Научная статья на тему 'Предпринимательская активность женщин в современной экономике'

Предпринимательская активность женщин в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАННЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / EARLY ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / MOTIVATION / FORCED ENTREPRENEURS / VOLUNTARY ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С.

Исследуется проблема вовлеченности женщин в предпринимательство в современной России. Основное внимание уделяется комплексной оценке предпринимательской активности наших соотечественниц и анализу их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе изучения проблемы использовались результаты отчета по проекту глобального мониторинга предпринимательства, а также соответствующего национального отчета за 2016 г. Сделаны выводы о высоком уровне активности женщин и о преобладании среди них добровольных предпринимательниц. Приведены оценки численности женщин, включенных в бизнес. Показано, что в России соотношение женской и мужской предпринимательской активности на ранних стадиях создания бизнеса значительно выше аналогичного показателя в США и крупнейших странах Европейского союза. Приведены мероприятия по развитию женского предпринимательства в России на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF WOMEN IN THE MODERN ECONOMY

The problem of women’s involvement in entrepreneurship in modern Russia is investigated. The main attention is paid to a comprehensive assessment of the entrepreneurial activity of our compatriots and the analysis of their motivation when creating their own business. In the process of studying this problem, the author used the results of the report on the global entrepreneurship monitoring project, as well as the corresponding national report for 2016. Conclusions are drawn about the high level of women activity and the prevalence of voluntary entrepreneurs among women in comparison with those who do business out of necessity. Estimates of the women number included in business are given. It is shown that the ratio of female and male entrepreneurial activity in the early stages in Russia is much higher than in the USA and the largest economies of the European Union. Presented are the measures for the development of women’s entrepreneurship in Russia in the future.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская активность женщин в современной экономике»

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Woman in Russian Society

Женщина в российском обществе

2019. No. 1. P. 40—51 DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.4

2019. № 1. С. 40—51 ББК 60.561.2

DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.4

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ю. С. Пиньковецкая

Исследуется проблема вовлеченности женщин в предпринимательство в современной России. Основное внимание уделяется комплексной оценке предпринимательской активности наших соотечественниц и анализу их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе изучения проблемы использовались результаты отчета по проекту глобального мониторинга предпринимательства, а также соответствующего национального отчета за 2016 г. Сделаны выводы о высоком уровне активности женщин и о преобладании среди них добровольных предпринимательниц. Приведены оценки численности женщин, включенных в бизнес. Показано, что в России соотношение женской и мужской предпринимательской активности на ранних стадиях создания бизнеса значительно выше аналогичного показателя в США и крупнейших странах Европейского союза. Приведены мероприятия по развитию женского предпринимательства в России на перспективу.

Ключевые слова: женское предпринимательство, малый и средний бизнес, ранняя предпринимательская активность, мотивация, вынужденные предприниматели, добровольные предприниматели.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF WOMEN IN THE MODERN ECONOMY

Yu. S. Pinkovetskaya

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation, judy54@yandex.ru

The problem of women's involvement in entrepreneurship in modern Russia is investigated. The main attention is paid to a comprehensive assessment of the entrepreneurial activity of our compatriots and the analysis of their motivation when creating their own business. In the process of studying this problem, the author used the results of the report on the global entrepreneurship monitoring project, as well as the corresponding national report for 2016.

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия, judy54@yandex.ru

© Пиньковецкая Ю. С., 2019

Conclusions are drawn about the high level of women activity and the prevalence of voluntary entrepreneurs among women in comparison with those who do business out of necessity. Estimates of the women number included in business are given. It is shown that the ratio of female and male entrepreneurial activity in the early stages in Russia is much higher than in the USA and the largest economies of the European Union. Presented are the measures for the development of women's entrepreneurship in Russia in the future.

Key words: women's entrepreneurship, small and medium business, early entrepreneurial activity, motivation, forced entrepreneurs, voluntary entrepreneurs.

Введение

Предпринимательство получило развитие в Российской Федерации непосредственно после ее создания в 1992 г. Таким образом, к настоящему времени этот сектор национальной экономики существует в нашей стране немногим более 25 лет. Соответственно столько же лет и женскому предпринимательству в России. К сожалению, в первое десятилетие (до 2001 г. включительно) феномену женского предпринимательства в отечественных исследованиях оказывалось неоправданно мало внимания. Можно отметить ряд работ А. Е. Чириковой, среди которых наибольший интерес представляет монография [Чирикова, 1998]. В ней приведены интервью, которые дали автору женщины-предпринимательницы, работавшие в Москве и пяти российских регионах. В интервью были рассмотрены проблемы женского лидерства, включающие как теоретические подходы, так и эмпирические закономерности.

В период с 2002 г. по настоящее время вопросам женского предпринимательства в России исследователи стали уделять существенно больше внимания. Среди работ, опубликованных в эти годы, можно выделить следующие. В статье Л. Н. Старовой анализируются некоторые аспекты самозанятости женщин в торговле косметикой с использованием сетевого маркетинга [Старова, 2002]. В работе В. А. Морозова сделан вывод, что формирование сообщества женщин — владетельниц бизнеса на начальном этапе процесса трансформации государственных предприятий и организаций основывалось на инициативе части инженерно-технической интеллигенции [Морозов, 2003]. Обзор И. В. Долгоруковой и А. Н. Колесникова посвящен особенностям женского предпринимательства [Долгорукова, Колесников, 2004]. В статье З. А. Грицаюк показано, что при наличии дискриминации женщин на рынке труда большинство предпринимательниц не видят существенных проявлений недоверия к ним со стороны представителей власти и бизнесменов-мужчин [Грицаюк, 2006]. В работе Г. Х. Гильмановой основное внимание уделено развитию женского предпринимательства в условиях Башкортостана [Гильманова, 2007]. При этом делается вывод о том, что большинство женщин начинают свой бизнес от безысходности, поскольку не могут зарабатывать другим образом. Обращается внимание на противоречие между отраслевой структурой бизнеса (в которой преобладают торговля и операции с недвижимым имуществом) и базовым высшим педагогическим или другим социально-гуманитарным образованием женщин-предпринимательниц. Особенности предпринимательства в другом регионе

(Омская область) рассмотрены в работе Е. А. Кипервар и М. А. Севеловой [Кипервар, Севелова, 2009]. В статье указывается, что среди российских предпринимателей в нулевых годах женщины составляли от 25 до 30 %. Причем в женском бизнесе преобладали предприятия с малой численностью работников. Видами экономической деятельности, наиболее активно осваиваемыми женщинами, являлись розничная торговля, общественное питание, наука и здравоохранение. Анализ сил, противодействующих женскому предпринимательству, приведен в работе Л. В. Московцевой [Московцева, 2011]. В ней же указывается, что доля женщин в бизнесе в 1997 г. составляла 18 % от общего количества предпринимателей.

Ю. С. Семенова обращает внимание на то, что среди предпринимательниц преобладают женщины среднего и зрелого возраста с высшим специальным образованием (относящиеся к группе людей, подверженных потенциальному риску безработицы) [Семенова, 2013]. При этом проявлять инициативу и самостоятельную творческую активность решаются в основном те, кто имеют значительный опыт руководящей работы либо обладают не только высокой квалификацией, но и необходимыми материальными ресурсами и связями для основания и развития своего бизнеса. В статье М. А. Полутовой демонстрируются возможности развития женского предпринимательства в постиндустриальный период, когда преобладающим видом продукции становятся не товары, а услуги [Полутова, 2015]. Итоги интервью, проведенных А. Е. Колобовой, показали большое значение предпринимательской активности для женщин старшего и среднего возраста, которые занялись предпринимательством, имея альтернативой только безработицу [Колобова, 2016]. В своем исследовании Р. Р. Галлямов доказывает, что главными мотивами женщин при организации своего бизнеса являются потребность в самореализации и желание иметь высокие доходы [Гал-лямов, 2016]. По его мнению, они стремятся в первую очередь добиться успеха, независимости и высокого социального статуса. В статье Н. Ю. Уткиной сформулированы гендерные проблемы и социокультурные стереотипы современного предпринимательства, в том числе мешающие деловой активности женщин [Уткина, 2017]. Рассматривается особая роль семейного бизнеса в женском предпринимательстве .

В большинстве опубликованных работ была приведена информация о значительном преобладании среди владельцев предприятий мужчин и соответственно относительно низкой доле предпринимательниц-женщин в отечественной экономике. Мнения о мотивации предпринимательской активности женщин разделились. Ряд авторов считают основным мотивом безработицу, другие же говорят о преобладании стремления к самореализации и повышению своего социального статуса. Большее число научных исследований основывались на итогах локальных социологических опросов. Оценке показателей, характеризующих участие женщин в предпринимательском секторе национальной экономики, уделялось неоправданно мало внимания. Не собирались соответствующие данные и в процессе ежегодно проводимых официальных статистических наблюдений, посвященных развитию малого и среднего бизнеса в России.

Настоящая статья посвящена изучению проблемы вовлеченности женщин в предпринимательство в современной России. Основное внимание в ней уделяется

комплексной оценке предпринимательской активности женщин и анализу их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе изучения указанной проблемы автором использовались результаты отчета по проекту глобального мониторинга предпринимательства за 2016—2017 гг. [Global Entrepreneurship Monitor... , 2017], а также соответствующего национального отчета [Верховская и др., 2017]. Глобальный мониторинг предпринимательства является проектом по организации страновых исследований развития предпринимательства и предпринимательской активности. Указанный проект основывается на опросе взрослого трудоспособного населения (т. е. граждан в возрасте от 18 до 64 лет) с помощью специально разработанных анкет. Россия участвует в проекте с 2006 г.

Оценка предпринимательской активности женщин в России

В 2016 г. в процессе опроса взрослого трудоспособного населения были получены данные, которые характеризуют четыре основных индикатора предпринимательской активности женщин в России. Этими индикаторами являются уровень предпринимательской активности на ранних стадиях создания своего бизнеса, уровень активности устоявшихся предпринимателей, а также данные о мотивации ранних предпринимателей (удельные веса добровольных и вынужденных предпринимателей).

Уровень предпринимательской активности на стадиях становления бизнеса описывает удельный вес граждан, являющихся в момент проведения социологического опроса нарождающимися предпринимателями, которые вовлечены в создание своего бизнеса, или граждан, владеющих новым бизнесом менее 42 месяцев, в общей численности трудоспособного взрослого населения.

Уровень активности устоявшихся предпринимателей (называемый также уровнем зрелой предпринимательской активности) отражает удельный вес граждан, которые являются владельцами бизнеса, ведущими деятельность более 42 месяцев, в общей численности взрослого трудоспособного населения. Этот индикатор дает представление об устойчивости предпринимательского сектора национальной экономики. Именно устоявшиеся предприниматели обеспечивают стабильное производство продукции и оказание услуг, занятость населения, развитие инновационных продуктов и процессов.

Рассматривая мотивацию ранних предпринимателей, можно выделить их два основных типа. Первый тип — это добровольные предприниматели (предприниматели по возможности). К ним относятся взрослые трудоспособные граждане, которые используют открывающиеся возможности и стремятся получить преимущества от предпринимательской деятельности. К числу таких преимуществ относятся увеличение доходов от своего труда, получение независимости в деятельности, повышение социального статуса, возможность самореализации и творческой активности. Второй тип — это вынужденные предприниматели (предприниматели по необходимости). К ним относятся граждане, которые пытаются начать свой бизнес в связи с отсутствием других способов получения доходов. Мотивация предпринимателей влияет на предпринимательские устремления. Вынужденные предприниматели зачастую при появлении возможности

устроиться на наемную работу (с сопоставимым заработком) предпочтут перейти на нее. Соответственно бизнес, созданный такими предпринимателями, имеет низкую выживаемость. Краткосрочность деятельности приводит к меньшему желанию владельцев производить инвестиции в его развитие и рост. В этом заключается наиболее существенное различие между добровольными и вынужденными предпринимателями. Добровольные предприниматели все свои силы направляют на развитие и совершенствование бизнеса, получение от него максимального положительного эффекта. Данные проекта глобального мониторинга предпринимательства показывают, что добровольные предприниматели чаще осваивают новые рынки, создают инновационные продукты и услуги, планируют наращивание количества рабочих мест. В качестве индикаторов мотивации используются удельные веса добровольных и вынужденных предпринимателей в общей численности ранних предпринимателей.

Показатели, характеризующие предпринимательскую активность российских женщин в 2016 г., приведены в таблице 1. В ней же для сопоставления представлены соответствующие показатели по предпринимательской активности мужчин.

Таблица 1

Значения индикаторов, характеризующих предпринимательскую активность

в 2016 г., %

Индикатор Женщины Мужчины

Уровень предпринимательской активности на ранних стадиях создания бизнеса 5,7 6,9

Уровень активности устоявшихся предпринимателей 4,6 6,0

Удельный вес добровольных предпринимателей 63,1 69,2

Удельный вес вынужденных предпринимателей 31,7 29,6

В России уровень предпринимательской активности женщин — начинающих бизнесменок составлял в 2016 г. 5,7 %. Уровень активности устоявшихся предпринимательниц ниже — 4,6 %.

Представляет интерес сравнение предпринимательской активности женщин в 2016 г. с соответствующими показателями 2007 г., когда Федеральным законом от 24 июля были установлены институциональные основы малого и среднего предпринимательства в современной российской экономике [О развитии малого и среднего предпринимательства... , 2007]. Закон вступил в силу с 2008 г. В нем приведены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), определен порядок поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно в 2008 г. начался современный этап развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В 2007 г. уровень предпринимательской активности женщин на стадиях становления их бизнеса составлял всего 1,6 %, т. е. этот показатель за период 2008—2016 гг. вырос в 3,6 раза. Отмечается и существенное повышение уровня

активности устоявшихся предпринимательниц (в 2,7 раза). Относительно низкий уровень предпринимательской активности женщин — начинающих бизнесменок в предыдущие годы обусловил то, что в 2016 г. уровень активности ранних предпринимательниц превысил уровень активности устоявшихся предпринимательниц.

Исходя из официальных статистических данных о численности взрослого трудоспособного женского населения, которое в 2016 г. составляло 50,3 млн человек, можно оценить количество женщин, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. С учетом приведенной в таблице 1 информации, предположим, что предпринимательской активностью на ранних стадиях функционирования бизнеса было охвачено около 2,9 млн женщин, а количество устоявшихся предпринимательниц составило около 2,3 млн. Соответственно общее количество женщин, вовлеченных в предпринимательство, достигало в России в 2016 г. 5,2 млн человек.

Соотношение женской и мужской предпринимательской активности на стадиях становления бизнеса в 2016 г. составляло 0,83, т. е. на 10 ранних предпринимателей — мужчин приходилось 8,3 предпринимательниц-женщин. Несколько ниже значение аналогичного показателя активности у устоявшихся предпринимателей (0,77): на 10 зрелых предпринимателей — мужчин приходилось 7,7 предпринимательниц-женщин. Сложившиеся соотношения во многом связаны с образовательным уровнем предпринимателей. Необходимо отметить две разнонаправленные закономерности, которые характеризуют профессиональную подготовку российских женщин. Высшее образование (наиболее распространенное у предпринимателей) в 2015 г. имели 27,7 % женщин, что превышало аналогичное значение у мужчин (23,4 %) [Индикаторы образования... , 2017]. Вместе с тем, как указала в своей статье О. А. Хасбулатова, большинство женщин имеют высшее гуманитарное и экономическое образование. Это обусловливает определенные трудности при создании ими предприятий, имеющих техническую и технологическую направленность [Хасбулатова, 2016].

Доля женщин в общем количестве ранних предпринимателей в 2016 г. достигала 47 %, а количестве устоявшихся предпринимателей — 44 %. Наличие тенденции увеличения доли женщин в общем числе вовлеченных в предпринимательство подтверждает сопоставление этих показателей с данными, приведенными ранее в обзоре литературы по девяностым и нулевым годам.

Рассматривая мотивацию ранних предпринимателей, можно отметить некоторое отставание доли добровольных предпринимательниц (63,1 %) по сравнению с аналогичным показателем среди мужчин (69,2 %). Вместе с тем удельный вес вынужденных предпринимательниц (31,7 %) достаточно близок этому показателю среди мужчин (29,6 %). Количество вынужденных предпринимательниц, как показывает расчет, достигало в 2016 г. 0,9 млн человек. Сравнивая это значение с официальными данными по безработице среди женщин (1,9 млн) [Женщины и мужчины России. , 2016], можно сделать важный вывод, что почти половина безработных проявляли интерес к предпринимательству, в том числе на основе самозанятости. Существенную роль при этом сыграли программы, направленные на субсидирование занятости в регионах.

Сравнение уровней предпринимательской активности женщин в России и зарубежных странах

Большой интерес представляет сопоставление показателей ранней предпринимательской активности в России и ряде наиболее крупных экономик мира (табл. 2).

Таблица 2

Показатели ранней предпринимательской активности в 2016 г.

Страна Уровень ранней предпринимательской активности женщин, % Соотношение уровней ранней предпринимательской активности женщин и мужчин Удельный вес добровольных предпринимательниц, % Удельный вес вынужденных предпринимательниц, % Индекс мотивации

Россия 5,7 0,83 63,1 31,7 2,0

США 10,5 0,71 86,9 12,0 7,2

Англия 5,6 0,47 80,6 14,1 5,7

Германия 3,1 0,52 77,6 21,9 3,5

Франция 3,4 0,47 88,3 11,7 7,5

Италия 3,3 0,59 91,3 5,9 15,5

Китай 8,6 0,73 68,4 30,3 2,3

Индия 7,6 0,56 61,6 33,1 1,9

Бразилия 19,9 1,04 51,9 47,7 1,1

Сравнение данных, приведенных в таблице 2, показывает, что по уровню ранней предпринимательской активности женщин в 2016 г. Россия существенно превосходила такие европейские страны, как Германия, Италия, Франция. Вместе с тем значение этого показателя в Российской Федерации было немногим ниже его значения в таких странах, как Китай, Индия. Очень высокие показатели ранней предпринимательской активности отмечались в Бразилии и США.

Соотношение уровней ранней предпринимательской активности женщин и мужчин в России в 2016 г. было существенно выше, чем в абсолютном большинстве зарубежных стран, приведенных в таблице. При этом указанное соотношение в Италии, Франции, Германии, Англии и Индии почти в полтора раза меньше, чем в нашей стране. Только в Бразилии уровень ранней предпринимательской активности женщин превышает соответствующий показатель для мужчин.

В России удельный вес женщин, которые относятся к ранним добровольным предпринимательницам, был выше по сравнению с аналогичным показателем в таких странах, как Индия, Бразилия и Китай. В то же время в США, Италии, Англии, Германии, Франции он существенно выше, чем в России (на 14 п. п. и более). Соответственно в этих странах по сравнению с Россией значительно ниже уровень вынужденного предпринимательства.

В качестве одного из показателей, характеризующих предпринимательство, используется индекс мотивации (табл. 2). Он представляет собой соотношение значений добровольной и вынужденной предпринимательской активности

в стране. Большое значение этого соотношения характерно для Италии (15,5), что обусловлено такими факторами, как трудности карьерного роста женщин, имеющих высшее образование, а также наличие значительного количества вакантных наемных рабочих мест. Поэтому раннее предпринимательство в Италии характерно для женщин, стремящихся к нему на добровольной основе, в то время как те, кто нуждаются в трудоустройстве, имеют возможность заполнять вакантные рабочие места в экономике [Mari et al., 2014; Rinaldi, Tagliazucchi, 2017]. В экономически развитых странах указанное соотношение принимает значения от 3,5 до 7,5. В России, Индии и Китае соотношение добровольной и вынужденной предпринимательской активности женщин около 2. Существенно ниже оно в Бразилии (1,1). Это, как и высокий показатель уровня ранней предпринимательской активности женщин в Бразилии, на наш взгляд, обусловлено небольшим количеством вакансий для женщин в сфере наемного труда [The World Bank... , 2017].

Заключение

Проведенный анализ уровня женской предпринимательской активности позволил сделать следующие выводы:

— женское предпринимательство в России получило наибольшее развитие в последние десять лет;

— в 2016 г. уровень предпринимательской активности женщин на ранних стадиях создания бизнеса в России превышал аналогичные показатели в таких экономически развитых европейских странах, как Германия, Италия, Франция;

— доля женщин в общем количестве начинающих собственный бизнес достигала 47 %;

— общее количество женщин, вовлеченных в предпринимательство, достигало в России 5,2 млн человек;

— соотношение женской и мужской предпринимательской активности на стадиях становления бизнеса в России значительно выше аналогичных показателей по США и крупнейшим экономикам Европейского союза;

— добровольных предпринимательниц — женщин в 2016 г. было почти в два раза больше, чем вынужденных.

Дальнейшее развитие женского предпринимательства в нашей стране определятся двумя стратегическими документами, утвержденными Правительством РФ, — распоряжениями «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017—2022 годы».

Первая из стратегий предусматривает снижение административных барьеров, повышение доступности финансирования, оказание информационной, правовой, технологической и других видов поддержки, стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий [Стратегия развития. , 2016].

Вторая стратегия включает мероприятия по повышению предпринимательской активности женщин [Национальная стратегия. , 2018]:

— создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики;

— расширение возможностей женщин в сфере малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение участия женщин в развитии объектов инфраструктуры социального предпринимательства;

— профессиональное обучение и дополнительное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, женщин, нуждающихся в повышении квалификации и переподготовке в связи с необходимостью формирования актуальных компетенций и квалификаций, а также безработных женщин;

— создание и развитие поддержки самозанятости, в том числе на основе ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций и центров инноваций социальной сферы;

— создание специализированных форм грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности;

— проведение конкурсов деловых и социально активных женщин в субъектах России.

Реализация мероприятий должна объединить усилия федеральных, региональных органов власти, общественных организаций по созданию условий для обеспечения возможностей участия женщин в предпринимательской деятельности и решения задач увеличения доходов, обретения независимости, развития самореализации и творческой активности.

Библиографический список

Верховская О. Р., Александрова Е. А., Богатырева К. А., ДжелеповаМ. В., Шмелева Э. В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия, 2016—2017. СПб.: Высш. шк. менеджмента СПбГУ, 2017. 66 с.

Галлямов Р. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 3. С. 56—67.

Гильманова Г. X Региональные особенности развития женского предпринимательства в российском обществе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 9. С. 31—36.

Грицаюк З. А. Дискриминация женщин в реальном секторе экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2006. № 1. С. 161—170.

Долгорукова И. В., Колесников А. Н. Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе // Российское предпринимательство. 2004. № 3. С. 3—8.

Женщины и мужчины России, 2016: статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 208 с. URL: http:www.gks.ru/free_doc_2016/women16.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

Индикаторы образования, 2017: статистический сборник. М.: Высш. шк. экономики, 2017. 320 с.

Кипервар Е. А., СевеловаМ. А. Женское предпринимательство: особенности и перспективы развития в регионах: (на примере Омской области) // Омский научный вестник. 2009. № 2. С. 96—99.

Колобова А. Е. Женщины-предпринимательницы среднего и старшего возраста: штрихи к портрету // Женщина в российском обществе. 2016. № 1. С. 51—59.

Морозов В. А. С надеждой на женщин: женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2003. № 3. С. 3—10.

Московцева Л. В. Социально-экономические условия женского предпринимательства в российском малом и среднем бизнесе // Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 8. С. 12—14.

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017—2022 годы: распоряжение Правительства РФ от 14.03.2018 г. № 420-р. 2018. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_213740/ (дата обращения: 10.04.2018).

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. 2007. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 10.04.2018).

Полутова М. А. Специфика генезиса женского предпринимательства в постиндустриальный период // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12-4. С. 53—55.

Семенова Ю. А. О социальном механизме оптимизации женского предпринимательства // Известия Саратовского университета: новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2013. Т. 13, № 1. С. 33—35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старова Л. Н. Женщины и бизнес в XXI веке // Российское предпринимательство. 2002. № 3. С. 73—78.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.

Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 17—27.

Хасбулатова О. А. Гендерные аспекты развития STEM-образования в России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3. С. 3—15.

ЧириковаА. Е. Женщина во главе фирмы. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. 358 с.

Global Entrepreneurship Monitor 2016—2017: report. S. l.: Global Entrepreneurship Research Association, 2017. 180 p.

Mari M., Poggesi S., De Vita L. Italian women entrepreneurs: an empirical investigation // 28 Annual Conference of the British Academy of Management, September 9—11, 2014. Belfast: BAM, 2014. 31 p.

Rinaldi A., Tagliazucchi G. Women entrepreneurs in Italy: a prosopographic study // Transformation in Business and Society: a Historical Approach: European Business History Association 21 Annual Congress, 24 to 26 August 2017. Vienna: Vienna University of Economics and Business, 2017. 22 p.

The World Bank, 2017: Labor Force, Female (% of Total Labor Force). URL: https://data.worldbank. org/indicator/SL. TLF.TOTL .FE.Z S (дата обращения: 10.04.2018).

References

Chirikova, A. E. (1998) Zhenshchina vo glave firmy [Woman headed the firm], Moscow: Institut sotsiologii Rossiïskoï akademii nauk.

Dolgorukova, I. V., Kolesnikov, A. N. (2004) Vozmozhnost' samovyrazheniia zhenshchiny v malom biznese [The possibility of self-expression of women in small business], Rossiiskoepredprinimatel'stvo, no. 3, pp. 3—8.

Galliamov, R. R. (2016) Osobennosti zhenskogo predprinimatel'stva v sovremennoi Rossii [Female entrepreneurship features in modern Russia], Èkonomika i upravlenie: Nauch-no-prakticheskii zhurnal, no. 3, pp. 56—67.

Gil'manova, G. Kh. (2007) Regional'nye osobennosti razvitiia zhenskogo predprinimatel'stva v rossiiskom obshchestve [Regional peculiarities of the women's entrepreneurship development in Russian society], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 9, pp. 31—36.

Global Entrepreneurship Monitor 2016—2017 (2017), s. l.: Global Entrepreneurship Research Association.

Gritsaiuk, Z. A. (2006) Diskriminatsiia zhenshchin v real'nom sektore èkonomiki [Discrimination in the real sector of the economy], Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 161—170.

Indikatory obrazovaniia, 2017: Statisticheskii sbornik (2017) [Indicators of education: Statistics digest], Moscow: Vysshaia shkola èkonomiki.

Khasbulatova, O. A. (2016) Gendernye aspekty razvitiia STEM-obrazovaniia v Rossii [Gender aspects of STEM-education in Russia], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3, pp. 3—15.

Kipervar, E. A., Sevelova, M. A. (2009) Zhenskoe predprinimatel'stvo: osobennosti i perspek-tivy razvitiia v regionakh: (Na primere Omskoi oblasti) [Women's entrepreneurship: characteristics and prospects of development in the regions: (For example Omsk region)], Omskiinauchnyivestnik, no. 2, pp. 96—99.

Kolobova, A. E. (2016) Zhenshchiny-predprinimatel'nitsy srednego i starshego vozrasta: shtrikhi k portretu [Middle-aged and older business woman: strokes to the portrait], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 51—59.

Mari, M., Poggesi, S., De Vita, L. (2014) Italian women entrepreneurs: an empirical investigation, 28 Annual Conference of the British Academy of Management, September 9—11, 2014, Belfast: BAM.

Morozov, V. A. (2003) S nadezhdoi na zhenshchin: zhenskoe predprinimatel'stvo kak osnova razvitiia malogo biznesa [With hope for women: women's entrepreneurship as the basis for the development of small business], Rossiiskoe predprinimatel'stvo, no. 3, pp. 3—10.

Moskovtseva, L. V. (2011) Sotsial'no-èkonomicheskie usloviia zhenskogo predprinimatel'stva v rossiiskom malom i srednem biznese [Socio-economic conditions of women's entrepreneurship in Russia's small and medium business], Finansy. Èkonomika. Strategiia, no. 8, pp. 12—14.

Polutova, M. A. (2015) Spetsifika genezisa zhenskogo predprinimatel'stva v postindustrial'nyi period [Specificity of female entrepreneurship genesis in the postindustrial period], Fundamental'nye iprikladnye issledovaniia v sovremennom mire, no. 12-4, pp. 53—55.

Rinaldi, A., Tagliazucchi, G. (2017) Women entrepreneurs in Italy: a prosopographic study, Transformation in Business and Society: A Historical Approach: European Business History Association 21 Annual Congress, 24 to 26 August 2017, Vienna: Vienna University of Economics and Business.

Semenova, Iu. A. (2013) O sotsial'nom mekhanizme optimizatsii zhenskogo predprinimatel'stva [On social femal entrepreneurship optimization mechanism], Izvestiia Saratovs-kogo universiteta: Novaia seriia, seriia: Sotsiologiia. Politologiia, vol. 1, no. 13, pp. 33—35.

Starova, L. N. (2002) Zhenshchiny i biznes v XXI veke [Women and business in the twenty-first century], Russian entrepreneurship, no. 3, pp. 73—78.

The World Bank, 2017: Labor Force, Female (% of Total Labor Force) (2017), available from https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.TOTL.FE.ZS (accessed 10.04.2018).

Utkina, N. Iu. (2017) Ob"ektivnye i sub"ektivnye faktory razvitiia zhenskogo predprinimatel'stva v Rossii [Objective and subjective factors of women's entrepreneurship development in Russia], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 17—27.

Verkhovskaia, O. R., Aleksandrova, E. A., Bogatyreva, K. A., Dzhelepova, M. V., Shmeleva, È. V. (2017) Global'nyi monitoringpredprinmatel'stva: Rossiia, 2016—2017 [Global entrepreneurship monitoring: Russia, 2016—2017], St. Petersburg: Vysshaia shkola me-nedzhmenta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.

Zhenshchiny i muzhchiny Rossii, 2016: Statisticheskii sbornik (2016) [Women and men of Russia, 2016: Statistics digest], Moscow: Rosstat, available from http:www.gks.ru/ free_doc_2016/women16.pdf (accessed 10.04.2018).

Статья поступила 16.04.2018 г.

Информация об авторе / Information about the author

Пиньковецкая Юлия Семеновна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия, judy54@yandex.ru (Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor at the Department of Economic Analysis and State Management, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.