Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРИТЕРИИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / FEMALE ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / GOVERNMENTAL SUPPORT / CRITERIA FOR FEMALE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В.

Развитие женского предпринимательства является одним из значимых направлений деятельности многих государств. Причина тому - стремление не только обеспечить гендерное равенство, но и увеличить ВВП за счет вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность. Эти обстоятельства обусловили необходимость постановки проблемы государственной поддержки женщин-предпринимательниц как субъектов малого и среднего бизнеса. Следуя мировым тенденциям, Россия делает первые шаги по выработке политики государственной поддержки данных субъектов; на уровне отдельных регионов РФ начинают внедряться ее отдельные формы. На основе анализа международного, зарубежного и национального законодательства в работе предложены критерии отнесения субъектов женского предпринимательства к субъектам малого и среднего бизнеса в целях выработки и проведения единообразной государственной политики по развитию и поддержке женского предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNMENTAL SUPPORT FOR FEMALE ENTREPRENEURSHIP

The development of the female entrepreneurship is one of the significant activities of many states. The reason for this is not only the desire to ensure gender equality but also to increase GDP through the involvement of women in entrepreneurial activities. These circumstances necessitated the formulation of the problem of the governmental support for women entrepreneurs as small and medium-sized businesses. Following global trends, Russia is taking the first steps to develop a policy of state support for these subjects; at the level of individual regions of the Russian Federation, separate forms of support for women entrepreneurs are being introduced. The aim of the research paper is to contribute to the establishment of a uniform governmental policy for the development and support of women’s entrepreneurship, including the criteria for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses. Methodology applied in the research paper is based on the analysis of international, foreign and national legislation; criteria are proposed for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses. The results of the research could serve as the basis of the governmental policy for the development and support of women’s entrepreneurship, including the criteria for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses and special forms of support of these subjects. The conclusions made by the authors could be used in law-making process and as a basis for a further research in the field of women entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Woman in Russian Society 2020. No. 4. P. 52—65 DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.5

Женщина в российском обществе 2020. № 4. С. 52—65 ББК 60.561.22

DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В. В. Кванина, Е. А. Громова, А. В. Спиридонова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, vv.kvanina@mail.ru

Развитие женского предпринимательства является одним из значимых направлений деятельности многих государств. Причина тому — стремление не только обеспечить гендерное равенство, но и увеличить ВВП за счет вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность. Эти обстоятельства обусловили необходимость постановки проблемы государственной поддержки женщин-предпринимательниц как субъектов малого и среднего бизнеса. Следуя мировым тенденциям, Россия делает первые шаги по выработке политики государственной поддержки данных субъектов; на уровне отдельных регионов РФ начинают внедряться ее отдельные формы. На основе анализа международного, зарубежного и национального законодательства в работе предложены критерии отнесения субъектов женского предпринимательства к субъектам малого и среднего бизнеса в целях выработки и проведения единообразной государственной политики по развитию и поддержке женского предпринимательства в России.

Ключевые слова: женское предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, критерии женского предпринимательства.

THE GOVERNMENTAL SUPPORT FOR FEMALE ENTREPRENEURSHIP

V. V. Kvanina, E. A. Gromova, A. V. Spiridonova

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation, vv.kvanina@mail.ru

The development of the female entrepreneurship is one of the significant activities of many states. The reason for this is not only the desire to ensure gender equality but also to increase GDP through the involvement of women in entrepreneurial activities. These circumstances necessitated the formulation of the problem of the governmental support for women

© Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В., 2020

entrepreneurs as small and medium-sized businesses. Following global trends, Russia is taking the first steps to develop a policy of state support for these subjects; at the level of individual regions of the Russian Federation, separate forms of support for women entrepreneurs are being introduced. The aim of the research paper is to contribute to the establishment of a uniform governmental policy for the development and support of women's entrepreneurship, including the criteria for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses. Methodology applied in the research paper is based on the analysis of international, foreign and national legislation; criteria are proposed for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses. The results of the research could serve as the basis of the governmental policy for the development and support of women's entrepreneurship, including the criteria for classifying women entrepreneurs as small and medium-sized businesses and special forms of support of these subjects. The conclusions made by the authors could be used in law-making process and as a basis for a further research in the field of women entrepreneurship.

Key words: female entrepreneurship, small and medium business, governmental support, criteria for female entrepreneurship.

Введение

Происходящие в России преобразования с начала 90-х гг. XX столетия по настоящее время привели к изменению роли женщин в национальной экономике. В массовом сознании они стали восприниматься не только как руководители организаций, но и как субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Подобное обращение женщин к независимому предпринимательству американские исследователи назвали «тихая революция в мировом масштабе» (см.: [Нурбекова, 2013: 1021).

В современной России причины прихода женщин в предпринимательство кроются не только в их желании быть уравненными в правах с мужчинами, но и в том, что в условиях финансово-экономических кризисов женщины, в силу неспособности многих мужчин «войти» в рыночные условия, были вынуждены брать на себя ответственность за семьи и заниматься приносящим доход бизнесом. Безусловно, наряду с данными причинами, имеются и другие. Например, желание социальной самореализации и достижения независимого положения, снижение уровня жизни, препятствия для успешной деятельности на прежнем месте работы [Ерохина, Панфилова, 2006: 12; Семенова, 2013: 33], чувство неудовлетворенности достигнутым, наличие собственных идей и невозможность их реализации в рамках существовавшей занятости [Нурбекова, 2013: 103; Уткина, 2017: 18].

Результаты исследований свидетельствуют о том, что основная сфера приложения труда женщин-предпринимательниц — это малый и средний бизнес. Всемирный банк на основе результатов анализа пришел к выводу, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40 % ВПП, то инвестиции в ее экономику не приводят к запланированному экономическому эффекту (см.: [Ильиных, 2015: 156]). В России малое и среднее предпринимательство (МСП) в структуре ВПП занимает всего около 20 %, поэтому женское предпринимательство, как представляется, выступает важным ресурсом для его развития.

Между тем на сегодняшний день доля женского предпринимательства в России относительно невелика: в соответствии с данными Минэкономразвития, 27 % предпринимателей — женщины [Воронина, 2016]; по другим экспертным оценкам, — 25—30 %, при этом большинство из них заняты малым бизнесом [Высоцкая, Чалова, 2013: 38]. В плане сравнения следует отметить, что в США в структуре малого бизнеса процент женщин-предпринимательниц составляет 99,9 [Ершова, Тарасенко, 2018: 34].

Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки государственной политики по поддержке женского предпринимательства. С юридической точки зрения категория «женское предпринимательство» выделяется с позиции предоставления субъектам женского предпринимательства преференций (а они предоставляются субъектам МСП).

В России государственная поддержка МСП осуществляется в рамках Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ (Закон № 209-ФЗ). Однако предусмотренные в нем формы поддержки не содержат целевой направленности на женское предпринимательство. Возникает закономерный вопрос, почему в рамках государственной поддержки предпринимательской деятельности в целом особой поддержки требует именно женское предпринимательство? Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, вытекает из той роли, которую женщина выполняет в обществе: она не только производит потомство, воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, но и одновременно занимается бизнесом, что требует неимоверной отдачи жизненных сил, времени и ресурсов.

Помимо социально-культурных и этических причин необходимости поддержки женщин-предпринимательниц, следует обозначить и причины экономического характера. Осуществляя предпринимательскую деятельность, женщины формируют «типично гендерные ниши» [Уткина, 2017: 17], не занятые мужчинами: они оказывают индивидуальные, социальные, образовательные услуги, услуги по чистке и уборке, услуги в области ухода за собой [Feit, 1998: 101]. Перечисленные сферы приносят небольшой, но стабильный доход и менее подвержены экономическим колебаниям, связанным, например, с экономическим кризисом.

Вопрос о поддержке женского предпринимательства активно обсуждается в литературе, при этом предлагаются разные направления такой поддержки. В частности, указывается на необходимость подготовки специального раздела федеральных и региональных программ поддержки МСП с учетом занятости в этой сфере женщин [Ерохина, Панфилова, 2006: 12]. Программы должны включать помощь в получении помещения, предоставление налоговых льгот, организацию обучения, финансовую поддержку и др. [Высоцкая, Чалова, 2013: 39; Ки-первар, Севелова, 2009: 98; Похвощев, Колесникова, 2015: 106].

Между тем в законодательстве не закреплены критерии, которые бы позволили идентифицировать женщин-предпринимательниц как потенциальных получателей государственной поддержки. На государственном уровне отсутствуют механизмы поддержки именно женского предпринимательства. В отечественной юридической науке данному вопросу также не уделяется достаточного внимания. В этой связи целью исследования стала разработка основ государственной политики по поддержке женского предпринимательства, включающая в себя

установление критериев отнесения субъектов женщин-предпринимательниц к субъектам МСП, а также поиск механизма финансирования женского предпринимательства.

Методология исследования представлена сравнительно-правовым анализом международных, зарубежных и отечественных нормативных правовых актов, посвященных поддержке женского предпринимательства. Анализ международного и зарубежного законодательства обусловлен тем, что в отдельных международных интеграционных объединениях и иностранных государствах накоплен значительный опыт по оказанию государственной поддержки женщинам-предпринимательницам, законодательно закреплены критерии отнесения таких женщин к получателям поддержки. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов предопределен необходимостью формирования единообразного подхода к государственной поддержке женского предпринимательства в России.

Поддержка женского предпринимательства на международном уровне

Поддержка женского предпринимательства — один из мировых социально-экономических трендов [Ung, 2016: 63; Ismail, 2014: 177]. ООН является пионером в данной сфере. Еще в 1995 г. в рамках Пекинской платформы действий, принятой Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, была подчеркнута необходимость активизации поддержки женщин-предпринимательниц, в том числе посредством обеспечения доступа к официальным финансовым инструментам, на рынки профессиональной подготовки [Доклад Четвертой Всемирной конференции... , 1995].

Значительная роль в реализации перечисленного возложена на Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию, которой разработана Программа по развитию предпринимательства и поощрению инвестиций (EDIP) в целях создания предприятий, возглавляемых женщинами. В рамках программы женщинам, управляющим предприятием, оказывается финансовая и консультационная поддержка. Данная программа успешно применяется с 2000 г. по настоящее время в 50 странах [Предпринимательская деятельность. , 2012].

В Европейском союзе женское предпринимательство также в фокусе внимания. По данным Еврокомиссии, несмотря на тот факт, что в странах ЕС численность женского населения (52 %) превышает численность мужского (48 %), на сегодняшний день только треть женщин занимается предпринимательской деятельностью [Women entrepreneus]. В этой связи ЕС реализует политику создания благоприятных условий для развития женского предпринимательства. Указанная политика осуществляется в двух направлениях: поддержка оказывается как женщинам-предпринимательницам в целом, так и предпринимательницам — субъектам МСП. Например, согласно акту Еврокомиссии ЕС № 15/2005, в рамках первого направления предусмотрены квоты на долю женщин в совете директоров публичных компаний. В рамках второго направления в Акте о малом бизнесе отмечается необходимость развития женского предпринимательства и его поддержки [«Think Small First». , 2008]. Так, в соответствии с программой «Инклюзивное предпринимательство в Европе» женщинам, осуществляющим

предпринимательскую деятельность индивидуально, равно как и в рамках юридического лица, предоставляется информационно-консультационная, образовательная и финансовая государственная поддержка [Inclusive Entrepreneurship Policy]. Планом по развитию предпринимательства до 2020 г. предусматривается создание трансграничных сетей женского предпринимательства [Entrepreneur-ship 2020 Action Plan]. В частности, в 2010 г. Европейской комиссией ЕС разработана Европейская сеть развития женского предпринимательства в целях создания благоприятной бизнес-среды для женщин [European Network...]. В 2016 г. запущен бизнес-портал «WeGATE» для женщин-предпринимательниц, осуществляющих деятельность в границах ЕС. Данный портал аккумулирует информацию об открытии собственного бизнеса, его развитии, успешных бизнес-практиках, тренировочных программах для женщин-предпринимательниц [Women Entrepreneurs Gate, 2016].

Поддержка женского предпринимательства

в отдельных зарубежных странах

Лидером в сфере оказания поддержки женщинам-предпринимательницам является США. В Конгрессе США еще в 70-х гг. XX столетия был создан Сектор женского малого бизнеса, по инициативе которого принят первый акт в сфере поддержки женщин-предпринимательниц — Закон о праве женщин на владение бизнесом (1988 г.). В 2017 г. Президент США подписал Акт о развитии женского предпринимательства в целях улучшения условий осуществления женщинами предпринимательской деятельности посредством разработки программ поддержки [Promoting Women in Entrepreneurship Act, 2017]. На сегодняшний день успешно реализованы Национальная программа предоставления займов женщинам-предпринимательницам, Программа обеспечения доступа женщин к капиталу и др. В рамках последней программы, например, предпринимательницам предоставляется финансовая поддержка в размере 500 долл. в месяц. Чтобы стать адресатом поддержки, женщина-предпринимательница должна пройти процедуру сертификации в целях легализации собственного статуса. Условиями получения такого сертификата являются: 1) гражданство США; 2) владение не менее чем 51 %-й долей бизнеса; 3) управление бизнесом и его контроль на постоянной основе [Women's Business.]. Как отмечают эксперты, эффективная политика США в сфере поддержки женского предпринимательства привела к росту доли женщин в малом бизнесе с 7 до 60 % [Информационный бюллетень, 2001].

Во Франции в 2003 г. был принят Закон Детрюиля о развитии предпринимательства, одной из целей которого явилось обеспечение условий развития женского предпринимательства [Fouquet, 2005: 23]. На его основе был утвержден План развития женского предпринимательства, согласно которому женщина-предприниматель вправе претендовать на поддержку со стороны государства при условиях наличия гражданства Франции и осуществления предпринимательской деятельности в ее границах [Entrepreneuriat des Femmes, 2013]. План развития женского предпринимательства предусматривает три формы государственной поддержки женщин, занимающихся бизнесом: информационную, консультационную (в том числе в форме менторства) и финансовую (займы на развитие бизнеса в размере до 45 тыс. евро).

В Германии разработаны разные виды программ поддержки женщин-предпринимательниц, в том числе субъектов МСП. Так, в рамках программы «Frauen Unternehmen» создана сеть «ролевых моделей» предпринимательниц [Frauen Unternehmen]. Программа EXIST направлена на оказание финансовой (грантовой) поддержки владелицам стартапов. При этом дополнительные выплаты в рамках программы осуществляются женщинам, имеющим детей. Более того, в Германии предусмотрены и специальные формы поддержки женщин-предпринимательниц. Например, женщина — гражданка Германии, занимающаяся предпринимательской деятельностью, вправе получить место в детском саду по достижении ребенком одного года (часть оплаты за пребывание субсидируется государством) [Supporting. , 2012].

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии при участии Совета по поддержке женского предпринимательства при Правительстве Великобритании осуществляется финансовая поддержка в виде займов в размере от 25 тыс. фунтов стерлингов. Получателем поддержки может стать женщина, имеющая гражданство Соединенного Королевства и планирующая осуществлять предпринимательскую деятельность в его границах [Start up loans].

Анализ международного и зарубежного законодательства о государственной поддержке женского предпринимательства позволил прийти к следующим выводам:

— гендерно-ориентированные программы поддержки женского предпринимательства являются мировой практикой;

— как правило, женщины-предпринимательницы получают государственную поддержку как субъекты МСП; в отдельных странах программы поддержки женского предпринимательства реализуются безотносительно его связи с данной категорией;

— условиями получения государственной поддержки женщинами-предпринимательницами являются: наличие гражданства государства, предоставляющего преференции; осуществление/планирование предпринимательской деятельности в границах государства, предоставляющего преференции;

— наряду с универсальными формами государственной поддержки женщин-предпринимательниц как субъектов МСП, в отдельных странах применяются ее специальные формы с учетом социальной роли женщин (предоставление мест в детских садах и т. п.).

Женское предпринимательство в России

В отличие от многих иностранных государств в нашей стране женскому предпринимательству не уделяется должного внимания. О недостаточности и невысокой эффективности мер государственной поддержки женского предпринимательства в России свидетельствуют данные исследования «Индекс Опоры RSBI», согласно которым только 7 % женщин получали субсидии и гранты для предпринимателей в течение последних пяти лет. Мала также доля предпринимательниц, участвующих в государственных закупках [Чего хотят женщины-предприниматели. , 2017]. В качестве политико-правовых причин,

препятствующих развитию женского бизнеса, по мнению исследователей, выступают: отсутствие необходимой законодательной базы, регламентирующей женский бизнес и его поддержку, отсутствие специализированных органов, деятельность которых была бы направлена на развитие женского предпринимательства.

В то же время женское предпринимательство все чаще становится объектом внимания со стороны государства в целом и субъектов РФ. Так, например, в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017—2022 гг. отмечается, что недостаточная поддержка женщин-предпринимательниц является ограничением для осуществления ими продуктивной экономической деятельности. Для более активного вовлечения женщин в экономическую деятельность в рамках стратегии разработано направление «Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния», реализация которого предполагает в числе прочего решение задачи по расширению возможностей занятости женщин в сфере МСП.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве одного из направлений предусмотрено создание дополнительных механизмов пропаганды и популяризации женского предпринимательства.

В рамках проекта Корпорации МСП «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается разработка специального финансового продукта для женщин-предпринимательниц, проведение информирования общественных объединений женщин об участии субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков [О решениях... , 2016].

В этих и других актах федерального уровня отсутствуют условия отнесения женщин-предпринимательниц к субъектам МСП. В то же время на региональном уровне такой опыт уже имеется. Однако анализ регионального законодательства, посвященного женскому предпринимательству, свидетельствует об отсутствии единообразия по данному вопросу.

Так, например, в программе правительства г. Санкт-Петербурга «Поддержка женского предпринимательства» под субъектами женского предпринимательства понимаются женщины — индивидуальные предпринимательницы, а также субъекты МСП, руководителями которых являются женщины, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в г. Санкт-Петербурге1.

В соответствии с подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016—2020 годы», субъект женского предпринимательства — это субъект МСП, в уставном капитале которого доля, принадлежащая женщинам, составляет не менее 51 % и руководителем которого является женщина [Территория развития.].

В Ульяновской области действует Программа финансовой поддержки женского предпринимательства (микрофинансирования). В ней женское предпринимательство рассматривается как предпринимательская деятельность, осуществляемая женщинами — руководительницами собственного бизнеса (общая доля в бизнесе не должна быть менее 51 %) и нацеленная на смягчение или решение

1 Администрация г. Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: https://www.gov.spb.ru (дата обращения: 17.02.2019).

социальных проблем, в том числе деятельность по предоставлению бытовых, образовательных, лечебно-оздоровительных услуг и др.2

Наряду с региональными актами, вопрос о критериях отнесения бизнеса к категории женского предпринимательства встречается и в иных документах. Например, в программе Корпорации МСП «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» под организациями женского предпринимательства понимаются юридические лица, являющиеся обществами с ограниченной ответственностью, при условии, что единоличным исполнительным органом такой организации выступает женщина — гражданка РФ и/или 50 %-я доля и более в уставном капитале организации принадлежит физическим лицам — женщинам, являющимся гражданками РФ, а также получившим нефинансовую поддержку со стороны Корпорации МСП в виде обучения по программам тренингов для субъектов МСП. Женщинами-предпринимательницами считаются женщины — гражданки РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, получившие нефинансовую поддержку со стороны Корпорации [Кредитование].

Исходя из анализа отдельных актов можно сделать вывод, что условиями получения государственной поддержки субъектами женского предпринимательства являются: 1) наличие у женщины, имеющей или не имеющий гражданство РФ, статуса индивидуального предпринимателя; 2) соответствие организаций МСП, руководители которых — женщины, требованиям наличия регистрации на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции; осуществления деятельности на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции; владения женщинами не менее чем 51 %-й долей (или 50 %-й) в уставном капитале такой организации; 3) социальная направленность женского предпринимательства.

Следует заметить, что согласно Закону № 209-ФЗ субъектами МСП являются хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, соответствующие общим и специальным критериям [Кванина, 2017].

На наш взгляд, для получения преференций субъекты женского предпринимательства должны отвечать общим и специальным критериям МСП, указанным в Законе № 209-ФЗ, например по численности занятых работников, по размеру дохода, полученного за календарный год и т. д. Вместе с тем для субъектов женского предпринимательства должны быть установлены дополнительные критерии, соответствие которым являлось бы необходимым условием получения мер государственной поддержки. Полагаем, что с учетом специфики организационно-правовой формы ведения предпринимательской деятельности субъекты женского предпринимательства должны быть подразделены на две основные группы:

1) женщины — индивидуальные предпринимательницы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, руководителями которых являются женщины.

Первая группа субъектов женского предпринимательства должна отвечать следующим дополнительным условиям: 1) наличие у женщины гражданства РФ;

2 Правительство Ульяновской области: официальный сайт. URL: http://ulgov.ru/ (дата обращения: 17.02.2019).

2) государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции;

3) осуществление ими предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции.

Вторая группа организаций, относящихся к субъектам женского предпринимательства, дополнительно должна отвечать требованию владения женщиной-руководителем не менее чем 51 %-й долей в уставном капитале такой организации.

Отнесение к субъектам женского предпринимательства организаций, возглавляемых женщинами, не являющимися собственниками долей в уставном капитале, было бы, на наш взгляд, ошибочным, поскольку закрепление такого критерия привело бы к появлению возможности приобретения искусственного статуса субъекта женского предпринимательства в целях получения государственной поддержки посредством формального назначения на должность руководителя организации женщины.

При определении категории «субъект женского предпринимательства» встает вопрос, должно ли при этом учитываться наличие детей, их количество, возраст, трудоспособность и т. д. Например, по итогам встречи Президента РФ с предпринимательницами в 2018 г. Правительству РФ было поручено проработать вопрос о дополнительных инструментах поддержки женщин-предпринимательниц, имеющих детей, в рамках поддержки субъектов МСП [Перечень поручений. , 2018].

На наш взгляд, наличие детей у женщины-руководительницы как один из критериев отнесения деятельности возглавляемой ею организации к женскому предпринимательству представляется необъективным в силу того, что преференции будут предоставляться организации в целом, а не женщине-матери. Если же речь идет об индивидуальной предпринимательнице, то наличие детей может служить дополнительным фактором для государственной поддержки таких субъектов.

Выводы

Проведенное исследование показало, что роль женщины в современном обществе стремительно меняется. В условиях интенсивного развития экономических отношений значимость деятельности женщин-предпринимательниц постоянно растет.

Именно поэтому оказание поддержки женщинам, стремящимся осуществлять предпринимательскую деятельность, является одной из важнейших и глобальных тенденций наших дней, что отражается в соответствующих положениях международного законодательства, а также законодательства отдельных зарубежных стран. В мировой практике широко представлены различные механизмы поддержки женского предпринимательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации государственная политика по поддержке женщин-предпринимательниц находится только в процессе формирования, о чем свидетельствует наличие значительного количества программных актов и документов. Несмотря на признание необходимости поддержки и развития женского предпринимательства, нет единообразного подхода к вопросу о критериях и условиях получения государственной поддержки

субъектами женского предпринимательства, что приводит к ее фактическому отсутствию. Полагаем, что основы государственной политики поддержки женского предпринимательства должны быть отражены в Законе № 209-ФЗ как системообразующем акте, посвященном поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Нормы данного закона о государственной поддержке субъектов МСП носят универсальный характер (распространяются на всех субъектов МСП, соответствующих определенным критериям). В то же время Закон № 209-ФЗ содержит положения о мерах поддержки субъектов МСП, реализующих отдельные виды предпринимательской деятельности (внешнеэкономическую, сельскохозяйственную, ремесленную), а также осуществляющих предпринимательство в образовательной сфере, сферах инноваций и промышленного производства. Исходя из этого структура Закона № 209-ФЗ вполне предоставляет возможность дополнить его статьей «Поддержка субъектов малого и среднего женского предпринимательства» .

При этом в Законе № 209-ФЗ необходимо закрепить дополнительные критерии отнесения субъектов женского предпринимательства к субъектам МСП, помимо общих критериев, которым должны отвечать все субъекты МСП (численность занятых работников, размер дохода, полученного за календарный год и др.). В качестве таковых следует признать наличие у субъекта женского предпринимательства гражданства РФ и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции; осуществление предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ, предоставляющего преференции. Юридические лица следует относить к субъектам женского предпринимательства в случае владения женщиной-руководительницей не менее чем 51 %-й долей в уставном капитале такой организации.

Помимо универсальных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных Законом № 209-ФЗ (финансовая, имущественная, информационная и др.), субъектам женского предпринимательства необходимо оказывать и иные меры поддержки, что обусловлено особой ролью женщин в обществе (воспитание детей и т. п.). Например, по аналогии с немецким опытом детям женщин-предпринимательниц должно предоставляться внеочередное место в детских садах.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего женского предпринимательства может осуществляться с применением следующего механизма финансирования. Из всего объема финансирования, выделяемого государством на оказание поддержки субъектам МСП, следует ежегодно выделять определенную сумму (квоту) на финансирование именно женского предпринимательства. Заметим, что на этом принципе основывается поддержка женского предпринимательства, например, в Республике Казахстан [О мерах по поддержке. , 2000].

Признание на законодательном уровне женщин-предпринимательниц как особой категории субъектов малого и среднего предпринимательства может стать необходимым условием стимулирования женщин к предпринимательской деятельности и их вовлечения в бизнес, а также одним из факторов обеспечения экономической стабильности и увеличения благосостояния не только семей, но и всего общества в целом.

Библиографический список

Воронина Ю. Бизнес идет на каблуках // Российская газета. 2016. 8 февраля.

Высоцкая М. И., Чалова А. И. Специфика развития женского предпринимательства в современной России // Российский академический журнал. 2013. № 3. С. 37—40.

Гавриловская С. В. Женское предпринимательство: стереотипы и эмпирические наблюдения // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 3. С. 169—173.

Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. 1995. URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/Beijing%20iull%20report%20R.pdf (дата обращения: 17.02.2019).

Ерохина Л. Д., Панфилова А. О. Барьеры развития женской предпринимательской деятельности в России // Теория и практика общественного развития. 2006. № 6. С. 10—13.

Ершова И. В., Тарасенко О. А. Малое и среднее предпринимательство: трансформация российской системы кредитования и микрофинансирования // Вестник Пермского университета. 2018. № 1. С. 99—123.

Ильиных С. А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 153—156.

Информационный бюллетень. URL: http: //www.owl.ru/win/infolist/2001/tonchu.htm/ (дата обращения: 17.02.2019).

Кванина В. В. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы права России и стран СНГ, 2017: материалы XV Международной научно-практической конференции. Челябинск: Цицеро, 2017. С. 269—274.

Кипервар Е. А., Севелова М. А. Женское предпринимательство: особенности и перспективы развития в регионах: (на примере Омской области) // Омский научный вестник. 2009. № 2. С. 96—99.

Кредитование // МСП Банк: официальный сайт. URL: https://www.mspbank.ru/credit/ women-entrepreneurship/ (дата обращения: 17.02.2019).

НурбековаЖ. А. Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2013. № 4. С. 101—106.

О мерах по поддержке женского предпринимательства: постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 г. № 1345. URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id= 1019664 (дата обращения: 17.02.2019).

О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 2 марта 2017 г. 2017. URL: http://government.ru/projects/selection/658/26614/ (дата обращения: 17.02.2019).

Перечень поручений по итогам встречи с женщинами-предпринимателями, прошедшей 7 марта 2018 г.: утв. Президентом РФ 11 апреля 2018 г. № Пр-613. Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

Похвощев В. А., Колесникова О. А. Развитие женского предпринимательства как фактор обеспечения эффективности занятости // Модернизация. Инновации. Развитие. 2015. № 1. С. 103—107.

Предпринимательская деятельность женщин — проблемы и решения в Европе и арабских странах / Международный форум ЮНИДО. 2012. URL: https://docplayer.ru/50747855-Mezhregionalnyy-forum-yunido-predprinimatelskaya-deyatelnost-zhenshchin-problemy-i-resheniya-v-evrope-i-arabskih-stranah.html (дата обращения: 17.02.2019).

Самедова Э. Р. Развитие женского предпринимательства в Азербайджане // Российское предпринимательство. 2017. № 9. С. 1491—1496.

Семенова Ю. А. О социальном механизме оптимизации женского предпринимательства // Известия Саратовского университета. 2013. № 1. С. 33—35.

Территория бизнеса: фонд развития предпринимательства Челябинской области. URL: https://xn--74-6kcdtbngab0dhyacwee4w.xn--p1ai/ (дата обращения: 17.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 17—28.

Чего хотят женщины-предприниматели в России / ООО «Эрнст энд Янг — оценка и предпринимательские услуги». 2017. URL: https://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/EY-women-entrepreneurship-rus/$FILE/EY-women-entrepreneurship-rus.pdf (дата обращения: 17.02.2019).

Entrepreneuriat des Femmes. 2013. URL: https://www.egalite-femmes-hommes.gouv.fr/ dossiers/egalite-professionnelle/entrepreneuriat-des-femmes/ (дата обращения: 17.02.2019).

Entrepreneurship 2020 Action Plan. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52012DC0795&from=EN (дата обращения: 17.02.2019).

European Network to Promote Women's Entrepreneurship. URL: https://wegate.eu/wes-reports#:~:text=WES%20is%20a%20European%20policy,women%20at%20the%20nat ional%20level (дата обращения: 17.02.2019).

Feit N. Women Entrepreneurs in Small and Medium Enterprises. New York: OECD, 1998. 262 p.

FouquetN. Women business leaders: the case in France // Travail, Genre et Sociétés. 2005. № 13. P. 123—129.

Frauen Unternehmen. URL: http://www.frauenunternehmen.de/ (дата обращения: 17.02.2019).

Inclusive Entrepreneurship Policy. URL: http://www.oecd.org/cfe/leed/inclusive-entrepreneurship.htm (дата обращения: 17.02.2019).

Ismail V. Y. The comparison of entrepreneurial competency in woman micro, small-, and medium-scale entrepreneurs // Procedia — Social and Behavioral Sciences: the 5th Indonesia International Conference on Innovation, Entrepreneurship, and Small Business. 2014. Vol. 115. P. 175—187.

Promoting Women in Entrepreneurship Act. 2017. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/255 (дата обращения: 17.02.2019).

Start up loans // British Busines Bank. URL: sttps://www.startuploans.co.uk/ (дата обращения: 17.02.2019).

Supporting Women Entrepreneurs in Germany / ОЕОТ. URL: http://www.oecd.org/ employment/leed/Rapid-policy-assessment-Germany-final.pdf (дата обращения: 17.02.2019).

"Think Small First": a "Small Business Act" for Europe. 2008. URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52008DC0394&from=EN (дата обращения: 17.02.2019).

Ung Y. Women as vector of social entrepreneurship // Annals of Tourism Research. 2016. № 60. P. 63—79.

Women entrepreneus // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/ promoting-entrepreneurship/we-work-for/women_en (дата обращения: 17.02.2019).

Women Entrepreneurs Gate. URL: https://www.wegate.eu (дата обращения: 17.02.2019).

Women's Business Enterprise National Council. URL: https://www.wbenc.org/certification/ (дата обращения: 17.02.2019).

References

Erokhina, L. D., Panfilova, A. O. (2006) Bar'ery razvitiia zhenskoi predprinimatel'skoi deiatel'nosti v Rossii [Barriers to the development of women's entrepreneurship in Russia], Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, no. 6, pp. 10—13.

Ershova, I. V., Tarasenko, O. A. (2018) Maloe i srednee predprinimatel'stvo: transformatsiia rossiïskoï sistemy kreditovaniia i mikrofinansirovaniia [Small and medium-sized businesses: transformation of the Russian credit and microfinance system], Vestnik Permskogo universiteta, no. 1, pp. 99—123.

Feit, N. (1998) Women Entrepreneurs in Small and Medium Enterprises, New York: OECD.

Fouquet, N. (2005) Women business leaders: the case in France, Travail, Genre et Sociétés, no. 13, pp. 123—129.

Gavrilovskaia, S. V. (2007) Zhenskoe predprinimatel'stvo: stereotipy i èmpiricheskie nabliudeniia [Women's entrepreneurship: stereotypes and empirical observations], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3, pp. 169—173.

Il'inykh, S. A. (2015) Predprinimatel'stvo v Rossii: analiz faktorov vliianiia [Entrepreneurship in Russia: an analysis of the factors of the impact], Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 2, pp. 153—156.

Ismail, V. Y. (2014) The comparison of entrepreneurial competency in woman micro, small-, and medium-scale entrepreneurs, Procedia — Social and Behavioral Sciences: the 5th Indonesia International Conference on Innovation, Entrepreneurship, and Small Business, vol. 115, pp. 175—187.

Kipervar, E. A., Sevelova, M. A. (2009) Zhenskoe predprinimatel'stvo: osobennosti i perspektivy razvitiia v regionakh: (Na primere Omskoi oblasti) [Women's entrepreneurship: features and prospects of development in the regions: (On the example of the Omsk region)], Omskii nauchnyi vestnik, no. 2, pp. 96—99.

Kvanina, V. V. (2017) Kriterii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Criteria for small and medium-sized businesses], in: Aktual 'nye problemy prava Rossii i stran SNG, 2017: Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Chelyabinsk: Tsitsero, pp. 269—274.

Nurbekova, Zh. A. (2013) Teoreticheskie predposylki sotsiologicheskogo analiza zhenskogo predprinimatel'stva [Theoretical background of the sociological analysis of women's entrepreneurship], Uchënye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4, pp. 101—106.

Pokhvoshchev, V. A., Kolesnikova, O. A. (2015) Razvitie zhenskogo predprinimatel'stva kak faktor obespecheniia èffektivnosti zaniatosti [Development of women's entrepreneurship as a factor of employment efficiency], Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie, no. 1, pp. 103—107.

Samedova, E. R. (2017) Razvitie zhenskogo predprinimatel'stva v Azerbaidzhane [Development of women's entrepreneurship in Azerbaijan], Rossiiskoe predprinimatel'stvo, no. 9, pp. 1491—1496.

Semenova, Iu. A. (2013) O sotsial'nom mekhanizme optimizatsii zhenskogo predprinimatel'stva [On the social mechanism for optimizing women's entrepreneurship], Izvestiia Saratovskogo universiteta, no. 1, pp. 33—35.

Ung, Y. (2016) Women as vector of social entrepreneurship, Annals of Tourism Research, no. 60, pp. 63—79.

Utkina, N. Iu. (2017) Ob"ektivnye i sub"ektivnye faktory razvitiia zhenskogo predprinimatel'stva v Rossii [Objective and subjective factors of women's entrepreneurship development in Russia], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 17—28.

Voronina, Iu. (2016) Biznes idet na kablukakh [Business is running on high heels], Rossiiskaia gazeta, 8 fevralia.

Vysotskaia, M. I., Chalova, A. I. (2013) Spetsifika razvitiia zhenskogo predprinimatel'stva v sovremennoi Rossii [Specifics of women's entrepreneurship development in modern Russia], Rossiiskiiakademicheskii zhurnal, no. 3, pp. 37—40.

Статья поступила 03.03.2020 г.

Информация об авторах /Information about the authors

Кванина Валентина Вячеславовна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, vv.kvanina@mail.ru (Dr. Sc. (Law), Professor, Head of the Department of Entrepreneurial, Competitive and Environmental Law, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation).

Громова Елизавета Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, elizaveta_86@mail.ru (Cand. Sc. (Law), Associate Professor at the Department of Entrepreneurial, Competitive and Environmental Law, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation).

Спиридонова Алёна Вячеславовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, avspiridonova@inbox.ru (Cand. Sc. (Law), Associate Professor at the Department of Entrepreneurial, Competitive and Environmental Law, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.