6. Петров Ю.П. Новые главы теории управления и компьютерных вычислений. СПб.: "БХВ-Петербург", 2004.
7. Труд и занятость в Ставропольском крае // Федеральная служба государственной статистики.
Территориальный орган по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2007.
8. Зайцева И.В., Тебуева Ф.Б., Коркмазова Ф.А.
Математическая модель и анализ устойчивости регионального рынка труда // Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2008. № 6.
Мисаков В.С., Галачиев О.Т., Шардан С.К.
государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального апк
Проводимые в России преобразования предусматривают коренное реформирование всего агропромышленного комплекса.
Затянувшийся переход к рыночной экономике показал, что подавляющее большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий не в состоянии самостоятельно справиться с новыми условиями по причине консервативности их систем управления. В то же время, распространенное представление об уменьшающейся роли административных методов управления и тенденции упрощения организационных структур оказались малообоснованными и не эффективными. Оно не учитывает взаимосвязанности элементов и свойств системы управления предприятием, сводится к отказу от серьезной, трудоемкой работы по последовательной радикальной перестройке организационного механизма.
Структура любой системы представляет собой совокупность ее элементов, связанных между собой устойчивыми связями и отношениями, благодаря которым образуется целое. Она обеспечивает композицию системы, отражает форму расположения элементов, определяя их роль, место и назначение, характер взаимодействия. В свою очередь, элементы системы состоят из частей, которые на определенном уровне рассмотрения также обладают всеми системными признаками [1].
Структуру экономики можно рассматривать как совокупность хозяйствующих субъектов и складывающихся между ними связей и отношений, которые образуют целостную экономическую систему. Анализ структуры экономики требует выделения каждой части как функционального элемента единой, сложной системы [4].
Структура является важнейшей организационной характеристикой системы, которая определяет ее устойчивость и стабильность. Разрыв систе-
мообразующих связей и отношений нарушает целостность и выводит систему из равновесия. Системообразующие связи структуры должны быть выраженными, а отношения - определенными. В противном случае формируются дисси-пативные структуры - структуры с ослабленными связями. Система с такой структурой не может функционировать нормально, в итоге возможно полное разрушение этой системы [3].
Структура экономики Кабардино-Балкарской республики складывалась исторически и является результатом целого ряда долговременно действующих факторов. Их воздействие приводит к изменениям структуры, которые оказывают влияние на разные стороны и свойства экономической системы. Эти изменения могут быть как однонаправленными, так и взаимопогашающимися и порождать неодинаковые по масштабам и характеру последствия в системе в целом. Для структуры экономики переходного периода характерными являются: неустойчивость, противоречивость характера развития, интенсивность структурных сдвигов, возрастание роли неэкономических (субъективных) факторов, усиление политической активности и т.д.
Анализируя типологию структуры экономики, различные авторы выделяют ее составные элементы: а) Воспроизводственная, отраслевая, иерархическая, технологическая, экономическая (структура собственности), стоимостная (б) Материально-вещественная, финансово-стоимостная, структура спроса, структура управления; в) Воспроизводственная, территориальная, отраслевая, организационно-экономическая, внешнеэкономическая; г) Воспроизводственная, отраслевая, территориальная, социально-экономическая, технологическая. Нами предложена модифицированная структура, рассматриваемая с
позиции восстановления и устойчивого развития депрессивного региона: воспроизводственная, отраслевая, территориальная, структура инвестиции, социальная.
С учетом влияния структурообразующих признаков мы выделяем те из них, которые оказывают прямое влияние на экономическую устойчивость региона: воспроизводственная, отраслевая, территориальная, структура инвестиций, социальная.
Рост ВРП в большей степени становится зависимым от качественного состояния воспроизводственной структуры, которая в свою очередь обусловливает дальнейшую динамику структурных сдвигов. Здесь важно соотношение между подразделениями общественного производства.
Отраслевая структура отражает состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отраслей и производств, а также степень дифференциации и специализации этих отраслей и специфику экономических взаимосвязей между ними, а также качественное состояние экономики. Этот вид структуры характеризует: уровень экономической самостоятельности (наличие отраслей, поставляющих орудия труда, топливо и сырье); уровень индустриального развития региона (удельный вес в промышленности отраслей, производящих средства производства); степень развития научно-технического прогресса (развитие машиностроения, приборостроения, электроэнергетики, химической промышленности и т.д.); уровень развития агропромышленного комплекса. К примеру, один и тот же объем продукции может быть произведен при разных отраслевых структурах.
Отраслевые структуры различают по степени вклада в общехозяйственную эффективность производства. При этом, как показывает опыт и анализ экономического развития, наибольшее влияние на эффективность производства оказывают в современных условиях сдвиги на уровне отраслей и подотраслей производства.
Можно выделить следующие типы отраслевых структур в региональных системах:
• с горизонтальными связями (производство преимущественно либо первичных, либо промежуточных, либо конечных видов продукции);
• с вертикальными связями (большинство звеньев представлено технологическими цепочками производства от первичных до конечных продуктов);
• со смешанными связями (имеются признаки как вертикальной, так и горизонтальной структуры связей);
• универсальные структуры (удовлетворение потребностей обеспечивается преимущественно за счет внутренних источников).
Структуризация экономики вызывает и изменение структуры инвестиций как средства обеспечения определенной производственной структуры.
Территориальная структура АПК обусловлена объективно протекающими процессами разделения труда и является результатом длительного исторического развития.
Социальная структура раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в экономические отношения и их взаимодействие. По вертикали уровнями структуры являются социальные группы и социальные слои населения. Эта структура может быть представлена в виде структуры занятости, дифференциации доходов различных групп населения, дифференциацией населения по денежному доходу, межотраслевой и селения по денежному доходу, межотраслевой и внутриотраслевой дифференциацией в уровнях оплате труда.
Таким образом, структура экономики АПК -это организационная характеристика экономической системы, представляющая собой совокупность устойчивых связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие этой системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.
Процесс формирования новых системных качеств структуры, либо их изменения представляет собой структуризацию системы, с помощью которой эта система достигает динамического равновесия. Структуризацию любой системы можно проводить двумя путями:
1) изменение структуры в рамках данного состава (реструктуризация) в форме реорганизации функциональных структур, пропорций, ликвидации действующих элементов или их частей, связей;
2) формирование структуры за пределами существующего состава в форме создания новых элементов, отношений, связей, изменения роли, значимости и режима элементов, связей, если это является целесообразным для функционирования системы.
Структуризация экономики есть совокупность развернутых во времени преобразований, касающихся количественных и качественных изменений элементов экономической системы и направленных на совершенствование форм и методов ее функционирования.
Целью структуризации экономики АПК региона является достижение такого соотношения между элементами региональной экономической системы, при котором в экономику закладываются долговременные стимулы развития, обеспечивающие наилучшие темпы экономического роста и устойчивые позиции региона на рынке, а также социальное оздоровление и социальную защиту населения.
На переходном этапе цель носит более конкретный характер:
- создание адаптированной структуры экономики АПК региона с учетом его специфичности, которая создает условия для максимального удовлетворения внутренних потребностей, формирования оптимальных пропорций производства, достижения роста валового регионального продукта (ВРП), увеличения производительности и рентабельности предприятий.
Задачами структуризации на региональном уровне являются: преодоление структурных деформаций; поддержка и стимулирование эффективных и конкурентоспособных предприятий; ликвидация или реорганизация устаревших, неэффективных элементов и связей; содействие развитию рыночной инфраструктуры; ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям путем внедрения рыночных норм поведения; определение конкретных инвестиционных приоритетов и осуществление "точечного инвестирования"; создание благоприятного инвестиционного климата; проведение постоянного мониторинга финансового положения региона и др.
Приоритетные направления структуризации экономики АПК могут быть определены в зависимости от того, какой концептуально видится структура экономики. Однако, неправильный выбор направления структурных преобразований проявятся не сразу. Затраты, направленные на формирование новой структуры, могут стать не только прямыми потерями, но и способны подорвать стратегический потенциал аграрного сектора региональной экономики. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо строгое обоснование структурной политики - выбора стратегии структуризации, путей ее реализации и оценки результатов.
Особенность современной ситуации разработки структурной политики с точки зрения обеспечения устойчивого развития состоит в том, что она должна реализовываться с помощью системы инструментов, большинство которых ориентировано на регулирование развития не отдельных
отраслей экономики АПК, а функциональных аспектов воспроизводства.
Прежде всего, это финансовая политика (налоговая политика, политика бюджетных расходов, кредитно-денежная политика, которые включают множество более частных "финансовых" политик), а также политика институциональных (организационно-хозяйственных) преобразований.
Принципиальной особенностью структурной политики действующей до сих пор является ее вторичный характер, поскольку она оказывалась следствием действий, предпринимаемых для решения других задач социально-экономического развития. Это пассивная структурная политика, характерная для ситуации превалирования локальных целевых установок и критериев качества принимаемых решений Она была свойственна начальному периоду реформ.
Принципиальной альтернативой ей является активная структурная политика, способствующая обеспечению устойчивого экономического роста. Проблемы структурно-технологических преобразований экономики АПК должны быть включены в исходный проблемный контекст разработки стратегии реформ. В этом случае, речь должна идти об активной, имеющей явные целевые ориентиры, структурной политике, специфические цели которой должны учитываться при разработке интегрированной социально-экономической политики региона как согласованной системы инструментальных (функциональных) политик, настроенных на решение актуальных воспроизводственных проблем.
Естественной основой активной структурной политики является наличие относительно свободных ресурсов развития и эффективная система управления их использованием в регионе. В настоящее время реализация такого подхода на примере Кабардино-Балкарской республики затруднена в силу крайней ограниченности финансовых, материальных и организационных ресурсов, которыми может распоряжаться руководство региона для осуществления целенаправленных изменений в производственно-технологической структуре экономики. При недостатке ресурсов, которые необходимы для осуществления активной структурной политики, можно, тем не менее, ставить вопрос о том, чтобы в процессе разработки и реализации финансовой политики и институциональных преобразований принимались во внимание необходимые целевые последствия, а именно обеспечение устойчивости экономики региона.
Особой задачей является оценка ресурсных возможностей АПК региона применительно к реализации различных вариантов экономической политики и различным наборам инструментов регулирования воспроизводственных процессов.
В современной кризисной ситуации обострилась проблема неадекватности масштаба ресурсов, которые можно выделить на реализацию экономической политики, масштабу накопленных воспроизводственных проблем. Следовательно, необходимо определить этапы экономической стратегии, которым соответствуют различные практически реализуемые приоритеты и наборы проблем, для решения которых имеются необходимые и достаточные предпосылки.
В связи с этим следует приспособить систему управления к ситуации, когда ресурсы несбалан-сированы с целями устойчивого развития.
На наш взгляд, в этих условиях государственное регулирование должно руководствоваться определенными, вполне конкретными принципами разработки и реализации структурной политики в регионе. К подобным принципам академик Д.С. Львов [2] относит следующие:
1. Необходимость учета особенностей текущей воспроизводственной ситуации в отдельных отраслях экономики и роли отдельных отраслей в обеспечении экономического развития в перспективе.
2. Необходимость критического анализа мер отраслевого уровня в процессе синтетических,
обобщающих построений.
3. При разработке структурной политики необходимо проводить как отраслевой, так и межотраслевой анализ "выгоды — потери".
4. Необходимость поиска эффективного компромисса интереса или справедливого распределения экономической нагрузки.
5. Выводы об экономическом состоянии предприятий должны быть скорректированы с учетом содержания проводимой в регионе экономической политики.
6. При определении экономической эффективности необходимо исходить не из ее абстрактного определения, а из возможности оценки приемлемого уровня эффективности в данной воспроизводственной ситуации.
Рассматривая сложившуюся к настоящему времени экономическую структуру Кабардино-Балкарской республики можно дать следующую характеристику.
Структура ВРП региона показывает устойчивую тенденцию к доминированию сектора услуг. Это связано как с реальным ростом объема платных услуг, так и увеличением объема нерыночных услуг (образование, здравоохранение, культура и т. д.). Последние - существенно увеличивают нагрузку на бюджет.
Рассматривая отраслевую структуру производства ВРП (табл. 1), можно сделать вывод, что его основная часть в реальном секторе производится в сельском хозяйстве, промышленности,
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели развития региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Валовой региональный продукт, млрд. руб. 14,1 19,4 22,7 25,9 29,0 36,8 39,7
Объем промышленного производства млн. руб. 2011,1 3698 6412 8655,2 8749 8916 9112
- в % к соответ. периоду прошлого года 149 184 173 134 101 105 102
Объем производства продукции сельского хозяйства, млн.руб. 8127,4 10480,2 11805,2 13148,2 14842,2 14705,1 15775,5
- в % к соответ. периоду прошлого года 126 129 113 111 113 99 107
Объем подрядных работ по договорам строительного подряда, млн.руб. 1440,0 1959,9 2420,5 2816,2 3200,7 3910,4 3259,6
- в % к соответ. периоду прошлого года 108,1 107,9 111,6 101,1 99,4 100,1 75,7
Объем услуг предприятий транспорта, млн.руб. 259,3 412,1 440,4 368,8 457,2 337,7 150,3
- в % к соответ. периоду прошлого года 128 159 107 84 124 74 45
Объем услуг связи, млн.руб. 241,9 309,4 432,9 539,3 941,2 1035,0 1984,3
- в % к соответ. периоду прошлого года 137 128 140 125 174 110 192
Окончание табл. 1
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 2403 3496,6 4659,2 5497,7 5509,3 5829,8 6192,3
- в % к соответ. периоду прошлого года (в сопоставимой оценке) 127 145 133 118 100 106 106
Финансовое положение предприятий и организаций
Сумма убытка, млн.руб. 1228,7 1326,1 1237,5 1126,4 1389,2 1748,1 1165,1
Кредиторская задолженность 84111,3 10816,5 12640,3 14026,0 14193,7 15638,5 15987,9
в том числе просроченная 788,8 428,0 483,7 277,6 755,7 337,1 699,9
Дебиторская задолженность 5322,1 7155,3 7533,8 7275,7 6774,8 8220,4 10133,8
в том числе просроченная 3444,7 4252,9 4290,5 4013,1 3846,3 3331,8 3592,0
Источник: Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик, 2007.
строительстве и торговле, при чем наблюдается определенный рост их доли в ВРП.
Устойчивой является региональная экономическая система, в которой сбалансированы основные воспроизводственные параметры. Поэтому основным направлением структурной политики в регионе должно быть обеспечение сбалансированности финансовой системы, спроса и предложения на рынках инвестиций и сбережений, труда, мощностей производства и суммарного спроса.
Формирование оптимального уровня и структуры основных производственных фондов всецело осуществляется за счет их воспроизводства. В этой связи принципиальное значение имеет оценка влияния фактического состояния основных фондов на развитие аграрного сектора экономики.
В наиболее общем виде характер состояния основных фондов находит свое выражение в значениях коэффициентов обновления, выбытия, прироста, годности.
Проанализируем данные показатели по сельскохозяйственным предприятиям Кабардино-Балкарской республики (табл. 2)
Показатели табл. 2 свидетельствуют о негативных процессах, происходящих в воспроизводстве основных фондов, а также о снижении на протяжении последних пяти лет возобновляемости фондов в сельскохозяйственных предприятиях Кабардино-Балкарской республики.
Хотя коэффициент обновления в 2006 году достиг 8,0; в свою очередь снижается и коэффициент выбытия .
Нормальный уровень функционирования сельскохозяйственного производства сопряжен с развитием мощностей перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Опыт работы агроформирований в условиях рынка свидетельствует; что потребность предприятий в сельскохозяйственном сырье нужного качества может быть удовлетворена только при прямых связях между перерабатывающими пред-
Таблица 2
Воспроизводство основных производственных фондов в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской республики
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Коэффициент обновления 2,5 2,8 5,5 6,4 7,5 6,3 8,0
Коэффициент выбытия 1,2 1,2 2,2 1,0 1,0 1,1 0,9
Коэффициент роста 1,1 0,97 0,95 0,94 0,93 0,92 0,90
Коэффициент прироста 12,1 -2,9 -5,2 -5,6 7,3 7,2 7,1
Коэффициент годности 94,3 97,7 95,2 96,0 94,0 92,0 91,0
Отношение коэффициента обновления к коэффициенту выбытия 1,19 2,3 2,5 6,4 7,5 5,7 8,8
Источник: Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик, 2007.
приятиями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Эта связь предполагает создание кооперативов, в задачи которых будут входить производство сырья, его заготовка, транспортировка, хранение, переработка и реализация готовой продукции. Пример работы такого рода кооперативов уже есть, они успешно функционируют на базе ОАО "Прохладненский молочный завод" (КБР). В перерабатывающих предприятиях проводится работа по передаче контрольного пакета акций сельским товаропроизводителям в результате передано 13 контрольных пакетов, что ведет к взаимозависимости между производителями и переработчиками продукции.
Анализ результатов финансовой деятельности как в целом по финансам республики, так и по группам хозяйствующих субъектов, имеет решающее значение для создания предпосылок устойчивого развития Кабардино-Балкарской республики. Необходимо стремиться к расширению финансовой базы регионального бюджета, повышению эффективности налоговых сборов, размещению госзаказов, ужесточению контроля за выполнением инвестиционных программ, усилению финансового контроля за результатами хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики, повышению эффективности использования бюджетных средств и др.
Бюджет республики на протяжении последних двадцати лет формируется за счет неналоговых доходов - финансовой помощи федерального центра.
Дефицитность консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской республики приобрела острое значение практически с начала экономических реформ. Доходы бюджета возрастали, в основном в соответствии с инфляционными процессами. Собственные средства в доходах бюджета в настоящее время находятся на уровне 15 %, а главную часть доходов составляют трансферты из бюджета Российской Федерации. Удельный вес финансовой помощи федерального центра с некоторыми колебаниями постоянно возрастал. Критическое положение с бюджетом свидетельствует о крайней неустойчивости финансового положения республики в целом.
Центральное место в оздоровлении финансовых отношений и достижении их сбалансированности занимает формирование финансовых ресурсов предприятий АПК. Финансы предприятий являются первичными финансовыми институтами, именно в этом звене формируются основные финансовые ресурсы и здесь используется боль-
шая их часть. Анализ финансовой деятельности предприятий АПК показывает, что большинство из них испытывают нехватку оборотных средств. В связи с этим, в финансировании текущей деятельности кредиторская задолженность остается основным источником ее обеспечения. Во всех отраслях экономики КБР, привлеченный капитал в большей степени формируется за счет кредиторской задолженности (по всем предприятиям - на 80 %): в машиностроении - на 85 %; в пищевой промышленности - на 90 %; на транспорте и связи - на 90 %, в строительстве - на 85 %; в торговле и общественном питании - на 100 %. Удельный вес кредиторской задолженности в краткосрочных обязательствах предприятий на конец 2005 года составлял 80 %.
Большинство предприятий АПК на конец 2008 года имело превышение объема кредиторской задолженности над объемом дебиторской задолженности. Это показывает, что формирование расчетов предприятий обусловило чистое отвлечение денежных средств из производственного процесса. Таким образом, ограничиваются их возможности финансирования текущей деятельности, что существенно ухудшает финансовую устойчивость производства.
Позитивные изменения в динамике агропромышленного производства в 2008 году, были вызваны, главным образом, значительным увеличением совокупного спроса (за счет роста доходов населения и увеличения объемов федеральных трансфертов и субсидий, поступивших в республиканский бюджет).
В 2008 году экономическая конъюнктура в республике переходит в новое состояние. Увеличение объемов федеральных дотаций, выделяемых республике, приводит к росту бюджетных расходов и положительно влияет на динамику выпуска ряда отраслей АПК (прежде всего, пищевой перерабатывающей промышленности). Вместе с тем, в экономике АПК проявляются также и негативные тенденции: снижаются темпы роста доходов населения, происходит значительное увеличение тарифов на товары естественных монополий, накопленные инвестиционные ресурсы не обеспечивают обновление основных фондов предприятий. Факторы совокупного спроса и девальвации (импортозамещения) уступают место инфляционным факторам роста экономики. Превышение запланированных темпов инфляции при стабильном курсе национальной валюты повышает привлекательность импортных продовольственных товаров. Происходящее сближение цен
на товары импортного и внутреннего производства при сохраняющейся низкой конкурентоспособности товаров региональных производителей, однозначно приведет к спаду в отраслях АПК.
Циклическое развитие экономической системы предполагает переход от стадии спада к стабилизации и подъему, но затем опять наступает период спада. В качестве основных причин возможного спада агропромышленного производства в период 1995-2005 гг. могут выступить: уменьшение объемов федеральных дотаций, повышение темпов инфляции, кризис технологий и технических систем на предприятиях АПК, снижение платежеспособного спроса со стороны населения КБР.
В республике существенным фактором воспроизводственной неустойчивости является структурная несовместимость сельского хозяйства с рынком, в основе которой лежит ценовой диспаритет, привилегированное положение некоторых отраслей промышленности по сравнению с этим сектором экономики.
Таким образом, ясно, что при проведении структурной реформы экономики региона, нельзя обойтись без усиления государственного участия в разработке и реализации ее целей, задач и основных направлений. Учитывая неустойчивое состояние экономики, должны использоваться все методы государственного воздействия на структурные пропорции.
Проведение структурной политики в регионе должно базироваться на следующих концептуальных подходах.
1. Государством должна регулироваться структура ВРП, секторальная структура, макропропорции, а другие пропорции (мезо- и микропродуктовые) - выборочно. Предсказуемость развития и создание стимулов к росту производства должны получить преимущество. Увеличение загрузки мощностей, восстановление экономических свя-
зей должны предшествовать решению вопросов расширенного воспроизводства.
2. Государство должно выступать гарантом сохранения тех отраслей, которые обеспечивают экономические интересы региона. В этом случае с учетом ограниченности ресурсов необходим селективный подход. Целесообразно разработать критерии и оценки этого подхода, приоритетности, эффективности производства или убыточности при его свертывании, а также при объявлении предприятия банкротом. Государство должно поощрять слияния предприятий по вертикали, поскольку это обеспечивают эффективность работы распределительной экономической сети.
В дополнение к селективному подходу необходима программа общего выхода из кризиса. Этапы структурной перестройки АПК должны соответствовать целям и задачам общей программы развития республики. Надо переходить к стимулированию спроса, что должно оживить производство продовольственных товаров потребительского сектора и затем по технологической цепочке распространиться на все хозяйство. При этом должна действовать система выборочного протекционизма, с тем, чтобы повышением спроса воспользовались региональные производители.
3. Необходима разработка прогнозов и планов развития региона на 5-10 лет, где наряду с другими макропоказателями важное место занимали бы и структурные сдвиги. В этих планах должна быть дана модель структуры хозяйства, отвечающая принципам устойчивости и экономической безопасности. Подобная модель должна служить основой и при выборе критериев для оценки перспективности предприятий во время проведения оздоровления экономики региона. Необходимо разработать систему планирования и прогнозирования развития отраслей народного хозяйства в зависимости от степени важности данной отрасли для устойчивого развития региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабашкина А.М Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007. 480 с.
2. Львов Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 20-25.
3. Мисаков В.С., Уянаев Б.Б. Методологические
аспекты территориального экономического развития. Нальчик: ЗАО "Насып", 2008. 116 с.
4. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005. 727 с.
5. Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики) // Вопросы экономики. 2004. № 9.