ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВЕНЧУРНООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
О.С. Скрипкина
Мировой опыт показывает, что эффективное функционирование венчурноориентированных предприятий без государственной поддержки практически невозможно. Существуют различные формы государственного содействия становлению и развитию венчурного бизнеса. В статье предлагается ряд направлений государственной поддержки развития венчурноориентированных предприятий России.
Ключевые слова: венчурноориентированное предприятие, венчурный бизнес.
Индустриально развитые страны рассматривают венчурный механизм в качестве важной составной части национальной инновационной системы и стремятся к его более широкому распространению в экономике.
Участие государства гарантирует в ряде случаев более благоприятные условия для реципиентов венчурного капитала. США и Великобритания, где подобная практика существует соответственно с конца 1970-х и начала 1980-х гг., не отказываются от различных программ государственного участия, даже несмотря на имевший место во второй половине 1990-х гг. бум частных венчурных инвестиций.
Европейский инвестиционный фонд, созданный в 1994 г. при финансовой поддержке Европейской комиссии, инвестирует в акции малых и средних западноевропейских предприятий, обладающих потенциалом высокого роста. Правительственные ссуды предоставляются зачастую на более привлекательных условиях по сравнению с частными кредитами [1].
Так, финансируемый правительством Дании фонд VaekstFonden не требует возмещения предоставляемых им займов в случае провала проектов малого бизнеса, рассчитанных на создание новых технологий. Действующая в Нидерландах схема Technical Development credits предусматривает предоставление малому бизнесу займов, которые также могут не возвращаться в случае технической или коммерческой неудачи. Шведский инвестиционный фонд ALMI Fo-retagspartner АВ, основным акционером которого является правительство, освобождает фирмы, получившие на 6-10 лет займы в целях обеспечения стартового капитала, от уплаты процентов первые два года и выплаты
самого долга по займу в течение первых четырех лет [2].
В Австралии создан Инвестиционный инновационный фонд в целях увеличения финансирования начинающих фирм, путем предоставления средств частным фондам [1].
Другой часто применяемой формой содействия развитию венчурного бизнеса являются различные схемы государственных гарантий инвестиций на случай неудачного завершения финансируемых проектов малого бизнеса. Соответствующая программа гарантированных займов, осуществляемая администрацией по делам малого бизнеса США, распространяется на 75 % суммы займа на создание новых фирм и развитие малых фирм с высоким потенциалом роста. В Канаде объем предоставляемых аналогичной программой гарантий достигает 90 %.
В Германии и Франции для предоставления гарантий займов создаются специальные финансовые институты. В этом случае государство выступает их крупным акционером или вторичным гарантом [2].
По мнению некоторых авторов, функционирование развитой венчурной системы -самоподдерживающийся процесс: средства, полученные от «выходов» из компаний, вкладываются в новые венчурные фонды, а новые старт-апы стремятся повторить успех состоявшихся компаний предыдущего цикла. Но если условий для привлечения большого объема инвестиций в старт-апы не существует, то задача первоначального запуска венчурной системы является весьма непростой: поскольку из-за высоких рисков финансирование должно получить сразу довольно большое число старт-апов, то она требует сразу значительных денежных средств.
Государственный интерес в появлении и развитии венчурного инвестирования состоит в том, что венчур эффективно поддерживает малый инновационный сектор, который может выдвигать из своих рядов компании такого класса, как Intel, Microsoft, Oracle. Google, и решает задачу внедрения новых технологий в производственный процесс, а переход к экономике, основанной на знаниях и интеллектуальном капитале, является одним из приоритетов.
Для запуска венчурной системы могут быть использованы механизмы государственно-частного партнерства. Их цель - появление прибыльного и самоподдерживающе-гося сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий.
Механизм государственно-частного
партнерства в венчурном бизнесе состоит в долевом участии государства в венчурных фондах напрямую или через посредничество «фонда фондов», а также в финансовом содействии частным венчурным фондам и инновационным компаниям. Кроме того, государству следует готовить компании для венчурных инвесторов, финансируя их на «посевной» стадии. И наконец, частично в ведении государства может находиться и создание некоторых элементов венчурной инфраструктуры: подготовка инновационных менеджеров, организация центров обучения предпринимателей венчурной культуре, проведение венчурных ярмарок - места встречи инвесторов и компаний, желающих привлечь средства.
Выделяют различные инструменты стимулирования венчурного инвестирования с участием государственных средств:
1. Венчурные фонды со 100 % участием государства.
2. Государственные «посевные» фонды, ориентированные на самую рискованную стадию бизнеса - seed.
3. Частно-государственные венчурные фонды, где участвует как государственный, так и частный капитал, управление осуществляется частными управляющими компаниями, а государство выступает в роли соинве-стора.
4. Государственный «фонд фондов» -агент государства при соинвестировании в государственно-частные фонды (доля «фонда
фондов» в венчурном фонде может составлять до 40-50 %).
5. Софинансирование инновационных компаний, привлекших частного венчурного инвестора (в виде грантов или возвратных средств).
6. Налоговые льготы на прибыль с капитала для венчурных инвесторов, а также благоприятный с налоговой точки зрения процесс вложения средств в инновационные компании [3].
В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы государственно-частного партнерства как:
- софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации);
- софинансирование ранних стадий коммерциализации;
- создание совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона).
Практика применения частно-государственных партнерств в ряде западноевропейских стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга [4].
Начиная с 1993 г., венчурная индустрия России долгое время развивалась сама по себе, без какого-либо активного вмешательства государства. Лишь к концу 1990-х гг. начался процесс формирования федеральной венчурной политики в России. Основными этапами этого процесса стали:
- создание Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ);
- формирование государственного «фонда фондов» ВИФ (Венчурный Инновационный Фонд), берущего на себя часть инвестиционных рисков;
- исследование вопроса об организационно-правовой форме регистрации венчурного фонда в России (что необходимо для во-
влечения бюджетных средств в фонд) и конкретные предложения в этой области;
- начало подготовки специалистов по венчурному предпринимательству;
- создание в 2005 г. пяти региональных государственно-частных венчурных фондов в виде ЗПИФ;
- начало работ по созданию нового «фонда фондов» Российской венчурной компании (РВК) и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ) в 2006 г.
Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ) появилась в 1997 г. и стала основной «профессиональной» ассоциацией венчурного капитала.
Первым, реально работающим механизмом государственной поддержки венчурного инвестирования, стал Российский «фонд фондов», Венчурный Инновационный Фонд (ВИФ), созданный по инициативе Министерства науки и технологий РФ в 2000 г. и зарегистрированный в Санкт-Петербурге. В рамках программы ВИФа предполагалось, что государственно-частные венчурные фонды будут регистрироваться в форме договоров простых товариществ.
Еще одним шагом на пути к созданию юридической базы для венчурного инвестирования стало постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. № 31/пс «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». В данном постановлении согласно классификации и терминологии предложенным специалистами ФКЦБ РФ, «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ) [3].
В России в 2004 г. были разработаны основные положения о развитии частно-государственных партнерств в научно-инновационной сфере. При этом приоритет был отдан уже реализуемым мегапроектам, развитию инфраструктуры национальной инновационной системы, а также урегулированию прав на результаты научно-технической деятельности. Намечена законодательная инициатива о разработке законодательных актов по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств феде-
рального бюджета, базируясь на принципе закрепления прав на эти результаты за организациями-исполнителями с одновременным формированием условий для коммерциализации [4].
Финансирование инновационных предприятий в рамках государственно-частного партнерства развивается Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаука). В 2002-2006 гг. Роснаукой выполнялась федеральная программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», в рамках которой было возможно получение бюджетных вложений в старт-ап на конкурсной основе. К конкурсу Роснаука привлекала профессиональных экспертов.
По условиям программы компания должна была завершить в течение года полный инновационный цикл от НИОКР до реализации наукоемкой продукции на рынке и обеспечить ускоренное развитие организации и доходность, привлекательную для венчурных инвесторов. В течение этого года требовалось провести аудит, юридически оформить права на интеллектуальную собственность, разработать бизнес-план для привлечения венчурных инвесторов, обеспечивающих финансирование завершающих стадий проекта.
Летом 2005 г. появился проект Министерства информационных технологий и связи РФ по созданию Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций (РИФИКТ). В 2006 г. проект создания РИФИКТ был принят Правительством РФ [3].
В настоящее время происходит использование еще одного из вышеупомянутых инструментов венчурного инвестирования с участием государственных средств.
Государство создало акционерное общество со стопроцентным государственным участием Российскую венчурную компанию (РВК). За счет ее средств, в свою очередь, формируются (капитализируются) отраслевые венчурные фонды, управляемые выбранными на конкурсной основе частными управляющими компаниями. Требования к ним следующие: наличие качественной инвестиционной стратегии, высокий профессионализм экспертов, от мнения которых будет зависеть принятие конкретного инвестиционного решения.
Данный механизм венчурного финансирования рассчитан на поддержку государством инновационных компаний на самой проблемной стадии инновационного процесса -между научными разработками и серийным производством. Она предполагает наиболее высокие риски для инвестора, которые он предпочел бы (как свидетельствует мировой опыт) разделить с государством. Чаще всего в подобных случаях государство принимает на себя половину рисков венчурного инвестирования, а прибыль достается частным венчурным инвесторам, что является важным элементом государственно-частного партнерства.
Каждый созданный венчурный фонд изначально будет располагать средствами в размере от 600 млн до 1,5 млрд. руб., при этом доля государства не превысит 49 % уставного капитала. Остальные средства в фонд будут предоставлять частные инвесторы, поскольку в своей деятельности он должен руководствоваться коммерческими интересами. Диверсификация портфелей инвестиций венчурных компаний позволяет этому механизму функционировать достаточно эффективно. Инвестиционный цикл работы венчурного фонда составит в среднем от трех до семи лет: как показывает мировой опыт, прибыльность таких фондов находится на уровне 30-40 %. Таким образом, формируется механизм, интегрирующий решение задач общего стимулирования инвестиционного процесса с его наполнением современными инновационными проектами.
На реализацию названного механизма поддержки инноваций в российской экономике из Инвестиционного фонда федерального бюджета РФ выделено 5 млрд руб. в 2006 г. и 10 млрд руб. - в 2007 г. В целом капитал Российской венчурной компании составит более 30 млрд. руб. Вливание столь значительных бюджетных средств в сферу финансирования частого бизнеса требует четкого соблюдения государственных интересов. Участие в совете директоров венчурных фондов государственных служащих гарантирует при принятии этими фондами инвестиционных решений максимальное соблюдение стратегических интересов страны. На основе такой формы государственночастного партнерства должен быть получен сбалансированный пакет управленческих
решений, когда ни одна из сторон (государство и частные инвесторы) не сможет осуществлять процесс инвестирования исключительно в своих интересах [5].
Вышеизложенное демонстрирует тот факт, что государственная поддержка российских венчурноориентированных предприятий, находящихся в стадии становления, является крайне необходимой. В данном случае под венчурноориетированными предприятиями подразумевается совокупность предприятий, деятельность которых сопряжена с высоким уровнем риска и направлена на разработку, апробацию, внедрение и использование высоких технологий при непосредственном участии венчурного капитала.
Мировой опыт показывает, что эффективное функционирование венчурноориентированных предприятий без государственной поддержки практически невозможно. Основными направлениями этой поддержки в России могут стать:
- создание режима наибольшего правового благоприятствования для активного развития венчурного бизнеса (упрощение процедуры регистрации венчурных фондов, четкое определение правового статуса создаваемых венчурных фондов);
- формирование венчурных фондов со 100 % государственным участием, ориентированных на самую рискованную стадию развития малой инновационной компании -seed;
- пересмотр системы налогообложения для предприятий венчурного бизнеса (ликвидация двойного налогообложения инвесторов, участвующих в создании венчурных фондов, разработка специальных налоговых режимов для малых инновационных предприятий);
- создание венчурной инфраструктуры (проведение венчурных ярмарок, подготовка кадров для работы в венчурном бизнесе, повышение информированности потенциальных инвесторов о возможности участия в венчурном проекте);
- увеличение количества региональных венчурных фондов;
- расширение числа отраслевых венчурных фондов;
- соинвестирование в компании, привлекшие в создание или развитие своего бизнеса средства частного венчурного фонда;
- реинвестирование средств в малую инновационную компанию, сумевшую за оговоренный период стать рентабельной;
- создание четкой и адекватной системы критериев отбора венчурных инновационных проектов, претендующих на государственную поддержку;
- предоставление государственных кредитов на льготных условиях малым инновационным компаниям, находящимся на стадиях seed и start-up, прошедшим предварительный отбор;
- увеличение качества и количества государственных программ, ориентированных на поддержку венчурноориентированных предприятий.
Резюмируя, следует сказать, что совершенствование механизмов развития венчурного бизнеса в нашей стране должно стать одним из приоритетов национальной инновационной политики, потому что именно венчурный бизнес является мощным рычагом, способным задействовать весь научный потенциал России и всю ее технологическую мощь.
Несомненным является и то, что государственная поддержка и государственное содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России, должны осуществляться на постоянной основе, но государство
не должно подменять собой рыночные механизмы.
1. Дробышевская Л.Н. Рынок рискового капитала: проблемы становления и развития в России // Финансы и кредит. 2005. № 1. С. 19-26.
2. Инновационный менеджмент: Концепции,
многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / под ред. В.М. Ань-шина, А.А. Дагаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
3. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М., 2007.
4. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. М., 2007.
5. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопр. экономики. 2007. № 5. С. 52-64.
Поступила в редакцию 19.02.2008 г.
Skripkina O.S. State support of Russian venture-orientated enterprises as new organizational-economic formations. Global experience shows that effective functioning of venture orientated enterprises without state support is practically impossible. There are various forms of state assistance to venture business becoming and development. In the article a number of directions of state support in development of the Russian venture-orientated enterprises are offered.
Key words: venture orientated enterprise, venture business.