ду _P1S1.(l-cos2q>1)-pg.S0 .(l-cos2<p0) _
К.
об О
Л И
_ реак
К
обо
(24)
10. Приращение энергоубыточности потребленной оборудованием полной энергии за счет увеличения реактивной энер-
(ау :
потр
гии в системе:
_p1.S1.(l-cos2y1)-pg.S0 .(1-cos\„) _
natttn жж
потр
и
знО
АИ
_ реак
И
знО
(25)
11. Приращение энергоубыточности продаж (ДУпр) за счет повышения реактивной энергии в системе:
_p1.S1.(l-cos2q>1)-p0.S0 .(1-COS' Упр~ ОРа
Мреак ' ОР„
(26)
В формулах (1.37) - (1.39) уменьшаемое числителя больше вычитаемого и разница получается положительной, что отражает наличие убытка.
12. Энергобезубыточность (ДИреак= 0) - нет ни прибыли, ни убытка.
Литература:
1. Актуальность энергосбережения для предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /gisee.ru/bussiness/actual_articles/
2. Давыдянц Д.Е., Жидков В.Е. и др. Методика факторного анализа влияния коэффициента полезного действия на стоимость потребляемой энергии // KANT. - 2013. - №3 (9). - С. 114-118.
3. Коэффициент мощности (costp, косинус фи). Полная (кажущаяся), активная и реактивная мощность электродвигателя=электромотора и не только его. Коэффициент мощности для трехфазного электродвигателя [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dpva.info/Guide/ GuidePhysics/ElectricityAndMagnethism/Consepts AndFormulas/PowerFactorAndPowers/
4. Коэффициент полезного действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic. ru/dic. n sf/bse/99318.
ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF WOMEN: PROBLEMS AND WA YS OF THEIR SOLUTION
Demiroglu Niiara Bekmuhamedovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea
The article considers the component components of women's entrepreneurial activity in recent years. The main reasons for opening small and medium-sized businesses by women are summarized. There is also an emphasis on possible problems faced by women entrepreneurs. Ways of stimulating the development of women's entrepreneurship are suggested.
Keywords: female entrepreneurship; small business; female entrepreneurship index; entrepreneurial activity; business education.
УДК 334.012 ВАК РФ 08.00.05
©ДемироглуН.Б., 2020
ДЕМИРОГЛУ Нияра Бекмухамедовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым
ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье рассматриваются компонентные составляющие предпринимательской активности женщин за последние годы. Обобщены основные причины открытия малого и среднего бизнеса женщинами. Также сделан акцент на возможных проблемах, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели. Предложены пути стимулирования развития женского предпринимательства.
Ключевые слова: женское предпринимательство; малый бизнес; индекс женского предпринимательства; предпринимательская активность; бизнес-образование.
I
В современных экономических условиях малый бизнес является двигателем развития экономики высокоразвитых стран. Перспективы развития экономики зависят от решения проблем малого бизнеса и его развития. Малое предпринимательство относится к потенциально важнейшим факторам ускорения рыночных преобразований
и обеспечения социально-экономического развития современного российского общества.
Примерно до середины 1990-х годов женское предпринимательство в России практически не рассматривалось. Считалось, что настоящий бизнес - дело исключительно мужское. Однако женский потенциал недооценили. Как и то, что женщины всегда открыты новому, гораздо более адаптивны, могут работать в режиме многозадачности и менее склонны к риску. Развитие женского предпринимательства - мировой тренд и драйвер роста малого и среднего бизнеса. Данного утверждения также придерживается и Ю.С. Пиньковецкая, которая провела анализ предпринимательской активности женщин в России [4-6]. Н.Ю. Уткина обобщила объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России [9]. Историческим аспектам зарождения женского предпринимательства в России уделила внимание И.Р. Федоркова [10]. Опыт поддержки женского предпринимательства в европейских странах обобщила A.B. Орлова [3]. Проведенный анализ публикаций свидетельствует об актуальности поставленной проблемы и необходимости дальнейшего его изучения с точки зрения влияния женского предпринимательства на развитие малого и среднего бизнеса.
Цель исследования - обобщить основные проблемы предпринимательской активности женщин и пути их решения.
Около трети из 5,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства в России, по оценке Министерства экономического развития РФ, возглавляют женщины. Доля женского предпринимательства в сфере услуг - 58%, в торговле - 28%, меньше всего женщин в производстве - всего 14% [8]. Самые главные барьеры, по данным исследования Индекса женского предпринимательства (WBI - Women Business Index) НАФИ, - отсутствие финансовых возможностей, нехватка знаний и опыта ведения бизнеса, неуверенность в собственных силах [1]. Следует уделить особое внимание поддержке женского предпринимательства. Именно женщины могут стать точкой роста стабильного и надежного малого и среднего бизнеса.
Причины, которые побуждают женщин начать свое дело: финансовая независимость, изменение ситуаций вокруг, осуществление мечты.
Финансовая независимость. Большинство женщин идут в свой бизнес ради заработной
платы. Эту причину указали 92% опрошенных в рамках исследования НАФИ, которое уже пять лет отслеживает динамику и перспективы развития женского предпринимательства в России. При этом стимулом часто является сложная жизненная ситуация.
Изменение ситуаций вокруг. Начиная свой бизнес, женщины в последние годы все чаще выбирают социальное предпринимательство. Доля женщин в этой сфере в полтора раза выше, чем в классическом коммерческом бизнесе, подсчитали в "Опоре России" и НАФИ. Минэкономразвития с 201 3 года развивает программу инфраструктурной поддержки женщин-предпринимателей, для которых важен не только коммерческий успех, но и социальный эффект. Более 60% заявок на конкурс "Лучший социальный проект года", который министерство проводит совместно с РГСУ, поступает от предпринимательниц. Поданным Минэконом-г развития, благодаря запущенным женщинами проектам, создано более 2500 рабочих мест, из них почти 10% - это рабочие места для людей с ограниченными возможностями [8].
Самореализоваться и осуществить мечту. Многие женщины придумывают бизнес, оказавшись в отпуске по уходу за ребенком. Часто молодые мамы сталкиваются с нехваткой нишевых продуктов или сервисов, нередко от смены задач рождаются и новые идеи,хочется иной самореализации.
Однако, следует подчеркнуть и трудности, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели (рис. 1).
Женщинам, которые задумываются об открытии своего бизнеса, рекомендовано активно собирать информацию о программах поддержки малого и среднего бизнеса и, в частности, женщин-предпринимателей. Прежде всего, им необходимо обратиться в центр "Мой бизнес" в целях получения наиболее полной информации о предоставляемых мерах поддержки: консультации, образовательные программы, льготное финансирование, получение гарантий, участие в форумах и многое другое. Программ поддержки с каждым годом становится все больше, они есть у многих крупных банков. Всего партнерами Корпорации МСП, которая выступает в роли института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в России,являются 90 ведущих российских банков [7].
Индекс женского предпринимательства фиксирует, что женщины менее склонны к риску и более склонны работать в традиционных бизнес-моделях, прежде чем начать свое дело,
О си о си
I—
Q-<
=г со
сдмт С
S
51
хотели бы пройти программу обучения. Понимая эту особенность, в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" образовательные мероприятия по вопросам женского предпринимательства организуются в регионах и центрами "Мой бизнес" [7].
Проблемы женщин-предпринимателей
Борьба с социальными ожиданиями. Большинство не видят высокоэффективных руководителей-женщин. Работа с ограниченным финансированием. Как правило, женщины не преувеличивают прогноз и тем самым снижают уровень кредитования.
Общественное одобрение. Мнение родных и коллег иногда выступает барьером, который не позволяет раскрыть потенциал. Баланс между семейной жизнью и бизнесом. Собственный бизнес занимает больше времени, чем работа у работодателя.
Страх неудачи. Неуверенность в себе приводит к отказу в открытии своей бизнес-идеи. Снижение уровня своих заслуг. Часто в бизнесе женщина не уделяет должного внимания своим личным заслугам.
Рисунок 1 - Основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели в современном обществе
Минэкономразвития в 2019 году поддержало такие образовательные проекты, как акселератор "Женское предпринимательство", "Женский бизнес. Бизнес-девичник. Хочу, могу, делаю", "Академия женского бизнеса", "Женское дело", "Женское предпринимательство: как открыть и развить свое дело. Основы предпринимательской деятельности и бизнес планирования", "Мама-предприниматель", "Женское предпринимательство в современном обществе: особенности и перспективы" [8].
Доступ к информации о программах поддержки, в том числе к образовательным программам - базовые факторы развития женского предпринимательства. При этом доступность кредитных продуктов является важнейшим источником развития бизнеса, так как многие предприниматели отмечают проблемы с финансированием как основной барьер к старту бизнеса.
Индекс женской предпринимательской активности (У\/В1) демонстрирует устойчивость
на протяжении последних двух лет. В марте 2019 года его значение составило 69,4 п.п. (69,4 п.п. - в августе 2018 года). Об этом свидетельствуют результаты шестой волны исследования, проведенного совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства "Опора России" и Банком "Открытие". Оператором исследования выступает Аналитический центр НАФИ [1].
Индекс женской предпринимательской активности отражает деловую активность женщин стрех сторон. Первая составляющая - "Культура предпринимательства": она показывает отношение общества к женщинам-предпринимателям. Второй пункт - "Предпринимательская экосистема" -выражается в оценке условий ведения бизнеса: доступности финансирования, наличия необходимой инфраструктуры, возможностей для бизнес-образования и др. Третий компонент -"Личные качества"-учитывает такие факторы, как профессиональные навыки, семейная жизнь, хобби и пр.
По итогам шестой волны исследования два ком-понента У\1В\ оказались ниже значений прошлого года: незначительное падение показали подиндексы "Культура предпринимательства" (79,6 п.п., падение на 1,7 п.п.) и "Предпринимательская экосистема" (62,7 п.п., падение на 0,5 п.п.). При этом увеличился частный подиндекс "Личные качества" (78 п.п., рост на 3,3 п.п.) (рис. 2).
Рисунок 2 - Значение индекса женского предпринимательства в России, %*
* Составлен на основе [1].
Культура предпринимательства. Две трети женщин (66%) сказали, что рассматривают возможность открыть свой бизнес. При этом чаще других заняться предпринимательской деятельностью готовы женщины в возрасте от 25 до 34 лет (73%), а также женщины с высшим образованием (71%). Чаще всего женщины хотят открыть свое дело, чтобы достичь финансового благополучия, работать без начальника, свободно распоряжаться своим временем и иметь возможность самореализоваться. При этом опрошенные предпочтут отказаться от открытия бизнеса, если будут отсутствовать необходимые финансовые возможности для старта своего дела (88%) или текущая экономическая ситуация окажется нестабильной (76%). Кроме того, подавляющее большинство женщин, у которых нет своего дела (92%), положительно относятся к предпринимательницам, ведущим свой бизнес.
Предпринимательская экосистема.Жен\щ-ны-руководители предприятий сегмента МСБ оценивают доступность бизнес-образования выше среднего (частный индекс - 63,9 п.п.). Так, половина предпринимательниц за последние полгода получали дополнительные знания в сфере бизнеса. При этом 47% отметили доступность образовательных программ, еще 37% считают, что получить образование в будущем будет проще. Также женщины, ведущие предпринимательскую деятельность, высоко оценили доступность инфраструктуры для детей дошкольного возраста (частный индекс составил 61,1 п.п). У значительной доли предпринимательниц есть запрос на создание подобных площадок - так, каждая пятая опрошенная (19%), которая занимается своим делом, имеет детей дошкольного возраста. При этом большинство из них (80%) пользуются специализированной инфраструктурой (детскими садами, развивающими курсами). Кроме того, треть женщин-предпринимателей (34%) отметили, что в последнее время ситуация с доступностью инфраструктуры улучшилась. Еще треть (34%) надеются на положительные изменения в будущем.
Женщины, владеющие своим бизнесом, активно реализуют кадровую политику в своей организации (частный индекс оказался на уровне 56,9 п.п.). К примеру, каждая пятая женщина-предприниматель (17%) за последние полгода нанимала новых людей в свою компанию. Каждая третья (29%) повышала зарплату своим сотрудникам. Еще 16% планируют увеличить заработную плату персоналу в ближайшим будущем.
Женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по-разному оценивают прибыльность бизнеса (частный индекс -50,3 п.п.). У четверти предпринимательниц (23%) за последние полгода было зафиксировано увеличение оборота компании, равная доля опрошенных отметили, что оборот сократился или не изменился - 39% и 37%.
Доступность финансирования находится на низком уровне (частный индекс составил 42,8 п.п.). Около четверти женщин, ведущих предпринимательскую деятельность, использовали кредитные программы (24%). Такое же число опрошенных говорят, что финансирование им будет необходимо через какое-то время (27%). При этом половина предпринимательниц (50%) отметили, что получить займ было сложно. Только каждая пятая (20%) полагает, что в будущем привлечь финансирование окажется проще, треть (30%) думают, что еде-: лать это будет труднее, 41 % затруднились дать прогноз на ближайшее время.
Личные качества. Данный подиндекс оказался одним из самых высоких и составил 78 п.п. Женщины-предприниматели отметили улучшение профессиональных навыков (64%), а также позитивные изменения в личной и семейной жизни. Кроме того, больше половины ожидают улучшений в этих сферах в ближайшем будущем (67%).
Анализируя сложившуюся ситуацию, следует отметить о том, что один из ключевых барьеров, из-за которых женщины не идут в бизнес или не готовы его масштабировать, - это нехватка соответствующих знаний и навыков. Сегодня рынок бизнес-обучения активно развивается: наблюдается появление новых адресных образовательных программ, в том числе для женщин в декрете, с маленькими детьми. Эти программы носят как дистанционный, так и очный характер. Из результатов исследования видно, что за полгода каждая вторая женщина-предприниматель получала дополнительные знания в области ведения бизнеса. Эту работу нужно продолжать, подключая широкий круг источников информирования о таких образовательных возможностях.
Кроме этого, следует обеспечивать доступ к информации, финансам и рынкам сбыта. Всеми этими направлениями занимается Комитет по развитию женского предпринимательства "Опоры России", который ведет активную деятельность по развитию женского предпринимательства путем популяризации и внедрения эффективных механизмов поддержки, направленных на развитие действующих и создание
О си о си
I—
О-<
=г со
сдмт С Ё
53
новых проектов, реализуемых женщинами-предпринимателями [2].
Также следует выделить явные преимущества женского подхода к осуществлению бизнеса. Баланс. Женщина по своей природе стремится к балансу, в том числе и в работе. Она старается выбрать такой вид коммерческой деятельности, который позволит гармонично совмещать получение дохода и заботу о семье или хобби. Подвижность. Женщина, в отличие от мужчин, которые не способны быстро переключиться с одной задачи на другую и уж тем более делать десять дел сразу, умеет работать в режиме многозадачности. Энергия и бизнес. Для женщины важно эмоциональное состояние, поэтому она выбирает ту коммерческую деятельность, где сможет находить энергию для поддержания баланса. Социальная вовлеченность. Женщине важнее быть причастной к социальной сфере, где личное признание и одобрение важнее денежной составляющей. Она готова работать за меньшие деньги, но с большим удовольствием.
В заключение, проведенное исследование позволило обобщить основные причины развития женского предпринимательства. Кроме этого, при открытии малого бизнеса женщины чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как: борьба с социальными ожиданиями, общественное одобрение, страх неудачи, баланс между семейной жизнью и бизнесом, снижение уровня своих заслуг, работа с ограниченным финансирование.
Стимулировать развитие женского предпринимательства необходимо через: реализацию государственных программ обучения создания малых и средних предприятий, стимулирование инвестиций в социально значимые проекты, которые в большей степени инициированы женщинами-предпринимателями; внедрение налоговых льгот для женщин-предпринимателей в первые три года создания малого предприятия; систематизацию показателей, характеризующие деятельность субъектов женского предпринимательства; информирование о возможностях развития женского предпринимательства.
Проведенный анализ деловой активности женщин-предпринимателей показывает рост личных качеств за 2019 год по сравнению с 2018 годом, при снижении культуры предпринимательства и предпринимательской экосистемы. В целом следует подчеркнуть об активном развитии малого и среднего бизнеса женщинами-предпринимателями.
Литература:
1. Индекс женской предпринимательской активности. б волна Электронный ресурс - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/ (дата обращения: 06.02.2020).
2. Индекс предпринимательской активности женщин. Комитет по развития женского предпринимательства "ОПОРЫ РОССИИ" [электронный ресурс]. URL: womanopora.ru/proekty/ indeks-zhenskoj-predprinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/ (дата обращения: 07.02.2020).
3. Орлова A.B. Программы поддержки женского предпринимательства в ЕС: организационные основы //Экономика. Бизнес. Финансы. - 2019. -№ 6. -С. 10-15.
4. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательская активность женщин в современной экономике // Женщина в российском обществе. - 2019. - № 1. -С. 40-51.
5. Пиньковецкая Ю.С. Развитие женского предпринимательства в России: управленческий // Вопросы управления. - 2019. - № 2(38). - С. 122131.
6. Пиньковецкая Ю.С.Женская предпринимательская активность и ее отраслевая структура // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 4(64). - С. 126-137.
7. Портал бизнес-навигатора МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://smbn.ru (дата обращения: 05.02.2020).
8. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_ srednee_predprinimatelstvo_ijDodderzhka_individualncy_ predprinimatelskoy_iniciativy.html (дата обращения: 07.02.2020).
9. Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России//Женщина в российском обществе. - 2017. -№1.-С. 17-27.
Ю.Федоркова И.Р. К истории зарождения женского предпринимательства в России // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 3. - С. 216- 230.
THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MANAGEMENT STRUCTURES IN THE SERVICE SECTOR Dyshlovoy Igor Nickolaevich, DSc of Economics, Associate Professor, Professor of Department of Management, institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V. /. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea
Strenado Arthur Dmitrievich, head of Department, LLC "Novecento Co", Simferopol, Republic of Crimea