизация).
Молодой человек, который нуждается в помощи, может выбрать для себя учреждение, находящееся в другом районе. Среди консультационных пунктов имеются такие, которые находятся в ведении негосударственных или государственных носителей. В этом смысле одной из основных служебных функций социальной работы является поддержка семей и устранение психологической подавленности, их самоизоляция от общества, восстановление разорванных связей с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами, проведение доверительных бесед, оказание консультативной помощи семье, реабилитация всех членов семьи, возвращение их к нормальному и обычному образу жизни.
Для большинства молодых людей опыт в школе и результат поиска места по обучению профессии является проблематичным. Без содействия и поддержки они не могут решить школьные проблемы, найти место производственного обучения в соответствии с их желаниями, работу во времена массовой безработицы и преодолевать связанные с этим трудности. Ведомство по делам молодёжи, в соответствии с § 13 абзац 1 Закона, обязано оказывать общую социально-педагогическую помощь. Она дает положительные импульсы против угрозы, исходящей от видео- и телепродукции, залов игровых автоматов и влияния психических манипуляций сектами и оккультивными движениями.
Спектр практической помощи молодёжи расширился. Молодым людям во время школьного или профессионального обучения предоставляются места в молодёжных общежитиях, если проживание с родителями или в собственной квартире невозможно. Помимо прочего, в соответствии с немецким законодательством помощь молодёжи оказывается до 27 лет, которая выражается в денежном отношении, в выплате пособий. Однако если «ребенок» продолжает образование, то ему государст-
во продолжает оказывать материальную помощь.
Помощь молодёжи наряду с ребенком и молодым человеком включает в свою работу также молодых взрослых, семью и социальное окружение. С этой целью уличная социальная работа (или „81гее1’^гк“) направлена на молодых людей, которые находятся на улицах и площадях (так называется социальная работа с выходом на клиента). Целями социальной работы с выходом на клиента в Германии являются:
- выход на молодых людей с тем, чтобы противостоять социальным обособлениям и в кризисной ситуации предложить конкретную помощь;
- помощь молодёжи в поисках возможных встреч и в групповых мероприятиях;
- консультирование в судебноправовых вопросах при конфликтах с полицией, квартиросъемщиками и жильцами и поиск путей, предупреждающих криминальность;
- помощь в преодолении социальных проблем через предложения, ориентированные на получение впечатлений (эмоций) и на ситуации (например, спорт, путешествия, групповая работа).
Работа направлена, в основном, на ту молодёжь, которая не пользуется предложениями молодёжных центров и не охвачена учреждениями по работе с детьми и молодёжью или получила запрет на их посещения. Целевой группой являются молодёжные группировки. К ним относится наряду с немецкими подростками и иностранная молодёжь. Замеченные группировки, исходящее от них групповое насилие являются частично реакцией на рост неприязни к иностранцам и экстремистских направ-
лений в обществе. Неотъемлемой чертой такой социальной работы является обеспечение социальной справедливости, выражающейся в возможности каждого реализовать свои ресурсы. Законы, правительственная политика и социальные программы ФРГ дают равные возможности гражданам для их самореализации.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Государственная политика Федеративной Республики Германия успешно реализует свои задачи в социальной и молодежной работе, создавая условия для патриотического и духовнонравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений. В связи с этим у германской молодежи формируется активная жизненная позиция, готовность к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Таким образом, немецкое государство в тесном сотрудничестве с молодым поколением и обществом в целом добивается реализации программ содействия социальной адаптации,
формирования здорового образа жизни молодёжи и развития системы социальных служб и клубов для детей и подростков.
Библиографический список
1. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. С. 220.
2. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2003. С. 63.
3. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. С. 220.
4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 395 с. (Серия «Высшее образование»). С. 363 373; Диви-цына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 252-258.