I. Экономика и социально-экономическое развитие
Большого Алтая
Для цитирования: Беспалый С.В. Государственная поддержка развития и интеграции аграрного бизнеса Казахстана и России // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2020/2/articles/1_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2020.02.001
УДК 338.2
JEL Classification: Q13 ORCID: 0000-0002-7462-5340
Государственная поддержка развития и интеграции
аграрного бизнеса Казахстана и России
С.В. Беспалый1
1 Инновационный Евразийский университет, г.Павлодар, Казахстан E-mail: [email protected]
1. Введение
Хотя значительная часть экономического роста Республики Казахстан обеспечивается ее нефтегазовым сектором, страна также вошла в десятку крупнейших мировых экспортеров пшеницы и муки.
Направление политического реагирования Казахстана на эти возможности и вызовы закреплено в ряде стратегических документов, выпущенных аппаратом президента и его кабинетом министров. В декабре 2012 года Президент Н. Назарбаев объявил о новой долгосрочной стратегии («Казахстан 2050»), за которой последовала отраслевая программа «Программа развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы (Агробизнес 2020), принятая в феврале 2013 года. В то время как цель всеобъемлющей стратегии «Казахстан 2050» — сделать Казахстан к 2050 году одной из 30 наиболее развитых стран мира, единственная цель «Агробизнес-2020» — «создать условия для повышения конкурентоспособности» агробизнеса в Казахстане. С этой целью общий бюджет в размере около 3,1 триллиона тенге (17 миллиардов долларов США) был выделен для расходов до 2020 года. Подавляющая часть этого бюджета составляет государственное финансирование затрат на сельскохозяйственные культуры, закупку кормов, пополнение поголовья скота и льготный доступ к капиталу для сельскохозяйственных производителей. Кроме того, запланированы расходы на фитосанитарные и ветеринарные услуги, а также на государственные исследования и разработки (НИОКР).
Бюджетные приоритеты дают ясное представление о путях достижения целей развития агробизнеса — массовое субсидирование ключевых производственных факторов, которые считаются необходимыми для решения государственных задач. Это относится к финансированию всех видов переменных ресурсов (топливо, семена, удобрения, средства защиты растений, корма) и постоянных факторов (животноводство, основной капитал), на которые уходит почти 75% бюджета.
Субсидирование сельского хозяйства является одним из важнейших аспектов государственной финансовой поддержки. Средства, выделенные государством сельскохозяйственному сектору, должны использоваться максимально эффективно и строго целенаправленно. Современные подходы к субсидированию казахстанского сельского хозяйства имеют некоторые недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность хозяйствующих субъектов.
Для повышения урожайности и качества государство поддерживает сельское хозяйство за счет субсидий, кредитов, налоговых льгот, а также информационных и маркетинговых ресурсов [1, 2, 3]. Производители покупают горюче-смазочные материалы по льготным ценам во время весенних и уборочных работ. Существуют субсидии для приоритетных культур, а затраты на выращивание культур в защищенном грунте частично компенсируются. Традиционно субсидируют закупки удобрений, гербицидов, биологических агентов и препаратов, защищающих сельскохозяйственные культуры от вредителей и болезней.
Животноводческим предприятиям также оказывается поддержка. Фермеры получают компенсацию затрат на селекцию, разведение, повышение качества домашнего скота. Перерабатывающие предприятия финансируются в части приобретения сельскохозяйственного сырья для глубокой переработки
Наряду с вышесказанным, существует несколько общих инструментов поддержки, которые включают финансовую реструктуризацию, инвестиционное финансирование, низкие проценты и страхование кредитов.
Материалы и методы
Исследование посвящено сельскохозяйственному бизнесу всех форм собственности в Казахстане и России. Теория государственной финансовой поддержки агробизнеса в условиях интеграции изучалась с помощью сравнительного анализа и обобщения. Логический метод использовался для выявления особенностей и качеств этих процессов и явлений. Синтетический метод и статистический анализ использовались для количественной оценки текущего развития сельскохозяйственного бизнеса, выявления актуальных проблем и определения путей продвижения вперед.
[4, 5].
Наука и образование Большого Алтая»
5
Результаты исследований
В Казахстане субсидии выделяются областной администрацией. Анализ показывает, что их количество ежегодно растет по всем их видам и формам. В 2019 году общий объем сельскохозяйственных субсидий увеличился на 9,4 % к 2013 году. Прямая государственная поддержка (желтая корзина ВТО) увеличилась в 3,7 раза, а косвенная — уменьшилась в 3,8 раза.
В 2019 году прямая государственная финансовая поддержка достигла 42,3% для растениеводства, 39,2% — для разведения крупного рогатого скота, 18,5% — для других секторов и 81,5% — для всего сельского хозяйства. Доля прямой государственной поддержки в валовом сельскохозяйственном продукте составила 4,3% [6]. Доля субсидий в валовой продукции всех сельскохозяйственных предприятий составила 3,3% и 4,4% для сельскохозяйственных организаций. Субсидии сельскохозяйственным организациям увеличились на 29,6% в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Доля субсидий сельскохозяйственным организациям в валовом сельскохозяйственном продукте достигла 4,3% в 2019 году, в том числе: 2,9% для выращивания сельскохозяйственных культур, 12,9% для животноводства, 4,8% для сельскохозяйственных предприятий (из них 2,9% для обрамления сельскохозяйственных культур и 16,0% для животноводства), 3,9% для крестьянских хозяйств (2,7% — растениеводство, 10% — животноводство) [7].
Доли субсидий на разные виды продукции нормативно различны для разных регионов Казахстана. Субсидии на улучшение производства всех видов скота составили 21 137 млн тенге, увеличившись на 12,1% к уровню 2018 года, в том числе 3 813 млн тенге (88,9%) на говядину, 1 230 млн тенге (31,7%) на свинину, 70 млн тенге (25%) для шубата (кисломолочный напиток из верблюжьего молока), 6 752 млн тенге (30,2%) для птицы, 1 547 млн тенге (41,2%) для грубого и сочного корма.
Высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости наряду с неэластичным потребительским спросом снижают сельскохозяйственные показатели, поэтому государство должно гарантировать средний доход фермеров [8, 9]. Субсидирование направлено на повышение эффективности сельского хозяйства: урожайности и продуктивности животноводства, объемов производства и переработки, окупаемости и качества продукции, чтобы производители получали минимальный доход и обеспечивали продовольственную безопасность.
Недостатки в субсидировании закупок горюче-смазочных материалов и других материалов для сева и уборки урожая:
— средства выделяются на 1 га сельскохозяйственных культур, а не на единицы продукции (противоречит принципу «затраты-выгоды»);
— сроки применения и способ принятия культур различными комиссиями усложняются бюрократическими процедурами (заставляет производителей отказываться от поддержки правительства);
— существующий способ оплаты за район (ослабляются стимулы производства).
Развитие сельского хозяйства финансируется непосредственно из государственного бюджета. Анализ влияния государственных субсидий на производительность в сельском хозяйстве показал, что средства, выделяемые на 1 га сельскохозяйственных культур, снижают затраты: на 4% для картофеля, выращенного с помощью традиционного полива; на 6% — для картофеля, выращенного с помощью капельного орошения; на 3,4% — для овощей в открытом грунте с поливом через борозды и на 4,5% — при капельном орошении; на 4-5% — для посевов в защищенном грунте и на 12% — при осеннем и весеннем обслуживании.
Субсидирование позволяет производителям лучше оборудовать свои предприятия, использовать более производительные технологии и породы. Очевидно, что существующий метод субсидирования далек от совершенства. Сельскохозяйственные кооперативы по заготовке, переработке и обслуживанию будут поддерживаться правительством в финансовом и ином порядке.
Финансовая поддержка заключается в аренде сельскохозяйственной техники и оборудования, инвестициях в ее приобретение, субсидировании процентов, подлежащих уплате по сельскохозяйственным кредитам и аренде, субсидировании внутреннего аудита кооперативов, а также упрощении как кредитования, так и лизинга через национальный управляющий холдинг «КазАгро».
Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий осуществляется в соответствии с ранее принятыми обязательствами. Кроме того, будут изменены правила субсидирования процентной ставки. Сельскохозяйственные предприятия с просроченной задолженностью свыше 90 календарных дней будут немедленно исключены из программы реабилитации.
Субсидирование процентных ставок по лизинговым и денежным кредитам не предполагает быстрого притока инвестиций из банковского сектора.
С 2017 года процентные субсидии на кредиты и лизинг, предоставленные на срок более 2 лет, заменены субсидированием инвестиционных затрат, в то время как субсидии на объекты оборотного капитала сроком до 1 года сохранены. Высвобожденные средства используются для финансирования инвестиций сельскохозяйственных предприятий.
Таким образом, в 2017-2021 годах на развитие сельского хозяйства из государственного и местных бюджетов Казахстана будет потрачено 1 692 млрд тенге. Доля посевных и уборочных кампаний составляет 6,1%, овощеводство в защищенном грунте — 0,7%, многолетние фрукты и лоза — 0,1%, минеральные удобрения — 4,3%, производство семян — 1,8%,
Наука и образование Большого Алтая»
пестициды и биологические агенты — 7,8%, кредитование на посев и сбор урожая всех культур — 18,6%.
Субсидирование растениеводства достигнет: 40,2%, затраты на развитие животноводства — 24,1%; переработка подсолнечника и сахарной свеклы — 4,1%; молоко — 0,9%; процентные субсидии на реабилитацию сельскохозяйственного бизнеса, утвержденные в 2013-2015 годах — 6,2%; частичная компенсация инвестиций сельхозпредприятий — 14,7%.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства на 2017-2021 годы (Указ Президента Казахстана №420 от 14 февраля 2017 года) общая государственная поддержка сельского хозяйства в 2021 году увеличится на 2,1% по сравнению с 2017 годом. Прямая поддержка возрастет на 1,6%, непрямая — на 0,5% [10].
Основными целями Казахстана и России являются модернизация и диверсификация, повышение конкурентоспособности, переключение взаимной торговли с ресурсов на товары более высоких степеней передела. Для интеграции сельскохозяйственных секторов должна быть проведена скоординированная (унифицированная) политика определения оптимальных количеств и видов продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Это позволит эффективно использовать ресурсную базу двух стран для оптимизации объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщения рынка, увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции.
Самые высокие цены на сельхозпродукцию — в России, самые дешевые экономические ресурсы — в Казахстане. В результате объемы и способы государственной поддержки в этих странах значительно различаются. В целом, свод правил государственной поддержки создаст благоприятные условия для взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, в то время как сокращение некоторых видов этой поддержки будет способствовать формированию более конкурентной среды [11, 12].
Одним из важнейших показателей государственной поддержки является финансирование цен на сельхозпродукцию из бюджета. Он показывает отношение всех ценовых субсидий к ценам производителей.
Доля прямой поддержки (желтой корзины) составляет 74% в Канаде, 79% — в Японии, 87% — в Корее, 91% — в Норвегии, 91% — в Турции, 40% — в США, 88% — в России и 68% — в Казахстане.
Субсидирование сельского хозяйства правительствами России и Казахстана на единицу продукции не позволяет поместить субсидии в «желтую корзину», регулируемую правилами ВТО. Поэтому субсидии должны рассчитываться исходя из объемов продукции по основным площадям под посевы и средней урожайности, продуктивности скота за последние 3 года.
Целесообразно субсидировать выращивание урожая пополам: 50% до начала года и 50% по мере поступления продукции. В животноводстве это зависит от уровня производства. Закупочные цены на продукцию,
реализуемую в государственный резерв, субсидируются до 30%, что обеспечивает доходность наиболее важных товаров. Сельскохозяйственная техника также должна субсидироваться: тракторы — на 35%, зерноуборочные комбайны — на 40%, другие машины — на 30% от их стоимости, запчасти — на 10% от стоимости их производства, доставки и хранения.
В Казахстане деформирующие торговлю меры принимаются с учетом местных бюджетов. Они компенсируют энергоресурсы, минеральные удобрения, семена и т.д. Субсидируются затраты на долговое финансирование (животноводство, производство элитных семян) и страховые возмещения. В России субсидии также покрывают страховые возмещения и долговое финансирование. Согласно данным, предоставленным в России и Казахстане, соответствующие обязательства выполняются, однако есть существенные структурные различия. В Казахстане 1 га сельскохозяйственных культур получает 87 долл. государственного финансирования, в России — 78 долл.
Единая государственная поддержка является одним из важнейших направлений развития сельского хозяйства. Требуется новый метод планирования допустимого уровня государственной поддержки в России и Казахстане [14, 15]. В таблице 1 представлены некоторые данные позволяющие сделать выводы, что интеграция в рамках двусторонних поддерживающих мер развития аграрного сектора имеют тенденцию к росту.
Таблица 1.
Показатели государственной поддержки агробизнеса в России и Казахстане
Table 1.
Indicators of state support for agribusiness in Russia and Kazakhstan
Показатели Россия Казахстан
Отраслевые параметры развития и механизмы регулирования агропромышленной деятельности предусмотрены программными документами: Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г, Доктриной продовольственной безопасности РФ Государственной программой развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021годы (Постановление Правительства РК от 12.07.2018 г. №423)
Прогнозирование в агропромышленном комплексе: Утвержден перечень индикативных показателей развития агропромышленного комплекса
Утверждена методология расчета сводных прогнозных балансов спроса и предложения по основным сельскохозяйственным товарам (зерно, мясо, молоко, сахар, яйцо, растительные масла, картофель, овощи, фрукты), и сельскохозяйственному сырью для легкой промышленности (льноволокно, кожевенное сырье, хлопковолокно, шерсть)
Государственная поддержка сельского хозяйства Утверждена методология расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю
Утвержден порядок выплаты компенсации в случае нарушения обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства
Ежегодный темп роста производства продукции сельского хозяйства 120,6% 124,3%
Объем взаимной торговли к 2019 г., в млн. долл. 2931 596
Показатели Россия Казахстан I
Уровень продовольственной 88,2 81,9
обеспеченности, %
Как уже отмечалось, в России самые высокие цены продажи, в то время как экономические ресурсы самые дешевые в Казахстане. В результате объемы и способы государственной поддержки в России и Казахстане значительно различаются. Свод правил государственной поддержки создаст благоприятные условия для взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, а сокращение некоторых видов поддержки будет способствовать формированию более конкурентной среды.
Выводы
1. Правительство Казахстана должно координировать и контролировать процесс модернизации агробизнеса. Это означает предоставление сектору беспристрастных, надежных и высококачественных государственных услуг, обеспечение выявления слабых звеньев в развитии пищевых технологий и стимулирование частных предпринимателей к их укреплению. Обычно для этого требуются эффективные институциональные механизмы на местном уровне. Такие государственные службы должны быть наделены необходимыми человеческими, финансовыми и политическими ресурсами для гибкой и своевременной поддержки предпринимателей без чрезмерного вмешательства в их индивидуальные решения.
2. В современных условиях разработка и обоснование наиболее целесообразных форм и механизмов агропромышленной интеграции является одним из ключевых направлений исследования аграрно-экономических профилей практически всех стран мира. Интеграция России и Казахстана в области аграрной сферы может быть использована для повышения эффективности государственной финансовой поддержки сельхозпроизводителей со стороны государственных и местных органов власти в других странах. Внедрение единого административного механизма на уровне двух государств поставит сельскохозяйственные предприятия России и Казахстана в равные экономические условия, улучшит их показатели, решит проблему снабжения продовольствием и другие проблемы развития.
Список литературы
[1] Утибаев Б.С., Ахметова Д.Т., Утибаева Г.Б., Жунусова Р.М., Финансовая поддержка сельхозпроизводителей. Проблемы сельхозпроизводителей. №4, 2016. С. 63-70.
[2] Молдашев А.Б. Направления оптимизации взаимодействия Казахстана со странами ЕАЭС в области агропромышленной политики. Проблемы агрорынка. №1, 2017. С. 7-14.
[3] Сигарев М.И. Повышение экспортного потенциала АПК Казахстана на основе инновационного развития. Горное сельское хозяйство. №4, 2019. С.10-13.
[4] Адуков Р.Х. Государственное управление должно обеспечивать полноценную реализацию потенциала села. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. №7, 2018. С.183-189.
[5] Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Н.В. Орлова, Е.В. Серова, Д.В. Николаев и др. ; под ред. Н.В.Орловой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
[6] Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан (2020). [Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан] — Доступно по адресу: http://mgov.kz (доступ 5 сентября 2020 г.).
[7] АО «Национальный управляющий холдинг КазАгро» (2020) [АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»] — Доступно по адресу: http://www.kazagro.kz (доступ 10 сентября 2020 г.).
[8] Utibaev B.S., Zhunusova R.M., Utibaeva G.B. State financial support of development of agriculture in the Republic of Kazakhstan. European Science and Technoloqy: materials of the IV international research and practice conference, Vol. I, Munich, April 10-11, 2018, pablishinq office Vela Vertaq Waldkraiburq - Munich - Germany. 2018. pр. 748-753.
[9] Молдашев А.Б. Проблемы развития аграрного сектора Казахстана в условиях межгосударственной интеграции. «Экономика АПК». Киев. 2015. №6. с. 23-29.
[10] Государственная программа развития сельского хозяйства на 2017-2021 годы [Указ президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №420]. Астана. 2017. 160 с.
[11] Баяндин М.А., Нарынбаева А.С. Совершенствование механизма субсидирования сельскохозяйственного производства в странах ЕАЭС. Вестник «Туран». Алматы. 2017. №4. с. 70-76.
[12] Сигарев М.И., Нарынбаева А.С. Совершенствование государственной поддержки сельсмкохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС. Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. Омск. 2017. №2. с.155-164.
[13] Маслова В.В. Экономические аспекты формирования Евразийского экономического союза в аграрном поле. Экономика сельского хозяйства в аграрной сфере. Экономика сельского хозяйства России. 2016. №7. С. 89-95.
[14] Отешова А.К., Жумагалиева Б.З., Ахметова Г.Т. Тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан. Проблемы агрорынка. Алматы. 2019. №2. с. 34 -41.
[15] Тиреуов К.М., Рахимжанова Г.М. Тенденции развития аграрного сектора Республики Казахстан в условиях модернизации экономики. Проблемы агрорынка. Алматы. 2019. №3. с. 27-34.
References
[1] Utibaev B.S., Ahmetova D.T., Utibaeva G.B., ZHunusova R.M., Finansovaya podderzhka sel'hozproizvoditelej. Problemy sel'hozproizvoditelej. №4, 2016. S. 63-70.
[2] Moldashev A.B. Napravleniya optimizacii vzaimodejstviya Kazahstana so stranami EAES v oblasti agropromyshlennoj politiki. Problemy agrorynka. №1, 2017. S. 7-14.
[3] Sigarev M.I., Povyshenie eksportnogo potenciala APK Kazahstana na osnove innovacionnogo razvitiya. Gornoe sel'skoe hozyajstvo. №4, 2019. S.10-13.
[4] Adukov R.H. Gosudarstvennoe upravlenie dolzhno obespechivat' polnocennuyu realizaciyu potenciala sela. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. №7, 2018.
[5] Innovacionnoe razvitie agropromyshlennogo kompleksa v Rossii. Agriculture 4.0: dokl. k XXI Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2020 g. / N.V. Orlova, E.V. Serova, D.V. Nikolaev i dr. ; pod red. N.V. Orlovoj ; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki».M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2020. 128 s.
128 с.
S.183-189.
Наука и образование Большого Алтая»
[6] Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Respubliki Kazahstan (2020). [Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Respubliki Kazahstan]. Dostupno po adresu: http://mgov.kz (dostup 5 sentyabrya 2020 g.).
[7] AO «Nacional'nyj upravlyayushchij holding KazAgro» (2020) [AO «Nacional'nyj upravlyayushchij holding «KazAgro»] — Dostupno po adresu: http://www.kazagro.kz (dostup 10 sentyabrya 2020 g.).
[8] Utibaev B.S., Zhunusova R.M., Utibaeva G.B. State financial support of development of agriculture in the Republic of Kazakhstan. European Science and Technoloqy: materials of the IV international research and practice conference, Vol. I, Munich, April 10-11, 2018, pablishinq office Vela Vertaq Waldkraiburq - Munich - Germany. 2018. pr. 748-753.
[9] Moldashev A.B. Problemy razvitiya agrarnogo sektora Kazahstana v usloviyah mezhgosudarstvennoj integracii. «Ekonomika APK». Kiev. 2015. №6. s. 23-29.
[10] Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2021 gody [Ukaz prezidenta Respubliki Kazahstan ot 14 fevralya 2017 goda №420]. Astana. 2017. 160 s.
[11] Bayandin M.A., Narynbaeva A.S. Sovershenstvovanie mekhanizma subsidirovaniya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva v stranah EAES. Vestnik «Turan». Almaty. 2017. №4. s. 70 -76.
[12] Sigarev M.I., Narynbaeva A.S. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj podderzhki sel'smkohozyajstvennogo proizvodstva v usloviyah integracii stran EAES. Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika. Omsk. 2017. №2. s.155-164.
[13] Maslova V.V. Ekonomicheskie aspekty formirovaniya Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza v agrarnom pole. Ekonomika sel'skogo hozyajstva v agrarnoj sfere. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2016. №7. S. 89-95.
[14] Oteshova A.K., ZHumagalieva B.Z., Ahmetova G.T. Tendencii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Kazahstan. Problemy agrorynka. Almaty. 2019. №2. s. 34 -41.
[15] Tireuov K.M., Rahimzhanova G.M. Tendencii razvitiya agrarnogo sektora Respubliki Kazahstan v usloviyah modernizacii ekonomiki. Problemy agrorynka. Almaty. 2019. №3. s. 2734.