WW^WW^V РРГМПНД ПКИЛЯ И OTP А Г ïtfra Я Я wn НП M ПК A
¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 332.1
DOI: 10.24412/2227-9407-2024-2-102-110 EDN: QVINJX
Государственная поддержка сельского хозяйства и развития сельских территорий: международный опыт
Алексей Сергеевич Сибиряев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ^ти09@таИты, https://orcid.org/0000-0002-9899-1388
Аннотация
Введение. Тема государственной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий является актуальной в современном мире, где роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и развития экономики большинства стран мира становится все более значимой. Поставленная цель статьи - выявить роль и основные современные направления государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий и обосновать направления их совершенствования.
Материалы и методы. В статье использовались данные официальных источников государственной статистики РФ и Всемирной торговой организации. Также был проведен анализ современных научных публикаций и статистических данных. Методы исследования включили в себя сравнительный анализ законодательства, программ и инструментов государственной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий. Результаты. В результате анализа были выявлены основные направления государственной политики в области сельского хозяйства и развития территорий в РФ, США и ЕС в части направлений финансовой поддержки, развития инфраструктуры, налоговых льгот, поддержки молодых фермеров и т. д.
Обсуждение. Характеристика направлений государственной поддержки включает в себя обсуждение эффективности существующих мер поддержки, их соответствия целям развития сельского хозяйства, а также возможных путей их совершенствования. Сравнение опыта государственной политики в РФ, США и ЕС выявил различия в подходах с учетом экономического состояния стран.
Заключение. На основе проведенного анализа были даны рекомендации для совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий в РФ, включая предложения по направлениям дальнейшего совершенствования инструментов поддержки.
Ключевые слова: аграрный сектор, государственная поддержка, Княгиннский университет, сельские территории, сельское хозяйство, субсидии, устойчивое развитие
Для цитирования: Сибиряев А. С. Государственная поддержка сельского хозяйства и развития сельских территорий: международный опыт // Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). С. 102-110. DOI: 10.24412/2227-94072024-2-102-110
State support for agriculture and rural development: international experience
Alexey S. Sibiryaev
Financial University under the Government of the Russian Fédération, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9899-1388
С., 2024
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Сибиряев А.
VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW
¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Abstract
Introduction. The topic of state support for agriculture and rural development is relevant in the modern world, where the role of agriculture in ensuring food security and economic development in most countries of the world is becoming increasingly important. The stated purpose of the article is to identify the role and main modern directions of state support for agriculture and rural areas and to justify directions for their improvement.
Materials and methods. The article used data from official sources of state statistics of the Russian Federation and the World Trade Organization. An analysis of modern scientific publications and statistical data was also carried out. The research methods included a comparative analysis of legislation, programs and instruments of state support for agriculture and rural development.
Results. As a result of the analysis, the main directions of state policy in the field of agriculture and territorial development in the Russian Federation, the USA and the EU were identified in terms of areas of financial support, infrastructure development, tax incentives, support for young farmers, etc.
Discussion. Characteristics of areas of government support include a discussion of the effectiveness of existing support measures, their compliance with the goals of agricultural development, as well as possible ways to improve them. A comparison of the experience of public policy in the Russian Federation, the USA and the EU revealed differences in approaches taking into account the economic state of the countries.
Conclusion. Based on the analysis, recommendations were made to improve state support for agriculture and rural development in the Russian Federation, including proposals for areas for further improvement of support tools.
Keywords: agricultural sector, state support, Princely University, rural areas, agriculture, subsidies, sustainable development
For citation: Sibiryaev A. S. State support for agriculture and rural development: international experience // Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 102-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-2-102-110
Введение
Роль государственной поддержки в функционировании сельского хозяйства и развитии сельских территорий является важной научной темой, поскольку исследует проблематику сельского хозяйства, являющейся одной из основных отраслей экономики России. Данная отрасль формирует продовольственную и экономическую безопасность страны, создает рабочие места и способствует развитию сельских территорий, что доказывают исследования многих современных ученых, в том числе Виноградова А. С. [1], Прониной Ю. Ю., Сенаторова Д. В., Бахтеевой М. Р. [2], Чирухина А. В. [3] и других. Однако отрасли сельского хозяйства и сельские территории, где располагаются данные отрасли сельского хозяйства, часто сталкиваются с различными вызовами, такими как ограниченные ресурсы, низкий уровень состояния инфраструктуры, сокращение численности населения. В таких ситуациях государственная поддержка становится единственным необходимым инструментом решения данных вызовов.
Цель данной научной статьи состоит в теоретическом исследовании роли государственной поддержки в функционировании сельского хозяйства и развитии сельских территорий.
Материалы и методы
В исследовании проведен анализ различных форм и механизмов государственной поддержки отраслей сельского хозяйства и сельских территорий как в РФ, так и других странах мира (США, ЕС). Предпринята попытка оценки их эффективности и влияния на социально-экономическое развитие сельских территорий. Для этого были применены и использованы следующие материалы и методы.
В качестве материалов явились данные о видах, формах, размере, структуре и направленности государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий в РФ и некоторых других странах за последние 20 лет.
Источниками данных явились официальные статистические публикации^ 2, отчеты международных организаций3, информация о реализуемых грантах по развитию сельского хозяйства, а также результаты научных исследований по данной теме.
Полученные данные были сгруппированы по следующим критериям: уровень развития территории, тип аграрной политики, виды и формы поддержки, цели и задачи поддержки, получатели и распределители поддержки, показатели эффективности и результативности поддержки.
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
В качестве методов исследования был применен комплексный подход к анализу данных. Используемые методы позволили выявить основные тенденции и закономерности в динамике и структуре государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий, а также определить факторы, влияющие на эффективность и результативность поддержки. Была проведена сравнительная оценка моделей и подходов к организации и реализации государственной поддержки в РФ, США и ЕС.
Результаты
Анализ форм государственной поддержки сельского хозяйства в исследуемых странах мира и объединениях раскрыл, что они охватывают широкий спектр программ, инструментов и реализуемых направлений в государственной политике. На протяжении десятилетий правительства данных стран активно участвуют в поддержке отраслей сельского хозяйства, поскольку это является важным сектором, обеспечивающим продовольственную безопасность, занятость и экономическое развитие.
По результатам обобщения проводимых научных исследований по данной теме было выявлено, что государственная поддержка сельского хозяйства и развития сельских территорий имеет несколько видов своего проявления.
Во-первых, она может предоставляться в форме финансовых субсидий, которые помогают сельскохозяйственным организациям экономически эффективно вести свою хозяйственную деятельность [4; 5; 6]. Это может быть компенсация при реализации продукции в условиях низких рыночных цен, не покрывающих затраты товаропроизводителей на производство и реализацию продукции.
Одной из наиболее распространенных форм государственной поддержки сельского хозяйства являются прямые субсидии, которые предоставляются в виде финансовой помощи, субсидирования процентных ставок по кредитам или компенсации затрат на семена, удобрения, горючесмазочные материалы и другие виды ресурсов. Эти субсидии часто оказываются ключевыми для обеспечения устойчивости функционирования и поддержания конкурентоспособности аграрного сектора экономики.
Другие формы поддержки включают налоговые льготы для сельскохозяйственных организаций, тарифную политику для импорта сельскохозяйственной продукции, программы страхования урожаев и сельскохозяйственных животных, закупки
сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для государственных нужд и т. п.
Во-вторых, государство может оказывать поддержку через реализацию инфраструктурных проектов в развитии сельских территорий и улучшении условий жизни сельского населения [7; 8; 9]. Инфраструктурные проекты включают в себя строительство и ремонт дорог, мостов, сетей водоснабжения и канализации, электрификации, создание сельскохозяйственных производств, а также модернизацию уже имеющейся инфраструктуры.
Улучшение качества производственной и социальной инфраструктуры на сельских территориях способствует повышению уровня жизни местных жителей, повышает доступ к рынкам сбыта и сырьевым ресурсам, а также повышает производительность труда в сельском хозяйстве. Благодаря развитой инфраструктуре, сельские предприниматели имеют возможность быстрее доставлять произведенную у себя сельскохозяйственную продукцию на рынки сбыта, а агропромышленные организации имеют потенциал для увеличения своей производственной мощности, что будет способствовать экономическому росту сельских территорий.
Для реализации данной поддержки государство выделяет бюджетные средства, а также привлекает инвестиции и заемные средства. Кроме того, осуществляется мониторинг реализации проектов и оценка их эффективности, что помогает оптимизировать использование государственных ресурсов.
Важным аспектом государственной поддержки в развитии сельских территорий является участие общественности и местных жителей в процессе планирования и реализации инфраструктурных проектов. Одним из наиболее популярных примеров в регионах РФ является проект инициативного бюджетирования «Вам решать»/. Это способствует учету потребностей и мнений жителей сельской местности, а также повышает эффективность реализуемых проектов, что приводит к улучшению качества жизни населения на сельских территориях. Реализация подобных проектов является фундаментальной составляющей устойчивого развития сельских территорий.
Третий аспект государственной поддержки -это развитие образования и науки в сельском хозяйстве и на сельских территориях [10; 11; 12]. Государство может финансировать исследования, обучение сельскохозяйственных работников и создание инновационных технологий, повышающих произ-
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]
водительность труда качество получаемой сельскохозяйственной продукции.
Образование и наука в этом секторе имеют большое значение, поскольку позволяют сельским жителям осваивать новые знания и навыки, применять инновационных технологий, улучшать методы ведения сельскохозяйственного производства и повышать квалификацию.
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий через образование и науку можно выделить несколько направлений деятельности.
В первую очередь, это обеспечение доступа к качественному образованию для сельских жителей, включая сельские школы и учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, которые дают сельскому населению подходящего возраста получить высшее или профессиональное образование без необходимости уезжать в районный центр или город. Это способствует укреплению социальной и культурной жизни на селе, а также удержанию молодых людей в сельской местности.
Примером успешной реализации данного направления является опыт создания ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (Княгининский университет) в городе Княгинино Нижегородской области [13]. Данный университет находится не в областном центре, а максимально приближен по расположению к сельским территориям.
Другим важным направлением государственной поддержки третьего аспекта является поддержка научных исследований в отраслях сельского хозяйства, включая агротехнику, экологию и другие смежные области. Разработка инновационных методов земледелия, увеличения урожайности, сокращения использования химических средств защиты и внесения удобрений способствует улучшению экологической обстановки сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
Заключительным направлением данного аспекта, является реализация мер государственной поддержки агропредпринимателей, обучение их современным (эффективным) методам управления фермерскими хозяйствами, использованию современной, ресурсосберегающей техники и технологиям, а также развитию навыков маркетинга.
Четвертый аспект. Государственная поддержка может быть направлена на социальную защиту сельских жителей, которые, как правило, имеют
ограниченные возможности для повышения доходов и доступа к социальным услугам по сравнению с городским населением. Поэтому социальная защита является необходимым инструментом для поддержки их жизненных условий.
В рамках данного аспекта государство предоставляет различные виды поддержки, такие как социальные пособия, медицинская помощь, образовательные программы, жилищное обеспечение. Данные меры в первую очередь направлены на повышение уровня жизни на сельских территориях и благополучия.
Главной целью реализуемых направлений данной поддержки является сокращение социально-экономических различий между городской и сельской местностью. Повышение социальной защищенности сельского населения способствует уменьшению миграционного потока из сельских районов в города, что приводит в том числе к сохранению сельской культуры.
Следует обратить внимание, что вследствие изменения климата и возникновения угроз продовольственной безопасности роль государственной поддержки в функционировании сельского хозяйства и развитии сельских территорий становится все более актуальной. Государство должно принимать меры для смягчения последствий изменения климата, поддержки устойчивого земледелия и развития альтернативных источников энергии.
Меры, направления и инструменты государственной поддержки во многом зависят от политического курса страны. Для доказательства этого приведем характеристику и сравнение государственной поддержки в различных странах и образованиях.
Обсуждение
В РФ государственная поддержка отраслей сельского хозяйства осуществляется через различные меры, включая субсидии на процентные ставки кредитов, компенсации затрат на топливо, семена и удобрения, а также программу развития сельских территорий и другие экономические инструменты [14; 15]. Наиболее подробно реализуемые в РФ направления были раскрыты выше.
Государственная поддержка сельского хозяйства в США [16; 17; 18] и Европейском союзе (ЕС) [19; 20; 21] представляет собой сложную систему программ и мер, направленных на обеспечение устойчивости и развития аграрного сектора. Поддержка осуществляется через различные формы, включая субсидии, страхование, программы развития сельских районов и другие комплексные меры.
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Важно выделить, что в США одной из основных форм прямой государственной поддержки являются сельскохозяйственные субсидии. Эти субсидии предоставляются фермерам в виде прямых платежей, которые компенсируют убытки от неблагоприятных погодных условий, колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию и других рискованных факторов.
Например, программы Сельскохозяйственного закона США предусматривают следующие виды сельскохозяйственных субсидий, таких как программы поддержки цен, программы страхования урожаев и платежи за охрану окружающей среды, направленные на поощрение реализации устойчивых практик в отраслях сельского хозяйства.
В странах Европейского союза реализуется комплексная система государственной поддержки, включающая в себя механизмы субсидирования, страхования, гранты на развитие сельского хозяйства и программы содействия развитию сельских территорий.
Например, общая сельскохозяйственная практика (ОСП) ЕС включает прямые платежи фермерам, которые подразделяются на основные платежи и платежи за развитие сельских районов. Основные платежи ориентированы на обеспечение доходности сельскохозяйственных организаций, в то время как платежи за развитие сельских районов направлены на диверсификацию сельскохозяйственной деятельности и улучшение состояния окружающей среды.
Помимо этого, в ЕС существуют программы поддержки для молодых фермеров, финансовая помощь для внедрения экологических стандартов и внедрение методов ресурсосберегающего производства, а также гранты на инновации и развитие новых технологий в сельском хозяйстве.
Обе системы государственной поддержки сельского хозяйства в США и ЕС включают в себя программы страхования урожаев и поголовья сельскохозяйственных животных, которые помогают фермерам защитить размеры своего производства от рисков, связанных с неблагоприятными погодными условиями, болезнями растений и животных, или другими чрезвычайными ситуациями.
В то же время следует обозначить различия в формах государственной поддержки сельского хозяйства в США и ЕС. В США более акцентировано внимание на компенсацию убытков от рисков, связанных с ценами и погодно-климатическими условиями. В то же время в странах ЕС больший упор делается на обеспечение устойчивого развития
сельских территорий, охрану окружающей среды и поддержку молодых и начинающих фермеров.
В целом можно резюмировать, что прямая государственная поддержка в РФ, США и ЕС представляет собой многогранный динамичный процесс, направленный на обеспечение стабильности и устойчивости аграрного сектора, а также на развитие сельских территорий в соответствии с уникальными характеристиками каждой.
Заключение
Несмотря на положительный и значимый вклад государственной поддержки в функционирование сельского хозяйства и развитие сельских территорий в РФ, следует выделить и существующие недостатки, сформированные различными факторами макро- и микроуровня.
1. Недостаточный размер финансирования. Государственная поддержка сельского хозяйства и сельских территорий должна быть комплексной и системной, охватывающей все направления. Только при реализации комплексной программы мероприятий поддержки можно получить значимый эффект.
2. Низкий уровень обновления инфраструктурных объектов на сельских территориях, что затрудняет развитие сельского хозяйства и создает препятствия для жизни и работы людей на селе.
3. Недостаточный уровень использования современных технологий, что снижает уровень производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
4. Неэффективные механизмы поддержки для всех категорий хозяйствования. Некоторые меры поддержки сельского хозяйства, такие как предоставление субсидий и возмещение процентных ставок по кредитам, не для всех являются эффективными из-за механизма их предоставления. Также высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им получать необходимый размер новых кредитов, а соответственно, они не могут воспользоваться данной мерой поддержки в полной мере.
В заключении можно сделать вывод, что государственная поддержка функционирования сельского хозяйства и развития сельских территорий играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий и повышения жизненного уровня населения. Государственные программы и меры поддержки, такие как субсидии, льготы и инвестиции, способствуют улучшению состояния инфра-
VWWWWW рргипнл пкнля и птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И о 1 ГАСЛЕРАЯ жипимпкА
структуры, модернизации производства, повышению качества выпускаемой сельскохозяйственной продукции и обеспечению доступности к услугам на сельских территориях.
Кроме того, государственная поддержка способствует созданию новых рабочих мест, укреплению социальной стабильности и сохранению сель-
ской культуры и национальных традиций. Но для эффективного использования государственных ресурсов необходимо разрабатывать и реализовывать комплексную стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий, учитывающую особенности каждого региона и потребности сельских территорий в них.
Примечания:
1 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 8 сентября 2023 г.).
2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/cbb/9akonjghz51nj8415ixtj0dlayfs95mh.pdf (дата обращения 8 сентября 2023 г.).
3 Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/ (дата обращения 8 сентября 2023 г.).
4 Грант Начинающий фермер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moigektar.ru/documents/farmer (дата обращения 8 сентября 2023 г.).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Виноградова А. С. Роль государственной поддержки сельского хозяйства в обеспечении экономической и продовольственной безопасности страны // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2013. № 15 (20). С. 100-103. EDN SEOQNT.
2. Пронина Ю. Ю., Сенаторов Д. В., Бахтеева М. Р. Ресурсный потенциал аграрного сектора в системе обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. 2020. Т. 7. № 2. С. 139-148. DOI 10.18334/ррШ.7.2.110212. EDN DCNHNE.
3. Чирухин А. В. Актуальные проблемы и перспективы агропромышленного комплекса России // Прогрессивная экономика. 2021. № 9. С. 21-31. DOI 10.54861/27131211_2021_9_21. EDN 2ЕИ72и.
4. Огородников П. И., Спешилова Н. В., Спешилова И. В. Роль государственных инвестиций в молочное скотоводство при обеспечении продовольственной безопасности региона (на примере Оренбургской области) // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т. 9. № 3 (59). С. 308-317. EDN LHCLQR.
5. Рахматуллин Ю. Я., Ахмедина Г. Б., Кузяшев А. Н., Насретдинова З. Т. Влияние субсидии на формирование финансовых результатов в сельском хозяйстве // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 204-208. DOI 10.25683/VOLBI.2020.50.141. EDN JFYMBR.
6. Никулина Ю. Н. Влияние аграрных субсидий на сельскую занятость // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 4. С. 53-62. DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-4-53-62. EDN
7. Крутикова В. В., Бойков А. В., Валов С. О. Транспортная инфраструктура сельских территорий как элемент комплексного развития // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4. EDN MSDCFZ.
8. Александрова Ю. С. Социальная инфраструктура сельских территорий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2023. Т. 2. С. 199-202. EDN DSFOTW.
9. Ермоленко О. Д. Уточнение целевых показателей инфраструктурного обеспечения воспроизводства человеческого капитала сельскохозяйственного производства // Учет и статистика. 2023. Т. 20. № 2. С. 31-42. DOI 10.54220/1994-0874.2023.80.97.004. EDN WEFKEC.
10. Братарчук Т. В. Развитие сельских территорий России в условиях децентрализации управления: состояние, проблемы, перспективы // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 3В. С. 363-371. EDN XWNSFI.
11. Герасимов А. Н., Скрипниченко Ю. С., Скрипниченко В. Ю. Статистический анализ результатов функционирования сферы образования в сельских регионах // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 54-59. EDN PQSSTH.
Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). C. 102-110. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 102-110. ISSN 2227-9407 (Print)
^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_
12. Рубцова В. Н., Ильинская Е. В. Профессиональное образование как фактор непрерывного развития АПК // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2013. № 3. С. 94-96. EDN PXOZFR.
13. Ганин Д. В., Смирнов А. Н., Касимова Ж. В., Воронов Е. В., Провалёнова Н. В., Суслов С. А., Пап-цов А. Г., Митин С. Г., Полунин Г. А., Сысоев Г. В., Шамин А. А., Фролова О. А., Шамин А. Е, Кирилов М. Н., Широкова Л. В., Шкилев Н. П., Шамин Е. А., Солдатов А. А., Рейн А. Д., Ильичев В. В., Козлов С. Н. Модель университета комплексного развития сельских территорий (на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, г. Княгинино). Княгинино : НГИЭУ, 2023. 52 с. ISBN 978-5-91592112-1
14. Козырь Н. С. Стратегия пространственного развития: проблемы идентификации перспективных экономических специализаций субъектов РФ // Экономические стратегии. 2021. Т. 23. № 2 (176). С. 16-21. DOI 10.33917/es-2.176.2021.16-21. EDN PPLLCM.
15. Овсиенко А. Н. Место государственной поддержки в развитии сельского хозяйства // Экономический вестник университета. 2017. № 35-1. С. 53-59. EDN ZXQVVX.
16. Дабиева У. М. Анализ системы управления сельским хозяйством в США // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 10. С. 12-19. EDN YPPYVC.
17. Малахов И. Н. Диверсификации рынков сбыта компании на примере вхождения в экономическое пространство ЕС // Прогрессивная экономика. 2022. № 9. С. 5-14. DOI 10.54861/27131211_2022_9_5. EDN KBNQPI.
18. Дабиева У. М. О государственном регулировании агропромышленного комплекса США // Вестник современных исследований. 2018. № 8.2 (23). С. 27-31. EDN VJPOMG.
19. Кузьмин В. Н. Опыт поддержки виноградарства в Европейском союзе // Садоводство и виноградарство. 2020. № 1. С. 49-57. DOI 10.31676/0235-2591-2020-1-49-57. EDN CCZUKY.
20. Дюсюпова А. Д. Современное состояние правового регулирования аграрной политики в государствах - членах евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2019. № 5. С. 3-7. EDN IIGCQH.
21. Черепанова Д. М., Никулина Ю. Н., Янбых Р. Г. Оценка уровня государственной поддержки АПК в России и странах Европейского союза // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2022. Т. 23. № 5. С. 740-750. DOI 10.30766/2072-9081.2022.23.5.740-750. EDN IZHAMN.
Дата поступления статьи в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023;
принята к публикации 28.12.2023.
Информация об авторе:
А. С. Сибиряев - к.пол.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Spin-код: 8698-4602.
REFERENCES
1. Vinogradova A. S. Rol' gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo khozyaystva v obespechenii ekonomicheskoy i prodovol'stvennoy bezopasnosti strany [The role of state support for agriculture in ensuring the economic and food security of the country], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta [Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University], 2013, No. 15 (20), pp. 100-103, EDN SEOQNT.
2. Pronina Yu. Yu., Senatorov D. V., Bakhteeva M. R. Resursnyy potentsial agrarnogo sektora v sisteme obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Resource potential of the agricultural sector in the system of ensuring food security in Russia], Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost' [Food Policy and Security], 2020, Vol. 7, No. 2, pp. 139-148, DOI 10.18334/ppib.7.2.110212, EDN DCNHNE.
3. Chirukhin A. V. Aktual'nyye problemy i perspektivy agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Current problems and prospects of the agro-industrial complex of Russia], Progressivnaya ekonomika [Progressive Economics], 2021, No. 9, pp. 21-31, DOI 10.54861/27131211_2021_9_21, EDN ZERZZU.
4. Ogorodnikov P. I., Speshilova N. V., Speshilova I. V. Rol' gosudarstvennykh investitsiy v molochnoye skotovodstvo pri obespechenii prodovol'stvennoy bezopasnosti regiona (na primere Orenburgskoy oblasti) [The role of public investment in dairy cattle breeding in ensuring food security of the region (on the example of the Orenburg re-
VWWWWW рргипнл пкнля и птрл гtwra я чwnнпмшел VWWWWW
¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА
gion)], Nauchnoye obozreniye: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2019, Vol. 9, No. 3 (59), pp. 308-317, EDN LHCLQR.
5. Rakhmatullin Yu. Ya., Akhmedina G. B., Kuzyashev A. N., Nasretdinova Z. T. Vliyaniye subsidii na formi-rovaniye finansovykh rezul'tatov v sel'skom khozyaystve [The influence of subsidies on the formation of financial results in agriculture], Biznes. Obrazovaniye. Pravo. [Business. Education. Right], 2020, No. 1 (50), pp. 204-208, DOI 10.25683/VOLBI.2020.50.141, EDN JFYMBR.
6. Nikulina Yu. N. Vliyaniye agrarnykh subsidiy na sel'skuyu zanyatost' [The influence of agricultural subsidies on rural employment], Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 4, pp. 53-62, DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-4-53-62, EDN PPVNEN.
7. Krutikova V. V., Boykov A. V., Valov S. O. Transportnaya infrastruktura sel'skikh territoriy kak element kompleksnogo razvitiya [Transport infrastructure of rural areas as an element of comprehensive development], Nauka i Obrazovaniye [Science and Education], 2021, Vol. 4, No. 4, EDN MSDCFZ.
8. Aleksandrova Yu. S. Sotsial'naya infrastruktura sel'skikh territoriy v obespechenii ustoychivogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Social infrastructure of rural areas in ensuring sustainable development of the Russian Federation], Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki: tendentsii i perspektivy [Innovative development of the economy: trends and prospects], 2023, Vol. 2, pp. 199-202, EDN DSFOTW.
9. Ermolenko O. D. Utochneniye tselevykh pokazateley infrastrukturnogo obespecheniya vosproizvodstva che-lovecheskogo kapitala sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [Clarification of target indicators of infrastructure support for the reproduction of human capital in agricultural production], Uchet i statistika [Accounting and Statistics], 2023, Vol. 20, No. 2, pp. 31-42, DOI 10.54220/1994-0874.2023.80.97.004, EDN WEFKEC.
10. Bratarchuk T. V. Razvitiye sel'skikh territoriy Rossii v usloviyakh detsentralizatsii upravleniya: sostoyaniye, problemy, perspektivy [Development of rural territories of Russia in conditions of decentralization of management: state, problems, prospects], Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava [Issues of Russian and international law], 2022, Vol. 12, No. 3B, pp. 363-371. EDN XWNSFI.
11. Gerasimov A. N., Skripnichenko Yu. S., Skripnichenko V. Yu. Statisticheskiy analiz rezul'tatov funktsion-irovaniya sfery obrazovaniya v sel'skikh regionakh [Statistical analysis of the results of the functioning of the education sector in rural regions], Yestestvenno-gumanitarnyye issledovaniya [Natural-humanitarian studies], 2022, No. 44 (6), pp. 54-59, EDN PQSSTH.
12. Rubtsova V. N., Ilyinskaya E. V. Professional'noye obrazovaniye kak faktor nepreryvnogo razvitiya APK [Vocational education as a factor in the continuous development of the agro-industrial complex], Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N. I. Vavilova [Bulletin of the Saratov State Agrarian University named after. N. I. Vavilova], 2013, No. 3, pp. 94-96, EDN PXOZFR.
13. Ganin D. V., Smirnov A. N., Kasimova Zh. V., Voronov E. V., Provalenova N. V., Suslov S. A., Paptsov A. G., Mitin S. G., Polunin G. A., Sysoev G. V., Shamin A. A., Frolova O. A., Shamin A. E., Kirilov M. N., Shirokova L. V., Shkilev N. P., Shamin E. A., Soldatov A. A., Rein A. D., Ilyichev V. V., Kozlov S. N. Model' uni-versiteta kompleksnogo razvitiya sel'skikh territoriy (na primere Nizhegorodskogo gosudarstvennogo inzhenerno-ekonomicheskogo universiteta, g. Knyaginino) [Model of the university for integrated development of rural areas (on the example of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino)], Knyaginino: NGIEU, 2023. 52 p. ISBN 978-5-91592-112-1.
14. Kozyr N. S. Strategiya prostranstvennogo razvitiya: problemy identifikatsii perspektivnykh ekonomich-eskikh spetsializatsiy sub"yektov RF [Spatial development strategy: problems of identifying promising economic specializations of the constituent entities of the Russian Federation], Ekonomicheskiye strategii [Economic strategies], 2021, Vol. 23, No. 2 (176), pp. 16-21, DOI 10.33917/es-2.176.2021.16-21, EDN PPLLCM.
15. Ovsienko A. N. Mesto gosudarstvennoy podderzhki v razvitii sel'skogo khozyaystva [The place of state support in the development of agriculture], Ekonomicheskiy vestnik universiteta [Economic Bulletin of the University], 2017, No. 35-1, pp. 53-59, EDN ZXQVVX.
16. Dabieva U. M. Analiz sistemy upravleniya sel'skim khozyaystvom v SSHA [Analysis of the agricultural management system in the USA], Nauchnoye obozreniye: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2017, No. 10, pp. 12-19, EDN YPPYVC.
Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). C. 102-110. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 102-110. ISSN 2227-9407 (Print)
^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг
Jjfyify^^^p^^ REGlONAL AND JCLl ORAL ECONOMlCS_
17. Malakhov I. N. Diversifikatsii rynkov sbyta kompanii na primere vkhozhdeniya v ekonomicheskoye pros-transtvo YES [Diversification of a company's sales markets using the example of entering the EU economic space], Progressivnaya ekonomika [Progressive Economics], 2022, No. 9, pp. 5-14, DOI 10.54861/27131211_2022_9_5, EDN KBNQPI.
18. Dabieva U. M. O gosudarstvennom regulirovanii agropromyshlennogo kompleksa SSHA [On state regulation of the US agro-industrial complex], Vestnik sovremennykh issledovaniy [Bulletin of modern research], 2018, No. 8.2 (23), pp. 27-31, EDN VJPOMG.
19. Kuzmin V. N. Opyt podderzhki vinogradarstva v Yevropeyskom soyuze [Experience in supporting viticulture in the European Union], Sadovodstvo i vinogradarstvo [Gardening and viticulture], 2020, No. 1, pp. 49-57, DOI 10.31676/0235-2591-2020-1-49-57, EDN CCZUKY.
20. Dyusyupova A. D. Sovremennoye sostoyaniye pravovogo regulirovaniya agrarnoy politiki v gosudarstvakh - chlenakh yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Current state of legal regulation of agricultural policy in the member states of the Eurasian Economic Union], Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo [International public and private law], 2019, No. 5, pp. 3-7, EDN IIGCQH.
21. Cherepanova D. M., Nikulina Yu. N., Yanbykh R. G. [Assessment of the level of state support for the agro-industrial complex in Russia and the countries of the European Union], Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [Agricultural Science of the Euro-North-East], 2022, Vol. 23, No. 5, pp. 740-750, DOI 10.30766/20729081.2022.23.5.740-750, EDN IZHAMN.
The article was submitted 21.11.2023; approved after reviewing 25.12.2023; accepted for publication 28.12.2023.
Information about the author: A. S. Sibiryaev - Ph. D. (Politic), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Spin-code: 8698-4602.