Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетский стартап / государственная программа / государственная поддержка / регион / проект / нормативная база / university startup / government program / government support / region / project / regulatory framework

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симоненко Е. С.

Актуальность темы. Система поддержки развития университетских стартапов для вовлечения студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность ввиду значимости вызывает необходимость ее изучения. Цель. Проведение обзорно-аналитического исследования развития университетских стартапов. Методология. При подготовке статьи использованы общенаучные методы познания. Результаты исследования визуализированы в графической форме. Результаты и выводы. В статье проведено экспресс-обзорно-аналитическое исследование результатов государственной поддержки развития университетских стартапов. Рассмотрены основные проекты и программы, стимулирующие вовлечение молодежи в предпринимательский сектор экономики. Проанализированы достигнутые результаты государственной поддержки. Автором выдвинуто предложение о разработке нормативной базы оценки университетских стартапов, что позволит унифицировать отбор перспективных проектов. Область применения. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке программ дальнейшей поддержки университетских стартапов как на локальном, так и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR UNIVERSITY STARTUPS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE REGION

The relevance of the topic. A system of support for the development of university startups to involve students in entrepreneurial activities. Goal. Conducting an overview and analytical study of the development of university startups. Methodology. When writing the article, general scientific methods of cognition were used. The results of the study are visualized in graphical form. Results and conclusions. The article presents an express review and analytical study of the results of state support for the development of university startups. The main projects and programs stimulating the involvement of young people in the entrepreneurial sector of the economy are considered. The achieved results of state support are analyzed. The author has put forward a proposal to develop a regulatory framework for evaluating university startups, which will allow unifying the selection of promising projects. Scope of application. The results of the study may be in demand when developing programs for further support of university startups at both the local and regional levels.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ»

УДК 332.12

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Коды JEL: D02, F62

Ситоненко Е. С., кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: simonenkol@mail.ru; SPIN-код: 3832-1842

Поступила в редакцию 02.12.2023. Принята к публикации 06.12.2023

Аннотация

Актуальность темы. Система поддержки развития университетских стартапов для вовлечения студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность ввиду значимости вызывает необходимость ее изучения.

Цель. Проведение обзорно-аналитического исследования развития университетских стартапов.

Методология. При подготовке статьи использованы, общенаучные методы познания. Результаты исследования визуализированы, в графической форме.

Результаты и выводы. В статье проведено экспресс-обзорно-аналитическое исследование результатов государственной поддержки развития университетских стартапов. Рассмотрены, основные проекты, и программы, стимулирующие вовлечение молодежи в предпринимательский сектор экономики. Проанализированы достигнутые результаты государственной поддержки. Автором выдвинуто предложение о разработке нормативной базы, оценки университетских стартапов, что позволит унифицировать отбор перспективных проектов.

Область применения. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке программ дальнейшей поддержки университетских стартапов как на локальном, так и региональном уровне.

Ключевые слова: университетский стартап, государственная программа, государственная поддержка, регион, проект, нормативная база.

UDK 332.12

STATE SUPPORT FOR UNIVERSITY STARTUPS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE REGION

JEL Codes: D02, F62

Simonenko E. S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management, Southwestern State University, Kursk, Russia

E-mail: simonenkol@mail.ru; SPIN- code: 3832—1842

Abstract

The relevance of the topic. A system of support for the development of university startups to involve students in entrepreneurial activities.

Goal. Conducting an overview and analytical study of the development of university startups.

Methodology. When writing the article, general scientific methods of cognition were used. The results of the study are visualized in graphical form.

Results and conclusions. The article presents an express review and analytical study of the results of state support for the development of university startups. The main projects and programs stimulating the involvement of young people in the entrepreneurial sector of the economy are considered. The achieved results

of state support are analyzed. The author has put forward a proposal to develop a regulatory framework for evaluating university startups, which will allow unifying the selection of promising projects.

Scope of application. The results of the study may be in demand when developing programs for further support of university startups at both the local and regional levels.

Keywords: university startup, government program, government support, region, project, regulatory framework.

Введение

В современных экономических условиях бизнес испытывает потребность в специалистах, обладающих знаниями в конкретной отрасли, а также навыками, позволяющими систематизировать и проанализировать информацию о рыночной ситуации. В текущей экономической ситуации часто бизнес нуждается в новых идеях, альтернативных решениях, позволяющих вывести организации на новую траекторию развития. Именно молодые кадры могут стать тем интеллектуальным ресурсом для динамичного развития предпринимательской деятельности [1]. В этой связи университеты воспринимаются как место сосредоточения науки и образования. Студенческая молодежь является самой активной, творческой и энергичной частью общества, способной быстро реагировать на изменения в текущей рыночной ситуации, что становится более актуальным в условиях экономической нестабильности.

Вовлечению студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность способствует наличие в вузах современных образовательных программ, нацеленных на развитие у обучающихся, бизнес-навыков, а университеты с помощью государственной поддержки формируют благоприятную среду для развития молодежных стартапов. Так, в 2022 году стартовал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», цель которого заключается в вовлечении в экономику 30 тысяч технологических предпринимателей к 2030 году [3]. Таким образом, в России предпринимаются усилия для создания благоприятных условий, способствующих развитию профессиональной траектории у студенческой молодежи, находящейся в начале своего профессионального пути, что еще раз доказывает актуальность рассматриваемой темы.

Результаты исследования и их обсуждение

В современной бизнес-среде студенческая молодежь воспринимается как драйвер технологического предпринимательства. Как было указано, ранее федеральный проект «Платформа университетского технологического

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-63-4-119-123

предпринимательства» нацелен на популяризацию предпринимательства, прежде всего, среди студенческой молодежи. За период 2022—2023 гг. в рамках данного федерального проекта были достигнуты следующие результаты: проведено 904 предпринимательских тренинга, открыты 60 предпринимательских точек кипения, запущено 302 акселерацион-ные программы, 2500 студенческих стартапов получили поддержку в размере 1 млн руб., открыто 22 стартап-студии в 19 регионах, создано 13403 стартап-проекта, более 300 тыс. человек стали участниками федерального проекта [3].

Впервые в России в 2017 году на базе Дальневосточного федерального университета была апробирована программа «Стартап как диплом», выступающая альтернативой выпускной квалификационной работы. В данном случае выпускник защищает бизнес-проект, а не традиционную выпускную квалификационную работу. Преимущественно студенческий стартап — это результат командной работы, в которую входят не только студенты (допускается даже разных направлений подготовки), но и преподаватели. При этом каждый участник стартапа отвечает за свою часть работы и должен будет это объяснить аттестационной комиссии [2, 5]. Несмотря на тот факт, что единые критерии для оценки студенческих стартапов пока не разработаны на общероссийском уровне, тем не менее, можно выделить общие характеристики: наличие команды; обоснованная бизнес-идея; оценка потенциала проекта для дальнейшего масштабирования; маркетинговое продвижение; возможность привлечения инвесторов для реализации проекта.

Государство всячески поддерживает реализацию студенческих стартапов путем предоставления грантовой поддержки. Для достижения этой цели в 2022 году впервые запущена программа «Студенческий стартап» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» при активном участии Фонда содействия инновациям. Уже в 2022 году было отобрано 1000 победителей, получивших 1 млн руб. для реализации проектов. Результаты оценки вовлеченности регионов в данный процесс представлены на рисунке 1.

181

59

146 1

I:

46

I

41

I

27

Л*

/ ^ * / / /

^ 4 с с?

19

17

/ ✓ # Р # Л

# & # ^ ^ .¿V ^ ^

#

Рис. 1. ТОП-Ю регионов по количеству победителей конкурса «Стартап как диплом» в 2022 году

*Источник: составлено на основании данных [4]

Под данным рисунка 1 сделан вывод о лидерстве г. Москва с количеством победителей — 181 проект. Активным участником является республика Татарстан — 113 проектов. Замыкает тройку лидеров — г. Санкт-Петербург — 104 проекта. Благоприятным является тот факт, что помимо столичных регионов в конкурсе участвуют н представители более дальних регионов, что расширяет географию конкурса «Стартап как диплом» и делает его более масштабным.

Данные всероссийского рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов позволяют оценить

основные направления поддерживаемых стартапов (рис. 2).

Данные рисунка 2 свидетельствуют о цифровой ориентации студенческих стартапов — 37,3 %. На втором месте находятся стартапы нз креативной индустрии — 14,6 %, медицинским направлениям посвящено 10,8 % от общего числа студенческих стартапов. Не менее важными направлениями являются биотехнологии, новые приборы н производственные технологии (103, %). Таким образом, представлена достаточно широкая тематика направлений университетских стартапов.

цифровые технологии креативные индустрии медицина и здоровье

I новые приборы и производственные технологии

I биотехнологии

| новые материалы и химические технологии

ресурсосберегающая энергетика

10,3

10,3

37,3

другие

10.8 -I V 14_6

Рис. 2. Структура направлений университетских стартапов в 2023 году, % *Источннк: составлено на основании данных [4]

По итогам 2023 года в рейтинг ТОП-ЮОО университетских стартапов попали 5 проектов от Курской области (Юго-Западный государственный университет), одни нз которых разработан по медицинскому направлению, а по два проекта относятся к креативной индустрии и цифровым технологиям. Благоприятным фактом является то, что одни нз пред-

ставленных проектов Курской области стал победителем в конкурсе «Стартап как диплом» и получил финансирование в размере 1 млн руб.

Важным моментом при оценке университетских стартапов в Курской области является проведение сравнительного анализа с соседствующими регионами (рис.3).

I

? f ¿f J? о^

J* J- J' А

Ж ,S

sß"

¿Г d?

Рис. 3. Сравнительная количественная оценка стартапов Курской области и других регионов в 2023 году

*Источннк: составлено на основании данных [4]

Данные рисунка свидетельствуют о том, что лидером по количеству стартапов, вошедших в рейтинг ТОП-100 университетских стартапов является Воронежская область — 16 проектов, вторую позицию занимает Белгородская область — 15 проектов. На третьем месте находится Орловская область, 6 проектов признаны перспективными. Из Курской и Липецкой области по 5 проектов попали в данный рейтинг. Отмечено, что в анализируемый рейтинг нз пятого соседствующего региона (Брянская область), не попало ни одного проекта. В целом, отметим, что в Курской области есть перспективы для развития и поиска новых идей для реализации студенческих стартапов, что подтверждается активным участием студенческой молодежи в программе «УМНИК», которая направлена на поддержку коммерчески ориентированных проектов. В Курской области данная программа действует уже с 2012 года и за годы ее реализации поддержаны 118 молодых ученых (сумма гранта составляет 500 тыс. руб.).

Одним нз инструментов государственной поддержки университетских стартапов являются акселераторы, ориентированные на приведение стартапов к точке масштабирования. В Курской области в 2022 году на базе Юго-Западного государственного университета был запущен акселератор студенческих технологиче-

ских стартапов «1ппо\'м1мг1». способствующий интенсивному взаимодействию экспертов с проектными командами.

В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» создан еще один инструмент поддержки стартапов - сеть университетских стартап-студий, выступающих в виде транслятора знаний в реальный сектор экономики. На текущий момент в российских вузах создано 22 стартап-студин (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Томск, г. Оренбург и другие). Отмечено, что в г. Курск на в одном вузе нет стартап-студий, хотя это могло бы также популяризовать профессию предприниматель среди студенческой молодежи.

Таким образом, на текущий момент времени предприняты значительные усилия по поддержке университетских стартапов как со стороны государства, так и со стороны научно-образовательных организаций.

Заключение

Результаты проведенного обзорно-аналитического исследования позволили сделать вывод, что в России на текущий момент времени уже проведен значительный объем работы по вовлечению студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность. Тем не менее, су-

ществует проблема отсутствия единых правил и методических подходов к оценке студенческих стартапов, что требует разработку нормативной базы в данной сфере, что унифицирует отбор перспективных бизнес-проектов, позволяющих вывести предпринимательскую активность на новый уровень развития.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андросова И. В. Стратегия управления знаниями и ее влияние на стоимость компании / И. В. Андросова // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2014. — №4(55).— С. 8—11.

2. Петров А. М Студенческие старта-пы в вузах России: современная ситуация / А. М. Петров // Экономические науки. — 2021. — № 201. — С. 61—66.

3. Платформа университетского технологического предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы 1|)н://гптоЬгпмик|. gov.ru (Дата обращения 07.11.2023).

4. Рейтинг 2023 — ТОР 1000 университетских стартапов [Электронный ресурс]. — Ре-

УДК 338.43.02; 332.3

жим доступа: https://topl000.univertechpred. ru/?universities=2758 (Дата обращения 24.11.2023).

5. Штыхно Д. А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков / Д. А. Штыхно, Р. А. Исканда-рян // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 9, № 2-1. — С. 252—262.

LITERATURE

1. Androsova I. V. Knowledge management strategy and its impact on the value of the company / I. V. Androsova // Proceedings of the Southwestern State University. — 2014. — № 4 (55). — Pp. 8—11.

2.Petrov A.M. Student startups in Russian universities: the current situation / A. M. Petrov 11 Economic sciences. — 2021. — No. 201. — Pp. 61—66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The platform of university technological entrepreneurship [Electronic resource]. — Access mode: https://minobrnauki.gov.ru (Accessed 07.11.2023).

4. Rating 2023 — TOP 1000 university startups [Electronic resource]. — Access mode: https:// topl000.univertechpred.ru/?universities=2758 (Accessed 07.11.2023).

5. Shtykhno D. A. Student startups as a tool for developing entrepreneurial skills / D. A. Shtykhno, R. A. Iskandaryan //Economics: yesterday, today, tomorrow. — 2019. — Vol. 9, No. 2-1. — Pp. 252—262.

ЭКОНОМИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Коды JEL: R 58, Н 71, Н 72

Сироткина Н. В., доктор экономических наук, профессор, руководитель экономического департамента, АО <Агротеххолдинг», г. Воронеж, Россия

E-mail: docsnat@yandex.ru; SPIN-код: 2336-2789

Борисова О. Б., студент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Россия

E-mail: olga.smile2018@yandex.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 28.11.2023. Принята к публикации 04.12.2023

Аннотация

Актуальность темы. Статья посвящена исследованию проблемы формирования идентичности экономической системы под влиянием внешних воздействий и с учетом внутренних возмущений. «Генетический» код экосистемы, по мнению авторов, программирует ее поведение и предопределяет перспективы развития. В целях эффективного управления развитием экосистемы следует определить исторические предпосылки ее становления, выявить тенденции и установить закономерности реализации ее потенциала. В смежных с экономикой науках поднимается про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.