Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маринченко Т.Е., Сураева Е.А.

В статье рассмотрена стратегия Правительства Великобритании в сфере АПК, Государственная поддержка в области содействия технической и технологической модернизации и инновационное развитие АПК в Великобритании.The article discussed the strategy of the Government of the United Kingdom in the scope of the agro-industrial complex, state support for the promotion of technical and technological modernization and innovative development of the agro-industrial complex in the UK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

ФГБНУ «Росинформагротех» Marinchenko Т.Е., Suraeva Е.А.

FGBNU "Rosinformaarotekh"

Государственная поддержка технической и технологической модернизации н инновационного развития АПК в Великобритании

State Support of Technical and Technological Modernization and Innovative Development of

Agro-Industrial Complex in the UK

Ключевые слова: EC, Великобритания, агропродовольственный сектор, аграрная политика, инноваци-: развитие.

Key words: EU, United Kingdom, farm produce sector, agricultural policysupport, innovative development.

Аннотация: в статье рассмотрена стратегия Правительства Великобритании в сфере АПК, Государст-поддержка в области содействия технической и технологической модернизации и инновационное раз-: АПК в Великобритании

Summary. The article discussed the strategy of the Government of the United Kingdom in the scope of the -industrial complex, stale support for the promotion of technical and technological modernization and innovative pment of the agro-industrial complex in the UK._

Государства, в которых создана благоприятная среда для обновления, внедрения и широкого распро-гния передовых технологий, обеспечивают конкурентные преимущества своим производителям на миро-I рынке [1,2].

По оценкам экспертов Россия может занять лидирующие позиции в 17 из 50 -55 макротехнологий, оп-сляющих потенциал развитых стран, в 22 - 25 направлениях выйти на мировой уровень через 5-7 лет, что олит от экспорта наукоемкой продукции ежегодно получать 120—150 млрд. долл. [3].

Вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Тема модер-т и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны, объем выделяемых i возрастает, в том числе через государственные фонды финансирования науки и механизм федеральных вых программ. В то же время сохраняется ряд финансовых, институциональных и инфраструктурных эв, препятствующих переходу к устойчиво высокому долгосрочному росту. Вмешательство государства в инновационные процессы вызвано необходимостью создания стимулов к зациям, которых не генерирует в достаточной степени рыночная среда. В последние годы формированию вационной среды уделяется много внимания. При ее создании необходимо учесть положительный между-одный опыт, и на этой основе разработать адаптированный к особенностям современной российской эконо-[ подход к обеспечению эффективности создаваемой инновационной системы.

Стимулирование инновационной деятельности является приоритетным направлением научно-яической политики Европейского союза (ЕС). Формированию политики ЕС в области содействия ново-1ениям способствовал принятый в 1986 г. Единый европейский акт (ЕЕА), включающий научные ис-зования и опытно-конструкторские работы в сферу действия ЕС. Важнейшим инструментом реализации эвационной и научной - технической политики в рамках инновационной системы ЕС сегодня являются Ра-яые программы научных исследований и технологического развития. 7-я Рамочная программа (2007-2013 представляла собой важнейший шаг вперед в области интенсификации усилий по инновационному разви-I стран Европейского союза.

Ассигнования на НИОКР из бюджета ЕС в разные годы не превышали 2% совокупных националь-расходов стран членов на эти цели (частных и государственных). По данным Евростата затраты на ис-аования и разработки ЕС в 2013 г. выросли по сравнению с 2004 г. в абсолютном измерении в 1,41 раз, в сительном — на 0,26 процентных пункта и достигли 2,02% ВВП [4]. ЕС финансирует наиболее дорого-¡rr ящие фундаментальные исследования, а также технологические разработки, не дающие быстрой коммерческой отдачи или связанные с риском.

Используются три способа организации и финансирования инновационной деятельности за счет гг-дств ЕС: исследования, осуществляемые Совместным научно- исследовательским центром полностью ü --чет бюджета ЕС, проекты на контрактной основе (оплачиваются в среднем в размере 50% от стоимости работ) и координация национальных исследований.

Европейская инновационная экосистема

Рисунок!. Европейская инновационная экосистема [5]

Взаимодействие элементов инновационной системы удобно рассмотреть на примере Европейской инновационной экосистеме1 (Рис. 1).

Содействие разработке и внедрению инноваций осуществляется как на уровне научно-технической политики Евросоюза, так и на национальных уровнях стран членов ЕС. Фирмам, разрабатывающим и реализующим новые товары и технологии, оказывается государственная поддержка, так как инвестиции в них относятся к рискованной сфере вложения капитала. В Великобритании и ряде других стран ЕС применяются специальные льготы для малых и средних предприятий. Для венчурного бизнеса представлены налоговые льготы на доходы корпораций. Их получателями являются в основном крупные инновационные компании.

В области сельского хозяйства в настоящее время в странах-членах ЕС осуществляется реформа Единой сельскохозяйственной политики ЕС (ЕСХП). Новый пакет, определяющий уровень и порядок государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли (в рамках законодательства, определенного Евро-комиссией по реформированию ЕСХП ЕС) будет работать на территории стран-членов ЕС 2014 - 2020 гг. Основные реформы страны-члены ЕС намерены осуществить в 2015 г, в том числе введение новой системы выплат и субсидий, изменение их структуры.

В бюджете ЕС (бюджет ЕС в 2012 г. около 144,5 млрд евро) на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий стран - членов ЕС направлено около 58,6 млрд евро (40,5% бюджета), из которых около 40 млрд евро (27,7%) - прямые выплаты фермерам (погектарные субсидии) и 14 млрд евро (9,7%) - на развитие сельских территорий. Расходы на сельское хозяйство продолжают снижаться, в 2013 г. они составляли 33,1% против 40,5% в 2012 г. [6].

В ЕС действует общая Программа в области сотрудничества, научных исследований и развития стран-членов ЕС. Координатором Программы на территории Великобритании является Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионааьного образования Великобритании. Бюджет Программы со-

1 Логичная, непротиворечивая и продуманная инфраструктурная сеть но поддержке и продвижению инноваций: http: ''www.kommersant.ru/doc/2341930

ставляет 50,5 млрд евро, который финансирует научные и прикладные (биологические и сельскохозяйственные) исследования, проводимые на базе единого Европейского Научного Центра. Результаты работк центра доступны всем странам-членам ЕС.

Государственная поддержка, направленная h¿ техническую и технологическую модернизацию и инновационное развитие АПК в Великобритании, реализуется в рамках ЕСХП, которая осуществляете« и проводится в соответствии с порядком и правилами, определенными Соглашением ЕС. Около 7% средств ЕС, выделяемых по линии ЕСХП в качестве субсидий и грантов, приходится на Великобританию, по объем} производства сельскохозяйственной продукции страна занимает шестое место среди стран-членов ЕС.

Стратегия правительства Великобритании s области АПК (опубликована в июле 2013 г.) определяет необходимость улучшения потенциала британского АПК путем внедрения научных разработок в сельскохозяйственную отрасль. Департамент по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (Department fer Environment Food & Rural Affairs - DEFRA) на эти цели выделило 160 млн. англ. ф. ст., из которых "0 млн. ориентированы на коммерциализацию уже ра>-работанных сельскохозяйственных технологий, а оставшиеся 90 млн. запланированы на строительство ■ оснащение сельскохозяйственных инновационных! центров мирового класса.

DEFRA в июне 2014 г. опубликовало документ «Решения Правительства по подготовке правил и порядка оказания государственной поддержки сельскохозяйственному сектору Великобритании», в котором Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли разделена на две основные частш Первая - основывается на специальном законодательстве ЕС (Statutory management Reguirements). Вторая -J на стандартах, разработанных и принятых в рамкая АПК Великобритании, которые обеспечивают высо-1 кие показатели сельского хозяйства и благоприятны] для окружающей среды (Gool Agricultural and Envfl ronmental Condition).

Кроме этого, соглашение ВТО по сельское хозяйству определяет меры государственной пом держки производства и торговли в АПК Великобрш тании, среди которых:

поддержка инновации путем создания усло-для быстрого внедрения научных сельскохозяйст-и лесных разработок на полях фермерских ств;

увеличение расходов на специапьное сель-зяйственное образование и проведение практи-занятий;

поощрение расширения деятельности сель-зяйственных и перерабатывающих кооперати-

поддержка сельскохозяйственных проектов, ые способствуют получению дополнительных в разных отраслях, включая производство и ботку сельскохозяйственных товаров. В част-к этой категории относятся проекты, по разре-проблем в области сохранения окружающей охраны здоровья сельскохозяйственных жи-с одной стороны и способствуют увеличению ивности сельского хозяйства. В Великобритании не применяются такие ме-государственной поддержки как ценовое вмеша-регулирование объемов производства, ком-ия за экспортную продукцию и прочие приемы й интервенции, так как рамках отдельной стра-ЕС создание условий особого благоприятствова-:апрешено. Вместе с тем, не вмешиваясь в дела ких хозяйств, британское правительство уча-в финансировании мероприятий по повыше-качества продукции, обеспечению ветеринарного санитарного надзора, защите окружающей сре-стимулированию производства в депрессивных ах, по обеспечению доходности малых пред-й. внедрению научно-технических достижений

Сформирован Совет по руководству сельско-гвенными инновациями и новыми технология-5 рамках государственной Стратегии. Приорите-являются исследования в области повышения дня почвы, возвращения в сельскохозяйст-оборот почв, подверженных эрозии и сокра-выброса в атмосферу парниковых газов. В 2013 г. правительство Великобритании ляло следующие меры государственной под-. направленные на рост сельскохозяйственного

производства и улучшение качества жизни в сельской местности, среди которых:

• проведение конкурса среди фермерских хозяйств на право получения грантов в размере от 500 до 5000 англ. ф. ст.;

• реализация целевой программы поддержки сельского хозяйства Англии с общим объемом финансирования в 170 млн. англ. ф. ст.;

• проведение консультаций по оптимизации использования фермерских строений и сооружений;

• поддержка Фонда развития возобновляемых источников энергии в сельских регионах объемом 20 млн. англ. ф. ст.;

• реализация продовольственной стратегии «Food 2030», основными результатами которой должно стать планомерное увеличение объемов производства продуктов питания и увеличение количества занятых в сельском хозяйстве [7].

Бюджет DEFRA использовался в 2012-13 гг. на следующие направления:

поддержка и развитие британского сельского хозяйства, устойчивое производство продуктов питания;

повышение качества окружающей среды;

поддержание прочности и стабильности «зеленой экономики», развитие сельских территорий в условиях меняющегося климата:

контроль животноводческой отрасли и предотвращение заболеваний сельскохозяйственных животных;

контроль за возможными наводнениями и другими непредвиденными чрезвычайными ситуациями в окружающей среде.

Следует отметить, что официальная статистика о размерах господдержки сельскому хозяйству в Великобритании не ведется, имеются лишь общие оценки объема субсидий и грантов, данные о которых предоставляются в Еврокомиссию. В силу этого, DEFRA не афиширует актуальную и детализированную информацию. Наиболее поздняя информация в открытых источниках о субсидиях и господдержки, направленной на поддержку АПК датируется 2012 г (Табл. 1).

Таблица 1 - Распределение средств государственной поддержки в Великобритании в _ 2011- 2013 гг. |65|

Отрасли

Всего господдержка (не вкл. транспорт) Сельское хозяйство

годы

2011 г.

2012 г.

4 563,0

4 915,9

324,4

334.4

Рыболовство

1,6

1.3

Помощь по общим направлениям

3 596.5

4 077.3

В том числе:

Защита окружающей среды, включая энергосбережение

098.1

1 538,9

Развитие регионов

345,9

264,4

Инновации

003.9

920.7

Малый н средний бизнес

673,1

В дополнение, DEFRA осуществляло свои и и финансировало ряд профессиональных ерческих программ, агентств и организаций, которых: программа поддержки отрасли по пе-•е отходов и минеральных ресурсов, агентст-

во по национальным паркам, комитет по лесоразведению (вне рамок ОЕРКА).

DEFRA в настоящее время определило четыре приоритетных направления своей работы на ближайшую перспективу: развитее сельских территорий

страны, улучшение окружающей среды, создание условий для развития растениеводческой отрасли, создание условий для развития животноводческой отрасли и создание ГМ сортов томата и апельсина с высоким содержанием.

Одной из важных задач, которая стоит перед сельскохозяйственной отраслью Великобритании является создание единой платформы для работы фермеров и ученых для обсуждения вопросов, в частности, о значении биотехнологической отрасли и ее возможностей по увеличению производительности агарного сектора.

К последним научным разработкам в области генной модификации (ГМ) сельскохозяйственных культур в Великобритании относятся следующие: создание ГМ сортов злаковых культур с высоким содержанием цинка (2п) в зерне, создание ГМ сортов масличных культур с химическим составом растительного масла, идентичного рыбьему жиру и природных антиоксидантов в плодах.

Уделяется внимание государственной поддержке сельскохозяйственной кооперации в Великобритании. Сельскохозяйственные кооперативы -это автономные организации, действующие на основе самопомощи под контролем их членов. Если они заключают соглашения с другими организациями, в том числе с правительствами или изыскивают средства из внешних источников, они делают это на условиях, обеспечивающих прозрачный контроль со стороны их членов и сохранения автономии кооперативов. Правительство Великобритании осуществляет политику поддержки сельскохозяйственного кооперативного движения путем:

предоставления льгот по уплате налогов членов кооперативов; создания условий по функционированию кооперативов в рамках закона о груде;

принятия мер, обеспечивающих использование кооперативами лучшего опыта в производстве;

обучения кооперативным принципам и практике на всех возможных уровнях национального образования и общества в целом:

облегчения кооперативам доступа к кредитам;

-облегчения кооперативам доступа к рынкам: -распространения информации о кооперативах.

Государство оказывает финансовую поддержку фермерским кооперативам через создание специализированных агентств при кооперативах. Цель создания и финансирование агентств - формирование эффективной системы взаимодействия между фермерскими хозяйствами, кооперативами и государством. Поскольку в создании специализированных агентств непосредственно заинтересованы как государство, так и сельскохозяйственные кооперативы, то было определено, что финансирование будет осуществляться из двух источников: государственного и счет вовлеченных в работу сельскохозяйственных кооперативов поровну.

Официальное заявление властен Великобритании о засухе на части территории страны в 2013 г. послужило причиной создания нового общеевропей-

ского проекта, цель которого является выведение сортов сельскохозяйственных культур, обладающих устойчивостью к засухе и болезням. На эти цели ЕС выделяется 3 млн. евро на период 5-летних исследований. Руководить проектом поручено британскому Агентству по исследованиям в области продовольствия и окружающей среды (The Food and Environment Research Agency (FERA). К разработкам в рамках проекта привлечены 12 исследовательских центров и агентств из Великобритании, Франции, Венгрии. Испании, Германии, Италии и Чехии. Планируется использовать современные молекулярные и компьютерные технологии для изучения процессов, происходящих в геноме растений в условиях стресса, возникшего под воздействием засухи и возбудителей болезни.

Переработка отходов производства в АПК является еще одним направлением, которое имеет государственную поддержку. Задачей является создание производства с нулевым уровнем отходов производств. Меры признаны стимулировать британских фермеров по сокращению, повторному использованию и возвращению в оборот всех отходов и отработанных материалов сельскохозяйственных производств. В 2013 г. британские фермеры и компании, которые подключились к программе повторной переработки отходов, вывезли на полигоны только 6 % не переработанных отходов, в то время как в 2005 г. их было 47.

Еще одним примером государственной поддержки, направленной на техническую (технологическую) модернизацию и инновационное развитие АПК в Великобритании является международный проект STAR-IDAZ, реализуемый в рамках ЕСХП ЕС. Проект был основан пять лет назад Европейской Комиссией (сумма фанта на 7 лет - составляет 1 млн. евро). В проект включены 24 партнера из 18 стран. Целями международного проекта является усиление связей между странами-участницами Проекта, устранени; дублирования исследований, максимальное использование наработанного опыта и ресурсов стран-участниц проекта, а также ускорение работы по созданию эффективных методик исследований по означенным проектом темам [8].

Большое внимание в ЕС уделяется класт ной политике. Инновационная компонента ме— наднациональной системы ЕС, национальными ин вацнонными системами, региональными подсисте ми и кластерами прослеживаться практически в л бой деятельности. Так, в рамках так называемой «Г литики сплочения» (Cohesion Policy) в течение 200' 2013 г. запланировано использовать 86 млрд евро поддержку научных исследований и инноваций. Р работай Меморандум в рамках инициативы Европ ской Комиссии ИННОВА, который необходимое наличия сильных кластеров, основанных на инн циях и стремящихся к совершенству [9].

Согласно данным правительства Велико* тании, ОЭСР и ООН, Великобритания возглав: рейтинг европейский стран по уровню инвестиц ной привлекательности.

Литература

1. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование «нновационной системы АПК: организационно- экономические аспекты: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росннфор-магротех». - 2013. - 216 с.

2. Марннченко Т.Е., Кузьмин В.Н. Метод оценки и механизм отбора перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе'/Ж.: Техника 11 оборудование для села - 2015, № 2 (212). - с. 27-30.

3. Организационно-экономический механизм трансфера инноваций: науч. докл. / Минсельхоз России, ФГБНУ "Росинформагротех"; исполн.: В. Н. Кузьмин, А. П. Королькова, Т. Е. Марннченко. - г. п. Правдинский, 2014. - 115 с.

4. В 2013 г. затраты на исследования и разработки в ЕС выросли до 2% ВВП [Электронный ресурс]. .*RL:http7,/epp.eurostat.ec.europaeu/cache/ITY_PUBLIC/9-17112014-BP/EN/9-17112014-BP-EN.PDF (дата обращения

11.2014).

5. European Entrepreneurship & Innovation Program (ME 421) Dr. Burton H. Lee PhD MBA Program Director Department of Mechanical Engineering January 4 2010 [Электронный ресурс]. URL: -.ttp://me421.stanford.edu (дата обращения 10.11.2014).

6. Статистический ежегодник Eurostat regional yearbook 2014 [Электронный ресурс]. '-'RL:http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_detaiIs/publication?p_product_code=KS-HA-14- (дата обращения 17.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Department for Environment, Food & Rural Affairs homepage. Research at Defra [Электронный pe-cypc] URL:https://\v\\A\,.gov\uk/govemment/organisations/department-for-environment-food-rural-affairs/about/research (дата обращения 17.12.2014).

8. Global Strategic Alliances for the Coordination of Research on the Major Infectious Diseases of Annals and Zoonoses [Электронный ресурс]. URL: http://www.star-idaz.net/ (дата обращения 17.02.2015).

9. European Cluster Memorandum, 2008 http://www.vinnova. se/In-English/misc/Speciella si-ior/Inno vat ion-and-C" lusters/

10. SanduI.S., RyzhenkovaN.E., VeselovskyM.Y., SolovyovA.Y. Economicaspectsofinnovation-:-rientedmarketeconomyfomiation/ I.S. Sandu, N.E.Ryzhenkova. M.Y.Veselovsky, A.Y.Solovyov lifeScienceJoumal.-2014.-T. ll.-№ 12.-C. 242.

11. Демишкевич Г.М. Опыт сельскохозяйственного консультирования в Германии и возможности его применения в России //Аграрный вестник Урата. 2008. №5.-с. 102-104._

УДК 631.145.

Мизанбекова С.К.

д.э.н. РФ, д. эл. РК, профессор. Казахский национальный аграрный университет

Регулирование и организации закупок зерна в Казахстане

Ключевые слова: Продовольственная контрактная корпорация, государственные ресурсы, сельские товаропроизводители, зерно, зернопродукты, продовольственная безопасность,закупки.

Keywords: Food Contract Corporation, state resources, rural producers, grain, grain products, food security, procurement.

Аннотация: В статье изложены вопросы гарантированного формирования государственных ресурсов зерна, являющихся надежным механизмом обеспечения потребностей страны в зерне и зернопродуктах и поддержки отечественных товаропроизводителей. Важным источником формирования товарных ресурсов зерна для продовольственных целей являются государственные закупки, осуществляемые Продовольственной корпорацией. Совершенствуются условия закупок зерна в государственные ресурсы, осуществляется финансирование производителей на весенне-полевые работы, обеспечивается участие в закупках непосредственных товаропроизводителей зерна, для чего разработаны документы, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и характеризующих его финансовое состояние.

Abstract: This article presents questions guaranteed formation of state reserves of grain, is a reliable mechanism for the country's needs in grain and grain products, and to support domestic producers. An important source of commodity resources of grain for food purposes are public procurement by the Food Corporation. Improving conditions of purchases of grain in state resources are being financed producers on spring field work to ensure participation in the procurement of direct producers of grain, which has developed a document confirming the status of agricultural producers and characterizing its financial condition.

Гарантированное формирование государственных ресурсов зерна является надежным механизмом обеспечения потребностей страны в зерне и зернопродуктах и поддержки отечественных товаропроизводителей. Одним из основных источников форми-

рования товарных ресурсов зерна для продовольственных целей является государственные закупки, осуществляемые АО «НК «Продкорпорацпя», располагающей представительствами в 10 областных центрах республики, а также зарубежные представитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.