Научная статья на тему 'Молодёжное предпринимательство в системе высшего образования: проблемы и перспективы'

Молодёжное предпринимательство в системе высшего образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление / предпринимательство / бизнес / молодёжь / студенчество / высшее образование / выпускная квалификационная работа / management / entrepreneurship / business / youth / students / higher education / final qualifying work

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амбрушкевич Константин Владимирович, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

В статье рассматривается проблематика развития молодёжного предпринимательства в системе высшего образования. Представляется, что вузы являются оптимальной средой для создания соответствующих условия посредством формирования наставничества, организации взаимодействия с представителями успешного бизнеса, отбора молодых людей, обладающих необходимыми интеллектуально-волевыми качествами. Приводятся результаты исследований крупных российских социологических исследовательских центров, а также мнения экспертов, озвученные в сетевых изданиях. Раскрываются такие аспекты, как привлекательность предпринимательской деятельности среди молодёжи, барьеры с которыми сталкиваются молодые люди открывая свой бизнес. Отдельно рассматриваются сложности, связанные с реализацией программы Минобрнауки РФ «Стартап как диплом». Показаны экспертные мнения относительно устранения дисбаланса между теоретической и практической составляющей в содержании образовательного процесса; решения проблем сотрудничества университетов с успешными стартапами и компаниями; преодоления препятствий, связанных с образовательными форматами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Амбрушкевич Константин Владимирович, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the problems of developing youth entrepreneurship in the higher education system. It seems that universities are the optimal environment for creating appropriate conditions through the formation of mentoring, organizing interaction with representatives of successful businesses, and selecting young people with the necessary intellectual and volitional qualities. The results of studies of large Russian sociological research centers are presented, as well as expert opinions voiced in online publications. Aspects such as the attractiveness of entrepreneurship among young people and the barriers that young people face when opening their own businesses are revealed. The difficulties associated with the implementation of the program of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation “Startup as a diploma” are separately considered. Expert opinions are shown regarding eliminating the imbalance between the theoretical and practical components in the content of the educational process; solving problems of cooperation between universities and successful startups and companies; overcoming obstacles associated with educational formats.

Текст научной работы на тему «Молодёжное предпринимательство в системе высшего образования: проблемы и перспективы»

Молодёжное предпринимательство в системе высшего образования: проблемы и перспективы

Амбрушкевич Константин Владимирович,

аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет

Е-mail: [email protected] Хайруллина Нурсафа Гафуровна,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет Е-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблематика развития молодёжного предпринимательства в системе высшего образования. Представляется, что вузы являются оптимальной средой для создания соответствующих условия посредством формирования наставничества, организации взаимодействия с представителями успешного бизнеса, отбора молодых людей, обладающих необходимыми интеллектуально-волевыми качествами. Приводятся результаты исследований крупных российских социологических исследовательских центров, а также мнения экспертов, озвученные в сетевых изданиях. Раскрываются такие аспекты, как привлекательность предпринимательской деятельности среди молодёжи, барьеры с которыми сталкиваются молодые люди открывая свой бизнес. Отдельно рассматриваются сложности, связанные с реализацией программы Минобрнауки РФ «Стартап как диплом». Показаны экспертные мнения относительно устранения дисбаланса между теоретической и практической составляющей в содержании образовательного процесса; решения проблем сотрудничества университетов с успешными стартапами и компаниями; преодоления препятствий, связанных с образовательными форматами.

Ключевые слова: управление, предпринимательство, бизнес, молодёжь, студенчество, высшее образование, выпускная квалификационная работа.

Введение

Развитие предпринимательства является одним их наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики в современной России. В условиях рыночной экономики предпринимательство позволяет не только достигать экономических успехов, но и выполняет значимые социальные функции. Предприниматели - это люди, которые генерируют новые идеи, видят возможности и превращают их в пользу для личного и общественного благосостояния. Развитие предпринимательства способствует формированию специфической, независимой группы граждан способных, взвешивать риски и принимать ответственные решения. По состоянию на 10 сентября 2023 года в России зарегистрировано более 6,1 млн субъектов малого и среднего предпринимательства [2], что составляет около 4% от численности населения страны. Развитие предпринимательства происходит тогда, когда распространено социальное доверие [7]. При его отсутствии риски социальной активности увеличиваются в разы.

В последние несколько лет вопросы развития молодёжного предпринимательства и стимулирование открытия молодёжью собственного бизнеса приобрели особую актуальность. Этому во многом способствовала пандемия ко-ронавируса, окончание ограничительных мер которой показало, что молодые предприниматели гораздо быстрее вернулись к ведению и развитию своего бизнеса, чем более возрастные коллеги. Также следует отметить и более высокий интерес к предпринимательству у молодых россиян. Согласно результатам исследования компании НАФИ 83% респондентов в возрасте от 14 лет отмечают привлекательность для них этого вида деятельности. В среднем по стране этот показатель составляет 70%. [9]. Популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде осу-

83

ществляется, в том числе в рамках нац-проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [4].

К числу мероприятий, которые реализуются для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, можно отнести проведение тренингов по развитию предпринимательских навыков, налаживание сотрудничества с организациями и отдельными специалистами, занимающимися вопросами развития студенческих стартапов и акселераторов, помощь в подготовке заявок на гранты и конкурсы, а также проект «Стартап как диплом». Последний реализуется с 2019 года в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и затрагивает практически все крупные вузы страны.

Процесс активного развития молодёжного предпринимательства в нашей стране осуществляется уже несколько лет, формируется первый опыт по преодолению возникающих проблем. На этом этапе важно осуществить ревизию проделанной работы, для выстраивания и корректировки вектора дальнейшего движения.

Методика исследования

В работе использованы эмпирические данные о текущей ситуации в сфере развития молодёжного предпринимательства. В частности, автор систематизировал данные вторичного: результаты разрозненных исследований НАФИ по тематике молодёжного предпринимательства, реализованных по общероссийской выборке. Основные аспекты изучаемой проблематики анализировались с использованием экспертных мнений, озвученных в электронных СМИ.

Результаты и обсуждение

Среди молодых россиян, по сравнению более старшими группами населения, сегодня наблюдается наибольший интерес к предпринимательству. Согласно результатам исследования компании НАФИ 83% респондентов в возрасте от 14 лет отмечают привлекательность для них

этого вида деятельности. В среднем по стране этот показатель составляет 70%. Среди аспектов, которые притягивают молодых людей, чаще всего встречаются высокий социальный статус бизнесменов (78%), их независимость, возможность делать любимое дело (45%), получая при этом существенный доход (42%) [3]. Такие результаты могут быть связаны с тем, что современные подростки (14-17 лет) проявляют высокий уровень экономической активности. Подавляющее большинство из них имеет собственные деньги (82%), а 33% - независимый от семьи источник дохода в виде подработки [8]. В целом, желаемый средний возраст начала заработка для юношей составляет 17 лет, для девушек - 18 лет [5].

Современная молодёжь оптимистично оценивает возможности по созданию бизнеса в нашей стране. Так, 44% молодых людей полагают, что стать предпринимателем легко, а ещё 60% уверены, что в нашей стране благоприятные условия для открытия своего дела. Средние значения ответов на соответствующие вопросы анкеты в целом по выборке составляют 37% и 43%. В то же время основным барьером, в открытии собственного бизнеса молодые респонденты считают отсутствие необходимых знаний и навыков (41% у молодёжи, 18% в среднем по выборке). Это находит отражение и в низком уровне осведомленности в вопросах государственной поддержки: 61% не знают о программах поддержки предпринимателей, а 57% -не слышали о упомянутом выше нацпро-екте. [8].

С точки зрения вовлечения в предпринимательскую деятельность студенты представляют собой особую категорию молодёжи. Студенческое предпринимательство может стать значимым фактором экономического развития в силу свойственной молодёжи напористости и толерантности к риску, включённости в ключевые тренды практически всех основных сфер жизнедеятельности. Подобные качества позволяют этой группе создавать инновационные проекты и не «опускать руки» при неудачах.

84

Сегодня всё чаще появляются примеры успешных предпринимателей, сформировавшихся из университетской среды. В развитых странах около 25% старта-пов возникли в университетах, в РФ -около 3%. Характер основной деятельности - учёба и соответствующая среда благоприятствуют приобретению знаний и навыков для начала своего дела. Однако по факту это происходит не всегда: более половины заинтересованных студентов, откладывают старт своего дела по причине нехватки соответствующих знаний и опыта [6]. Таким образом, студенты, особенно на младших курсах, как никто другой нуждаются в мотивацион-ном толчке и подробной информации о предпринимательстве.

В этой связи большое значение приобретают программы наставничества студентов, а вузы выполняют роль площадок, где молодые люди, обладающие необходимыми личностными качествами и мотивацией получают возможность реализовать свои бизнес-идеи. Программа «Стартап как диплом» стала логическим следствием развития практической ориентированности высшего образования и возникла как инициатива Минобра. Несмотря на то, что основной вектор программы - технологическое предпринимательство, её участником могут стать студенты любых направлений. Впервые программа была опробована в 2017 году, а экспериментальной площадкой стал Дальневосточный Федеральный университет. В 2019 году Национальный исследовательский университет ИТМО изучил возможность масштабирования программы «Стартап как диплом» в вузах страны, а по итогам 2021 году в программе участвовали 48 вузов из 38 регионов страны.

К числу преимуществ программы можно отнести апробацию новых форматов «упаковки» и преподавания знаний, организации мышления и труда студентов. Другим явным плюсом является развитие системы высшего образования через вовлечение в неё новых субъектов. Во-первых - перспективных молодых людей, ориентированных на практику (бизнес), а не получение теоретических

знаний. Во-вторых - сформировавшихся предпринимателей, заинтересованных в поиске креативных и перспективных молодых сотрудников для своих предприятий.

Учитывая относительную «молодость» программы, сегодня пока отсутствуют чёткая регламентация процесса создания «диплома». В разных университетах формулируются собственные нормы и требования, а в процессе подготовки и защиты возникает множество нерешённых технических и организационных вопросов. Неопределённость вносит и указание Минобрнауки на то, что, выпускная квалификационная работа может представлять собой быть как реально существующим бизнес-проектом, так и проработанной,но ещё не реализованной идеей. Можно сказать, что в настоящее время реализация программы идёт путём проб и ошибок в поиске оптимальных форматов. Рассмотрим мнения экспертов, отражающие базовые проблемы, сопровождающие студенческое предпринимательство на текущем этапе его развития.

Руководитель программы развития Тюменского госуниверситета Т.В. Пога-даева полагает, что сегодня для большинства вузов программа «Стартап как диплом» - это костыль. В университетах пока не внедрена стабильная система создания практически ориентированных проектов в рамках образовательного процесса, а студента всё ещё могут отчислить за плохую успеваемость, возникшую вследствие работы над своим бизнес-проектом. Таким образом, традиционная защита диплома сегодня остаётся приоритетным способом завершения обучения в вузе для подавляющего большинства студентов.

Рассуждая о содержательной стороне стартапа как диплома, эксперт акцентирует своё внимание на том, что выпускная квалификационная работа (ВКР) - это прежде всего существующий бизнес-проект, разработанный студентом индивидуально или в команде. Отличие проекта от просто идеи заключается в его проработанности, а процесс защиты ВКР сфокусирован на не-

85

коей «траектории» развития проекта, демонстрирующей наличие у выпускника сформированных профессиональных знаний и навыков. Как показывает накопленный к сегодняшнему дню опыт, защиты проектов могут быть с перекосом как в одну, так и другую сторону. В первом случае защита проходит только перед 1Т-специалистами, представителями бизнеса и крупных компаний, которые оценивают бизнес-идею и её жизнеспособность. Во-втором, защиты мало чем отличаются от традиционных, а представители бизнеса включаются в комиссии чисто формально. Важно, чтобы, защищая свою ВКР студент мог не только продемонстрировать оригинальную бизнес-идею. Не менее важно, чтобы он мог отрефлексировать пройденный путь и свой опыт, оценить актуальность полученных в университете знаний и навыков. Необходимым условием получения такого результата являются систематические встречи с трекером. В связи с вышесказанным становится очевидным, что для защиты стартапа важно создание «сбалансированной» комиссии, состоящей из специалистов по предметной и предпринимательской части.

Ещё один аспект связан с сотрудничеством с существующими стартапами и компаниями. Эксперт полагает, что лучшие гипотезы по созданию стартапов уже проверены крупными компаниями, а оставшиеся предлагаются студентам. Подобные выводы сделаны на основе наблюдений за проектными марафонами, когда кейсы больших компаний не вызывали у студентов интереса, либо были сложны и беспредметны. В то же время у субъектов малого предпринимательства множество различных идей, но ресурсы ограничены. В этой связи сотрудничество университетов с небольшими компаниями может быть более перспективно. С содержательной точки зрения такое взаимодействие может выглядеть как реальное партнёрство, базирующееся не на финансовой, а творческой составляющей.

По мнению директора Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково важным

аспектом является командная работа: современному предпринимателю необходимо уметь подбирать людей с требуемыми компетенциями, проводить функ-ционализацию коллектива. Кроме того, необходимо уметь оценивать свой проект со всех сторон. Объективность позволяет спрогнозировать критику, с которой проект столкнется в процессе защиты, а в реальной жизненной ситуации непредвзятость позволит избежать многих проблем, в том числе и финансовых.

К числу трендов, существующих в сфере взаимодействия вузов и бизнеса, эксперт относит рост заинтересованности в партнёрстве технологически ориентированных бизнесов. Компании с большей готовностью стали предоставлять студентам для решения задачи инженерного характера. Сегодня ещё многое зависит от открытости вуза, его готовности к гибкой и дружественной коммуникации.

Проект «Стартап как диплом» в наибольшей степени актуален для технических вузов, некоторые из них уже движутся в направлении создания акселераторов. Однако собственные инкубаторы, которые сегодня имеются в крупных вузах, представляют собой по большей части «песочницы» для студенческих проектов и предоставляют лишь ограниченный доступ к рынку. Продолжением таких инициатив может стать обеспечение связи с реальными экспертами и инвесторами. Так, в МФТИ, несмотря на наличие собственного эндаумент-фонд, привлечены средства венчурных фирм в размере 10 млн долл. для инвестиций в проекты выпускников.

Активизация инновационных подразделений крупных корпораций может быть интересна для них не только с финансовой точки зрения. Другим значимым результатом сотрудничества с вузами является продвижение своего инновационного имиджа, развитие корпоративной культуры и поиск коммерческих идей, созвучных с характером бизнеса таких компаний. Именно поэтому современные корпорации создают собственные программы по акселерации и инкубации, организуют конкурсы и запуска-

86

ют пилотные проекты. К числу наиболее активных в этом направлении компаний можно отнести СБЕР, MTS, «Лабораторию Касперского».

Решение другой проблемы - ограниченности ресурсов молодых людей может быть осуществлено за счёт моделирования бизнес-процессов. Известный предприниматель и исследователь Стив Бланк доказал, что экспериментальная работа является более эффективным методом тестирования бизнес-гипотез, чем их проверка рынком [1]. Озвученные им концепции «минимального продукта» и «смены стратегий» могут способствовать достижению результата с минимальными вложениями и в короткие сроки, однако их реализация возможна лишь при условии качественной экспертизы, которой сегодня остро не хватает в университетах.

В данных условиях взаимодействие с успешными и стабильными компаниями также может быть продуктивным с точки зрения повышения шансов на успех начинающих предпринимателей с первого раза. Единственной проблемой, которую почти невозможно решить, является инертность мышления молодых предпринимателей, имеющей место в силу отсутствия опыта реагирования на резкие перемены и нестабильность рынков. Именно поэтому ещё одной задачей вузов является отбор студентов, которые обладают необходимыми интеллектуально-волевыми качествами.

Выводы

Подводя итог, отметим, что молодёжному предпринимательству со стороны государства сегодня уделяется много внимания. Но и сама молодёжь сегодня проявляет большой интерес к созданию собственного дела. Результаты социологических исследований показывают, что среди молодых людей привлекательность предпринимательской деятельности значительно выше, чем среди населения страны в целом. В то же время основным барьером, в открытии собственного бизнеса молодые респонденты считают отсутствие необходимых знаний и навыков. Таким образом, сегодня актуализируются вопросы формирования

в вузах комплексных программ поддержки студенческого предпринимательства, включающие наставничество.

Одной из ключевых программ, направленных на развитие студенческого предпринимательства, является «Стар-тап как диплом», инициированная Ми-нобрнауки РФ. Полученный в ходе реализации опыт показывает, что целевой аудиторией данной программы является лишь небольшая часть студенчества. Это молодые люди, обладающие соответствующей мотивацией, набором морально-волевых, интеллектуальных и других качеств, способствующих предпринимательству. При традиционном университетском образовании у таких молодых людей на определённом этапе возникает дилемма: заниматься проектом, или сконцентрироваться на учёбе. Основная цель программы - устранить эту дилемму и позволить молодым людям получить полноценное образование вместе с созданием собственного бизнеса. Очень важно создание какого-либо осязаемого продукта.

Развитие студенческого предпринимательства представляет собой серьезный вызов для вузов и касается он, прежде всего, перестройки моделей образования. Однако изменения, подразумевающие интеграцию реальной практической деятельности в образовательный процесс, сегодня являются приоритетом для экономики страны.

Литература

1. Бланк С. Четыре шага к озарению. М.: Альпина Паблишер, 2014. 376 с.

2. Единый реестр малого и среднего предпринимательства // Сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: https://ofd.nalog.ru. (дата обращения 10.10.2023).

3. Ко дню молодежи: как подростки и молодые люди относятся к предпринимательской деятельности 27 июня 2021 года // Сайт аналитического центра НАФИ URL: https://nafi. ru/analytics/ko-dnyu-molodezhi-kak-podrostki-i-molodye-lyudi-otnosyatsya-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti/ (дата обращения 10.10.2023)

87

4. Малое и среднее предпринимательство // Сайт «Национальные проекты России» URL: https://национальные-проекты.рф/projects/msp (дата обращения 10.10.2023)

5. Начать зарабатывать - в 18, переехать от родителей - в 20, завести детей - в 25. Молодежь о возрасте важных этапов. 13 июля 2022 года // Сайт аналитического центра НАФИ URL: https://nafi.ru/analyt-ics/nachat-zarabatyvatv-18-pereekhat-ot-roditeley-v-20-zavesti-detey-v-25-molodezh-o-vozraste-vazhnykh-/ (дата обращения 10.10.2023)

6. Поддержка студенческого предпринимательства: меры поддержки со стороны вузов и информирование о них. Результаты комплексного социологического исследования среди студентов российских вузов // Сайт аналитического центра НАФИ URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/spetsproekt-podderzhka-studencheskogo-predprinimatelstva-mery-podderzhki-so-storony-vuzov-i-informir/ (дата обращения 10.10.2023)

7. Полюшкевич О.А. Угрозы и риски утраты социального доверия в современном обществе // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2023. № 14. С. 101-106.

8. Российский бизнес глазами «отцов» и «детей». 28 ноября 2019 года // Сайт аналитического центра НАФИ URL: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-rossiyskiy-biznes-glazami-ottsov-i-detey/ (дата обращения 10.10.2023)

9. 75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность. 9 июля 2021 года. Сайт аналитического центра НАФИ URL: https:// nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (дата обращения 10.10.2023)

YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN

THE HIGHER EDUCATION SYSTEM:

PROBLEMS AND PROSPECTS

Ambrushkevich K.V., Khairullina N.G.

Tyumen Industrial University Tyumen

The article discusses the problems of developing youth entrepreneurship in the higher education system. It seems that universities are the optimal environment for creating appropriate conditions through the formation of mentoring, organizing interaction with representatives of successful businesses, and selecting young people with the necessary intellectual and volitional qualities. The results of studies of large Russian sociological research centers are presented, as well as expert opinions voiced in online publications. Aspects such as the attractiveness of entrepreneurship among young people and the barriers that young people face when opening their own businesses are revealed. The difficulties associated with the implementation of the program of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Startup as a diploma" are separately considered. Expert opinions are shown regarding eliminating the imbalance between the theoretical and practical components in the content of the educational process; solving problems of cooperation between universities and successful startups and companies; overcoming obstacles associated with educational formats.

Keywords: management, entrepreneurship, business, youth, students, higher education, final qualifying work.

References

1. Blank S. Four steps to insight. M.: Alpina Publisher, 2014. 376 p.

2. Unified register of small and medium-sized businesses // Website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. URL: https://ofd.nalog.ru. (access date 10.10.2023).

3. For Youth Day: how teenagers and young people feel about entrepreneurship June 27, 2021 // Website of the NAFI Analytical Center URL: https://nafi.ru/analytics/ko-dnyu-molodezhi-kak-podrostki-i-molodye -lyudi-otnosyatsya-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti/ (accessed 10.10.2023)

4. Small and medium-sized businesses // Website "National Projects of Russia" URL: https://nationalprojects.rf/projects/msp (access date 10/10/2023)

5. Start earning money at 18, move away from your parents at 20, have children at 25. Young people talk about the ages of important stages. July 13, 2022 // Website of the analytical center NAFI URL: https://nafi.ru/analytics/nachat-zarabatyvatv-18-pereekhat-ot-roditeley-

88

v-20-zavesti-detey-v-25-molodezh-o-vozraste-vazhnykh-/ (date of access 10.10.2023)

6. Support for student entrepreneurship: support measures from universities and information about them. Results of a comprehensive sociological study among students of Russian universities // Website of the analytical center NAFI URL: https://nafi.ru/projects/ sotsialnoe-razvitie/spetsproekt-podderzhka-studencheskogo-predprinimatelstva-mery-podderzhki-so-storony-vuzov-i- informir/ (accessed 10/10/2023)

7. Polyushkevich O.A. Threats and risks of loss of social trust in modern society // The

problem of the relationship between the natural and the social in society and man. 2023. No. 14. pp. 101-106.

8. Russian business through the eyes of "fathers" and "sons". November 28, 2019 // Website of the analytical center NAFI URL: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-rossiyskiy-biznes-glazami-ottsov-i-detey/ (access date 10/10/2023)

9. 75% of teenagers want to improve their financial literacy. July 9, 2021. Website of the analytical center NAFI URL: https://nafi.ru/ analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (access date 10/10/2023)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.