Научная статья на тему 'Финансово-кредитный механизм развития АПК Алтайского края'

Финансово-кредитный механизм развития АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайков С.Н.

В статье рассмотрен кредитно-финансовый механизм развития АПК Алтайского края. Анализ показал, что уровень государственной поддержки АПК Алтайского края является недостаточным для коренного изменения состояния агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit und financial mechanism of development of agro-industrial complex of the Altai Territory is discussed in the article The analysis shows, that level of state support for agro-industrial complex of the Altai Territory is not enough for basic improvement of it.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитный механизм развития АПК Алтайского края»

2. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / Под ред. В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 404 с.

3. Сфера услуг: новая концепция развития / Под ред. В.М. Рутгайзера. - М.: Инфра, 2005. - 324 с.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

© Зайков С.Н.*

Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул

В статье рассмотрен кредитно-финансовый механизм развития АПК Алтайского края. Анализ показал, что уровень государственной поддержки АПК Алтайского края является недостаточным для коренного изменения состояния агропромышленного комплекса.

Credit und financial mechanism of development of agro-industrial complex of the Altai Territory is discussed in the article

The analysis shows, that level of state support for agro-industrial complex of the Altai Territory is not enough for basic improvement of it.

В распоряжении Правительства РФ от 19.01.2006 №38-р «О программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» впервые конкретизированы некоторые из показателей национального проекта «Развитие АПК». Так, реализация сценария ускоренного развития животноводства с ориентацией на внутренний рынок позволит увеличить производство мяса на 7 %, молока - на 4,5 % при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 г. Реализация мер по развитию зернового экспортного потенциала позволит довести производство зерна в 2008 г. до 85 млн. т., 2010 г. - до 100 млн. т., в 2015 г. - 15 млн. т. Потенциальные возможности по экспорту зерна составят в 2008 г. - 12,4 млн. т., в 2015 г. - 15 млн. т. Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2008 г. до 80,3 %, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 38,5 %.

Основным механизмом достижения поставленных целей по ускоренному развитию предприятий АПК является формирование эффективного

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», канд. сель.-хоз. наук

финансово-кредитного механизма и расширение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей.

В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» господдержка сельскохозяйственного производства была предусмотрена в виде субсидий в размере 22440 млн. руб. (на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях -7675 млн. руб.; на дизельное топливо - 500 млн. руб.; закладку и уход за многолетними насаждениями - 369,7 млн. руб.; поддержку элитного семеноводства - 260,2 млн. руб.; племенного животноводства - 745 млн. руб.; компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур - 2998,5 млн. руб.). На реализацию национального проекта «Развитие АПК» предусмотрено субсидий в размере 5350 млн. руб.

Даже относительно незначительная поддержка государством АПК России (в среднем около 5 копеек на 1 рубль выручки от реализации продукции) обеспечила с 2002 г. непрерывный рост прибыли и рентабельности предприятий АПК.

Так как на уровне субъекта федерации имеется единый орган государственной власти, призванный не только руководить народным хозяйством, но и обеспечивать его экономическую целостность, а также выраженное стремление к самообеспечению продовольствием [1], региональные АПК в масштабе субъекта федерации остаются важнейшей структурной единицей АПК Российской Федерации.

Приоритетным направлениями государственной поддержки АПК Алтая за счет средств федерального бюджета были следующие:

На реализацию программ по развитию растениеводства в 2006 г. фактически поступило в краевой бюджет 473, 642 млн. руб. Из них 24, 058 млн. руб. - субсидии на поддержку элитного семеноводства; 15, 639 млн. руб. - на производство льна и конопли; 3,8 млн. руб. - на закладку и уход за многолетними насаждениями; 430, 145 млн. руб. - компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур.

Субсидии на поддержку племенного животноводства составили 8,658 млн. руб.

Всего на финансирование мероприятий в области сельского хозяйства Алтайского края в 2006 г. из федерального бюджета поступило 1081,168 млн. руб., в том числе на реализацию Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 70,833 млн. руб. (табл. 1).

Из краевого бюджета в 2006 г. мероприятия в области сельского хозяйства фактически профинансированы на 843, 251 млн. руб. Из них по краевой целевой программе «Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства» фактически поступило 205, 416 млн. руб., в том числе 64,5 % (132, 560 млн. руб.) было выделено на мероприятия в растениеводстве и 26,8 % (55, 109 млн. руб.) - на поддержку животноводства.

Таблица 1

Господдержка сельскохозяйственного производства Алтайского края в 2006 г., млн. руб. (Фактическое финансирование)

Показатели В целом по России из федерального бюджета По Алтайскому краю из федерального бюджета гр. 3 в % к гр. 2 По Алтайскому краю из краевого бюджета гр. 5 в % к гр. 2 Итого гос. поддержка пред-ий АПК Алт. края гр. 7 в % к гр. 2

1 2 3 4 5 6 7 8

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в кредитных организациях 7675 174,560 2,27 3,859 0,05 178,419 2,32

Субсидии на дизельное топливо 5000 353,475 7,07 - - 353,475 7,07

На закладку и уход за многолетними насаждениями 369,7 3,800 1,03 1,559 0,42 5,359 1,45

На поддержку элитного семеноводства 260,2 24,058 9,25 33,08 12,71 57,138 21,96

На производство льна и конопли - 15,639 - 0,789 - 16,428 -

На поддержку племенного животноводства 745 8,658 1,16 25,650 3,44 34,308 4,61

На компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур 2898,5 430,145 14,84 1,129 0,04 431,274 14,88

Прочие субсидии 141,6 0 х 770,502 544,14 770,502 544,14

На реализацию нац-го проекта «Развитие АПК» 5350 70,833 1,32 6,683 0,12 77,516 1,45

Итого 22440 1081,168 4,82 843,251 3,76 1924,419 8,58

В целом на поддержку сельскохозяйственной отрасли Алтайского края в 2006 г. из федерального бюджета было выделено 5 % средств от объема, заложенного на поддержку всего АПК России (табл. 1). Однако результаты сельскохозяйственного производства животноводческой продукции показали, что в 2006 г. производство мяса скота и птицы на убой снизилось на 7,2 % и составило 60005,6 тонн, в том числе: по крупному рогатому скоту снижение составило 11,1 %, по мясу овец - 59,6 %. Производство молока снизилось на 2,3 %.

Положительная тенденция сохранилась только в птицеводстве. Производство мяса птицы выросло на 23 %, а производство куриных яиц - на 8%.

Подобная тенденция объясняется неэффективностью кредитно-финансового механизма в области поддержки животноводства, а также низким платежеспособным спросом населения. [1] Статистический анализ

показал, что среди факторов, ограничивающих развитие деятельности организаций оптовой торговли в Алтайском крае в 2006 г. неплатежеспособность покупателей в % от числа обследуемых организаций составила -78 %. Следовательно, высокая себестоимость и, как следствие, высокая розничная цена продукции животноводства (кроме птицеводства) не «по карману» большинству населения края.

Кроме того на динамику сельскохозяйственного производства края повлияло миграционное снижение населения, которое в 2006 г. составило 7167 человек (- 28,3 на 10 тыс. чел. в среднем), что на 765 человек больше, чем в 2005 г. Экономически активное население покидает депрессивный регион, что также снижает уровень спроса на продукты питания в целом.

В растениеводстве края в 2006 г. наблюдалась та же тенденция. Так объем отгруженных зерновых и зернобобовых культур снизился на 7,2 % и составил 1262551 т., в том числе пшеницы - на 15,9 %. Положительная тенденция наблюдалась только по производству масличных культур (прирост за год - 24,6 %).

Ряд правительственных постановлений о порядке субсидирования АПК значительно расширил круг потенциальных заемщиков и увеличил сроки предоставления кредитов. Так, в 2006 году утверждена новая редакция правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, во-первых, по инвестиционным кредитам, полученным сельхозпроизводителями и организациями АПК всех организационно-правовых форм, а также фермерскими хозяйствами на срок до 8 лет; во-вторых, по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях на срок от 2 до 5 лет.

Субсидия предоставляется заемщику из бюджета субъекта РФ ежемесячно при условии своевременных погашения кредита и уплаты процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком - в размере 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату предоставления кредита.

В случае если процентная ставка по кредиту ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ, субсидия крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляется в размере 95 процентов фактических затрат на уплату процентов. При расчете размера субсидии предельная процентная ставка по кредиту, привлеченному в иностранной валюте, устанавливается в размере до 12 % годовых. Субсидия предоставляется исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного ЦБ РФ на дату осуществления затрат.

Субсидии на компенсацию процентной ставки ЛПХ (по краевой программе) на 2006 год фактически составили 3,859 млн. руб. 341 тыс. руб. от заложенной суммы (4,2 млн.) остались невостребованными, что объясняется слабым информационным обеспечением льготных кредитов и неко-

торой сложностью их оформления для малограмотных в экономическом отношении жителей сельхозглубинки. Субсидии процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам из федерального бюджета в размере 174,560 млн. руб., выданным в основном предприятиям АПК были использованы в пределах лимита без переходящих остатков.

Конечно, об эффективности финансирования сельского хозяйства можно судить лишь по прошествии времени. Кроме того, результат финансирования здесь не так очевиден, так как эффективность сельского хозяйства зависит от множества независимых от человека и мало поддающихся планированию факторов, прежде всего природно - климатических и погодных условий, а также особенностей предметов труда - биологических объектов, процесс размножения, роста и развития которых, напротив подчиняется строгим требованиям биологических законов, которыми нельзя пренебречь.

Однако с уверенностью можно констатировать, что государственное финансирование предприятий АПК в России и Алтайском крае, в частности, является недостаточным. Себестоимость сельскохозяйственной продукции такова, что сдерживается низким платежеспособным спросом населения, в то время как потребление продуктов животноводства в стране продолжает оставаться ниже нормы на 30 %, а молока - на 40 %. Высокая себестоимость обусловлена не только экстенсивным направлением развития сельскохозяйственных предприятий постсоветского пространства, но и огромными территориями при низкой плотности населения и плохой дорожной доступности.

Ситуация такова, что рядовой гражданин Евросоюза при средней зарплате в рублевом эквиваленте по курсу евро - 50-70 тыс. руб. может купить свинину в супермаркете по цене 75 руб. за кг., мясо курицы - по 35 рублей за кг и т.д. В то время как гражданин России при средней зарплате около 10 тыс. руб. покупает эти же продукты по цене в 1,5-2 раза выше.

Актуальность вопросов финансирования АПК обусловлена также тем, что после затяжного кризиса времен перестройки сельскохозяйственные предприятия нуждаются в огромных инвестициях, способных перевести процесс на интенсивный путь развития за счет новых технологий и новых ресурсов. В противном случае вхождение России в ВТО приведет к абсурдной ситуации: страна с самыми большими по площади сельскохозяйственными угодьями станет самым крупным импортером сельскохозяйственной продукции [4]. Кроме того, огромная доля импорта в объеме потребляемой сельскохозяйственной продукции сохраняет зависимость российской экономики от внезапных колебаний конъюнктуры зарубежных рынков и порождает постоянную угрозу импортируемой инфляции. Как следствие возрастают страновые риски, под угрозу ставится выполнение федеральных и региональных социальных программ.

Список литературы:

1. Алтухов А.И. Российский АПК: Современное состояние и механизмы развития: монография / А.И. Алтухов, В.А. Кундиус. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России»; Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 723 с.

2. Антонов Г.М. О мерах по повышению эффективности кредитного механизма АПК (территориальный аспект) // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 3. - С. 46-48.

3. Басалаева Е.В. Об эффективности государственного финансирования АПК // Финансы. - 2006. - №7. - С. 19-24.

4. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. - 165 с. (Науч. тр. ВИАПИ, вып. 6)

5. Шишкина Ю.Н. О роли сельской кредитной кооперации. / Экономические механизмы реализации национального проекта «Развитие АПК» на региональном уровне: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Саратовского РИППК РКС АПК. - Саратов: Научная книга, 2006. - С. 379-382.

ПРЕОДОЛЕНИЕ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

© Катаева Ю.В.*

Пермский государственный университет, г. Пермь

В статье рассматриваются механизмы преодоления асимметрии информации и возможности их реализации на рынке жилищного строительства. Основное внимание уделено оценке репутации фирмы-застройщика.

Одной из причин снижения уровня конкуренции и установления монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов на рынке жилищного строительства является неполнота и асимметричность информации. Неполнота информации влияет на особенности функционирования рассматриваемого рынка и создает возможность злоупотребления неинформированностью покупателей со стороны продавцов жилья. Экономические агенты, приобретающие жилье во вновь создаваемых объектах жилищного строительства, несут дополнительные трансакционные издерж-

* Старший преподаватель кафедры Экономической теории и мировой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.