Научная статья на тему 'Частно-государственное партнерство в сфере венчурного финансирования'

Частно-государственное партнерство в сфере венчурного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО (ЧГП) / VENTURE CAPITAL / INVESTMENT / INNOVATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симакова Мария Александровна

Представлены механизмы взаимодействия частного бизнеса и государства в сфере финансирования приоритетных наукоемких проектов. Подчеркнута необходимость государственного участия в формировании системы венчурного финансирования. Рассмотрена практика частно государственного партнерства в развитых странах и в России. Определены недостатки существующей системы поддержки инновационного бизнеса государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presented the mechanisms of interaction between private business and government in the sphere of the financing of priority high-technology projects. The article emphasized the necessity for government involvement in the formation of venture financing. The practice of public private partnerships in developed countries and in Russia are considered. Disadvantages of the existing system of support of innovative business state are identified.

Текст научной работы на тему «Частно-государственное партнерство в сфере венчурного финансирования»

предлагаемых банковских продуктов (услуг) и разработать предложения по его совершенствованию.

Литература

1. Багиев Г.Л., Алексеев А.А. Основы проведения маркетинговых исследований. http://marketing.spb.ru/read/m1/index.htm (Дата обращения: 25.04.2011).

2. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Эра услуг - требуются профессионалы // Бизнес-образование. 2002. № 2.

3. Новаторов Э. Методика оценки качества банковских услуг // Практический маркетинг. 2001. № 10.

4. Johnston R. The Zone of Tolerance: Exploring the Relationship Between Service Transactions and Satisfaction with Overall Service. // International Journal of Service Industry Management. Vol. 6. 1995. № 2.

5. Parasuraman A., Berry L.L., Zeithaml V.A. Conceptual Model of Service Quality and Its Implications for Future Research. // Journal of Marketing. Vol. 49, 1985.

УДК 334.723+336.02

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ВЕНЧУРНОГО

ФИНАНСИРОВАНИЯ Симакова Мария Александровна, аспирант экономического факультета, [email protected], Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, г. Чебоксары.

The author presented the mechanisms of interaction between private business and government in the sphere of the financing of priority high-technology projects. The article emphasized the necessity for government involvement in the formation of venture financing. The practice of public - private partnerships in developed countries and in Russia are considered. Disadvantages of the existing system of support of innovative business state are identified.

Представлены механизмы взаимодействия частного бизнеса и государства в сфере финансирования приоритетных наукоемких проектов. Подчеркнута необходимость государственного участия в формировании системы венчурного финансирования. Рассмотрена практика частно - государственного партнерства в развитых странах и в России. Определены недостатки существующей системы поддержки инновационного бизнеса государством.

Keywords: venture capital, investment, innovation, public-private partnerships

Ключевые слова: венчурный, инвестирование, инновация, частно-государственное партнерство (ЧГП)

Модернизация российской экономики, обновление технической и технологической базы производства являются приоритетными задачи страны, обусловленными характером и темпами развития мирового экономического сообщества. При этом переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и формирование нового механизма социального развития требует решения вопроса инвестирования в инновационные проекты. Масштабное внедрение современных технологий и повышение конкурентоспособности промышленности невозможны без соответствующей инвестиционной, денежно-кредитной политики государства и поддержки финансовых институтов, в том числе инвестиционных компаний.

Таким образом, в рамках решения стратегических задач развития российской экономики, перед государством особенно остро стоит вопрос развития финансовой системы страны, способной обеспечить необходимый приток инвестиций в приоритетные отрасли. В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах был сформулирован один из приоритетов бюджетных расходов - поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности [1].

Как известно, в развитых странах для финансирования инновационных проектов успешно используется механизм венчурного инвестирования, или прямого инвестирования в капитал быстрорастущих инновационных предприятий с максимально высокой степенью риска. Более того, в западных странах создана эффективная система венчурного финансирования, которая регулирует спрос и предложение на рынке венчурного капитала и обеспечивает его инфраструктуру.

В нашей стране рынок венчурных инвестиций, несмотря на активное развитие в последние годы, находится на начальной стадии развития. Косвенным подтверждением этому является то, что сегодня инновационная продукция составляет лишь 5,5% в общем объеме промышленного производства страны [8, с. 95].

Венчурная система развитых стран представляет собой замкнутый цикл: средства, полученные от «выходов» из проинвестированных компаний, вкладываются в новые венчурные фонды, а компании-претенденты на инвестиции стремятся повторить успех состоявшихся компаний предыдущего цикла. Для такого рынка характерны избыток

финансовых ресурсов и острая конкуренция между венчурными фондами за потенциально прибыльные проекты.

Если условий для привлечения большого объема инвестиций в старт-апы не существует, то задача первоначального запуска венчурной системы является непростой: поскольку из-за высоких рисков финансирование должно получить одновременно довольно большое число проектов, требуется сразу значительные финансовые вложения [3, с. 141].

Очевидно, что без участия государственных финансов система венчурного инвестирования не достигнет необходимого уровня развития в достаточно сжатые сроки, как того требуют современные экономические реалии.

Основаниями для вмешательства государства в финансирование инновационной деятельности являются следующие структурные недостатки, присущие национальной инновационной системе [4, с. 15]:

1) инновационной деятельностью, как правило, занимаются лишь несколько крупных отечественных предприятий, инвестирующих в такую деятельность довольно значительную часть своих доходов. Так, доля компаний с числом занятых свыше 500 человек в общем объеме произведенной инновационной продукции равна 94,7%, а по показателю продукции, новой для рынка, составляет 90,9% [7, с. 89];

2) малые и средние предприятия являются самым слабым звеном национальной инновационной системы, о чем свидетельствует очень низкая доля инновационных малых и средних предприятий. Например, доля инновационных малых и средних предприятий добывающих и обрабатывающих производств в общем числе таких предприятий составляет на начало 2010 года 9,2% [5, с. 120];

3) зарубежные компании вкладывают в НИОКР и инновационную деятельность сравнительно больше средств, чем отечественные фирмы. Так, согласно данным Росстата, удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в России в 2009 году составил 1,9% (в 2007 году 1,2%, в 2004 году 1,4%). В Швеции этот показатель составляет 3,47%, в Германии - 2,93%, в Дании - 2,40%. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций в России составляет 8,6%, в то время как в Германии этот показатель находится на уровне 65,1%, в Швеции - 50,0%, в Дании - 52,0% [2, с. 458-462];

4) налицо очень слабые связи между крупными и малыми отечественными фирмами, а также слабые горизонтальные связи между компаниями, в которых доминируют прямые иностранные инвесторы, и отечественными фирмами.

Формирование и развитие инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных мероприятий на ранних этапах является сложным процессом, зависящим от многих благоприятных условий и требующим эффективного распределения капитала.

Механизмы частно-государственного партнерства представляются наиболее логичным и обоснованным способом поддержки финансовых институтов в части инвестирования в инновационные компании. Цель использования механизмов частногосударственного партнерства - появление эффективного и прибыльного сектора венчурных инвестиций, ориентированного на малые инновационные компании.

Механизм частно-государственного партнерства в сфере венчурного инвестирования состоит в долевом участии государства в венчурных фондах напрямую или через посредничество государственного фонда, т.е. в финансовом содействии венчурным фондам и инновационным компаниям. Кроме того, государству следует обеспечивать привлекательность научно- и технически значимых проектов для частного венчурного инвестора путем прямого финансирования таких проектов на посевной стадии. Частично в ведении государства должно находиться и создание венчурной инфраструктуры: запуск образовательных программ в области венчурного капитала, подготовка инновационных менеджеров, проведение венчурных ярмарок.

Учитывая мировую и отечественную практику частно- государственно партнерства в сфере венчурного финансирования, можно выделить следующие инструменты такого сотрудничества:

1) венчурные фонды, капитал которых полностью сформирован за счет государственных средств, в том числе специализированные фонды, ориентированные на наиболее рисковые инвестиции на начальных стадиях развития компаний - «фонды посевных инвестиций»;

2) смешанные венчурные фонды, в которых управление осуществляется, как правило, частной управляющей компанией, а государство выступает в качестве соинвестора и гаранта;

3) государственный фонд фондов, который является агентом государства при соинвестировании в частно-государственные фонды;

4) предоставление различных грантов или льготных займов инновационным компаниям, привлекшим частного инвестора;

5) налоговые кредиты и льготы, в частности, на налог на прибыль, для венчурных инвесторов.

Положительный эффект от применения механизмов государственно-частного партнерства очевиден для всех участников сделок. Для государства успешная реализация подобных схем финансирования означает развитие взаимодействия бизнеса и власти, мобилизацию значительных финансовых средств для инвестирования в инвестиционные проекты, совершенствование механизмов административного воздействия на привлечение и размещение рыночных инвестиций, а также возможность многократно окупить свои вложения через налоги, собираемые от вновь созданных компаний.

Для частного инвестора участие в совместных инвестициях позволяет расширить инвестиционные возможности путем объединения капиталов, снизить риски инвестирования, т.к. государство создает дополнительные гарантии частных вложений. Важным фактором является то, что профессиональное управление проинвестированными предприятиями осуществляется специально отобранной по конкурсу управляющей компанией, ее деятельность прозрачна и подконтрольна регулирующим органам, управление построено на оптимальном соотношении высокой доходности и сбалансированного риска.

Для компаний-претендентов на инвестиции, находящихся на самых ранних стадиях развития, как правило, проще получить инвестиции именно от фондов с государственным участием. В целом государственное участие расширяет доступность рискового капитала.

Анализ зарубежного опыта в сфере частно-государственного партнерства на рынке венчурного капитала позволит отечественной экономике адаптировать и применить наиболее успешные примеры такого сотрудничества.

В ряде стран (Дания, Испания, Канада, Норвегия, Португалия, Финляндия и Швеция) финансовые средства государства передаются специальным учреждениям, которые, как правило, аффилированы с институтами, поощряющими бизнес или промышленное развитие, с предоставлением им мандата на выделение инвестиций новым, малым или инновационным предприятиям. Фонды, находящиеся в государственном управлении, могут служить важным первоначальном источником капитала, позволяющим накапливать инвестиционные знания и экспертный опыт, которые могут постепенно передаваться частному сектору [4, с. 61].

Вместе с тем следует принимать особые меры предосторожности, создавая надлежащую систему стимулов и устраняя политическое влияние на деятельность фондов, находящихся в государственном управлении. Оценки таких государственных программ

показали, что инвестиции, осуществляемые по линии этих программ, как правило, являются менее рискованными и ориентированы на более сформировавшиеся компании. Поэтому программы с участием фондов, находящиеся в государственном управлении, переориентировались на более активное вовлечение частных инвестиционных менеджеров либо путем смещения акцента на ассигнование фондовых средств на фонды, находящиеся в частном управлении (Дания, Канада, Норвегия и Финляндия), либо посредством прямой приватизации (Швеция).

По мере роста значимости фондов, находящихся в частном управлении, и сокращения масштабов государственной венчурной инвестиционной деятельности скандинавские страны переориентировали свое непосредственное участие в финансировании на зарождающиеся предприятия посредством формирования программ инкубаторов или фондов стартового капитала. Такого рода программы могут рассматриваться как дополняющие существующие рыночные механизмы через наращивание операционного потока фирм, имеющих «инвестиционную готовность».

Еще один подход к предоставлению государственных средств для инвестиционной деятельности венчурного капитала заключается в привлечении частных инвестиционных менеджеров и параллельной мобилизации дополнительных частных средств.

При типичном сценарии правительство (или представляющее его ведомство) действует в качестве опорного инвестора, выделяющего определенную долю капитала фонда. Этот подход сейчас широко используется в ряде стран: в Германии, Дании, Израиле, Ирландии, Канаде, Соединенном Королевстве, Соединенных Штатах, Финляндии, Франции, а в последнее время также в Казахстане, Латвии, Российской Федерации и в Европейском инвестиционном фонде. Государственные инвестиции включают в себя как непосредственное долевое финансирование, так и субординированные займы [4, с. 62].

В основе использования фондов, находящихся в частном управлении, лежит представление о том, что профессиональные менеджеры венчурного капитала прямо заинтересованы в выявлении и поддержке коммерчески успешных предприятий. В случае тщательного отбора фондов, которым будет оказываться поддержка (на основе конкурсных торгов или детальной оценки заявок), участие правительства играет важную роль в налаживании взаимоотношений между фирмами венчурного капитала и институциональными инвесторами.

Оценка реализации механизмов частно-государственного партнерства развитых стран указывает на то, что участие правительства в программах инвестирования должно

быть ориентировано на дополнение и поддержку, а не на вытеснение рыночных механизмов в выделении капитала для инновационных предприятий при одновременном стимулировании развития местной формальной и неформальной индустрии венчурного капитала.

В России важной тенденцией последних лет является активное использование механизмов частно-государственного партнерства в сфере венчурных инвестиций. Созданы и начали свою работу: Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, Венчурный Инновационный фонд (ВИФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, государственная корпорация РОСНАНО, Российская венчурная компания (РВК), региональные фонды, созданные по линии Минэкономразвития, которые финансируют инновационные проекты, разделяя риски с частными инвесторами [3, с. 145-148].

РВК является основным государственным «фондом фондов». Она вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний к началу ноября 2010 года достигло 39. Совокупный объем вложенных средств - около 5 млрд руб. Общее количество фондов, сформированных РВК, достигло десяти (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их размер - около 22 млрд руб. [6].

Наиболее эффективным представляется развитие частно-государственного партнерства на уровне регионов России. Различные регионы обладают разным научным и промышленным потенциалом, поэтому местные власти должны определять приоритетные сферы инвестирования с учетом специализации данного региона. По данным РВК, на конец 2010 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах Минэкономразвития России совместно с администрациями регионов общим объемом 9,2 млрд. руб. [6].

На примере Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики рассмотрим практическую схему реализации механизма частно-государственного партнерства. Указанный фонд создан в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, его размер составляет 280 млн руб.: 140 млн руб. привлечено от частных инвесторов, 70 млн руб. составляет взнос Чувашской Республики, 70 млн рублей - взнос Минэкономразвития России. Фонд находится под управлением частной управляющей компании, проходящей конкурсный отбор. В настоящее время это УК «НИК Развитие». Приоритетными

отраслями для инвестирования являются биотехнологии, технологии интенсификации сельского хозяйства, нанотехнологии и наноматериалы, медицина, энерго- и ресурсосбережение. Объем инвестиций, предоставляемых фондом, - не более $3 млн в один проект, из которых не более 50% предоставляется в виде долевого участия (акционерное финансирование) и не менее 50% - в виде долгового финансирования.

Фонд начал свою работу в 2006 году и уже имеет примеры успешно проинвестированных проектов. Например, ООО «Элкон», успешно реализующее инновационный проект по организации серийного производства кремнийорганических составов для защиты древесины в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Подводя итоги, необходимо отметить, что российское государство на сегодняшний день разработало целый ряд инструментов политики стимулирования инновационной деятельности и конкурентоспособности промышленности, однако их влияние на экономику пока еще не вполне очевидно. В стратегии государства преобладает прямое государственное финансирование исследовательской деятельности, в то время как более эффективной является косвенная поддержка инновационного бизнеса. Поэтому необходимо активнее работать над поиском новых схем финансирования, выходящих за рамки традиционных каналов финансирования государственных исследовательских институтов и субсидирования исследовательских проектов, и переходить к использованию таких инструментов, как распределение финансирования по итогам конкурсов и торгов, механизмы кредитов и гарантий, долевое финансирование, налоговые льготы.

Литература

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 15.07.2010).

2. Индикаторы инновационной деятельности. 2009: Стат. сборник/ Редкол.: Л.М. Гохберг [и др.]. М.: ГУ ВШЭ, 2009. 488 с.

3. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России / А.И. Каширин, А.С. Семенов. М.: Вершина, 2007. 320 с.: ил, табл.

4. Компендиум передовой практики в области поощрения развития, основанного на знаниях / Европейская экон. комиссия ООН. Нью-Йорк ; Женева : ООН, 2008. 85 с.

[Электронный ресурс] URL: http://www.unece.org/ceci/publications/kbd r.pdf (Дата

обращения: 23.02.2011).

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сборник. М.: Росстат, 2010. 172 с.

6. Направления деятельности ОАО «Российская венчурная компания» [Электронный ресурс] URL: http://www.rusventure.ru/ru/company/brief/ (Дата обращения: 23.02.2011).

7. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2009. [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf (Дата обращения: 23.02.2011).

8. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2008 год / Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ). СПб.: Феникс, 2009. 152 с.

УДК 339.138

РОССИЙСКИЙ БРЕНД-КАПИТАЛ:

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Хотинская Анастасия Викторовна, аспирант, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Brand capital is a complete, though specific, kind of capital. Since the late XX century brand capital is a key tool for corporate management in foreign companies. Until now Russia has not developed financial management technology of brand capital that does not allow fully realize its advantages for the owner company.

Бренд-капитал - полноценная, хотя и специфическая, разновидность капитала. В зарубежных компаниях с конца ХХ века бренд-капитал - ключевой инструмент корпоративного менеджмента. В России до настоящего времени не развиты финансовые технологии управления бренд-капиталом, что не позволяет в полной мере реализовать его преимущества для компании-владельца.

Keywords: brand capital, management, financial technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.