Научная статья на тему 'Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК'

Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ТИПОЛОГИЯ / РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзагоева И. Т., Цхурбаева Ф. Х.

В статье рассмотрена топология структуры региональной экономики. Предложен механизм проведения государственной политики формирования эффективной структуры экономики регионального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дзагоева И. Т., Цхурбаева Ф. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК»

государственная политика формирования перспективной

структуры экономики регионального АПК

ДЗАГОЕВА И.Т., ЦХУРБАЕВА Ф.Х.

Дзагоева И.Т.,ФГОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», к.э.н., доцент,

РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Кирова, 37; Цхурбаева Ф.Х., ФГОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», к.э.н., доцент,

РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Кирова, 37.

В статье рассмотрена топология структуры региональной экономики. Предложен механизм проведения государственной политики формирования эффективной структуры экономики регионального АПК.

Ключевые слова: государственная политика; структура экономики; типология; регион; сельское хозяйство Коды классификатора JEL: Q 18, R 38

Структура любой системы представляет собой совокупность ее элементов, связанных между собой устойчивыми связями и отношениями, благодаря которым образуется целое. Она обеспечивает композицию системы, отражает форму расположения элементов, определяя их роль, место и назначение, характер взаимодействия. В свою очередь, элементы системы состоят из частей, которые на определенном уровне рассмотрения также обладают всеми системными признаками [1].

Структуру экономики можно рассматривать как совокупность хозяйствующих субъектов и складывающихся между ними связей и отношений, которые образуют целостную экономическую систему. Анализ структуры экономики требует выделения каждой части как функционального элемента единой, сложной системы.

Структура является важнейшей организационной характеристикой системы, которая определяет ее устойчивость и стабильность. Разрыв системообразующих связей и отношений нарушает целостность и выводит систему из равновесия. Системообразующие связи структуры должны быть выраженными, а отношения - определенными. В противном случае формируются диссипативные структуры - структуры с ослабленными связями. Система с такой структурой не может функционировать нормально, в итоге возможно полное разрушение этой системы.

Структура экономики Республики Северная Осетия-Алания складывалась исторически и является результатом целого ряда долговременно действующих факторов. Их воздействие приводит к изменениям структуры, которые оказывают влияние на разные стороны и свойства экономической системы. Эти изменения могут быть как однонаправленными, так и взаимопогашающимися и порождать неодинаковые по масштабам и характеру последствия в системе в целом. Для структуры экономики переходного периода характерными являются: неустойчивость, противоречивость характера развития, интенсивность структурных сдвигов, возрастание роли неэкономических (субъективных) факторов, усиление политической активности и т.д.

Анализируя типологию структуры экономики, различные авторы выделяют ее составные элементы: а) Воспроизводственная, отраслевая, иерархическая, технологическая, экономическая (структура собственности), стоимостная (б) Материально-вещественная, финансово-стоимостная, структура спроса, структура управления; в) Воспроизводственная, территориальная, отраслевая, организационно-экономическая, внешнеэкономическая; г) Воспроизводственная, отраслевая, территориальная, социально-экономическая, технологическая. Нами предложена модифицированная структура, рассматриваемая с позиции восстановления и устойчивого развития депрессивного региона: воспроизводственная, отраслевая, территориальная, структура инвестиции, социальная.

С учетом влияния структурообразующих признаков мы выделяем те из них, которые оказывают прямое влияние на экономическую устойчивость региона: воспроизводственная, отраслевая, территориальная, структура инвестиций, социальная.

Рост ВРП в большей степени становится зависимым от качественного состояния воспроизводственной структуры, которая в свою очередь обусловливает дальнейшую динамику структурных сдвигов. Здесь важно соотношение между подразделениями общественного производства.

В. Леонтьев предложил такую воспроизводственную структуру, когда все представленные отрасли распадаются на две группы: I - «контрактные» отрасли; II - «субконтрактные» отрасли за свой счет. [1]

Г. Кан, У. Браун, Л. Мартел [7] разделили экономику на три сектора (или типа деятельности): первичный (добывающий), вторичный (промышленный), третичный (обслуживание и самообслуживание первичных и вторичных секторов). На этапе перехода к информационному обществу первичный и вторичный секторы экономики нуждаются все в меньшем количестве рабочей силы, а их продукция занимает все меньшую часть валового национального продукта. В то же время значительно увеличивается доля сферы обслуживания (отраслей инфраструктуры, транспорта, средств связи, телекоммуникаций, торговли, деловых услуг банковского дела, страхования и т.п.).

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Отраслевая структура отражает состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отраслей и производств, а также степень дифференциации и специализации этих отраслей и специфику экономических взаимосвязей между ними, а также качественное состояние экономики. Этот вид структуры характеризует: уровень экономической самостоятельности (наличие отраслей, поставляющих орудия труда, топливо и сырье); уровень индустриального развития региона (удельный вес в промышленности отраслей, производящих средства производства); степень развития научно-технического прогресса (развитие машиностроения, приборостроения, электроэнергетики, химической промышленности и т.д.); уровень развития агропромышленного комплекса. К примеру, один и тот же объем продукции может быть произведен при разных отраслевых структурах.

Отраслевые структуры различают по степени вклада в общехозяйственную эффективность производства. При этом, как показывает опыт и анализ экономического развития, наибольшее влияние на эффективность производства оказывают в современных условиях сдвиги на уровне отраслей и подотраслей производства.

Можно выделить следующие типы отраслевых структур в региональных системах:

• с горизонтальными связями (производство преимущественно либо первичных, либо промежуточных, либо конечных видов продукции);

• с вертикальными связями (большинство звеньев представлено технологическими цепочками производства от первичных до конечных продуктов);

• со смешанными связями (имеются признаки как вертикальной, так и горизонтальной структуры связей);

• универсальные структуры (удовлетворение потребностей обеспечивается преимущественно за счет внутренних источников).

Структуризация экономики вызывает и изменение структуры инвестиций как средства обеспечения определенной производственной структуры.

Территориальная структура АПК обусловлена объективно протекающими процессами разделения труда и является результатом длительного исторического развития.

Социальная структура раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в экономические отношения и их взаимодействие. По вертикали уровнями структуры являются социальные группы и социальные слои населения. Эта структура может быть представлена в виде структуры занятости, дифференциации доходов различных групп населения, дифференциацией населения по денежному доходу, межотраслевой и селения по денежному доходу, межотраслевой и внутриотраслевой дифференциацией в уровнях оплате труда.

Таким образом, структура экономики АПК - это организационная характеристика экономической системы, представляющая собой совокупность устойчивых связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие этой системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

Процесс формирования новых системных качеств структуры либо их изменения представляет собой структуризацию системы, с помощью которой эта система достигает динамического равновесия. Структуризацию любой системы можно проводить двумя путями:

1) изменение структуры в рамках данного состава (реструктуризация) в форме реорганизации функциональных структур, пропорций, ликвидации действующих элементов или их частей, связей;

2) формирование структуры за пределами существующего состава в форме создания новых элементов, отношений, связей, изменения роли, значимости и режима элементов, связей, если это является целесообразным для функционирования системы.

Структуризация экономики есть совокупность развернутых во времени преобразований, касающихся количественных и качественных изменений элементов экономической системы и направленных на совершенствование форм и методов ее функционирования [3].

Целью структуризации экономики АПК региона является достижение такого соотношения между элементами региональной экономической системы, при котором в экономику закладываются долговременные стимулы развития, обеспечивающие наилучшие темпы экономического роста и устойчивые позиции региона на рынке, а также социальное оздоровление и социальную защиту населения.

На переходном этапе цель носит более конкретный характер:

- создание адаптированной структуры экономики АПК региона с учетом его специфичности, которая создает условия для максимального удовлетворения внутренних потребностей, формирования оптимальных пропорций производства, достижения роста валового регионального продукта (ВРП), увеличения производительности и рентабельности предприятий.

Задачами структуризации на региональном уровне являются: преодоление структурных деформаций; поддержка и стимулирование эффективных и конкурентоспособных предприятий; ликвидация или реорганизация устаревших, неэффективных элементов и связей; содействие развитию рыночной инфраструктуры; ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям путем внедрения рыночных норм поведения; определение конкретных инвестиционных приоритетов и осуществление «точечного инвестирования»; создание благоприятного инвестиционного климата; проведение постоянного мониторинга финансового положения региона и др.

Приоритетные направления структуризации экономики АПК могут быть определены в зависимости от того, какой концептуально видится структура экономики. Однако, неправильный выбор направления

структурных преобразований проявятся не сразу. Затраты, направленные на формирование новой структуры, могут стать не только прямыми потерями, но и способны подорвать стратегический потенциал аграрного сектора региональной экономики. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо строгое обоснование структурной политики - выбора стратегии структуризации, путей ее реализации и оценки результатов.

Особенность современной ситуации разработки структурной политики с точки зрения обеспечения устойчивого развития состоит в том, что она должна реализовываться с помощью системы инструментов, большинство которых ориентировано на регулирование развития не отдельных отраслей экономики АПК, а функциональных аспектов воспроизводства.

Прежде всего, это финансовая политика (налоговая политика, политика бюджетных расходов, кредитно-денежная политика, которые включают множество более частных «финансовых» политик), а также политика институциональных (организационно-хозяйственных) преобразований.

Принципиальной особенностью структурной политики действующей до сих пор является ее вторичный характер, поскольку она оказывалась следствием действий, предпринимаемых для решения других задач социально-экономического развития. Это пассивная структурная политика, характерная для ситуации превалирования локальных целевых установок и критериев качества принимаемых решений Она была свойственна начальному периоду реформ.

Принципиальной альтернативой ей является активная структурная политика, способствующая обеспечению устойчивого экономического роста. Проблемы структурно-технологических преобразований экономики АПК должны быть включены в исходный проблемный контекст разработки стратегии реформ. В этом случае, речь должна идти об активной, имеющей явные целевые ориентиры, структурной политике, специфические цели которой должны учитываться при разработке интегрированной социально-экономической политики региона как согласованной системы инструментальных (функциональных) политик, настроенных на решение актуальных воспроизводственных проблем [5].

Естественной основой активной структурной политики является наличие относительно свободных ресурсов развития и эффективная система управления их использованием в регионе. В настоящее время реализация такого подхода в РСО-Алания затруднена в силу крайней ограниченности финансовых, материальных и организационных ресурсов, которыми может распоряжаться руководство региона для осуществления целенаправленных изменений в производственно-технологической структуре экономики. При недостатке ресурсов, которые необходимы для осуществления активной структурной политики, можно, тем не менее, ставить вопрос о том, чтобы в процессе разработки и реализации финансовой политики и институциональных преобразований принимались во внимание необходимые целевые последствия, а именно обеспечение устойчивости экономики региона.

Особой задачей является оценка ресурсных возможностей АПК региона применительно к реализации различных вариантов экономической политики и различным наборам инструментов регулирования воспроизводственных процессов.

В современной кризисной ситуации обострилась проблема неадекватности масштаба ресурсов, которые можно выделить на реализацию экономической политики, масштабу накопленных воспроизводственных проблем. Следовательно, необходимо определить этапы экономической стратегии, которым соответствуют различные практически реализуемые приоритеты и наборы проблем, для решения которых имеются необходимые и достаточные предпосылки.

В связи с этим следует приспособить систему управления к ситуации, когда ресурсы несбалансирова-ны с целями устойчивого развития.

На наш взгляд, в этих условиях государственное регулирование должно руководствоваться определенными, вполне конкретными принципами разработки и реализации структурной политики в регионе. К подобным принципам академик Д.С. Львов [4] относит следующие:

1. Необходимость учета особенностей текущей воспроизводственной ситуации в отдельных отраслях экономики и роли отдельных отраслей в обеспечении экономического развития в перспективе.

2. Необходимость критического анализа мер отраслевого уровня в процессе синтетических, обобщающих построений.

3. При разработке структурной политики необходимо проводить как отраслевой, так и межотраслевой анализ «выгоды - потери».

4. Необходимость поиска эффективного компромисса интереса или справедливого распределения экономической нагрузки.

5. Выводы об экономическом состоянии предприятий должны быть скорректированы с учетом содержания проводимой в регионе экономической политики.

6. При определении экономической эффективности необходимо исходить не из ее абстрактного определения, а из возможности оценки приемлемого уровня эффективности в данной воспроизводственной ситуации.

Рассматривая сложившуюся к настоящему времени экономическую структуру РСО-Алания можно дать следующую характеристику.

Структура ВРП региона показывает устойчивую тенденцию к доминированию сектора услуг. Это связано как с реальным ростом объема платных услуг, так и увеличением объема нерыночных услуг (образование, здравоохранение, культура и т.д.). Последние - существенно увеличивают нагрузку на бюджет. Рассматривая отраслевую структуру производства ВРП, можно сделать вывод, что его основная часть в реальном секторе производится в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и торговле, при чем наблюдается определенный рост их доли в ВРП.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Устойчивой является региональная экономическая система, в которой сбалансированы основные воспроизводственные параметры. Поэтому основным направлением структурной политики в регионе должно

быть обеспечение сбалансированности финансовой системы, спроса и предложения на рынках инвестиций

и сбережений, труда, мощностей производства и суммарного спроса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Королев Ю.Б. Сущность управления// Управление в АПК. М.: Колос, 2002. С. 5.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Перевод с английского В. Б. Боброва / Общая ред. Е.М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993.

3. Курбатов Ю.А. Передовой опыт в агропромышленной экономике // Экономика, управление АПК. М., 2001. №4.

4. Львов Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2001, С. 409-410.

5. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России XX век, М., 2002.

6. Минаева Е.В. Методология управления аграрным сектором в США и Канаде // Актуальные проблемы модернизации подготовки экономистов международного профиля. Волгоград, 2002.

7. Рябушкин Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.