Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательское мышление / предпринимательские компетенции / экосистема молодежного предпринимательства / entrepreneurial thinking / entrepreneurial competencies / ecosystem of youth entrepreneurship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмыкова Т. С., Лобанов И. В.

Актуальность темы. Совершенствование технологий обучения в высшей школе и ихадаптацгт к современным потребностям цифровой экономики с позиции формирования предпринимательского мышления предусматривают новые формы организации образовательной и проектной деятельности в вузах, реализуемые на этапе выполнения выпускной квалификационной работы как стартапа, Цель. Цель работы заключается в исследовании содержательных аспектов реализации проектной деятельности в формате «Стартап как диплом». Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные мет оды знания, а также публикации отечест венных и зарубежных ученых, посвященных проблематике управления человеческими ресурсами и развитию молодежного предпринимательства. Результаты п выводы. Программа «Стартап как диплом» позволяет поддержать и развить инициативу студентов в области молодежного предпринимательства и направлена на развитие гибких навыков, навыков проектной и управленческой деятельности, формирование предпринимательских и финансовых компетенции, развитие траектории личностного роста и профессиональной самореализации в бизнес-среде. Подобная проектная деятельность воплощает удачный симбиоз науки и практики, интегрированных в образовательный процесс. Проведенное исследование свидетельствует о том, что, проектная деятельность в формате стартапа способст вует формированию предпринимательского мышления. Развивая навыки по созданию стартапов, решаются проблемы по упреждению безработицы среди молодежи, самозанят ости, усилению инновационной активности бизнеса, Расширение подобных практик служит хорошей базой для формирования финансовых компетенций и предпринимательских навыков выпускников высшей школы, Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки и реализации стратегий формирования предпринимател ьской бизнес-среды в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмыкова Т. С., Лобанов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL THINKING IN PERSONNEL TRAINING FOR THE DIGITAL ECONOMY OF THE REGION

The relevance of the topic. The improvementof higher education technologies and'their adaptation to the modern needs of the digital economy from the perspective of the formation of entrepreneurial thinking provide for new forms of organization of educational and project activities in universities, implemented at the stage of completing the final qualification work as a startup. Goal. The purpose of the work is to study the substantive aspects of the implementation of project activities in the «Startup as a diploma» format, Methodology. The theoretical and methodological basis of the research was made up of general scientific methods of knowledge, as well as publications by domestic and foreign scientists devoted to the problems of human resource management and the development of youth entrepreneurship. Results and conclusions. Die Startup as a Diploma program allows you to support and develop the initiative of students in the field of youth entrepreneurship and is aimed at developing flexible skills, project and management skills, the formation of entrepreneurial and financial competencies, the development of a trajectory of personal growth and professional self-realization in the business environment, Such project activities em body a successful symbiosis of science and practice integrated into the educational process. Die conducted research indicates that project activity in the startup format contributes to the formation of entrepreneurial thinking. By developing skills in creating startups, problems of preventing youth unemployment, self-employment, and strengthening business innovation are being solved, The expansion of such practices serves as a good basis for the formation of financial competencies and entrepreneurial skills of graduates of higher education, The scope of application. Die results of the study can be used in the process of developing and implem enting stra tegies for the forma tion of an entrepreneurial business environm ent in the region,

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23—24 ноября 2017 года. Vol. 622. — Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. — P. 469—475.

11. ObukhovaA. S. The investment climate in Russia and its regions / A. S. Obukhova, N. A. Mashkina //Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10, No. 20. — P. 28—37.

LITERATURE

1. Kolmykova T. S. Innovation management in high-tech industries : Textbook / T. S. Kolmykova, E. A. Merzlyakova, O. G. Artemyev. — Kursk : University Book, 2019. — 116 p.

2. Makarov N. Yu. Innovative development of high-tech industries in the digital economy / N. Yu. Makarov, P. P. Kovalev, T. S. Kolmykova. — Kursk : University Book, 2023 — 199 p. '

3. ObukhovaA. S. Management of innovative digitalization of industry in the conditions of economic transformation / A. S. Obukhova, О. V. Belyaeva, A. Yu. Ershov // Bulletin of the Academy of Knowledge. — 2022. — No. 48 (1). — Pp. 233—239.

4. Russian statistical yearbook. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — URL: https://www. gks.ru/folder/210/document/12994

5. Growing behind: does Russia have a chance to promote high technologies [Electronic resource]. — URL: ht tp s : //www. dp. r u/a/2021/06/02/Rost_v_ otstavanii_est_l

6. Fatyanoval. R. Concept of national innovation systems: Concept, theoretical prerequisites for

УДК 332.1

formation and development / I. R. Fatyanova, К. V. Sadykova // Innovative development of the economy. — 2023. — No. 1 (73). — Pp. 181—190.

7. Digital transformation of the architecture of economic space: an ecosystem approach / О. V. Aseev, E. S. Belyaeva, О. V. Belyaeva [etc.], — Kursk : University Book, 2023. — 227 p.

8. Malyshev A. \'. Network-centric management as a factor of information and communication technological leadership / A. V. Malyshev, A. A. Soldatov, N. Yu. Ershov // Bulletin of the Academy of Knowledge. — 2022. — No. 53 (6). — Pp. 440—442.

9. Yakimova E. Yu. Assessing the external environment of the region as a tool for innovation strategy / E. Yu. Yakimova, A. I. Devyatilova // Engineering and technology: ways of innovative development : Collection of scientific papers of the 9th International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes, Kursk, June 30, 2020 / Rep. editor A. A. Gorokhov. Volume 2. — Kursk : Southwestern State University, 2020. — P. 243—246.

10. Problems of formation of perspective growth points of high-tech productions / T. S. Kolmykova, E. A. Merzlyakova, V. V. Bredikhin [et aJ.J // The Impact of Information on Modern Humans : Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23—24 ноября 2017 года. Vol. 622. — Springer Nature Switzerland AG : Springer Nature Switzerland AG, 2018. — P. 469—475.

11. Obukhova A. S. The investment climate in Russia and its regions / A. S. Obukhova, N. A. Mashkina // Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10, No. 20. — P. 28—37.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Коды JEL: G 20, О 31

Калмыкова Т. С., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: [email protected]; SPIN-код: 4474-5315

Лобанов И. В., аспирант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 01.03.2024. Принята к публикации 05.03.2024 Аннотация

Ак ту а ль нос ть темы. Совершенствование технологий обучения в высшей школе и их адаптация к современным потребностям цифровой экономики с позиции формирования предпринимательского мышления предусматривают новые формы организации образовательной и проектной деятельности в вузах, реализуемые на этапе выпол нения выпускной квалификационной работ ы как стартапа,

Цель. Цель работы заключается в исследовании содержательных аспектов реализации проектной. деятельности в формате «Стартап как диплом».

Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методы знания, а также публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблематике управления человеческими ресурсами и развитию молодежного предпринимательства.

Результаты и выводы. Программа «Стартап как диплом» позволяет поддержать и развить инициативу студентов в области молодежного предпринимательства и направлена на развитие гибких навыков, навыков проектной и управленческой деятельности, формирование предпринимательских и финансовых компетенций, развитие траектории личностного роста и профессиональной самореализации в бизнес-среде. Подобная проектная деятельность воплощает удачный симбиоз науки и практики, интегрированных в образовательный процесс.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что, проектная деятельность в формате стар-тапа способствует формированию предпринимательского мышления. Развивая навыки по созданию стартапов, решаются проблемы по упреждению безработицы среди молодежи, самозанятости, усилению инновационной активности бизнеса, Расширение подобных практик служит хорошей базой для формирования финансовых компетенций и предприниматшьских навыков выпускников высшей школы.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки и реализации страт егий формирования предпринимател ьской бизнес-среды в регионе.

Ключевые слова: предпринимательское мышление, предпринимательские компетенции, экосистема молодежного предпринимательства.

UDC 332.1

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL THINKING IN PERSONNEL TRAINING FOR THE DIGITAL ECONOMY OF THE REGION

JEL Codes: G 20, О 31

Kolmykova T. S., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Bussia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: 4474-5315

Lobanov I. V, graduate student, Southwest State University, Kursk, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: missing

Abstract

The relevance of the topic. The iinproieinenl ofhighcr education technologies and their adaptatiajt to the modern needs of the digital economy from the perspective of the formation of entrepreneurial thinking provide for new forms of organization of educational and project activities in universities, implemented at the stage of completing the final qualification work as a startup.

Goal. The purpose of the work is to study the substantive aspects of the implementation of project activities in the <<Startup as a diploma» format,

Methodology. The theoretical and methodological basis of the research was made up of general scientific methods of knowledge, as well as publications by domestic and foreign scientists devoted to the problems of human resource management and the development of youth entrepreneur ship.

Results and conclusions. The Startup as a Diploma program allows you to support and. develop the initiative of students in the field of youth entrepreneurship and is aimed, at developing flexible skills, project, and managemen t skills, the formation of entrepreneurial and financial competencies, the developmen t of a trajectory of personal growth and professional self-realization in the business environment, Such project, activities em body a successful symbiosis of science and practice integrated, in to the educational process.

The conducted research indicates that project, activity in the startup format contributes to the formation of en trepreneurial thinking. By developing skills in creating startups, problem s of preventing youth unemployment, self-employment, and strengthening business innovation are being solved. The expansion of such practices serves as a good basis for the formation of financial competencies and entrepreneurial skills of graduates of higher education,

The scope of application. The results of the study can be used, in the process of developing and implem enting strategies for the form a tion of an en trepren eurial busin ess en vironm ent in the region,

Keywords: entrepreneurial thinking, entrepreneurial competencies, ecosystem of youth entrepreneurship.

DOI: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-82-87

Введение

Современные контуры бнзнес-среды актуализируют проблематику подготовки молодых спецналистов, обладающих навыками предпринимательского мышления [3, 8]. Цифро-визацня экономического пространства расширяет спектр компетенций, которыми должны обладать современные сотрудники, усиливая их предпринимательскую компоненту [5, 6, 9].

Управленческие и социально-экономические тренды диктуют новые подходы к формированию экосистемы предпринимательской среды на всех уровнях управления, модернизацию методик обучения с переходом к управлению знаниями в условиях неопределённости [7, 10]. В этой связи возникает необходимость совершенствования технологий обучения в высшей школе, их адаптация к современным потребностям цифровой экономики.

В частности, появляются новые формы организации образовательной и проектной деятельности в вузах, реализуемые, в том числе, на этапе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) как стартапа получает все более широкое распространение в российской высшей школе. Стартап рассматривается как альтернативный вариант классическому дипломному проектированию, в результате которого выпускник защищает не традиционный диплом, а бизнес-проект.

Впервые данная инициатива была представлена в 2017 году на площадке Дальневосточного федерального университета. В последующем новая форма защиты дипломов, при которой выпускники могут продемонстрировать на практике своп предпринимательские навыки и финансовые компетенции, была встроена в программу «Цифровая экономика России». Новация, предложенная в данной программе, поощряет практику выполнения ВКР в форме стартапов (ВКР-С) [1].

Многие российские вузы успешно реализуют подобную инициативу. По данным Ми-нобрнауки более 70-ти образовательных организаций предоставляют своим выпускникам возможность выполнения и защиты ВКР в форме стартапа [4].

Формирование предпринимательского мышления в подготовке кадров для цифровой экономики региона

Программа «Стартап как диплом» позволяет поддержать и развить инициативу студентов в области молодежного предпринимательства [2].

В качестве преимуществ реализации проектной деятельности в виде стартапа выделим:

1) предоставляет студентам возможность как можно раньше погрузиться в предпринимательскую среду,

2) позволяет развить предпринимательские н финансовые компетенции обучающихся,

3) дает возможность получить реальное практическое взаимодействие с бизнес-сообществом,

4) выявляются наиболее целеустремленные и талантливые студенты, готовые к самостоятельной реализации предпринимательской деятельности,

5) развитие траектории личностного роста и профессиональной самореализации в бизнес-среде.

Сложностью подобного формата работы является отсутствие единой методологии и нормативной документации. Федеральную нормативную базу по выполнению и защите стартапа как диплома составляют следующие документы:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»,

— федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), утвержденные соответствующими приказами Ми-нобрнаукн России:

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спецналитета и программам магистратуры»:

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спецналитета, программам магистратуры»:

— методические рекомендации Минобрна-укн России для образовательных организаций высшего образования по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке н защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом» от 29 сентября 2022 г. № МН-11/3030.

На уровне образовательной организации создаются внутренние документы, регламентирующие данный вид проектной деятельности обучающихся. К таким документам можно отнести положения и стандарты университета.

Принятые в образовательной практике подходы к стартапу рассматривают его как результат проектной деятельности студента. В итоговом варианте стартап представляет собой соответствующим образом оформленный бизнес-проект по созданию нового продукта (технологии, услуги), обладающий рядом характеристик. А именно, стартап должен обладать инновацнонностью, технологичностью, а также иметь перспективы роста и коммерциализации. Важной характеристикой стартапа является его масштабируемость, которая обеспечивает воспроизводимость (повторяемость) бизнес-модели. Плюс к этому, стартапы —молодой бизнес н, как правило, после пяти лет работы они нлн перестают существовать, или перерастают в устойчивый бизнес. Еще одна их характеристика — это высокие риски, сопровождающие зарождение и развитие данной деятельности.

Стартап позволяет студентам развить предпринимательские и финансовые компетенции, которые заложены в рамках освоения образовательной программы, еще находясь на этапе обучения.

Типы стартапов, разрабатываемых в рамках дипломного проектирования, могут быть следующими.

Во-первых, стартап может представлять собой бизнес-проект, направленный на создание и распространение уже существующих продуктов или оказание услуг, знакомых рынку. Такой стартап не обладает высокой технологичностью, однако,позволяет студентам осуществить предпринимательскую инициативу н реализовать своп финансовые компетенции.

Во-вторых, технологический стартап, который представляет собой бизнес-проект, основу которого составляют инновационные разработки.

Третий тип стартапов представляют проекты в сфере социального предпринимательства, направленные на решение задач социального характера.

Наряду с перечисленными, выделяют еще один вид стартапов, направленный на развитие сферы креативных нндустрий в области кино и телевидения, дизайна, исполнительских и визуальных искусств и прочих подобных проектов.

Методика формирования тематики ВКР, выполняемой в формате стартапа, имеет отличительные особенности.

Прежде всего, требуется определиться с составом команды. Участником проекта может стать студент, обучающийся по любой образовательной программе любого образовательного уровня. Например, в команду могут быть

включены студенты, обучающиеся по инженерным, экономическим, социологическим, юридическим и прочим направлениям подготовки.

Название темы ВКР-С формулируют, исходя нз направления обучения студента в привязке к выполняемому им проекту. Например, для студента, обучающегося по направлению «Экономика», может быть предложена тема, сформулированная следующим образом: «Бизнес-проект «Разработка цифровой платформы бнзнес-песочницы». Оценка экономической эффективности проекта». А для студента, обучающегося по направлению «Инноватика» — «Бизнес-проект «Разработка цифровой платформы бизнес-песочницы». Стратегия инновационного развития проекта». Для студента, обучающегося по направлению «Социология» — «Бизнес-проект «Разработка цифровой платформы бнзнес-песочницы». Социологическая верификация, интерпретация и сопровождение проекта».

По нашему мнению, стартап, имеющий междисциплинарный характер, когда в его подготовке участвуют, например, студенты инженерных направлений подготовки, экономисты, юристы и прочие, гораздо интереснее и наполнен большим практическим смыслом. Междисциплинарный подход к формированию команды стартапа позволяет выпускникам проработать в практическом ключе как своп профессиональные компетенции, так и навыки работы в команде.

По своей структуре ВКР-С включает:

1) резюме проекта,

2) основную часть.

Резюме содержит название проекта, описание его цели, уникального предложения, предполагаемых результатов, источников финансирования, интеллектуальной собственности, а также результаты оценки экономической эффективности и рисков.

Основная часть ВКР-С состоит из: общей характеристики проекта, расширенного описания продукта (услуги, технологии), анализа рынка и целевой аудитории, производственного плана, организационного плана, финансового плана, оценки эффективности и конкурентоспособности стартапа, оценки рисков.

Важной позицией является процедура защиты проекта. В состав государственных экзаменационных комиссий включаются представители бизнеса, что позволяет с практической точки зрения оценить жизнеспособность проектов н оказать методическую поддержку в их развитии и доведении до реализации. Совместная работа преподавательского корпуса, практикующих предпринимателей (представителей бизнес-сообщества) и студентов на-

правлена на формирование молодежных инициатив н усилен не экосистемы молодежного предпринимательства.

Практические аспекты реализации ВКР в формате стартапа

В частности, реализация инициативы Ми-нобрнауки России получила распространение в Юго-Западном государственном университете (г. Курск). Начиная с 2021 года, ряд студентов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата, спецналитета и магистратуры получили возможность реализовывать ВКР в формате стартапа. Студенты любых факультетов имеют возможность выйтн на защиту с подобным проектом.

Для подготовки к выполнению ВКР-С в ЮЗГУ создана система тренингов, формирующих предпринимательские и финансовые компетенции у студентов разных курсов и направлений обучения. Подобные акселераци-онные программы направлены на развитие гибких навыков, навыков проектной и управленческой деятельности, а также позволяют отработать финансовые компетенции, связанные с обоснованием доходной и расходной части проекта, источников его финансирования, провести оценку экономической эффективности и рисков.

За годы реализации подобной проектной деятельности бакалавры и магистры финансового профиля привлекались к дипломному проектированию в формате стартапов. С их участием реализованы ВКР-С по следующей тематике:

— бизнес-проект «Разработка цифровой платформы для организации исполнения принудительных работ»,

— бизнес-проект «Разработка цифровой платформы для сельхозтоваропроизводителей Курской области»,

— бизнес-проект «Фннансово-образова-тельный интенсив»,

— бизнес-проект «Цифровая платформа для разработки и реализации стартапов»,

— бизнес-проект «Система интеллектуальной первичной самодиагностики «8ипр1отю»,

— бизнес-проект «Интерактивный журнал по финансовой грамотности»,

— бизнес-проект «Бот для обучения финансовой грамотности «Ти1ог1а1Сгур1оВо1».

Проекты выполнены на высоком теоретико-методическом и практическом уровне и получили заслуженное признание отраслевых специалистов.

Выводы и рекомендации

Таким образом, проектная деятельность в формате стартапа способствует формирова-

нию предпринимательских и финансовых компетенций. Развивая навыки по созданию стартапов, решаются проблемы по упреждению безработицы среди молодежи, самозанятости, усиления инновационной активности бизнеса. Финансовые компетенции, формируемые у выпускников, в процессе выполнения стартапа, позволяют ориентироваться на возможности осуществления индивидуального предпринимательства, создания собственного бизнеса, нести ответственность за принимаемые финансовые решения.

Реализуя практический опыт руководства подобными выпускными квалификационными работами, следует подчеркнуть значимость проекта «Стартап как диплом». Подобная проектная деятельность воплощает удачный симбиоз науки и практики, интегрированных в образовательный процесс. Несомненно, расширение подобных практик будет служить хорошей базой для формирования финансовых компетенций и предпринимательских навыков выпускников высшей школы.

Информация о конфликте интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В. С. Цифровая экономика / В. С. Авдеев // Международное издательство Этносоциум. — 2019." — № 8 (122). — URL: etnosocium.ru (дата обращения 01.03.2024)

2. Аниськов Е. Стартап вместо диплома: как устроена альтернатива выпускной работе / Е. Аниськов //РБК Тренды —URL: https://trends. rbc.ru/trends/education/628dcfaf9a79471869038879 (дата обращения 01.03.2024)

3. Ершова И. Г. Влияние цифровой трансформации регионов на развитие человеческих ресурсов: актуальный базис и стратегическое управление / И. Г. Ершова, JI. А. Афанасьева, Д. Б. Щербаков // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 5 (58). — С. 457—461.

4. Кирьякова А. В. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа / А. В. Кирьякова, Н. В. Спеши лова, О. Г. Го-реликова-Китаева // Вестник ОГУ. — 2021. — № 1 (229). —URL: https://cyberlenmka.rn/article/ii/ problemy-i-preimuschestva-zaschity-vypusknoy-kvahfikatsionnoy-raboty-v-forme-startapa (дата обращения 01.03.2024) '

5. Обухова А. С. Человеческие ресурсы как основное направление развития государственного управления технологическим развитием в условиях цифровой трансформации / А. С. Обухова, Е. Р. Щербаченко, В. Р. Сентищева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2023. — Т. 13. № 5. — С. 191—201.

6. Преображенский Б. Г. Концепция и технологические практики «электронного правительства» /Б. Г. Преображенский, А. А. Сальникова //Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 3 (58). — С. 137—146.

7. Преображенский Б. Г. Оценка человеческого капитала в рамках кросс-отраслевой трансформации промышленных систем / Б. 33 Преображенский, Т. О. Толстых, Н. В. Шмелева // Регион: системы, экономика, управление. — 2019. — № 4 (47). — С. 193—197.

8. Согачева О. В. Развитие региональной экосистемы стартапов в современной бизнес — среде / О. В. Согачева, А. И. Девятилова // Регион: системы, экономика, управление. — 2023. — № 4 (63). — С. 72—77."

9. Сокур А. В. Исследование процессов развития современного российского рынка услуг высшего образования / А. В. Сокур, Т. С. Кол-мыкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2022. — Т. 12. № 2. — С. 162—173.

10. Сокур А. В. Современные тренды и технологии управления человеческими ресурсами / А. В. Сокур, Т. С. Колмыкова, В. А. Мищенко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2023. — Т. 13. № 3. — С. 191—202.

LITERATURE

1. Avdeev \.' S. Digital economy /V. S. Avcleev I I International publishing house Ethnosocium. — 2019. — No. 8 (122). — URL: etnosocium.ru (date accessed 03/01/2024)

2. Aniskov E. Startup instead of a diploma: how an alternative to graduate work works / E. Aniskov // RBC Trends. —URL: https://trends.rbc.ru/trends/ education/628dcfaf9a79471869038879 (access date 03/01/2024)

3. Ershova I. G. The influence of digital transformation of regions on the development of human resources: current basis and strategic management / I. G. Ershova, L. A. Afanasyeva,

D. B. Shcherbakov // Bulletin of the Academy of Knowledge. — 2023. — No. 5 (58). — Pp. 457—461.

4. Kiryakova.A. V. Problems and advantages of defending a final qualifying thesis in the form of a startup / A. V. Kiryakova, N. V. Speshilova, O. G. Gorelikova-Kitaeva // Bulletin of OSU. — 2021. — No. 1 (229). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-i-preimuschestva-zaschity-vypusknoy-kvalifikatsionnoy-raboty-v-forme-startapa (date accessed 03/01/2024)

5. ObukhovaA. S. Human resources as the main direction of development of state management of technological development in the conditions of digital transformation / A. S. Obukhova,

E. R. Shcherbachenko, V. R. Sentishcheva // News of the South-Western State University. Series: Economics. Sociology. Management. — 2023. — T. 13. No. 5. — P. 191—201.

6. Preobrazhensky B. G. Concept and technological practices of "electronic government" / B. G. Preobrazhensky, A. A. Salnikova // Region: systems, economics, management. — 2022. — Ño. 3 (58). — Pp. 137—146.

7. Breobrazhensky B. G. Assessing human capital within the framework of cross-industry transformation of industrial systems / B. G. Preobrazhensky, T. O. Tolstykh, N. V. Shmeleva // Region: systems, economics, management. — 2019. — No. 4 (47). — Pp. 193—197.

8. Sogacheva O. K Development of a regional startup ecosystem in the modern business environment / O. V. Sogacheva, A. I. Devyatilova // Region: systems, economics, management. — 2023. — No. 4 (63). — Pp. 72—77.

9. Sokur A. \! Study of the development processes of the modern Russian market of higher education services / A. V. Sokur, T. S. Kolmykova // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. — 2022. — T. 12. No. 2. — P. 162—173.

10. Sokur A. \'. Modern trends and technologies of human resource management / A. V. Sokur, T. S. Kolmykova, V. A. Mishchenko // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. — 2023. — T. 13. No. 3. — P. 191—202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.